Скульптура готики: фото, история, описание скульптур - JEKATERINBURG.RU

Скульптура готики: фото, история, описание скульптур

Готика. Архитектура. Скульптура.

Готический храм. Кельн

Вторым великим стилем средневековья была готика. Готический стиль зародился во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени — «готов», хотя они к этому стилю не имели никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.

Витражи в готическом храме

Витражи в готическом храме

Витражи в готическом храме


Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектура…есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека…В ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений; эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура.»

Внутреннее помещение храма — нервюры, арки, витражи.


Готика — художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе. Его возникновение и развитие связаны с ростом и богатством монастырей, а также превращением городов в крупные центры торговли и ремесел. В романскую эпоху главное назначение замков и монастырей было защитить, укрыть от врага, поэтому сооружения были тяжеловесными, массивными, и главной трудностью было сооружение прочных и тяжелых перекрытий

Реймский собор


В эпоху готики стремились , наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м ( з а о с т р е н н ы м кверху ) аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости , как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями — будто они вовсе не из камня.

Собор Парижской Богоматери

Готический витраж


Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра ), которые переплетаются между собой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Все части постройки будто устремляются ввысь.Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.

Шартрский собор во Франции


Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Родиной готики считается Франция. Всемирную известность принесли соборы Парижа , Амьена и Реймса — во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга — в Германии, соборы в Вене, Праге. Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов: белого, зеленоватого, серого, иногда розового. В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. Стенами были обнесены и тогдашние города. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.

Собор в Солсбери, Англия.

Собор Парижской Богоматери

Готический собор

Скульпторы научились передавать переживания людей, их характеры.


Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная ) скульптура, как в Греции.Обычно фигуры очень высокие , стройные, вытянутые, плавно изогнутые , в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Позы естественные, одухотворенные. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы ( мадонны ) с младенцем Христом на руках. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Граф Эккехард — типичный феодал, властный и решительный, держится невозмутимо и с достоинством. Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута; на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта; очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща.

Скульптура стала не только рельефной, но и объемной

Ветхозаветные пророки. Собор в Шартре.1145- 1155.

Изображения простых людей за работой, за домашними делами, чтением.

Граф Эккехард и его жена Ута.

Готическая книжная миниатюра


Начала также развиваться и миниатюрная живопись в качестве иллюстраций к книгам. С замечательной живостью и изяществом изображали времена года, развлечения знати.

Готическая книжная миниатюра

Готический костюм


Готические черты ярко проявлялись также в художественных предметах быта и одежде. Обувь с удлиненным носком, высокие, конической формы дамские головные уборы («хеннен») и другие детали одежды вторят заостренным формам тогдашней архитектуры и отмечены печатью тонкого вкуса.

Скульптура готики: фото, история, описание скульптур

Основным видом изобразительного искусства в готический период была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы.

Готические соборы похожи на леса. И эти леса населены разной тварью и реальной, и фантастической. Тут и задумчивые химеры, барашки, ослики, волы в евангельских сценах, рыбы, птицы, бобры, собаки, белки, дятлы, ящерицы, черепахи, змеи и водостоки в виде зверей с разинутой пастью. И над всем этим главенствует человек. Скульптура царит в соборных порталах, распространяется по всему фасаду, причудливо используя каждый выступ, чуть ли не каждую архитектурную деталь. Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский насчитывают каждый до 2 тысяч скульптур.

Готическая скульптура — явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Во-вторых, застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия.
В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Первые памятники круглой пластики появляются еще в середине 12 в. Однако, лишь с началом 13 в. готическая скульптура вступает в пору зрелости. В 30-40-х гг. начинается период ее наивысшего расцвета.

Скульптура собора была расположена в соответствии теологической (религиозной) наукой, по которой собор — это собранная в фокусе структура вселенной. На западе (сторона заката) обычно находились сцены «страшного суда». Вверху Христос указывал на свои раны, по сторонам Мария и евангелист Иоанн, вокруг ангелы с орудиями страданий Христа и апостолы. Под ними — взвешивающий добрые и дурные дела архангел Михаил. Слева от зрителя — праведники, вступающие в рай. Справа — демоны, завладевающие грешниками и сцены мучений в аду. Еще ниже — разверзающиеся гробницы и воскресение мертвых. По сторонам входов посетителей собора встречают статуи Христа и апостолов.

Правый портал (вход) посвящался обычно Марии, здесь изображались сцены «Успения», «Воскресения», «Коронования» (собор в Страсбурге 1230 г.). Левый портал — чтимому местному святому , и на нем изображались сцены из легенд его жизни. Южная сторона была посвящена сюжетам Нового завета, северная сторона посвящалась персонажам из Ветхого завета. Как система мироздания готический собор включал изображения реального мира и его понятий: времена года в виде знаков зодиака или сцен сельскохозяйственных работ, аллегорические фигуры «свободных искусств» — грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества. Шедевры французской готической скульптуры: «Реймская улыбка» — улыбающийся ангел (статуя западного фасада собора в Реймсе, 1230-1233 гг.). Эта улыбка ангела еще робка, чуть смущенная, жеманная, но уже пленительная, истинно весенняя. Она очаровательна своей недоговоренностью.

«Встреча Марии с Елизаветой» (скульптурная группа собора в Реймсе, 1230-1233 гг.). Мы видим конкретные личности, конкретные судьбы, конкретную красоту этих двух замечательных женщин (Мария родила Христа, Елизавета — Иоанна Предтечу). Реймский собор занимает значительное место в истории средневекового искусства, его иногда называют готическим Парфеноном.

Самобытна германская скульптура. Немцы часто учились у французов, но были оригинальны. Германский мир это переплетение «варварского» начала и наследия античной цивилизации. Если французская скульптура украшала интерьер и фасады (украшательная функция), то германская скульптура фантастична, остро выразительна, гиперболизирована. Ее образы индивидуализированы, даже портретны. К шедеврам германской готической пластики принадлежат в первую очередь скульптурные циклы соборов в Бамберге и Наумбурге, созданные в 13 в. Бамбергский Всадник, несомненно, лучшая конная статуя средневековья.

Перед нами идеальный образ борца за правое дело, героя, каким себе его представляли в ту пору (скульптурный образ перекликается с образом Зигфрида, «Песнь о Нибелунгах»). Мы верим, что такие мужи коленопреклоненно славили своих дам и сражались с их именем на рыцарских турнирах. Нам кажется, что этот сеньор не способен на насилие, на притеснение обездоленных. Замечательны 12 величественных статуй в хоре Наумбургского собора. Это феодальные властители, при которых был заложен собор. Неизвестный великий художник создал типичные образы, но в то же время сугубо индивидуализированные и конкретные.

Читайте также  Скульптура из проволоки: рассказ о мастерах и фото работ

Индивидуализированы и прекрасны образы супружеской четы маркграфа Эккегарда с женой Утой (маркграф — граф, правитель области — марки с правами императорского князя). Эти образы захватывают нас своей правдивостью (ил.87). По-детски выразителен взгляд Уты, очарователен жест ее руки, прижавшей к шее воротник длинного плаща, спадающего гармоничными складками. Ее супруг пожилой, с невозмутимым видом, с большим мечом.

В период готики также был распространен культ богоматери. Если романский скульптурный образ Богоматери — это чаще всего лишь символ, религиозная идея, запечатленная в камне, то готическая богоматерь уже юная мать, которую ваятель любит изображать играющей с младенцем.

Средневековый ваятель обычно происходил из народа и считал себя и считался ремесленником. Поэтому готическая скульптура глубоко народна, несмотря на то, что церковь требовала от изобразительного искусства наглядной картины богословного истолкования мироздания. В народном стиле изображен реймский «Христос — странник», — в простой широкополой крестьянской шляпе, а также грандиозный рельеф собора в Наумбурге «Тайная вечеря». И Христос, и собравшиеся вокруг него ученики — это крестьяне, люди физического труда, с видным удовольствием подкрепляющиеся в час отдыха какими-то очень простыми кушаньями.

Народность проявляется и в немецкой фантазии, далекой от культа, благочестие нередко сочетается в готическом искусстве с самым озорным гротеском. На рельефах Руанского собора мы видим кентавра в монашеском капюшоне, философа с головой свиньи, учителя музыки — полупетуха и т.д. Народное начало нашло, пожалуй, самое цельное отражение в календарных циклах — аллегориях месяцев. Это небольшие рельефы, украшающие соборы в Париже, Амьене, Санлисе и многие скромные сельские церкви готической поры. Эти аллегории отражают каждодневную жизнь простых людей, что собирались под их сводами.

Особенности готической скульптуры и рельефа

Готический стиль – художественное направление в искусстве, характеризующееся легкостью, остроконечностью, возвышенностью архитектурных и декоративных элементов. Начало развития готического направления приходиться на период расцвета средневекового искусства. Готика как субкультура зародилась в ХII веке во Франции, где и были созданы величайшие шедевры этого направления.

В западной Европе и других странах готическое искусство господствовало до конца ХVI века, а некоторые соборы и храмы того периода сохранились до наших дней. Сегодня стиль «готика» — это тончайшее, загадочное направление в искусстве, которое впечатляет изящностью линий, разнообразностью декоративных элементов и вместе с тем сдержанностью архитектурного ансамбля.

Современные архитекторы, скульпторы, дизайнеры применяют готические элементы не только для украшения фасада помещений, но и для разнообразия убранства интерьера.

Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»

Декоративная специфика готического стиля в основном относится к скульптуре и архитектурному рельефу. В других культурных направлениях этот стиль практически не получил развития. Гротескные статуэтки, скульптуры, монументы, рельефы использовались для украшения церквей, соборов, храмов, культурных и административных учреждений. Готическое направление пришло на смену романскому стилю в искусстве. В романский период сооружения возводились массивными, устрашающими, монументальными, поскольку нередко служили защитой от нападений врагов и завоевателей.

Готические здания, напротив, возводились легкими, изящными с массой остроконечных башен и элегантным декором в виде скульптурных композиций, барельефов, лепнины, витражей. Статуи и рельефы, украшенные затейливой резьбой, ребристой текстурой и оригинальными узорами, в основном использовались для украшения возводящихся зданий. Их размещали в галереях, оконных проемах, на остроконечных арках, фасадах, контрфорсах. Элементы в стиле готика помогали сформировать общую декоративную композицию сооружения, придать четкость архитектурным очертаниям.

Распространение готического стиля стало настоящим прорывом в сторону индивидуальности и выразительности скульптурных композиций. Согласно готическим канонам рельефы становились более выпуклыми, объёмными, а фигуры, монументы, скульптуры – округлыми. Скульптурные фигуры изображались достаточно высокими, худыми, пластичными с плавно изогнутыми линиями и контурами. Убранство монументов характеризуется длинными одеждами с аккуратно уложенными складками и плавными контурами. Практически всегда элементы убранства наделяли остроконечной формой – обувь с острым носком, шапки, верхняя одежда и т.д. Фигуры изображались в естественных позах, с одухотворенными лицами. Облик статуи всегда имел индивидуальные черты и эмоциональный окрас.

Рельеф во времена господства готики стал самодостаточным направлением в искусстве. Рельефный декор теперь не ограничивается растительными мотивами, а включает разнообразные геометрические орнаменты и узоры. Переломным каноном в готическом рельефе стало изображение не излюбленных плющей, винограда, а местной флоры (дуб, клен, ясень). Орнаментальные узоры изображают практически на всех колоннах и капителях, нередко специфические узоры можно увидеть в качестве декора дверных, оконных проемов, потолка. Готические узоры практически лишены внутренней связи с общей архитектурной композицией, однако поражают красотой, разнообразием и оригинальностью даже в качестве просто декоративного элемента.


Фото: источник

Мотивы готической скульптуры

Возвышенные готические образы практически всегда имели библейские и мифологические мотивы. Это связано с тем, что готические скульптуры использовались в основном для украшения соборов, часовен, церквей. Авторы изображают религиозных персонажей, мифических героев и чудовищ. Так, в гротескный период произошло переосмысление образа Бога – он приобретает более реальные черты и утрачивает свою сверх одухотворенность. Статуи Христа приобретают земные черты, нравственный облик, твердый, мужественный характер и добрую натуру.

Все чаще скульпторы изображают сцены из «людской» жизни Сына Божьего, в которых прослеживается его близость к человеку. Ключевым религиозным персонажем этого периода также становится Мадонна. В статуях готики – это высокая, стройная женщина с аккуратными линиями лица. Часто Мадонна изображается с малышом на руках, ее нежный взор всегда устремлен на ребенка, а руки нежно прижимают его к груди. Готическая Мадонна наполнена женским очарованием и душевной мягкостью, изящностью изгибов тела и красотой одежд.

Также в готической скульптуре можно встретить образы, имеющие бытовой характер. Нередко фасадное и интерьерное убранство дополнялось готическими фигурами священнослужителей, ремесленников, сборщиков фруктов, мясников, торговцев, рыцарей. Так, новые нотки приобретает картина «страшного суда», где среди грешных теперь можно увидеть монахов, рыцарей, феодалов, богачей.

Скульптурная группа «Каменный календарь» рассказывает о крестьянах, укладе их жизни, специфике работ в определенное время года. Рельеф готики наполнен символическими узорами и аллегориями, изображающими особенности труда, свободных наук (арифметика, астрономия, грамматика), ремесла. Готическое направление стало своеобразным переходом от возвышения священников, царей, судей, богачей к реалистическому изображению иерархии в обществе.


Фото: источник

Готические шедевры

В готический период в искусстве выдающиеся архитекторы, скульпторы оставили в наследство современникам шедевральные произведения. Наиболее известными памятниками культуры, которые выполнены по канонам готического направления, считаются:

  • Собор Парижской Богоматери – его возведение было начато в период романской архитектурной техники, однако с популяризацией готики строительная композиция дополнилась специфическими элементами. Сегодня визитной карточкой готического собора являются десятки остроконечных шпилей, которые завершают высотный архитектурный ансамбль здания. Каждая стена украшена массивными витражами со специфическим окрасом. Именно сочетание гротескных цветов делает проникающий дневной свет таинственным, а интерьер загадочным, неземным. Остроконечные формы наблюдаются и в других архитектурных элементах – окна, арки, дверные проемы, монументальный декор. Фасад сооружения украшен десятками скульптур библейских персонажей и мифических чудовищ. Так, над главной аркой расположен скульптурный комплекс «Галерея царей», выполненный в стиле ранней готики. Скульптуры характеризуются ребристой текстурой, легкостью линий, разнообразием рельефного декора. Венцы здания украшают горгульи, другие мифические персонажи. Интерьер собора декорирован множеством мелких статуэток, фигур, которые располагаются даже в самых тайных уголках здания. Более крупные скульптурные элементы по готическим канонам расположены в районе арок, окон, капителей, башенок, других ключевых интерьерных элементов. Стены и потолки сооружения декорированы гротескным замысловатым рельефов с затейливой текстурой и оригинальным окрасом. Весь скульптурный декор готического собора характеризуется пластичностью, индивидуальностью изображаемого образа, мягкостью линий;
  • Шартрский собор, Франция – с момента возведения внешний облик строения практически не изменился. Это уникальный пример особенностей средневековой готики. Фасад культурного памятника украшен десятками башен остроконечной формы, хотя основание архитектурных элементов еще выполнено в массивном романском стиле. Стены, арки, порталы, двор церкви украшают скульптурные композиции, оригинальные рельефы. Скульптур, как и принято в гротескном декоре, наделены оригинальными чертами, от них веет характером и индивидуальностью. Своды, колонны, арки имеют стрельчатую форму, которая характерна для готической архитектуры и украшены объемными горельефами;
  • Кафедральный собор Кельна, Германия – поражает размерами готических башен, которые будто бы касаются облаков. Это грандиозное сооружение – самый яркий пример готической специфики в скульптуре и архитектуре. Интерьерная и фасадная отделка подчинена единому замыслу – все статуи, фигуры, горельефы, другие декоративные элементы устремлены вверх, как молитва к Богу. Ажурные горельефы, разноцветные витражи, резные лавки, объемные монументы создают ошеломляющее впечатление от изысканности и, одновременно, скромности готического стиля. Грандиозность гротескного убранства одухотворяет внутреннее пространство собора, дает человеку ощущение возвышенности;
  • Сент-Шапель, Париж – небольшая часовня, впечатляющая скульптурным убранством в готическом стиле. Фасад и интерьер религиозного сооружения украшают сотни мелких фигур, статуй, десятки монументальных композиций. Каждая скульптура характеризуется изяществом, элегантностью, самодостаточностью. Большинство произведений готики в этом храме безымянны, однако это не мешает скульптурам и рельефам восхищать аккуратностью линий, богатством текстуры, оригинальностью узорных элементов.

Готика подарила мировой архитектуре сотни великолепных памятников, которые до сих пор радуют ценителей искусства по всему миру.

Готическая скульптура

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.

В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Читайте также  Скульптура «христос-искупитель» (рио-де-жанейро), описание

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.

В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.

Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции. С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

Читайте также  Скульптура в ссср

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.

Готическая скульптура: описание стиля, особенности, фото

Готика – это период в развитии искусства, существовавший в Центральной, Западной и частично в Восточной Европе в Средние века. Она сменила романский стиль, постепенно вытеснив его. Готика относится ко всем произведениям того периода: к живописи, скульптуре, фрескам, витражам, книжным миниатюрам. Нередко этот стиль характеризуется как «устрашающе величественный». В статье будет рассказано о скульптуре романского и готического стилей.

Устремление вверх

Чтобы разобраться в искусстве готической скульптуры, целесообразным будет сказать несколько слов о направлении в общем. Готика зародилась на севере Франции в середине 12-го века, а в 13-м распространилась на территориях, где сегодня находятся такие страны, как Германия, Австрия, Чехия, Испания, Англия. Позднее она проникла в Италию, а еще позже – в Восточную Европу, продержавшись там до 16-го века.

В отличие от круглых арок, массивных стен и маленьких окон, характерных для романского стиля, готике присущи арки, имеющие заостренный верх, высокие и узкие башни, колонны, фасады, украшенные резными деталями, стрельчатые, многоцветные окна.

Происхождение термина «готика»

Термин «готика» характеризуется необычной историей и коннотацией. Интересно, что современниками этого стиля он никогда не использовался. Наверное, они бы очень удивились, узнав, что величественные монументальные сооружения, украшенные витражами и орнаментами, будут называть словом, являющимся синонимом к слову «варварский».

Сначала термин «готика» был ругательным, так как критиками он трактовался как описывающий отход от классических идей и пропорций. В широком смысле он обозначал здания, имеющие остроконечные арки. В отличие от горизонтального, применяемого в романском стиле, здесь применялся вертикальный стиль.

В романском искусстве

Чтобы понять особенности готической скульптуры, следует сказать и о романском стиле, из которого выросла готика. В Византийской империи скульптура была отвергнута церковью, так как она ассоциировалась с язычеством. В романской же культуре монументальная скульптура, а в особенности рельеф, имеет широкое распространение. Начало ее расцвета относится к 1100 году.

В те времена монументально-декоративное искусство использовалось как инструмент устрашения вероотступников. Возникали величественные комплексы романских соборов, в композициях которых часто присутствовали человеческие фигуры, игравшие в них большую роль. Эти композиции создавались на темы легенд из Священного Писания и назидательных притч.

Центральный образ

В романской скульптуре это был Иисус Христос. Его по облику и характеру сближали с Богом-отцом, который рассматривался как страшный судья мира, возвещающий неумолимый приговор человечеству.

На каменном скульптурном ковре зачастую причудливо уживались христианские легенды, притчи, страшные апокалиптические видения, картины Страшного суда и мифологические образы из древних народных поверий то в виде карнавальных масок, то в виде уродов с насмешливыми гримасами.

Далее следует сказать о роли скульптуры в готическом соборе.

Связь с архитектурой

Готическая скульптура Средневековья была теснейшим образом связана с архитектурой, как и романская. Соборы обоих периодов возвышались над городом, обозначая важность и большое влияние религии во всех областях жизни.

Свое начало готический скульптурный стиль берет во Франции. В этом направлении первыми работами считаются статуи, расположенные на портале базилики в Сен-Дени, а также в Шартрском соборе. Впоследствии он распространился по Европе и был популярным до начала Нового времени, когда готику сменило искусство Возрождения, ориентированное на традиции античности.

Вначале готические скульптуры Франции создавались из каменных блоков и в то же время оставались их частью. Тогда самостоятельных, отдельно находящихся статуй не существовало. Медленное развитие пластического мастерства, направленного на ваяние отдельных фигур с пропорционально воплощенными частями тела, началось на заре 13-го столетия.

Для них было характерно множество деталей и излишеств. Если скульптура у греков отражала идеи наглядности и простоты, то готика склонялась к сложности, гротескности, элегантности. Именно такая сложная смесь из идей и элементов дает представление о том, что это фигура, выполненная в данном стиле.

Статуи и рельефы

Подобно драгоценным камням, украшавшим ювелирные изделия, статуи были декором для новых зданий. Готические скульптуры размещались на фасадах, помогая формировать очертания сооружений и их рисунок, ими украшали порталы, арки и контрфорсы. Наряду с фресками и прочими произведениями изобразительного искусства, в галереях, оконных рамах, фронтонах, за пределами здания и в его интерьере можно увидеть монументальные скульптурные произведения.

Основой композиций, как и в романском искусстве, преимущественно были библейские и евангельские сюжеты. Тела не скрывались в обязательном порядке под одеждой, а ее покровы подчеркивали формы. Мастера проводили эксперименты, пытаясь придать своим творениям больше жизни и подвижности. Так, например, скомканные или глубокие складки, расположенные на платье у статуй, подчеркивали порывистость движений, их резкость при повороте.

Готическая скульптура в Испании и Италии

В Испании она была сориентирована на французскую и поэтому имела с ней множество общих черт. В Италии же сложилась независимая готическая школа пластики. Здесь скульптуру уже больше в обязательном порядке не связывали с архитектурными решениями.

Она больше служила для создания декора как в помещениях, так и на открытых пространствах. Статуи ставились в парках, на городских площадях. Произведения, относящиеся к итальянской школе, все меньше связывались с искусством Византии и все больше тяготели к античным образцам.

В Германии

Там в начале 13-го столетия преимущественно работали зодчие и скульпторы, которые учились у французских мастеров. Они предпочитали устанавливать статуи во внутренних помещениях. Ярчайший представитель раннегерманской готической пластики – это так называемый Бамбергский мастер. У его скульптурных фигур выразительные лики и крепкие тела.

При этом в Германии в тот период существовали и другие течения готического зодчества. Так, например, скульптуры, украшающие Страсбургский собор, имеют головы, которые сделаны более искусно, чем их тела. Пик развития скульптуры готического периода в Германии пришелся на начало 14 столетия.

Самыми популярными темами было изображение распятого Иисуса Христа или других персонажей, израненных и измученных страданиями. На сходе готического периода стал распространенным тип скульптуры, изображающей «прекрасную Мадонну». Это Дева Мария, держащая на руках младенца. Большое внимание мастера уделяли отделке богатого платья. Саму Марию они изображали как юную, прекрасную, чувственную девушку.

В позднем Средневековье

Готическая скульптура этого периода полностью подчиняется христианской идеологии. Она по-прежнему тесно связывается с архитектурой и создается в соответствии с правилами, касающимися изображения сакральных фигур. Как самостоятельное искусство она также не рассматривается.

Скульптура была предназначена не только для украшения монастырей и храмов, но и служила в качестве несущих частей сложных архитектурных конструкций. А также, наряду с иконами, она являлась объектом почитания.

Символика

Как и средневековое искусство в целом, так и готическое в частности, несут в себе символическое значение, являясь своеобразным кодом. Он включает в себя прославление подвигов, совершенных во имя веры христианскими святыми, и другие библейские смыслы. Помимо персонажей Ветхого Завета, Иисуса, Девы Марии и апостолов, готическая скульптура изображала королей, правителей, разных государственных деятелей. В этих произведениях искусства уже начинает отступать средневековая сдержанность, отстраненность и статичность. Она уступает место динамизму, эмоциональности, индивидуализации черт.

Но эти изменения только намечаются, и пока нарочитую упрощенность и схематичность сменит достоверность и гуманизм, присущие эпохе Возрождения, пройдет несколько веков. В трактовку образа Христа готической скульптурой были внесены изменения. Как указывалось выше, в раннем Средневековье, он рассматривался как вседержитель и грозный судья. Теперь он все чаще предстает в виде мудрого пастыря, доброго наставника и учителя. Черты его лица смягчаются, на нем можно увидеть подобие улыбки.

Нужно отметить, что такие изменения не относятся к скульптурам, изображающим распятие. Авторы всеми силами пытаются показать страдания Иисуса на кресте максимально ярко и достоверно. У мастеров той эпохи проявляется интерес к внутреннему миру их героев. Скульпторы изыскивают возможности для того, чтобы передать внутренний мир человека, особенности его характера. Они подмечают индивидуальность черт лица, добиваются реалистичности в изображении поз, жестов, складок одежды.

Выдающиеся произведения

Среди шедевров готики нужно отметить находящийся в центре Парижа собор Нотр-Дам. Над одним из его фасадов находится галерея царей, изображающая иудейских правителей, описанных в Ветхом Завете. Этим подчеркивается неразрывная связь двух Заветов. Зритель видит обращенные к нему благообразные лица. Они светятся добротой и как будто смотрят на прохожих с улыбкой. В этих ликах удивляет то, что они очень разнообразны, у каждой из скульптур виден свой характер.

Интересными являются и скульптуры, которые украшают раку с находящимися в ней мощами волхвов. Она находится в Кельнском соборе, в алтаре. Каждое из изображений является индивидуальным и выполнено с необычайной точностью.

Близко познакомиться с готической скульптурой позволяют порталы Шартрского собора. Здесь можно увидеть изображения ветхозаветных персонажей, картин Страшного суда, Иисуса Христа и Богородицы. Каждая из работ достойна особого внимания, уникальна по содержанию и исполнению.

Реймсский собор иногда называют царством скульптуры готического стиля. В нем можно увидеть сотни статуй и тысячи рельефов. Создавшие собор мастера вложили в создание скульптур так много динамизма и внутреннего содержания, что архитектурные красоты были отодвинуты на второй план. Имеющаяся здесь статуя «Улыбающегося ангела» буквально завораживает посетителей.

В Магдебургском соборе нужно особо отметить скульптурную группу под названием «Неразумные девы». Она выполнена в реалистичной манере и полна эмоционального драматизма. Она также образует самостоятельное произведение, привлекая внимание публики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: