Скульптуры самары: фото, описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптуры самары: фото, описание

Самые необычные скульптуры Самары

27 июня 2008 1:00

В нашем городе много памятников: Чапаеву, Куйбышеву, Пушкину. Сюда горожане приходят по праздникам, чтобы положить дежурный букетик. Но есть и такие скульптуры, которые всеми забыты или про которые никто ничего конкретного не знает: что они означают и что здесь вообще делают. Таких загадок особенно много в центре города.

Памятник батарее

Этот памятник открыли в Самаре не так давно — 19 октября 2005 года, у центрального входа ГРЭС. Батарее исполнилось 150 лет, и самарские энергетики решили увековечить эту дату. Прообразом батареи стали отопительные радиаторы, которые обогревают Художественный музей уже более 90 лет. По сравнению с современными батареями они кажутся огромными, украшены красивым орнаментом. А кошку на радиатор выбирали среди тысяч фотографий домашних любимцев, присланных горожанами. Теперь жители и гости Самары уверены, что потереть нос кошке — на счастье. Получается, что памятник слегка «постарел», а вот нос у кошечки блестит как новенький.

Зачетка и штык

Так этот монумент прозвали местные жители и студенты. Этот интересный памятник стоит возле старого корпуса Политеха, на улице Первомайской. На самом деле — это мемориал, на котором выбиты имена студентов Политеха, не вернувшихся с фронта.

Стелы Победы

Необычные столбы нашли себе местечко рядом с фонтанами на улице Осипенко. Мало кто из горожан знает, что они означают. На самом деле они входят в комплекс строений на улице Осипенко вместе с самим фонтаном, ступенчатой лестницей и мемориальной доской. На стелах изображены воины Великой Отечественной войны и Родина-мать.

Идущая Клио

Эта необычная фигура, сделанная вместе с памятником «Ра», стоит на набережной около Ладьи. Она олицетворяет несколько несочетаемых вещей. Это и Клио — Муза истории, и идеал женщины древних славян. Впрочем ее можно сравнить и с первобытными фигурками времен палеолита.

Волна

Многие гости самарской набережной (около Ладьи) гадают, что это за произведение искусства. Как его только не называют! Но чаще всего — «непонятно что». Рассказываем: памятник называется «Волна», и, как нетрудно догадаться по стилю исполнения, изготовлен теми же мастерами-урбанистами, которые сделали «Ра» и «Идущую Клио». Эта фигура олицетворяет не только волжские волны, но и волны чувств и одухотворенности, которые накатывают на людей при виде великой реки — Волги, конечно.

Страдающий с похмелья

На улице Ново-Садовой, возле офисного здания «ТИСИЗ» (это как раз неподалеку от объездной дороги по ул. Соколова) в землю зарыта совершенно непонятная фигура. Старожилы не помнят, откуда она здесь взялась. Но стоит (или лежит?) на этом месте бетонное существо уже как минимум десять лет. Еще наша газета когда-то назвала его «страдающим с похмелья». В свое время эта скульптура стояла в кустах. На ней очень удобно было сидеть со стаканом в руке, а на спину непонятному существу помещалась закуска. Поэтому работники «ТИСИЗа» перетащили фигуру поближе к народу — «заседать» по праздникам молодежь прекратила. Зато здесь удобно присесть, если устал, а туристы любят фотографировать неопознанный памятник.

Ра

Загадочный объект многим кажется каким-то нелепым ацтеком, непонятно что делающим на берегу Волги, на набережной около Ладьи. Но на самом деле это памятник, подаренный нашему городу приезжими скульпторами-урбанистами еще в середине 90-х, и он никак не олицетворяет ни ацтека, ни индейца. По задумке автора, это — символ загадочного самарского божества, покровителя реки Ра (то есть Волги). Эта скульптура состоит в родстве с древнеегипетским богом солнца и славянскими идолами.

Белый танец

Парень и девушка, то ли стоящие в обнимку, то ли кружащиеся в чувственном вальсе, стали еще одной из достопримечательностей самарской набережной около Ладьи. Возле этого памятника принято целоваться на счастье и фотографироваться вместе со своими возлюбленными. Местные старожилы говорят, что такой символический поступок обязательно принесет счастье в любви. А школьницы мечтают, чтобы их первый поцелуй был именно здесь. Более решительно настроенная молодежь рисуют свои имена на белоснежных когда-то телах ни в чем неповинных возлюбленных — по их мнению, что написано пером — не вырубишь топором. Так-то оно так, только вот памятник уже почти потерял свою слепящую белизну.

Приют ветров и духов

Творение все тех же приезжих скульпторов. Кстати, их работы украшают пейзажи крупнейших городов мира, таких, как Нью-Йорк. По этому «приюту», который стоит на набережной возле Ладьи, обожают лазать дети всех возрастов. Сейчас памятник загородили кафешкой, и теперь произведение искусства сразу не увидишь.

Памятник семье

Он стоит в Красноглинском районе, на той самой развилке, которая ведет к аэропорту Курумоч. Даже местные жители точно не знают, откуда здесь взялся монумент. Но стоит он на этом месте как минимум с 50-х годов, и до сих пор ничего подобного во всем городе нет.

«Олень»

Рогатый лесной житель разместился в поселке Толевый. Однажды, еще до войны, жители поселка увидели на улице настоящего лося. Это было очень необычное зрелище — в городе, достаточно далеко от лесной полосы, — и вдруг лось. Жители поселка так восхитились этим, что решили поставить лесному гостю памятник. Вокруг разбили парк. Сейчас памятник полуразрушен, но под ним еще можно угадать черты фонтана. А вокруг «оленя» (почему-то местные жители называют его именно так) вырос лес.

Козел

В одном из самарских дворов по улице Авроры издавна было природное озеро. Жители решили его немного благоустроить — выложили дно озера плитами, чтобы оно было чистым, а рядом поставили памятник — символ нашего города. Он сделан в виде горы, на которой стоит козел. Когда-то у него были бронзовые рога, но периодически их спиливали вандалы. Этот козел считается охранником двора, в котором он стоит. А рядом бьет родник — желающих набрать водицы там всегда много.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Скульптуры самары: фото, описание

Этот рыцарь охраняет жилой дом на Ленинградской улице, однако никто достоверно не знает кто и по какому случаю его сюда поселил.

Памятник Сухову, посвященный главному персонажу фильма «Белое солнце пустыни» красноармейцу Фёдору Ивановичу Сухову, которого сыграл актёр Анатолий Кузнецов.

Памятник отопительной батарее. Есть поверье, что если погладить кошку и положить ей под брюхо монетку, то желание сбудется. Я скептически к таким поверьям отношусь, поэтому всегда загадываю невыполнимые по сути желания, вот и тут не изменила своей традиции. Представьте мое удивление, когда «невыполнимое» желание практически сбылось в тот же вечер. Так что осторожнее с желаниями. :)

Памятник основателю и первому воеводе Самары, а так же Саратова и Волгограда — князю Григорию Засекину.

Стела Ладья в Самаре сооружена в честь 400-летия со дня основания города в 1986 году. Лeтящaя по волнам белая ладья вроде как призвана напоминать о том времени, когда царь Федор Иоаннович повелел создать на Волге крепость для защиты русского судоходства.

Читайте также  Скульптура эпохи ренессанса

Памятник бравому солдату Швейку

Памятник Василию Чапаеву

Барельефы на стенах театров


Памятник Валериану Куйбышеву

Даже есть памятник вагону трамвая. Самарскому трамваю уже исполнилось 100 лет. До этого на улицах города использовали конно-железную дорогу, или просто «конку». Две или одну лошадь впрягали в трамвайный экипаж, состоявший из одного или двух сцепленных вагонов.

Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах.

Скульптура возле торгового центра

Космопупс у музея «Самара космическая»

Памятный комплекс ракеты-носителя Союз в Самаре установлен в честь юбилея полета Ю. Гагарина в космос и ракеты Р-7, производимой в Самаре с 1958 года на куйбышевском заводе «ЦСКБ-Прогресс».

Это самая настоящая ракета Р-7. Экземпляр данного ракеты-носителя был изготовлен в 1984 году. Высота ее 68 метров, вес 20 тонн. Она была изготовлена и использовалась для тренировки боевых расчетов на космодроме Плесецк.

Есть тут и зеленые человечки. Какой ж космос без них.

Памятник детям — труженикам тыла

Памятник Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским

Горельеф Скорбящей Матери-Родины

Монумент Славы. Один из главных символов города. На 40-метровом пьедестале — 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник по задумке символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Ироничные самарчане вскоре после открытия метко окрестили памятник Паниковским с гусем.

Альфред Филиппович фон Вакано в 1881 году построил известный Жигулевский пивоваренный завод.

Памятнике сове как символу нотариата

Памятник бурлакам на Волге, посвященная картине русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Поклонный крест Кириллу и Мефодию — создателям славянской азбуки, проповедникам христианства, первым переводчикам богослужебных книг с греческого на славянский язык — находится на территории Иверского женского монастыря.

Скульптура Белый танец. Рядом со скульптурой Белый танец в Самаре принято целоваться на счастье в день свадьбы и фотографироваться со своими возлюбленными. Местные старожилы говорят, что такой символический поступок обязательно принесет счастье в любви.

Памятник юнгам ВМФ в Самаре, посвящен кадетам Соловецкой школы юнг, которые с 1942 по 1944 годы отправились с Речного вокзала по Волге на защиту Родины. Многие погибли в боях и не смогли вернуться домой.

Колыбель человечества. Памятник символизирующий неразрывную связь человека и земли. Это своего рода призыв к людям — «оберегать Землю, колыбель человечества».

Памятники Самары

Памятник Святителю Алексию» покровителю Самары

Митрополиту Московскому Святителю Алексию еще в 2000 году был установлен памятник. Архитектор — Александр Темников. Святитель Алексий считается небесным покровителем нашего города. Существует придание о том, что он останавливался на берегу близ реки Самары во время путешествия в Золотую Орду и сказал, что на том самом месте, будет воздвигнут город, именуемый Самарой и не будет он никогда подвергнут разорению.

Памятник Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию

Установлен в 2001 г. у входа в храм святых Кирилла и Мефодия (Барбошина поляна, ул. Ново-Садовая, 260). Скульптор — Вячеслав Клыков. Высота — около 5 метров, вес с постаментом — более 40 тонн.

Памятник «не пришедшему трамваю»

Первый Самарский трамвай, воссозданный в мельчайших деталях, вплоть до столетних рекламных объявлений, находится прямо на территории Городского трамвайного депо. Трамвай состоит из двух вагонов. Один № 12 образца 1915 года был изготовлен в 1984 году. А второй – летний, был создан на год позже. Находится на пересечение улиц Полевая и Мичурина.

Памятник шоферам» погибшим в годы Великой Отечественной Войны

Этот памятник был установлен 15 мая 1985 года в Самаре на пересечение улиц XXI Партсъезда и Юрия Гагарина.

Легендарный автомобиль завода имени Сталина – ЗиС-5 установлен на постаменте. Такой автомобиль в годы Великой отечественной войны был одним из основных транспортных средств Красной армии.

Памятник батарее

Памятник батарее в Самаре был воздвигнут в 2005 году.

Бронзовая композиция представляет собой радиатор и подоконник с греющейся кошкой.

Скульптуру в 2 м высотой и весом в 200 кг разместили в проходной старейшей в стране Самарской ГРЭС.

Памятник Несовершеннолетним труженикам тыла

Совершенно особенный памятник, среди самарских – это благодарность от города детям – труженикам тыла. Скульптура находится в скверике, близ знаменитых фонтанов на пересечение улиц Осипенко и Ново-Садовой.

Самара, которой больше нет: Самые интересные утраченные памятники и скульптуры

18 апреля отмечался Международный день памятников и исторических мест. В Самаре есть множество скульптур, композиций и памятных досок, но со временем все меняется — что-то безвозвратно уходит в прошлое, вместо этого появляется что-то новое. Мы решили собрать в этом материале те памятники , о которых многие самарцы уже не помнят. Эти объекты остались на фотографиях, которые опубликовал архив Самарской области.

Старый речной вокзал был построен в 1936 году. Он выглядел как П-образное здание с благоустроенной внутренней территорией. Через его центральные арочные ворота пассажир попадал на причалы к пароходам. Павильон ближе к Некрасовскому спуску был украшен многоярусной башней со шпилем. На территории вокзала были установлены памятники Ленину и Сталину. Они стояли лицом к посетителям. В 1969 году началось строительство нового речного вокзала, памятники были ликвидированы.

Яков Соколов был владельцем мельницы и одним из самых богатых предпринимателей в Самаре. Свое состояние он сделал на торговле зерном. Кроме того, его семья сдавала в аренду землю. Соколовы занимались не только извлечением прибыли, но и благотворительностью. В 1903 году Яков Соколов открыл трёхклассное городское училище. В 1908 году построил городскую богадельню. Каждый год семейство жертвовало крупные суммы на содержание учреждений. В 1911 году после смерти мецената у богадельни на улице Чкалова (Оренбургской) установили бронзовый бюст Соколова.

Монумент знаменитому поэту Владимиру Маяковскому находится в одноименном сквере на улице Гагарина, но это уже не тот Маяковский, что стоял тут раньше. В 2014 году скульптура была кардинально отреставрирована. Раньше в сквере стоял памятник из арматуры и бетона. Со временем он стал разрушаться. В 2003 он подвергся нападению вандалов. Они распилили скульптуру на три части. Туловище выкинули на газон, а голову поставили на остатки ног. Новый Маяковский немного отличается от старого — он приобрел более «агрессивную» внешность.

Скульптура выглядела так: Ленин сидел в кресле, а Сталин стоял рядом, рассказывая вождю что-то важное. Подобные объекты были установлены в Самаре и других городах. Одну сфотографировали в Струковском саду. Как гласит история, в 1950-х годах началась борьба с культом личности Сталина. В итоге Иосифа Виссарионович убрали, оставив одного Ленина. Потом скульптуру убрали полностью.

В 1909 году в Покровском саду, где сейчас находится стадион «Динамо», был открыт бюст купца Антона Шихобалова работы академика Гинзбурга. Шихобалов был общественным деятелем и занимался благотворительностью. Бюст решили установить в благодарность за его дела. Надпись гласила «Почетному гражданину г.Самары, коммерции советнику, А.Н.Шихобалову благодарное городское общество».Памятник был выполнен из темной бронзы на черной мраморной доске с гранитным пьедесталом.

В 1920-х годах в Самаре появился памятник III Интернационалу — коммунистическому объединению. Его торжественное открытие состоялось на площади, где сейчас стоит памятник Чапаеву напротив драматического театра. Это место раньше называлась площадь Парижских Коммунаров. Монумент установили прямо над захоронением 12 борцов с контрреволюцией. Считается, что памятник был выполнен из недолговечного гипса, поэтому быстро разрушился.

Читайте также  Скульптура «рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Эта скульптура, изображающая мужчину, который держит на плече ребенка, была установлена в нескольких местах Самары. Одна находилась на площади Сельского хозяйства (улица Ново-Садовая). Что символизирует этот объект сказать точно мы затрудняемся. Местные жители привносили в этот образ собственные смыслы. Например, подобный объект стоял возле Ж/Д вокзала. Там он воспринимался как пожелание счастливого пути пассажирам.

Монумент писателю в парке установили в честь переименования этого места отдыха в центральный парк имени Горького в 1930-х годах. Сегодня там можно увидеть сохранившуюся скульптуру рядом с парковкой, однако другая, расположенная ближе к Волге, была утрачена. Если верить фотографиям, памятник был разрушен в 1986 году.

Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова (Штаб ПриВО) на улице Фрунзе считается одним из ярких архитектурных памятников 1930-х годов. На углу здание украшено башней с красной звездой и часами. Это большая постройка занимает почти целый квартал. Возле здания были установлены скульптуры, снятые в 60-е годы. Одна из скульптур символизировала солдата.

С 1957 года облик больницы Пирогова стал меняться. Постепенно на ее территории сносились старые деревянные бараки, а на их месте возводились новые каменные корпуса. В 1957 году был выстроен хирургический корпус на 200 коек, в 1962 году — родильный дом и новый пищеблок. В 1981 году было построено ожоговое отделение. Возле одного из зданий красовалась скульптура Ленина.

На фотографии знаменитая Фабрика-кухня завода имени Масленникова, которая обслуживала несколько заводов. Здание было спроектировано московским архитектором Е.Н. Максимовой и построено в 1932 году. Возможно, именно тогда появилась скульптура Ленина в необычной позе. Выглядит этот снимок очень загадочно, ведь все знают, что у вождя есть стандартные позы, по которым его можно легко отличить от других монументов. Скорее всего, этот памятник было обращен в сторону Волги.

Одним из самых известных утраченных объектов по сей день остается памятник царю-освободителю Александру II, который стоял вместо Ленина на площади Революции. До сих пор остается загадкой, где он теперь. По одной версии, его утопили в Волге, по другой, переплавили, по третьей – хранится в одном из старых самарских двориков.

Дизайнер и архитектор Владислав Зайкин считает, что сейчас продолжается тенденция, когда ликвидируют архитектурные объекты из советского и дореволюционного прошлого. Самара потеряла много интересных объектов: дома известных личностей, колесные пароходы, ретро-трамваи и многое другое, считает Зайкин.

«Стоит вспомнить утраченный «верх» водонапорной башни Жигулёвского пивзавода. Таким образом у нас меняется город, каждый сам себе хозяин и делает, что хочет. Начали сносить мост через реку Сок, хотелось бы остановить снос и сделать на мосту арт-объект с рестораном и видом на Волгу. Это вполне крепкое сооружение, которое принадлежит всем жителям, оно прослужит весьма долго в качестве обитаемого арт-объекта с функцией выставочного зала, галереями. Можно было его остеклить. Что касается памятника Александру II, то неизбежно его восстановление на прежнем месте, тем более, что автор Ленина и демонтированного царя один и тот же», — отметил дизайнер

Источник фото: подборка частично взята из Архива Самарской области и коллекции Г.Бичурова

В предыдущем материале мы писали про самые известные утраченные здания в Самаре

Скульптуры и памятники старой Самары

В современной Самаре несколько десятков скульптур и памятников и их число с каждым годом увеличивается. В начале прошлого века картина была противоположной — один ростовой памятник и несколько бюстов. В то же время архитектурные течения того времени предполагали обильное использование лепного декора, так что большую часть скульптурных произведений рубежа XIX-XX веков можно было встретить в отделке зданий.

Царь, поэт и два купца

Первой монументальной композицией, установленной в XIX веке в Самаре, стал памятник императору Александру Второму. Идея увековечивания возникла еще при жизни «царя-освободителя», а решение об установке памятника приняли уже после его смерти в 1881-м. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что на обсуждение и сбор средств времени было потрачено больше, чем на его изготовление и установку. В результате бронзовая статуя появилась на Алексеевской площади (сейчас площадь Революции) лишь в 1889 году.

Композиция, выполненная известным московским архитектором и скульптором Владимиром Шервудом, состояла из фигуры императора на высоком постаменте и четырех скульптур у его основания — крестьянина, болгарки, черкеса и среднеазиатской женщины — олицетворявших важнейшие события, произошедшие во время правления Александра Второго (отмена крепостного права, освобождение Болгарии, покорение Кавказа, присоединение Средней Азии).

Единственный в городе памятник пользовался большой популярностью среди самарцев. Выполнен он был весьма профессионально, хотя так считали далеко не все. «На Алексеевской площади стоит памятник императору Александру II, — писала в 1890 году жена художника Сергея Иванова Софья, — поставлен на средства города и пожертвования; смотрели его, работы Шервуда, очень плох в художественном отношении, не серьезен в общем, какие-то длинные, малоголовые фигуры, очень плохо вылепленные; фигура же Государя — просто комична; кругом него разбит маленький сквер, где постоянно толкется народ, в большинстве случаев крестьяне, которых более всего занимают лапти на фигуре, под которой золотыми буквами подпись «19 февраля 61 года».

После революции 1917 года все скульптуры с постамента были демонтированы, а в 1927-м на него водрузили памятник Владимиру Ленину работы Матвея Манизера.

Единственный памятник, установленный до 1917 года и дошедший до нас, располагается на балконе бывшего Пушкинского народного дома (ДК Железнодорожников). Бюст Александра Сергеевича был установлен в 1903 году одновременно с завершением строительства здания. Его автор — самарский дворянин Вадим Рейтлингер. Окончив Реальное училище, он поступил в Петербургский лесной институт. Есть версия, что его сослали домой, в Самару, за участие в революционном движении, а большинство исследователей считают его скульптором-самоучкой. Но есть и другая информация. В 1936 году газета «Волжская коммуна» писала, ссылаясь на письма читателей, что Рейтлингер увлекся искусством и несколько лет учился ваянию в парижской частной школе. По возвращении из Франции он выполнил бюст Пушкина при участии художника Воронова.

Еще один бюст поэта, выполненный Вадимом Рейтлингером, был установлен в Пушкинском сквере в 1905 году. Со временем гипсовое произведение стало разрушаться и в 1930-х его демонтировали. Новый бетонный памятник поэту (автор — Владимир Домогацкий) установили лишь в 1949-м, а алюминиевая скульптура, расположенная в сквере сегодня, появилась в 1985-м (скульпторы Игорь Федоров и Виктор Фомин, архитектор Алексей Моргун).

Еще два бюста начала ХХ века были посвящены самарским купцам. В 1908 году установлен бронзовый бюст Антону Шихобалову возле построенной им больницы (нынешняя улица Ленинская, рядом с Покровским собором). Его автором выступил известный петербургский скульптор Илья Гинцбург. Кстати, двумя годами ранее Гинцбург изготовил по проекту Марка Антокольского памятник бывшему самарскому губернатору Константину Гроту в Петербурге. Да, в «северной столице» он есть, а в Самаре даже библиотеку не могут в честь него назвать, не говоря уже об увековечивании.

В 1911-м появился бюст Якову Соколову возле построенной им богадельни (нынешняя улица Чкалова, 98). Оба произведения, посвященных самарским купцам, были демонтированы после революции 1917-го.

Читайте также  Скульптуры сальвадора дали: фото, описание

Боги и герои

В период эклектики, а затем и модерна в Самаре появляются здания, обильно украшенные всевозможным лепным декором, от разнообразных рельефов и маскаронов до полноценных скульптур. Одним из первых таких зданий стал особняк Субботина (позже Шихобалова) на улице Казанской (Алексея Толстого). Дом построен в 1878-1881 годах по конкурсному проекту академика Императорской академии художеств Виктора Шретера (надзор за строительством вел петербургский архитектор Константин Лыгин). Фасад здания венчает аттик с гербом и двумя скульптурами по бокам от него.

Широкой популярностью в архитектурном декоре рубежа XIX-XX веков пользовалась тема античной мифологии. Отразилась она и на самарских зданиях. В 1901 году на улице Саратовской (Фрунзе) архитектор Александр Щербачев построил трехэтажный доходный дом для присяжного поверенного Петра Подбельского. Карниз здания подпирают две женские скульптуры. Их обычно называют кариатидами, хотя в руках у каждой — перо и скипетр. Тут можно пофантазировать и сказать, что это, например, изображения богини мудрости Метиды, которую считают покровительницей адвокатов. Но мы фантазировать не будем, пожалуй.

А вот балкон второго этажа держат два атланта, вернее две скульптуры Геракла в шкуре немейского льва. Автора декора на фасаде не всегда удается определить, но в случае с домом Подбельского можно с высокой долей вероятности сказать, что им был не Щербачев, а самарский художник и архитектор Михаил Квятковский. В 1905 году в Симбирске по проекту архитектора Александра Дмитриева было построено здание Земской управы, лепной декор которого (как внутри, так и снаружи) выполнил Михаил Квятковский. В ульяновских интерьерах располагаются десять скульптур Геракла, аналогичных самарским.

Еще одна работа Квятковского в Самаре — доходный дом подрядчика Алексея Нуйчева (сейчас технический лицей) на пересечении нынешних улиц Рабочей и Самарской. Считается, что в создании лепного декора вместе с архитектором участвовала дочь Нуйчева. Кроме различных маскаронов, бабочек и слонов на фасаде располагаются фигуры двух тритонов, поддерживающих угловой эркер. К сожалению, аутентичные скульптуры были утрачены, а выполненные во время реставрации копии по характеру значительно отличаются от оригиналов.

Михаил Квятковский известен в Самаре в первую очередь своими архитектурными проектами с богатой лепниной, но мы мало знаем о его сотрудничестве с другими архитекторами. К примеру, имя Квятковского упоминают в связи с проектом реконструкции Реального училища. Кроме прочего, здесь расположены еще две псевдоантичные скульптуры. На аттике в угловой части здания по обе стороны от купола сидят близнецы Диоскуры, которые, возможно, выполнены Михаилом Квятковским.

В Самаре есть всего три пары атлантов. Одни в образе Геракла, вторые — Тритоны, а третьи атланты настоящие. Особняк купца Павла Шихобалова на улице Заводской (Венцека) так и называют — «Дом с атлантами».

В Самаре есть всего три пары атлантов. Одни в образе Геракла, вторые — Тритоны, а третьи атланты настоящие. Особняк купца Павла Шихобалова на улице Заводской (Венцека) так и называют — «Дом с атлантами».

Античный декор частично сохранился и на винных складах Иванова, построенных по проекту Георгия Мошкова. В прошлом номере «Свежей» я описывал самарские дома, отсылающие к работам московского архитектора Льва Кекушева, в том числе и эту постройку. На фасаде здания есть четыре пары кариатид.

До революции на угловом аттике располагались две женские скульптуры, а под ними — сидящий на бочке Дионис.

Скульптура покровителя торговли и ремесел Гермеса (Меркурия) на колесе некогда украшала здание гостиницы «Центральная» на улице Дворянской (сейчас кинотеатр «Художественный» на улице Куйбышева).

А покровитель искусств Аполлон вместе с музой любовной поэзии Эрато смотрели сверху на посетителей театра-цирка «Олимп». После строительства на месте модернового здания новой филармонии копии скульптур Аполлона и Эрато перебрались на нее вместе с маскаронами на пилястрах и рельефами, изображающими Пегасов.

Еще одна скульптурная группа украшает бывшее здание Волжско-Камского коммерческого банка (сейчас Самарский художественный музей). Во фронтоне располагается горельеф, где угадываются персонажи античной мифологии — Гера со скипетром, близнецы Диоскуры, Гермес с кадуцеем и другие. Этот декор отличается от всех остальных. Он выполнен из керамики в мастерской Петра Ваулина. По технологии, изобретенной Ваулиным, во время обжига материал внешне становился похожим на металл. Встречаются два типа — под золото и под бронзу. Банк в Самаре украшали бронзированные детали. К сожалению, реставраторы решили, что это позолота, и покрыли всю керамику на фасаде сусальным золотом.

Волжский сецессион

Парковые скульптуры и фонтаны в Самаре можно было встретить на некоторых купеческих дачах. Но были примеры и в общественных пространствах города. Например, скульптура «Мальчик и девочка под зонтом» на фонтане в Струковском саду, установленная в начале ХХ века. Эта композиция, изготовленная на Цинко-литейном художественном заводе Георга Поля в Москве, есть во многих российских городах.

Основная дачная застройка волжского берега утрачена, сохранилось лишь несколько наиболее ценных объектов, хотя в начале ХХ века это был целый комплекс участков, растянувшихся от кумысолечебницы Егора Аннаева (территория бывшего силикатного завода) до дачи Петра Шихобалова (один из корпусов санатория имени Чкалова). На некоторых дошедших до нас фотографиях мы можем увидеть и скульптуры. Например, в фонтане на даче Екатерины Курлиной была фигура аиста. На соседнем участке сохранилась чаша фонтана (судя по всему, дореволюционная) с лягушками. На даче Соколова лепные хищные птицы. Но все это мелочи по сравнению со скульптурами на даче Головкина.

Константин Головкин проектировал свой загородный дом сам, хотя и не без помощи знакомых архитекторов. Известный советский скульптор Василий Акимов мальчиком служил у купца и наблюдал его в работе. По воспоминаниям Акимова, Головкин участвовал и в процессе создания слонов для своей дачи.

Кроме знаменитых слонов, давших вилле народное название «Дача со слонами», здесь установлена женская скульптура, породившая много нелепых слухов и легенд. Как и само здание, она выполнена в стиле венского сецессиона. Близкие ей аналоги можно встретить, например, на Пальмовой оранжерее в венском Бурггартене (скульптор Йозеф Вацлав Мысльбек) или на фотографиях с Всемирной выставки в Турине 1902 года.

Автор скульптуры на даче неизвестен, однако рискну предположить, что эта работа может относиться к числу произведений Михаила Квятковского. Во-первых, в своей архитектурной практике он не раз обращался к теме венского модерна и скульптуры в частности (барельефы особняка Субботина (позже Маркисона) на улице Алексея Толстого, женские головки в интерьере гостиницы «Гранд-отель» и так далее). Во-вторых, скульптура на даче стоит среди бутонов, напоминающих лепнину особняка Новокрещеновой и «Гранд-отеля», но крупнее. Цветы — своего рода «подпись» архитектора (слово «квят» в переводе с польского означает цветок).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: