Скульптура рококо: фото, описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптура рококо: фото, описание

Скульптура рококо: фото, описание

Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

С начала века скульптура в значительной мере развивалась в зависимости от принципов убранства интерьера рококо, она часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. Так же как и в живописи, в ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Пластическое начало в ней уступало место живописному. Моделировка становилась мягкой, использовались все возможности передачи тончайших переходов светотени. Но с середины XVIII века появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму.

Одним из выдающихся скульпторов эпохи рококо и непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа. Он воплощал в своих работах богатство духовной жизни, склад ума, характер, чувство самосознания личности. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей); точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр); «Трибун» 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью; мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787-1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ компози-тора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. 1787 г., Париж, Лувр).

Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Ленинград, Эрмитаж). Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье. В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы — Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции. Контуры статуи с их волнообразными линиями как бы повторяют очертания стволов деревьев, движение листвы и ветвей. Такому зрительному впечатлению помогают и те приемы в проработке скульптурных форм, к которым обращаются братья Гропелли. Статуя сделана как произведение круглой скульптуры, благодаря чему она воспринимается в пространстве удивительно пластично и непосредственно. Свободная динамическая поза и композиция, при которой создается просвет между формами, также придает ей необычайную легкость и стремительность. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964, 201с.

Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, в котором преобладают рельефы, предназначенные для убранства интерьера, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора. Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

XVIII столетие и скульптура рококо

Среди выдающихся европейских скульпторов и архитекторов на изломе века был Андреас Шлютер (около 1660-1714), который был родом из Данцига (ныне Гданьска). Искусству скульптора он обучался у Кристофа Саповия, в архитектуре же он был самоучкой. В период между 1681 и 1694 годами он был занят в многочисленных проектах в Варшаве, но в 1694 году обосновался в Берлине и стал придворным скульптором курфюрста Бранденбурга. Свои основные скульптурные и архитектурные работы мастер выполнил в Берлине. В 1707 году он был отстранен от должности придворного архитектора и уехал из Берлина в Санкт-Петербург по приглашению русского царя. Он умер там в 1714 году.

Самой знаменитой скульптурной работой Шлютера является монументальная конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма I в Берлине. Она была не только одной из самых знаменитых конных статуй барокко, но и первым в Германии конным памятником под открытым небом. Царственная поза курфюрста, который своей силой сдерживает энергию коня, прибавила славы правителю, олицетворявшему политическую силу и власть Бранденбурга. Монумент первоначально был воздвигнут на оси главной городской магистрали на Длинном мосту, перспектива которой вела к Королевским воротам дворца в Берлине. У подножья ее изображены четыре раба, символизирующие различные темпераменты, которые были выполнены в традиции позднего Ренессанса другими скульпторами.

Бальтазар Пермозер (1651-1732) из Химгау в течение четырнадцати лет (с 1675 по 1689) жил и работал в Италии, прежде чем стал придворным скульптором Дрезденского двора. В начале своего творческого пути он работал в Венеции, Риме и Флоренции. На его творчество определяющее влияние оказал Бернини, однако многие скульптурные произведения Пермозера несут на себе элементы ренессансной строгости. В Дрездене при дворе курфюрста Иоганна Георга III он создал множество парковых скульптур, а также работал в области мелкой пластики, вырезая фигурки из слоновой кости. Среди главных обязанностей скульптора было украшение Цвингера, и здесь он мог применить на родной почве приемы итальянских мастеров. Его последней замечательной работой был «Апофеоз принца Евгения», изображающий правителя, который избавил Европу от нашествия турок в 1697 году. В полном вооружении, военачальник изображен поставившим правую ногу на поверженного турка. Принц Евгений в львиной шкуре и с палицей напоминает Геракла. Гений держит над его головой солнце славы, а Молва трубит о его доблести. За фасадом великолепия барочного апофеоза Пермозер, тем не менее, сумел уловить и некоторые индивидуальные характеристики Евгения Савойского. В этом отношении творческая манера скульптора явно отличается от репрезентативного характера изображения в работах, например, Шлютера.

В Мюнстере (Вестфалия) работала на протяжении жизни нескольких поколений другая династия скульпторов. В произведениях отца Иоганна Мауритца Грёнингера (1650-1707) — который обучался у Арта Квеллина в Антверпене и служил придворным скульптором в Мюнхене — и его сына Иоганна Вильгельма Грёнингера пышность итальянизирующего барокко стала значительно менее заметна, возможно, благодаря обучению отца во Фландрии.

Братья Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Квирин Азам (1692-1750) прошли первоначальное обучение у их отца Ганса Георга Азама, прежде чем отправиться для дальнейшего обучения в Рим (1712—1714). Если Космас занимался в основном росписью плафонов и сводов, то Эгид по большей части был скульптором и мастером художественной лепнины, при этом и первый, и второй выступали и как архитекторы. Они удачно дополняли друг друга и работали совместно над многими проектами. На скульптурные работы Эгида сильнейшее влияние оказал Бернини; в собственном творчестве он объединил римские мотивы с местными элементами и создал стилистическую манеру, которая стала основой развития рококо в Южной Германии. Их первой масштабной работой стало внутреннее оформление бенедиктинской церкви святых Георгия и Мартина в Вельтенбурге, для которой Эгид создал «Святого Георгия, побеждающего змея» в гипсе, покрытого серебром и золотом.

Читайте также  Скульптуры сальвадора дали: фото, описание

В «Успении Девы» над алтарем монастырской церкви в Pope декорация алтаря в стиле позднего барокко превратилась в театральную сцену, связывающую архитектуру и «парящую» скульптуру; отчаянно жестикулирующие ученики, участвующие в сцене внизу, представляют только одну часть общего иллюзионистического действа. Неповторимым зданием является и церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрассе в Мюнхене, известная как «церковь Азам». Она была воздвигнута на собственные средства архитекторов, и это определило то, что здесь они не были зависимы от вкусов и мнений заказчиков в отношении внутреннего убранства.

церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрассе

Иоганн Франц Шванталер (1683-1762) был самым младшим сыном Томаса Шванталера; в своих произведениях Иоганн стремился сохранить художественные принципы отца. Получив по наследству его мастерскую в 1710 году, скульптор вскоре оказался под тяжелым бременем долгов, которые не смогла устранить и последовавшая затем женитьба. Под постоянным финансовым давлением Шванталер неуклонно продвигался вперед в своем творчестве и заслужил репутацию выдающегося мастера. Он оставил множество работ. Постепенно мастер преобразовал современную ему стилистическую манеру, создавая более лиричные по сравнению с работами отца, поражающие глубиной произведения.

Иоганн Пауль Эгелль обучался у Бальтазара Пермозера (1691-1752) и по возвращении в свой родной город Маннгейм около 1720 года стал придворным скульптором курфюрста; он работал над убранством дворца Шветцинг и его парка. Небольшое произведение «Снятие со креста» обнаруживает богатые способности мастера в различных аспектах художественной деятельности: скульптора, мастера по лепнине, резчика по слоновой кости и художника-графика. Это одна работа из целой серии небольших деревянных рельефов, задуманных как образы для поклонения, указывающих на очевидную органическую связь между присутствующими в них графическими и живописными элементами формы и скульптуры — особенность, которая заставила Клауса Ланкхайта определить их как «живопись из липы». Художественное очарование кроется здесь в напряженности между плоской поверхностью, которая служит простой основой для рисунка, и головами мужчин, выполненными в технике горельефа или даже в виде объемных изображений.

Георг Рафаэль Доннер (1693—1741) принадлежит к выдающимся скульпторам австрийского барокко. За время своей творческой деятельности он прошел много стадий, посетил Дрезден и Италию. Его излюбленным материалом была бронза и другие металлы. Самой известной его работой был фонтан на Новом рынке (см. справа), созданный в период между 1737 и 1739 годами по заказу города Вены, этот проект создал ему славу скульптора мирового уровня. Бронзовая фигура Провидения изображена сидящей у основания фонтана в окружении путти, здесь они представляют аллегории человеческих качеств, а не божественного провидения. По четырем концам изображены четыре фигуры в образах юности и зрелости, девушки и женщины, которые символизируют четыре главных притока Дуная — Траун и Эннс, Марх и Иббс. Дунай представлен не фигурой, а самой водой фонтана. Среди поздних работ Доннера — «Пьета» в Кафедральном соборе в Гурке, которая изображает внутреннее отчаяние Богоматери, сидящей в глубокой скорби над телом Христа в окружении ангелов. Трудно дать определение творческого почерка Доннера. Его искусство развивается в направлении стилистики рококо, избегая сильного барочного пафоса и обнаруживая присутствие классических элементов, которые опережают свое время.

Скульптура рококо: «время Купидона и Венеры» в искусстве

Автор:
Материал:
Местонахождение:

Во Франции эпоха рококо называлась периодом Купидона и Венеры. В это время мастера увлекаются греческой мифологией и изображают соответствующих героев.

Стиль рококо, в силу своей декоративности не особо распространился в пластике. Скульптура играла только вспомогательную роль, иллюзорно украшала парки и интерьеры особняков. Скульптура рококо – интерьерная, парковая скульптура, а не монументальная и впечатляющая. Лучшие представителя стиля – скульпторы Фальконе, Пигаль, Клодион и Лемуан создавали небольшую пластику галантного стиля, то есть, беззаботную, легкую, игривую.

Фальконе – самый известный скульптор Франции эпохи рококо. Он управлял известной Севрской фарфоровой фабрикой. В его творчестве больше преобладали рельефы и статуи. К примеру, самая известная его скульптура рококо «Амур» выражает модную в то время тенденцию – украсить свой сад крылатым героем. Над подобными заказами трудилась целая мастерская учеников скульптора.

Скульптор Лемуан исполнял портреты банкиров, финансистов и промышленников. Портрет галантной эпохи – чувственный и комплементарный, направлен на передачу портретных сходств, а не на раскрытие психологических особенностей портретируемого. Часто поиск внешней выразительности рококо перекрывал внутреннее значение.

В ином ключе работал мастер Клодион. Скульптура рококо в руках Клодиона – изящный, поэтичный легкий мир, хотя и без глубокого смысла, но с психологической глубиной и с высоким мастерством исполнения. «Поэзия и музыка» и «Сатиресса» – известные композиции статуэток из мрамора и терракоты, бронзы среди многочисленных исполнений нимф и фавн.

Эпоха рококо: легкость красочной жизни в искусстве

В начале 18 века во Франции праздный стиль рококо пришел на смену массивному, торжественно-тяжелому барокко, как его антипод. Название рококо происходит от «скальный», а также от «рокайль», то есть: орнамент из камушка и ракушек, что применялся на фонтанах или гротах. Мастера рококо предпочитают изображать легкую и красивую жизнь. Полностью меняется цвет живописи на светлые тона. Доминируют синие, розовые, пастельные, голубые цвета. Позолота бароко остается в прошлом. На передний план выходит белый цвет.

Стиль рококо ознаменовался следующими характеристиками :

  • Грациозность композиций,
  • Легкость изображаемого как непредвзятое отношение к жизни,
  • Интимность сюжетов,
  • Декоративность,
  • Игривый и кокетливый характер.

Эпоха рококо: причины возникновения:

  1. Смена жизни знати. Стиль рококо – следствие упадка монархий Европы. Переход искусства от большого стиля Людовика XIV, от пышных убранств дворцов Версаля в небольшие салоны, особняки парижской элиты.
  2. Образование новых декоративных элементов. «Стиль рокайля» ознаменовался появлением декоративных украшение от завитка растений, а также характерных картушей и ормушлей («ушная раковина»).
  3. Декор гротов. Термин «скальный» связан с украшением гротов и павильонов в парках.
  4. Формирование «греческого вкуса».

Рококо: живопись праздника

Для живописного рококо характерны откровенные сюжеты с героями мифов, а также пасторальные темы. Ватто – первый мастер, который работал в стиле рококо. Буше и Фрагонар, пожалуй, самые известные художники этого времени.

Творчество Буше-живописца разнопланово и многогранно. Он буквально воплотил в себе эпоху рококо. Излюбленные сюжеты – аллегории и мифология. Герои его картин ведут радостную, легкую жизнь на лоне прекрасной природы, посреди деревенских ярмарок. Истинный певец праздности жизни Буше прославил парижскую жизнь 18 века.

Рококо в архитектуре

Примечательное зодчество рококо, архитектура этого периода тяготеет к декору интерьеров. Несмотря на строгие экстерьеры домов, интерьеры пестрили всевозможными вариантами лепки: цветочные или геометрические, асимметричные и объемные. Таков Малый Трианон во Франции, построенный архитектором Габриелем.

Стиль рококо в архитектуре широко применялся в Австрии и Германии. Здесь на ряду с декоративностью, он все же сохранил традиционные элементы барокко. Архитектор Нёйман построил церковь в Фирценхайлигене в торжественном стиле барокко, но в сочетании с рокальным легким и сказочным убранством скульптур и живописных панно.

Читайте также  Скульптуры на мамаевом кургане

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Ответим на все вопросы по совместным творческим проектам, авторским выставкам и созданию скульптуры на заказ. Напишите нам!

Художественные особенности рококо (живопись, скульптура, графика)

Рококо, стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами — розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль» (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.

Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.

Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область чистого искусства. Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо — станковые картины, панно, росписи — отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью.

В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре оформление интерьеров в стиле рококо сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760х годов на смену рококо, как ведущему стилистическому направлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейся аристократической культуры идеями просветительства.

Рококо в архитектуре: это надо знать

Рококо в архитектуре проявилось, как новый с тил ь , из высокого Барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали его определяющими? На примерах Франции, Италии, Германии и России исследуем их и, заодно, различия между архитектурой барокко и рококо.

Предпосылки Рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.

Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, он выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о Рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.

Основные элементы в Рококо архитектуре

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором . Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный» , которое связано с декором парковых гротов и павильонов.

Основные элементы стиля рококо в архитектуре

  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий . Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Ц ветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.

Рококо в архитектуре Франции

Версаль

Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.

Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Париж

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Он а принял а форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более м аленькие комнаты и уютные салоны.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желани я произвести впечатление на гостей — на стрем ление к большей близости и меньшему величию. Х озяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были ж енщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Читайте также  Скульптуры в киеве: фотографии, описание

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форм у комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.

Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам , показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьер е . Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.

Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Рококо архитектура Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.

Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Екатерининский дворец, расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.


By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Барокко и Рококо: сравнение

Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.

Причины появления архитектуры барокко и рококо

Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.

Барокко появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.

Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.

Влияние архитектурных стилей

усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.

Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в Италии

Архитектура барокко была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.

Переход в рококо

Рококо — это другая сторона «причудливой» архитектуры: лёгкая и беззаботная. Стиль появился для дворцов, вилл, мест развлечения гостей и разнообразных вечеринок с интеллигенцией. Рококо был принят аристократами и распространился там, где растущие аристократические классы хотели демонстрировать свою светскость. Он стал популярным в Европе в 18 веке, особенно в Германии, Польше и России.

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: