Скульптура древнего египта - JEKATERINBURG.RU

Скульптура древнего египта

Египетская скульптура Происхождение, характеристики, материалы и работы

Египетская скульптура Это было одно из самых выдающихся художественных выражений этой древней цивилизации. Его развитие было связано с развитием архитектуры, и оба выражения дополняли друг друга. Фактически, скульптура во многих случаях использовалась, чтобы украсить определенные здания, особенно похоронные бюро.

В погребальных сооружениях именно эта скульптура этой цивилизации действительно выделялась. В гробницах фараонов были созданы гигантские скульптуры, представляющие божества в честь павшего правителя. Архитектурный дизайн этих мест был сделан именно для размещения больших скульптур внутри.

Хотя египетская скульптура была представлена ​​не только в этих сооружениях, но и была представлена ​​в храмах и погребальных сооружениях. Египтяне также разработали другие небольшие работы высокого качества; Одной из самых важных скульптурных форм была резьба в структурах, которая создает очень своеобразный теневой эффект..

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Начало
    • 1.2 Разработка
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Скульптор
    • 2.2 Общие идеи
    • 2.3 Типы
    • 2.4 Анонимность
    • 2.5 Массивность
  • 3 Использованные материалы
    • 3.1 Другие материалы и методы
  • 4 Избранные работы
    • 4.1 Сфинкс Гизы
    • 4.2 Колоссы Мемнона
    • 4.3 Золотая маска Тутанхамона
  • 5 ссылок

источник

рано

Происхождение искусства в древнем Египте связано с развитием одного из его самых важных убеждений: баланса. Для египтян баланс был чрезвычайно важен в повседневной жизни, и гармония должна регулировать все его аспекты. Большинство его художественных выражений, включая скульптуру, служили для представления этой веры.

Хотя до основания Первой династии уже существовало несколько видов искусства с камнями, год 3150 a. С. ознаменовал появление египетского искусства как такового.

В этот период была создана Нармерская палитра, работа, которая демонстрирует резные возможности древней цивилизации и дала четкое начало искусству этого стиля..

Палитра имеет ряд резных фигурок, которые рассказывают историю, и этот стиль резьбы использовался в течение нескольких веков в древнем Египте..

Храмы и многие другие сооружения представляли этот основной скульптурный стиль, который заключался в формировании изображений, придающих камню форму, которую хотел художник..

развитие

После тысячи лет развития скульптуры как конкретного художественного выражения скульпторы древнего Египта уже включили цветок лотоса, растения папируса и некоторые символы, представляющие их скульптуры. К этому времени (2600 г. до н.э.) большие скульптуры были включены в искусство Египта.

черты

Скульптор

Скульпторы в Египте имели ряд характеристик, которые отличали их от остальных художников. В частности, скульпторы этой цивилизации считали себя ремесленниками.

Скульпторы были очень дисциплинированными людьми, у которых была особая способность ценить и создавать эстетически правильные произведения..

Созданные ими произведения считаются одним из важнейших художественных выражений не только древнего Египта, но и древней эпохи человечества в целом..

Общие идеи

По своей природе скульптура древнего Египта была погребальной. Наиболее распространенные работы можно найти в могилах этой цивилизации, так как именно для этих структур были разработаны статуи. Также было принято создавать статуи и скульптуры для храмов, для религиозного характера египетского искусства.

Скульптуры были разработаны с двумя основными целями. В случае, если скульптура была создана для человека, а не для божества, скульптура обычно служила для человека, чтобы выполнить обет, сделанный в жизни. С другой стороны, если скульптура создавалась для изображения божества, она обычно служила ритуальной цели..

Во многих случаях скульптуры были также сделаны в честь какого-то короля или монарха. Тем не менее, египетское скульптурное искусство не могло представлять собой какого-либо человека (обычно это было божество). Единственным исключением из этого было объяснить, используя иероглифы, человека, изображенного на статуе..

Некоторые египетские художники также представляли предметы быта в своих работах, такие как мебель, изделия из металла и ювелирные изделия. Также было распространено представлять «священные» природные создания, такие как лист лотоса.

тип

Что касается великих скульптур (которые были самыми популярными в этом искусстве), то в истории было создано два основных типа: мужские фигуры с левой ногой, более продвинутой, чем правая, и мужские фигуры, сидящие на троне.

Во время Второй династии Египта, сидячие скульптуры были впервые созданы, чтобы представлять царя. Это также показало «реальный» характер этих работ и, хотя вначале они были не так велики, как позже, они служили той же цели.

С другой стороны, стоящие фигуры развивались еще до заседаний; Первая династия увидела рождение этого вида искусства. Однако, когда он был создан, он использовался только в резьбе по дереву, а не в камне, как это было сделано в золотую эпоху египетской скульптуры..

анонимность

Одной из наиболее важных характеристик этих работ является то, что художники никогда не ставят свое имя в своих скульптурах; то есть не было правильно «подписывать их», как это было принято в древности. Вот почему трудно точно знать, какими были самые выдающиеся египетские художники древнего периода.

Единственное, что можно знать об авторстве этих работ, — это качество ремесленника. Однако имя никому не известно, а только мастерство того, кто создал конкретную работу.

цельность

У египетской скульптуры был большой размер. На самом деле, наиболее известные скульптурные изображения, о которых можно упомянуть, — это сфинксы и знаменитые колоссы Мемнона..

Огромный размер этих скульптур был признаком того значения, которое они имели в искусстве этой цивилизации. Эти большие работы представляли только очень важные божества или фигуры.

Используемые материалы

Материалы, используемые в египетском искусстве, как правило, относительно легко находились в непосредственной близости от реки Нил, в частности, для деревянных работ использовалась акация или платан. Эти деревья дали скульптору необходимый материал для создания работ (таких как саркофаги) и украшения статуй деревом..

Другим материалом, широко используемым при создании скульптур в Египте, был известняк. На берегах реки были большие залежи известняка, а также большое количество песчаника. Высокое содержание этих материалов сделало их фаворитами египетских скульпторов для создания скульптур и зданий..

Великие египетские скульптуры (особенно массивные, такие как сфинксы) были созданы с использованием песчаника. Небольшие скульптуры были созданы с использованием различных материалов, среди которых выделяются окрашенная древесина и сам известняк.

Хотя известняк, дерево и песчаник были наиболее используемыми материалами для создания скульптурных работ в Египте, другие материалы также использовались для создания других видов работ..

Другие материалы и техника

Некоторые небольшие скульптуры были созданы из меди и бронзы. Для придания формы этим частям использовалась глиняная форма, в которую заливались горячие металлы. Таким образом, после отверждения скульптура была готова к украшению.

Также было обычным делить конструкции для создания рельефных скульптур. Во многих случаях здания были покрыты штукатуркой.

Гипс было намного легче вырезать, чем камень, что значительно упростило работу скульпторов. Тем не менее, эта техника не позволяла искусству длиться до тех пор, пока камень.

Избранные работы

Сфинкс Гизы

Великий Сфинкс Гизы — гигантская скульптура из известняка. Эта скульптура представляет короля Хафра и является одним из самых известных сооружений во всем древнем Египте. Он имеет высоту 20 метров и длину 73, что делает его одной из самых больших скульптур в мире.

Колоссы Мемнона

Эти колоссальные статуи изображали древнеегипетского фараона Аменхотепа III. Обе статуи были частью моргального комплекса фараона.

Этот комплекс в какой-то момент истории был точно позади обеих статуй. Несколько природных явлений, таких как землетрясения, повредили комплекс до его исчезновения.

Во время его строительства комплекс Аменхотепа III был самым большим из построенных в Египте, и скульптуры были внушительными по стандартам времени.

Тутанхамон Золотая маска

Эта маска является одним из самых выдающихся скульптурных произведений древнего Египта, особенно благодаря большому количеству технических элементов, необходимых для ее создания. Тутанхамонский фараон Тутанхамон покрыл мумифицированное лицо, которое должно защищать его от любого зла, которое его мучает.

Маска с большой точностью представляет черты фараона, которые заставляют его «душу распознавать свое тело и тем самым обеспечивать его воскресение»..

Он был создан из нескольких слоев золота, которые были объединены теплом и вбиты друг в друга. Он был украшен обсидианом и кварцем; брови были созданы с помощью лазурита.

Зачем египтяне поднимали древние храмы на высоту 20-этажного небоскрёба и как они это сделали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как Асуанская плотина едва не погубила древние Храмы Абу-Симбела

Асуанская плотина, которую СССР возвёл в Египте, решила многие проблемы страны фараонов. По советскому проекту ширина плотины составляла 980 метров у основания и 40 метров на вершине, а высота 3600 метров. Главной задачей плотины было поднять уровень воды в искусственном резервуаре на 63 метра, в результате чего должно было образоваться огромное озеро, которое сегодня носит название озеро Насера.

Кроме египетских земель плотина затопляла также и 160 км территории Судана. К тому же новое озеро отличалось от предыдущего тем, что не пересыхало даже самым жарким детом. Но тут возникла проблема с древними памятникамию. Их нужно было каким-то образом спасать. Или они оказались бы под толщей воды навсегда.

Читайте также  Скульптура древней греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Речь о храмовом комплексе Абу-Симбел, построенном за 20 лет в XIII в. до н.э., который считается одним из величайших древних храмов, уцелевших до наших дней. Есть большой храм, построенный в честь Рамзеза, и Малый – возведённый в честь его жены царицы Нефертари.

Весной 1959 года египетское правительство обратилось с просьбой в ЮНЕСКО об оказании стране научной, технической и финансовой помощи. Гендиректор этой организации в свою очередь обратился с призывом к различным организациям и фондам, правительствам и всем людям доброй воли. Его обращение заканчивалось такими словами: «Для многих ученых первая фраза, которую они переводят с древнего языка: «Египет – дар Нила». Так пускай же люди всего мира объединятся, чтобы Нил, который стал источником энергии и плодородия, не похоронил в своих водах сокровища, которые мы получили от давно ушедших поколений». С этого воззвания и началась Международная компания по спасению памятников Нубии, которая длилась 20 лет, и триумфально закончилась в марте 1980 года.

Чем готов был поделиться Египет с иностранцами

В скором времени после того, как воззвание было обнародовано, в феврале 1960 года Сарват Окаша, министр культуры Египта, создал консультативный совет. Вошёл в него и советский представитель – Борис Пиотровский, в то время заведующий Ленинградским отделением Института археологии АН СССР.

Правительством Египта был предпринят ряд мер для привлечения музеев, университетов и исследовательских институтов к весьма затратным исследованиям в далёкой Нубии. Египтяне объявили, что организации, которые будут активно участвовать в компании, смогут получить в дар от правительства Египта один из храмов в Таффе, Дабоде, Эллиссии или Дерре.

Окаша назвал эти храмы «новыми чрезвычайными послами». Кроме этого зарубежные археологические экспедиции получали право на вывоз для экспонирования и хранения в своих национальных музеях 50% артефактов, найденных в Нубии, кроме уникальных.

На период проведения спасательных работ Служба древностей Египта останавливала любые археологические экспедиции в любых районах, кроме Нубии. Главным проектом всей спасательной кампании стал перенос скальных монументальных храмов рядом с Абу-Симбелом на границе с Суданом. Эти храмы были построены в период правления фараона XIX династии Рамзера II в честь победы над хеттами в сражении при Кадеше. И посвятил фараон эти храмы своей жене – царице Нефертари.

Как предлагали спасть храмы: дамба, купола с лифтами и другие проекты

Различными иностранными компаниями было предложено множество интересных решений. В частности, американцы предлагали соорудить понтоны из бетона под храмами и ждать, когда вода поднимет древние архитектурные сооружения. Поляки предложили оставить древние храмы на месте, а над ними возвести гигантские копола из бетона. Внутри куполов по проекту предполагались лифты, на которых будут перемещаться туристы, желающие осмотреть памятники.

Благодаря настойчивости группы египтологов-экспертов ЮНЕСКО, среди которых самую активную позицию заняли Кристиана Дерош-Ноблькур, Серджио Донадони, Абд аль-Муним Абу-Бакр, было выдвинуто одно из главных требований к проектам по спасению храмов Абу-Симбела — сохранение памятников в их изначальной географической, архитектурной и культурной среде. Благодаря этому из конкурса исключили проекты, предполагавшие перенесение храмов в другое место.

На суд экспертной комиссии, в которую входили представили Египта, США, СССР, Швейцарии и ФРГ и заседание которой состоялось в Каире в начале 1961 года представили 2 проекта.

Первый французский – инженеров Андре Куан и Жан Белье, которые предлагали окружить храмы дамбой. Но возникала проблема: в случае возведения такой дамбы она скрыла бы фасады храмов от солнечных лучей, а это нарушило бы систему освещения, которая была задумала древнеегипетскими архитекторами. Кроме этого, французский проект требовал постоянной откачки воды, которая бы просачивалась внутрь дамбы. А это также предполагало немалые расходы – примерно 300-400 тыс. долларов за год.

Второй проект представили итальянцы. Они предлагали выпилить оба храма из скалы, поместить каждый в железобетонный «ящик» и поднять на 62 м над уровнем вод Нила на гидравлических подъёмниках. Это позволяло воспроизвести первоначальную панораму годы, и к тому же межну Нилом и храмами сохранилась бы прежняя перспектива, но уже на более высоком месте.

Египетское правительство одобрило именно итальянский проект, но возникла проблема – стоимость этого мероприятия оценили в 80 млн долларов, что сделало его воплощение в жизнь невозможным.

Как пилили древние храмы

Вот тогда-то Египет и предложил альтернативный вариант – распилить древние храмы на части, поднять на 62 метра и собрать на той же горе. Стоимость проекта снизилась до 32 млн долларов. И весной 1963 года Египет сделал официальное заявление, что открывает проект по спасению храмов в Абу-Симбеле.

Уже осенью 1963 года коллектив инженеров, гидрологов и археологов начал выполнение плана ЮНЕСКО. Предстояло разбить оба храма на блоки определённого размера – малый храм на 235 блоков, а большой на 807. Блоки нужно было пронумеровать, переместить и опять соединить, встроив с подготовленный специальным образом фасад в скале.

Особое внимание специалисты уделили точному воссозданию угла солнечного освещения. Ведь по задумке древних строителей лучи 2 раза в год – 22 февраля (день восхождения Рамзеса II на трон) и 22 октября (день его рождения) – первые солнечные лучи на восходе проходили через специально вырезанный узкий проём и освещали лицо и еще двух статуй внутри Большого храма. И задумку древних удалось сохранить.

Сложно даже представить, как велись работы в пустыне в условиях невыносимой жары. Но в сентябре 1968 года проект был завершён и вошёл в историю, как величайшее достижение инженерии и археологии.

В продолжение египетской темы рассказ о том, почему древние летописцы скрывали имя Царя Скорпиона и другие тайны одного из первых фараонов Египта.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Скульптура Древнего Египта

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Одним из таких богов является Анубис.

Существует множество различных статуй с его изображением. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса — греческий Кинополь, в переводе означает «город собаки». Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты — «Хентиаменти», то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» и «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис — бог умерших и оживающей природы — главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

  • — стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, как, например, статуя Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона — поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
  • — сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя — для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Читайте также  Ледяные скульптуры: фото, про фестивали

Для всех скульптур характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, одежды — белого, волосы — черного цвета. Основной характер торжественная монументальность и спокойствие.

В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Фигуры обычно раскрашивались. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур — характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.

Усилилась резкая властность, напряженность черт лиц правителей. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта.

Портретная голова Сенусерта III

Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной голове Аменемхета III (19 в. до н.э., Каир, Музей)

Египтяне применяют новые приемы — контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Яркая черта этих памятников — огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Появляются портреты. Например Эхнатон — узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять — перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Скульптурный портрет Нефертити

Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена еще юной. Чуть улыбаются губы, лицо полно задумчивой мечтательности — это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики» пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился — одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко — так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров.

Скульптура древнего Египта

  1. Египетский стиль скульптуры с 3100 года до н. э.
  2. Погребальная скульптура древнего Египта 3-е — 2-е тысячелетия до н. э.
  3. Сфинкс — около 2500 года до нашей эры
  4. Эхнатон и Нефертити около 1340 года до н. э.
  5. Скульптура древнего Египта Абу-Симбел ок. 1250 г. до н. э.

Египетский стиль скульптуры с 3100 года до н. э.

Первой цивилизацией, установившей узнаваемый художественный стиль, является Египет. Скульптура древнего Египта и ее черты следуют странной, но удивительно последовательной традиции, согласно которой ступни, ноги и голова каждой человеческой фигуры показаны в профиль, а туловище, плечи, руки и глаза изображены как бы спереди.

Таким образом, надо признать, художник способен подойти к каждой отдельной черте с самого легкого ракурса. Это удобная условность, и она используется как в живописи, так и в скульптуре с низким рельефом. Часто их совмещают, причем краску наносят на, слегка вылепленные фигуры.

Египетский стиль в полной мере можно увидеть в одной из самых ранних сохранившихся скульптур — рельефе на сланцевой плите, который фараон Нармер заказал примерно в 3100 году до нашей эры, чтобы отпраздновать победу.

Фараон держит своего поверженного врага за волосы и угрожает ударить его. Меньшая фигура слева несет королевские сандалии. Она меньше не потому, что находится дальше, а потому, что он ниже по рангу. Египетская перспектива по существу иерархична.

Погребальная скульптура древнего Египта 3-е — 2-е тысячелетия до н. э.

Спустя некоторое время после 3000 года до нашей эры в Египте вошло в обычай помещать в гробницы сидячие статуи царственных особ и выдающихся чиновников. Принц Рахотеп и его жена Нофрет похоронены примерно в 2500 году до нашей эры. Царевич занимал высокий правительственный пост, и Нофрет, по-видимому, любимица фараона, также занимала официальную должность во дворце.

Их нарисованные изображения и сверкающие глаза из кварца настолько реалистичны, что люди, которые, в конце концов, раскопали их в 1871 году — как сообщается, бежали в ужасе.

Более скромные фигуры также помещаются в египетских царских гробницах, чтобы обеспечить знакомые услуги в следующем мире. Они часто имеют поразительно жизнеподобное качество. Женщины опускаются на колени, чтобы перемолоть зерно для королевского хлеба. Среди слуг мужского пола писец является постоянной фигурой.

Эти писцы дают увлекательное представление о духовных методах того времени. Короткая юбка писца, сидящего со скрещенными ногами, туго натянута между бедер. На эту поверхность он кладет свой папирус, держа свернутую часть свитка в левой руке. Его правая рука со стилусом между большим и указательным пальцами готова записать следующую инструкцию.

Читайте также  Скульптура древнего рима - фото и описание

Сфинкс — около 2500 года до нашей эры

Самая колоссальная скульптура древнего мира — египетский Сфинкс. Огромный лев с человеческим лицом вырезан в центре известняковой каменоломни, после того как тонны камня, которые когда-то окружали его, были вырублены и использованы, чтобы сформировать самую большую из трех соседних пирамид, пирамиду фараона Хуфу.

Сфинкс охраняет пирамиды в Гизе. Считается, что его лицо имеет черты Хафра, сына Хуфу, чья собственная пирамида лишь немного скромнее, чем пирамида его отца.

Эхнатон и Нефертити около 1340 года до н. э.

Скульптуры, найденные в доме Тутмоса, придворного мастера в Телль-эль-Амарне, показывают уровень реализма, достигнутого в Египте 14 века до н. э. Вдохновленный наставлением фараона Эхнатона, в том, что художник должен стремиться к правдивости.

Наиболее известны различные головы жены Эхнатона, Нефертити. Одна из них (ныне в Берлине) стала, пожалуй, самой известной из древнеегипетских скульптур.

Наши знания о египетской скульптуре и декоративном искусстве значительно расширились благодаря счастливой случайности. Примерно в 1324 году до нашей эры умирает молодой фараон. Его правление, длившееся около девяти лет, было незначительным. Главным событием при его правлении стало обращение вспять религиозных реформ Эхнатона, его предшественника. Так что его имя было бы мало кому известно, если бы не одна необычная деталь. Его погребальная камера почти полностью ускользает от внимания грабителей могил.

В результате сейчас, более 3000 лет спустя, он является самым известным из фараонов. Гробница, когда ее, наконец открыли, оказалась удивительной сокровищницей египетских артефактов. Молодой человек, захороненный в ней — это Тутанхамон (см. гробницу Тутанхамона).

Самым запоминающимся предметом в гробнице Тутанхамона является позолоченный трон с его явно интимной сценой, царица Тутанхамона, Анхесенамон, нежно поглаживает его плечо.

Но в эту сокровищницу также входят массивные золотые головы царя, инкрустированные драгоценными камнями. Его фигуры в полный рост в различных обличьях, драматические животные, детализированные алебастровые лодки и впечатляющие рельефы на позолоченном алтаре, а также бесчисленные другие предметы, которые демонстрируют как художественность, так и техническое мастерство египетской скульптуры.

Скульптура древнего Египта Абу-Симбел ок. 1250 г. до н. э.

Когда фараон Рамзес II решает воздвигнуть себе великий памятник у первого порога Нила (как бы для господства над побежденной южной провинцией Куш). Он задумывает самое раннее и, вероятно, самое впечатляющее из всех высеченных в скале святилищ, украшенных скульптурами.

В Абу-Симбеле над Нилом возвышается пологая скала из песчаника. Перед скульпторами и рабочими Рамсеса ставится задача прорубить поверхность скалы — обнажить первые четыре колоссальные сидячие статуи самого фараона (каждая высотой около 20 метров), а затем, по мере того как они будут прорубаться дальше, — плоский фасад, на фоне которого видны эти великие скульптуры древнего Египта.

С внушительным фасадом храма, достигнутым таким образом, следующая стадия еще более примечательна. В центре фасада на уровне земли вырезана высокая прямоугольная полость. По мере продолжения раскопок это пространство оказывается массивным дверным проемом во внутреннюю камеру (однако имитация перемычки двери не достигает даже колен четырех сидящих статуй).

Когда работа, наконец, закончена, три соединенные камеры устремлены вглубь за эту дверь — вместе простираясь на 56 метров в склон холма. Коридор через первый большой зал образован четырьмя парами колонн, оставленных на месте, чтобы поддерживать скалу наверху. Каждая колонна высотой 9 метров вырезана в виде стоящего изображения Рамзеса в нубийском одеянии.

Стены за колоннами покрыты резьбой и расписаны сценами триумфа Рамзеса. Он представлен в нескольких военных кампаниях, с особым акцентом на его доблестное поведение в своей колеснице в битве при Кадеше. Он и его сыновья приносят в жертву Амон-Ра пленных нубийцев, хеттов и сирийцев.

Вторая комната ведет в третье, внутреннее святилище, где Рамсес восседает как Бог рядом с Амон-Ра. В два дня года, 22 февраля и 22 октября, лучи восходящего солнца проникают в самую заднюю часть храма, чтобы упасть на эти две центральные фигуры.

В 1960-х годах этому необычному храму угрожает строительство Египтом Асуанской плотины. Воды Нила, поднимающиеся за плотиной, полностью затопят эффектную часть саморекламы Рамзеса.

Ситуацию спасает крупная международная акция, организованная ЮНЕСКО. Храм высекается из скалы и разрезается на куски, чтобы быть вновь собранным на склоне холма выше предполагаемого уровня воды.

Египетская скульптура: история, характеристика 4 155 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

История египетской скульптурыи характеристики статуй, рельефов Древнего Египта. ГЛАВНЫЙ А-Я ИНДЕКС

Затонувшая рельефная скульптурабога-крокодила Собека (около 100 г. до н.э.), Созданная для храма Ком Омбо.

ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫДля обзора форм доисторического искусства, включая живопись, скульптуру идекоративное искусство, см.: Древнее искусство.

Содержание Предмет • Скульптурные материалы и инструменты • Египетские статуи и статуэтки • Художественные условности • Египетская рельефная скульптура • История и развитие египетской скульптуры • Египетская королевская скульптура • Сохранившиеся образцы египетской скульптуры • Еще статьи о скульптуре

Осирис, Исида и Гор (874-850 гг. До н.э.) Декоративные украшения из золота, лазурита и стекла.

ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО: ХРОНОЛОГИЯ Скульптура, живопись и архитектураДревнего Египта традиционноделятся на эти бурные эпохи.ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Королевство1 и 2 – й династии2920-2650 до н.э.OLD царства Египта3-11 династии2650-1986 до н.э.Поднебесной ЕГИПТА11-семнадцатой династии1986-1539 до н.э.NEW ЦАРСТВО ЕГИПТА18-двадцать четвёртой династии1539-715 до н.э.КОНЦЕ КОРОЛЕВСТВО ЕГИПТА25-31 династии712-332 до н.э.заключительного периодаПтолемеев Era (323-30 до н.э.) Период римского владычества (30 г. до н.э. – 395 н.э.)

ИСКУССТВО ИСЛАМАДля краткого обзора влиянияи истории мусульманского искусства на Египетсм.: Исламское искусство.

ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРАСписок 100 лучших трехмерных художников (500 г. до н.э. – сейчас) см. В разделе «Величайшие скульпторы».

САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ 3-D ИСКУССТВОВ МИРЕ Список шедевровизвестных скульпторов см.:Величайшие скульптуры всех времен.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕСписок важных дат вэволюции скульптуры / трехмерных работ, включая движения, школыи известных художников, см. В:История искусства (Обзор движений) Хронология доисторического искусства (до 500 г. до н.э.) История искусства Хронология.

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВАОпределения, значения иобъяснения различных искусствсм. В разделе «Типы искусства».

Тема сообщения Древнеегипетская скульптура была тесно связана с египетской архитектурой и в основном касалась храма и погребальной гробницы. Храм был построен так, как если бы он был гробницей или вечным местом упокоения божества, статуя которого была спрятана в последовательности закрытых залов и открывалась для обозрения лишь на короткое время, когда солнце, луна или определенная звезда достигли точки на горизонт, с которого их лучи светили прямо на сокровенное святилище. С этими божественными статуями обращались как с оракулами, и они редко были внушительными размерами. Скульпторы также использовались для настенных рельефов, капителей колонн, колоссальных фигур, охраняющих пилоны, и для длинных аллей сфинксов. Фрески на стенах храма обычно изображают благочестие фараонов, а также их иностранные завоевания.

Египетские гробницы требовали самого широкого использования скульптуры. В этих сводах помещались портретные статуи умершего короля или королевы. Кроме того, этот вид доисторической скульптуры включали статуи государственных чиновников и писцов, а также группы, изображающие мужчину и его жену. Стены более ранних египетских гробниц напоминают, по сути, иллюстрированную книгу о нравах и обычаях населения. Иллюстративные сцены показывают такие занятия, как охота, рыбалка и сельское хозяйство; художественные и коммерческие занятия, такие как изготовление статуй, стекла, металлических изделий или строительство пирамид; женщины, выполняющие домашние дела или оплакивающие мертвых; мальчики занимаются спортом. Такие барельефы показывают уверенную веру в будущее как некое безмятежное продолжение настоящей жизни. В более поздние периоды египетского искусства начиная с гробниц Новой Империи, боги более заметно проявляются в сценах суда; что указывает на меньшую уверенность в счастье будущего состояния.

Для получения дополнительной информации о строительстве гробниц и других архитектурных решениях в Древнем Египте см.: Ранняя египетская архитектура (большие пирамидальные гробницы); Египетская архитектура Среднего царства (маленькие пирамиды); Египетская архитектура Нового царства (храмы); Поздняя египетская архитектура (множество построек).

Помимо изображения богов египетской цивилизации , скульпторы также изображали второстепенные предметы домашнего и повседневного обихода; включая домашнюю мебель с роскошными диванами, столами и сундуками, а также все виды изделий из металла и украшений. Такие предметы, как туалетные ящики, зеркала и ложки, изображались формами, заимствованными из цветочного, животного или человеческого мира. Священные растения, в частности лотос, были натуралистической основой для большого и разнообразного класса форм, которые впоследствии повлияли на декоративное искусство всего древнего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: