Виртуальный русский музей: современные технологии и искусство - JEKATERINBURG.RU

Виртуальный русский музей: современные технологии и искусство

Новые технологии в Русском музее

Государственный Русский музей – это крупнейший музей русского искусства, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга. Русский музей представляет собой архитектурно-исторический комплекс, в который входят несколько зданий-памятников архитектуры XVIII–XIX вв – это Михайловский дворец (главное здание), выставочный комплекс Бенуа, Инженерный замок, Строгановский дворец, Мраморный дворец и Летний дворец Петра I. Комплекс дополняют Летний сад, Михайловский сад, сад Инженерного замка и Домик Петра I на Петровской набережной. Общая площадь Русского музея составляет около 30 га, а общее количество экспонатов музея превышает отметку в 400 тысяч единиц, охватывая длительный период развития русского искусства с Х по ХХI век. Основную экспозицию Русского музея можно увидеть в Михайловском дворце. Главные экспонаты музея – произведения графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, нумизматики и многое другое. В XIX веке в музее была основана научная библиотека. Сейчас ее фонд составляет около 170 тысяч единиц хранения.

Русский музей курирует работу других художественных музеев страны, представляя собой крупнейший методический и научно-исследовательский центр, поэтому он всегда должен находиться на передовых позициях не только в сфере искусства, но и в сфере технологизации. Как культурно-историческая среда Русского музея взаимодействует с современными информационными технологиями, рассказала порталу iot.ru руководитель отдела развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал» Ольга Анатольевна Бабина.

Русский музей можно изучать с помощью множества мобильных приложений («izi.travel», «Царь Царевич», «Чернецов. Парад» и т.д.), планируется ли разработка единого мобильного приложения для музея?

Если Вам удалось кроме названий приложений познакомиться с их содержанием, то Вы должны заметить, что они решают совершенные разные задачи. Есть приложения, которые выполняют роль навигатора, например, «Виртуальные прогулки по Летнему саду». «Г. Чернецов. Парад на Царицыном лугу» (ныне Марсово поле) знакомит с картиной, где запечатлен портрет выдающихся современников эпохи Николая I. Более 200 представителей российских граждан всех сословий, от Императора и цесаревича, героя войны 1812 года Давыдова, Пушкина, Крылова, Свиньина до крестьянина Телушкина. «Царь Царевич» и «Сокровища замка» — это игры для детей, где в игровой форме идет знакомство с произведениями искусства, формируется исторический подход, проявляется детская смекалка и находчивость. Разве может быть в таком случае единое приложение?

В Русском музее у некоторых картин размещены QR-коды для того, чтобы посетители могли бесплатно получить новые знания о произведениях искусства. Какая часть экспозиции имеет такое дополнение — все шедевры или только некоторые авторы и выставки? Каковы перспективы развития этого направления?

Действительно, с 2011 года в музее появились QR-коды, их около 300 на основной экспозиции, их число растет, коды, наверное, заметили посетители Летнего сада. Сейчас они размещены у музейных шедевров. Это удобный сервис, который позволяет предоставить информацию на русском и английском языках. За кодом размещены текстовые материалы о художнике и произведении, а также аудиофайлы для тех, кто не любит читать или имеет слабое зрение. Вместе с информацией о картине можно здесь же посмотреть другие произведения этого автора из коллекции Русского музея. Огромной популярностью этот сервис пользуется в нашем филиале в Малаге (Испания). Сотрудники музея готовят контент, коллегам в Испании нужно лишь разместить код у картины, и масштабная коллекция Русского музея становится доступной.

Как еще посетитель может получить дополнительную информацию о музее и его экспонатах? Есть ли на его территории сенсорные информационные панели, электронные справочные киоски, навигация с помощью технологии iBeacon и т.д?

Сегодня у Русского музея запущен портал «Виртуальный Русский музей», где представлена обновленная версия прогулок по Русскому музею http://virtual.rusmuseumvrm.ru/ , а также раздел «Коллекция» http://rusmuseumvrm.ru/collections/index.php , где можно познакомиться с произведениями всех видов изобразительного искусства, хранящимися в Русском музее. На экспозиции Михайловского замка появилась новая навигация для посетителей замка, которая знакомит с замком сегодняшним и замком эпохи Павла I. В каждом из дворцов комплекса Русского музея есть информационные зоны для посетителей, которые знакомят с текущими выставками.

Виртуальный тур по Михайловскому дворцу (virtual.rusmuseumvrm.ru/mikh_palace/pano.php?onstart=loadpano(hotspots/15_2.xml))

Русский музей содержит крупнейшее собрание бесценных шедевров русского искусства. Используются ли на выставках наряду с картинами проекционные изображения, демонстрация видеороликов и другие мультимедийные технологии?

Сегодня ни одна выставка не обходится без использования технических средств — это и художественные реконструкции утраченных памятников или изменивших свой облик, фильмы о художниках и произведениях, мультимедийные интерактивные программы. Все эти новации деликатно встраиваются в экспозиционное пространство, не отвлекая от общения с подлинником, а дополняя впечатления конкретными знаниями или специальными акцентами, что делает посещение музея более содержательными и впечатляющим. Русский музей готовится к запуску Центра Мультимедиа, где посетители смогут познакомиться с шедеврами коллекции в увлекательной форме.

Какие современные технологии позволяют защитить экспонаты от влияний внешней среды? Как обеспечивается безопасность картин от краж, порчи в залах и хранилищах музея?

Русский музей трепетно относится к национальному достоянию, поэтому для защиты и безопасности произведений применяются все возможные способы, порой незаметные для посетителей, как технические средства, так и человеческий ресурс.

Какие технические инновации ждут Русский музей в ближайшем будущем?

Как я уже сказала, идет подготовка к открытию центра Мультимедиа Русского музея, скоро появится новое приложение-навигация по Михайловскому замку, и постоянно пополняется раздел «Коллекция» произведениями из музейного собрания в высоком качестве.

Виртуальный русский музей: современные технологии и искусство

Едва ли не самый большой в России опыт в создании музейного пространства в интернете – у Русского музея. Об особенностях этой работы мы и поговорили с замдиректора Русского музея Ольгой Бабиной – одним из спикеров круглого стола «В чём секрет успеха продвижения культурно-гуманитарного контента в сети?», который состоится в рамках XIV Ассамблеи Русского мира.

В дискуссии также примут участие представители ведущих вузов и музеев России, а также специалисты и российские соотечественники из Швеции, Аргентины и Австралии.

Петербургский музей одним из первых в России стал предлагать интересный и познавательный досуг интернет-пользователям, оказавшимся на самоизоляции. За время пандемии Русский музей увеличил свою онлайн-аудиторию в несколько раз.

«Виртуальные прогулки по музейным залам в какой-то степени помогали людям преодолеть психологические барьеры, связанные с изоляцией», – рассказала «Русскому миру» Ольга Бабина. По её словам, музей сохранит ряд программ и форм работы, введённых во время пандемии, и не оставит без интересных лекций, экскурсий и фильмов новую онлайн-аудиторию, география которой – от Чили до Якутии. «Пандемия показала – цифровая эпоха настала, обратной дороги нет», – уверена представитель Русского музея.

Новые стратегии, прежние задачи

– На каких проектах Русского музея вы будете делать акцент в своём выступлении?

– Русский музей достаточно давно представляет русское искусство в сети. С 2003 года это была локальная сеть между виртуальными филиалами, но сейчас большая часть этого контента живёт в интернет-пространстве, при этом объединяя организации, которые имеют полный доступ к цифровой коллекции Русского музея.

– В своё время проект «Русский музей: виртуальный филиал» был новым словом в культуре России. Как он развивается сейчас?

– Проект большой, масштабный, и он до сих пор не потерял актуальности, у нас много партнёров в России и за рубежом. Действуют 170 центров, за пределами России у проекта более сорока организаций-участников.

У нас есть центры, который открыты совместно с фондом «Русский мир» – успешно и активно работают центры в Салониках и бельгийском городе Монсе. В Греции на базе виртуальных филиалов проводятся совместные акции, выставки детского творчества, телемосты, и дети оттуда приезжают в Русский музей. Благодаря проектам продвигается русская культура, и находятся точки соприкосновения с культурой Греции. В Монсе виртуальный музей открыт в Центре русского языка и культуры местного университета и действует скорее как языковой ресурс, который помогает овладеть русским языком через фильмы, программы, тексты.

Эти центры играют важную координационную роль. Благодаря им удаётся не просто представить посетителю выставку или проект, а направить его. Полагаю, что у нас есть все возможности для усиления совместной работы в этих направлениях.

– Сохраняется ли интерес к программам виртуальных филиалов в период пандемии?

– Да, безусловно, интерес существенно вырос. Мы отслеживаем посещаемость и заметили, что огромное количество соотечественников открыли для себя портал «Виртуальный Русский музей». Посещаемость сайта русскоязычными соотечественниками из Германии, Казахстана, с Украины увеличилась в восемь раз. Очевидно, возможность погулять по виртуальным выставкам Репина, Куинджи и других художников (у нас их размещено порядка пятнадцати) оказалась очень востребованной. Кроме того, в странах ближнего зарубежья, в отдалённых уголках России наблюдался большой интерес к трансляциям из Русского музея. Социальные сети помогли существенно расширить аудиторию.

Читайте также  Бар хроники санкт-петербург – крепкий алкоголь и ди-джей сеты

– Меняются ли с годами задачи проекта «Русский музей: виртуальный филиал»?

– За годы существования проекта у нас дважды менялась стратегия в связи с выполнением предыдущей. В рамках первоначальной стратегии ставилась задача по созданию локальной сети для любителей русского искусства. А сегодня мы реализуем стратегию по предоставлению контента о русском искусстве интернет-посетителям в максимальном объёме через различные формы. Это виртуальные выставки, курсы русского искусства, коллекции, информация о художниках, трансляции лекций из Русского музея, которые проходят почти ежедневно.

Конечно, виртуальный музей изменился. В 2003 году это был набор фильмов о русском искусстве, но за прошедшие годы технический прогресс сделал колоссальный шаг вперёд, и мы уже можем, например, показать посетителям дополненную реальность. Стратегии меняются, но глобальные задачи по продвижению русского искусства остаются.

От цифры к подлиннику

– Всё-таки виртуальный музей не может заменить посещение реальной выставки. А что тогда может?

– Он такую задачу и не ставит. Тем не менее мы видим, что молодёжь от цифры идёт к подлиннику. И об этом могут свидетельствовать очереди, которые выстраиваются на знаковые выставки в Русском и других музеях. Люди приходят, потому что хотят посмотреть на подлинник, но чаще всего информацию о нём они получили в интернете. Наши опросы свидетельствуют, что посетители узнают о новых выставках в основном через соцсети или от друзей, которые опять-таки сообщили им об этом в интернете.

Сегодня молодёжь можно завлечь в музей грамотным размещением информации. И знаете, в музейном сообществе сейчас появляются новые профессии, ориентированные на эту работу. Музей меняется, посетитель меняется, но остаётся неизменной наша главная функция – хранение подлинников, которые дают особые впечатления. А помочь в этом могут цифровые технологии, которые рассказывают о художниках и коллекциях. Человек видит картину «Девятый вал», заходит в приложение, читает об Айвазовском и видит информацию о других выставках в Русском музее, которые тоже захочет посмотреть.

Виртуальный музей не может подменить реальный, но всё же даёт о нём представление. Например, мы открывали виртуальный филиал в Чили. Не думаю, что многие чилийцы смогут побывать в Санкт-Петербурге, но благодаря филиалу и интернету они могут совершить виртуальные прогулки по залам Русского музея. В Якутии наши центры открыты в Якутске и пятнадцати улусах. Чтобы добраться в некоторые улусы, нужно частный вертолёт заказывать или много часов ехать по бездорожью, но там подключились к программе и знакомятся с русским искусством.

– Вернёмся к пандемии. Вспомните весну, когда музеи в одночасье закрылись, и нужно было быстро переориентировать деятельность в виртуальное пространство. Трудно было не растеряться тогда?

– Я думаю, не растерялись благодаря проекту «Виртуальный Русский музей», у нас есть целая служба, которая им занимается. Она относится к службе хранения, которой я руковожу. Это связано с тем, что само хранение переходит в цифровую сферу: учёт, сверки и многие другие направления переходят в сферу цифры. Это очень удобно, мобильно. Когда началась пандемия, мы смогли использовать тот огромный контент, который был собран в виде медиаресурса, а это порядка 600 различных программ и фильмов. Порой у нас были практически круглосуточные трансляции. Очень много прошло образовательных семинаров, они были организованы для виртуальных филиалов, но могли присоединиться и те, кто хотел послушать. Были задействованы новые формы работы. Например, мы провели медиамарафон к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мероприятия к 125-летию Русского музея. И всё это имело огромный отклик.

Важная вещь – до пандемии служба «Виртуальный Русский музей» была скорее вспомогательной, как и наши виртуальные филиалы. В их функции входило помочь, подсказать, дополнить. А когда музей закрылся, на эти службы легла основная нагрузка, они вдруг стали лидерами. Эта деятельность позволила быстро переключиться на онлайн-аудиторию. Очень пригодился опыт трансляции и другой деятельности в интернете. Для нас не было проблемы организовать трансляцию через соцсети, телеканал «Культура» – связи были налажены. Они лишь приобрели новую форму и стали носить программный характер. До этого мы, допустим, делали одну-две лекции в неделю, а теперь стали делать каждый день.

– Какое из направлений стало самым востребованным у онлайн-посетителей Русского музея?

– Безусловно, это виртуальные прогулки по музею с экскурсоводом. Если раньше люди пользовались этим, чтобы посмотреть определённую коллекцию, вероятно, с учебной целью, то теперь посетители стали гулять по виртуальным экспозиционным залам. В какой-то степени это помогало людям преодолеть психологические барьеры, связанные с изоляцией.

– Какие из новшеств пандемийного периода стали (или станут) постоянными в Русском музее?

– Нам очень понравился ИЗОмарафон – программа, к которой подключились разные музеи и регионы. Проект позволил представить интересных людей и музейные коллекции, и, я думаю, мы неоднократно вернёмся к этому опыту. Или взять организацию онлайн-конференции – стало ясно, как их нужно готовить и как проводить, чтобы было не скучно и интересно. Выяснилось, что материал, подготовленный для офлайн-выступления, может не подойти для онлайна. В нашей работе во время пандемии появилось больше открытости. Было создано много нового контента, который ещё нужно осмыслить.

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд — совмещать искусство с аттракционом — долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки, благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях — это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Читайте также  Музей сновидений зигмунда фрейда в санкт-петербурге

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка — интерактивный глобус — копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение, содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов — Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, — выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против — в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски — сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России — в Краеведческом музее в Тольятти, Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре, региональном музее Северного Приладожья, Музее природы и человека в Ханты-Мансийске — особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки — небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны — показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные — «Лунариум», который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций — просвещение и популяризация науки среди подростков.

8 YouTube-каналов с лекциями для начинающих искусствоведов и не только

На сегодняшний момент образование ближе и доступнее, чем когда-либо. И это не только о наличии самой информации, но и о самых разных способах её получения. Фактически можно начать, как только появилось желание, потому что есть Youtube со своим бесконечным количеством видео.

Сегодня мы хотим сделать акцент на каналах об искусстве. Полноценное образование вы не получите с помощью этих видео-лекций, но существенно обогатите знания, навыки общения с искусством и понимание самых разных течений и исторических поворотов. Где-то будет больше юмора, чем информации, где-то вы услышите и увидите настоящие и длительные лекции, снятые из аудиторий российских вузов, а некоторые ролики сделаны очень профессионально и нацелены именно на внедрение культуры через Youtube. Мы подобрали для вас и по одному интересному видео из каждого канала, так что можно смотреть, не отвлекаясь от статьи.

Официальный Youtube-канал Государственной Третьяковской галереи. Огромное собрание лекций, дискуссий, передач и онлайн-экскурсий по выставкам. Обновляется ресурс регулярно, точно можно не пропускать важнейшие события жизни музея, не выходя из дома.

Лекция: знакомство с портретным творчеством русского периода Зинаиды Серебряковой.

Экскурсию по выставке, прошедшей в Третьяковской галлерее летом 2017 г., ведет Дарья Бялик. Важнейший для музея проект – ретроспектива работ Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. В ролике можно увидеть лишь небольшую часть коллекции.

Освежить воспоминания для тех, кому посчастливилось вживую увидеть творения художницы, или же обрести новые знания, вдохновиться и перенестись в коридоры Третьяковки.

Официальный канал проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Уникальный международный просветительский проект, воплощающий идею доступности крупнейшего в мире собрания русского изобразительного искусства.

Мы предлагаем послушать лекцию о Василие Васильевиче Кандинском. Всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее (22 сентября – 4 декабря 2016) творчество этого мастера впервые было представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

Читайте также  Екатерининский сад в санкт-петербурге: как добраться

Лектор – Елена Валерьевна Станкевич – заведующая методическим отделом экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Лекция состоялась 26 декабря 2016 года в мультимедийном кинотеатре Центра Мультимедиа Русского музея.

Канал Мультимедиа Арт Музея о фотографии и современном искусстве для каждого. Лекции, интервью, серия видео об истории Российской фотографии, экскурсии по выставкам – интересный и разнообразный контент.

«Азбука российской фотографии» – новый онлайн-проект музея. 33 видео о главных фигурах, понятиях и направлениях в истории отечественного фото от А до Я. В первой серии рассказывается о творчестве Виктора Ахломова, выдающегося советского фотографа, чьи снимки стали точным выражением настроения и идей эпохи оттепели.

Youtube-канал музея современного искусства «Гараж» – места, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю. Здесь вы найдете не только лекции и экскурсии, но и трансляции с международных фестивалей и конференций. Всё, чем дышит и живет центр: программы и дискуссии.

Каждая из лекций цикла “Несимметричные подобия” – нечто вроде виртуального кураторского проекта, сводящего на одном поле двух художников, отношения между которыми всякий раз выстраиваются по-разному – это может быть явный антагонизм и тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог. Главное, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев «Несимметричных подобий».

Официальный канал Arzamas.academy — некоммерческого просветительского проекта, посвященного гуманитарному знанию. Область образовательных материалов очень широка и не ограничивается изобразительным искусством: здесь вы найдете и лекции по истории, музыке, литературе, философии, целые курсы, построенные на сочетании коротких видеолекций и довольно объемных материалов.

Занимательные видео о картинах и художниках. Короткие, легкие и забавные ролики о живописи и искусстве, о том, как тесно сплетена наша жизнь с прекрасным, и как подчас оно невероятным образом влияет на нас. Канал, мимо которого мы не могли пройти.

Знаменитая работа Каземира Малевича – “Черный Квадрат”. Сколько сломано копий вокруг этой картины. Хотите разорбраться, что же все-таки значит эта картина, и почему Малевич создал ее?

Школа популярного искусства Анастасии Постригай. Образовательная программа для начинающих о том, как научиться понимать живопись и разбираться в истории искусства. Интересно и доступно.

Онлайн-практикум “Как разговаривать с картинами”.
Анастасия Постригай приготовила для вас пошаговую инструкцию, как пройти все уровни восприятия картины: от поверхностного до глубокого. Вы научитесь читать произведения искусства, словно книги. И сможете говорить с ними на их языке!

Youtube-канал с уроками, которые проводят преподаватели РГУ им. А.Н. Косыгина. 18 видео-лекций об истории искусства.

Первая лекция из курса истории изобразительного искусства. Лектор – Трапани Сергей Андреевич, Московский Государственный Университет дизайна и технологии.

Канал практически обо всем, что связано с искусством России и Украины: кинематограф, живопись, архитектура, музыка, литература, театр и не только.

Документальный фильм о замечательном художнике Василии Дмитриевиче Поленове. Как-то он написал: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Картины Поленова уже больше века восхищают зрителей, а сам художник был в искусстве истинным «рыцарем красоты». Как художнику удавалось достичь той удивительной солнечной атмосферы счастья, которой дышат его картины?

В программе принимает участие художник Юрий Грецкий. Ведущая – директор Государственного музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Грамолина. Текст за кадром читает народный артист СССР Юрий Каюров.

Новые технологии в музее

Последние разработки мультимедийных технологий все больше превращают современные музеи из тематических собраний в образовательные центры и места, где интересно проводить свой досуг. Ключевую роль в этом играют новые технологии в музее.

Мультимедиа – лучший способ оживить историю

Ядром любого музея является его коллекция, которая в идеале должна быть окружена мощной инфраструктурой, включающей информационное и культурно-досуговое направление. При реализации каждого из направлений задействуются свои способы.

Технологии информационного направления

Применяемые сегодня новые технологии для музеев нацелены на то, чтобы любой посетитель при изучении экспозиций получал не интерпретацию представленного, а собственный опыт общения с ним в максимально комфортных для этого условиях.

Технологии информационного направления объединяют в себе базу о данных экспозиций, обеспечивающих быстрый и удобный доступ к сведениям. Это:

  • QR-коды на стенах и стеллажах;
  • видеоинсталяции с объемным звуком;
  • мобильные радиосистемы и автоматические аудиогиды;
  • сенсорные киоски и большие информационные дисплеи.

Их используют для передачи информации о представленных экспонатах посетителям, которые осматривают экспозицию без сопровождения. Информация загружается сразу на нескольких языках. Посетитель может выбрать не только язык воспроизведения, но и темп подачи материала.

Использование новых технологий в музее помогает в тех случаях, когда в условиях ограниченной площади необходимо продемонстрировать огромное число предварительно оцифрованных архивных материалов. Либо же представить посетителям обширную коллекцию работ, находящихся в запасниках центра. Незаменимы они и при создании интерактивных карт либо же показе в формате выставки процесса реставрации предметов и объектов.

Широко востребованы в музейном деле системы «виртуальный гид». Анимированный персонаж в двух или трехмерном изображении, воспроизводимый с помощью одним из средств отображения видеоинформации, создает эффект присутствия «живого» гида. Он в ненавязчивой и увлекательной форме знакомит посетителя с экспонатами.

Реализация культурно-досугового направления

Для реализации развлекательного направления во многих современных музеях организуют пространство под проведение поэтических вечеров, прослушивание музыки, просмотр фильмов. Чтобы сделать такие центры интересным местом для семейного отдыха в стенах заведений организуют также специальные детские комнаты, где на время осмотра экспозиций родители могут оставить под присмотром своих малышей.

Заинтересовать детей постарше могут портативные модели экранных компьютеров. Через эти устройства даются задания о поиске определенного экспоната на выставке, а вместе с ними и интересная информация об объекте.

Интерактивные новинки в российских музеях

Следуя примеру зарубежных предшественников, ведущие российские центры тематических собраний активно внедряют новые технологии. Ярким примером тому могут послужить разработки, примененные в Третьяковской галерее:

  1. Интерактивные столы, задействованные на показе «Выезд из СССР разрешить…». Они предоставляют архивные документы и фрагменты переписки, которые в бумажном положении демонстрировать не имело смысла.
  2. ЖК-экраны для демонстрации видеоролика на показе «Диалог классики и современности». Он удачно объединил свыше 250 произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
  3. Виртуальный конструктор по созданию портрета, натюрморта либо же пейзажа. Задача посетителя состоит в том, чтобы на основе узнаваемого произведения из предложенных программой частей создать собственную картину.

В дополнение к этому Третьяковка выпустила мобильное приложение для осуществления виртуальных прогулок между ее корпусами. По мере следования указанного пути диктор рассказывает про самые интересные места и описывает, какой была столица во время жизни братьев Третьяковых.

Не уступает по числу задействованных новых технологий и Государственный исторический музей. На экспозиции посвященной Первой мировой войне применены 38 систем для точечной демонстрации музейных экспонатов в связке с применяемыми в те времена технологическими решениями.

Одной из ключевых доминант экспозиции является инсталляция «Осколки империи». Она представляет собой несколько экранов, объединенных на черной панели. Каждый экран демонстрирует ролик, рассказывающий о крахе пяти мощных империй во времена Первой мировой.

Впечатляющий пример эффектной панорамы, созданной шестью проекторами, реализован в Еврейском центре. На большой экран выведен видеоряд, посвященный историям людей времен Великой Отечественной войны.

В этом же центре установлен гигантский интерактивный стол с синеватой подсветкой. Он оснащен четырьмя экранами, при касании которых можно наглядно увидеть историю расселения евреев по планете.

Примеров успешного внедрения новых технологий можно привести еще массу. Но справедливости ради стоит отметить, для многих отечественных учреждений с тематическими собраниями камнем преткновения в задействовании новейших технологий в музейном деле является вопрос уместности размещения средств мультимедиа в едином пространстве с бесценными подлинниками искусства. И не столь важно, предполагается ли это «тесное соседство» в формате временной выставки либо же в условиях постоянной экспозиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: