Здание бывшей городской думы с башней, санкт-петербург - JEKATERINBURG.RU

Здание бывшей городской думы с башней, санкт-петербург

Башня Городской Думы

Архитекторы: Феррари Д.
Год постройки: 1799-1804
Стиль: Классицизм

Башня Городской Думы Классицизм

1752-1753 — Общественный гильдийный дом

1799-1804 — арх. Феррари Джакомо

6 сентября 1762 г. участок был предоставлен петербургскому купечеству и гражданству и закреплен за ними Жалованной грамотой городом 1785 г. С 1754 г. на нем находился гильдейский дом.

17 января 1799 г. повелением Павла I участок был передан в городское ведомство для постройки на нем на средства города Ратгауза. Частные лавки, находившиеся на месте будущего Ратгауза, предписывалось снести, а для их владельцев построить другие на первом этаже нового здания.

Утвержденный в 1799 г. проект Дж. Феррари по перестройке гильдейского дома предусматривал возведение трехэтажного здания и многоярусной пятигранной башни на углу Невского пр. и Гостиной (позднее Думской) улицы. Здание было построено в 1804 г. Оно стало еще одной доминантой Невского проспекта.

(добавил: Наталия по материалам [ 91 ] С.186-187)

Сооружение имеет пятигранную форму. Каждый ярус обработан пилястрами. Украшением дома является гранитная лестница с широко расходящимися маршами.

У Гостиного двора
и Городской думы.
Рис. С. Попова. 1811 г.

Б. Патерсен. Невский
проспект. 1800-е гг.

Литография Ж. Жакотте
с рис. И.Шарлеманя.
Середина XIX века.

Фрагмент Панорамы Невского пр.
Литография И. А. Иванова
с рис. В. С. Садовникова.
1830-е гг. [26]

Фото — Матвеев Н. Г.
1900-е гг.

1900-е гг.
Добавил- IVa

Парадная
лестница Думы.

В 1830-1850-х гг. башня городской думы использовалась как одна из станций оптического (семафорного) телеграфа, действовавшего посредством семафорной азбуки для визуальной передачи информации. Оптический телеграф потерял свое значение с введением в 1854 г. электрического телеграфа. ([ 91 ] С.187-188)

Участок на углу проспекта и Думской улицы уже в середине XVIII в. был центром жизни всего петербургского купечества. К торговым лавкам примыкал вдоль улицы «Общественный гильдейский дом», построенный в 1752-1753 годах. В этом здании наряду с общественным купеческим управлением размещалась Городская дума, учрежденная в 1786 г. по данной Екатериной II жалованной грамоте городам. В 1799-1804 гг. архитектор Д. Феррари возвел на месте Гильдейского дома трехэтажное здание Городской думы (ратуши) , повторявшее по композиции Серебряные ряды , а на углу — многоярусную башню. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. Своеобразие петербургского сооружения состояло в том, что башня возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала. Она связывала воедино два разных здания с аналогичными фасадами — думу и Серебряные ряды. Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части проспекта. Сооружение имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами. В 1835 г. архитектор В. И. Беретти смонтировал конструкцию для подъема сигнальных шаров на башню, служившую и пожарной каланчой. Это устройство оказалось неудачным и в 1840-х гг. было заменено новым, изготовленным на заводе Ч. Берда . Башня служила еще и как станция оптического телеграфа, передававшего сигналы из Зимнего дворца в Царское Село, а потом — в Варшаву. Дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция несколько исказили первоначальный монументальный облик сооружения, но внесли своеобразный штрих в историческую панораму проспекта. Новые часы с курантами фирмы «Фридрих Винтер» установлены в 1884 г., «оживлены» в 1989 г.; металлическая конструкция наверху башни заменена в 1993 г. Фасады и часы вновь отреставрированы в 2005 г. Тогда же заново сложено открытое крыльцо Башни с точным повторением размеров гранитный блоков (архитектор P. M. Даянов). Внутри башни в 2001 г. создан на средства Сбербанка музей сберегательного дела (художник В. И. Коротков). Перед башней в 1918 г. был установлен гипсовый бюст Ф. Лассаля, который был заменен гранитным в 1923-м (скульптор В. А. Синайский, архитектор Л. В. Руднев). В 1937 г. его сняли (хранится в Государственном музее городской скульптуры).

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 4-е изд., перераб. — М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

1918 г. Башня городской
Думы в годовщину
Октябрьской революции
Фото — vk.com .

План Городской думы
и «Серебряных рядов».

Чертеж павильона
на башне Городской
думы.1892 г

Памятник Лассалю
на Невском прю
Фото из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.

В 1830-1850-х гг. башня использовалась для оптической телеграфной связи между Зимним дворцом и Царским Селом, затем и Варшавой.

В 1830-1920-х гг. башня служила и пожарной каланчой. В 1835 г. арх. В. И. Беретти соорудил конструкцию для подъема сигнальных шаров. Для этого был построен дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция.

Фото —
С. Васильев. 2008 г.

1928: Северо-западное Курортное бюро Главного курортного управления НКЗ РСФСР. Пр. 25-го Октября, 33. Продажа мест на курорты. Льготная расценка для членов профсоюзов ([ 124 ]. С. 159)

Мой Питер. Думская башня

Любой человек, побывавший на Невском проспекте в Петербурге, конечно, не мог не заметить эту башню, возвышающуюся над остальными строениями и являющуюся явной доминантой в этом районе города.

Когда город украшен праздничными огнями, башня Городской Думы тоже украшена.

Башня входит в комплекс зданий Городской Думы, который состоит из собственно башни и здания Думы, выходящей фасадом на Думскую улицу.

Сейчас нам привычен облик башни с железной конструкцией наверху, выглядящей так, будто она является каркасом шатровой крыши, которую почему-то недостроили или не восстановили. Однако изначальный облик башни предполагает как раз абсолютно плоскую крышу.

Фото из открытых источников.

Железная же конструкция наверху — на самом деле, остатки пожарной станции, которая здесь располагалась в отдельный период и никакого шатра, естественно, не предусматривает.

Думскую башню в настоящее время достаточно просто посетить. В ней располагается Музей Сберегательного дела, который был открыт 12 ноября 2001 года как ведомственный музей Северо-Западного банка Сбербанка России. Правда, это только одна из площадок этого музея, вторая находится по адресу Невский пр., 101.

История стрительства

Само здание было построено для Городской думы в 1799-1804 годах архитектором Д. Феррари на месте Гильдейского дома. Гильдейский дом был построен в 1752—1754 годах. В нём проходили заседания избранных купечеством «городовых старост». С 1786 года в здании Общественного гильдейского дома наряду с общественным купеческим управлением размещалась Петербургская городская дума.

В 1799 году Павел I издал указ, по которому гильдейский дом передали в городское управление для устройства в нём ратгауза, как тогда по-немецки назывался орган городского самоуправления. Вскоре последовало новое повеление: гильдейский дом для ратгауза тесен, и его надлежит расширить, но не возводить новое здание. Павел I распорядился возвести на крыше здания, в части, примыкающей к Невскому проспекту, сигнальную башню — видом, «соответствующим великолепию столицы». По императорскому распоряжению архитектор Яков Феррари разработал проект пятиярусного строения в виде тосканской кампанилы.
Цитата из Википедии

Вид на часы башни от подножья. Видно, что железная конструкция наверху явно носит не архитектурный, а технический характер.

Вид с крыльца Думской башни на Перинные ряды.

И Портик Перинных рядов.

Портик, как всем известно, был утрачен при постройке метро «Невский проспект» и первого в городе подземного перехода. Несмотря на обещания городских властей восстановить портик сразу после открытия входа в метро, это сделано не было. Портик Перинной линии был возведён заново только в 1971-1972 годах.

Кстати, перед Портиком раньше стояла часовня. Она появилась в 60-х годах 19 века и была снесена в 1929 году. Официальной причиной её уничтожения стало противоречие её «древнерусского» облика строго классическому виду ближайших зданий.

Фото из открытых источников.

Давайте же войдем в башню и посмотрим изнутри на это творение Феррари. Места в башне для расположения экспозиции совсем немного, можно сказать, его нет совсем, поэтому все экспонаты располагаются прямо на лестнице, в оконных проемах и других нишах.

Экскурсию проводят для небольших групп, так как больше, чем 10 людям, в башне одновременно расположиться невозможно.
Сразу у входа нас встречают первые экспонаты: это аппарат для погашения векселей и копия сберегательной книжки 1917 года.

Практически от входа начинается лестница. В одну сторону она ведет в подвал, в другую — на верх башни. К сожалению, помещения подвала пока не открыты для посетителей, в момент передачи здания башни Сбербанку они, как и всё здание, были в очень плохом состоянии, а подвалы особенно — из-за постоянных подтоплений. Сотрудники музея обещают, что и их открют после реставрации. Пока что лестница, уходящая в темноту, выглядит жутковато. Но на стене, уходящей вниз, размещены виды башни в различные периоды ее существования.

На самой крайней левой фотографии кажется, что на башне есть крыша. Но на самом деле это украшение, башню украшали всегда, и часто, например, тканью.

Начинаем подниматься по ступенькам башни.

В окошки видно Невский проспект:

Как нумерация ступеней начинается снизу, так и история Сберегательного Дела в России рассказывается от нижних этажей к верхним, то есть от начала и до сегодняшних дней. Полностью пересказывать содержание экскурсии я, конечно, не буду, ведь тогда вам будет неинтересно сходить в Думскую башню самим, ведь правда? Покажу некоторые экспонаты.

Первые сберегательные банки, которые поначалу называли сберегательными кассами, появились в России в середине 19-го века. Как ни странно, известнен и владелец Сберегательной книжки №1. Это Николай Антонович Кристофари. В Москве и Петербурге ему даже установлены памятники! А в нашем музее есть макетик петербургского памятника.

Читайте также  Велосипеды в санкт-петербурге: аренда, прокат, велопарковки, заезды

Фото московского и петербургского памятников из открытых источников.

С исторической точки зрения нам повезло, что Николай Антонович был чиновником, в частности, почётным опекуном Санкт-Петербургского опекунского совета, иначе бы, будь он простым крестьянином или рабочим, вряд ли бы остались какие-то сведения о первом владельце сберкнижки.

Первая правительственная сберегательная касса была открыта 1 (13) марта 1842 года в здании Опекунского совета при Сохранной казне Санкт-Петербурга. Сберегательная книжка за № 1 была выдана чиновнику Ссудной казны, надворному советнику Н. А. Кристофари, внёсшему вклад в сумме десяти рублей.
Цитата из Википедии

В память об этом событии 3 ноября 2006 года даже выпущена серебряная памятная монета номиналом три рубля с изображением портрета Н. А. Кристофари.

Фото из открытых источников.

В одной из нижних ниш башни мы видим такую сценку (и даже слышим «Разговоръ о сберегательной кассе Алексея Никифоровича съ Егоромъ Прохоровичемъ»).

Речь у них идет о том, что трудно мастеровому человеку накопить денег хоть сколько-то — все спускают в кабаках. А тут положил хоть копеечку — и сберег.

Значительное увеличение количества сберкасс произошло после их учреждения при таможнях, фабриках и заводах и особенно при почтово-телеграфных конторах. Это произошло примерно на рубеже 1880-1890-х гг. Это были уже вполне привычные нам «окошки», до этого, как правило, сотрудник банка сидел за столом, а клиент с другой стороны этого же стола.
Сберкассы открывались даже при школах, и ученики с удовольствием несли туда свои небольшие сбережения. Прибыли школьные кассы не приносили, но воспитывали в правильном духе будущих вкладчиков:)

Одна из таких касс представлена в музее.

Сберегательные кассы работали даже во время блокады Ленинграда.

Из окон башни виден Дом Зингера. А на окнах — колокола.

А художник рисует цековь Святой Екатерины (это, конечно, манекен).

Очень милый макет Депозитных сейфов в Коммерческом банке Санкт-Петербурга.

И, наконец, поднявшись наверх, мы видим главную ценность башни Городской Думы — часовой механизм.

Часы на башне Городской думы — это первые городские нецерковные часы Санкт-Петербурга. Предполагают, что возведённая Д. Феррари башня уже изначально имела часы, но какие — неизвестно. Прослужили они около 80 лет.

В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причём плату он мог получить только после всех работ. Если устроенные Ф. Винтером часы стали бы отставать более чем на две минуты в месяц, он должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час.
Цитата из Википедии

Этот механизм и сохранился до настоящего времени. Часы остановились в 1986 году, когда в башню проник вандал и похитил одну из гаек часового механизма. Гайку заменили, но были и еще хищения деталей. В 2007 году механизм встал окончательно, и некоторое время часы работали от электропривода. Для главных городских часов это, конечно, как-то нехорошо. И в 2014 году механизм часов был запущен вновь, и с тех пор работает все лучше и лучше. Говорят, отставаний со временем становится все меньше, и скоро часы станут исключительно точными.

И вот мы на самом верху башни. Там несколько странный интерьер с золотистыми портьерами, непонятно, к чему он такой сделан.

Но зато какой оттуда открывается вид! Пожалуй, это лучшая смотровая площадка в центре Петербурга. А летом даже можно выйти на балкон, идущий вокруг башни!

Такие виды будут наградой для забравшегося на самую вершину :)

Ну, а при спуске пусть вас позабавят советские плакаты про Сберегательные кассы.

Посещение музея возможно по предварительной записи по телефону (812) 326-34-31.

31.03.17,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

Здание городской думы (Санкт-Петербург)

Здание городской думы с башней — комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры федерального значения. Состоит из здания городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни городской думы, расположенной на углу.

Часто весь комплекс называют зданием городской думы. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта и иногда рассматривается отдельно от здания гордумы. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием Серебряных рядов, выходящим фасадом на Невский проспект.

Здание городской думы изначально внешне повторяло облик Серебряных рядов, а затем, неоднократно перестраиваясь, совершенно утратило первоначальный вид. Построенное в 1847—1852 году по проекту Н. Е. Ефимова трёхэтажное здание было оформлено по мотивам итальянского ренессанса. Этому стилю присущи сдержанность и спокойствие архитектурного декора, что, как считалось в те годы, наилучшим образом отвечает социальной функции административных зданий.
В 1913—1914 годах архитектором В. А. Кёнелем были надстроены четвёртый и пятый этажи. В 1986 году верхний этаж был разобран.

Башня же сохранилась в первоначальном виде. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. Своеобразие многоярусной башни Джакомо Феррари состояло в том, что башня возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала. Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части проспекта. Сооружение имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами. Дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция для подъёма сигнальных шаров, сооружённые в 1830-х—1840-х годах, несколько исказили первоначальный монументальный облик сооружения, но внесли своеобразный штрих в историческую панораму проспекта.
В советские годы потребовался капитальный ремонт. Решение о ремонте принял Исполком Ленсовета в 1974 году, речь шла о восстановлении здания к 1980-му. Но ремонт затянулся. В результате здание долго стояло неотапливаемое, не охранявшееся. Вандалы разломали в нём литые перила, разбили зеркала, выломали двери, надпилили металлический брус, на котором висел колокол. После переезда из здания железнодорожных касс исчезли две бронзовые люстры, в то же время исчезли и описи внутреннего убранства Думы.

В 1986 году был разобран пятый этаж здания. В 1993 году была заменена металлическая конструкция наверху башни. В 1995 году было разобрано парадное крыльцо.
Сбербанк, начиная с 1998 года, проводит масштабный ремонт здания. Был укреплён фундамент, начат поэтажный ремонт помещений.
27 мая 2005 года, при участии губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, состоялось открытие здания Городской Думы после реставрации. К этому дню был завершён ремонт парадного крыльца, выходящего на Невский проспект, комплексная реставрация башни и фасадов, ремонт знаменитых часов фирмы «Фридрих Винтер».

Башня Думы изначально возводилась как функциональное сооружение — сигнальная башня на случай пожара. Внутри башни постоянно дежурили десять пожарных. В 1835 году архитектор В. И. Беретти соорудил конструкцию для подъёма сигнальных шаров. Для этого был построен дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция. Шарами сообщалось о месте и силе пожара, в случае нужды горожане оповещались о наводнениях. Это устройство оказалось неудачным и в 1840-х годах было заменено новым, изготовленным на заводе Ч. Берда.
В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. Всего на линии стояло 149 станций. Сообщения для передачи здесь получали с «домика» на крыше Зимнего дворца и передавали с помощью зеркал на крышу Технологического института. С аналогичной башни Зимнего сигналы подавались с помощью особой Т-образной рамы, вращавшейся вокруг своих осей. «Телеграфисты» следующей башни повторяли те же самые сигналы для дальнейших наблюдателей. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут. Для передачи сигналов ночью рама имела фонари на концах. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом.
С 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча.
В зале общих собраний думы (Александровском) в 1862 году проводились публичные лекции «Вольного университета» с участием И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, А. Н. Бекетова, Н. И. Костомарова. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, созданного по инициативе А. Г. Рубинштейна, и бесплатной музыкальной школы, основанной М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным; впервые исполнялись произведения композиторов М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. На литературных вечерах выступали Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, С. А. Есенин.
В ночь на 26 октября 1917 года в Александровском зале был сформирован «Комитет спасения родины и революции». В него входили члены думы, а возглавлял эсер Г. И. Шрейдер. В здании думы в декабре 1917 года проходил II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, на котором выступал В. И. Ленин с речью о значении социалистической революции и сущности советской власти.
Декретом Совета народных комиссаров 16 ноября 1917 года городская дума была распущена. На выборах новой думы победили большевики. Городская управа была преобразована в Комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны, который до 1919 года возглавлял М. И. Калинин. 21 сентября 1918 года Комиссариат принял решение о переселении рабочих с окраин в квартиры буржуа. Работавшая в здании Гордумы Центральная коллегия по реквизиции помещений переселила свыше 300 тысяч рабочих семей в квартиры центральных районов города, превратив их в коммунальные.
После Октябрьской революции городская управа некоторое время ещё размещалась на Думской улице, однако постепенно чиновники переместились в Смольный. Впоследствии в здании размещались Экспериментальный театр (1920-е годы), Академия потребительской кооперации (1930-е), техникум общественного питания, Центральные железнодорожные кассы.
За последовавшие после переезда городской управы годы была утрачена большая часть исторических интерьеров здания, исключение составляют лишь относительно хорошо сохранившиеся Николаевский и Зеркальный залы, где располагается Детская филармония.

В 1799 г. был утвержден проект арх. Дж. Феррари по перестройке гильдейского дома. Проект предусматривал возведение трехэтажного здания и многоярусной пятигранной башни на углу Невского пр. и Гостиной (позднее Думской) улицы. Здание было построено в 1804 г.

Читайте также  Музей-квартира куинджи в санкт-петербурге: как посетить

В 1847-1853 гг. здание было перестроено по проекту арх. Н.Е. Ефимова. Работы заканчивал после его смерти арх. Л. Л. Бонштедт. Ефимов, не затрагивая башни, увеличил высоту здания, а над его средней частью надстроил четвертый этаж. Соотношение пропорций здания было искажено. Фасад был выполнен в стиле ренессанса. В формах ренессанса были выполнены и интерьеры парадной лестницы и двух больших двусветных залов: Александровского и Николаевского.
В 1913-1914 гг. арх. А. В. Кенель надстроил здание Думы еще двумя этажами. В 1986 г. верхний этаж был частично разобран, но это не восстановило утраченных пропорций.

Залы Городской думы сдавались в аренду для устройства различного рода вечеров и зрелищных мероприятий. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, бесплатной музыкальной школы. читались лекции «Вольного университета». Александровский зал вмещал 1200-1300, а Николаевский 160-170 человек. Николаевский зал использовался и для демонстрации кинофильмов.

Во время вербных базаров неоднократно проводились киносеансы в пользу Комитета общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам рождественских базаров в пользу Правления общества для пособия учащимся в Санкт-Петербургских начальных городских училищах.

2 декабря 1917 г. на 2-м Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов в здании выступил В. И. Ленин.

Здание городской думы

«Что же вам здесь не нравится?» — плачет зодчий над творением своим – измененным и достроенным двумя этажами зданием Городской думы столицы.

Это сюжет одного из многих мифов Северной Венеции, который связан с судьбой архитектуры городской ратуши, что расположена на Невском. Архитектор этот – зодчий периода модерна Александр Кенель, который получил настолько явное неодобрение горожан по поводу им произведенной достройки здания, что, как говорит легенда, даже после своей смерти приходил сюда и, бродя по башне, отчаянно вздыхал. Впрочем, известно, что Кенель еще при жизни болезненно воспринял народное возмущение….

В чем вопрос или как изменилось здание Городской думы?

Историю постройки петербургской ратуши мы расскажем ниже, пока же позволим себе заступиться за А.Кенеля, поскольку свою гармоничную стилевую симметрию здание думы потеряло не при Кенеле (191314), а раньше в 1847году при перестройке его архитектором Н.Ефимовым. Да и этот зодчий затерял всю эту архитектурную метаморфозу не по своей воле – таков был августейший указ!

Таким образом, по велению Николая I существовавшая прежде городская дума, здание которой было выстроено в абсолютной симметрии с перпендикулярно к ней расположенным зданием Серебряных рядом на Невском и башней, которая была поставлена посредине их на углу проспекта – перестала быть стилистически и композиционно связанной с ними.

Теперь и об истории здания

Само ведомство, которое бы отвечало за торговую жизнь и управление ею в новой столице, учреждает еще Петр в 1710-х гг. Первую ратушу, таким образом, естественно располагают на главной в тот период городской площади – Троицкой. И занимается она в большей части делами торговыми…

К середине 18 века петербургское купечество «матереет», т.е. становится влиятельным, крупным и богатым и просит уже Анну Иоанновну о разрешении возведения своего гильдейского (т.е. принадлежащего купеческой гильдии, почти «профсоюзного») дома в камне.

В 1752 такое разрешение купцы получают, им выделяют место рядом с Гостинкой (новый торговый центр столицы!), и к концу 1754 года гильдейский дом готов. Он соседствует с торговыми Серебряными рядами, которые выходят своими 14 лавками на Невский. В этом купеческом доме «профсоюзов» стали проводить свои заседания старосты гильдии, которые избирались купцами для решения текущих «коммерческих вопросов».

Однако в 1783 году деревянные Серебряные ряды уничтожает пожар, и по высочайшему указу императорский зодчий Дж.Кваренги возводит там новое каменное здание. Этот архитектурный шедевр полностью сохранился и ныне. Более того, это классическое здание с открытой аркадой на нижнем этаже и положило стилевое и композиционное начало для следующего развития и здания городской думы (на тот момент гильдейского дома для купцов). Почему? А потому что далее случается следующее.

Самая просвещенная императрица – Екатерина Великая в 1785 году вводит в стране европейское «новшество» — городское самоуправление. В действие приводится Жалованная грамота как городу, так и сословиям. По отношению к столице от городской управы теперь требовалось обеспечить:

  • ее жителям пособие для прокорма,
  • а городу – порядок и защиту

Новую выборную думу Петербурга императрица помещает в здание купеческой гильдии в 1786году.

Впрочем, купцов оттуда никто не выгоняет, там определены места сразу для нескольких функций:

  • Общих собраний, в том числе и шестигласной (т.е. выборной от 6 сословий) думы
  • Для купцов — по трем гильдиям
  • Для ремесленников
  • Для выборов
  • Для общественного аукциона

Таким образом, в гильдейском доме в этот период «власть и бизнес» еще мирно сосуществуют…

И ратуша не такая как у всех

Закончилось правление Екатерины, закончилось и эта «идиллия». Павел в 1799 своим указом передает гильдейский дом купцов в полное городское управление и велит устроить в нем настоящий европейский, точнее, немецкий ратгауз. Это тоже городская управа, но с немецким названием. Власть ширится, и вскоре обнаруживается, что здание гильдии становится ей тесно. Павел строг – новое здание для городской думы возводить не будем, надо прежнее просто расширить. И обязательно следует возвести башню, как у всех, сигнальную и поставить ее на крыше и ближе к Невскому. И не просто сигнальную, а так чтоб всем своим видом соответствовала великолепию всей столицы!

В тот же год начинают работы. Руководит ими Джакомо Феррари (Яков Яковлевич, как его перекрестили петербуржцы). К слову, это был не новый зодчий на просторах Невы. Архитектор до переезда в России трудился в Парме, а затем под покровительством и по протекции Дж.Кваренги не просто перебирается в Петербург, но и работает с ним над дворцом в Царском Селе. Так как Кваренги возводил Серебряные ряды, то и «соседний заказ» ему удалось передоверить своему протеже.

Перестройка здания была окончена в 1804 году уже при следующем императоре – Александре I. Следуя указу, проект «великолепной» городской башни Феррари разрабатывает в стиле итальянской кампанилы, т.е. колокольни. Такие сооружения в Италии были, как правило, с квадратным основанием, реже круглым. Для Петербурга Яков Яковлевич предлагает пятигранное «сечение». Интересно, что в свое время итальянские кампанилы-колокольни «позаимствовали» свой внешний вид у городских башен средних веков, и вот теперь обратное движение – от колокольни снова к городской башне.

Такие башни в Европе были неизменным «атрибутом» всех городских управ. Но там они всегда располагались по центру над зданием самой ратуши. А вот в Северной столице такую башню сознательно сместили к краю строения, выведя ее фактически на красную линию самого главного проспекта – Невского.

Больше того, поскольку при перестройке гильдейского дома Феррари руководствовался принципом гармонии и творческой интуицией, то и внешний вид преображенной им городской думы повторял стилистические решения фасада Серебряных рядов, которые непосредственно соседствовали с ним. А расположение башни оказалось к тому же еще и важным архитекторским решением – она предстала геометрическим центром этой симметричной композиции.

Теперь, как и тогда, башня здания городской думы — это значимый вертикальный акцент всей невской перспективы столицы и ее изящное и гармоничное украшение.

Петербургские куранты (опять идут!)

Еще один важный атрибут ратуш крупных городов – часы. Точной информации о том, что за часы были на петербургской ратуше изначально – нет. Но они там были и по подсчетам проработали на башне около 80 лет. Это подтверждается в переписке городского головы (градоначальника), когда он – Ф.Трепов – предлагает думе обустроить ночную подсветку этих часов. Разумеется, ничего подобного в столице еще не было, поэтому и думали депутаты над этим вопросом целых 10 лет.

Когда в 1880х решение таки приняли, выяснилось, что и сами часы уже не соответствуют. Тогда управа выделяет 3.5 тыс. рублей на приобретение уже нового механизма, у которого будут по два циферблата – матовых стеклянных и металлических, а также устройство их освещения. Для часовой «модернизации» приглашают мастера Ф.Винтера и заключают с ним жесткий договор – оплата после всех дел, штраф за отставания (допускалось не более 2 минут за месяц, больше – штраф!) и обязанности заводить механизм (отдельная оплата – 50руб в год).

Так вот часы Винтера прослужили до 2007, только тогда их механизм бесповоротно пришел в негодность! Более 120 лет система работала на механике, а после 2007 – ее перевели на электропривод. Конечно, часы на городской ратуше несколько раз ремонтировали, но эти работы проводили уже в 21 веке в 1967, 1989, 1994 гг. А в годы социальной неразберихи-перестройки легендарные часы даже замолчали, кто-то ушлый в нетрезвом виде открутил там гайку…

Но вернемся в историю. Почти сразу же часы Винтера соединяют с колоколами, и Северная столица получает свои куранты, которые должны будут бить каждый 15 мин.

С 2007 года по 2014 куранты также молчали, их механизм, переведенный на электрический привод, восстановили на очередной юбилей Сбербанка, чье ведомство и поселилось в здании Городской думы. С тех пор Невский снова оглашают куранты каждые четверть часа, а часы опять заводят вручную (еженедельно), поднимая три массивные гири и совершая 760 оборотов.

Читайте также  Китайские львы ши-цза на петровской набережной в санкт-петербурге

Сам механизм часов Винтера становится музейным экспонатом, причем, теперь в башне расположен и музей!

Разрушая гармонию…

Всего лишь 42 года простояла эта удивительная по красоте и симметрии композиция классического стиля на углу Невского – Серебряные ряды и здание Городской думы с башней.

Уже в середине 40-х гг. 19 века ратушу снова перестраивают, и снова по государственной необходимости. Новый император Николай I решает провести новую реформу городских управ. В здании думы возникает потребность в больших залах для больших заседаний (власть растет, депутатский корпус увеличивается). К тому же появляются претензии к эстетике самого здания — его архитектура отчего-то признается «устаревшей». Работы поручают тому самому Н.Ефимову, который и нарушает симметрию, увеличивая и высоту здания, и меняя контуры окон, и достраивая 4 этаж над средней частью ратуши. Изменения касаются и внутренних отделок.

А уже в 191314 гг. в Петербурге «гуляет» вихрь модерна, и архитектор Кенель достраивает над видоизмененной ратушей полностью 4 и 5 этажи. Историки говорят, что горожане не были в восторге от этих «экспериментов с формой», поэтому, дескать, и плачет отчаявшийся творец в городском фольклоре над делом рук своих…

От гильдейского дома до пожарной каланчи, телеграфа, лектория, ревкома и банка с филармонией

К слову, башня по велению Павла I возводилась не просто как архитектурная доминанта или дань европейской традиции. У нее было на тот момент и строгое функциональное назначение – сигнальное сооружение для пожарных. Там проводилось постоянное дежурство 10х человек на случай городских пожаров, а в 1835 году на башне сооружают еще и конструкцию пожарных шаров, которые поднимались в ситуациях возгораний в столице. Эта конструкция помещается на отдельный специально достроенный ярус башни и становится городским оповещателем о бедствиях, в том числе и наводнений.

Через пару лет к этой функции городской башни успешно добавляется еще одна – она превращается в «звено» телеграфа. Тогда такая связь была оптической (т.е. передавалась не электрическим сигналом, а посредством оптики зеркал). Так вот башня была в числе 149 подобных станций, осуществлявших телеграфное сообщение между Зимним, Кронштадтом, Царским Селом, Гатчиной и дальше – Варшавой. Как говорят историки, такие «оптические» сообщения могли доходить из Польши к нам за 15 мин.

Но техника не стояла на месте, и оптический телеграф на башне в 1854 году сменяют электрическим. В эти же годы из простой сигнальной башня делается настоящей пожарной каланчой, и пробудет в этом статусе до 20-х гг. 21 века.

Залы самой думы в 19 веке используют под лекторий или концерты, кстати, здесь и выступали с чтениями наши великие авторы-петербуржцы – Достоевский, Есенин, Блок.

В день переворота 1917 года в Александровском зале городской думы формируют комитет спасения революции, а уже в декабре того года проводят съезд крестьянских депутатов. Настоящая городская дума распускается большевиками в ноябре. И в этом здании поселяют Комиссариат горхозяйства.

Постепенно новая городская управа перебирается из ратуши в Смольный, освободив помещения для:
В 20е годы — Экспериментального театра
В 30е – Академии потребкооперации
А затем и техникума, и даже касс железной дороги.
Все эти «постояльцы» и их перемещения поспособствовали разрушению большинства интерьеров, уничтожению артефактов.

Удивительно, но и до этих революционных метаморфоз, еще в 1906 году поднимался вопрос о снесении вообще этого сооружения за «ненадобностью» и для высвобождения места в центре столицы. Даже составляли смету на слом «думской каланчи». Тогда отстояли. Впрочем, что не свершилось в начале века, почти реализовалось в его конце. В период хаоса перестройки здание городской думы и башни особо не охранялось, не отапливалось и регулярно разрушалось освободившимися от очередного, на этот раз «коммунистического гнета», вандалами. Пострадали тогда перила, зеркала, двери и даже парадное крыльцо…

С 2003 года здание городской думы, башню и куранты начали восстанавливать. Сегодня в нем помещается детская филармония и ведомство Сбербанка страны.

Однако горсовет планирует также вернуть в эти стены концертно-выставочную деятельность, как это было в 19 веке. Для летнего периода, причем, предусматривается круглосуточная открытость помещения – ночью будет играть орган, а днем – симфоническая музыка. Этим озадачился директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Н.Буров. Так собираются создать альтернативу петербургским ночным клубам. К тому же площадка будет снабжена интернетом, библиотекой, кофейней. Вопрос решается…

Такой была история судьбы уникального здания с башней в самом центре Петербурга, истории, которая, впрочем, не окончена, и которая, мы надеемся, уже не будет трагической или разрушительной и «плакать» над этим зданием городской думы будет в веках только лишь несчастный модернист-архитектор… Да и то – в легендах…

Здание Городской думы с башней и Серебряные ряды, Санкт-Петербург

  • Обновлено: 12.11.2020
  • Юлия Клаос

Здание Городской думы, башня Городской думы и Серебряные ряды — комплекс строений (зданий), являющийся памятником архитектуры федерального значения.

Комплекс зданий расположен на углу Думской улицы и Невского проспекта — одной из самых посещаемых улиц города.

Часто весь комплекс называют «зданием Городской думы».

Комплекс здания Городской думы состоит з из трех объектов:

— здания, где ранее размещалась Городская дума, выходящего фасадом на Думскую улицу;

— так называемой башни Городской думы, расположенной на углу Думкой улицы и Невского проспекта;

— примыкающего здания бывших Серебряных рядов, выходящего фасадом на Невский проспект.

Башня комплекса является узнаваемым объектом в Петербурге, одной из доминант Невского проспекта и её хорошо видно издалека.

Но фото комплекс — справа, слева — портик Перинной линии

Здание Городской думы было построено как Гильдийский дом в 1752-1754 годах. С 1786 года в здании также размещалась Петербургская городская дума.

Рядом с Гильдийским домом в едином стиле находились Серебряные рядя — торговые ряды для торговли серебром и драгоценными камнями.

За время истории здание думы неоднократно перестраивалось и сегодня оно уже архитектурно не схоже со зданием «Серебряных рядов».

Серебряные ряды сгорели в 1783 году. В 1784-1787 годах архитектор Джакомо Кваренги возвел сохранившееся до наших дней каменное здание «Серебряных рядов».

В 1799 году по указу императора Павел I гильдейский дом передали городскому управлению. Тогда же Павел I распорядился возвести на углу сигнальную башню, на случай пожара или наводнения. Своим видом башня должна была соответствовать великолепию столицы.

Все работы, по возведению башни и перестройки здания Городской думы, длились до 1804 года под руководством итальянского архитектора и художника-декоратора Якова Джакомо Феррари. Башня примыкала к зданию управления.

Масштабные работы по реконструкции здания управления проводились и при императоре Николае I, и при советской власти.

С 1835 года на думской башне появилась конструкция для сигнальных шаров — дополнительный ярус и металлическая часть. Шарами сообщали о месте и силе пожара.

В 1839 году роль башни, как сигнальной, несколько отошла на второй план, и думская башня стала одним из звеньев линии оптического телеграфа. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут.

Когда в 1854 году оптическую связь заменили электрическим телеграфом, башня вновь использовалась как пожарная каланча. После гражданской войны в башне размещались разные организации.

Сегодня эти три совершенно непохожие строения представляют собой один из самых узнаваемых силуэтов города.

Здание думской башни передано в ведение дирекции ГМП «Исаакиевский собор», а помещения здания бывших Городской думы и Серебряных рядов сдаются в аренду. Также в здании Городской думы находится музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова.

Серебряные ряды имеют два этажа с мансардой, первый этаж выполнен в виде аркады, второй и часть мансардного этажей украшены колоннами с капителями.

Думская башня имеет пять ярусов, четыре из которых украшены пилястрами с капителями. Вокруг верхнего яруса находится балкон с ажурной решеткой, а на крыше размещена башенка оптического телеграфа.

Верхнюю часть башни украшают часы с боем. Предполагают, что башня изначально имела часы, но какие — неизвестно. Нижняя же часть башни включает мощное гранитное крыльцо.

К Новому году башню украшают праздничной иллюминацией.

Здание бывшей Городской думы имеет четыре этажа, выполнено в стиле итальянского ренессанса — со сдержанным и спокойным архитектурным декором.

Виды на здание «Серебряных рядов» и думскую башню в ансамбле других строений на Невском проспекте

Вид на башню, часть здания бывшей Городской думы и торговый центр «Большой Гостиный Двор»

Практическая информация

Адрес комплекса: Невский проспект, 31-33 / улица Думская, 1-3.

Координаты комплекса: 59°56′05″ с.ш. 30°19′46″ в.д.

Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и на Невском проспекте, можно посмотреть и забронировать здесь

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: