Скульптуры богов: фото и описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптуры богов: фото и описание

Статуи греческих Богов — часть первая

Зевс — Юпитер

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни — Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами — инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.

Античные мифы в камне

В эпоху классицизма на рубеже XVIII–XIX веков, когда античность занимала центральное место в русской культуре, многие писатели, художники, скульпторы и другие деятели искусства обращались к известным древнегреческим сюжетам. Портал «Культура.РФ» вспомнил яркие и необычные скульптуры — иллюстрации к известным мифам и легендам.

«Геракл, удушающий Антея» Степана Пименова

У входа в здание Санкт-Петербургского государственного горного университета находятся две статуи — «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Первую из них из пудостского камня выполнил известный скульптор Степан Пименов в 1809–1811 годах.

Мифологическая основа

Скульптура иллюстрирует один из мифов о подвигах Геракла. Во время странствия за золотыми яблоками по приказу Эврисфея герой был вынужден сойтись в поединке с великаном Антеем — сыном богини земли Геи. Гераклу никак не удавалось победить Антея: как только великан начинал ослабевать, он касался земли, и мать давала ему новые силы. Но Гераклу удалось оторвать Антея от земли и задушить его.

«Похищение Прозерпины Плутоном» Василия Демут-Малиновского

Симметрично «Гераклу, удушающему Антея» на входе в Горный институт располагается статуя «Похищение Прозерпины Плутоном» работы Василия Демут-Малиновского. Она также была в 1809–1811 годах вытесана из пудостского камня в мастерской Самсона Суханова.

Мифологическая основа

Античный миф повествует о Прозерпине, дочери богини плодородия Цереры и бога-громовержца Юпитера. Девушка должна была стать женой бога подземного царства Плутона, и он, увидев, как красавица Прозерпина гуляет в цветущей долине, решил ее похитить. По его просьбе богиня Теллус создала прекрасный цветок, и, когда Прозерпина попыталась его сорвать, земля разверзлась и красавица попала в царство Плутона. Отчаявшаяся Церера искала ее повсюду, а когда от бога солнца Гелиоса узнала об участи Прозерпины, от горя и отчаяния покинула Олимп и стала простой смертной. Без богини плодородия на земле наступили засуха и неурожай. Юпитер был вынужден попросить Плутона отдать матери Прозерпину, чтобы та вернулась на Олимп. Тот согласился, но подарил девушке гранатовые зернышки — символ семейных уз. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит в подземном царстве.

«Марсий» Федоса Щедрина

В Государственном Русском музее находится одна из первых работ Федоса Щедрина — статуя «Марсий», которую он создал во время обучения в Парижской академии художеств. Эту работу высоко оценили академики и наградили за нее тогда еще молодого скульптора Второй золотой медалью.

Мифологическая основа:

Сатир Марсий, долго постигавший искусство игры на флейте, однажды осмелился вызвать на состязание самого Аполлона. Судьями выступали музы, которые сначала присудили победу Марсию, но после того, как Аполлон стал петь и играть на кифаре, они признали победителем бога. Разозлившись на дерзкого Марсия, Аполлон приказал подвесить его на высокой сосне и содрать с сатира кожу.

«Прометей» Федора Гордеева

В экспозиции Государственного Русского музея находится «Прометей» — первая работа скульптора Федора Гордеева, которую тот создал еще во время обучения в Париже в 1769 году.

Мифологическая основа

Миф о Прометее — один из самых известных: титан похитил огонь из кузницы бога Гефеста и дал его людям. Это вызвало гнев Зевса, который приказал приковать Прометея к скале. Каждый день к нему прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь заново вырастала. Муки Прометея остановил Геракл, который убил орла, освободил Прометея и помирил его с Зевсом.

«Актеон» Ивана Мартоса

Золоченую бронзовую статую Актеона Иван Мартос создал в 1800 году для фонтана «Большой каскад» в Петергофе. Второй бронзовый экземпляр этой скульптуры позже отлили и для Павловского парка.

Мифологическая основа

Страстный охотник Актеон однажды встретил богиню Артемиду, когда та купалась в реке нагой. Он был первым и единственным смертным, увидевшим ее, и богиня настолько разозлилась, что превратила юношу в оленя. Собаки Актеона не узнали хозяина и растерзали его.

«Персей» Федоса Щедрина

В том же 1800 году появилась и другая статуя «Большого каскада» — «Персей» Федоса Щедрина. В XVIII веке миф о Персее олицетворял победу Петра I в Северной войне, поэтому скульптор придал горгоне Медузе портретное сходство со шведским королем Карлом XII.

Мифологическая основа

Царь Полидект разгневался на Персея за то, что он не дал ему жениться на своей матери Данае, и отправил юношу за головой горгоны Медузы на самый край Земли. Горгона была ужасным чудовищем, которое не мог заколоть ни один меч, доступный простому смертному. А ее взгляд сразу же обращал любого в камень. Боги решили помочь Персею: Гермес подарил ему чудесный меч, а богиня Афина — щит. Помогли Персею и нимфы: они отдали юноше крылатые сандалии, шлем-невидимку и сумку, способную принять размер того, что в нее положили. Когда Персей достиг края земли, он увидел трех спящих горгон. Только одна из них была смертна — какая именно, Персею подсказал Гермес. Персей одолел ее, но из-за шума проснулись другие горгоны, однако никого не увидели — Персей надел невидимый шлем и улетел с помощью своих крылатых сандалий.

Атланты Александра Теребенева

Статуи атлантов Александра Теребенева украшают вход в Новый Эрмитаж. Первоначально предполагалось, что портик будут поддерживать кариатиды, но архитектор Лео фон Кленце отказался от этого решения. Александр Теребенев в 1846–1848 годах по собственным эскизам выполнил модель атланта в натуральную величину, и когда она была утверждена, при помощи 150 каменотесов создал десять таких фигур из сердобольского гранита.

Читайте также  Образ пушкина в скульптуре

Мифологическая основа

Атлант, прогневав Зевса участием в битве титанов против олимпийских богов, в наказание был вынужден до конца жизни поддерживать столбы, подпиравшие небесный свод. Титан стоял вблизи сада Гесперид, куда однажды отправился Геракл за золотыми яблоками. Геракл попросил Атланта сорвать яблоки и согласился на время подержать небесный свод вместо него, но титан вздумал обмануть Геракла и оставить его на своем месте навсегда. Однако герой не растерялся и попросил Атланта на пару минут снова встать под свод, пока он не сделает мягкую накидку на плечи. Как только Атлант сменил Геракла, тот взял яблоки и ушел.

Храм Зевса в Олимпии — духовный центр Эллады

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

5 скульптур, которые выглядят как живые

Культура Искусство

Содержание

  • Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины»
  • Рафаэль Монти, «Весталки»
  • Огюст Роден, «Данаида»
  • Иосиф Чайков, «Футболисты»
  • Лу Ли Ронг, «Девушка с дудочкой»

Мастера Возрождения сделали камень пластичным, как плоть, и легким, струящимся, как шелк. С тех пор лучшие скульптуры мира стали поразительно «живыми» — их мраморные тела кажутся мягкими и гибкими, а одежды будто шелестят на ветру.

О лучших скульпторах мира принято говорить: «Они победили камень», и это очень точное описание. Камень — нечто грубое, твердое и непоколебимое — в руках мастера становится податливым, как пластилин, живым, легким, дышащим. Даже человек, избалованный компьютерными спецэффектами, не может без удивления и восторга смотреть на невесомые каменные одежды, высеченные сотни лет назад, на мягкие мраморные тела и напряженные мраморные мышцы. Кто и как смог оживить бездушные статуи и превратить камень в поэзию?

Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины»

И начнем мы с безусловного шедевра первой четверти XVII века, скульптуры Джованни Бернини «Похищение Прозерпины». Итальянский мастер воплотил в камне целый сюжет из греческой мифологии. Прозерпина — это римское имя Персефоны, дочери Зевса и Деметры. Юная богиня приглянулась Аиду, и Зевс без согласия Деметры и самой Персефоны отдал дочь в жены подземному королю. На скульптуре как раз изображен момент похищения Прозерпины-Персефоны: Аид привлек ее внимание невероятно красивым цветком, а когда девушка наклонилась, схватил ее и уволок в подземелье. Но у истории более или менее счастливый конец: богиня Деметра в знак вечной тоски по дочери сложила с себя божественные полномочия и подлунный мир остался без урожаев. Зевсу пришлось пойти на компромисс: он заставил брата отпускать Персефону на землю. И с тех пор лишь треть года она проводит с мужем.

Читайте также  Русская скульптура 19 века

Впервые посмотрев на фотографию скульптуры, где герои повернуты в фас, зритель, вероятно, будет недоумевать: что же в них живого? Кожа неестественно бледная, глаза пустые, да и в целом все какое-то плоское. Но посмотрите на скульптуру сбоку, выбрав фотографию с правильным освещением, и все сомнения разрешатся. Фигуры Плутона (Аида) и Прозерпины, устремленные по спирали вверх, как будто и не застывали в своем движении. Зритель видит, как руки Плутона хватают тело Прозерпины и камень под ними мнется, словно живая плоть. Волосы фигур растрепаны легким ветерком, ткань одежды сползает с обнажающихся тел. И кажется, будто мы видели то, что происходило между героями раньше, и сейчас увидим продолжение истории. Сам Бернини говорил, что в этой скульптуре он победил камень. А ведь мастеру было всего 23 года.

Рафаэль Монти, «Весталки»

Техника каменной вуали появилась еще в середине XVIII века благодаря работе итальянского скульптора Антонио Коррадини. Накинуть мраморную «ткань» на лицо статуи, чтобы это выглядело естественно, оказалось делом настолько непростым, что уникальная техника почти на столетие оказалась забытой, пока в середине XIX века к ней не обратился соотечественник Коррадини Рафаэль Монти. Он первым и рассказал секрет «прозрачного» камня. Оказывается, великие скульпторы использовали особую двуслойную разновидность мрамора. Нижний слой такого материала выглядит как обыкновенный камень, а вот верхний — гораздо прозрачнее.

Но самое удивительное — то, как мастера обрабатывали этот мрамор. Создание каменной вуали до появления высоких технологий было чрезвычайно тонкой и трудоемкой работой. Прозрачный слой мрамора полировался до тех пор, пока не становился почти невесомым, потом из этого хрупкого материала скульпторы руками высекали вуаль с бесчисленным количеством складок. Яркий пример такой работы — «Весталки» Рафаэля Монти. Скульптор изобразил группу молодых, целомудренных и чрезвычайно почитаемых в Древнем Риме жриц богини Весты. На лицах, скрытых под той самой прозрачной каменной вуалью, застыло выражение скромности и покорности — тех добродетелей, которые весталки должны были хранить всю жизнь. Монти любил изображать юных жриц в своих работах. Среди наиболее известных скульптур мастера есть еще как минимум две весталки.

Огюст Роден, «Данаида»

Один из известнейших скульпторов мира, Огюст Роден не отличается излишней любовью к реализму — все-таки он символист, даже романтик, поэтому наряду с реалистичным образом для него важна и идея, которая далеко не всегда принимает привычные нам формы. Герои мастера зачастую буквально вырастают из необтесанного камня — именно поэтому о Родене говорят, что он превратил скульптуру в поэзию: его персонажи будто борются со своим небытием и побеждают его той экспрессивностью и эмоциональностью, которыми наделяет их автор. Пожалуй, только одну работу Родена при определенных обстоятельствах можно было бы спутать с живым человеком — лежащую на камне юную Данаиду. Великий француз, как и все его коллеги, не мог не восхищаться искусством Древней Греции, и в этой работе он отсылает зрителей к мифу о пятидесяти дочерях короля Даная, которые по приказу отца в первую брачную ночь убили своих мужей, и лишь одна из девушек спасла жизнь супругу. За это преступление боги прокляли Данаид: они будут вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.

Роден расположил девушку спиной к зрителю — она ничком лежит на камне, показывая соблазнительно живые изгибы своего тела. Спина и руки при правильном освещении выглядят мягкими и упругими — кажется, что, прикоснувшись, почувствуешь под пальцами нежную кожу молодой девушки, а не холод камня. Данаида выбрала явно не самую удобную позу для сна, но вся ее фигура выглядит естественной и до боли знакомой, как будто на этом камне лежит не мраморная героиня древнегреческого мифа, а любимая девушка, которая вот-вот проснется. Лицо спящей не так живо и выразительно, как ее фигура, а волосы и вовсе проработаны весьма условно: спадая с руки девушки, они ложатся на камень и в нем же растворяются, обозначая связь героини с материалом, из которого она вышла.

Иосиф Чайков, «Футболисты»

На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.

«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.

Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.

Лу Ли Ронг, «Девушка с дудочкой»

Традицию великих реалистов от мира скульптуры подхватила современный мастер Лу Ли Ронг. Несмотря на то что Лу закончила китайскую художественную академию, манера исполнения и герои у нее абсолютно европейские. На выставке этого молодого скульптора можно увидеть и невесомые вуали из бронзы, и не уступающие им по легкости одежды со множеством складок, повторяющих изгибы женского тела. Героини Лу застывают в прыжке, повороте или стоят на ветру — их волосы и платья всегда развеваются, их лица всегда эмоциональны, а движения, в которых они застывают, легки и естественны. Если долго смотреть на них, то можно почувствовать движение ветерка на лице и услышать шелест ткани.

Скульптуры Лу Ли Ронг, как и древнегреческие образцы, выполнены в цвете, что делает их более реалистичными, чем работы предшественников. Особенно характерна фигура девушки с дудочкой. Она стоит прямо и задумчиво смотрит в сторону, пока ветер развевает ее нежно-голубое, почти прозрачное платье. В то, что бронзовая красавица носит бронзовое платье, поверить практически невозможно — настолько воздушным и невесомым оно выглядит.

Развитие скульптуры: от истоков до наших дней

Слово «скульптура» вошло во многие языки мира от латинского sculpo — вырезаю, высекаю. Сегодня скульптура — это вид изобразительного искусства, мастерство создания объемных фигур и композиций из множества материалов: камня, дерева, глины, металла, стекла. В основе искусства скульптуры лежит принцип осязательности и телесности, ценятся материальные качества произведенной формы. Искусство скульптуры имеет очень богатую и насыщенную историю — от древнейших времен, когда человек только появился как вид, и до наших дней. В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития скульптуры от Древнего мира и до XXI века.

В одной из наших статей мы уже рассказывали об основных видах скульптуры. Всю скульптуру можно условно разделить на два вида: круглая скульптура и рельеф. К круглой скульптуре относятся статуи, скульптурные группы, статуэтки и бюсты. Отличительной особенностью круглой скульптуры является возможность зрителя осмотреть фигуру с разных сторон, оценить ее в пространстве, — все это обеспечивает разностороннее восприятие произведения. Рельеф же представляет фигуру отчасти погруженной в плоский фон. Рельеф подразделяется еще на три вида: барельеф, горельеф и контррельеф. Барельеф — это фигура, выступающая из плоскости менее, чем на половину; горельеф — фигура, выпуклая наполовину; а контррельеф — это заглубленная, «утопленная» в поверхности фигура.

Читайте также  Скульптуры из бумаги: скульпторы творят чудеса

Появление первых скульптур

Первая скульптура появилась задолго до нашей эры. Исследователи сходятся во мнении, что первые люди начали вырезать статуэтки из костей, бивней и мягкого камня, чтобы передать потомкам свои знания и сохранить память о современниках, членах племени и семьи. Древние люди, еще не вышедшие из дикого состояния, хотели в образе скульптуры выразить идею божеств и идолов. Наиболее известными широкой общественности представляются палеолитические Венеры — обобщающее понятие для множества найденных археологами статуэток женщин, обладающих некоторыми общими признаками. Большинство статуэток имеют ромбовидную форму: суженные вверху и внизу, и широкие в средней части. У многих «Венер» подчеркнуты определенные анатомические особенности, так, древних женщин изображали с большим животом, широкими бедрами, объемными ягодицами и грудью. Некоторые статуэтки изображали беременных женщин. Ученые объясняют такие характеристики культом фертильности, широко распространенным в древние времена. До развития сельского хозяйства и скотоводства излишний вес и тучные формы могли символизировать стремление человека к изобилию, безопасности и плодородию.

Согласно исследованиям ученых, первые Венеры палеолита были созданы 30-35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и относятся к расцвету ориньякской культуры. Большинство найденных статуэток имеют небольшой размер — от 4 до 25 см в высоту.

Венера из Холе-Фельс, 35 тыс. лет до н. э.

Венера Виллендорфская, 25-28 тыс. лет до н. э.

Скульптура в Древнем Египте

Древние египтяне, старейший из культурных народов древнего мира, первыми начали ваять скульптуры. Развитие скульптуры Древнего Египта сопутствовало развитию архитектуры, произведения служили украшениями храмам, изображали богов, царей и мифических созданий.

К монументальной скульптуре древнеегипетской цивилизации можно отнести небезызвестного «Большого сфинкса» — фигуру, высеченную из монолитной известняковой скалы около 2500 года до н.э. Поблизости находится архитектурное сооружение — погребальная пирамида фараона Хефрена. «Большой сфинкс» является самой древней монументальной скульптурой, известной на сегодняшний день. Египтяне постигли и искусство рельефа: на стенах храмов и гробниц изображались сюжеты из жизни фараонов и великих людей того времени, а также иллюстрации к преданиям и мифам о подвигах богов и героев.

«Большой сфинкс» на фоне пирамиды Хефрена, ок. 2500 лет до н. э.

Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1800 лет до н. э.

К скульптуре Древнего мира относятся также произведения ассирийской, персидской, индийской и китайской цивилизаций.

Так, исследователи Месопотамии обнаружили произведения халдейско-ассирийского ваяния, датируемые 1000-600 гг. до н. э. Отличительными чертами скульптуры древней Месопотамии является значительная выпуклость рельефа и общая суровость концепции произведений, преувеличенная демонстрация физической силы. Религиозная скульптура Месопотамии содержит изображения мощных и мускулистых фигур крылатых львов и быков с человеческими головами, которые венчают царские тиары. Такие фигуры изображали шеду — духов-хранителей шумеро-аккадской мифологии.

Древнеперсидская скульптура во многом схожа с произведениями Месопотамии; персы тоже ваяли скульптуры для декорирования дворцов царей и знати, создавали рельефы и изображения, отражающие сюжеты придворной жизни, воплощали в камне крылатых животных с человеческими головами.

Скульптурное искусство Древней Индии напрямую относит нас к религиозным воззрениям народа того времени. Индийцы изображали в камне богов и их подвиги, придавали фигурам символические, таинственные и местами утрированные позы. Особой чувственностью и страстностью отличались женские фигуры богинь и духов природы.

В Древнем Китае широкое распространение получила резьба по камню. Каменные скульптуры, украшающие дома и гробницы, свидетельствовали о высоком статусе древнекитайской знати. Китайцы изображали в камне не только образы божеств и священных животных, но и сцены из жизни военных генералов и императорских служащих. Мировую известность китайская скульптура обрела после открытия учеными в XX веке гробницы императора Цинь Шихуанди. В гробнице были обнаружены по меньшей мере 8000 уникальных терракотовых статуй в человеческий рост, изображающих императорскую армию. По оценкам ученых, произведения датируются II веком до н.э.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

Крылатый человеколев из дворца Тукульти-Нинурты I

Античная скульптура

Античную скульптуру, в целом, можно разделить на два обширных направления: скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима.

Статуя, изображающая человека или бога – это главная форма древнегреческого искусства. Античные древнегреческие статуи располагались повсюду: в храмах, на площадях древних полисов, в садах, на берегу моря… Греки всегда пытались подчинить камень и изобразить в нем человеческие пропорции. Поэтому скульптуры древнегреческих богов были антропоморфными, изображая их фигуры лишь немного более совершенными, чем фигуры обычных людей. В античной культуре ценилась идеализация художественных образов, поэтому образы героев и богов до сих пор поражают зрителя гармонией пропорций, легкостью и поразительной точностью изображения человеческого тела.

Греческая скульптура утратила восточное влияние и начала развиваться самостоятельно к V веку до н. э. Веком наивысшего расцвета древнегреческой скульптуры принято считать Век Перикла. Известными скульпторами того времени считаются Каламид, Мирон и Фидий. Каламид сочетал в каменных изваяниях грациозность и тонкое художественное чутье натуры; Мирон привнес в скульптуру совершенно новый для тех веков элемент – движение; Фидий ваял преимущественно статуи богов, наделяя их небывалым величием и благородством. В большинстве своем произведения этих авторов не сохранились до наших дней, но в последствии множество скульпторов, придерживаясь их школы, продолжали и развивали дело великих мастеров.

«Дискобол» Мирона, мраморная реконструкция

Колосс Родосский, III век до н. э.

Скульптуры Древнего Рима многое позаимствовали у греков. Однако римляне выдвинули на первый план индивидуализацию, которая в последствии вытеснила художественную идеализацию, характерную искусству Древней Греции. В Древнем Риме на смену совершенным формам пришел реализм натуры; кроме того, скульптура римлян носила идеологический и пропагандистский характер: скульпторы создавали произведения, направленные на поддержание военной власти того времени. Так, древнеримские правители способствовали распространению собственных портретных бюстов по всем уголкам империи: каждый житель Рима должен был поклоняться авторитету величественного вождя. Древнеримская скульптура отличалась от древнегреческой сухостью и грубостью форм; произведения того времени – это в основном копии знаменитых греческих скульптур. Римляне использовали для изготовления скульптур в основном мрамор, иногда – бронзу.

Император Коммод в образе Геркулеса, 191 г. н. э.

Император Калигула, I век н. э.

Средневековье, готика и Возрождение

В эпоху средневековья искусство скульптуры потеряло былое величие. Это связано с приходом христианства; согласно идеологии этой религии, пластические образы и формы фигур, их чувственность и материальность могли вернуть верующих к пережиткам идолопоклонства и языческих культов. На смену сюжетам мифологии пришли библейские сюжеты, которые изображались преимущественно в мозаике и живописи. В эпоху раннего средневековья скульптура находилась в упадке, создавались в основном атрибуты религии: кресты, рамы священных икон, внешний и внутренний декор храмов.

Эпохе Возрождения предшествовала Готическая эпоха. В это время средневековые скульпторы работали над украшением величественных готических соборов, ваяли статуи христианских святых и мучеников. Поэтому готическая скульптура неотделима от архитектуры того времени и представляет собой часть средневековых религиозных сооружений.

XV век стал периодом глобальных изменений не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве в целом. Художники эпохи Возрождения снова обратили взгляд к античности, стали предпринимать попытки возродить традиции прошлого после многовекового забвения и темных времен Средневековья. Скульпторам и живописцам пришлось заново открывать перспективу и пропорции. В эпоху Возрождения скульптура античности стала восприниматься не как шаблон для подражания, а как историческое осознание связи прошлых веков с настоящими. Мастера Ренессанса стремились отбросить готические и византийские традиции и вернуться к классике эллинизма и древнеримской доблести.

Прародиной Ренессанса принято считать Флоренцию. Этот регион Италии подарил истории таких великих скульпторов как Донателло, Лоренцо Гиберти и всемирно известного Микеланджело Буонарроти.

Лоренцо Гиберти совершенно по-новому подходит к теме статуи. В 1414 году скульптор завершает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле. Работа характеризуется идеей возрождения античности с помощью христианской духовности. Гиберти возрождает пришедшую в упадок технику отливки круглых бронзовых скульптур. «Иоанн Креститель» воплотил в себе благородство позы и движения, схожее с оратором времен античности, и одновременно смирение и напряжение христианского духа.

Великий мастер Донателло в своей работе также обращался к искусству античности. В понимании Донателло классическая скульптура была не вновь обретенным благом, а достоянием флорентийского народа. Скульптор также работал с круглой скульптурой, выдвигая на первый план задачи пластики и формы. Линии скульптур Донателло искусствоведы называют дугообразными и полными внутренней нравственной силы. Эта сила передается зрителю через прочность посадки головы скульптур, сдержанность жестов и господство фигуры над окружающим пространством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: