Скульптура эрмитажа: фото, скульптура на крыше - JEKATERINBURG.RU

Скульптура эрмитажа: фото, скульптура на крыше

Скелет Афродиты. Корреспондент «АиФ» совершил путешествие по крышам Зимнего

В наше время они доступны еще и людям одной из самых трудных и вместе с тем красивых профессий — реставраторам. Корреспонденту «АиФ» посчастливилось понаблюдать за их работой.

Печки и лавочки

Чтобы подняться на крышу Зимнего, надо долго идти подвалами, изобилующими низкими сводами, крутыми поворотами, а также котами и кошками — прямыми потомками четвероногих мяукающих, поселившихся здесь когда-то по указу Екатерины II.

Не менее увлекательное зрелище — дворцовые чердаки, пробираться по которым к слуховому окошку нужно, согнувшись «в три погибели», чтобы не задеть лбом кованые стропила причудливых форм, изготовленные умельцами Александровского чугунолитейного завода, не налететь на сохранившиеся с дедовских времен кирпичные печки. Их ставили тут для обогрева специальной кровельной команды, «денно и нощно» следившей за тем, чтобы крыша была в целости и сохранности. Пожарные посты, отмененные было Октябрем 1917 года, вновь стали выставлять во время Великой Отечественной войны. Организуют их и в наши дни — по выходным и праздничным дням.

Но не печки и стропила стали главной целью восхождений на крышу Зимнего, а украшающие ее величавые аллегорические фигуры и декоративные вазы, общим числом 176. В то время как раз шла их масштабная реставрация. Процесс сложен и кропотлив, потому обновляли мастера не все фигуры сразу, а «брали в работу» за сезон не более десятка.

Возглавляла научную группу, предложив оригинальную методику реставрационных работ, старший научный сотрудник отдела Майя Лебель, посвятившая Эрмитажу не один десяток лет. Пробираясь вслед за ней по узким настилам к карнизу Северной части фасада, я не уставала восхищаться: в отличие от меня Майя Николаевна двигалась легко, шаг ее был стремителен, несмотря на почтенный возраст и высоту, что превышает два десятка метров. От одного взгляда вниз кружится голова! Свою спокойную уверенность при выходах на крышу Лебель объясняет просто: привычка. Ведь поднималась сюда не раз, следя за тем, как идут работы.

Дионис, на диспансеризацию!

Изначально скульптуры на крыше Зимнего дворца, вырезанные по эскизам Растрелли, были из пудожского камня. Но петербургский климат действовал на него удручающе. Ситуация усугубилась после страшного пожара 1837 года. Фигуры несколько раз ремонтировали, но распад остановить не удалось. По воспоминаниям современников, к концу ХIХ века от них стали отваливаться целые куски, падая на мостовую. Тогда же было решено заменить каменные скульптуры на пустотелые, из медных листов со стальным каркасом-стойкой внутри, в свою очередь заведенной на 1,5 метра в кирпичную кладку парапета. Они легче, дешевле и, как считалось, более устойчивы к воздействию окружающей среды.

Изготавливали их частью методом ручной чеканки, частью — гальванопластической. На форму из чугуна, цинка или бетона накладывались медные листы толщиной 0,8-1,5 мм и оббивались по поверхности формы резиновым молотком. Затем листы крепились на металлическом каркасе, соединялись заклепками и спаивались оловянно-свинцовым припоем.

Но «хватило» их ненадолго. Ветер, часто резкий, порывистый, плюс большой перепад дневных и ночных температур, вибрация от проезжающего внизу транспорта делали свое дело. Фундамент под изваяниями, примостившимися вдоль карниза по периметру всей крыши (это почти 2 км), медленно, но верно разрушался.

А в замкнутом пространстве медных листов, где влага испаряется плохо, началась коррозия. Больше всего страдал от нее каркас.

«Уже в 1930-е годы каркасы потребовалось укреплять, — рассказывает Майя Лебель. — Из оснований убрали битый камень, который по грудь заполнял каждую скульптуру. Думали, видимо, что он удержит фигуры на крыше, но под воздействием ветра и собственного веса они все-таки стали крениться. В 1940-х годах ошибку повторили, для большей устойчивости залив полости бетоном — как выяснилось во время нашего обследования, плохого качества. Тот, кто принимал соответствующее решение, думал, наверное, что качество не имеет особого значения, ведь цемент будет внутри скульптур. Получилось же вот что: во время дождей цемент впитывал влагу, как губка. В результате нижняя часть каркаса постоянно была под «компрессом». При заморозках все отсыревшее начинало увеличиваться в объеме и рвать швы медных листов. Когда, исследуя статуи, мы вскрыли некоторые из них и удалили бетонную массу, увидели — нижние части каркаса настолько изъедены коррозией, что удивительно, как они не рухнули».

По крыше мы с Майей Николаевной передвигались по специальным мосткам. Она — без проблем. Я же — с опаской цепляясь за низкие перила настилов, стараясь смотреть только перед собой. Впереди (и далеко внизу) была Нева. И летящий над ней к Ростральным колоннам Дворцовый мост. И Петропавловка, с парящим у облаков ангелом…

«Идите сюда, к Дионису», — позвала меня в какой-то момент Лебель к дощатому коробу, сколоченному на время работ на самом краю карниза.

В нем для удобства реставраторов скрывалась от непогоды фигура трехметрового сына Зевса. Вблизи выглядел он впечатляюще: настоящий атлет, красавец мужчина!

Сердце не камень, а… медь

Нынешняя, первой четверти ХХI века плановая реставрация каждой фигуры и вазы начиналась с замены у них нижней части «скелетов» и ремонта основания. Для чего их приподнимали вверх с помощью железного троса. С земли все они кажутся массивными, тяжелыми, на самом же деле весят порядка 100 кг. Высота каждой фигуры — около 3,5 м, вазы — 2,5 м. Поскольку сделаны они из спаянных между собой отдельных листов меди, то, чтобы провести реставрацию, достаточно открепить эти листы по шву.

Как выглядит новый каркас, мне показала… Афродита. У богини красоты в день моего визита «диспансеризация» была в самом разгаре. Новые элементы из стали паял на ее «скелете» пожилой рабочий.

Уже готовые каркасы специалисты обрабатывали грунтовкой с преобразователем ржавчины и только после этого наносили традиционный антикоррозийный слой свинцового сурика. Саму пайку деталей проводили с применением современной пропановой горелки.

«А как после ремонта «сшиваете» фигуры? — интересуюсь я, глядя на вспоротую спину Афродиты с торчащими из нее ярко красными стальными трубами. — Или это все так и останется, благо с набережной не видно?»

Майя Лебель кивает головой на стоящую рядом отреставрированную вазу: «Хоть один шов на ней видите? Нет? Правильно. Добиться такого эффекта позволяют новые технологии». То есть «лечение» современными методами гарантирует архитектурное здоровье фигур на крыше Зимнего дворца не менее чем на 50 лет.

…Не один месяц специалисты из отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа разрабатывали концепцию этих высотно-скульптурных работ. Они продолжались без малого десять лет, завершившись в 2013 году. Были «вылечены», укреплены, обновлены все стоящие, лежащие и полулежащие фигуры. К которым позднее добавилась еще одна — 177-я фигура — «Корона», выполненная по сохранившимся документам и возвращенная на историческое место — парадный южный фасад дворца. Ей дали номер 124 а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Растрелли.

Читайте также  Государственный музей городской скульптуры петербурга

Как признается сейчас Майя Николаевна, в те годы она заглянула каждой скульптуре в самое сердце — пусть и медное, но такое живое! Иначе разве выстояли бы они столько десятилетий под ветрами и дождями, на виду у всего Петербурга, близ летящего совсем рядом, через Неву, ангела Петропавловки — символа и хранителя Северной столицы!

Новое в блогах

Александр Гагарин

На крыше Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Фото

То место, где наверное каждый житель Питера, который любит крыши, хотел бы оказаться :)

Сразу оговорюсь, что снимал я в спешке и на высоких ISO, потому кадры несколько шумны :) Нехитрыми методами Я, tankizt и iauster прошли на здания Эрмитажа, поставив перед собой цель — пройти до здания Зимнего дворца. У нас это получилось, однако, наличие по пути кучи камер и объемников предвещало появление иного разума на крыше.

На самом здании по периметру крыши стоят статуи, все они пронумерованы и на каждой написан год, предпологаю, что установки.

Немного справки — что же такое Эрмитаж и Зимний дворец для тех, кто не знает:

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Эрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были :)

Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.

Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.

А теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

За всю историю было 5 Зимних дворцов.

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

8. Вид в сторону Исаакиевского собора

10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму

11. Панорамная камера, коих куча

А теперь к последствиям, когда я выглянул на Дворцовую площадь, увидел инопланетян в милицейской форме, которые говорили что-то в рацию и смотрели на меня, среагировали мы так, что побежали дальше по периметру Зимнего, тем самым совершив фатальную ошибку (нужно было бежать обратно, по тому пути, по которому пришли). Встретились с службой безопасности Государственного Эрмитажа, сказали нам, что наша экскурсия окончена и мы направились путешествовать по всяким 3-им батальонам Милиции и 79-ым отделениям МВД, где мы довольно весело провели время (без шуток и никакого сарказма!).

БОНУСом хочу показать небольшое видео заснятое Аустером

Гости каменные и цинковые

Завершена реставрация скульптур исторических зданий Эрмитажа. Для фасадов сделаны копии, а в открытом хранилище «Старая Деревня» установлены оригинальные фигуры важных персонажей из истории мирового искусства. Главный из них — цинковый Рубенс

Музейный архитектор № 1 XIX века баварец Лео фон Кленце, проектируя в начале 1840-х годов здание Нового Эрмитажа, не забывал о просветительстве — 28 скульптур самых великих мастеров искусств в истории человечества должны были украсить фасады «музеума». Кленце настаивал на цинке, дающем благородный серый оттенок. Василий Стасов и Николай Ефимов убеждали венценосного заказчика Николая I, что выколотная медь долговечнее, хотя и дороже.

Царя убедили, но строители к тому времени уже перебрали смету. Пришлось Давиду Йенсену, Константину Клейну и Ивану Реймерсу ваять пустотелые скульптуры из шпиатра (цинка-сырца). Небольшие фрагменты фигур спаивали, кое-где используя стяжки, и все равно масса каждой фигуры приближалась к тонне.

Читайте также  Скульптура эпохи возрождения: описание и фото

В 1929 году первым из «отцов цивилизации» пал Рафаэль Морген. Его подлатали и вернули на место. В 1950-м слетел с консоли на втором этаже Рубенс, и это было равносильно падению хрустальной вазы. Его заменили на Леонардо, стоявшего на скрытом от публики дворовом фасаде.

Когда в 1998 году выяснилось, что автор «Моны Лизы» дожил до аварийного состояния, в музее решили заменить все шпиатровые оригиналы легкими копиями из бронзового тонкостенного литья. Заодно воссоздать Рубенса и поместить 28 оригиналов в открытом хранении «Старой Деревни».

На выполнение программы потребовалось пять лет. Сложнее всего было с Рубенсом. В Мюнхене хранятся эскизы статуй, сделанные фон Кленце. Но одного нет, и это именно фламандец. Первоначально внутри скульптуры был простой каркас, чтобы создать жесткую конструкцию и прикрепить изваяние к стене. В итоге сделали фигуру из металлической сетки и на нее надели сотни цинковых деталей.

Точечная сборка Рубенса была не единственной. Похожая история произошла с 24 орлами с крыши Нового Эрмитажа. И здесь Кленце настаивал на цинке. Стасов защищал перед императором более надежную терракоту и сравнял счет. Заказ получил все тот же Давид Йенсен, русский скульптор датского происхождения. В 1840 году 25-летнего ученика Торвальд­сена пригласили оформить великокняжеский Мариинский дворец в Петербурге. Он поехал, чтобы заработать на поездку в Италию, основал обжигальню по производству терракоты (первую в России), втянулся, работал по всей империи и дожил здесь до глубокой старости.

Реставраторам пришлось основательно поработать с фигурами орлов, украшавших крышу. Керамика — материал крепкий, но не вечный. В 1914 году терракотовых птиц решили заменить чугунными, но нагрянули война и революция. К 10-летию Октября символы проклятого царского режима просто сбили. Когда же в начале XXI века специалисты Эрмитажа задумались над воссозданием орлов, то выяснилось, что, кроме известных акварелей Василия Садовникова и Луиджи Премацци да нескольких архивных фотографий, ориентироваться им не на что.

Провели тотальные архео­логические раскопки на чердаках Нового Эрмитажа. Как говорит Татьяна Праздникова, научный сотрудник Эрмитажа и куратор программы воссоздания скульптур, «чудеса изредка, но случаются». Из найденных осколков орлов удалось собрать одного целиком. С него, как с живой птицы, скульптор Владимир Тюльпанов вылепил копию, с которой отлили 24 новых терракотовых орла. Эта работа стала частью российско-голландского проекта «Новая крыша для Рембрандта», оригинальный орел слетал на гастроли в Амстердам. Одновременно с Новым Эрмитажем проходила реставрация скульптуры и на Зимнем дворце. Первоначально в 1762 году 102 изображения античных богов и героев, 74 вазы и 1 корону вырубили из камня. В 1894 году обветшавший пудостский известняк заменили медью. Через 100 лет стало очевидно, что все скульптуры требуют реставрации, которую провели в 2003–2014 годах. В ходе работ шли споры, в какой цвет покрасить скульптуры. В итоге было принято компромиссное решение — сохранить привычный светло-зеленый цвет, имитирующий патину. Только Деметру, строго смотрящую на Миллионную улицу, сделали светло-кремовой, почти белой. Этот колер придумал Бартоломео Франческо Растрелли, чтобы срифмовать скульптуры с колоннами и сделать дворец визуально стройнее.

Финалом проекта стала реставрация медновыколотной композиции (две женские фигуры, поддерживающие картуш) на крыше северного павильона Малого Эрмитажа, построенного в 1769 году. Как и на Зимнем дворце, первоначальная скульптурная пара была вырублена из пудостского известняка. Продержалась она меньше: в 1894 году женщины стали медными. Их несколько раз реставрировали в ХХ веке, но коварный петербургский конденсат лихо рвет медные «оболочки». В 2015 году дам нарядили в незаметные корсеты, пропаяли швы на верхней одежде и покрасили в цвет декора на фасаде.

Скульптура эрмитажа: фото, скульптура на крыше

Немного справки — что же такое Эрмитаж и Зимний дворец для тех, кто не знает:

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Эрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были :)

Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)


У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.

Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.

А теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

За всю историю было 5 Зимних дворцов.

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

8. Вид в сторону Исаакиевского собора

10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму

11. Панорамная камера, коих куча

БОНУСом хочу показать небольшое видео заснятое Аустером

10 самых интересных скульптур на крышах и фасадах зданий Питера

Гуляя по городу, чаще поднимайте глаза вверх. Питерские архитектурные шедевры украшены не менее восхитительными скульптурами. У каждого из экспонатов этой выставки под открытым небом своя необычная судьба

Мы представляем 10 самых ярких скульптур на крышах и фасадах питерских зданий по версии портала «ЗаграNица».

«Благочестие и Правосудие» на зданиях Сената и Синода

Во время проведения конкурса на лучшие проекты Сената и Синода России подал свои чертежи последним, после того как ему неоднократно об этом напомнили. Однако царь назвал работы архитектора лучшими из всех представленных и дал приказ брать их в работу. На крышах двух зданий, соединенных аркой, красуется скульптурная группа «Благочестие и Правосудие»: первая из статуй символизирует церковь, вторая — государство.

Фото: bujhm54.tourister.ru 2

Атланты у здания Нового Эрмитажа

Новый Эрмитаж изначально должен был «принять» на своем крыльце не мужественных атлантов, а изящных кариатид. Но позже все-таки остановились на гранитных атлантах Теребенева, которые «держат небо на каменных руках» и вдохновляют петербуржцев на творчество.

Фото: Konovaltsev N. 3

Колесница на здании Главного штаба

Тот же Росси, который был автором мудрых красавиц на здании Синода, украсил арку Главного штаба монументальной колесницей. Экипаж, который везет шестерка коней, «парит» на 36-метровой высоте под руководством богини войны Ники. Скульптура торжественно и броско напоминает о победе над Наполеоном.

Фото: rus-towns.ru

Исаакиевский собор

Исаакиевский украшают фигуры ангелов снаружи аттика, скульптурная группа «Ангелы со светильником», а также статуи евангелистов и апостолов. Балюстрада сооружения декорирована скульптурами 24 ангелов и архангелов авторства Ивана Германа. А вот фронтоны собора знамениты своими горельефами: «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» Лемера, а также «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» Витали.

Фото: dedmaxopka.livejournal.com 5

Необычные атланты на фасаде доходного дома Англареса

В доме на Саперном фасад украшают бородатые атланты в набедренных повязках. Внушительные ребята поддерживают прямоугольные эркеры здания. Атлантов окружают соседствующие кариатиды, львиные и кошачьи маски, драконьи головы и фигурки младенцев. Разрабатывал проект дома и его внешнего декора архитектор Павел Дейнека.

Фото: Доходный дом Англареса 6

Скульптуры на фасаде здания магазина купцов Елисеевых

Магазин экзотических деликатесов привлекателен не только своими товарами и внутренним интерьером, но также потрясающими наружными скульптурами, которые его украшают. Здание проекта Гавриила Барановского эффектно дополнено скульптурами Амандуса Адамсона — здесь правят «Промышленность», «Торговля», «Наука» и «Искусство» под строгим присмотром бога предпринимательства Меркурия.

Фото: pantv.livejournal.com 7

Здание Фондовой биржи, Нептун

Биржа — изюминка стрелки Васильевского острова. Нептун на ней как будто въезжает в Неву на колеснице, запряженной четверкой лошадей. По левую руку от него сама девушка, которая символизирует главную реку Петербурга, а слева — мужчина, олицетворение реки Волхов.

Фото: bujhm54.tourister.ru 8

Академия художеств, статуя Минервы

Покровительница мудрости Минерва украшала Академию художеств со времени ее основания до 1860 года. Автором деревянной богини был скульптор Иван Прокофьев. В 1885-м статую заменила гипсовая красавица авторства Александра Бока. Через 15 лет скульптуру уничтожил пожар. В 2000-м «Минерву, коронующую художества и науки» на куполе Академии наконец-то восстановили.

Фото: bujhm54.tourister.ru 9

Фасад Адмиралтейства

На фронтонах Адмиралтейства торжествует Фемида, награждающая воинов. На центральной арке нимфы авторства Щедрина несут глобусы, а над ней парят богини славы рядом с аллегорическим барельефом «Заведение флота в России». По углам величественно стоят античные герои — Александр Македонский, Ахилл, Аякс и Пирр.

Фото: citywalls.ru

Особняк П. Н. Демидова

Заводчик-миллионер Демидов захотел построить особняк на Большой Морской. Проектирующий здание архитектор Огюст Монферран соединил в работе классицизм и барокко. На первом этаже расположились прекрасные кариатиды и вазы, а на втором богини славы поддерживают герб владельца, изображенный на картуше.

Фото: bujhm54.tourister.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: