Выставка лю болин: художник-невидимка в эрарте - JEKATERINBURG.RU

Выставка лю болин: художник-невидимка в эрарте

Лю Болин —
«художник-невидимка»

Этой зимой Музей современного искусства Эрарта представит новую международную выставку знаменитого китайского «художника-невидимки» Лю Болина. Продлится она с 17 февраля по 20 мая, открытие для прессы состоится 15 февраля. Проект организован в сотрудничестве с Galerie Paris-Beijing, эксклюзивный партнер — компания Moncler.

Когда вы смотрите на фотографии Лю Болина, может показаться, что на них запечатлены необычные пейзажи, не более того. Однако если присмотреться внимательней, на каждой можно разглядеть контур стоящего человека. В его фигуре есть что-то тревожащее, вызывающее вопросы. Что он здесь делает? Что символизирует его присутствие? С какой целью он вписал себя в пейзаж?

Конечно, фигура — это и есть Лю Болин, который «исчезает в городе», становясь «человеком-невидимкой». Прежде всего художник тщательно выбирает фон и место, которое имеет для него символическое значение и в то же время вызывает отклик у других. Затем он вместе с командой определяет свое точное положение на снимке и подбирает костюм. Одежду раскрашивают так, чтобы он полностью сливался с подобранным фоном, на это уходит около Затем Лю Болин надевает готовый костюм и совершенно неподвижно стоит в выбранной точке, пока помощники раскрашивают его лицо и делают снимки. На создание одной фотографии, даже с учетом усилий пяти или шести человек, может уйти целый день.

Серия ‘Спрятаться в городе’. Suojia Village. Фотография была сделана в разрушенной мастерской. 2005. Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris

Художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий. Снимки Болина точно передают, как краска наложена на него в этот конкретный день, в эту конкретную погоду и при этом конкретном освещении.

Включение себя в определенный пейзаж позволяет Лю Болину высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определенную степень анонимности. Кроме того, он осмысливает в своих работах проблемы экологии и глобального потепления.

Серия ‘Спрятаться в городе’. Великая стена. 2010. Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

Серия ‘Спрятаться в городе’. Подсолнухи. 2012. Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

Серия ‘Спрятаться в городе’. Шарики. 2013. Liu Bolin, courtesy of the artist and Galerie Paris-Beijing

«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то, что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет свое значение», — утверждает художник.

15 февраля Лю Болин приедет на открытие выставки и проведет встречу с журналистами. Помимо стандартных вопросов и ответов, он «спрячет» в выбранный фон нескольких добровольцев, продемонстрировав свои методы в действии. Более того, за день до открытия Лю Болин тоже «исчезнет в «Эрарте», то есть впишет себя в пространство музея, таким образом включив его и Санкт-Петербург в свою творческую биографию. Процесс будет запечатлен на видео и показан на вернисаже.

Биография художника

Лю Болин родился в Китае в провинции Шаньдун в 1973 году. Получил степень бакалавра и затем магистра искусств в Центральной академии искусств в Пекине. Его работы выставлялись по всему миру, в том числе в Центре Помпиду (Париж, Франция); в Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия); в штаб-квартире ООН (вестибюль главного входа) и в Центральном учреждении ООН (Нью-Йорк, США). Работы художника включены в собрания с мировым именем, например в Unicredit Group (Милан, Италия), Société Générale (Франция), музей Fotografiska (Стокгольм, Швеция) и Fondation Ariane de Rothschild (Мадрид, Испания).

Три причины посмотреть выставку художника-невидимки

В музее Эрарта открылась выставка, представляющая полсотни фотографий знаменитого китайского живописца, скульптора и перформера, который известен на весь мир тем, что вписывает себя или своих моделей в любой пейзаж и интерьер до степени полной неразличимости. «Город 812» нашел три причины, чтобы ее посмотреть.

Причина первая. Проект Лю Болина дает хорошее представление о том, что такое актуальное китайское искусство. Оно работает, с одной стороны, в условиях экономики рыночной, пусть и называемой социалистической, а с другой – в условиях строгой политической цензуры.

Спрятаться в городе. Дверь сейфа. 2011 год, 118х150 см

Нам более-менее известны две китайские арт-звезды. Ай Вейвей показывал два года назад большой проект в хельсинском HAM. Цая Гоцяна прошлой осенью демонстрировал московский ГМИИ. Вейвей (живущий в Пекине) – сейчас едва ли не самый известный художник в мире – может позволить себе роскошь открыто критиковать китайские власти. Цай (обитающий в Нью-Йорке) предпочитает говорить о русской революции 1917 года, Берлинской стене и вечных темах скоротечности жизни.

Лю, который живет между Пекином и Парижем, отказался говорить в Петербурге о политике и вообще отделывался общими фразами в ответ на любые мировоззренческие вопросы. Давая понять, что все необходимые ответы находятся в его работах. Действительно, если художник в серии «Спрятаться в городе» вписывается в витрины супермаркета с дешевой лапшой, аптеки с сомнительной фармацией, магазины дешевых пластиковых игрушек, то, наверное, это что-то значит.

Тем более если он позирует на фоне текста статьи 19 Всеобщей декларации прав человека (о свободе убеждений и праве на распространение информации), обложек журнала Charlie Hebdo; вставляет в поле спелой пшеницы крестьян, страдающих от соседнего химического комбината, или выстраивает вдоль бело-синей стены уволенных с фабрики рабочих.

Иногда понять его сложнее: когда художник прячется в китайском флаге, это может считываться по-разному, от критики до восхваления. Лю осторожно использует официальный флаг – красное полотнище с серпом и молотом, – поворачивая оба инструмента.

Причина вторая. Выставка наглядно показывает, как работает современный художник и что на самом деле является главным продуктом его деятельности. Чтобы провести в Петербурге два перформанса по «вписыванию» на себе и на двух добровольцах, Лю приехал со своей французской командой, состоящей из 5 человек: два художника-ассистента, визажист, оператор и видеорежиссер. Эта команда основная, но состав может меняться от страны к стране, хотя обычно не превышает шести персон.

Спрятаться в городе.
Париж, аптека. 2013 год. 120х150 см

В итоге произведениями являются перформанс, видео, снятое по его ходу, финишная фотография. Художник уверяет, что только в исключительных случаях и очень ограниченно пользуется фотошопом. Но главным произведением становятся разговоры и сетевые обсуждения, что именно хотел сказать художник, в Интернете и социальных сетях.

Причина третья. Чтобы это обсуждение состоялось, а не ограничилось для публики простым селфи на фоне «прикольного» Лю, Эрарта грамотно выстраивает выставку. Использованы три принципа. Ей отведено максимально возможное пространство – «Человек-невидимка» полностью занимает два этажа нового выставочного крыла Эрарты. Музей четко делит фотографии по темам, их четыре: политика, консюмеризм, энвайронмент (искусство в среде), монументализм (вписывание в китайские исторические объекты). Не забыты и сюрреалистические скульптуры, дань первой специальности автора. Наконец, для каждой темы составлены оптимальные экспликации. Не слишком короткие, не оставляющие ничего в головах зрителей, но и не слишком длинные, чтобы утомить их мозги.

Читайте также  Мини-отель на некрасова – гостиница эконом-класса спб

Почему нужно идти на выставку художника-невидимки Лю Болина?

Подписаться

Поделиться

В Эрарте сегодня, 17 февраля, стартует экспозиция Лю Болина, прозванного художником-невидимкой. В каждой своей работе он сливается с окружающей средой, совмещая техники перфоманса и фото. В петербургском музее он также «спрятался» в работе «След червя», разрисовал добровольцев, в том числе блогера Елену Шейдлину, и рассказал нам о своем творческом методе.

Серия ‘Спрятаться в городе’. Панда. 2012 © Лю Болин, предоставлено художником и Galerie Paris-Beijing

Серия ‘Спрятаться в городе’. Подсолнухи. 2012 © Лю Болин, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

Впервые Лю Болин превратил игру в прятки в художественный прием в 2005 году. Для подготовки к Олимпийским играм в Пекине местное правительство уничтожило арт-лагерь «Суо Джия Кан», в котором у него была мастерская. Для протеста из-за разрушения творческой резиденции художник выбрал форму, на первый взгляд, больше похожую на конформизм – разрисовал себя, чтобы визуально слиться с руинами. Так появился цикл «Спрятаться в городе».

«Когда ты вовлекаешься в искусство, сам становишься этим искусством. С 1995 года – с момента окончания учебы – я постоянно рефлексирую. Конечно, с перерывами: у меня ничего не происходит плавно».

Серия ‘Спрятаться в городе’. Великая стена. 2010 © Лю Болин, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

Серия ‘Спрятаться в городе’. Семейная фотография. 2012 © Лю Болин, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

В невидимости (но при этом физическом присутствии) Болин шифрует свою политическую позицию: как госструктуры и власти родного коммунистического КНР часто не замечают проблемы обычных людей.

«Я мог выбрать любую профессию. Больше всего мне хотелось стать художником или военным. Остановился на первом, но совместил со вторым: например, я делаю боди-арт не на обнаженном теле, а на камуфляжной форме, которая маскирует человека в среде. Мне не хотелось быть таким показушным художником – их сейчас много. Искусство для меня и есть жизнь – вот это самое значимое».

Лю Болин продемонстрировал свой творческий процесс от начала до конца

Лю Болин вписывает блогера Елену Шейдлину и ведущую Марию Сапожникову в картину «Сады Эдема»

Лю Болин вписывает блогера Елену Шейдлину и ведущую Марию Сапожникову в картину «Сады Эдема»

Лю Болин вписывает блогера Елену Шейдлину и ведущую Марию Сапожникову в картину «Сады Эдема»

Художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фото – все происходит вживую через игру света, тени и тщательный подбор красок.

«В каждую работу ты вкладываешь очень много сил, но у меня нет сожалений, что процесс закончен: я достигаю результата, а потом просто иду дальше».

Серия ‘Спрятаться в городе’. Объединенные нации. 2015 © Лю Болин, предоставлено художником и Galerie Paris-Beijing

Серия ‘Спрятаться в городе’. Пластиковые игрушки. 2014 © Лю Болин, с участием художника и Galerie Paris-Beijing

Чаще всего художник подбирает фон для работы так, чтобы что-то рассказать об актуальных проблемах общества. Среди его проектов – «Глобальные цели», сделанный по заказу ООН. В нем он растворялся во флагах 193 стран.

«Этот проект я сделал перед небольшой конференцией, посвященной проблемам экологии в отдельных странах мира. Мне хотелось сказать о будущем этих неблагополучных регионов, привлечь внимание и проявить уважение к ним».

Лю Болин часто участвует в коллаборациях. Среди его поклонников – граффитист JR и певец Джон Бон Джови, который доверил Болину оформление обложки альбома What About Now.

Перфоманс художника для Moncler снимала Энни Лейбовиц, часто сотрудничающая с французским брендом. В комбинезоне марки он исчезал на фоне достопримечательностей Нью-Йорка.

«Я многому научился у Энни Лейбовиц. Самое главное – это то, какую форму она выбирает, и то, что передает совершенно неуловимую атмосферу: обычные люди не замечают этого».

Копирайт для фотографий с перфомансом «Спрятаться в Эрарте»:
Спрятаться в Эрарте © Эрарта

Копирайт для фотографий с перфомансом «Спрятаться в Эрарте»:
Спрятаться в Эрарте © Эрарта

Копирайт для фотографий с перфомансом «Спрятаться в Эрарте»:
Спрятаться в Эрарте © Эрарта

Копирайт для фотографий с перфомансом «Спрятаться в Эрарте»:
Спрятаться в Эрарте © Эрарта

Копирайт для фотографий с перфомансом «Спрятаться в Эрарте»:
Спрятаться в Эрарте © Эрарта

В Эрарте не только покажут работы художника, но и он сам растворился в пространстве музея. Для проекта «Спрятаться в Эрарте» Лю Болин выбрал инсталляцию Сергея Карева «След червя» — одну из самых масштабных в коллекции. Итоговая фотография «спрятанного» художника, которую сделала команда Болина, войдет в постоянную экспозицию Эрарты. Она расположится рядом со «Следом червя». Кроме того, работа станет частью творческой биографии китайского автора – в будущем зрители других стран увидят ее среди прочих на выставках Лю Болина.

«Для перфоманса в Петербурге я выбрал работу «След червя», можно сказать, из личного интереса: по образованию и по сути я скульптур и занимаюсь этим направлением 60% своего времени».

Выставка «Лю Болин. Художник-невидимка» продлится в музее Эрарта с 17 февраля по 20 мая.

Художник-невидимка Лю Болин «спрятался» в музее Эрарта

14 февраля Лю Болин «вписал» себя в скульптуру Сергея Карева «След червя», а 15 февраля замаскировал под картину «Сады Эдема» двух волонтеров

В преддверии дня открытия выставки «Лю Болин. Художник-невидимка» в музее Эрарта звезда современного искусства из Китая Лю Болин наглядно продемонстрировал творческий процесс: «спрятался» в одну из работ коллекции Эрарты сам и вписал в другую работу волонтеров.

14 февраля художник и его международная команда несколько часов прятали Лю Болина на фоне масштабной инсталляции Сергея Карева «След червя» (постоянная экспозиция музея Эрарта, 4 этаж). За творческим процессом могли свободно наблюдать все посетители музея.

Итогом многочасовой работы стала фотография, на которой Лю Болин полностью сливается с арт-объектом. Этот снимок, сделанный фотографом из команды Болина, войдет в постоянную коллекцию музея Эрарта и будет экспонироваться рядом с инсталляцией Карева. Также посетители будущих выставок китайского художника по всему миру смогут увидеть работу «Спрятаться в Эрарте»: фотография станет частью творческой биографии Лю Болина.

«Для музея Эрарта, безусловно, важно сотрудничество с таким значимым представителем современной арт-сцены, поскольку мы стремимся показывать соотечественникам актуальное искусство не только России, но и всего мира. Мы рады, что музей Эрарта смог организовать самую большую на сегодняшний день выставку художника. Работы Лю Болина – это яркий пример того, как в доступной форме художник транслирует проблемы, затрагивающие каждого человека», – говорит Екатерина Атоян-Милюкова, директор по внешним связям музея Эрарта.

15 февраля Лю Болин показал свое мастерство с помощью двух добровольцев – digital-художника и модели Елены Шейдлиной и петербургского тележурналиста Марии Сапожниковой. Девушки мужественно провели на ногах пять часов, в течение которых их тела, лица и волосы покрывали краской до полного «исчезновения» на фоне работы художника Петра Горбаня «Сады Эдема». За перфомансом с участием волонтеров следили представители региональных и федеральных СМИ.

По словам Лю Болина, обе работы из коллекции музея Эрарта для своих перфомансов он выбирал, основываясь не только на размерах объектов, но и на собственных художественных предпочтениях.

«Я сам скульптор, поэтому у меня был личный интерес к инсталляции «След червя». Что касается большого полотна «Сады Эдема», мне очень понравились форма и исполнение», – отмечает художник.

К открытию выставкиресторан Erarta подготовил новый десерт, вдохновленный творчеством китайского художника. Лю Болин – известный мастер сочетания жанров и техник, поэтому десерт, посвященный его выставке, тоже соединил в себе несколько фактур и оттенков вкуса: карамель – с воздушным бисквитом, кокосовый мусс – с ванильным мороженым. Десерт будет подаваться только в период проведения выставки.

«Мне было очень приятно получить приглашение от Эрарты. Я рад, что у нас получилась эта выставка, – делится впечатлениями художник. – За два дня, в перерывах между работой, я походил по залам музея и сумел понять, какие художники здесь выставляются. Мне было важно увидеть все разнообразие российского современного искусства и то, какой акцент делается на образовательном компоненте».

Масштабная выставка «Лю Болин. Художник-невидимка», занимающая два этажа музея Эрарта, работает с 17 февраля до 20 мая. Экспозицию составили более пятидесяти фотографий, на которых Лю Болин «маскируется» в знаковых местах планеты, лайтбоксы и скульптуры.

Музей Эрарта выражает особую благодарность Эксклюзивному партнеру выставки, компании Moncler. Философия бренда «Монклер» всегда строилась на поддержке искусства и творчества. Бренд особенно дорожит партнерством с Лю Болином, «спрятанным» главным героем последней рекламной кампании «Монклер», в которой художник призывает к диалогу между искусством и природой.

Выставка организована в сотрудничестве с Galerie ParisBeijing.

ЛЮ БОЛИН. Художник-невидимка в музее Эрарта

Музей современного искусства Эрарта представляет новую международную выставку: работы знаменитого китайского «художника-невидимки» Лю Болина. Выставка всемирно известного «человека-невидимки открылась для публики 17 февраля 2018

В своем творчестве Лю Болин соединяет различные жанры и техники, включая скульптуру, перформанс и фотографию. Своими работами он обращается и к важным проблемам всего современного общества, и к политическим противоречиям Китая и других мировых держав.

На первый взгляд, когда вы смотрите на итог работы Болина — фотографии, может показаться, что на них запечатлены необычные пейзажи, не более того. Какие-то из пейзажей легко узнаваемы, другие — нет. Однако, если присмотреться внимательней, на каждой фотографии можно разглядеть контур стоящего человека. В его фигуре есть что-то тревожащее, вызывающее вопросы. Что он здесь делает? Что символизирует его присутствие? С какой целью он вписывает себя в пейзаж?

Конечно, фигура — это и есть Лю Болин, который «исчезает в городе», становясь «человеком-невидимкой». Предпосылкой к созданию цикла фотографий «Спрятаться в городе» стали события 2005 года, когда местное правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан в Пекине. Наряду со многими другими художниками Лю Болин, член Суо Джия Кан, потерял свою мастерскую и почувствовал своим долгом выразить протест против беспричинного разрушения творческого дома десятков соотечественников. А политический климат в Китае таков, что определенные формы протеста были и остаются под запретом. Такое непростое положение дел побудило художника разработать оригинальные методы выражения своего мнения. Этими методами Болин пользуется и сегодня. Удивительно, но художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий.

Чаще всего фон для работы подбирается так, чтобы можно было рассказать что-то об актуальных проблемах общества.

«Выбранные места должны отсылать с ясностью к определенным символам, будь то политика, экология, культура и так далее… Фон дает самую важную информацию. Конфликт возникает, когда мое тело исчезает в этом фоне — отражении общества с моей точки зрения», — говорит Лю Болин.

Включение себя в определенный пейзаж можно интерпретировать с нескольких сторон. Прежде всего, это позволяет высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определенную степень анонимности. Кроме того, Лю Болин также осмысляет в своих работах проблемы экологии и глобального потепления с точки зрения того, как они воздействуют на художника и зрителя.

«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет свое значение», — утверждает Лю Болин.

В каком-то смысле художнику удается в очень доступной форме поставить под сомнение взаимоисключающие отношения между цивилизацией и ее развитием.

Работу Болина можно рассматривать и как метафору состояния современного общества, невидимого для превосходящих его сил государства, окружающей среды, консьюмеризма и урбанизации. Лю Болин отмечает, что «в Китае люди, в особенности простой народ, уже долгое время придерживаются однообразия, тематически окрашенного в красный. Даже их кровь впитала это однообразие поведения и мышления».

То же самое можно сказать о любой стране и о любом месте. В какой степени наши страдания будут услышаны? В какой степени мы сами можем найти себя в подобной ситуации или похожем пейзаже? Сможешь ли ты узнать себя в том месте, где внешние силы задвигают тебя на задний план?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: