Скульптура древнего рима - фото и описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптура древнего рима — фото и описание

Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура.

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
( «Энеида» )

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.

Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)


Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами


Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон — храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк — К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р — подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания — б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик — а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м , Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров . Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон — вид внутри


Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи


Название здания говорит само за себя — «пантеон», храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи


При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри

Акведук


Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже — арки, еще ниже — зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения , памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура

Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме


До наших дней сохранилась колонна , построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Читайте также  История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Фрагмент колонны Траяна


В конце 4-го и в 5-м столетии происходит «великое переселение народов» — на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Самые знаменитые скульптуры Рима

Скульптуры Рима: самые известные произведения великих мастеров, где находятся и как посмотреть

Величайшее культурно-археологическое наследие Вечного города, сплетенное из разных исторических эпох, делает Рим уникальным. В столице Италии собрано невероятное количество произведений искусства – настоящих шедевров, известных во всем мире, за которыми стоят имена великих талантов. В данной статье мы хотим рассказать про самые знаменитые скульптуры в Риме, которые обязательно стоит увидеть.

  • Капитолийская волчица
  • Лаокоон и сыновья
  • Скульптуры Микеланджело
  • Скульптуры Бернини
  • Скульпторы Антонио Кановы

На протяжении многих веков Рим является центром мирового искусства. С древних времен в столицу Империи свозили шедевры творений человеческих рук. В эпоху Возрождения понтифики, кардиналы и представители знати строили дворцы и церкви, украшая их красивейшими фресками, картинами и скульптурами. Многие вновь возведенные здания этого периода подарили новую жизнь архитектурно-декоративным элементам античности — древние колонны, капители, мраморные фризы и скульптуры были взяты от сооружений времен Империи, реставрированы и установлены на новое место. Кроме этого эпоха Возрождения подарила Риму и бесконечное количество новых гениальных творений, среди которых работы Микеланджело, Канова, Бернини и многих других талантливых ваятелей. О самых выдающихся произведениях искусства и их создателях можно почитать на странице Искусство Рима

Капитолийская волчица

Наиболее значимой для римлян является «Капитолийская волчица», хранящаяся сегодня в Капитолийских Музеях. Согласно легенде, повествующей об основании Рима, близнецов Ромула и Рэма вскормила волчица у Капитолийского холма.

Принято считать, что бронзовая статуя была изготовлена этрусками в V веке до нашей эры. Однако современные исследователи склонны предполагать, что «Волчица» изготовлена гораздо позже – во времена средневековья, а фигуры близнецов были добавлены во второй половине XV века. Их авторство доподлинно не установлено. Вероятней всего их создал Антонио дель Поллайоло.

Лаокоон и сыновья

Знаменитая скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита. Датируемая примерно Iв. до н.э., она является мраморной римской копией, сделанной неизвестными мастерами с древнегреческого бронзового оригинала, который, к сожалению не сохранился. Одна из самых знаменитых скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана.

Статуя была обнаружена в начале XVI века на территории виноградников, располагавшихся на холме Оппио, которые принадлежали некому Феличе де Фредис. В базилике Санта Мария ин Аракоели на надгробии Феличе можно увидеть надпись, повествующую о данном факте. На раскопки были приглашены Микеланджело Буонарроти и Джулиано да Сангалло, которым предстояло оценить находку.

Случайно найденная скульптура произвела в то время сильнейший резонанс, оказав влияние на развитие искусства по всей Италии в эпоху Возрождения. Невероятная динамичность и пластичность форм античного произведения вдохновили многих мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андреа дель Сарто и др.

Скульптуры Микеланджело

Знаменитый скульптор, архитектор, художник и поэт был признан величайшим мастером еще при жизни. В Риме можно увидеть лишь несколько скульптур Микеланджело Буонарроти, так как большинство его работ находятся во Флоренции и Болонье. В Ватикане, в Соборе Святого Петра, хранится его самая знаменитая скульптура – Пьета. Микеланджело изваял шедевр, когда ему было всего 24 года. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера.

Паломничество в собор Святого Петра

Прикоснуться к главным реликвиям Ватикана и услышать историю величественного собора

от €50 за экскурсию

Собор Святого Петра и мир католической веры

Религия Древнего Рима, история Ватикана и священное значение Собора

от €100 за экскурсию

Собор Святого Петра — путешествие в Ватикан

О создании, значении и особенностях одной из самых больших христианских церквей в мире

от €91 за экскурсию

Еще одной знаменитой работой Микеланджело Буонарроти можно полюбоваться в соборе Сан Пьетро ин Винколи. Там находится монументальное надгробие папы Юлия II, создание которого растянулось на четыре десятилетия. Несмотря на то, что изначальный проект фунерального памятника так и не был реализован в полной мере, его главная фигура — скульптура Моисея, украшающая монумент, производит сильнейшее впечатление и выглядит настолько реалистично, что в полной мере передает характер и настроение библейского персонажа.

Скульптуры Лоренцо Бернини

Имя Лоренцо Бернини тесно связано с Римом – благодаря знаменитому скульптору Вечный город обрел новый облик. По его проектам возводили дворцы и церкви, обустраивали площади и фонтаны. Бернини вместе со своими учениками оформил Мост Святого Ангела, создал невероятное количество скульптур, многие из которых до сих пор украшают улицы Рима.

Чувственные мраморные фигуры, обладающие изящными мягкими формами и особой утонченностью, поражают своим виртуозным исполнением: холодный камень выглядит теплым и мягким, а персонажи скульптурных композиций — живыми.

Среди наиболее знаменитых работ Бернини, которые обязательно стоит увидеть своими глазами, первое место в нашем списке занимают «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», составляющие коллекцию галереи Боргезе. Подробнее об этих произведениях, а также о других шедеврах галереи Боргезе можно узнать в нашей статье.

В связи с лимитом допуска посетителей в Галерею Боргезе, рекомендуется заранее бронировать билеты на официальном сайте продаж.

Отдельного внимания заслуживает еще один шедевр Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони». Знаменитая скульптура, созданная в качестве фунерального памятника по просьбе кардинала Палуцци, изображает сцену религиозного экстаза Людовики Альбертони, жившей на рубеже XV и XVI веков. Скульптурная группа украшает капеллу Альтьери, находящуюся в базилике Сан Франческо а Рипа в районе Трастевере.

Другое подобное скульптурное произведение Бернини — «Экстаз Святой Терезы», хранится в базилике Санта Мария делла Виттория в капелле Корнаро. Великий мастер изваял его по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро в конце XVII века, изобразив главную фигуру – Святую Терезу, как бы погруженную в состояние духовного озарения. Рядом, на фоне сверкающих золотом солнечных лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. Сюжетом для знаменитой скульптуры послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия.

Возможно Вас заинтересует:

Паолина Боргезе скульптора Антонио Канова

Еще одним шедевром мирового значения является нежная и романтичная «Паолина Боргезе», выполненная в первом десятилетии XIX века в неоклассическом стиле известным скульптором Антонио Канова. Скульптура, изображающая Паолину Бонапарт – сестру Наполеона, была заказана по случаю ее бракосочетания с князем Камилло Боргезе.

Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Автор статьи: ©39rim.ru

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Читайте также  Скульптуры самары: фото, описание

Скульптуры Древнего Рима: полный гид

Скульптуры Древнего Рима были созданы в столь внушительном количестве, что смакуется легенда, будто бы раньше число статуй превышало число жителей. Любопытно разобраться, насколько эти разговоры близки к действительности.

  1. С древних времен известны таланты мастеров Рима в области архитектуры и инженерии. До наших дней сохранились доказательства гениальности творцов в виде монументальных сооружений, потрясающих по конструктиву вилл, домусов и прочих строений.
  2. Однако скульптуры Римской империи остались в значительно меньшей величине, чем хотелось бы всем неравнодушным к искусству.
  3. К сожалению, немалая часть бронзовых и мраморных скульптур на заре нашей эры была уничтожена по причине несогласия христианских проповедников с работами мастеров.
  4. В сражениях с варварскими племенами жители Рима не чурались сбрасывать скульптуры с огромной высоты для того, чтобы остудить атакующий порыв захватчиков.
  5. Мраморные изделия после разрушения использовались иначе. При помощи отжига в Риме превращали осколки некогда потрясающих скульптур в известняк. Последний находил применение в строительстве.
  6. Из-за кровопролитных событий на стыке цивилизаций скульптуры, составляющие важную часть культурного наследия, сохранились в достаточно небольшом количестве.
  7. Коллекция скульптур собрана благодаря стараниям кардиналов, аристократов Рима и первых лиц духовенства. Было непросто заполучить лучшие работы, которые передавались от старших членов семей к младшим.

Скульптуры Древнего Рима

Сейчас ознакомиться с лучшими образцами можно при посещении:

  • Галереи Боргезе
  • музеев Ватикана
  • Капитолия
  • Терм Диоклетиана
  • Палаццо Массимо
  • Виллы Джулия

Скульптуры Римской империи хранятся в музеях, заслуживающих отдельного разговора.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей — Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Уникальные экскурсии по Риму

С чего все начиналось

Создавая античные скульптуры, мастера брали многие решения из классической греческой школы. Так как расстояние от Вечного города до некоторых районов Греции было не столь велико, римляне регулярно привозили домой эллинистические статуи, представляющие огромную культурную ценность. После детального анализа используемой технологии и характерных особенностей творений, в Риме приступали к созданию копий.

Большая популярность эллинистического искусства и скульптур из соседнего государства в первую очередь объясняется продвижением в сторону греческих земель с захватническими целями. Опытные мастера нередко приезжали в Рим для того, чтобы украсить частные владения знати новыми работами. Постепенное культурное объединение, проявлявшееся не только в копировании техники создания скульптур, оказало огромное влияние на развитие искусства в Риме.

Скульптуры Древнего Рима также применялись в политических целях, выступая одним из инструментов для насаждения идей и принципов государственного строя народу.

Высокий статус изобразительного искусства был использован первыми лицами государства для того, чтобы воплотить в жизнь «проклятие памяти». В Риме ранее считалось нормой уничтожать упоминания в документах, скульптуры и настенные надписи, которые были посвящены тиранам или политикам, неугодным подавляющему большинству. Одним из самых ярких примеров «проклятия памяти» в Риме можно назвать действия, связанные попытками стереть из истории императора Нерона.

На что обратить внимание в музеях Ватикана

Музеи Ватикана – кладезь скульптур, которые были созданы в Древнем Риме и успешно сохранились до наших дней. Комплекс музеев основал Папа Юлий II в самом начале XVI столетия. Более двух веков спустя все желающие получили право свободно гулять по достопримечательности, рассматривая скульптуры и прочие работы, созданные в Риме.

Не забудьте заранее приобрести билеты на посещение музеев и избежать ожиданий в очередях. Сделать это можно по ссылке на официальном сайте.

На данный момент здесь есть музеи скульптуры, позволяющие во всех подробностях узнать, как развивалось искусство в Вечном городе:

  1. Пио Кристиано хранит в своих стенах скульптуры Древнего Рима, созданные в период раннего христианства.
  2. В григорианском музее находятся скульптуры, сохранившиеся в Риме со времен древней цивилизации этрусков.
  3. Музей Профано ознакомит гостей с классическими работами мастеров из Древней Греции.
  4. Кьярамонти включает в свой состав ряд галерей, представляющих примерно 1 000 скульптур и всего, что связанно с данным видом искусства: бюсты великих людей Рима, фризы и погребальные саркофаги.
  5. Музей Пио–Клементино понравится желающим узнать, как выглядели классические античные скульптуры.

Коллекция музея Пио–Клементино

  • Музей, посвященный египетской культуре, представляет собой огромное хранилище скульптур, украшений и архитектурных элементов, привезенных в Рим из Египта.
  • Скульптуры Древнего Рима на выставках в Национальном Музее города

    При посещении можно заметить внушительные коллекции работ, непосредственно связанных с развитием культурных течений в Вечном городе. В 1889-м на карте Рима появился археологический музей, однако в начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение провести реорганизацию и разместить в пределах музея несколько выставочных площадок со скульптурами древности.

    Древнеримская скульптура из Национального музея Рима

    На бюстах имеются надписи. Последний — Марк Аврелий.

    Барельеф на саркофаге.

    Венера с головой и руками, но до Милосской ей всё-таки далеко. Рядом — Геракл.

    Слева — Амур и Психея (солидная девушка).

    Стоит среди украшений морских кораблей. Не помню, что и зачем.

    Справа — юность Паниковского.

    Галл, убивший семью и кончающий самоубийством, чтобы не попасть в рабство к римлянам

    Барельеф на саркофаге. Возможно, похороненный в нем человек был кавалерийским офицером, погибшим в этом бою.

    Пан и Дафнис (слева). Сатир и нимфа (справа).

    Фрекен Бок (слева). Пьер Ришар (справа).

    Самая плохая девочка в классе — Медуза Горгонова (вариант: учительница первая моя).

    Из жизни кентавров.

    Слева что-то этрусское. Справа — похищение Европы.

    Девочка с длинными косичками.

    Русалка и просто странный мужик.

    Интересно девки пляшут.

    Дискобол и акробат.

    Девушки, не мучьте себя диетами, складки на животике должны быть!

    Геракл, Пан и баба какая-то.

    Девушка в кокошнике (слева). Купчиха в капоре (справа).

    Подходишь так на пляже: девушка, трали-вали, как вас зовут.

    . Родила царица в ночь
    Не зверушку, не ребёнчика,
    а милейшего тритончика. Римская Алёнушка с братом-козлом.

    В этом саркофаге покоился древний любитель Муз.

    Видимо, еще один кавалерист, павший в бою с варварами (германцами, судя по обнаженной груди у женщины в нижнем ряду справа).

    Будем знакомы, товарищ муж.

    Антонин Пий и Фаустина.

    Видимо, уключины с кораблей или крепление для канатов (время Нерона).

    Римская скульптура. Коллекция древнеримской скульптуры в Эрмитаже

    Скульптура Древнего Рима в первую очередь отличается разнообразием и эклектичным сочетанием. Эта форма искусства смешала идеализированное совершенство ранних классических греческих произведений с большим стремлением к реализму и впитала художественные особенности стилей Востока для создания каменных и бронзовых изображений, которые теперь по праву считаются лучшими образцами периода античности. Также римские скульпторы с помощью своих популярных копий более ранних греческих шедевров сохранили для потомков бесценные экземпляры, которые в противном случае были бы полностью потеряны для мировой культуры.

    Особенности

    Как и греческие коллеги, римляне обрабатывали камень, драгоценные металлы, стекло и терракоту, но предпочитали бронзу и мрамор. Так как металл часто использовался повторно, большая часть сохранившихся римских изваяний выполнена из мрамора.

    Любовь римлян к греческой и эллинистической скульптуре означала, что после того, как запасы оригинальных произведений были исчерпаны, мастерам приходилось делать копии, и они могли быть разного качества. Действительно, в Афинах и в самом Риме были школы, специально занимавшиеся копированием греческих оригиналов. Их возглавляли: Паситель, Аполлоний и другие известные мастера. Римские скульпторы также изготовляли и миниатюрные копии греческих оригиналов, чаще всего из бронзы.

    Читайте также  Русская скульптура 19 века

    Эволюция

    С течением времени начались поиски новых путей художественного выражения, уход от стилей этрусков и греков, и к середине I века н. э. это вылилось в стремление запечатлеть и создать для большего реализма визуальные эффекты с использованием света и тени. В период поздней античности был даже переход к импрессионизму с использованием светотени и абстрактных форм.

    Римская скульптура приобрела более монументальный характер благодаря массивным, почти что «живым» статуям императоров, богов и героев, таким как огромные бронзовые изображения Марка Аврелия на коне или еще большая статуя Константина I (сохранилась частично). Обе они в настоящее время находятся в Капитолийском музее Рима. К концу Империи появилась тенденция к изменению пропорций, особенно были увеличены головы, а фигуры чаще всего представлялись более плоскими спереди, что демонстрировало влияние восточного искусства.

    Также важно различать два по-разному ориентированных «рынка»: представители правящего класса предпочитали более классические и идеалистические изображения, в то время как второму, более провинциальному рынку «среднего класса» нравился натуралистический эмоциональный тип античной скульптуры, особенно в портретных и погребальных работах.

    Статуарная и портретная пластика

    Как и в случае с греками, римляне любили делать статуи своих богов. Когда императоры начали претендовать на божественность, им посвящались колоссальные и идеализированные изображения, часто с предметом, изображенным в поднятой руке, и занимавшими достаточно значимое место. Например, статуя Августа в Прима-Порта.

    Также изваяния использовали в декоративных целях дома или в саду, и они могли быть миниатюрными, отлитыми из металла, в том числе и серебра. Одним из типов таких статуй, которые были свойственны римлянам, были Lares Familiares (семейные духи-хранители). Обычно их изготавливали из бронзы. Они, как правило, выставлялись парами в нише дома. Это были изображения молодых людей с поднятыми руками, длинными волосами, в тунике и сандалиях.

    Тенденции и особенности

    Однако именно в специфической области портретов римская скульптура становится ведущим видом искусства, приобретая определенные отличия от других художественных традиций. Реализм, ей свойственный, вполне мог развиться из традиции хранить восковые похоронные маски умерших членов семьи, которые носили скорбящие на похоронах, в доме. Это были, как правило, довольно точные изображения, включавшие даже дефекты и не самые лестные аспекты конкретного лица. Переданные в камне, они представляют большое количество дошедших до нас портретных бюстов, которые удаляются от идеализированных изображений более раннего периода.

    Таким образом, официальные портреты правящей элиты, как правило, идеализировались. Примером этому может послужить статуя Августа, где император выглядит намного более молодым и свежим, чем он был на самом деле во время ее создания (конец I века до н. э.). Однако ко времени Клавдия в середине I века н. э. и тем более при Нероне и Флавиях официальное портретное искусство стремилось к большему реализму. В тот же период римские скульптуры женщин отличались наличием сложных причесок, и их, без сомнения, считали родоначальниками модных тенденций.

    При Адриане произошел возврат к идеализированным изображениям, таким как в классической греческой манере, однако стали использовать более естественное изображение глаз в скульптурах из мрамора.

    Реализм снова вернулся во время династии Антонинов, а с ним – изображение таких черт, как «гусиные лапки» и дряблость. Тогда же появилась тенденция к полировке мрамора на тех частях, где была кожа. После такой обработки они сильно контрастировали, например, с волосами, которые вырезались глубоко и оставались без обработки. Также в этот период появилась мода на изображение торса или его части, а не только плеч (например, бюст Коммода в образе Геркулеса, ок. 190 г. н. э.). Бюст Каракаллы (ок. 215 г. н. э.) — это еще один пример отказа от идеализма в элитной портретной римской скульптуре.

    К концу Империи искусство пластики отказывается от всех попыток реалистично передать физические признаки субъекта. Например, изображения императоров (Диоклетиана, Галерия и Константина I) едва ли имеют какие-либо отличимые физиономические особенности. Возможно, это было сделано в попытке отдалить императора от обычных смертных и приблизить его к божествам.

    Использование в архитектуре

    Изваяния на римских зданиях могли быть просто декоративным элементом или иметь политическое значение, например, на триумфальных арках. Архитектурная римская скульптура в этом случае отражала ключевые события кампании и победу императора. Примером этому является Арка Константина в Риме (ок. 315 г. н. э.), на которой также изображены побежденные и порабощенные «варвары», с целью донести послание о превосходстве Рима. Такое изображение реальных людей и конкретных исторических фигур в архитектуре резко контрастирует с греческим стилем, где великие военные победы обычно представлены в виде метафоры с использованием фигур из греческой мифологии, таких как амазонки и кентавры, как на Парфеноне.

    Погребальные традиции

    Похоронные бюсты и стелы (надгробия) — это одни из самых распространенных форм скульптурного искусства в римском мире. Они представляли собой изображения покойного его с партнером, детьми и даже рабами. Такие фигуры обычно одеты в тогу, а женщины изображались в скромной позе с рукой на подбородке.

    Со II века н. э. стало более распространенным захоронение (в отличие от более традиционной кремации), это способствовало развитию рынка саркофагов. Их высекали из камня, и на них часто изображались сцены из мифологии, выполненные в высоком рельефе со всех четырех сторон и даже на крышке. Саркофаги азиатского типа были украшены рельефами, вырезанными почти по кругу. Для проконнесского типа были характерны изображения девушек с гирляндами.

    Примеры

    Две большие рельефные панели из Арки Тита в Риме считаются первой успешной попыткой создания глубины и пространства в скульптуре. На панелях изображены сцены триумфального шествия императора в 71 году н. э. после его походов в Иудею. На одной изображен Тит на колеснице с четырьмя лошадьми, а на другой — добыча из Иерусалимского храма. Перспектива успешно достигается за счет разной высоты рельефа.

    Среди других известных римских скульптур следует назвать статую борцов, выполненную по греческому оригиналу; Спящую Ариадну (еще одну копию); мраморную статую Венеры Капитолийской; Антиноя Капитолийского; Колосса Константина.

    Конная статуя Марка Аврелия, высота которой составляет 3,52 м, представляет собой одну из самых внушительных бронзовых статуй, сохранившихся с древности. Вероятно, она была создана между 176-180 гг. н. э.

    Римская скульптура в Эрмитаже

    В музее представлена коллекция памятников искусства, датируемая I в. до н. э. – IV в. н. э. Здесь имеются скульптурные портреты, включающие изображения мужчин, женщин, детей, императоров, выдающихся государственных деятелей и частных лиц. Благодаря им можно отследить развитие скульптурного портрета Древнего Рима. К наиболее выдающимся образцам относят бронзовый бюст римлянина (I в. до н. э.), так называемую Сириянку (II в н. э.), портреты императоров Бальбина и Филиппа Аравитянина (оба III в н. э.).

    Среди изображений императоров следует отметить Августа в образе Юпитера (I в н. э.), бюст Луция Вера (II в. н. э.). Также можно обратить внимание на статую Юпитера (I в. н. э.), найденную в загородной вилле императора Домициана. Коллекцию также дополняют римские алтари, рельефы, мраморные саркофаги.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: