Владимирский собор в санкт-петербурге: достопримечательность в стиле барокко - JEKATERINBURG.RU

Владимирский собор в санкт-петербурге: достопримечательность в стиле барокко

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Собор Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к архитектурным памятникам 2-ой половины ХVIII века. Главный Престол его верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, неусыпной и милосердной Заступницы Земли Русской. Собор Владимирской иконы Божией Матери как бы находится под ее благодатью, сохранившей храм для возрождения в наше время.

Как и многие петербургские храмы, нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте своей деревянной предшественницы. Церковь Во имя Божией Матери, Владимирской иконы, была построена в так называемых Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Своё основание она получила в 1746 году в доме Ф. Якимова, где был установлен походный иконостас. Приход первого деревянного пятикупольного храма, построенного из купленного в 1747 году деревянного здания церкви преподобного Сергия стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д. А. Шепелева и комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Ф. Якимова, составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города. Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».

Заложенная и освященная в 1747 году деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери известном смысле стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.

25 августа 1748 года в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящен престол во имя Владимирской Божией Матери. На следующий день после освящения в храмовый праздник на Литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая в пользу храма 300 рублей. Через год в трапезе церкви был устроен еще одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина, тезоименитым которому был начальник придворных слобод, упомянутый выше управляющий Кабинетом Ее императорского величества, барон И. А. Черкасов, также пожертвовавший свои средства на строительство церкви

В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков, которого многие годы спустя старожилы назовут даже строителем каменного храма. Отец Иоанн Кириков был основным добытчиком средств, не раз отправлявшимся и в Новгород и в Москву со специальными книжками для сбора пожертвований на строительство храма.

Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года. Через 8 лет закончили строительство первого этажа каменного храма с тремя престолами. Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен 8 ноября 1768 года архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены были и оба боковых престола,— на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия (22 февраля), а на северной — но имя св. пророка Илии (30 июня). Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно устроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом 9 апреля 1783 года. В том же году по проекту архитектора Д. Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. Архивные документы не сохранили имя архитектора—автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли. Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетня—А. И. Мельникова, А. Гольма, А. И. Руско.

По своей архитектуре Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами. Ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колокообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады — разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко. К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарем. Отметка звонницы — 40,5 м, основания креста — 64,1 метра от поверхности земли.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.

Интерьер Верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих по мнению специалистов одним из ведущих скульпторов того времени. Нижний часть храм приземист с пониженным сводчатым покрытием и массивными полонами освещается окнами боковых кораблей. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трех престолов, не сохранился.

Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия. Иконостас Собора Владимирской иконы Божией Матери представляет собой образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас вероятно поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 гг.

В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол — во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.

Храм был закрыт в 1930 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.

В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы—учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и Пoчетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (патриархом Московским и Всея Руси (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен кандидат богословия, митрофорный протоиерей отец Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию последующими настоятелем храма был Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). С 1996 года по настоящее настоятелем является Его Преосвященство Преосвященнейший Владыко Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Приходской штат духовенства, состоит из пяти священников, трех диаконов и одного псаломщика.

С августа 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета является Иван Сергеевич Раевский. За этот период были выполнены работы; установка на купола собора и часовен 8 позолоченных крестов, отреставрирован верхний храм. Покрыты медными листами главные купола собора, а так же купол колокольни, купола двух часовен с реставрацией их фасадов. Обновлен интерьер верхнего храма Владимирской иконы Божией Матери. Архимандритом Симоном освящен правый придел в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время ведутся проектные и реставрационные работы по воссозданию иконостасов верхнего и нижнего храмов, а также украшению собора предметами церковного декоративно-прикладного искусства.

Святыни [ править ]

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским. а также образ св. прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Историческая справка

Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади.

Тогда граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь были шлагбаум и застава, называемые Аничковыми. Эта местность носила название – Московское предместье.

В петровские времена строительство велось лишь вдоль «першпективной дороги» и Фонтанки – остальная территория долгое время пустовала. Постоянное поселение в Московском предместье возникло лишь в 1737 году. После опустошительных пожаров 11 августа 1736 и 24 июня 1737 года, когда тысячи людей оказались без крова, правительство императрицы Анны Иоанновны предприняло решительные меры для урегулирования городской застройки, обеспечения людей жильем и предотвращения новых пожаров. Высочайшим указом придворным служащим было выделено место для строительства собственных домов за Аничковой заставой.

Внутри слобод предусматривалось устроить площадь с церковью, но к постройке храма приступили лишь в 1745 году. Инициатива строительства принадлежала начальнику Придворных слобод (так стали именовать район, в который пересели придворных, конюшенных и дворцовых служителей), управляющему кабинетом ее императорского величества барону Ивану Антоновичу Черкасову.

Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.

В 1756 году прихожане подали прошение о строительстве нового каменного храма, так как старая церковь обветшала. Разрешение было получено. Священник Иоанн Кириков принялся за сбор пожертвований. К 1760 году была собрана достаточная сумма и был готов проект новой церкви. По мнению многих исследователей, автором проекта был Пьетро Антонио Трезини. Строительство каменного храма велось долго – 15 лет и завершилось в царствование императрицы Екатерины II.

8 ноября 1768 году архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким) был освящен нижний храм, а верхний 9 апреля 1783 года освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров).

Настоятель храма священник Иоанн Кириков не дожил до этого события, в октябре 1770 года он был злодейски убит в собственном доме, расположенном вблизи церкви. Грабители, рассчитывавшие найти у него большие суммы, ведь на строительство храма жертвовали немалые деньги не только жители Петербурга, но и Москвы, обнаружили в доме у иерея лишь 40 копеек. Отец Иоанн был бессребреником.

Его погребли близ церкви. К 230-летию храма, в 1998 году, на его могиле был поставлен крест из белого мрамора и восстановлена плита с надписью: «Строитель Владимирской церкви священник Иоанн Кириков, убитый злодеями в ночь на 20-е число октября 1770 года». По традиции, при совершении крестного хода в престольные праздники на могиле совершается панихида.

Внутреннее убранство каменного храма уже в первые годы его постройки поражало своим великолепием. До наших дней не сохранились ни иконы, ни утварь, ни богослужебные книги. Первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви во времена Екатерины II иконостас, в 1809–1810 годы был повернут лицевой стороной к алтарю, а на его месте воздвигнут другой, переданный из церкви Воскресения словущего Аничкова дворца. Выполненный по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году, это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Иконы для него написали И. Я. Вишняков, И. И. Бельский, А. П. Антропов. Первоначально было 30 икон, но до наших дней уцелели 24. Золоченая резьба тоже имеет утраты.

Пространство высокого зала верхней церкви разделено на три предела четырьмя массивными восьмигранными пилонами. Иконостасы в боковых пределах – поздние, середине XIX века, но они также выполнены в барочном стиле.

В 1886 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» был освящен северный придел храма, а в 1872-м – южный во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Жизнь Владимирской церкви была связана с именами выдающихся деятелей русской культуры. Прихожанами храма были Федор Михайлович Достоевский, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Гумилев и многие другие.

В приходе храма жили многие известные деятели русской культуры. Недалеко от храма, на Свечном переулке в доме № 5, снимали квартиру родители А. С. Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского в 1826 году у них останавливался Александр Сергеевич. На ул. Марата (быв. Грязной) снимала квартиру семья Павлищевых. Николай Иванович Павлищев был мужем Ольги Львовны Пушкиной – сестры поэта. У них в доме последние свои месяцы прожила няня Александра Сергеевича – Арина Родионовна. Ее отпевали во Владимирской церкви. Здесь же отпели и друга поэта – Антона Антоновича Дельвига, проживавшего последние годы близ Владимирской площади.

Храм был закрыт в 1932 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.

В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы – учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и почетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен митрофорный протоиерей Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию, последующими настоятелями храма были митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), а с 1996 года по настоящее настоятелем Собора является Его Высокопреосвященство митрополит Владимир (Котляров). Приходской штат духовенства состоит из пяти священников и четырех диаконов.

С августа 1991 года и по сегодня председателем Приходского совета является Иван Сергеевич Раевский.

В настоящее время ведутся проектные и реставрационные работы по воссозданию иконостасов верхнего и нижнего храмов, а также украшению собора предметами церковного декоративно-прикладного искусства.

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, а также образ Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге: раскрываем суть

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Сбор средств на освещение нижнего храма

Дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры!

С вашей помощью Приходской совет Собора расплатился за большие церковные паникадила (люстры), освещающие нижний храм.

Напоминаем вам, что продолжается сбор средств на малые паникадила (люстры) и настенные бра для нижнего храма. Кружка для целевого пожертвования установлена в храме на втором этаже около Тихвинского образа Божией Матери.

Вы можете опустить ваши пожертвования в кружку, передать казначею Собора (тел. 712-44-24), а также перевести на расчетный счет прихода.

По вашему желанию ваши имя и фамилия могут быть вписаны в книги жертвователей на возрождение храма.

Храни вас Господь!

Приходской Совет собора Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени. Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России. Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

История

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.

В 1886 году купола собора были покрыты золотом, но в 1930-х годах позолота была смыта, а купола были покрашены чёрной краской. С 2014 года проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2019 г.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Литература

  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Владимирской иконы Божией Матери: Исторический очерк. — СПб.: «Алмаз», 2000. — 223 с.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне Санкт-Петербурга — действующий православный храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Собор является памятником архитектуры, стиль которого специалисты определяют как переходный от барокко к классицизму. Каменный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней был спроектирован итальянским архитектором Антонио Ринальди, авторству которого принадлежат Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец и другие шедевры, сформировавшие исторический облик северной столицы и ее пригородов.

В наши дни помимо проведения богослужений и традиционных обрядов служители храма занимаются обширной просветительской и благотворительной деятельностью. При соборе Святого равноапостольного князя Владимира действуют воскресная школа, детский хор, проводятся оглашения (катехизация), лекции, мастер-классы, паломнические поездки, ведется насыщенная и разнообразная общинная жизнь.

Расписание богослужений

На официальном сайте собора публикуются расписания богослужений на предстоящую неделю, с учетом праздников, постов и других событий церковного календаря. Богослужения в Князь-Владимирском соборе проводятся ежедневно.

По будням: с утра — в 9:45 часов — Исповедь; в 10:00 часов — Божественная литургия; в 18:00 — Вечернее богослужение.

По воскресеньям и праздничным дням:

В канун праздника — Всенощная в 18:00 часов, исповедь — 17:30 часов. Ранняя Божественная Литургия — в 7:00 часов, поздняя — в 10:00 часов. Вечерняя служба — в 18:00 часов.

История Князь-Владимирского собора

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.

Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.

Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.

Кавалерский статус собора

С 1845 г. Князь-Владимирский собор получил статус кавалерского, он стал считаться капитульным храмом ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Традицию назначать церкви, закрепленные за определенным орденом, ввел в конце ⅩⅧ в. Павел Ⅰ. На фасаде собора, ставшего капитульным, помещалось изображение ордена, а в престольный праздник святого, чье имя носил орден, в храме собирались на торжественную трапезу кавалеры в особых костюмах.

Кавалерами ордена Св. Владимира с первых лет его учреждения становились известные государственные чины и военноначальники. Среди них Александр Голицын, Григорий Орлов, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков, император Николай Ⅱ. Во второй половине ⅩⅨ в. орден выдавался за выслугу (35 лет) многим военным и гражданским чинам России. Знак ордена Св. Владимира размещен над входом в Князь-Владимирский собор. Композиция изображает двух ангелов, держащих орден заключенный в массивный позолоченный медальон, увенчанный императорской короной.

Интересно, что в годы советской власти Князь-Владимирский собор практически не прекращал богослужений, выстоял во время гонений на церковь и был открыт для прихожан даже во время блокады. В годы войны в нем служил митрополит Ленинградский, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Алексием Ⅰ, награжденный медалью «За оборону Ленинграда».

На официальном сайте храма можно совершить 3D-прогулку по всему собору, рассмотреть иконы и внутреннее убранство и даже подняться на колокольню.

Как добраться

Князь-Владимирский собор находится на Петроградской стороне в Успенском сквере, образующем треугольник на пересечении улицы Блохина, проспекта Добролюбова и переулка Талалихина. Вход в храм находится в непосредственной близости от станции метро «Спортивная», фиолетовой ветки метро М5, со стороны проспекта Добролюбова.

На панораме Яндекс Князь-Владимирский собор

Рядом на проспекте Добролюбова находятся остановки трамвая № 6, 40, Т1; троллейбуса № 7 и автобуса № 191. С тыльной стороны собора в Талалихинском переулке останавливаются автобусы № 5 М, 10, 128, троллейбусы № 1, 9, 31 и маршрутные такси № К-10, К-30, К-32, К-127, К-149, К-175.

Можно доехать до Князь-Владимирского собора на такси. В городе работает большое количество различных перевозчиков, в том числе Яндекс. Такси, Gett и Maxim. Машину можно вызвать через мобильное приложение, заказать по телефону или просто проголосовать на улице.

Совсем рядом на ул. Блохина, д. 15 расположен Музей-клуб Котельная «Камчатка», тот самый, где работал кочегаром в 1986—1988 гг. Виктор Цой. А в 10 мин ходьбы в восточном направлении находятся Министерская и Кронверкская набережные Невы, откуда рукой подать до Ленинградского зоопарка и Петропавловской крепости.

На видео Литургия в Санкт-Петербургском соборе Святого равноапостольного князя Владимира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: