Скульптура архаики: коры и куросы, описание - JEKATERINBURG.RU

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Реферат: Скульптура Греции в эпоху архаики

ГОУ ВПО Кемеровский Государственный Университет

Тема: «Скульптура Грециив эпоху архаики»

греческий скульптура монументальный архитектура

В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурное развитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, растут города. Именно в этот момент возникают основы для дальнейшего развития искусства, которым впоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д.

Первые памятники скульптуры в Греции начали появляться примерно в 7 в. до н.э. Родиной монументальной скульптуры является Крит. На нём были найдены каменные статуи, изображающие юношей-атлетов и воинов, которые датируются началом 7 в. до н.э. Критская школа скульптуры заложила важнейшие её стандарты, такие как: простой и ясный контур скульптуры, скупые обобщенные формы, в строгая уравновешенность всех частей скульптуры, фронтальности композиционного построения. На Крите закладывается идеальный тип женской статуи – кора (греч. – «девушка») и мужской статуи – курос (греч. – «юноша»).

Кора – статуя молодой женщины, стоящей в скованной позе. Она ваялась в человеческий рост, или чуть меньше его. На спокойном безмятежном лице скульптор изображал так называемую «архаическую улыбку», возможно для того, чтобы показать, что его скульптура – живая. Одеты коры в задрапированный складками хитон, помогавший скрывать некоторую асимметрию скульптур (в аттической школе большинство статуй были одеты в пеплос). Вообще, следует отметить, что, в отличии от куросов, коры никогда не ваялись обнаженными. Коры создавались с двумя целями: во-первых, они посвящались богам. В этом случае кора держала какой-нибудь предмет, связанный с «занятием» бога, которому она была посвящена и на её основании вырезалось посвящение богу, имена скульптора и человека, оплатившего выделку статуи (патрона). Во-вторых, коры устанавливались на кладбища, чтобы отмечать могилы знатных граждан. В этом случае, коре придавалось определенное сходство с усопшей.

Курос – статуя молодого юноши – атлета. Ваялись во фронтальной позе, с выдвинутой вперед левой ногой (этот мотив греки позаимствовали из египетской культуры, где таким образом изображали фараонов), с широкой грудью, мощными руками и мускулистым телом. Создавались в основном, обнаженными, с безмятежным выражением лица и архаической улыбкой. Иногда создавались в парной форме. Куросы были призваны олицетворять мужскую силу воинов. Создавались с целью либо выделить могилы знатных граждан на кладбищах, либо служили залогом для клятв, которые греки давали богам. В таком случае курос устанавливался в храме и на нём делалась дарственная надпись. Первоначально выполнялись из известняка, затем, в связи с хрупкостью, куросы ваялись из мрамора.

Развитие греческой скульптуры в дальнейшем связано со спартанской и аргосской школы, которые вместе составляли дорийскую школу. Спартанская школа в основном тяготела к рельефу и мало интересовалась монументальной архитектурой. Одна из основных проблем, интересовавших скульпторов школы – проблема быстрого движения, т.е. изваянная статуя должна была как бы бежать. Поэтому на статуях этой школы можно увидеть малодетализированные, немного смазанные черты лица, которые вынесены на передний план лица.

Скульптуры аргосской школы изображают, в основном, куросов. В отличие от спартанской школы, аргосская тяготела к спокоствию и большинство скульптур стоят в спокойных позах. Отличительная особенность статуй – полная независимость от окружающего мира, ваялись только статуи, ничего не державшие в руках и ни на что не опиравшиеся. Так же, важной особенностью является идеал аргосской школы: кубический череп с низким лбом, мускулистое, коренастое тело.

Сикионская школа скульптуры очень отличается от аргосской. Статуи имеют очень жестко прорисованные черты лица. Тела статуй угловаты и находятся в напряжении, их формы округлы. Идеалом человеческой фигуры является высокое тело с узкими бедрами. Необходимо отметить, что большинство статуй этой школы изваяны в одежде и обуви (башмаки с изогнутыми концами), обнажённые статуи практически не встречаются. В сикионской школе, помимо ваяния из камня также существовала отливка статуй из бронзы в которой она весьма преуспела.

Во второй половине 6 в. до н.э. в греческой скульптуре появляется новая школа, синтезировавшая все достижения скульптуры той эпохи – аттическая школа, которая со временем становится самой большой и известной в Греции. Однако, ещё до её возникновения существовали произведения, которые уже можно отнести к этой школе. Скульптуры этой школы выполнены в величавой позе и преисполнены спокойной мощи. Пропорции тел – удлиненные, с узкими бедрами и широкими плечами. Лица изваяны очень старательно, тщательно прорисованы все черты. Мужские статуи смотрят прямо перед собой, а женские – чуть вниз.

Рассматривая достижения греческой скульптуры в период архаики нужно отметить, во-первых, создание основных типов монументальной архитектуры – куросов и кор. Во-вторых, слово «скульптура» перестало быть синонимом выражения «каменная статуя», статуи начали отливаться из бронзы. В-третьих, греческая скульптура этой эпохи очень надолго стала эталоном, создав твердую основу для дальнейшего развития скульптуры, как в Греции, так и в других государствах.

Список использованной литературы

1. Виппер, Б.Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. – М., 1972

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – Вып. 1. – М. 1968.

3. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий – М., 1990.

Куросы, коры

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м) обнажённые атлеты получили название «архаических Аполлонов», так как воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их торжественные позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулак ладонями, вытянуты вдоль тела, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластинки, но всё же в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.

Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утончённости. Их позы так же однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И ещё одна характерная для всех кор деталь: загадочная улыбка.

Греческая скульптура представлена именами таких ваятелей, как Поликлет, Мирон и Скопас, Пракситель, Лисипп и Леохар. Они создали произведения, служившие примером для подражания скульпторам последующих времён.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор».

Читайте также  Скульптура 20 века: поиски и находки

Перед нами греческий образец совершенного человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный ангел держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружен в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось предать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое (с копьём в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые результаты его математических вычислений, которые будут использованы художниками будущих поколений. Голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6. Свои мысли и расчёты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокоен и сдержан. Создаётся впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным и непревзойдённым памятником искусства.

Статую лучше всего рассматривать спереди. Здесь движение предельно сконцентрировано во всех его составляющих. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом. О своеобразии этой скульптуры так сказал один из римских ораторов:

«Где ещё можно найти такое же искажённое и сложное движение, как у Дискобола? А между тем, если бы кто-нибудь стал упрекать произведение Мирона за отклонение от правильной нормы, разве не извратил бы он этим самым искусство, в котором ценно именно новое и трудное изображение!»

Статуя Коры.

Афины, Новый музей Акрополя.

Как пра­ви­ло, Коры про­тя­ги­ва­ют под­но­ше­ние богине — плод гра­на­та, венок или пти­цу, дру­гой рукой они дер­жат край одеж­ды. Девуш­ки оде­ты в ионий­ские хито­ны, тон­кая ткань кото­рых сле­ду­ет изги­бам жен­ско­го тела. Ста­туя Коры, пред­став­лен­ная на выстав­ке, отли­ча­ет­ся осо­бен­ной мане­рой в изо­бра­же­нии одеж­ды: в верх­ней части ионий­ский хитон подо­бран поя­сом, обра­зуя напуск на талии, широ­кий бор­дюр спус­ка­ет­ся вдоль линии ног. Голо­ву Коры укра­ша­ет диа­де­ма, на кото­рой сох­ра­ни­лись изо­бра­же­ния цвет­ков лото­са и розет­ки, на моч­ках ушей изо­бра­же­ны сереж­ки, на руке — брас­лет. Хитон пок­ры­ва­ют изо­бра­же­ние малень­ких звезд, крас­ный меандр укра­ша­ет бор­дюр, следы рас­крас­ки сох­ра­ни­лись на лице и воло­сах. Мин­дале­вид­ные узкие гла­за юной Коры излу­ча­ют радость, губы изо­гну­ты в «арха­и­че­ской улыб­ке». Это выра­же­ние лица, харак­тер­ное для скульп­ту­ры арха­и­че­ско­го пери­о­да, при­ня­то свя­зы­вать с вопло­ще­ни­ем бла­го­дар­но­сти богине.

Ста­туя была испол­не­на атти­че­ским скуль­п­то­ром в 520— 510 гг. до н. э., в послед­нюю дека­ду прав­ле­ния тира­на Писи­стра­та; она при­над­ле­жит к чис­лу четыр­на­дца­ти зна­ме­ни­тых кор, спря­тан­ных гре­ка­ми на севе­ро-запад­ном склоне Акро­по­ля и обна­ру­жен­ных в ходе рас­ко­пок в 1885— 1886 годах. Это, без­услов­но, одна из самых при­вле­ка­тель­ных скульп­тур сре­ди всех Акро­поль­ских кор. Ее созда­тель откры­то вос­хи­ща­ет­ся кра­сотой жен­ско­го тела и лица; у Коры округ­лые бед­ра, узкие и пока­тые пле­чи, утон­чен­ная фигу­ра. Хотя высота скульп­ту­ры мень­ше чело­ве­че­ско­го роста — 114 см, за счет про­пор­ций и выпук­лой моде­ли­ров­ки тела у зри­те­ля воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние под­черк­ну­той жен­ст­вен­но­сти фигу­ры. Голо­ва и взгляд немно­го скло­ня­ют­ся вниз — по-види­мо­му, ста­туя сто­я­ла на высо­ком поста­мен­те; такой же наклон голо­вы мож­но увидеть у дру­гих акро­поль­ских кор. Радост­но-изум­лен­ное и немно­го сму­щен­ное выра­же­ние лица дости­га­ет­ся за счет откры­то­го взгляда, улыб­ки сомкну­тых губ и очень неж­ной про­ра­бот­ки поверх­но­сти, лишен­ной кон­тра­стов и теней. Мяг­кие пере­хо­ды моде­ли­ру­ют поверх­ность щек и лба, лег­кая све­то­тень напол­ня­ет лицо дви­же­ни­ем. Мин­дале­вид­ные узкие гла­за юной девуш­ки излу­ча­ют радость, губы изо­гну­ты в «арха­и­че­ской улыб­ке».

Ста­туя отли­ча­ет­ся осо­бен­ной мане­рой в изо­бра­же­нии одеж­ды: в верх­ней части ионий­ский хитон подо­бран поя­сом, обра­зуя напуск на талии, ткань вокруг бедер туго натя­ну­та, склад­ка, укра­шен­ная широ­кой кай­мой (др.-греч. παρυφή), спус­ка­ет­ся вдоль линии ног. Сход­ную мане­ру дра­пи­ров­ки ниж­ней части хито­на мож­но увидеть еще у одной акро­поль­ской Коры, най­ден­ной рядом с поста­мен­том, под­пи­сан­ным скуль­п­то­ра­ми Эндойо­сом и Филер­го­сом. Сиг­на­ту­ра Эндойо­са есть на ста­туе Куро­са, обна­ру­жен­ной доволь­но дале­ко от Афин — в свя­ти­ли­ще Птой­о­на в Бео­тии. Судя по сход­ству лиц, обе скульп­ту­ры мог­ли быть испол­не­ны одним и тем же масте­ром: у юно­ши и девуш­ки полу­дет­ские, чув­ст­вен­ные при­пух­лые чер­ты лица и узкие, близ­ко постав­лен­ные гла­за.

с. 22 Кора гра­ци­оз­но при­дер­жи­ва­ет склад­ку хито­на — воз­мож­но, о подоб­ном жесте пишет Сафо, гово­ря об уме­нии «изящ­но при­поды­мать свое пла­тье» (Sapho. Fr. 70). Стро­гая вер­ти­каль нис­па­даю­щей тка­ни, рас­по­ло­жен­ная по цен­тру фигу­ры, под­чер­ки­ва­ет линии бедер и ног и выпук­лые фор­мы тела. Если рань­ше, в скульп­ту­рах ран­не­ар­ха­и­че­ско­го вре­ме­ни, худо­же­ст­вен­ные экс­пе­ри­мен­ты каса­лись глав­ным обра­зом поверх­но­сти, то теперь они пере­ме­ща­ют­ся в пла­сти­ку и про­стран­ство. Кон­траст риф­ле­ных и глад­ких поверх­но­стей, ими­ти­ру­ю­щих фак­ту­ру тка­ни, созда­ет иллю­зию глу­би­ны и дви­же­ния. При­чес­ка испол­не­на с боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем при­е­мов: вол­ни­стые локо­ны на теме­ни, широ­кие зиг­за­ги на затыл­ке и воло­сах, опу­щен­ных на спи­ну, туго скру­чен­ные спи­ра­ли на пле­чах и вол­ни­стые линии на лбу. Следы рас­крас­ки вид­ны на губах, гла­зах и воло­сах. Голо­ву Коры вен­ча­ет сте­фа­на (диа­де­ма), рас­пи­сан­ная цвет­ка­ми лото­са, на ней сох­ра­ни­лись отвер­стия для метал­ли­че­ских укра­ше­ний. В древ­но­сти над ста­ту­ей воз­вы­шал­ся бле­стя­щий брон­зо­вый диск (мениск) для защи­ты от дождя и птиц, он при­креп­лял­ся к с. 23 теме­ни через отвер­стие. На шее девуш­ки изо­бра­жа­лось голу­бое оже­ре­лье, на пра­вой руке — брас­лет. Круп­ные серь­ги пред­став­ля­ли собой голу­бые дис­ки с крас­ной розет­кой по цен­тру. Фон одеж­ды оста­вал­ся свет­лым, хитон укра­шал­ся звездоч­ка­ми и бор­дю­ром с меанд­ром.

Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

Древние скульптуры Греции сделали вместе с храмами, поэмами Гомера, трагедиями афинских драматургов и комедиографов культуру эллинов великой. Но история пластического искусства Греции не была статичной, а прошла несколько этапов в развитии.

Читайте также  Монумент скульптура «родина-мать» в волгограде, описание, фото

Скульптура Архаики Древней Греции

В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.

Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.

Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.

Скульптура архаики древней Греции

Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».

Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.

Скульптура женская древняя Греция

Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.

На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.

Курос, Древняя Греция

Классическая эпоха

В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов.

Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии. Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.

Архитектура и скульптура древней Греции

Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге. Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития». Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.

Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.

В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон, для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций. Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными. Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур.

Дорифор, Древняя Греция

В 440-е годы аргосский мастер Поликлет написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор» («Копьеносец»).

Скульптуры древней Греции

В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции. Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены. Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.

Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.

В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.

Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.

Скульптуры древней Греции: названия в эллинистическую эпоху

В эпоху Эллинизма развивается изображение эмоций и состояний человека – старость, сон, тревога, опьянение. Темой скульптуры может быть даже уродство. Появились статуи усталых борцов, охваченных яростью гигантов, дряхлых стариков. Одновременно развивался жанр скульптурного портрета. Новым был тип – «портрет философа».

Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Они могли иметь религиозные или политические функции. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. В источниках сохранились упоминания о статуях, которые жители городов воздвигали в честь спартанского полководца, победителя Афин Лисандра. Позднее афиняне и граждане других полисов воздвигали фигуры стратегов Конона, Хабрия и Тимофея в честь их военных побед. В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.

Одна из самых известных работ эпохи Эллинизма – Ника Самофракийская. Ее создание относят ко II веку до н.э. Статуя, как предполагают исследователи, прославляла одну из морских побед царей Македонии. В какой-то мере, в эпоху Эллинизма скульптура Древней Греции – презентация силы и влияния правителей.

Древняя Греция скульптура: фото

Среди монументальных скульптурных групп Эллинизма можно вспомнить Пергамскую школу. В III и II веках до н.э. цари этого государства вели долгие войны против племен галатов. Около 180 года до н.э. в Пергаме был завершен алтарь Зевса. Победа над варварами была представлена там аллегорически в виде скульптурной группы сражающихся богов-олимпийцев и гигантов.

Древние скульптуры Греции создавались для разных целей. Но, начиная с эпохи Возрождения, они привлекают людей своей красотой и реалистичностью.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

В древнем искусстве Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?…
Чаще всего улыбалась молодость! Юные девушки и юноши, не скрывающие радости бытия, герои легенд древней Греции, стран востока. Мудрая, загадочная улыбка играет на губах буддийских богов и йога тут.
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI в. до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической улыбкой.
Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э.

Читайте также  Самые необычные скульптуры мира: 10 фото

Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кора всегда изображена с прекрасной прической и элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос. Складки тканей красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога Коры слегка выдвинутой вперед. Кору никогда не изображали обнажённой. Во всем древнегреческом искусстве скульптура Коры оставалась практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным.

Мимика лица Коры в течение веков изменялась от наивного и беззаботного лица (в начале VII века до н.э.), до более строгого выражения лица в скульптурах поздней архаики и ранней классики (VI века до н. э.). Коллекция скульптуры Коры, созданных в разные века, собрана в афинском Акрополе (VI в. до н.э.)
Мужской аналог Коры – молодой Курос (др.-греч. κυρος , kuros, (мн.ч. kouroi) — «юноша».) – статуя обнажённого юноши-атлета, периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). С 650 года до н. э. словом Курос называли подростков, но не детей, молодых безбородых мужчин.

Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка. Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты. Раненый курос в падении продолжает улыбаться.
В VI в. до н. э. Куросы ставились на могилах и в святилищах, превращаясь в культовые образы, Куросы становились выше ростом. В храме богини Земли Геры на острове Самос был установлен Курос высотой 5 метров. В самый ранний период истории древние греки, возможно, приписывали куросам магические способности.
Период в истории древнегреческого искусства Кипра, когда кипрские статуи улыбались, был не слишком долог. Небольшая статуэтка девушки, всего 16 см.

Время не пощадило статуэтку из известняка, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами», отняло каменный цветок, который 2500 лет назад вложил в ее руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона?

Именно, Кипр был местом действия этой чудесной сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола?
Живший 5000 лет назад скульптор лишь слегка обозначил резцом на камне женские черты, создавая небольшую статуэтку, высотой 5 сантиметров.

Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.

Археологи нашли много таких статуэток на Кипре и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Кипр первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам.


Возможно, архаическая улыбка, играющая на губах юных красавиц, египетского фараона, богов древности – это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!»
Рано утром я проснусь,
Богу Солнца улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ –
Темноту рассеет свет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: