Скульптуры фальконе: фото, описание скульптур - JEKATERINBURG.RU

Скульптуры фальконе: фото, описание скульптур

Новое в блогах

Сообщество «Вспомним забытые имена. »

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе занимает особое место в истории французского искусства XVIII века. Он известен не только как выдающийся художник, но и как писатель-теоретик.
Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Творческая деятельность его протекала в атмосфере предреволюционных настроений, когда в художественных Округах шли споры о новых путях развития искусства.

Портрет Этьена Мориса Фальконе. Жан-Батист Лемуан младший. 1741.

Общность взглядов связывала его тесной дружбой с Дени Дидро, видным идеологом революционной буржуазии.

Смело отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. «Природу живую, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне,» — говорил он. И даже в период своей наибольшей близости к утонченному, несколько манерному, окрашенному эротикой искусству рококо, господствовавшему в это время, Фальконе оставался верен своим принципам.

Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года. У чился он у своего дяди, мраморщика по профессии. Затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. [more]

В 1744 Этьен Фальконе был принят в парижскую Академию за представленную на конкурс группу «Милон Кротонский» (1744). В 1754 за исполнение этой группы в мраморе Фальконе получил звание академика.

Во второй половине 1750-х Фальконе работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества. К этому периоду относится статуя «Грозящий Амур».

К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Во французском искусстве XVIII века в соответствии со вкусами и представлениями легкомысленного, ищущего вечного праздника светского общества Амур был веселым, кокетливым, подчас жестоким богом любви. Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он властно управлял сердцами людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви.
Амур Фальконе — это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Лукаво улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость — пустить одну из своих губительных стрел в намеченную жертву. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Сама тема и та легкость и изящество, с которым она воплощена, говорят о вкусах и требованиях эпохи, но силою своего дарования Фальконе превратил холодный мрамор в живую пластическую форму, наполненную дыханием жизни. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон его головы,хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам,-все это придает живость композиции. Скромными, но очень выразительными средствами передана прелесть пухлого, почти осязаемого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут. Кажущаяся простота и легкость, с которой Фальконе решает свою композиционную задачу, исключительная жизненная правдивость изображения говорят о высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью.

«Сидящий купидон». 1757

Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 века, для стиля рококо. «Амур» Этьена Мориса Фальконе был исполнен для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. «Амур», хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым.
Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана. Скульптор обрабатывает мрамор с таким совершенством, что нежная шелковистая поверхность детского тела и мягкие вьющиеся волосы Амура воспринимаются почти иллюзорно. С таким же мастерством переданы капризно изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног.

В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей («Психея», 1758, Эрмитаж). Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног («Флора», 1750-60), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках («Нежная грусть», 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион («Пигмалион и Галатея», 1763), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

«Пигмалион и Галатея». 1763

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.

В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту. Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния — передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела. Необычайный дар композиционных решений позволяет Фальконе создавать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения.

Зима, 1763
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать,
и я смею думать, что она хороша» Фальконе

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I В 1766 скульптор Фальконе прибыл в Россию, чтобы изваять по приказу императрицы Екатерины памятник Петру I.

«Петр — создатель, преобразователь, законодатель», — так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. Он видел своего героя в неразрывной связи с судьбой России, с судьбами ее истории и народа.
Сначала создавалась так называемая «Малая копия» с ее принципиально важным для Фальконе решением — Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. Екатерине модель понравилась, и скульптор приступил к работе.
Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Натурщиками коня для памятника Петру были самые горячие кони из дворцовой конюшни — Бриллиант и Капризник. Кони на какое-то мгновение застывали, поднявшись на дыбы, а художник в это время лихорадочно зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника.
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. И у скульптора возникла мысль — бросить под копыта змею. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой.
Русский скульптор Гордеев вылепил змею, и она вошла в общий комплекс монумента. Работа над моделью заняла полтора года. В мае 1770 модель была выставлена для «всенародного зрелища».
При отливке памятника форма дала течь, и хлынувшая из печи раскаленная бронза вызвала пожар. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Когда памятник был отлит и отшлифован, возник вопрос о постаменте, для которого была необходима огромная гранитная скала.
После первой отливки, которая в целом была превосходной, все же голова всадника пострадала. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ.

Памятник открыли 7 августа 1782, настолетие со дня вступления на престол Петра I.
В качестве пьедестала для памятника был использован гранитный монолит, так называемый «Гром-камень», найденный на берегу Финского залива, недалеко от деревни Конная Лахта. Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами. По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специально построенная большая баржа. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. По воде «Гром-камень»; был доставлен на сенатскую площадь, где в момент его выгрузки 26 сентября 1770 года собралась огромная толпа горожан. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. На одной стороне ее изображен «Гром-камень», а на другой — надпись: «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру первому Екатерина вторая») сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.

Читайте также  Скульптура эпохи возрождения: описание и фото

Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Фальконе был человеком очень дотошным. Прежде чем приступить к работе, он изучил массу исторических документов, осмотрел в Петербурге все, что связано с Петром, дворцы, картины, скульптуры. Для него это был совершенно новый и непонятный персонаж.
Еще во время работы всем было понятно, что это будет нечто колоссальное, главная статуя Российского государства. И естественно, всем хотелось принять участие в работе: постоянно вмешивалась в работу императрица, и чиновники, и даже президент Академии художеств. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга.
Кстати, установили Петра на Сенатской площади. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. Тоже символичное совпадение. Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. А со стороны Швеции стоит аналогичный, тоже конный, памятник шведскому королю Карлу, который показывает рукой в сторону России. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. И вот после смерти обоих два памятника показывают друг на друга рукой по разные стороны границы…
Фальконе уехал во Францию и памятника своего не видел никогда в жизни. На открытие его даже не пригласили. И вообще больше он в России не был. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался. Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Буквально через полгода после вручения русской медали, его хватил удар, его парализовало, и последние восемь лет он провел в постели.
Удивительная судьба у Фальконе. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. Почему именно он? Почему француз, иностранец? Причем не такой уж выдающийся. Во Франции он сейчас почти забыт. Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Всадник на своенравном коне. Человек, обуздавший стихию. Лучше символа не найти.

Этьен Морис Фальконе: скульптор французского барокко / рококо 3 694 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

Этьен Морис ФальконеБиография французского скульптора барокко / рококо. MAIN AZ INDEX – AZ SCULPTURE

Памятник Петру I»Медный всадник» (1766-78) Площадь декабристов, Санкт-Петербург.Шедевр бронзовой скульптуры и одно из величайших произведенийрусской скульптуры.

Выдающийся французский скульптор 18-го века Этьен Морис Фальконе, возможно, один из наиболее недооцененных критиками художников того периода, склонялся к стилю работы рококо, особенно в его обнаженной натуре. Однако он был способен создавать героические произведения великой драмы, такие как его знаменитая конная статуя « Памятник Петру Великому» («Медный всадник») (1766-78), возможно, величайшее произведение петровского искусства в Санкт-Петербурге. Даже его обнаженные тела, которые лучше всего ценятся в мраморных формах, производят задумчивое впечатление, а не типично легкомысленный вид мейнстрима рококо. См., например, Купальщицу (1757, Лувр, Париж) и Флору (1770, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фальконе стал директором скульптура на Севрском фарфоровом заводе, позже директор Французской академии изящных искусств. Главным соперником Фальконе был более классически настроенный Жан-Батист Пигаль (1714-1785). Между ними Фальконе и Пигаль дали Франции господство в европейской скульптуре, которое она сохраняла до Французской революции (1789 г.).

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТУРЫСписок 100 лучшихтрехмерных работ в мире, созданных лучшими скульпторамив истории искусства, приведен в разделе «Величайшие скульптуры всех времен».

ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫПодробнее о происхождении иразвитии пластических искусствсм.: История скульптуры.

СКУЛЬПТУРА (c.1600-1750) Скульпторы в стиле барокко / рококо Искусство рококо (c.1700-1750) Неоклассические скульпторы Пьер Пьюже (1622-1694) Франсуа Жирардон (1628-1715) Антуан Койсевокс (1640-1720) Гринлинг Гиббонс (1648-1721))

СКУЛЬПТУРА (продолжение) Бальтазар Пермозер (1651-1732) Андреас Шлютер (1664-1714) Гийом Кусту (1677-1746) Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762) Франц Ксавер Мессершмидт (1736-1783) Джозеф Ноллекенс (1737-1823) Жан Антуан Гудон (1741-1828) Джон Флаксман (1755-1826) Антонио Канова (1757-1822)

ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫДля лучших художников мира 3-D, см: Greatest скульпторов.

биография Как и Пигаль, Фальконе родился в большой бедной семье в Париже. Первоначально ученик плотника, его умение работать с глиняными фигурами привлекло внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана (1679-1731), который принял его в качестве одного из своих учеников вместе с немного старше Пигалем. Хотя его самой успешной ранней работой была статуя Милона Кротонского , благодаря которой он стал членом Французской академии в 1754 году, он впервые привлек внимание публики в Парижском салоне 1755 и 1757 годов с его чувствительными мраморными скульптурами L’Amour (1754). и Потомок нимфы au Bain («Купальщица») (1757, Лувр, Париж).

МЕДИА ДЛЯ СКАЛЬПИИО различных типах резьбыи лепки см.:Каменная скульптура из вулканических, осадочныхи метаморфических пород.Мраморная скульптура Пентелийский, Каррарский, Парианский мрамор.

К этому времени среди его покровителей была могущественная мадам де Помпадур , которая в 1757 году обеспечила ему должность директора скульптуры на новом Королевском фарфоровом заводе в Севре. В течение следующих девяти лет он вдохнул новую жизнь в производство небольших неглазурованных фарфоровых статуэток, в какой-то степени под влиянием живописных картин Франсуа Буше (1703-70) и театральных декораций середины века. Примеры включают » Дети Фальконе «, набор скульптур путти из белого бисквита иллюстрирующий изящные искусства, разработанный, чтобы сопровождать и дополнять торжественные обеденные сервизы фабрики. Мода на такие небольшие изделия быстро распространилась среди других производителей фарфора по всей Европе.

За это время Фальконе также написал множество брошюр и других публикаций по искусству, включая главу «Скульптура» в престижной французской энциклопедии , в которой он утверждал, что современные скульпторы превзошли древних. В общей сложности, когда в конце концов были опубликованы в Лозанне (1781-1782) его сочинения об искусстве, они составили шесть томов. Он также нашел время, чтобы завершить несколько мраморных скульптур, в том числе Пигмалион и Галатею (1763, Лувр, Париж).

Выдающийся скульптор Этьен Фальконе

Выдающийся скульптор Этьен Фальконе

Этьен Морис Фальконе (1716 — 1791) – французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил, как полагают, в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика.

Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет — почти до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал.

Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. И какой успех! Описывая две мраморные статуи скульптора — «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.

Его Амур ка — это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость — пустить стрелу в намеченную жертву. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон головы, хитроватый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, — все это тонко подмечено в жизни.

Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. Она стоит, опираясь о высокий пень, изящным жестом слегка придерживая легкую ткань у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги. Голова купальщицы чуть наклонена, что красиво подчеркивает гибкую линию шеи, лицо с несколько удлиненным овалом сохраняет детскую округлость — самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными.

В начале шестидесятых годов в творчестве Фальконе с большей силой начинают сказываться тенденции классицизма. Появляется статуя «Нежная грусть». Те же черты классицизма характерны и для группы «Пигмалион и Галатея».

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг

Читайте также  Скульптуры в сочи: описание скульптур

«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать,

и я смею думать, что она хороша» Фальконе

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил пр едставить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Условия Фальконе определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Работа над будущим «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.

Этьен Фальконе. Медный всадник. 1768—1770.

Пушкин назвал памятник «Медным всадником», и так его называют до сих пор.

Фальконе выступал как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Фальконе: скульптуры, биография автора памятника Петру 1

Автор:
Павел Ин

Этьен Морис Фальконе (1716-1791)

«Человек одаренный, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью. У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьезен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». Таков Морис Этьен Фальконе в характеристике его друга Дени Дидро.

Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. — Б.Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика.

1741 Portrait of Étienne Maurice Falconet by Jean-Baptiste Lemoyne

Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Первая крупная самостоятельная работа Фальконе — «Милон Кротонский», выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Роха, скульптуры «Музыка» для украшения замка Бельвю, «Садовница» для замка Кресси, гипсовый барельеф «Охота на уток» для замка св. Губерта. Тогда же им была начата статуя «Зима», заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, — две мраморные статуи «Грозящий Амур» и «Купальщица». Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей. У Фальконе Амур — шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу.

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовской взгляд, пальчик, приложенный к губам, — все это словно подмечено в жизни. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Эту статую, ставшую очень популярной в 18 столетии, неоднократно повторяли в гипсе, мраморе, фарфоре. Ее воспроизведения находятся во многих музеях Советского Союза, в том числе в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли «периодом Фальконе в мануфактуре». Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.

Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)

В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. В «Размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.

В 1766 году судьба скульптора резко изменилась. По приглашению Екатерины II он вместе с двумя своими помощниками 12 сентября 1766 года выехал в Россию для создания памятника Петру I. Автор был рекомендован Екатерине II философом Дени Дидро и русским посланником во Франции Д.А.Голицыным.

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера «История России при Петре Великом». Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника — Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Он объяснял свой замысел: «Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема побежденных им трудностей. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гений он преодолевает их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел».

В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Для этого понадобились знания анатомии лошади, и он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Он задумал его в виде гранитной скалы. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — «Гром-камень». Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, несколько недель длилась перевозка, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью «Дерзновению подобно». Гром-камень обработали до нужных размеров, и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках «Петру первому Екатерина вторая лета 1782».

В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений. Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала, и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Под копытами коня Фальконе поместил змею. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как «побежденную зависть». Она является аллегорией, «возвышает мысль» и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость.

Фальконе покинул Россию, не дождавшись торжественного открытия памятника на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Двенадцать лет посвятил он монументу, который вошел в число великих произведений мирового искусства. После отъезда из России Фальконе не работал как скульптор. Памятник Петру явился вершиной его мастерства и итогом творческого пути.

Мемория. Этьен Морис Фальконе

1 декабря 1716 родился скульптор Этьен Морис Фальконе, автор «Медного всадника».

Читайте также  Скульптуры микеланджело буонарроти - фото и описание

Личное дело

Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру, изготовлявшему болванки для париков. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием, изучая классические языки, историю и литературу. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.

В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» (ныне в Лувре) был причислен к Парижской академии художеств. В 1754 году был избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. Был известен работами по мрамору. С 1757 по 1766 года Фальконе занимал пост директора скульптурных мастерских в Королевской мануфактуре Севрского фарфора.

В 1766 году Екатерина II по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила Фальконе в Россию для сооружения памятника Петру I в столице. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Отливка конной статуи Петра была окончена в 1775 году, еще несколько лет Фальконе занимался отделкой статуи. В 1778 году скульптор покинул Россию, не дожидаясь официального открытия памятника, так как устал от постоянных конфликтов с президентом Императорской Академии искусств Иваном Бецким.

Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций, изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Последние годы жизни был парализован и не мог работать.

Умер Этьен Морис Фальконе 4 января 1791 года в Париже.

Чем знаменит

Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. Памятник, концепция которого была задумана еще Дидро и Вольтером, должен был изображать победу цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Одним из условий, который Фальконе поставил, берясь за заказ, было отсутствие вмешательства посторонних в работу после утверждения проекта Екатериной II. Тем не менее Иван Бецкой постоянно вмешивался в работу Фальконе, настаивая на внесении изменений. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Вызванный из Франции мастер-литейщик Эрсман оказался не в состоянии выполнить отливку, и Фальконе пришлось заниматься этим самому, хотя ранее он никогда не производил бронзовых скульптур. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.

О чем надо знать

Важную роль в работе над «Медным всадником» сыграла ученица Фальконе Мари-Анна Колло (Marie-Anne Collot). В момент приезда в Россию ей было 18 лет. Колло специализировалась в области скульптурного портрета. Именно она исполнила в гипсе модель головы Петра I для памятника. За свою работу Мари-Анна Колло была избрана в Академию художеств.

Прямая речь

«Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. В нем есть бездна тонкого вкуса, ума, деликатности, прелести и грации; он неотесан и выполирован, мил и шершав, нежен и суров; он мнет глину, обрабатывает мрамор, и в тоже время читает и размышляет; он мягок и едок, серьезен и забавен; он философ, ни во что не верит, и знает, почему; он добрый отец, а однакоже сын бежал от него; он любил свою любовницу до безумия, и однакоже уморил ее горем, отчего потом стал печален, мрачен, меланхоличен и чуть сам не умер с горя; уже как давно он ее потерял, а до сих пор все безутешен. Прибавьте к этому, что нет человека более ревнивого к признанию его современниками, и более равнодушного к признанию его потомством; он доводит эту философию до непостижимой степени и сто раз мне говорил, что гроша не даст за то, чтобы закрепить вечное существование за самой превосходной из своих статуй…»

Дени Дидро о Фальконе

«Монумент мой будет прост. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение, но в моем ремесле, когда тебе 50 лет от роду, надо затевать попроще, если хочешь дожить до последнего акта. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет, и атрибут — довольно показать его. Итак, я ограничусь одной статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, — он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страною. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — эмблема побежденных им затруднений. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале, — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противоставляли ему самые отпугивающие трудности; но сила и упорство его гения преодолели их, он, быстро совершил то добро, которого никто не желал. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, — зачем сажать его в клетку? Если надо будет защитить камень и бронзу от сумасшедших и детей, на то есть часовые в русской империи. Вы знаете, что я не одену его по-римски, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона — по-русски».

«Большинство публики, за очень малыми исключениями, особенно из среды высшей духовной иерархии, оказывало полное равнодушие к творцу монумента, когда, с 1770 г., дверь его мастерской была открыта для всех; некоторые же, вроде какого-то Яковлева, нападали открыто, хвалясь своими обширными знаниями, — и на головной убор императора, и на его усища, и на его якобы русский костюм, и кричали, что больше 500 дворян в негодовании от сделанного Фальконетом, что об этом идет речь во всех домах и что это можно стерпеть разве только по царскому указу; а иные, как тогдашний прокурор Синода, ни за что не хотели понять, откуда скульптор взял сделать людей и лошадей вдвое больше настоящих, и как это в скульптуре может быть больше поэзии, выраженной аллегорией сюжета, чем в глиняном горшке. Не лучше отзывались, впрочем, и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе, и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Императрица старалась, однако, уверить Фальконета, что его порицатели — люди неотесанные и необразованные глупцы, что по нескольким примерам не следует судить обо всех, что ей заподлинно известно, насколько его Петр В. нравится русским».

10 фактов об Этьене Морисе Фальконе

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1902), в отличие от прочих источников, называет местом рождения Фальконе швейцарский город Веве.
  • В 1753 – 1766 годах Фальконе создал несколько скульптур для парижской церкви святого Роха. Все они кроме мраморной статуи Христа из сцены «Моления о чаше» погибли во время Великой Французской революции.
  • Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру.
  • Кроме «Медного всадника» Фальконе за годы, проведенные в России, создал скульптуры «Слава и величие князей» и «Зима» – для князя Голицына, подарившего их Екатерине II, и «Сидящий Амур» – для графа Строганова.
  • Дидро получил Фальконе написать для «Энциклопедии» статью «Скульптура».
  • Для жилья Фальконе в Петербурге приспособили каменное здание бывшей конюшни при Зимнем дворце.
  • Для изображения лошади Петра позировал жеребец испанской породы по кличке Бриллиант.
  • Надпись на постаменте «Медного всадника» гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.».
  • Седлом Петра на памятнике служит медвежья шкура.
  • На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Материалы об Этьене Морисе Фальконе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: