Золотые скульптуры: древние и современные изделия - JEKATERINBURG.RU

Золотые скульптуры: древние и современные изделия

Золотые скульптуры: древние и современные изделия

С самых древнейших времен люди относились к золоту, как к магическому металлу, приносящему счастье, радость, здоровье. Сам желтый цвет благородного металла в глазах человека был созвучен с цветом солнца, его теплом и светом дающем возможность жизни продолжаться. Из золота делали сакральные предметы, магические талисманы, золотыми были деньги как эквивалент ценности всех материальных благ.

Даже в древнейших государствах нашей планеты золотые скульптуры были чем-то особенным, из ряда вон выходящим. О них складывали легенды, на них приезжали посмотреть, ими гордились не только правители, но и целые народы и континенты.

Чаще всего золотая скульптура (обычно это идол в храме) была призвана демонстрировать мощь державы на страх соседям. Иногда правители стремились задобрить богов в моменты стихийных бедствий или внутренних неурядиц. Подобную роскошь могли себе позволить далеко не все. Интересно, что история часто сообщает о том или ином правителе лишь сам факт их причастности к созданию огромной золотой статуи, что говорит о том, что золотой гигантоманией чаще всего страдали не самые выдающиеся личности.

Древнейшая золотая статуя появилась в Месопотамии, а вернее в Ниневии. Речь идет о скульптуре богини Реи, которая была отлита из 250 тонн золота по приказу легендарной царицы Шаммурамат (Семирамиды).

Большая статуя представляла собой изображение сидящей на троне богини-матери в окружении львов-жертвенников.

Выдающаяся жертва не помогла — правительница пала от руки собственного сына. Наследники статую распилили и переплавили. В Месопотамии все быстро менялось.

Другая монументальная золотая скульптура была создана во времена Позднего времени в Египте. До сих пор достоверность сообщений об этой впечатляющей скульптуре не доказана. Однако в письменных источниках она пересказана несколько десятков раз. Речь идет о гигантском золотом фаллосе, изготовленном по приказу фараона Птолемея Филадельфа в год страшного голода в Египте. Длина этого «изделия» была около 60 метров, диаметр — 3 метра. Скульптура была украшена коронами, а перевозили ее 1000 быков в одной упряжке.

Смысл этой дорогостоящей и странной церемонии легко объясним — этот гигантский символ плодородия был призван умилостивить богов и даровать небывалый урожай. Дальнейшая судьба этого золотого монстра неизвестна.

Золотая Орда в годы своего расцвета также прославилась золотыми изваяниями. Разбогатев после набегов на богатые русские города и обложив их данью, хан Батый приказал всю добычу перевести в золото и выплавить из него две скульптуры коней. Вставив в глазницы золотым коням рубины, повелитель приказал украсить ими городские ворота столицы своей державы.

Менялись столицы, менялись правители, но золотые кони продолжали украшать ворота ханских резиденций. Пропали они во времена Мамая. Судьба их неизвестна. Сохранились лишь легенды будоражащие кровь любителям сокровищ.

Есть золотые скульптуры сохранившиеся до сих пор, а также изготовленные совсем недавно.

В китайском квартале Бангкока хранится изваяние Будды, выполненное из чистого золота еще в 13 веке. Затем статуя считалась утраченной, пока не открылось удивительное: оказывается во время одной из кровавых войн монахи покрыли золотую статую гипсом, чтобы уберечь ее от алчных врагов. Небольшой осколок гипса открыл тайну. Вес золотого будды около 6 тонн, высота 3 метра. Классическое изображение «просветленного» в позе лотоса может осмотреть любой желающий во время больших буддийских праздников.

Скульптурное изображение известной Кейт Мосс под названием «Сирена» изваял известный современный скульптор Марк Куинн. Фигура выполнена из чистого золота, вес — 50 кг. Скульптура изображает знаменитость в сложной позе во время занятия гимнастикой йогов. На сегодняшний день это произведение искусства признано самым дорогим. Оригинал был продан с аукциона без малого за миллион долларов анонимному азиатскому коллекционеру, а копия (не золотая, а бронзовая) находится в Британском музее.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Золотые скульптуры: древние и современные модели

Золото всегда ценилось. В древности ему приписывались магические свойства. Золото ассоциировалось в человеческом сознании с теплом, солнцем и светом. Сейчас этот металл является синонимом роскоши и достатка. Из золота традиционно изготавливают украшения, посуду. Существуют и скульптуры из золота. Сколько таких скульптур в мире и сколько золота потребовалось, чтобы их изваять?

Золотые скульптуры в древнем мире

Стоимость золота была всегда довольно большой, так как оно достаточно редкий металл. Поэтому золотые скульптуры в древности также считались особой ценностью. Они были достоянием и гордостью не только самого скульптора, но и всего народа, государства и даже континента.

О золотых скульптурах расходилась молва по всему свету, на них ехали просто взглянуть и поклониться люди из разных стран. Так скульптуры из золота постепенно обрастали легендами и мифами, наделялись магическими свойствами.

Самыми распространенными вариантами скульптур из золота являлись статуи храмовых идолов. Эти идолы демонстрировали своим видом мощь и богатство государства и его правителя. Установка дорого золотого идола – это еще и способ умилостивить богов, попросить каких-то благ для народа и государства.

Хотя порой золотое изваяние для древнего правителя – это был способ прославиться, увековечить себя. Потомки ведь точно не забудут того, кто изваял огромную золотую статую.

Самые древние золотые скульптуры

Исторические данные свидетельствуют о том, что самая старая золотая скульптура была создана в Ниневии (Месопотамия). Из золота изваяли фигуру богини Реи.

Для ее изготовления понадобилось уникальное количество золота: 250 тонн. Такая грандиозная скульптура была отлита по приказу всем известной царицы Семирамиды. Кстати, именно при ней были созданы знаменитые висячие сады.

Статуя богини Реи предназначалась для жертвоприношений, она была воздвигнута в благодарность за то, что царица Шаммурамат (Семирамида) получила власть. Скульптура представляет собой фигуру богини, окруженную львами. Вот львы, как раз и выполняли роль жертвенников. Стоит сказать, что Семирамида была единственной женщиной-правительницей древнего Востока.

Сначала была установлена статуя, выплавленная из 30 тонн золота. Оказалось, что такой подарок неугоден богам: царица потеряла свою дочь. Поэтому она решилась на более грандиозный проект.

Судьба статуи, как и правительницы, печальна. Правительница погибла от руки собственного сына, а статуя была переплавлена.

Статуи Древнего Египта и Золотой Орды

В Древнем Египте тоже были статуи из золота. Одной из самых выдающихся, согласно письменным египетским источникам, была статуя времен фараона Филадельфа из династии Птолемеев. Статуя представляла собой изображение фаллоса. Диаметр изваяния составлял три метра, а длина 60. Поводом для создания такой своеобразной скульптуры послужил величайший голод в Египте. Был создан символ плодородия, призванный умилостивить богов.

В ханской Золотой Орде тоже любили роскошь. Во времена расцвета Орды хан Батый издал приказ из собранного в качестве дани с русских городов золота изваять статуи двух коней. Глаза у этих коней были рубиновыми.

Кони были установлены у въездных ворот в столицу Золотой Орды. Упоминания о золотых конях сохранились до наших дней. Во времена хана Мамая кони исчезли. До сих пор искатели сокровищ не могут найти эти статуи. Быть может, они уже давно переплавлены.

Читайте также  Скульптура эпохи возрождения: описание и фото

Золотые скульптуры позднего времени

Интересна судьба золотой скульптуры Будды. Сейчас эта скульптура хранится в одном из кварталов Бангкока. Она была отлита из чистого золота несколько сотен лет назад – в 13 веке. Эта величественная статуя Будды, сидящего в позе лотоса, весит почти шесть тонн. Высота Будды – три метра.

До недавнего времени этот колосс считался утраченным. Пока однажды не произошло чудо. Оказалось, что во время одной из войн золотую статую монахи покрыли гипсом, чтобы ее не захватили варвары. Только случайный скол гипса помог обнаружить бесценное сокровище.

Современные скульпторы порой создают скульптуры из золота. Одной из самых известных является скульптура под названием «Сирена» скульптора Марка Куинна. Это изображение модели и актрисы Кейт Мосс. Скульптуру продали за миллион долларов на аукционе коллекционеру из Азии.

Очень интересна судьба золотых скульптур. Они будоражат воображение искателей сокровищ. Они показывают, насколько грандиозным может быть творение человеческой мысли, и насколько низменными душевные порывы, послужившие основой создания части шедевров. Скульптуры из золота, кроме художественной, имеют еще и большую материальную ценность.

Скульптура из хризелефатина: история, характеристики 6 564 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое хризелефатиновая скульптура?

В искусстве пластики термин «хризелефатин», полученный от греческих слов «золото» (хрусос или хризос) и «слоновая кость» описывает тип скульптуры, выполненной из золота и слоновой кости. Золото обычно использовалось для драпировки статуи, в то время как слоновая кость использовалась для плоти, как основной материал. В классической греческой скульптуре статуи из хризелефатина считались высшей формой пластики и предназначались только для наиболее важных произведений религиозного искусства. Две самые известные хризелефатиновые статуи – обе изготовлены Фидием (488-431 гг. до н.э.) – были созданы в эпоху высокой классики греческой скульптуры (ок. 450-400 гг. до н.э.). Одна из них была 12-ти метровой статуей Афины Парфеносской (или Промахос) (начало 447 г. до н.э.) в Парфеноне в Афинах; другой была статуя Зевса высотой 11 метров (ок. 432 г. до н.э.) в Олимпии, которая стала одним из семи чудес древнего мира. Термин «хризелефатин» немного потерялся в современную эпоху, когда он был расширен, чтобы включить любую скульптуру, выполненную из комбинации слоновой кости и других материалов, таких как золото, серебро, бронза, мрамор или оникс.

Происхождение и история

Истоки хризелефатиновой скульптуры остаются неясными. Считается, что самыми ранними известными примерами, датируемыми 2-м тысячелетием до н.э., были статуи эгейского искусства из золота и слоновой кости из областей, которые стали частью греческого мира. Наиболее известный шедевр минойского искусства, известный как «Палаикастро Курос» – с Крита. Техника хризелефатина также практиковалась в небольших масштабах в египетской, а также в месопотамской скульптуре, и также встречалась в микенском искусстве. Позднее он стал более распространенным в архаической греческой скульптуре (ок. 600–480 гг. до н.э.) и особенно в классический период (ок. 480–323 гг.), Когда золото и слоновая кость иногда использовались для украшения акролитических статуй, то есть статуй с телом из дерева, покрытым драпировкой, а голова, руки и ноги в камне. Большинство скульптур хризелефатина были колоссальными культовыми фигурами, которые стояли в главных храмах или святилищах.

Статуи в технике хризелефатин: характеристики

Статуи хризелефатина обычно изготавливали вокруг деревянной рамы, к которой были прикреплены резные листы слоновой кости, представляющие плоть и тонкие листы сусального золота, представляющие доспехи, драпировку, волосы и другие физические детали. Кроме того, кусочки цветного стекла, а также драгоценные и полудрагоценные камни использовались для подсветки глаз и оружия.

Помимо того, что они великолепно выглядели, статуи хризелефатин также представляли богатство и культурный статус их владельцев. Они стоили огромных денег и привлекли к работе множество мастеров, обладающих навыками резьбы по слоновой кости, скульптуры, ювелирного дела, плотницкого и ювелирного искусства, и – после завершения – нуждались в постоянном обслуживании. Кроме того, чтобы минимизировать финансовое бремя, статуи были построены по модульному принципу, чтобы часть золота могла быть извлечена из скульптуры и расплавлена для чеканки монет во времена жесткой экономии, с возможностью обратной замены позже, когда финансовое состояние восстановится. Например, фигура Ники в правой руке Афины-Парфеноса была изготовлена из чистого золота. Так как эти статуи были настолько ценными, большинство их было демонтировано ради драгоценных материалов во время классической древности или ранней средневековой эры. Например, статуя Афины Парфенос полностью исчезла и о ней известно только из подробного описания, данного греческим исследователем Павсанием (период активности 143–176 гг. н.э.), подтвержденного несколькими миниатюрными копиями, в том числе одним из экспонатов в Национальном археологическом музее Афин.

Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.)

Статуя, известная как «Palaikastro Kouros», была названа в честь места ее открытия на востоке Крита. Датируемый поздним бронзовым веком, это один из старейших сохранившихся образцов хризелефатиновой фигуративной скульптуры. Скульптура изображает юношу, вырезана из зуба бегемота и украшена золотом. Его волосы сделаны из змеи, глаза из горного хрусталя. Постепенно, по частям (1987-90 гг.), он был раскопан из святилища у минойского поселения Руссолаккос, важного центра ранней критской культуры, который лежал нетронутым после разрушения святилища в результате пожара в 15 веке до нашей эры. На стиль статуэтки большое влияние оказало египетское искусство Нового царства.

Статуя Афины Парфенос (начало 447)

Афина Парфенос («Афина Богородица») – это знаменитое сокровище греческого искусства, представляющее собой монументальную культовую скульптуру в технике хризелефатин греческой богини Афины, созданную Фидием и несколькими его помощниками. Она состояла из вертикально стоящей Афины, держащей крылатую фигуру Ники (Богиня Победы) в правой руке, в то время как ее левая рука поддерживает щит и копье. На ее голове декоративный шлем, украшенный сфинксом и двумя пегасами. На верхней части ее груди надет нагрудник, украшенный змеями и изображением легендарной фигуры Медузы. Статуя была установлена в храме Парфенона (447-422) на Акрополе в Афинах. Действительно, главной функцией Парфенона было размещение статуи, вероятно, самого известного культового изображения в Афинах и одного из самых известных примеров скульптуры древней Греции. Хотя золотые листы весом более тонны (около 1100 кг) были заменены позолоченной бронзой и большая часть самой скульптуры была отремонтирована, статуя продолжала стоять в Парфеноне, пока римские войска не забрали ее в 5-м веке нашей эры. Есть некоторые свидетельства того, что она была доставлена в Константинополь, где он послужила вдохновением для византийского искусства. Сегодня наиболее подлинными копиями статуи Афины Парфенос являются Афина Варвакион и Афина Ленормант . Другие находятся в Лувре, Национальном музее Романо в Риме и в музее Нэшвилла, штат Теннесси.

Реплика Парфенона: Нэшвилл, Теннесси

Полномасштабная копия греческого Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси: он был построен в 1897 году в рамках столетней экспозиции в Теннесси. Внутри храма находится современная 13-ти метровая копия культовой статуи Афины Парфенос, которая была создана американским скульптором Аланом ЛеКуайром в 1980-х годах и представлена публике в 1990-м. Работа выполнена из гипсового цемента и измельченного стекловолокна, покрыта сталью и алюминием. Вместо тяжелых и дорогих золотых пластин LeQuire позолотил статую сусальным золотом весом 23,75 карата, примерно на одну треть толщины папиросной бумаги. Вся работа была основана на тщательных исследованиях, чтобы гарантировать самое близкое сходство с оригинальной статуей Фидия. Фактически весь храм Парфенона – теперь с полихромными украшениями в оригинальном стиле – является уникальным памятником одному из величайших образцов греческой архитектуры в эпоху классической древности.

Читайте также  Скульптуры в омске: фото, описание

Статуя Зевса (430-422 гг. до н.э.)

Статуя Зевса в Олимпии была монументальной скульптурой из хризелефатина в форме сидячей фигуры высотой около 13 метров, вырезанной греческим скульптором Фидием для храма Зевса в святилище Олимпии. Согласно описанию от Павсания, фигура Зевса, сделанная из панелей из золота и слоновой кости, покрывающих деревянный каркас, была размещена сидящей на троне из кедрового дерева. В правой руке Зевс держал небольшую статую Ники, богини победы, а в левой – скипетр, украшенный золотом, увенчанный орлом. Статуя была украшена черным деревом, драгоценными камнями и считалась одним из семи чудес древнего мира вплоть до разрушения в 5-м веке нашей эры, во время распада Римской империи. Копий этой статуи не найдено.

Золото в искусстве: от античности до современности

Лаконичное название «Золото» получила новая большая выставка в музее Mucem в Марселе. Ее кураторы приглашают зрителей в историческое арт-путешествие с фокусом на драгоценный металл и всё, что с ним связано в истории искусства. От самородков, древних статуй с разных концов света, ювелирных украшений, оружия и доспехов до «золотой» краски в работах художников и скульпторов, которую они используют со времен Средневековья вплоть до современности, — вот то, что собрано в экспозиции и иллюстрирует страсть и поклонение человечества желтому металлу, а также широкие возможности его использования в создании произведений.

На выставке собрано более шестисот экспонатов из Лувра и Центра Помпиду, региональных музеев Франции, Греции, Германии и Англии, созданных самыми разными художниками, работавшими последние 1500 лет, — от безвестных мастеров Древней Эллады до барочного живописца Жан-Лорана Монье, модерниста Осипа Цадкина и современных звезд Луизы Буржуа, Жан-Мишеля Отоньеля и Лизы Лу.

«Медея, Ясон и Пелий»
Вторая половина IV века до нашей эры
Louvres Museum, Paris
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Браслет
XII век до нашей эры
Sacoșu Mare, region of Timiș, Romania
Museum of National History of Romania, Bucharest
© MNIR (photo: Marius Amarie)

Золотое блюдо с подвесным кольцом
«Сокровище лавы»
III век
DRASSM-MC, Marseille ©Teddy Seguin

Бронзовый шлем и золотая маска воина
530 год
Archaeological Museum of Pella, Greece
© Archaeological Museum of Pella, Greece

«Бог с золотой рукой»
начало второго тысячелетия до нашей эры
Elam (modern Iran), Suse
Louvres Museum, Department of Oriental Antiquities
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Mathieu Rabeau

Статуэтка «Сатир»
Vani, Géorgie
III век до нашей эры
National Museum of Georgia, Tbilisi
© Georgian National Museum, photo Mirian Kiladze

Маска Осириса
Период правления Птолемеев
Museum of Mediterranean Archeology, Marseille
© Ville de Marseille, Dist. RMN-Grand Palais/David Giancatarina

Серьги
III век до нашей эры
Museum of Mediterranean Archeology, Marseille
© Ville de Marseille, Dist. RMN-Grand Palais / David Giancatarina

Израиль Рухомовский
«Тиара Сайтаферна»
1800-е
Louvres Museum, department of Greek, Roman and Etruscan Antiquities
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Никола Миньяр
«Суд Мидаса»
1667
Palais des Beaux-Arts of Lille © PBA, Lille, Dist. RMN-Grand Palais / Francis Dubuisson

Жан-Лоран Монье
«Даная»
1786-1808
Musée des Beaux-Arts of Rouen
© Musée de la Métropole Rouen Normandie

Осип Цадкин
«Золотая птица»
1924
Musée Zadkine, Paris
© Fr. Cochennec et E. Emo/Musée Zadkine/Roger-Viollet © ADAGP, Paris 2018

Луиза Буржуа
«Nature Study»
1998-1999
© The Easton Foundation/ADAGP, Paris
photo © Sèvres, City of ceramics, Dist. RMN-Grand Palais / Gérard Jonca

Лиза Лу
«Проклятые»
2004
Courtesy Galerie Thaddaeus Ropac, London, Paris, Salzburg
© Liza Lou
Photo: Charles Duprat

Эварист Рише
«Южная сторона / Северная сторона»
2010
© Courtesy of the artist
Photo: Philippe De Gobert / ADAGP, Paris 2018

Жиль Барбье
«Комната сокровищ / Четвертый желудок»
2012
Private collection, Paris
© Courtesy Galerie GP & N Vallois, Paris
Photo: Jean-Christophe Lett © Adagp, Paris, 2018

Жан-Мишель Отоньель
«Золотое ожерелье»
2017
Jean-Michel Othoniel, Courtesy Galerie Perrotin
© Jean-Michel Othoniel / ADAGP, Paris 2018 / Ph. Galerie Perrotin—Claire Dorn

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
    • Home
    • История искусств
    • Ювелирное искусство доисторической эпохи

    Ювелирное искусство доисторической эпохи

    Уже в первобытном мире люди испытывали потребность украшать не только предметы обиходы и своё жилище, но и себя. Из изделий этой эпохи до наших дней сохранилось лишь немногое.

    В то время как к концу III тысячелетия, в эпоху бронзы в Египте достигла расцвета художественная культура Древнего Царства, а Месопотамии – шумерская цивилизация, племена, населявшие территорию Центральной Европы, сильно отставали от стран Средиземноморья.

    Важным фактором развития прикладного искусства стало освоение обработки бронзы, зарождение металлургии, сначала в Анатолии, а затем на Кипре и Крите. В орнаменте с этих пор заметно преобладание абстрактных и геометрических мотивов над растительными. Изделия из металла значительно проще перевозить с места на место, что стимулировало рост товарообмена, а вместе с этим и обмен культурными традициями, техническими навыками и приёмами обработки, а также способствовало распространению декоративных мотивов. Господствовавший в

    Вотивная чаша. 900 — 600 до н. э. Золото; чеканка. Вес менее 70 гр. Государственный исторический музей, Стокгольм

    Средиземноморье критский флот осуществлял импорт драгоценного янтаря с Балтийского побережья на Адриатику, и экспорт бронзовых изделий и египетских фаянсовых бус.

    Одновременно с освоением металла происходило и открытие камня как украшения. Так, со временем дорогой янтарь стали заменять гагатом. Украшения этого времени представлены ожерельем из бусин пластинок, гравированных геометрическими мотивами или пунктиром.

    К ювелирным изделиям бронзового века относятся золотые вазы, декорированные горизонтальными узорами в виде желобков, различные массивные нагрудные металлические украшения: выполненные из широкого золотого листа с чеканным орнаментом и завершающиеся двумя дисками с чеканным узором; сделанные из витых золотых стержней; выполненные в форме полумесяца. Такие изделия были найдены в Ирландии и на севере Бретани.

    О богатстве народов Центральной Европы в этот период свидетельствуют многочисленные золотые изделия – чаши (Андъяфёльде, Венгрия), чеканный шлем (Пояны-Коцофэнешти, Румыния).

    Длинная брошь-фибула. Золото, серебро. Национальный музей, Афины. Из гробницы III круга А в Микенах

    Не меньшими сокровищами обладали народы Скандинавии и северной Германии, так, на территории Дании были обнаружены золотые сосуды со звериными головами, венчающими ручки и вазы с узором в виде концентрических кругов. Из изделий, выполненных из неблагородных металлов, интересны найденные в Швейцарии бронзовые браслеты, орнаментированные насечкой.

    Железный век также оставил нам немало интересных памятников ювелирного искусства. Это и типичные для территории Центральной Европы золотые серьги и ожерелья с геометрическим орнаментом, и такие уникальные изделия, как золотая диадема из Вакса с фигурками крылатых коней. Предположительно созданная в Причерноморье, она представляет яркий пример греческого влияния.

    Латенская культура (V – I вв. до н. э.) дала великолепные памятники кельтского искусства. Кельты имели постоянные торговые связи с древними государствами – Грецией и Этрурией, и кельтский орнамент синтезировал в себе средиземноморские растительные, местные абстрактные и восточные зооморфные и антропоморфные мотивы. Так образовался латенский узор с преобладанием анималистических и цветочных элементов, подчиненных ведущей изогнутой линии. Среди кельтских изделий из благородных металлов интересна посуда в форме больших чанов, состоящих из двух слоев серебряных пластин, украшенных чеканным узором. На внешней стороне размещались рельефные крупноголовые бюсты в окружении маленьких фигурок и крылатых грифонов, восходящих к восточным мотивам. Традиционный кельтский характер имеют найденные в Овере диски, выполненные из чеканной бронзы, покрытой золотым листом, прикрепленным ковкой. Кельтские монеты первоначально также испытывали сильное греческое влияние, однако со временем в их декоре начинают преобладать местные тенденции к стилизации. Так, вместо греческой колесницы кельты оставляют в узоре монет только особенно почитаемого ими коня. Другие металлические изделия кельтов, относящиеся к этому периоду – бронзовые сосуды с зооморфным декором, напоминающим украшения ахеменидских и египетских ваз, ажурные диски ручных зеркал (конец I в. до н. э.), подтверждают предположение, что кельты сохраняли своеобразие своего искусства вплоть до римского завоевания в начале

    Круглое украшение с декором в виде фигурок сфинксов и женскими головками. Вторая половина 7 века до н. э.. Золото; чеканка. Британский музей,Лондон. Этрурия

    Хронологические границы эволюции искусства степных кочевников весьма условны. Многие находки датируются VIII – II вв. до н. э. Также неопределенны и географические границы. Принадлежащие этой культуре металлические изделия встречаются от Черного моря до Байкала. Скифы пришли с берегов Каспия и обосновались в южных областях России (Украина, Поволжье) VIII веке до н. э. Они поддерживали контакты с греческими колониями в Крыму и ощутили также влияние культур древнего Востока. В искусстве скифов поражает реалистичность и динамизм композиций, отличающихся преимущественно анималистическими мотивами.

    Вершиной скифского искусства, по общему признанию, считаются золотые и бронзовые украшения в «зверином стиле». Декоративное решение их ювелирных произведений демонстрирует очевидную любовь к доступной роскоши. Это видно, например, в бляшках чеканного золота, инкрустированных янтарем и эмалью (VIII в. до н. э.).

    Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент.400 — 350 до н. э. Золото. Государственный Эрмитаж

    Наиболее часто встречающиеся в скифском ювелирном искусстве персонажи – конь и олень – изображались то реалистично, то стилизовано. Возможно, это связано с верованием, согласно которому олень сопровождал души умерших в потустороннее царство.

    Сарматы, которых считают выходцами из Ирана, обосновались в бассейне Волги где-то к V веку до н. э. Из памятников ювелирного искусства, принадлежавших их культуре, сохранились поясные бляхи ажурного золота со сценами охоты и борьбы животных. Уникальный комплекс женских украшений был обнаружен на юге России, в захоронении сарматской царицы (I – II вв.). В числе искусно выполненных изделий – венец с ажурными фризами, где изображены грифоны, ваза с ручкой в виде фигурки оленя, флакон, игольник и круглая коробочка для благовоний.

    Эпоха великого переселения народов «разнесла» по миру и перемешала между собой памятники искусства доисторических культур.

    Превью: Чаша из Вафио. 15 век до н. э. Золото; чеканка. Высота 8 см. Национальный музей, Афины

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: