Xxi международный фестиваль earlymusic 2019 - JEKATERINBURG.RU

Xxi международный фестиваль earlymusic 2019

XXI Международный фестиваль «Earlymusic»

Двадцать первый Международный фестиваль Earlymusic пройдет при поддержке Санкт-Петербургского Комитета по культуре с 27 сентября по 12 октября.

В ключевых концертных залах Петербурга фестиваль представляет пять концертов, премьеру барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановку школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре». Самый авторитетный российский форум старинной музыки в аутентичном исполнении занят в этом году очевидными и скрытыми связями искусств и наук – поэзии и драмы, риторики и музыки, истории и астрономии. Не менее важна для фестиваля тема открытия и его доказательства. Концерты фестиваля убеждают: самые сногсшибательные теории могут быть подтверждены силами самой музыки.

Главные фигуры Earlymusic-2018: впервые в России британские звезды аутентизма Эндрю Пэрротт и его The Taverners Choir and Players; частый гость фестиваля английский барочный арфист Эндрю Лоуренс-Кинг; немецкий хореограф Клаус Абромайт; собственные коллективы и верные соратники фестиваля – «Солисты Екатерины Великой», «Барочный балет Анджолини», барочный актер Данила Ведерников, барочный скрипач Андрей Пенюгин, модельеры Лариса Погорецкая и Лилия Киселенко.

27 сентября в Академической капелле XXI Международный фестиваль Earlymusic откроется российской премьерой: один из важнейших аутентистских коллективов мира The Taverner Choir and Players под руководством Эндрю Пэрротта исполнит одно из ключевых произведений европейского барокко – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха.

3 и 5 октября в Эрмитажном театре при поддержке Государственного Эрмитажа и «Фонда Делзелла» (США) состоятся вечера барочного балета, посвященные 200-летию со дня рождения создателя русской балетной школы Мариуса Петипа.

7 октября в Творческом пространстве «Пальма» (пер. Пирогова, 18), остроумно совместившем «уходящую натуру» барочного театрального зала с духом современного коворкинга, состоится музыкально-поэтический марафон «День барочной поэзии».
В 13-00 — «Дегустации»: басни и любовная поэзия А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, И. Крылова прозвучит вместе с оперными ариями В. Ф. Баха, Г.Ф. Раупаха, Б. Галуппи, Дм. Бортнянского и др. в исполнении «Солистов Екатерины Великой» и солистов-сподвижников фестиваля Елизаветы Свешниковой, Веры Чекановой, Юлии Хотай, Виталия Соболева, Ильи Мазурова, Анастасии Бондаревой.
В 16-00 — «Езда в остров любви»: барочный актер Данила Ведерников и Андрей Решетин читают стихи из галантного романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» на старофранцузском, а их перевод Василия Тредиаковского – на русском языке XVIII века. Камерную музыку Версаля — Ж. Оттетера, Фр. Куперена, Ж.-М. Леклера – исполняют профессора Московской консерватории Ольга Мартынова (клавесин) и Ольга Ивушейкова (флейта-траверсо).

Венцом дня в 19-00 станет первое исполнение школьной драмы «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» Симеона Полоцкого – богослова, драматурга, придворного поэта, астролога и наставника детей царя Алексея Михайловича. Постановщики Данила Ведерников и Андрей Решетин. Исполнители – «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой», костюмы Лилии Киселенко.

Рифмой к «Дню русской поэзии» станет концерт 11 октября в Меншиковском дворце «Опыты риторики»: частый гость фестиваля Earlymusic, блистательный британский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг представляет коллаж из английской поэзии и музыки XVII столетия.

12 октября XXI Международный фестиваль EARLYMUSIC закроется уникальным концертом в планетарии «Люмьер-Холл». «Astronomy Domine» — это российская премьера, антология произведений английского астронома и композитора немецкого происхождения Уильяма Фредрика Гершеля (1738 — 1822).

С 14 сентября по 9 октября 2019 года в Петербурге пройдет XXII Международный фестиваль EARLYMUSIC – старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении. Две собственные фестивальные премьеры – новый балет Клауса Абромайта и постановка оперы Жана-Батиста Люлли «Атис»; гастроли двух знаменитых скрипачей Кристиана Тецлаффа (Германия) и Лины Тур Бонет (Испания) и двух великолепных барочных ансамблей – Masques (Франция) и MUSIca ALcheMIca (Испания-Италия); два концерта-марафона – длиной в целый день и в несколько часов – и все это в девяти вечерах.

Магистральная задача XXII фестиваля EARLYMUSIC – воспитание российских исполнителей старинной музыки с помощью ведущих европейских специалистов – дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта, барочного актера и певца Тьерри Пето и хореографа Клауса Абромайта. Визиты блистательных европейских ансамблей и солистов – не только «старинщиков», но и выходцев из академической школы – станут точками притяжения и для широкой публики, и для отечественных музыкантов, готовых перенимать самый передовой опыт в сфере аутентичного исполнительства. Особое внимание фестиваль уделяет И. С. Баху: сравнению его интерпретаций, истокам его музыки в творчестве композиторов-предшественников и в стихии танца, из которой родились баховские инструментальные шедевры.

14 сентября (19.00) на открытии фестиваля в Академической капелле впервые в России в одном концерте встретятся два взгляда на знаменитую Чакону И. С. Баха – академический и аутентистский. Первое отделение программы «И. С. Бах и его отражения» принадлежит академической школе. Блистательный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф, известный точными и тонкими интерпретациями Бетховена, Брамса, Дворжака, Бартока, Лигети, но прежде всего сольных сонат и партит И. С. Баха, исполнит баховские Партиту для скрипки соло ре минор BWV 1004 и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор BWV 1043 вместе с солисткой Мариной Бесчастных и Оркестром Средней специальной музыкальной школы-лицея при Санкт-петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта.

Во втором отделении концерта художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC, барочный скрипач Андрей Решетин исполнит Аллеманду, Сарабанду и Чакону из той же Партиты, а «Санкт-Петербургский балет Анджолини» станцует их, и тем самым вернет баховские опусы к их истокам, проявит их основу – танцевальное движение. Аутентистский взгляд на Баха расширит исполнение его духовных арий и Сонаты для скрипки и бассо континуо ми минор BWV 1023.

18 и 19 сентября (19.00) в «Театре на Литейном» состоится премьера постоянного партнера фестиваля, немецкого хореографа Клауса Абромайта «Танцы со временем». «Санкт-Петербургский балет Анджолини» под аккомпанемент «Солистов Екатерины Великой» исполнит танцы четырех столетий, начиная с XV века, когда появились первые танцевальные трактаты. История европейского танца Ренессанса и Барокко воплощена в цикле миниатюр, объединенных мета-сюжетом и направленных на раскрытие уникальных особенностей танцевальных манер в каждое столетие и в каждом стиле. Костюмы – Лилия Киселенко.

22 сентября (15.00 – 21.00) в Особняке общества «Пальма» (пер. Пирогова, 18) пройдет литературно-музыкальный марафон «Женщины барокко». Он посвящен не просто роли женщины в истории, но женщинам – действующим лицам в истории литературы и музыки. Лишенный как феминистического пафоса, так и патриархальной объективизации, марафон «Женщины барокко» легкими, беглыми штрихами обрисует в двух концертах и пяти сюжетах несколько исторических коллизий.

15.00 – «Брат и сестра: Уильям и Каролина Гершель»; «Воспитание чувств: Салон Мадлен де Скюдери» с российской премьерой пьес для скрипки и бассо континуо малоизвестного французского композитора Луи Оделина (Louis Heudelinne); «Больше, чем смерть: Иоганн Себастьян и Барбара Бах, Никита и Александра Демидовы» с Чаконой И. С. Баха и Вариациями Ивана Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю».

Читайте также  Написано сергеем довлатовым - премьера фильма в петербурге

19.00 – «Оклеветанное достоинство», или оправдание императрицы Анны Иоанновны с помощью музыки и поэзии, ею заказанной или ей посвященной;

«Пламень огненный – Елизавета» с исполнением Второго акта первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» Франческо Арайя – Александра Сумарокова.

23 сентября (19.00) в Феодоровском соборе пройдет концерт «Рождество Богородицы: духовная музыка XIIXVIII веков». Концерт-коллекция представит литургическую и паралитургическую музыку Европы и России, созданную на протяжении восьми веков. Программа объединяет опусы, требующие кардинально различных исполнительских стратегий и представлений о месте музыки в храме: Хильдегард фон Бинген (Германия, XII в.), Cantigas de Santa Maria (Испания, XIII в.), фрагменты мессы «The Western Wynde» Джона Тавернера (1490 – 1545), псалмы из «Рифмотворной псалтири» Симеона Полоцкого на музыку Василия Титова (ок. 1650 — между 1710 и 1715), а также фрагменты из школьной драмы Симеона Полоцкого (1629 — 1680) «Комедия о Навуходоносоре».

Концерт станет площадкой для обмена опытом и «точкой сборки» для нового проекта фестиваля EARLYMUSIC – вокального ансамбля, специально сфокусированного на исполнении старинной музыки в аутентичном исполнении. Первым проектом рождающегося на наших глазах коллектива станет работа над шедевром английской полифонии эпохи Возрождения под руководством авторитетнейшего музыковеда и дирижера Эндрю Пэрротта.

Исполнители: Эндрю Пэрротт, Эмили Ван Эвера (Великобритания), ансамбль средневековой музыки Laterna Magica, вокальный ансамбль фестиваля EARLYMUSIC при участии Ильи Мазурова (баритон), Любови Шаромовой (сопрано), Елене Гвритишвили (сопрано).

Концерт проходит в рамках Года Музыки Великобритании и России 2019, организованного Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета. Вход – за пожертвование храму.

1 октября (19.00) в Академической Капелле впервые в России – Ensemble Masques (Франция). Блистательный ансамбль, специализирующийся прежде всего на немецкой музыке XVII-XVIII вв., представляет программу «Истоки Баха». Как известно, Бах в переводе с немецкого означает «ручей». Ensemble Masques приглашает подняться вверх по течению ручья к его источнику и услышать музыку тех композиторов, которые сформировали вкус Иоганна Себастьяна Баха: Бибера, Розенмюллера, Муффата, Шмельцера, Вайхляйна.

2 октября (19.00) в Меншиковском дворце выступит знаменитая скрипачка Лина Тур Бонет (Испания) вместе с ансамблем MUSIca ALcheMIca (Испания, Италия). Программа «Музыка барочного Рима» посвящена сонатам Арканджело Корелли, в исполнении которых Лине Тур Бонет в наши дни нет равных. Об искусстве скрипичной игры Корелли-виртуоза ходили легенды, у него учились и ему подражали легионы инструменталистов в Италии, Франции, Англии и Германии. Влияние Корелли на Вивальди, Куперена, Рамо, Генделя и Баха, а также на саму форму сонаты и концерта громадно. Его Скрипичные сонаты op. 5 открыли собой XVIII век: они были изданы в 1700 году в Риме. В исполнении Лины Тур Бонет и ансамбля MUSIca ALcheMIca эти сонаты возвращаются в стихию буйной, ничем не ограниченной, но более чем органичной виртуозности и вновь обретают горячее дыхание барочного Рима.

8 и 9 октября (19.00) в Эрмитажном театре состоится главная премьера фестиваля EARLYMUSIC – постановка лирической трагедии Жана-Батиста Люлли «Атис. Опера для короля». Режиссер – Тьерри Пето (Франция), ассистенты режиссера – Андрей Решетин, Данила Ведерников, Андрей Пенюгин. Исполнители – Борис Степанов, Анастасия Бондарева, Вера Чеканова, Илья Мазуров, Юлия Хотай, Виталий Соболев, Александр Наземцев, Тьерри Пето, «Солисты Екатерины Великой», «Санкт-Петербургский балет Анджолини». Костюмы – Лилия Киселенко.

Работа над постановкой первой музыкальной трагедии классика французской музыки Жана‑Батиста Люлли – амбициознейший проект, в котором российские вокалисты и инструменталисты вторгаются на территорию самого сложного стиля старинной музыки — французского барокко. Артисты освоят французский театральный язык и систему барочных жестов XVII века под руководством ведущего специалиста в этой уникальной сфере – знаменитого барочного актера и певца Тьерри Пето (Франция).
Буклет с полным переводом-подстрочником либретто оперы к премьере выпускает Владимир Петренко, издательство «Коло».

Фестиваль сопровождается традиционным Альманахом: статьи по геральдике, барочной жестикуляции и танцам и пр., и пр. раскрывают контекст времени звучащей музыки.

В рамках фестиваля состоится круглый стол «Earlymusic сегодня: проблемы и решения», в котором примут участие президент REMA/EU Early Music Network Альберт Эдельман, вице-президент REMA/EU Ричард Хизон, художественный руководитель Санкт-Петербургского международного фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин.

Тьерри Пето и Эндрю Пэрротт дадут лекции на дискуссионной площадке Фестиваля – в клубе Social Club.

XXII Международный фестиваль EARLYMUSIC проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Фонда Делзелла (США), Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского Корсакова, компании ESTEL.

Выбор Сергея Ходнева

Баттл академического исполнительства с аутентичным, глубокое европейское Средневековье в столкновении с пестрым русским барокко, исторически достоверная хореография и полномасштабная постановка оперы Люлли: санкт-петербургский фестиваль Earlymusic по-прежнему заботится не только о раритетности репертуара, но и о заманчивой необычности его подачи. Самые важные сюжеты XXII фестиваля — просветительско-образовательная лабораторная работа, а также творчество Баха в непривычных ракурсах

Открытие: Кристиан Тецлафф и Андрей Решетин

Как лучше слушать скрипичного Баха — на жильных струнах, с барочным смычком и в исторически информированной манере или же на привычный и традиционный академический лад? Можно теоретизировать и спорить, а можно поставить наглядный практический эксперимент. Как и делает фестиваль: на его открытии великая баховская Чакона прозвучит в исполнении сначала знаменитого скрипача Кристиана Тецлаффа, а затем — худрука Earlymusic Андрея Решетина. Состязание подытожат хореографические миниатюры на музыку танцев из ре-минорной партиты в исполнении «Санкт-Петербургского балета Анджолини».

Государственная академическая капелла, 14 сентября, 19.00

Собственный оркестр у фестиваля есть, собственный балетный коллектив тоже, но вот собственного хора жизненно не хватает. Теперь он появляется. Его отчетно-лабораторный концерт в Феодоровском соборе под руководством легенды британского аутентизма Эндрю Пэрротта — с одной стороны, workshop, с другой же — возможность послушать в качественном исполнении невероятную программу, какой на наших сценах днем с огнем не сыщешь. Музыка Гильдегарды Бингенской (XII век), испанские «Кантиги Святой Марии», полифонисты английского Ренессанса и тут же отечественное барокко от Алексея Михайловича до Елизаветы Петровны.

Феодоровский собор, 23 сентября, 19.00

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Французский ансамбль Masques, назвавший свою программу «Истоки Баха», занимается в основном той музыкой, которую наверняка хорошо знали (а то и играли) Бах-дед, Бах-отец да и сам юный Иоганн Себастьян,— немецко-австрийским репертуаром XVII — начала XVIII века. Среди композиторов этого вечера есть большие имена: капельмейстер венского двора Иоганн Генрих Шмельцер, трудившиеся в барочном Зальцбурге Георг Муффат и Генрих Игнац Бибер, Иоганн Розенмюллер, пробившийся в музыканты венецианской Капеллы св. Марка. Но есть и Романус Вайхляйн — феноменальный автор, заново открытый именно музыкантами Masques.

Государственная академическая капелла, 1 октября, 19.00

«Музыка барочного Рима»

Уроженка Ивисы Лина Тур Бонет прежде в каких только барочных оркестрах не играла первую скрипку — Les Arts Florissants, Concerto Koeln, Les Musiciens du Louvre, Il Complesso Barocco и так далее. На самом деле как солистка она выступает с самой разной музыкой вплоть до новейших композиторов, но регулярно возвращается к старинному репертуару, в том числе и с собственным ансамблем MUSIca ALcheMIca. В программе их петербургского концерта — Арканджело Корелли, человек, задавший стандарты скрипичной виртуозности всему доклассическому XVIII веку, и его краеугольное произведение — 12 сонат op. 5.

Читайте также  Всероссийская ночь искусств 2019 в санкт-петербурге

Меншиковский дворец, 2 октября, 19.00

«Атис. Опера для короля»

В 1986 году Уильям Кристи и его соратники поразили оперный мир постановкой «Атиса» Жан-Батиста Люлли, где все было так, как при Людовике XIV: не только музыка, но и жесты, танцы, костюмы, парики, смотревшиеся в совокупности открытием Атлантиды. Обожаемую «королем-солнцем» лирическую трагедию о фракийце Атисе, которого, на его беду, полюбила ревнивая богиня Кибела, в Петербурге теперь тоже исполнят на аутентичный лад. Художественное руководство одним из самых амбициозных проектов Earlymusic поручено французу Тьерри Пето, признанному специалисту по старинному театру и исторически информированному сцендействию.

Эрмитажный театр, 8 и 9 октября, 19.00

Полная программа и расписание показов на сайте фестиваля

EarlyMusic 2020: программа фестиваля старинной музыки, трансляция онлайн

Осенью этого года в России пройдёт ежегодный онлайн-фестиваль старинной музыки EarlyMusic 2020.

EarlyMusic 2020

В этом материале ALLFEST.RU вам расскажет о том, где пройдёт, датах и месте проведения, а также познакомим с программой фестиваля и расскажем как добраться до площадки мероприятия.

Прямая трансляция

Где пройдёт мероприятие? Место проведения фестиваля старинной музыки EarlyMusic 2020 – город EarlyMusic, в этом году мероприятие проходит только онлайн, прямую трансляцию вы можете смотреть в ВКонтакте — vk.com/earlymusicfest.

Дата проведения

Когда пройдёт мероприятие? Даты проведения ежегодного фестиваля старинной музыки EarlyMusic 2020, который состоится онлайн — с 29 сентября по 11 октября. Смотрите расписание ниже..

Оставайтесь в курсе фестивальной жизни! Подпишитесь на наше сообщество в ВКонтакте, Telegram!

Билеты

Просмотр фестиваля бесплатный.

Программа

Сейчас мы познакомим вас с программой фестиваля EarlyMusic 2020.

  • 29 сентября в 20.00.

Премьера виртуальной постановки мелодрамы Георга Антона Бенды «Ариадна на Наксосе» пройдет в пространстве Севкабель Порт — в гигантском пустом цеху бывшего завода с видом на Финский залив. Именно здесь фестивалю удастся воссоздать в онлайн-трансляции аутентичную для этого театрального шедевра атмосферу покинутости, страсти и отчаяния, пребывания во власти стихий, неподвластных смертным.

Постановка будет представлять собой сочетание барочных жестов, декламации, немецкого языка и великолепной музыки XVIII века с индустриальным интерьером бывшего цеха. Тезей в исполнении Клауса Абромайта предстанет на фотографиях Ильи Кагана и в аудиозаписи, идеально соблюдая социальную дистанцию с Ариадной.

1 октября, 13.00 – 19.00 День рождения Павла I в Гатчине. Три прямых трансляции из Гатчинского дворца.

  • 13.00 — Фехтование смычком. Часть первая. Мраморная столовая Гатчинского дворца

Концерт-состязание двух барочных скрипачей, художественного руководителя фестиваля EARLYMUSIC Андрея Решетина и известной сольной скрипачки, основателя ансамбля Barocco Concertato Марии Крестинской состоится на самом интригующем поле – на материале виртуозной итальянской, немецкой и русской музыки XVIII века для скрипки соло. Игра пройдет в двух таймах. Первый тайм станет одновременно открытием концертного марафона в честь императора Павла I, большого ценителя музыки.

В трансляции прозвучат самая знаменитая соната Джузеппе Тартини «Дьявольские трели» и Соната для скрипки соло ор. 3 №1 первого русского скрипача-виртуоза Ивана Хандошкина, считавшего Тартини своим учителем.

  • 15.00 — Венера и Анакреон Павильон Венеры в Гатчинском парке

Стихотворения Антиоха Кантемира и Михаила Ломоносова, переводы XVIII века из любовной лирики Анакреона прозвучат в исполнении «Солистов Екатерины Великой» вместе с фрагментами музыки шведского капельмейстера Юхана Хельмиха Румана, написанной им для коронационного балета Петра II по заказу графа Н. Ф. Головина и известной ныне как сюита «Golovinmusiken».

  • 17.00 — Театр застолья: искусство кулинарии и сервировки с тремя интерлюдиями. Мраморная столовая Гатчинского дворца

Режиссер и ведущий этого «представления» Данила Ведерников – не только известный барочный актер, но большой знаток русской исторической кухни XVIII века и практикующий шеф-повар. Рецепты императорского застолья будут раскрыты в трех переменах блюд с музыкально-танцевальными дивертисментами в исполнении «Солистов Екатерины Великой» и «Санкт-Петербургского балета Анджолини».

  • 7 октября, 19.00 — Фехтование смычком. Часть вторая Трансляция из Меншиковского дворца

Виртуозная музыка XVIII века для скрипки соло прозвучит в аутентичных интерьерах Меншиковского дворца. Смычками фехтуют ведущие петербургские барочные скрипачи, художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин и основатель ансамбля Barocco Concertato Мария Крестинская. Во втором тайме двухчастной программы состязаются не только исполнители, но и европейские скрипичные школы. За команду «Юг» играют знаменитые барочные итальянские виртуозы П. Локателли, П. Нардини, Б. Кампаньоли, Н. Паганини. За «Север» выступают И.С. Бах и Й. Х. Руман.

  • 11 октября, 19.00 – Клаус Абромайт, Юхан Хельмих Руман. Барочный балет-аллегория «Союз Ветра и Моря». Редакция Константина Чувашева. Трансляция из Эрмитажного театра.

В 1728 году по заказу русского посла в Стокгольме графа Н. Ф. Головина шведский придворный капельмейстер Юхан Хельмих Руман написал музыку для балета в честь коронации русского императора Петра II. В 2017 году благодаря фестивалю EARLYMUSIC сюита «Golovinmusiken» Румана впервые увидела сцену в той пышной и цельной форме, ради которой создавалась. Либретто полноформатного балета в традициях XVIII века создал немецкий хореограф Клаус Абромайт. Исполнителями стали ведущие коллективы фестиваля EARLYMUSIC «Санкт-Петербургский балет Анджолини» и ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством художественного руководителя фестиваля Андрея Решетина. Костюмы создала известный петербургский модельер Лилия Киселенко.

В 2020 году петербургский последователь Клауса Абромайта, хореограф и руководитель коллектива «Санкт-Петербургский балет Анджолини» Константин Чувашев создает вторую редакцию спектакля. В новой редакции главную роль исполнит наш город – Санкт-Петербург.

Встретимся осенью на фестивале EarlyMusic 2020 онлайн!

Домашние радости. XXII EARLYMUSIC в Петербурге

Какой фестиваль не хочет, чтобы у него все было свое — и площадка, и публика, и исполнители? Особенно если он нишевой, сфокусированный на каком–нибудь не совсем общепринятом виде искусства, мастеров в котором еще поди сыщи. Возьмем, к примеру, Международный фестиваль EARLYMUSIC. Специализируется на старинной музыке в аутентичном исполнении.

Общее место. Третий фестиваль Бориса Гребенщикова «Части света»

Начал 22 года назад с приглашения мировых звезд исторически информированного движения (в англоязычном просторечии — HIP) и тем сделал Петербургу славу столицы старинной музыки, а себе — репутацию большого, статусного, стильного события. Где концерты — там и мастер–классы: должны же высокие гости передавать мастерство местным неофитам!

Постепенно образовательные акции заполнили собой весь год, фестиваль увлекся воспитанием российских аутентистов более, чем промоутерско–гастрольной деятельностью. И вот результат: нынешний EARLYMUSIC — своего рода исполнительский завод с собственным мини–оркестром (а больше для барокко и не нужно), балетной труппой, отрядом обученных солистов–вокалистов. И всех надо не то чтобы кормить (в негосударственной музыкальной сфере, увы, как в поговорке — волка ноги кормят), но занимать.

Интровертная позиция фестиваля — лицом к внутренним исполнительским нуждам, а не к чаяниям широкой публики — как нельзя более очевидна в программе 2019 года. В этом есть минусы, но есть и плюсы.

Впрочем, европейские гости на EARLYMUSIC тоже будут. 14 сентября в Капелле фестиваль откроет — ни много ни мало — прославленный академический скрипач Кристиан Тецлафф. Он исполнит на железных струнах Концерт для двух скрипок и сольную Партиту ре минор И. С. Баха. Худрук EARLYMUSIC Андрей Решетин ответит той же Чаконой из Партиты, не просто сыгранной на барочной скрипке, но и станцованной как «нормальный» барочный танец «Санкт–Петербургским балетом Анджолини». Встречей железных и жильных струн — как встречей на Эльбе — будет символически увенчано другое суперсобытие: 14–го в полдень на Невском проспекте торжественно откроется памятник И. С. Баху. Бюст работы Левона Лазарева встанет лицом к лицу с его же бюстом Гете в скверике у Петрикирхе.

Читайте также  Куда сходить и что посмотреть ночью в санкт-петербурге?

1 октября в Капелле выступит обаятельнейший французский инструментальный ансамбль Masques с немецкой музыкой добаховского времени. Гибкие, текучие, не обремененные правилами композиции (их тогда еще не придумали) сонато–сюиты Шмельцера, Вайхляйна, Муффата и Бибера коллектив играет с чудесной пластичностью, музыкальное время растягивает и сжимает как демиург, шестеро звучат как один. Красота несказанная.

2 октября в Меншиковском дворце экстравагантная испанская скрипачка Лина Тур Бонет вместе с ансамблем MUSIca ALcheMIca представит свой opus magnum — сонаты Арканджело Корелли op. 5. В ее руках эталонные барочные опусы звучат так, как будто она сама их сочинила. Что отчасти справедливо: украшения и импровизации (обязательный элемент для скрипача–виртуоза времен Корелли) Лина Тур Бонет сама себе и придумала, не полагаясь на десятки чужих вариаций, изданных еще в XVIII веке. Все остальные иностранцы на EARLYMUSIC–2019 выступают кураторами программ российско–фестивального производства. Немецкий хореограф–аутентист Клаус Абромайт сочиняет очередной балет (18–19 сентября, театр «На Литейном»). «Санкт–Петербургскому балету Анджолини» потребовалось погрузиться в нюансы исполнения аллеманд, сарабанд и прочих пассамеццо в XV–XVIII веках — в ответ появилась хрестоматия по европейским танцам четырех веков «Танцы со временем».

Оперным солистам EARLYMUSIC понадобилось поработать над аутентичной театральной жестикуляцией и старинным прононсом — поэтому французский барочный актер Тьерри Пето ставит с ними образцово–показательную оперу Люлли «Атис» (8 и 9 октября, Эрмитажный театр). Обойдется без декораций, спецкостюмов и балета, зато с Люлли и королем Людовиком XIV на сцене.

Фестивалю давно хочется завести еще и свой аутентистский хор. Так что в Петербург вновь приезжает британский дирижер и музыковед Эндрю Пэрротт и разучивает с местной «сборной» фрагменты мессы Джона Тавернера The Western Wind (записанную его The Taverner Choir, Consort & Players в 2016 году и получившую Diapason d’Or). Премьера — 23 сентября в Феодоровском соборе в компании другой духовной музыки Европы и России XII–XVIII веков.

Все эти домашние радости могут показаться не слишком искушенному меломану немного бледными: и в балете, и в опере, и в марафоне «Женщины барокко» 22 сентября — одни и те же лица. Ничем не хуже Мариинского театра, кстати: там тоже лица все знакомые, но никому не надоедает следить, какова сегодня Стихина в «Травиате», а Кондаурова — в «Баядерке».

XXII Санкт-Петербургкий Международный фестиваль EARLYMUSIC

С 14 сентября по 9 октября 2019 года в Петербурге пройдет XXII Международный фестиваль EARLYMUSIC – старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении.

Место проведения: Разные городские площадки

Время проведения: 14 сентября — 9 октября

XXII Санкт-Петербургский международный фестиваль EARLYMUSIC открывается 14 сентября в Академической капелле программой «Иоганн Себастьян Бах и его отражения». В этот день в 12 на Невском проспекте состоится официальное открытие памятника Иоганну Себастьяну Баху. Его бюст займет место напротив бюста Гете перед Петрикирхе. Автор обоих монументов — Левон Лазарев. Работу над гипсовым бюстом Баха скульптор закончил в 2004 году за неделю до смерти. Воплощение выстраданной идеи оказалось труднее, чем виделось в начале.

Фестиваль EARLYMUSIC– старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении – горд своей причастностью к ее осуществлению. Отныне, гуляя по Невскому, можно встретить самого Баха!

Две собственные фестивальные премьеры – новый балет Клауса Абромайта и постановка оперы Жана-Батиста Люлли «Атис»; гастроли двух знаменитых скрипачей Кристиана Тецлаффа (Германия) и Лины Тур Бонет (Испания) и двух великолепных барочных ансамблей –Masques (Франция) и MUSIca ALcheMIca (Испания Италия); два концерта-марафона – длиной в целый день и в несколько часов – и все это в девяти вечерах. Магистральная задача XXII фестиваля EARLYMUSIC – воспитание российских исполнителей старинной музыки с помощью ведущих европейских специалистов – дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта, барочного актера и певца Тьерри Пето и хореографа Клауса Абромайта. Визиты блистательных европейских ансамблей и солистов – не только «старинщиков», но и выходцев из академической школы – станут точками притяжения и для широкой публики, и для отечественных музыкантов, готовых перенимать самый передовой опыт в сфере аутентичного исполнительства. Особое внимание фестиваль уделяет И. С. Баху: сравнению его интерпретаций, истокам его музыки в творчестве композиторов-
предшественников и в стихии танца, из которой родились баховские инструментальные шедевры.

14 сентября (19.00) на открытии фестиваля в Академической капелле впервые в России в одном концерте встретятся два взгляда на знаменитую Чакону И. С. Баха –академический и аутентистский. Первое отделение программы «И. С. Бах и его отражения» принадлежит академической школе. Блистательный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф, известный точными и тонкими интерпретациями Бетховена, Брамса, Дворжака, Бартока, Лигети, но прежде всего сольных сонат и партит И. С. Баха, исполнит баховские Партиту для скрипки солоре минор BWV 1004 и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор BWV 1043 вместе с солисткой Мариной Бесчастных и Оркестром Средней специальной музыкальной школы-лицея при Санкт-петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта.

Во втором отделении концерта художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC, барочный скрипач Андрей Решетин исполнит Аллеманду, Сарабанду и Чакону из той же Партиты, а «Санкт-Петербургский балет Анджолини» станцует их, и тем самым вернет баховские опусы к их истокам, проявит их основу – танцевальное движение. Аутентистский взгляд на Баха расширит исполнение его духовных арий и Сонаты для скрипки и бассо континуо ми минор BWV 1023

18 и 19 сентября (19.00) в «Театре на Литейном» состоится премьера постоянного партнера фестиваля, немецкого хореографа Клауса Абромайта «Танцы со временем». «Санкт-Петербургский балет Анджолини» под аккомпанемент «Солистов Екатерины Великой» исполнит танцы четырех столетий, начиная с XV века, когда появились первые танцевальные трактаты. История европейского танца Ренессанса и Барокко воплощена в цикле миниатюр, объединенных мета-сюжетом и направленных на раскрытие уникальных особенностей танцевальных манер в каждое столетие и в каждом стиле. Костюмы – Лилия Киселенко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: