Скульптура в ссср - JEKATERINBURG.RU

Скульптура в ссср

Скульптура советского и постперестроечного периодов

После революции 1917 г. скульптура в России приобрела особое значение. Уже в 1918 г. декретом Совета народных комиссаров был принят план монументальной пропаганды, в соответствии с которым сносились памятники «царям и их слугам», а вместо них устанавливались монументы деятелям революционного движения. С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде — 15. Поначалу эти памятники были очень разными — от традиционных до откровенно формалистических, от портретных до обобщенно-символических. Но очень скоро стало ясно, что памятники, выполненные не в академической традиции, не нравятся общественности. Поэтому постепенно все новые памятники стали делаться в классическом стиле, а импрессионистские, модернистские и авангардистские течения, активно развивавшиеся с начала века в нашей стране, очень скоро сошли на нет. А в 1930-е годы в стране утвердился единственный одобренный стиль — социалистический реализм. Искусство должно было разъяснять в наглядной форме директивы партии и правительства. Типичными образцами новой скульптуры стали композиции 1927 г. «Булыжник — оружие пролетариата» Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941), «Крестьянка» Веры Игнатьевны Мухиной (1889—1953). Символом победившего социализма стала знаменитая работа Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937).

Те же тенденции сохранялись в военное и послевоенное время. Скульптура Мухиной «Партизанка» — это обобщенный образ патриотов, сражавшихся с фашистами. В годы войны бурно развивался и портретный жанр, в котором скульпторы стремились запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым, лишенным внешнего эффекта. Таковы бюсты Мухиной 1942 г. — летчика И.Л. Хижняка, под огнем спасшего эшелон боеприпасов, полковника Б.А. Юсупова, сразившегося с вражескими танками. Композиция ее портретов проста и ясна, главное в лице акцентировано светотеневой игрой. Со временем в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным взяло верх идеальное, возвышенно-героическое. Таковы работы Евгения Викторовича Вучетича (1908—1974) — скульптурный портрет генерала И.Д. Черняховского, бюст А.Т. Твардовского (1943) Сарры Дмитриевны Лебедевой (1892—1967). В послевоенные годы были созданы памятники воинам. Широко известна работа Вучетича «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.

В. Мухина. Скульптура «Мир».

Купол планетария. Волгоград (1954)

Неизвестный. Маска скорби. Магадан (1966)

В. Сидур. Памятник жертвам Холокоста. Пушкин

3. Церетели. Слеза Скорби.

Мирное время расширило тематику создаваемых памятников. Появилось множество монументов в честь исторических деятелей и деятелей культуры. Среди лучших работ — памятники Юрию Долгорукому в Москве — скульптор Сергей Михайлович Орлов (1911—1971), В.В. Маяковскому в Москве — скульптор Александр Павлович Кибальников (1912—1987), А.С. Пушкину в Ленинграде — скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917—1997). Однако множество других появившихся памятников и монументов тяготели к шаблону, их авторы использовали однообразные приемы, иногда натурализм. Их измельченные формы и множество украшений не могли раскрыть образы тех, кому создавались эти памятники.

Период «оттепели» способствовал появлению в советской скульптуре новых работ, часто далеких от социалистического реализма. Одной из самых крупных фигур стал Эрнст Иосифович Неизвестный (р. 1925), в творчестве которого появились авангардистские тенденции. Его композиции часто составлялись из скульптурных изображений частей человеческого тела, выражающих его экспрессию и мощную пластику («Атомный взрыв», «Сердце Христа»). Но после спора с Н.С. Хрущевым он лишился государственных заказов и был вынужден уехать из страны. Но именно Эрнст Неизвестный выполнил надгробный памятник Хрущеву. Лишь в 1990-е годы скульптор снова смог появиться в России. В 1996 г. он закончил свое монументальное (высота 15 м) произведение «Маска скорби», посвященное жертвам массовых политических репрессий в СССР (скульптура установлена в Магадане).

В 2004 г. в Москве была установлена скульптурная композиция мастера «Древо жизни», символизирующая торжество жизни и человеческого духа. Ее путь в Россию продолжался 10 лет. Под ветвями семиметровой композиции из бронзы и гранита собраны изображения многих мифических и исторических личностей (от Адама до Юрия Гагарина). Ветви и ствол составлены из символов всех основных религий, а также мистических и других религиозных символов. Крона дерева выполнена в форме человеческого сердца.

В 1960-е свободнее стали чувствовать себя и мастера, творившие в привычном стиле соцреализма. Появились оригинальные мемориалы, в которых скульптура уступала ведущую роль историческому ландшафту (Зеленый пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 1964, скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский, 1920—1967).

В 1970-е годы и позже скульптура вновь вернулась к традициям монумента- лизма. Авторы решались лишь на небольшие эксперименты — снижение или повышение постамента, использование приема фрагментарности композиции (изображение лишь отдельных частей тела), поиски неканонического решения образов, все больше связывали скульптуру с ландшафтом и архитектурой.

Одним из крупнейших мастеров этого времени был Вадим Абрамович Сидур (1924—1986). Ранние работы художника не выходили за рамки академического традиционализма. Со временем Сидур выработал самобытный авангардный стиль. Лейтмотивом его композиций — с «инвалидными» пустотами и «обрубками» форм либо, напротив, монументальными и цельными фигурами-символами — стала война как олицетворение вселенского Зла, которому противостоят Любовь, Материнство, Семья («Раненый», «Отчаяние», «Бабий Яр», «Памятник погибшим от насилия», цикл «Женское начало», «Формула скорби»). Скульптор работал в разных материалах, в металле и дереве, в целом предпочитая в качестве итога бронзовую отливку. Сидур постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинялся в формализме и пацифизме. В начале 1980-х, саркастически выражая спертую духовную атмосферу «застоя», Сидур разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт (композиции из старых канализационных труб и прочего техногенного хлама, составляющие гротескные головы и фигуры, порой уложенные в некие колоды наподобие гробов — отсюда название). Так появились его композиции «Гроб-девушка», «Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном», цикл «Препараты». Это был протест против страха, ненависти и неуверенности в завтрашнем дне.

Один из самых успешных скульпторов второй половины XX в. — Зураб Константинович Церетели (р. 1934). Он известен как крупнейший монументалист, автор таких композиций и комплексов, как монумент «Добро побеждает Зло» (Нью-Йорк), бронзовой скульптуры «Рождение Нового Человека» (Париж) и скульптурной композиции с тем же названием (Севилья, Испания), монумента «Слезы Скорби» в память террористического акта 11 сентября, памятника Петру I (на Москве-реке). Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, в оформлении Манежной площади, воссоздании храма Христа Спасителя. Но его творчество, пользующееся широкой поддержкой государственных властей в России, вызывает неоднозначные, часто отрицательные оценки художественной критики и общественности. Ему предъявляются упреки в фактической «монополизации» монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы, гигантомании, диспропорциональности, даже в общем безвкусии. Помимо скульптуры Церетели также много занимается живописью, работает в технике перегородчатой эмали.

С 1990-х годов скульпторы получили возможность создавать свои работы, не оглядываясь на указания «свыше». Поэтому сегодня российская скульптура вернулась в мировой художественный процесс.

Советская скульптура в 20—30-е гг.

В 20—30-е гг. наблюдается небывалый расцвет скульптуры, особенно монументальной, так как государством была принята программа монументальной пропаганды. Причину расцвета искусства В. Татлин определил таким образом: «. Революция усиливает импульс изобретения. Вот почему расцвет искусства бывает вслед за революцией».

Читайте также  Скульптуры сальвадора дали: фото, описание

Государством была поставлена задача создания памятников выдающимся революционерам. Одним из первых был открыт памятник Марксу скульптора А. Т. Матвеева в Петрограде перед Смольным в 1918 г. В соответствии с планом монументальной пропаганды в период с1918 по 1922 гг. было создано 183 памятника и проекта, большое количество памятных досок с рельефами, выписками и изречениями. В создании памятников участвовали и известные скульпторы: С. Волнухин, Н. Андреев, С. Коненков, А. Матвеев, и молодые: В. Мухина, И. Шадр, С. Лебедева, Б. Королев, С. Меркуров. В такой массовости не обошлось без издержек, незрелые и малохудожественные памятники через некоторое время были сняты.

Некоторые очень смелые идеи так и не были осуществлены. Это касается проекта «Памятника III Интернационалу» Владимира Татлина (1920) (ил. 8), вся композиция которого должна была двигаться. Это была 400-метровая (по авторскому замыслу) спираль, она включала ряд простейших форм. Куб в идеале должен был вращаться со скоростью один оборот в год, пирамида делала оборот в месяц, цилиндр — в сутки. Кроме того, памятник должен был иметь станцию прожекторов, которая проектировала бы световые буквы на облака, из таких букв можно было бы составлять лозунги на события дня. Проект башни можно считать первым кинетическим архитектурно-скульптурным замыслом в новом искусстве.

Кинетические иллюзорные конструкции из металла Наума Габо не очень вписывались в план монументальной пропаганды. Вскоре он уехал за границу.

Двигающиеся мобили были представлены А. Родченко на выставке Общества молодых художников в 1921 г. в виде свободно подвешенных в пространстве зала кругов, овалов, квадратов под названием «Подобные фигуры».

Яркими скульпторами этого времени являются Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева и др.

Николай Андреевич Андреев (1873—1932) вошел в историю скульптуры своей ленинианой. Он создал около 100 скульптур В. И. Ленина в разных позах, в разных ситуациях и состояниях (работающий, думающий, слушающий). Скульптурные этюды и рисунки он делал с натуры, приходя к Ленину в кабинет. Завершением его цикла стала скульптура «Ленин-вождь» (1931—1932). Андреев создал замечательные памятники русским писателям: до революции памятник Н. В. Гоголю (1904—1909), Огареву и Герцену (1918—1922), А. Н. Островскому (1924—1929).

Над образом Ленина работали многие скульпторы: С. Меркуров («Похороны вождя». Памятник в Горках Ленинских, 1927—1950), С. Евсеев (Памятник Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде, 1925), Б. Королев (Памятник Ленину в Переяславле-Залесском, 1927), М. Манизер (Памятник Ленину в Ульяновске, 1940), В. Мухина (В. И. Ленин, 1930), после смерти Ленина многие города хотели иметь памятники вождю мирового пролетариата.

Выдающимся мастером станковой и монументальной скульптуры 20—30-х гг. является Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941). В это время он создает лучшие работы: «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец» (все 1922) — это образы людей, перенесших тяготы гражданской войны.

Выдающимся произведением скульптора является «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 год» (1927). Скульптор изображает кульминационный момент борьбы: рабочий, выламывая огромный булыжник, готовится метнуть его в ненавистного врага. Фигура рабочего энергична, экспрессивна, она красива в передаче напряжения момента.

Саму суть писателя раскрывает Шадр в портрете молодого М. Горького («Буревестник»). Это писатель-бунтарь, он бесстрашен и непреклонен, настойчив и окрылен. Для этого скульптор целенаправленно увеличивает лоб, делает его огромным, бороздит его глубокими и рваными складками, значительно увеличивает ширину лица и сильно выявляет скулы и подбородок. Волосы разбросаны в фантастическом кружении — как будто это огромные волны, застывшие на мгновение. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящего буревестника: «. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела, пронзая тучи, пену волн крылом срывает. » Такая ассоциативно-символическая трактовка романтического образа усиливает его воздействие на зрителя.

В 20-е гг. плодотворно продолжает работать Анна Голубкина, в эти годы она создает замечательные портреты Андрея Белого (1918), Льва Толстого (1927), скульптуру «Березка» и др.

В 30-е гг. было создано не мало работ, вошедших в золотой фонд советского искусства. Это эскизы памятников А. М. Горькому в Горьком и Москве работы В. Мухиной и И. Шадра, памятник С. М. Кирову в Ленинграде работы Н. В. Томского, памятник Ленину на канале Москва-Волга, в Ереване работы С. Меркурова, памятники Ленину в Ворошиловграде, Переяславле-Залесском, Ташкенте и Н. Э. Бауману в Москве работы Б. Королева. Большие работы осуществляли скульпторы при оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1939 г., канала Москва-Волга, московского метро и павильонов Советского Союза на Международных выставках в Париже в1937 г. и Нью-Йорке в 1939 г. Но, без всякого сомнения, самой значительной работой 30-х гг. является скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» (ил.

  1. для парижского павильона на международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь».

После утверждения проекта здания павильона началась разработка скульптуры, которая должна венчать эту постройку. К этой работе были привлечены ведущие скульпторы: Мухина, Манизер, Шадр, Андреев, Королев. Замысел Мухиной был самым удачным.

До этого станковые работы Веры Игнатьевны Мухиной (1889—1953; закончила Академию художеств, совершенствовалась в мастерских Бурделя в Париже) получали признание и призы на международных выставках («Ветер» на Международной выставке в Венеции в 1928 г., «Крестьянка» там же в 1934), но эта сделала имя художницы всемирно известным.

33 метровая фигура рабочего и колхозницы, выполненная из нержавеющей стали, отражающей солнечные блики и электрический свет, поразила зрителей и участников выставки. Поздравляли скульптора, поздравляли инженеров, поздравляли архитектора Б. Иофана. Ф. Мазерель писал: «Надо горячо приветствовать всех — от инженера до монтажников, кто принимал участие в этой замечательной работе». Р. Роллан так оценил работу: «На международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом полете возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, единству и приведет к победе».

Значительным поводом для развития монументальной скульптуры послужила вновь открывшаяся Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве (потом ВДНХ, Выставка достижений народного хозяйства). Она была обильно украшена и оформлена произведениями монументальной и декоративной скульптуры. Здесь возникла возможность мастерам каждой из республик реализовать свои искания национальной формы. Широко использовались на выставке национальные орнаменты, предметы декоративно-прикладного искусства.

Скульптура заняла свое место и в подземных залах Метрополитена, и на канале им. Москвы. Мастера советской пластики использовали нередко фарфор, фаянс и другие материалы, обладавшие большими декоративными возможностями.

Естественно, скульптура не могла ограничиться только монументально-декоративными формами. Продолжала развиваться и камерная скульптура. Здесь главной фигурой была Сарра Дмитриевна Лебедева (1892—1967) — мастер психологического портрета.

В 20-е гг. она поставила перед собой цель — создать серию портретов деятелей революции, руководителей партии и правительства Советского государства (бюст Л. Б. Красина, 1924, портрет Ф. Э. Дзержинского, 1925, А. Д. Цюрупы, П. Е. Дыбенко, В. А. Антонова. Овсеенко, С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова и др.).

Читайте также  Скульптуры лувра: фото и описание

В 30-е гг. Лебедева создает портреты П. П. Постышева (1932), С. М. Михоэлса, В. И. Мухиной (оба —1939). К лучшим произведениям можно отнести портрет В. П. Чкалова (1937) — почти этюд, выполненный с натуры за 2 сеанса и не доведенный до конца в связи с трагической гибелью летчика. Но в этой работе есть живая игра лица Чкалова, характерное выражение его глаз, своеобразная посадка головы, неповторимая выразительность его фигуры. Лебедевой удалось раскрыть и внутреннюю сущность, в которой читается биография героя, биография подвига.

Много различных суждений существует об искусстве этого периода, особенно в 30-е гг. Предоставим слово великому скульптору ХХ в. В. И. Мухиной, она как-то сказала: «Прошла пора идеологической неустойчивости, прошла пора мятущегося духа — впереди путь ясный и прямой. И таким должно быть наше искусство, оно должно быть искусством прекрасного человека, искусством сильным, искусством больших планов и больших горизонтов. Оно требует больших комплексных решений, форм простых, покоряющих своей гармонией».

Как ученик Родена стал главным скульптором социалистической революции: Иван Шадр

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле он появился на свет и был крещен в селе Такташи в Оренбургской губернии – там его отец, Дмитрий Иванов, сезонно работал плотником, а мать последовала за мужем, хотя и должна была вот-вот разродиться третьим ребенком (всего в семье будет двенадцать детей). Но большую часть года семья жила в Шадринске, а потому Иван – так назвали мальчика – всегда считал именно этот город своей родиной.
В 1898 году он оказался на шерстяной фабрике купцов Панфиловых в Екатеринбурге. Жизнь его там была нелегка. Мальчик на побегушках, сторож, грузчик… Жалкие гроши, скука, холод — эти три года были для него пыткой. Однако он сдружился с сыном владельца фабрики, а тот сразу разглядел в нем «божью искру» и все настоятельнее подговаривал искать дело по душе.
В 1901 году Иван поддался на уговоры и сбежал с фабрики. Существует легенда, что сбежал он с целью… самоубийства. Измученный тяготами работы и бессмысленностью существования, он намеревался покончить со всем в ледяных водах Исети, однако повстречал на набережной очаровательную девушку, разговорился с ней и топиться передумал. Девушка была дочерью Михаила Каменского, основателя художественно-промышленной школы в Екатеринбурге. Вскоре Иван безо всякой подготовки сдал экзамен в ту самую художественно-промышленную школу и… поступил! Пять лет он успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Теодора Залькалнса.

В те годы молодой художник прославился своим непримиримым отношением к несправедливости. Ходил на митинги и шествия, протестовал против черносотенных погромов, , создавал политическую карикатуру для журналов… Школу он покинул со справкой о неоконченном образовании, но, похоже, не слишком огорченным этим фактом. Вместе с бывшим однокурсником он предпринял потрясающее путешествие по всей стране – по «горьковским местам». И, в конце концов, уже в одиночку Иван дошел пешком до Санкт-Петербурга с твердым намерением поступить в местную Академию художеств.
И тут удача на миг отвернулась от него. Экзамены Иван провалил. Пытаясь «закрепиться» в Петербурге, начал работать уличным певцом – работы физической он нахлебался в юные годы. Его голос произвел впечатление на режиссёра Александринского театра Михаила Дарского. И вместо Академии художеств Шадр (тогда еще Иванов) попадает на Высшие драматические курсы. Правда, мечты об изящных искусствах не оставляет и продолжает совершенствовать свои навыки. Его рисунки высоко оценил сам Репин, а Шадринская городская управа по ходатайству множества петербургских друзей Ивана Иванова выдала ему стипендию на дальнейшее обучение.
Примерно в то же время он задумался о смене фамилии. Иванов – фамилия, конечно же, прекрасная, но не для того, кто мечтает быть знаменитым! Так думал Иван, выбирая себе творческий псевдоним. Ивановых слишком много, но не порывать же из-за этого с корнями? И тогда молодой скульптор решил назваться в честь родного города Шадринска – «чтобы прославить его». Так в 1908 году Иван Иванов стал Иваном Шадром – и остался в истории с этим именем.

Потом был год службы в армии и… Париж! Там Шадр брал уроки у самого Родена, который отправил его на стажировку в Рим. Затем еще год Шадр учился в Московском археологическом институте. Его не прельстили европейские эксперименты, не лежала душа к русскому академизму… Шадр искал собственный способ отображать реальность – сложную, насыщенную, неоднозначную реальность предреволюционной России. И активно критиковал своих современников-модернистов.

Впрочем, эта же реальность не располагала к долгим поискам себя. Шадр много работал – преподавал рисование детям, как бы сейчас сказали, с особыми образовательными потребностями, брался за любые заказы, работал в кинопромышленности.

После революции он поехал в Омск, чтобы перевезти в Москву всю семью, но застрял там на несколько лет. В Омске состоялось знакомство с Колчаком, который предложил Шадру несколько заказов. После поражения Колчака Шадр оказался на жестоком допросе в ВЧК, но… «красные» решили, что живой скульптор может быть полезен. И вот уже через пару месяцев Шадр работает над скульптурой памяти жертв белого террора по заказу Сибирского революционного комитета, делает барельефы и памятники с образами отцов (и матерей) революции…

Создал Шадр и образы «простых русских мужиков» для изображения на купюрах по заказу Госзнака – вместе с женой он колесил по России в поисках натурщиков. Затем последовало шестнадцать скульптур Ленина, памятники Пушкину и Горькому. Первые маркированные открытки и конверты в социалистической России вышли с марками по его эскизам.

Иконическая «Девушка с веслом» появилась в 1934 году (однако множество «девушек» в советских парках – копии скульптуры другого автора; работа Шадра была разрушена в результате бомбежки в первый год войны). А знаменитый пролетарий, поднимающий булыжник, вдохновленный образами «рабов» Микеланджело и античной скульптурой, поселился во многих городах по всему Советскому Союзу…

Иван Шадр скончался в апреле 1941 года. Его супруга пережила его на тридцать лет и немало способствовала сохранению его творческого наследия. Сегодня одни работы скульптора бережно хранятся в музеях, другие, созданные для улиц советских городов, безжалостно демонтируются. Незавидна судьба и мемориального комплекса Ивана Шадра в родном городе, однако память о главном революционном скульпторе увековечена в названиях улиц и образовательных учреждений, а созданные им образы стали каноническими для русского искусства.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Скульптурное искусство СССР: 1917-1991 годы

Ленин пишущий

Скульптор: Н.А. Андреев (1873-1932 гг.)

Место нахождения: Москва (Третьяковская галерея)

Год создания: 1920

Правитель: В.И. Ленин (1918-1924 гг.)

Феликс Дзержинский

Скульптор: С. Лебедева (1892-1967 гг.)

Место нахождения: Москва (Третьяковская галерея)

Читайте также  Скульптура эпохи ренессанса

Год создания: 1925

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Памятник А.Н. Островскому

Скульптор: Н.А. Андреев (1873-1932 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы создания: 1926-1929

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Булыжник — орудие пролетариата

Скульптор: И.Д. Шадр (1887-1941 гг.)

Место нахождения: Москва (Третьяковская галерея)

Год создания: 1927

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Крестьянка

Скульптор: В. Мухина (1889-1953 гг.)

Место нахождения: Москва (Третьяковская галерея)

Год создания: 1927

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Октябрь

Скульптор: А. Матвеев (1878-1960 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год создания: 1927

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Девушка с веслом

Скульптор: И.Д. Шадр (1887-1941 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1934

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Рабочий и колхозница (2 ракурса)

Скульптор: В. Мухина (1889-1953 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1937

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому (2 ракурса)

Скульптор: С. Орлов (1911-1971 гг.) и др.

Место нахождения: Москва

Год создания: 1947

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Памятник советскому воину-освободителю (2 ракурса)

Скульптор: Е.В. Вучетич (1908-1974 гг.)

Место нахождения: Берлин

Год создания: 1949

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Перекуем мечи на орала

Скульптор: Е.В. Вучетич (1908-1974 гг.)

Место нахождения: Нью-Йорк

Год создания: 1957

Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)

Памятник Дзержинскому

Скульптор: Е.В. Вучетич (1908-1974 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1958

Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)

Памятник Маяковскому

Скульптор: А.П. Кибальников (1912-1987 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1958

Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)

Родина-мать зовёт!

Скульптор: Е.В. Вучетич (1908-1974 гг.)

Место нахождения: Волгоград

Годы создания: 1959-1967

Правитель: начало создания при Н.С. Хрущеве (1955-1964 гг.), завершение при Л.И. Брежневе (1964-1982 гг.)

Пискаревский мемориал «Мать-Родина»

Скульпторы: В.В. Исаева (1898-1960 гг.), Р.К. Таурит (1906-1969 гг. )

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год создания: 1960

Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)

Могила неизвестного солдата

Скульптор: Д. Бурдин (1914-1978 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1967

Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)

Мемориальный комплекс в селе Хатынь (2 ракурса)

Скульптор: С. Селиханов (1917-1976 гг.)

Место нахождения: Хатынь, Минская область

Год создания: 1969

Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)

Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал

Скульпторы: Е.В. Вучетич (1908-1974 гг.), Л.М. Поляков (1906-1965 гг.)

Место нахождения: Волгоград

Годы создания: 1969-1973

Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)

Памятник Сергею Радонежскому

Скульптор: В.М. Клыков (1939-2006 гг.)

Место нахождения: Радонеж, Московская область

Год создания: 1988

Правитель: М.С. Горбачев (1985-1991 гг.)

Памятник великой княгине Елизавете Федоровне

Скульптор: В.М. Клыков (1939-2006 гг.)

Место нахождения: Москва

Год создания: 1990

Правитель: М.С. Горбачев (1985-1991 гг.)

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Мужчины (287)
  • Дамы (283)
  • Разные вещи (244)
  • Разная живность (222)
  • Дети (194)
  • Литературные герои (182)
  • Символы (166)
  • В память о событии (157)
  • Профеcсии (155)
  • Сказки и басни (142)
  • Птицы (130)
  • Литературные деятели (124)
  • Собаки (124)
  • Композиторы, музыканты (109)
  • Кошки (107)
  • Политики (101)
  • Музеи и выставки под открытым небом (90)
  • Ручки-ножки (90)
  • Мифология, эпос (89)
  • Лошади (87)
  • Еда (81)
  • Влюбленные (80)
  • Актеры, артисты (74)
  • Техника, транспорт (71)
  • Ангелы и святые (70)
  • Спортсмены (68)
  • Старинные профессии (66)
  • Учителя и учащиеся (63)
  • Художники и их произведения (59)
  • Памятники из дерева (59)
  • Коровы (55)
  • Киногерои (53)
  • Растения, деревья (52)
  • Герои (47)
  • Медведи (45)
  • Садовая скульптура (37)
  • Мультфильмы (36)
  • Сантехники (35)
  • Ученые (31)
  • Дворники (29)
  • Свинки (27)
  • Львы (23)
  • Архитекторы, строители (22)
  • Кролики, зайцы (21)
  • Вымершие животные (21)
  • Стражи правопорядка (20)
  • Фотографы (20)
  • Олени (18)
  • Лоси (14)
  • Медицинские работники (7)
  • самовары,чайники (2)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Коллекция дворовых и парковых скульптур времен СССР

M0ndschein все записи автора В Хабаровске открылся настоящий парк советского периода. Девушки с веслом, пионеры с горнами, статуи вождей — десятки памятников коммунистической эпохи усилиями сотрудников Краеведческого музея обрели новую жизнь.

Реставратор слой за слоем снимает краску со скульптуры мальчиков-планеристов. В Стране Советов статуи октябрят, учительниц и физкультурников обновляли перед каждым государственным праздником. Спустя полвека их можно очистить только молотком и стамеской.

Роман Босов, скульптор: «Эти монументы находятся в жутком состоянии. Одно дело, если бы они, скажем, были частично деформированы или разрушены. Гораздо проще восстановить фигуру, которую никто не реставрировал. Теперь же много сил уходит на то, убрать следы неумелого ремонта предшественников»,

Недостающие части скульптур восстанавливают по старым фотографиям. Сначала лепят заготовку из пластилина, затем детали отливают из бетона. После шпаклевки и покраски статуя отправляется в местный Краеведческий музей.

Николай Рубан, директор Краеведческого музея: «Мы планируем проводить настоящие экскурсии, ведь о каждой персоне можно много рассказать. У нас есть и памятник Михаилу Калинину, и Владимиру Ульянову, есть и девушка с горном, и с веслом мальчик, и еще много чего интересного».

Создать парк советской скульптуры музейщики задумали еще несколько лет назад. Когда Краеведческий музей получил деньги на строительство нового здания, часть средств директор решил потратить на спасение советских памятников. Заброшенные скульптуры собирали по всему краю, статуи искали на заводах и фабриках, в старых дворах и даже на свалках.

Людмила Кара-Уланова, сотрудник Краеведческого музея: «Многие статуи привезены из пионерского лагеря. Например, девочка с книгой, девочки с голубями и пионер с горном».

Расцвет советской скульптуры в Хабаровске пришелся на 50-е годы. Почти все статуи отливались по формам, присланным из Москвы и Ленинграда. Пионеры и отличники ГТО украшали дворы домов, в которых жила партийная элита.

Но сейчас «сталинки» теснят офисные здания. После окончания строительных работ историки не могут отыскать даже постаменты от памятников советского прошлого.

Алексей Шестаков, историк: «Первоначально мы обратились в Общество охраны памятников, посмотрели их картотеку. А после этого стали уже спрашивать своих родственников, знакомых, кто где видел в городе какие-то монументы. К сожалению, к настоящему моменту большая часть парковых скульптур исчезла».

Парк советской скульптуры открыли для посетителей этим летом. В новой экспозиции будет всего около 10 статуй эпохи соцреализма. Серийные изделия с годами стали настоящими музейными раритетами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: