Скульптура классицизма: описание, история - JEKATERINBURG.RU

Скульптура классицизма: описание, история

Скульптура классицизма — описание

Основой классицизма служило античное искусство. Однако, в в отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.

Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть откровенные реплики работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи эллинизма.

В работах скульпторов, особенно в предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.

Аллегорические скульптуры также были популярны (что сближает по содержанию с другим направлением в искусстве — Барокко).

Античная традиция предполагала изображение обнаженной натуры, а мораль 18 века не позволяла это делать. Выход из этого противоречия был найден простой: полководцев и государственных деятелей скульпторы изображали в виде античных богов в полном боевом снаряжении. Женские скульптуры также «одевались» в туники. Позже государственных деятелей изображали в римских тогах.

Широкое распространение получили надгробные памятники в виде скульптур. Это было связано с тем, что около крупных городов стали образовываться публичные кладбища. Надгробные памятники отличаются статичностью, эмоциональной скудностью. В качестве образца мастера выбирают лучшие скульптуры эпохи архаики.

Мода на классицизм была общеевропейской, поэтому многие русские скульпторы творили в рамках этого направления.

Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре — итальянский скульптор Антонио Канова. При жизни его сравнивали с античными ваятелями. Его работы отличались необыкновенным изяществом, текучестью форм и декоративностью.

Работы Кановы украшают Лувр, Эрмитаж, а также площади нескольких итальянских городов. Самые известные скульптуры: Наполеон Бонапарт (Пинакотека Брера в Милане), Амур и Психея (Лувр), Три грации (Эрмитаж).

Несмотря на известность и безупречную художественную репутацию, критики обвиняли скульптора в отвлеченности образов и довлеющей декоративности.

Скульптура Наполеона до сих пор вызывает споры критиков. Одни считают ее примером точного следования античным традициям — император изображен в виде Зевса с миниатюрной богиней Никой на ладони. Другие отмечают излишнюю «красивость» статуи, нарушении традиции пропорций мужского тела в угоду эффектной позе и преувеличенной державности изображения.

Среди русских скульпторов классицизма одним из самых известных был Федот Шубин, чьи скульптурные портреты снискали славу не только в России, но и во всей Европе. Самые известные работы: портреты Потемкина и Румянцева, Орлова и Голицына. Внешность великого Ломоносова многие также знают по шубинскому портрету. Обращался мастер и к образам монархов: он создал портрета Екатерины Великой и Павла Первого.

Несомненно к стилю классицизма относится творчество Ивана Мартоса, чьи работы (Минин и Пожарский и Дюк Ришелье) известны каждому.

Поздний классицизм приобретает некоторую холодность образов, возрастает декоративная составляющая и сентиментализм. Среди мастеров поздней эпохи несомненное лидерство принадлежит Бертелю Торвальдсену, скульптору из Дании. Его работы — памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) — несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что большинство его работ — памятников, надгробий, портретов — выполнены весьма «поверхностно».

Безупречные с технической точки зрения, работы Торвальдсена по своей сути неглубокие, лишенные идеологической основы классицизма. Мастер прекрасно владел формой, но содержание его работ не оставляет никакого впечатления.

Уступив место другим течениям в искусстве, классицизм еще не раз возвращался и становился модным, правда в несколько видоизмененном виде.

1. Классицизм в скульптуре

1. Классицизм в скульптуре

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века — портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.

Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Из его превосходных, дышащих индивидуальной душевной жизнью портретных бюстов, отметим бюсты актрисы Клерон во французском театре, Реомюра в Ботаническом саду и архитектора Габриеля в Лувре.

Рис. 204. Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение — выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.

Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса, идеалы которого он стремился осуществить. Его называют французским Фидием. От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Его восхитительный, оживленный мраморный Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса, находящийся в Лувре, стоял первоначально в круглом садовом павильоне Малого Трианона. Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.

Рис. 205. Амур Эдмона Бушардона в Лувре.

С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Натуральная жизнь и искусственная оживленность, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются в его искусстве. Удивительно натурально умеет он передавать нежную жизнь поверхности кожи, а некоторые мотивы движений в его произведениях шаловливо отражают дух времени. Первое мраморное произведение, выполненное им в Париже по возвращении из Рима, миловидный, оживленный душою и телом Меркурий, застегивающий сандалии, остается и теперь его шедевром. Один экземпляр стоит в Лувре, другой, с соответствующей статуей Венеры, в Потсдамском замке. Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Самые прекрасные мадонны его, с несколько внешним оживлением, украшают церкви Сен Эсташ и Сен Сюльпис в Париже. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Статуя Людовика XV Пигалля в Реймсе заменена новой; сохранились только фигуры на цоколе, представляющие Францию в виде прекрасной молодой женщины и торговлю в виде мужчины индивидуального вида и полного жизни. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде совершенно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур, из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Надгробные памятники, в роде памятника Мазарини работы Куазево и Ришелье работы Жирардона, остались далеко позади этих произведений, и, еще в дни нашей молодости заклейменные как безвкусица, теперь снова превозносятся за свою бьющую через край силу.

Читайте также  Скульптура из проволоки: рассказ о мастерах и фото работ

Рис. 206. «Мальчик с клеткой». Скульптура Жана Батиста Пигалля в Лувре.

Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791; книга Эдм. Гильдебрандта), из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г.), изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.

Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678–1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714–1744) — мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725–1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь — его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

Читайте также

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ Направление классицизма возникло в русском изобразительном искусстве так же, как в литературе и театре, во второй половине XVIII века, но в отличие от них существовало более длительный период, охватив всю первую половину XIX

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ Классицизм являлся основным направлением русского театра во второй половине XVIII века.В драматургии этот период был представлен классицистической трагедией. Так как своего рода каноном, образцом для художественного творчества представители

Глава V. Просвещение, классицизм, чувствительность: немецкая литература и «немецкое» искусство

Глава V. Просвещение, классицизм, чувствительность: немецкая литература и «немецкое» искусство В литературном процессе своей эпохи Екатерина участвовала одновременно в нескольких качествах. Во-первых, в упомянутом в конце предыдущей главы письме Вольтеру она

Барокко и классицизм

Барокко и классицизм В течение нескольких последних лет, до того как король благородно и великодушно отказался от Лувра, о назначении этого дворца было много споров. У Кольбера не было сомнения: достройка Лувра укрепила бы репутацию юного монарха, к тому времени уже

Архитектура и скульптуры классицизма

Классицизм переводится с латинского языка как «образцовый». Это направление в искусстве и культуре 17-19 веков. В те времена все художники и скульпторы, которые творили в рамках классицизма, обязаны были соблюдать все его каноны и правила.

В конце 17 столетия европейцы заинтересовались идеями просвещения. Это отразилось на культуре и искусстве. Скульпторов и архитекторов привлекала особая величественность, но в тоже самое время простота, выдержанность и лаконичность античной культуры, а именно древнегреческой.

Развиваясь, классицизм прошел следующие этапы:

  • ранняя эпоха — 1760-1780 гг. В этот период произошел настоящий расцвет направления;
  • средняя эпоха — 1780-1790 гг. Стиль укоренился. Были возведены восхитительные сооружения;
  • поздняя получил название Ампир. Это первое тридцатилетие 19 века.

Характерными чертами данного стиля являются:

  • строгие черты;
  • выдержанность;
  • четкие, правильные формы;
  • материалы самого высокого качества;
  • тщательная отделка;
  • ощущение величественности.

Сегодня эти черты также используют в создании современного интерьера в минималистическом стиле. Такой интерьер выглядит следующим образом:

  • гладкие стены;
  • нежные цветочные мотивы;
  • присутствуют элементы античности;
  • красивый паркет и экологически чистого дерева;
  • аккуратные обои из тканей;
  • лепнина;
  • изящная мебель.

Экстерьер, выполненный в данном направлении, обладает прочной, устойчивой конструкцией, а также спланированной композицией. Формы правильные, объемные. Здесь отчетливо видна монументальность и симметрия. Снаружи находятся статуи, колонны, в некоторых случая можно встретить и ниши. У большинства сооружений присутствуют барельефы, медальоны, изящные рисунки. Популярными материалами, используемые при возведении зданий, является кирпич, камень, лепнина, древесина. основные цвета, используемые при создании сооружений – белоснежный, розоватый, зеленоватый, нежно-голубой, золотистый.

Скульптуры эпохи классицизма Статуи классицизма Статуи классической эпохи

  • декор выдержанный, лаконичный;
  • колонны строгие;
  • обязательное присутствие античного орнамента;
  • лестницы выполнены из мрамора;
  • изящные балконы;
  • обычно у таких зданий прямоугольные двери, по бокам расположены статуи львов, сфинксов;
  • самым распространенным декором является резьба, бронза, позолота, а также перламутр.

Фигуры эпохи классицизма на заказ

Классицизм и сегодня является невероятно востребованным стилем в создании современного интерьера. Огромное количество людей, делая ремонт в своих квартирах, отдают предпочтению именно этому направлению, потому что здесь ощущается благородство, сдержанность и гармония. Предметы декора не должны быть слишком красивыми, яркими, как музейные экспонаты, а всего лишь подчеркивать утонченный вкус своего хозяина. Интерьер, выполненный в данном стиле, всегда обладает правильными линиями и формами, а также всегда присутствует атмосфера тепла и уюта. Для создания изысканного интерьера применяются материалы исключительно высокого качества. Потолки высокие и светлые.В качестве освещения обычно используются хрустальные или стеклянные светильники с плафонами в виде свеч. Стены отделаны светлыми тканями, возможно использование лепнины.

Паркет всегда из натуральной, экологически чистой древесины. Обычно для придания изюминки в интерьер включают также зеркала, камины, чайные столики и ковры в нежной расцветке. Лишний декор отсутствует.

Скульптура

В эпоху классицизма были возведены выдающиеся памятники, получившие широкое распространение. Главной идеей для скульпторов того времени стала модель изображения известных личностей. Причем этих людей изображали в виде античных богов.

Очень большой популярностью среди частных лиц пользовались надгробные камни для увековечивания имен людей. Скульптуры данной эпохи присуще спокойствие, умиротворенность и сдержанность, бесстрастность и нежность линий.

Классицизм

Античность как эталон

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Эталоном для классицизма была греко-римская античность , что отражено в названии направления: фр. classicisme происходит от лат. classicus , «образцовый», «принадлежащий к первому ( высшему) классу римских граждан. Искусство Древней Греции и Древнего Рима было объявлено образцом гармонии , достичь которой можно , руководствуясь разумом.

Утверждение Декарта Cogito ergo sum ( «Мыслю , следовательно , существую») как нельзя лучше характеризует философию классицизма. Произведение классицистического искусства строилось по строгим канонам и стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины , а задачей — воспитание человека по законам морали и нравственности. Важная тема позднего классицизма — столкновение гражданского долга и личных интересов , которыми жертвовали во благо высших идеалов.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Читайте также  История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Периодизация: разные страны — разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.
В российском искусствоведении принята иная датировка:
I. Классицизм XVII в. Возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии , которая противопоставляет идею рационализма , порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд « Рассуждение о методе» ( 1637); трактат « Поэтическое искусство» ( 1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена ( 1594−1665) и Клода Лоррена ( 1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже ( 1648); трагедии Корнеля ( 1606−1684) и Расина ( 1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.
II. Классицизм вв. Классицизм — главный стиль во Франции в эпоху Просвещения , Французской революции и Первой империи , а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает « второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума , трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля , которого прославлял влиятельный художник Менгс.

В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX вв. при « просвещенной императрице» Екатерине II , одержимой культом государственности. В искусстве позднего классицизма царит культ героического. Важные вехи: творчество художников Жака-Луи Давида , Жана Огюста Доминика Энгра , Карла Брюллова , скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; возведение Триумфальной арки ( 1806−1836) и Вандомской колонны в Париже , Бранденбургских ворот в Берлине ( 1788−1791), основание Академии художеств в России ( 1757), строительство Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры , самого масштабного шедевра классицизма.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Пуссен был страстным поклонником и знатоком античного искусства , литературы и философии , он полжизни провел в Италии , где изучал древнеримскую скульптуру , а также работы мастеров Возрождения , среди которых выше всех ставил Рафаэля и Тициана. В Риме он штудировал геометрию , перспективу , анатомию и оптику , стремясь постигнуть « разумную основу прекрасного». Пуссен был знаком и с новаторским подходом к обучению художников , принятым в Болонской академии живописи братьев Карраччи , основанной ими в 1585 году. Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи ввели в практику подробное знакомство учеников с творчеством мастеров Высокого Возрождения: их картины считались образцовыми , так как были написаны в соответствии с античными канонами и строились по универсальным законам красоты.

Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована , облагорожена и упорядочена.

Версаль. Общий вид. Строительство дворца начато в 1668 г. Предназначенный для Короля-солнца Людовика XIV , Версаль наполнен солярной символикой: дворец ориентирован по солнцу , аллеи парка похожи на лучи , парк украшает фонтан бога солнца Аполлона.

Классицизм в искусстве: определение, история, примеры 9 943 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое классицизм? Что такое неоклассицизм?

В изобразительном искусстве термин «классицизм» (прилагательное: классицистский) обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 до н.э. – 450 г. н.э.), особенно к подражанию «греческому искусству» и «римскому искусству», а также более ранним прототипам, таким как «эгейское искусство» (ок. 2500-1100 гг. до н.э.) и «этрусское искусство» (ок. 700-100 гг. до н.э.). Так, например, любая архитектура, живопись или скульптура, выполненная в средние века или позже, которая была вдохновлена ​​искусством Древней Греции или Древнего Рима, является примером классицизма (или может рассматриваться как классицизм).

Весьма странно, что «классицизм» часто используется взаимозаменяемо со словом «неоклассицизм». Так, например, архитектурный стиль здания Капитолия США может быть описан как «классицистский» или «неоклассический»; Точно так же статуя Давида Микеланджело может быть описана как пример «классицизма» или «неоклассицизма».

Тем не менее, термин «неоклассицизм» чаще всего используется для описания конкретного возрождения греческого и римского искусства, которое произошло в Европе и Америке между 1750 и 1860 годами нашей эры. Таким образом, здание Капитолия США (построено в 1793-1829 годах) и статую Микеланджело, которую называют «неоклассиком», вероятно, лучше всего описать как пример «классицизма».

ПРИМЕЧАНИЕ: греческая скульптура и греческая керамика, а также греческая живопись, как общепризнанно считается, превосходят римские. Греческая архитектура также является основой для римской архитектуры, хотя римские инженеры добились значительных успехов в использовании греческих материалов и методов. Тем не менее, значительная доля греческих скульптур и других произведений известна нам только по римским копиям, в то время как римские здания также значительно пережили греческие сооружения. Знать римское искусство значит знать много о греческом искусстве.

Характеристики классического стиля

Хотя оно и варьируется от жанра к жанру, классическое искусство славится своей гармонией, балансом и чувством пропорции. В своей живописи и скульптуре оно использует идеализированные фигуры и относится к своим предметам не анекдотично, эмоционально нейтрально. Цвет всегда подчинен линии и композиции. Как правило, он недооценен – ​​обработка безлична до степени анонимности – и он стремится достичь гармоничного и созерцательного эффекта. Классическая архитектура строго регулируется математическими пропорциями. Греческие дизайнеры, например, использовали точные математические расчеты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Более того, эти пропорции будут слегка изменены – например, некоторые элементы (колонны, капители, базовая платформа) будут сужены – для создания оптимального визуального эффекта, а не для скульптуры. Среди величайших представителей классицизма: (1) Архитектура : Донато Браманте и Андреа Палладио; (2) Живопись : Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр; (3) Скульптура : Микеланджело и Антонио Канова.

История классицизма

Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)

Средневековое искусство стало свидетелем нескольких волн классицизма. Первая волна упоминается как «Ренессанс Каролингов» (ок. 750–900), который начался во времена правления короля Карла Великого (правил 768–814). Культурный классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене (792-805), которая была вдохновлена ​​восьмиугольным стилем церкви 6-го века Сан-Витале в Равенне, а также многочисленными рукописями с латинской иллюминацией. В том числе: Евангелие Лорша , Утрехтский Псалтырь и Евангелистский Годескалк . Второе возрождение классицизма – эпоха оттонского искусства (ок. 900-1050) – процветало во времена Оттонской империи при Отто Великом, который был коронован как император Священной Римской империи в Риме в 962 году. На него повлияло, в частности, наследие Каролингов и возобновление интереса к северному итальянскому искусству, а также расширение контактов с византийским искусством Восточной Римской империи. Вплоть до 1050 года большинство произведений классицизма создавалось в христианских монастырях. В течение следующих трехсот лет христианская церковь уделяла основное внимание ряду программ по строительству соборов и храмов. Это началось с принятия стиля романской архитектуры (c.1000-1150), в котором повторно использовались римские закругленные арки, массивные стены и своды, но многие архитектурные элементы классической древности были быстро забыты. Эти тенденции ускорились в течение последующей эры готической архитектуры (c.1120-1400).

Читайте также  Скульптуры сальвадора дали: фото, описание

Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)

Не удивительно, что Италия – сердце Римской империи, принявшая многие греческие колонии с их традициями эллинистического искусства – стала свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе. Процесс, который начался во Флоренции во время ранних «четырехсотых» (15-го века), известных как итальянский Ренессанс – или, возможно, точнее, как флорентийский Ренессанс – первоначально возглавили архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Масаччо (1401–1428). Брунеллески особенно интересовался математическими пропорциями древнеримских построек, которые он почитал. Альберти, считавший классицизм синонимом красоты, прославился своими трактатами « De Statua », « Della Pittura » (1435) и « De Re Aedificatoria » (1452) и стремился сделать принципы перспективы доступными для широкого круга художников, желающих учиться этой новой технике. Донателло использовал те же принципы для подражания греческим статуям, в то время как Масаччо включил в содержание своих картин классические элементы, в том числе свою собственную технику перспективы. Классицизм продолжал доминировать в искусстве эпохи Возрождения в Риме, известном как Высокий Ренессанс, – воплощение классической пропорции Сикстинской Мадонны (1513-1514) Рафаэля (1483–1520); и Витрувианского Человека (1492), Леонардо да Винчи, в пропорциях (мужского) человеческого тела, когда-то описанных римским архитектором Витрувием (c.78-10 до н.э.). Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности из-за тесных связей города с Константинополем (Византией), бывшим резиденцией восточно-римских императоров и все еще центром древнегреческой культуры. Мозаика в византийском стиле была особо почитаема. Архитектура венецианского ренессанса также была вдохновлена ​​классическими примерами – см., В частности: архитектор-классицист Андреа Палладио (1508-1580), чьи проекты были основаны на ценностях классической архитектуры, которые обрисовал в общих чертах Витрувий и другие.

Классические основополагающие принципы итальянского Ренессанса распространились на запад, во Францию ​​и Испанию, и на север, в Германию и «Низкие земли». И, с появлением относительно дешевых печатных книг, изучение классической литературы стало более распространенным, а к концу 16-го века это стало нормой в большинстве учебных программ университетов.

Барочный классицизм (1600-1700)

Гармония и сбалансированные пропорции классического искусства эпохи Возрождения в конечном итоге оказались недостаточными для творческих импульсов начала 17-го века и его заменило искусство барокко, гораздо более сложная и драматическая идиома, величайшими мастерами которой были, например, Караваджо (1573-1610) и Андреа Поццо (1642-1709). Но одна или две нити классицизма остались. Аннибале Карраччи и его Болонская школа, например, были особенно влиятельными – см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17-го века, Николас Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600–1682). Действительно, именно в конце 17-го века классические традиции стали неотъемлемой чертой западного искусства благодаря открытию ряда официальных «академий» с учебными планами, предназначенными для обучения студентов классическим принципам, пропагандируемым мастерами итальянского ренессанса.

Неоклассицизм (c.1780-1850)

В начале и середине 18 века искусство барокко сменилось декадентским, причудливым рококо. Позже, около 1780 года, этот легкомысленный стиль был заменен следующим великим возрождением классического искусства, известным как неоклассицизм. Отстаиваемый ученым Иоганном Винкельманом (1717-1768), этот новый стиль иллюстрируется неоклассической живописью Жака-Луи Давида (1748-1825); произведениями его последователя Жана Доминика Энгра (1780-1867); неоклассической скульптурой Антонио Кановы (1757-1822); и архитектурой таких дизайнеров, как Жак Суффло (1713–1880), Томас Джефферсон (1743–1826) и других.

Классицизм 19-20 веков

Классицизм отстаивал достижения древней Греции и Рима – классический идеал – как эталон, по которому можно судить о современном обществе. Начинаясь как элитарное научное и монашеское движение, оно постепенно применялось ко всем аспектам жизни, не только к изобразительному искусству и архитектуре. Тем не менее, начиная с 18-го века, открытия современной науки, а также достижения в социальной и политической теории, постепенно начали раскрывать, то, что греки и римляне не могли знать . В результате – за исключением классического стиля академического искусства, утвержденного Французской академией и Братством прерафаэлитов (1848-1855) – классицизм никогда уже не был распространен в искусстве и других областях так широко в течение 19-го и 20-го веков, как это было раньше.

Для последнего импульса классицизма, см. Классическое возрождение в современном искусстве (c.1900-1930). Это возвращение к образам классического стиля включало в себя работы Пикассо (1881-1973). см. Также неоклассические рисунки Пикассо – а также таких разных художников, как Андре Дерен (1880-1954), Анри Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Джорджо де Кирико (1888-1978) и Джорджо Моранди (1890-1964) и это лишь некоторые из них.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью . Например, кубизм рассматривается как классицистская идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.

Знаменитые образцы классического искусства

Живопись

Клятва Горация (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Купальщица Вальпинкон (1808) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большая одалиска (1814) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большие купальщики (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Музей Искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.

Две обнаженные (1906) Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Неопределенность поэта (1913) де Кирико.
Коллекция Тейт, Лондон.

Песня о любви (1914) Де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Тайна и тоска улицы (1914) де Кирико.
Частная коллекция.

Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.

Сидящая женщина (1920) Пикассо
Музей Пикассо, Париж.

Большая купальщица (1921) Пикассо.
Музей оранжереи, Париж.

Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады.

Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Обнаженная на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.

Две сестры (1935) Фернана Леже.
Галерея старых мастеров, Берлин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: