Скульптура китая: фото и описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптура китая: фото и описание

Скульптура Древнего Китая

Древний Китай оставил богатое наследие уникальных произведений искусства. Разные эпохи и династии радуют потомков своими неповторимыми шедеврами. Немаловажную роль в формировании художественных стилей и направлений сыграли и самобытная китайская философия, и религиозные воззрения. Искусство древнего Китая весьма своеобразно, самостийно и отлично от наследия других регионов мира, в частности, благодаря своему географическому расположению. Благодаря расположению на краю азиатского континента, обращенному к Тихому океану, китайцам удалось сохранить свою культуру в значительной степени нетронутой. Нельзя упускать и традиционный жизненный уклад, бережно охраняемый от влияний внешнего мира тысячелетиями. Даже в периоды завоеваний им удалось пронести сквозь время свой образ жизни и особое мироощущение. Их художественные произведения были прямым отражением особенностей веры и жизненной философии.

Древние китайские скульптуры полны экспрессии и чувств, заложенная в них художественная концепция пробуждает разум, будоражит воображение и рождает образы, ведущие людей к особому тонкому художественному миру. Античные скульпторы смогли донести до нас особенности разных исторических периодов. Так, работы, созданные в период правления династий Цинь и Хань, являются основательными, скульптуры династий Вэй и Цзинь энергичны и изящны, а скульптуры времен Тан и Сун богаты и утонченны.

Китайские традиции захоронения

В древние времена политическая и социальная культура Китая неоднократно претерпевала изменения по мере того, как различные этнические группы постепенно переходили от междоусобиц до объединения в единое Китайское государство. На фоне такой социальной и политической неопределенности и в свете многочисленных потрясений жизнь в целом, как видно через призму литературы и искусства, оставалась в состоянии потрясения.

На времена правления династий Хань и Цзинь пришелся настоящий расцвет китайских искусств: живописи, скульптуры и каллиграфии. Пика расцвет культуры достиг во времена Суй и Тан.

Изменились образы и содержание композиций каменных скульптур, украшающих мавзолеи и гробницы. Терракотовые фигуры стали использоваться в качестве объектов, дополняющих как сами захоронения, так и дорогу, ведущую к ним и называющуюся «путь духов». Социальный статус погребенного читался в особенностях каменных скульптурных композиций.

Новые материалы и инновационные технологии их обработки стали использоваться для создания терракотовых фигурок, захороненных внутри гробниц. Это вылилось в появление глазурованной трехцветной керамики, запечённой при низкой температуре, которая ценится и по сей день. Ансамбли каменных скульптур появились вдоль пути духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 года по 1127 год. В это же время начинается расцвет торговли, появляется сословие горожан, изменяется общественная мораль, вновь обретает популярность поэтическая драма, разыгрываемая под музыкальное сопровождение. Все это подтолкнуло к новому дыханию и ваятелей. Теперь свои усыпальницы украшали скульптурами даже обычные люди. Терракотовые статуэтки как объекты захоронения стали менее популярными, и появилась новая традиция использовать глиняные резные фигурки и предметы интерьера, отражающие роскошный двор жилища умершего, дополненный фигурами персонажей из юаньской драмы. Сюжеты о сыновьях, исполненных осознанием долга, стали еще одной важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами.

Зодчество эпохи Мин и Цин

Практика дополнения пути духов к мавзолею императора каменными статуями продолжилась и во времена династий Мин и Цин. Этот художественное средство демонстрации положения и авторитета верховного правителя при жизни. Несмотря на качество используемого материала и монументальность, запечатлённые сюжеты были стереотипными и безжизненными.

Со временем внутренняя скульптура в усыпальницах стала роскошью, доступной только для императорских гробниц. Терракотовые фигурки были найдены только в захоронениях аристократов и высокопоставленных министров. Даже в них художественная реализация было не слишком впечатляющей, и ее вскоре смогли затмить мастера северных династий Суй и Тан.

Постепенное исчезновение традиции дополнения мест погребения терракотовыми фигурками произошло по большей части из-за изменения в самих погребальных обрядах. Ближе к концу династии Хань, в период ее упадка, умерших хоронили не так помпезно. Некогда популярная практика использования красивых нефритовых статуй императоров закончилась, погребальные предметы роскоши исчезли полностью. Изысканно сделанные фигурки, часто украшавшие гробницы правителей, вышли из моды.

Скульптуры периода Троецарствия

В период правления Цао династии Вэй наблюдалось снижение внимания к кладбищенской скульптуре. Подтверждением чему служат исследование гробниц вокруг города Лоян. Там вместо больших групп погребальных статуэток встречались лишь немногочисленные терракотовые статуэтки и керамические миниатюры. Появляются и скульптурные композиции с местными животными. Гробница Вэй, построенная в 247 году в Лояне, была дополнена двумя миниатюрными терракотовыми статуями: мужчина-слуга и горничная. Оба стоят с руками, сложенными на груди. Композиция довольно грубая. Ей не присущи живость и рельефность, прослеживающиеся в терракотовых фигурках Восточной Хань более раннего периода. Фигурки слуг дополнены миниатюрной парой кур и собакой, выполненных в простых и незамысловатых линиях контура.

Гробницы У

Погребальные терракотовые фигурки в гробницах У, одном из трех царств, основанном Сунь Цюанем, достаточно замысловаты и не лишены региональных особенностей. Глиняные фигурки обнаженных людей, сидящих на корточках, отсутствующие как класс в погребениях центральной части Китая, встречаются часто. Несколько грубо смоделированные миниатюры были покрыты голубой глазурью. Четыре подобные фигурки были обнаружены при раскопках в могильнике 262 года в Учан провинции Хубэй. Каждая фигура имеет округлость, олицетворяющую третий глаз, расположенную между бровями, подобно тем, что встречаются в скульптурах и изображениях Будды. Также в одном из захоронений региона была обнаружена буддийская реликвия: статуя сидящего Будды в окружении босых глиняных фигурок. Интересны и фигуры зверей-хранителей гробницы той же эпохи, у многих из которых по четыре лапы, похожих на крокодильи, и спины, покрытые подобием чешуи. В гробницах У встречается множество покрытых глазурью терракотовых зооморфных статуэток. В основном это маленькие, лаконичных форм изделия, изображающие кур, уток, овец, собак и свиней. Часто также попадались исследователям керамические курятники, свинарники, зернохранилища, жернова, ступки и печи. Это в первую очередь свидетельствует о процветании сельского хозяйства, развитого в дельте реки Янцзы.

Другой тип погребальной скульптуры – урна с «душой» усопшего – также имеет отличительные региональные особенности. Они стали появляться в период У и представляли собой сосуд с пятью отверстиями, так как к выпуклым бокам основного сосуда были приделаны четыре сосуда поменьше. На ободах и в верхней части пяти емкостей вылеплены здания, крошечные человеческие фигуры, птицы и звери. В средней части этой композиции размещались богато украшенные изображения бессмертных, волшебных зверей, рыб и черепах. Человеческие фигуры и животные эскизно-скульптурные. Кроме набросков черт лица не наблюдалось никаких подробностей. Методы исполнения достаточно просты, но дают довольно живое впечатление об античной красоте и лаконичности.

Статуэтки империи Шу

Погребальные терракотовые статуэтки, найденные при раскопках в гробницах провинции Сычуань периода царства Шу, напоминают творчество периода Хань. Человеческие фигурки в первую очередь представляют собой слуг, музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и танцоров с цветами в волосах. По сравнению с фигурками эпохи Хань они достаточны просты по исполнению и пластике. Наиболее типичны работы, найденные в Сычуань.

Через пятнадцать лет после основания Западной Цзинь (265-317) вся страна была объединена. Простая система захоронения периода Вэй продолжала практиковаться, но появились и новые традиции. В частности, с ростом благополучия в Китае традиция захоронения погребальных глиняных фигурок с умершим вновь вернулась в моду. Их стали дополнять фигуры почетного караула в процессии с повозками, запряженными быками, лошадьми с седлами, которые наглядно иллюстрируют предпочтительный способ передвижения для высшего сословия.

Одухотворенные человеческие фигуры, столь характерные для Хань, стали статичными, лошади представлены с короткими туловищами и толстыми ногами, а домашний скот и птица и вовсе выполнены упрощенно. Глиняные фигурки Западной Цзинь были грубовато смоделированы.

В многочисленных районах Северного Китая все найденные скульптуры той эпохи выполнены по одним и тем же правилам, что подтверждает исторический факт о централизации власти, оказавшей влияние даже на погребальные практики.

Восточная Цзинь (317-420)

Система захоронения и погребальные практики восточных районов с центром в Нанкине были изучены в 1970 году. Скульптурная композиция состояла из четырнадцати человеческих фигур, повозки с быком, ориентированным ко входу в гробницу, и коня с всадником. Все они были сделаны из серой глины и покрыты белым порошком. Терракотовые скульптуры Восточной Цзинь, как правило, были не выше 30 сантиметров. В редких случаях их губы и внешняя часть щитов были

окрашены киноварью. Исключительные образцы достигали размера 50 сантиметров и предназначались для королевских мавзолеев. Несмотря на несовершенство техники резьбы они представляют высокую художественную ценность и отражают образы жизни людей, живших в этих районах сотни лет назад.

Древняя китайская скульптура

Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлеченные символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначающие гром и облака, маска фантастического хищника «тао-те» связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента его симметрией, определившими стилистические закономерности скульптурного искусства Китая в последующие периоды.

К середине 1-тысячелетия до н.э. Формы бронзовых сосудов становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.

В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.

В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу 230 год до н.э. По форме они были еще примитивными и грубыми.

В период династии Цин керамические погребальные фигурки — это уже образы реальной жизни. Известные терракотовые цинские погребальные статуи воина с конем обычно имели высоту в метр 85 сантиметров, а скульптуры лошади полтора метра. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Такое громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов. Такие скульптуры изготовлялись по кускам, проходили весьма сложную процедуру изготовления и в конце слипались вместе.

Читайте также  Скульптура в ссср

По сравнению с цинскими статуями, такие статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка. В создании человеческих образов были органически применены методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры. В эпоху Южных и Северных династий на юге страны появились фарфоровые скульптуры погребального значения. Они во многом унаследовали традиции времен династий Цин и Хань. Но подлинный расцвет скульптура переживает во времена могущественной Танской династии. Известные танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальным стилем, выразительностью художественных образов, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига. Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус. Это лошади с благородной осанкой, высоко закинувшие голову, спокойно стоящие, или неудержимо скачущие. Им присущиодухотворенность и благородный образ. Все это наглядно и полно отразило дух и веяния Танской эпохи.

Ко времени династии Сун погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. В период пяти династий такие скульптуры уже теряют свою художественную ценность. А в период Цинской династии изменяются уже и погребальные обычаи-люди стали предпочитать кремацию, бумажные фигурки заменили погребальные статуэтки. Таким образом, погребальные статуэтки, как отдельный вид скульптуры исчез.

Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена «Воюющих царств». В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин — знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин — сюнну с покорным выражением лица.

Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед — лев являет собой олицетворение власти и могущества.

В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.

Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинцииСычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.

Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерахМогаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганскихпещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных.
Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.

Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.

Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм «Шуанлинси» в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.

Скульптура Древнего Китая

2011-08-12

Архитектура и скульптура Китая древней эпохи, так же как искусство, и все достижения китайской цивилизации, имеют свои индивидуальные особенности, которые обусловлены специфическим географическим положением, природными условиями и историческим развитием.

Китайскому искусству свойственны две черты: гилозоизм (представление природы в виде живого организма) и традиционализм. Сочетание двух этих черт дает прекрасный результат: редкостное ощущение природы, возможность видеть в ее наименьших проявлениях единое целое. В этой культурной системе человек не стремится к подчинению природы, он хочет сосуществовать с ней во всей ее рациональной устроенности и природной полноте.

История скульптуры древнего Китая начинается с периода развитого неолита и насчитывает больше семи тысячелетий. Больше трети ее занимает эпоха древней китайской цивилизации. Начало этой эпохи относится к рубежу 3-2 тыс. д. н. э. Окончанием ее считают период крушения империи Хань в 220 году. н.э. Культурная эпоха тесно связана с экономическими, социально-политическими и другими особенностями своего исторического периода и является определённым этапом развития. В эти культурные эпохи входят: период династий Чжоу и Шан (Инь), а также культура империи Хань и Цинь.

Скульптура Китая представлена во многих древних скульптурных памятниках, которые говорят о высоком уровне творчества китайского народа. Разнообразные многоярусные сооружения (пагоды), являющиеся символами буддийских небес, а также захоронения и пещерные комплексы с найденными там древними скульптурами считаются ценнейшими памятниками архитектуры Китая. Пещерные монастыри возле Лояна, Бинлинсы и многих других мест, хорошо сохранили произведения высокоразвитого древнего изобразительного искусства: скульптуры и превосходную настенную живопись.

Появление скульптурного искусства было тесно связано с развитием ремесел, в частности, изготовлением погребальных урн, ритуальных сосудов, и других предметов культа. Самые старые скульптуры Древнего Китая были обнаружены при раскопках в северо-западной части страны. Там были найдены предметы “культуры Яншао” — древней неолитической культуры, развившейся в бассейне р. Хуанхэ в 5-3 тыс. до н.э. Часто встречались глиняные сосуды, красочно расписанные сетками, спиралями и раковинами, являющиеся воплощением древних представлений о мире. К изобразительным мотивам Яншао относятся рисунки стилизированных природных объектов и стихий, воплощенных в орнаменте и формах сосудов.

Хуншаньская неолитическая культура оставила нам наследство из множества археологических находок. Например, древняя глиняная скульптура в виде головы (маски) божества, глаза которой были инкрустированы нефритом. Черная керамика китайской культуры Луншань отличается красотой форм, она была открыта в поселениях провинции Шаньдун и датируется третьим тысячелетием до н. э. Архитектурные памятники Древнего Китая второго тыс. до н.э. — города и другие поселения. Большинство из них было открыто местными археологами в тридцатые гг. 20-го века в уезде Аньян. Там же найдены остатки архитектурных форм с древними скульптурами, бронзовыми сосудами и изделиями из кости и камня. Сосуды из бронзы в Древнем Китае украшались золотом, инкрустировались малахитом и бирюзой.

Развитие скульптуры в Древнем Китае было тесно связано не только с ремеслами, но и с возникновением бронзовой металлургии. По мнению большинства ученых, бронзовая металлургия в бассейне реки Хуанхэ возникла, основываясь на достижениях древней неолитической культуры Луншань. Одной из самых ранних бронзовых культур на территории Северного Китая принято считать культуру Эрлитоу. К этой культуре относится большое поселение протогородского типа в районе г. Лоян. Там археологи впервые обнаружили фундамент монументального сооружения со следами колонн. Это говорит о развитом в Эрлитоу местном бронзолитейном производстве. Особый вызывает интерес сосуд для вина типа цзюэ, так как он является пока что самым древним из комплекта традиционных ритуальных сосудов, которые принадлежат к классическим образцам бронзовых изделий Древнего Китая.

Читайте также  Скульптуры микеланджело буонарроти - фото и описание

В результате последних раскопок в районе Чэнду была обнаружена древняя китайская культура Саньсиндуй. Уникальными находками Саньсиндуя являются скульптурные маски-личины из золота и бронзы, а так же золотой жезл, на котором изображены человеческие головы, вероятно представляющий собой символ власти. Сенсацией являются находки сотен образцов литых изделий из бронзы, в том числе скульптур людей в натуральную величину и древние скульптуры крупных габаритов, изображающие человеческие головы в разнообразных головных уборах.

Ничего подобного больше не было обнаружено ни в одной из культур Древнего Китая в бронзовый период. Некоторые историки считают, что Саньсиндуйская культура имеет признаки древней погибшей цивилизации. Современная провинция Шэнь Си превратилась в настоящий рай для археологов, которые тщательно прочесывают подземные гробницы с царскими сокровищами.

На высоте: 10 самых больших статуй мира

Памятники — неотъемлемая часть индивидуальности города, а иногда и его символ. Особенно если речь идет об объекте, который входит в число самых высоких в мире. Вместе с экспертами-архитекторами смотрим на статуи-рекордсмены со всего мира.

Эксперты в этой статье:

Сергей Никешкин, генеральный директор архбюро «Крупный план»

Николай Фанеев, главный архитектор студии IND architects

1. Статуя Единства — статуя Валлабхаи Пателя (Индия, штат Гуджарат), 240 м

Валлабхаи (известен также как Сардар, то есть «вождь, лидер») Патель — бывший министр внутренних дел Индии, сохранивший страну в целостности в годы распада колониальной системы. Почтение к политику нашло отражение в огромном монументе. 240-метровый памятник человеку, объединившему Индию и давшему ей независимость от Великобритании, стал самым высоким в мире.

Внутри статуи пять этажей, на третьем, на высоте 153 м, оборудована смотровая площадка. Монумент спроектирован так, что может выдержать силу ветра в 200 км/час и землетрясение в 6,5 балла.

Николай Фанеев:

— Статуя Единства — самая большая в мире, она находится на острове Садху в Индии. Ее высота вместе с постаментом — 240 м, без него — 182 м. Это почти в 2,5 раза выше статуи Свободы. Автором проекта стал индийский скульптор Рам Сутар. Статуя Единства была открыта по случаю 143-й годовщины со дня рождения Валлаббхаи Пателя в 2018 году. Валлаббхаи Патель — один из самых известных лидеров движения за независимость Индии, министр внутренних дел и первый заместитель премьер-министра Индии. Патель широко почитается в индийском обществе и имеет статус национального героя.

2. Лечжун-Сасачжа — статуя Будды Шакьямуни (Мьянма), 130 м

До 2018 года именно этот монумент занимал первое место в списке самых высоких статуй мира. Его высота достигает почти 130 м: «рост» стоящего Будды — 116 м, а пьедестал — 13,4 м. Вокруг разбит огромный сад, а у ног Учителя лежит еще один 89-метровый Будда — внутри этой фигуры расположен храм.

Золотая отделка статуи символична: цвет в буддизме ассоциируют с мудростью. Статуя строилась 12 лет — с 1996 по 2008 год. Такой долгий процесс объясняется просто — Лечжун-Сасачжа воздвигался полностью на пожертвования жителей.

Николай Фанеев:

— Если бы рядом поставили статую Свободы, она едва бы дотянулась до пояса этого Будды. Сейчас Лечжун-Сасачжа занимает второе место в рейтинге самых высоких монументов Земли. Внутри статуи — 27 этажей, которые соединяет лифт. На одном из уровней организован религиозный музей.

3. Гаруда-Вишну-Кенчана (Бали, Индонезия), 121 м

Памятник богу Вишну, летящему на своей птице, был построен в 2018 году. Вместе с постаментом статуя возвышается на 121 м. На строительство монумента ушло 28 лет.

Возводить статую начали в 1990 году, но из-за экономического кризиса в конце 1990-х годов проект был заморожен. Работы возобновились лишь в 2013-м.

Сергей Никешкин:

— Статуя изображает бога Вишну верхом на своей ездовой птице Гаруде. В основе — мифологический сюжет, согласно которому Гаруда согласился, чтобы на нем ездил Вишну, — так он смог получить эликсир жизни и освободить свою мать. В статуе много деталей, которые отсылают к разным мифическим сюжетам. Статуя собрана почти из 800 медных и латунных частей, удерживающих между собой стальные стержни. Гаруда-Вишну-Кенчана способна выдержать землетрясение в 8 баллов.

4. «Родина-мать» (Киев, Украина), 102 м

На правом берегу Днепра стоит величественный монумент «Родина-мать» — женщина с мечом и щитом в руках. Статуя построена в 1981 году. Для СССР это был первый опыт возведения столь большого изваяния из стали — 62 м, а вместе с постаментом — 102 м. Чтобы собрать скульптуру, был специально построен 100-метровый кран.

Статую собирались покрыть позолотой, но позже от этой идеи отказались. Монумент может выдержать девятибалльное землетрясение, а в 1997 году статуя без каких-либо повреждений перенесла стихийное бедствие — сильнейший ураган, пронесшийся над Украиной.

Сергей Никешкин:

— Монументальная скульптура — часть мемориального комплекса, посвященного Второй мировой войне. В ее основании находится музей, где проходят торжественные события. Над проектом монумента работал Евгений Вучетич — автор монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде. После его смерти проект возглавил Владимир Бородай, полностью переработавший первоначальную концепцию.

Металлический каркас статуи покрыт стальной обшивкой, листы которой сварены между собой. На крыше постамента и в рукоятке меча на высоте 92 м есть смотровые площадки.

5. Статуя богини Каннон в Сендае (Япония), 100 м

Каннон — помощница Будды. Считается, что она защищает людей и помогает им. Эта богиня может изменять внешность — у нее 33 лика. Каннон очень почитаема буддистами, в ее честь воздвигнуто много монументов. Самый высокий установлен в Японии в 1991 году: статуя возвышается над городом на 100 м.

Вход внутрь памятника сделан в виде пасти дракона. Первый этаж украшен 33 статуями богини, также там стоят 12 статуй, соответствующих образам из китайского гороскопа. На самую высокую точку, 12-й этаж, где располагается храм, идет лифт. А вот обратно спуститься можно только по лестнице. На каждом уровне установлены небольшие статуи Будды — всего их 108, они символизируют человеческие страдания.

Николай Фанеев:

— Ослепительно белая статуя богини милосердия высотой в 100 м видна из любой точки города. Монумент изображает буддийскую богиню Каннон, покровительницу города Сендай. В ее правой руке лежит жемчужина желаний Неиходзю, а в левой — небольшой сосуд с водой мудрости, что классифицирует ее как «Каннон, исполняющую желания».

6. Статуя богини Гуаньинь в Чанше (Китай), 92 м

92 м божественного образа Гуаньинь украшает китайский округ Чанша в провинции Хунань. Вместе с постаментом высота достигает почти 100 м. Богиня является прообразом Каннон. Согласно легенде, она стремилась помочь каждому живому существу на земле, поэтому остальные боги наделили ее дополнительными головами и руками, чтобы она могла увидеть и помочь каждому. Бронзовая статуя покрыта позолотой, которую каждый год обновляют.

Монумент построен в 2009 году на пожертвования жителей, бизнесменов, политиков и различных организаций.

Николай Фанеев:

— Второе название статуи — Гуаньинь с тысячей рук. По легенде, богиня вытягивает руки, чтобы помочь всем нуждающимся. Статуя сделана из позолоченной меди. У богини 11 голов, 40 рук (все же не тысяча), а на каждой ладони есть глаз. Здание под статуей символизирует ее рождение.

7. «Родина-мать зовет!» (Россия, Волгоград), 85 м

Это часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Сначала рядом со скульптурой планировалось установить и фигуру солдата, склонившего колено перед образом матери. В руках «Родина-мать» должна была держать развевающееся знамя. Но скульптор Евгений Вучетич позже пересмотрел концепцию монумента. Возводить монумент начали в 1959 году, завершили в 1967-м.

В момент открытия памятник был самым высоким в мире — 85 м — и сохранял этот статус еще 22 года. Интересно, что копия скульптуры установлена в Китае, в Маньчжурии.

Николай Фанеев:

— Память о великой победе советского народа над немецкими захватчиками нашла отражение во множестве грандиозных сооружений, среди которых выделяется «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Она изображает женщину с поднятым мечом — аллегория Родины, зовущей детей на битву с врагом. Железобетонная статуя установлена на фундаменте, углубленном на 16 м. Внутри фигура полая — жесткость каркаса поддерживают металлические тросы.

8. Статуя Гуань Юй, Юньчэн, Китай, 80 м

Военачальник, живший в начале первого тысячелетия, прославился не только подвигами, но и справедливостью и честью. Позже Гуань Юй был обожествлен — реальный исторический персонаж стал богом войны, а история его жизни обросла множеством легенд.

Достоверно неизвестно, как выглядел реальный военачальник, в летописях нет никаких описаний его внешности. Традиционно Гуань Юй изображается как крепкий коренастый мужчина с бородой. 80-метровый памятник воину был установлен в 2010 году.

Сергей Никешкин:

— Гигантская статуя Гуань Юя — китайского военачальника времен Троецарствия — построена в его родной деревне Чанг Пин. В китайской культуре Юя изображают высоким и крепким мужчиной. Высота фигуры военачальника — 61 м, а постамента — 19 м. В размеры статуи заложен символизм: Гуань Юй прожил 61 год, 19 из них — в родной деревне. Монумент сделан из меди и стали. Для китайцев Юй — важный исторический деятель, образ которого со временем перекочевал в религию.

9. Герреро Чималли (Мексика), 60 м

В 2015 году в Чимальуакане была установлен монумент, выполненный скульптором Себастьяном (творческий псевдоним Энрике Карвахаля). Это самое крупное его творение. Красный ацтекский воин со щитом стоит на въезде в город и символизирует его защиту. 50-метровая скульптура стоит на 10-метровом постаменте.

Изготовлен памятник из металла и весит более 600 тонн. Воина Чималли видно из любой точки города благодаря высоте и ярко-красному цвету.

Сергей Никешкин:

— Огромная 60-метровая статуя установлена на въезде в мексиканский город Чимальуакан. Ацтекский воин Герреро Чималли выделяется размерами и цветом. По задумке, статуя должна показывать мощь и силу региона, а также защищать его от зла и неприятелей. Воин изображен в традиционной шапке и с большим щитом — название города Чималхуакан переводится как «место щитов». Чтобы статуя не упала, ее поддерживают сваи, вкопанные в землю на 25 м. Статуя значительно превосходит объекты вокруг по высоте и контрастирует с дизайн-кодом города.

10. Статуя Святой Риты (Бразилия), 56 м

В 2010 году в бразильском городе Санта-Круз был установлен памятник Рите Кашийской — покровительнице и заступнице людей в самых сложных жизненных ситуациях.

Читайте также  История скульптуры из камня с древности и до наших времен

В странах Латинской Америки день ее памяти (22 мая) — важный праздник. В этот день дома украшают розами, так как считается, что господь преподнес Рите этот неувядающий цветок. Статуя была создана скульптором Алешандри Ласерда.

Сергей Никешкин:

— Святая Рита — христианская святая, покровительница города Риу-Гранди-ду-Норти. Ее статуя, установленная в высочайшей точке города, на 18 м превосходит по высоте монумент Христа-Искупителя из Рио-де-Жанейро. Вместе с пьедесталом высота Святой Риты составляет 56 м. В основе композиции — бетонная плита, которая поддерживает всю конструкцию.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Терракотовые солдаты в Сиане представляют собой прекрасный пример реализма в скульптуре и являются одной из археологических жемчужин Китая. Цинь Ши Хуан (259 г. до н.э.-210 г. до н.э.), первый император Китая, поручил погребальным статуям сопровождать его в загробную жизнь для его защиты и поместил их в мавзолей площадью 38 квадратных миль. Обнаруженный в 1974 году в районе Линьтун фермерами, копающими колодец, каждый из примерно 8000 солдат и лошадей в натуральную величину имеет уникальные волосы, лицо и регалии, вплоть до мельчайших деталей.

Удивительно, но Китай никогда не создавал ничего подобного раньше, так как именно делали терракотовых солдат?

Терракотовые воины примерно двух метров ростом и весят более 250 килограмм. Этот тип скульптуры был совершенно новым в Китае и возник внезапно. За столетия до Первого Императора происходили изменения в погребальной практике. Около 550 г. до н.э. человеческие жертвы были обычным явлением. Когда благородный человек умер, жертвы были помещены в его мавзолей и, таким образом, последовали за ним в загробную жизнь. Если смерть была просто продолжением жизни, как верили древние китайцы, тогда любой правитель должен был забрать свой двор, жен и наложниц, посох, рабов, богатство и имущество. Фактически, факты свидетельствуют о том, что большинство субъектов умерли добровольно, чтобы сопровождать своих мертвых лидеров.

Терракотовая армия: солдаты первого императора Китая

Китайские археологи обнаружили многочисленные могилы с массовыми жертвами в штате Цинь. Однако позже, в период Воюющих Государств (475 г. до н.э.-221 г. до н.э.), крупномасштабные жертвы стали непрактичными, поскольку для продолжающихся войн была необходима рабочая сила. В результате, вместо реальных людей использование маленьких погребальных статуй стало обычным делом. Но затем, в середине третьего века до нашей эры, Цинь Ши Хуан произвел революцию в концепции погребальных предметов в своем собственном мавзолее.

Что вдохновило Первого Императора на создание полноразмерной терракотовой армии для размещения в его мавзолее в идеальном боевом строении с регалиями, лошадьми и оружием? Никто не знает наверняка, однако, некоторые эксперты сделали убедительные сравнения греческих эллинистических статуй с терракотовыми солдатами. Фактически, согласно Шону и Колетт Хемингуэй из музея искусств Метрополитен, Александр Великий заложил основу для контактов Дальнего Востока и Запада, когда завоевал земли в Средней Азии и Индии, прежде чем умер в 323 году до нашей эры.

Затем, в первой половине третьего века до нашей эры, после распада империи Александра, «влиятельная династия греческого и македонского происхождения управляла огромным королевством, которое простиралось от Бактрии до Дальнего Востока». Во время своего правления они установили много больших статуй.

В любом случае у Первого Императора были грандиозные видения его мавзолея, и он посвятил огромное количество ресурсов и рабочей силы на обучение групп людей, которые стали мастерами в производстве Терракотовых Солдатов. Первым шагом в этом процессе было приобретение сырья. Совместными усилиями Университетского колледжа лондонского Института археологии и археологов из Музея мавзолея Цинь Шихуана был анализ образцов глины терракотовых солдат. Они предположили, что сырье для статуй поступало из местных источников в окрестностях. Терракотовая армия входит в список топ-10 таинственных археологических открытий в истории.

Следующий шаг включал обработку, вероятно, в централизованном учреждении. Анализ образцов глины показывает смесь двух типов: темная глина и более прочная светлая глина. Возможно, эта комбинация могла служить эстетическим, или функциональным целям. Кроме того, ответственные за обработку добавляли в глину песок по нескольким причинам. Во-первых, это уменьшало «липкость» глины и делало ее более пластичной. Во-вторых, песок сделал глину более пористой, что позволило скульптурам высохнуть, прежде чем они пошли в печь. В конце концов, песок также привел к получению более твердого конечного продукта. После того, как перерабатывающее подразделение полностью подготовило глину, они распределили материалы в различные мастерские. Скорее всего, они были расположены возле мавзолея. Марки и надписи, обнаруженные в скрытых местах статуй, указывали на королевский правительственный объект Гонг, который, вероятно, существовал недалеко от столицы, или прямо в ней.

Глиняные катушки при создании солдат

Глиняное наматывание — это метод, при котором глину сначала растирают до тех пор, пока она не станет мягкой. Тогда она формируется в длинные рулоны. Для тел Терракотовых Солдатов художники Цинь наслаивали глиняные рулоны вверх от одной катушки к другой. Контролируя размер каждой катушки, они смогли достичь совершенно другой формы тела. У некоторых солдат тонкие торсы, а у других они более крупные. После того, как скульпторы заканчивали свои катушки, они сглаживали и вырезали мелкие детали для доспехов и складок одежды. Скульпторы также использовали метод катушки для ног некоторых воинов, которые до сих пор оставались пустыми. Ноги были вырезаны вручную. Форма ступней и голеней воинов демонстрирует определенные типологические закономерности, но, похоже, они также были сделаны вручную.

Поскольку влажная глина очень тяжелая, она может разрушиться под действием собственного веса, если слишком большой объем намотать слишком быстро. Поэтому тела солдат создавались небольшими частями, и каждой части позволяли высыхать в течение нескольких дней. Процесс был медленным и утомительным и занимал до одного месяца на каждого солдата.

Пресс-формы

В отличие от метода глиняной катушки, формы играли относительно небольшую роль. Для частей тела, таких как головы, некоторые уши и руки, мастера использовали различные готовые формы. После того, как они вдавили глину в форму, они позволяли глине затвердеть, прежде чем соединять части тела. На головах терракотовых солдат видны следы двух составных частей: одна спереди и одна сзади. Две части были связаны за ухом. Затем глаза, рты, носы и волосы на лице вылеплялись вручную. Косы и узлы на голове, вероятно, были отлиты. И наоборот, у нескольких голов была использована форма для лица, включая черты лица, в то время как задняя часть головы была сделана вручную.

Обжиг терракотового солдата в печи

Как только части глины высохли и достаточно застыли, согласно петрографическому анализу, они были обожжены в печи. Как и где это произошло, до сих пор остается загадкой, так как никто не смог окончательно определить местонахождение печи. Тем не менее, большинство экспертов предполагают, что это произошло очень близко к последним терракотовым ямам армии. Кроме того, некоторые теории предполагают, что художники создавали и обжигали солдат на одном объекте. Таким образом, это избавило бы от необходимости перевозить чрезвычайно тяжелые, но хрупкие статуи.

В документальном фильме National Geographic «Призрачная армия Китая» современный производитель терракотовых солдат Чжан Бинруо предложил теорию. Он думает, что художники Цинь использовали пещерные дома, которые местные жители создавали в горах. Это могло бы смягчить экстремальные колебания температуры между летом и зимой, что было важно, потому что глиняные скульптуры в процессе работы не могут выдерживать очень высокие, или очень низкие температуры. Пещерные дома поддерживали бы идеальную среднюю температуру в течение года. Кроме того, рабочие могут закрыть пещерный дом и превратить его в печь, избавляя от необходимости перемещать статуи.

Раскраска терракотовых солдат

После обжига в печи воин был готов к последнему прикосновению, которое оживляло его: раскраске. Серые статуи терракотовых воинов, которых мы видим сегодня, изначально не выглядели так. Они носили яркие цвета. Под их блестящими экстерьерами художники нанесли защитный лак, известный как ци, который был очень ценным, но трудно добываемым. Специальные сборщики отправлялись в леса лаковых деревьев и собрали драгоценный сок. Тем не менее, они могли собрать только около десяти граммов, не убивая дерево. Некоторые эксперты считают, что каждому терракотовому воину требовалось около 25 деревьев. Для всей армии они оценивают до 200 000 деревьев. В качестве базового слоя на терракотовых солдатах лак ци защищал нижележащую глину и подготавливал ее для слоев полихромной краски, которые завершали каждого солдата.

Раскопанные совсем недавно статуи с полихромными поверхностями окрашены в яркие цвета — красный, фиолетовый, розовый, белый, синий и зеленый — из ряда неорганических минералов. Также имеются данные о синтетических синих и пурпурных пигментах из силиката меди с барием, первых синтетических красок, используемых в Китае. К сожалению, после раскопок все цвета терракотовых солдат исчезли вследствие высыхания ци-лака. Пока солдаты оставались во влажной грязи, их цвета оставались нетронутыми. Однако, как только лак высыхал на открытом воздухе, все оригинальные пигменты откололись и отслоились от статуи. Без эффективных методов консервации в последние десятилетия земляные работы замедлились. Тем не менее, китайские ученые тесно сотрудничают с экспертами из Технического университета Мюнхена, чтобы разработать методы, которые позволят сохранить деликатные цвета после раскопок. Будем надеяться, что в будущем в музее появятся новые терракотовые солдаты с их оригинальными пигментами.

Первый Император был грозным вождем, и он убивал тех, кто выступал против него, или вызывал недовольство. Однако у него была другая сторона. Эксперты считают, что он обладал беспрецедентной способностью организовывать большие группы людей в высоко структурированные предприятия. Цинь Ши Хуан стандартизировал производство, и его острое чувство специализации труда позволило его людям оттачивать свои навыки до уровня мастерства. В своей усиленной демонстрации тирании и блеска император быстро достиг высоких амбиций. Цинь Ши Хуан покорил и объединил весь Китай. Он создал единую систему письма, весов и мер для всех своих людей. Кроме того, первая версия Великой стены — супер-сооружения, связывающего империю, и крупнейший мавзолей с тысячами реалистичных терракотовых солдат в натуральную величину — все это достижения Первого китайского императора. Почти 2000 лет спустя его наследие живет и удивляет.

А вот еще вам интересные рассуждения про Великую Китайскую Мистификацию

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: