Триумфальная арка главного штаба в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Триумфальная арка главного штаба в санкт-петербурге

Здание Главного штаба и Триумфальная арка

Здание Главного штаба располагается на Дворцовой площади Санкт-Петербурга . Неотъемлемой его частью является Триумфальная арка , посвященная Отечественной войне 1812 года.

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади начал складываться с момента строительства Зимнего Дворца . Тогда на месте Дворцовой площади располагался огромный Адмиралтейский луг.

Он использовался как вспомогательная площадка при строительстве дворца, как место, где войска проходили строевую подготовку и даже, трудно себе сегодня представить, здесь пасли придворный скот.

В середине XVIII века Бартоломео Франческо Растрелли выдвинул идею создания центральной площади Санкт-Петербурга.

Сама идея, предложенная создателем Зимнего Дворца, была своевременна, потому что никто не хотел, чтобы перед окнами императорской резиденции простиралось неухоженное пространство.

Однако конкретные предложения Растрелли не вызывали особого одобрения.

Например, архитектор предлагал установить в центре площади конную статую Петра I работы своего отца.

Монумент должна была окружать огромная колоннада. Замкнутое обособленное пространство не вписывалось в уже сложившуюся лучевую планировку улиц города и его прилегающих районов.

Зато ориентация площади, намеченная Растрелли в направлении север-юг, заданная тремя воротами фасада Зимнего Дворца, легла в основу планировки главной площади столицы.

В 1780-е годы архитектор Ю.М. Фельтен строит здесь три дома, которые располагаются там, где в будущем появится Главный штаб. Они выстроены по условно обозначенной дуге.

Ещё раньше в самом начале Невского проспекта появилось здание Вольного экономического общества.

Окончательные очертания архитектурный облик Дворцовая площадь приобретает в первой трети XIX века. В это время появилась идея перевести сюда генеральный штаб и два министерства – финансов и иностранных дел.

Площадь в очередной раз перестраивалась, но теперь ее очертания в целом сложились, к тому же, существовал план обустройства площади, утверждённый ещё в шестидесятые годы XVIII века.

Однако архитектору К.И. Росси, который разрабатывал проект здания Главного штаба , приходилось учитывать еще одно важное обстоятельство.

В его распоряжении оказалось огромное пространство от угла Невского и Адмиралтейского проспектов на западе до набережной Мойки на востоке.

Одновременно за счёт того, что луч Невского проспекта пересекается с набережной Мойки, возникает своеобразный равнобедренный треугольник.

Строительство нового грандиозного здания шло в течение немногим менее 10 лет, с 1820 по 1828, если не считать время окончательной отделки. Карл Росси построил его на месте ранее существующих домов, сохранив их пропорции и дугообразное расположение.

Здание Главного штаба состоит из восточного и западного крыльев. Их строили с 1820 по 1826 год.

Затем Карло Росси начал возведение Триумфальной арки , соединившей оба крыла друг с другом.

Получилась невероятная дуга длиной 580 метров, придающая зданию и всей Дворцовой площади законченность.

Триумфальная арка – это часть здания Главного штаба , и одновременно она остается самоценным архитектурным объектом.

Архитектор нашёл оригинальное решение. Арка представляет собой не монолитную конструкцию, а состоит из трех арок.

При этом первая и вторая располагается параллельно, а последняя развернута под небольшим углом к начинающейся здесь Большой Морской улице.

Композиция здания Главного штаба приобретает особую динамику, если смотреть сквозь три арки со стороны площади.

Для полноты картины надо пройти под арки и взглянуть на Александрийский столп и Зимний дворец и оценить открывающуюся в другую сторону перспективу Большой Морской улицы.

На вершине арки сооружена Колесница славы с шестью конями, которых сдерживают два воина, облаченные в римские доспехи и вооруженные копьями.

Стоящая в колеснице крылатая богиня победы Ника одной рукой вздымает в небо штандарт с двуглавым орлом, а другой держит лавровый венок.

Создание колесницы принадлежит скульпторам С. С. Пименову и В. И. Демут-Малиновскому. Смысл композиции легко прочитывается: сама богиня Ника воздает воинские почести героям Отечественной войны.

Мотивы славы, доблести повторяются во всех элементах арки. Воинские доспехи и трофеи сложены у подножия арки на уровне первого этажа.

Над ними возвышаются часовые в римских доспехах. Над всем этим располагаются две фигуры богинь Победы, расположенные по углам арки.

Они держат в руках венки и стремительно летят, слегка опираясь ногами на пушечные ядра.

Колесница спроектирована столь величественной, что возникли опасения обрушения конструкции.

Для облегчения были использованы пустотелые фигуры, выполненные из медных листов толщиной около одного миллиметра.

Это не способствовало прочности, и в дальнейшем элементы конструкции приходилось время от времени реставрировать.

Если посмотреть на размеры колесницы, становятся понятны возникающие нагрузки. Ее высота и длина равняются почти 10 метрам, а ширина всех коней и стоящих по бокам воинов превышает 15 метров.

Благодаря таким впечатляющим размерам композиция хорошо видна с площади, хотя она и находится на высоте 36 метров.

Триумфальную арку в торжественной обстановке открыли 28 августа 1828 года. Отделочные работы продолжались вплоть до 1830 года.

В настоящее время восточное крыло Главного штаба находится в ведении Государственного Эрмитажа.

Здесь размещены уникальные живописные полотна, принадлежащие кисти Моне, Ренуара, Ван Гога, Матисса, Пикассо, Кандинского, Малевича и многих других художников.

Здание Главного штаба

«Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность», — гласила надпись на закладной доске, установленной 12 июня 1820г.
Этим днём датируется время закладки здания Главного штаба на Дворцовой.

Начнем с истории архитектуры

На самом деле обустройство этого участка центра Петербурга началось с 1760х гг, когда архитектор А. В. Квасов составил генеральный план расположения новых кварталов рядом с Адмиралтейством. И именно в этом плане архитектор предложил тогда поразительное по красоте плавное и криволинейное направление застройки всей юго-западной части площади. Таким образом, автором великолепной архитектурной «дуги» Дворцовой был русский зодчий А.Квасов! Это уже к ее реализации «приложили» талант еще несколько архитекторов.

А в 1766 году на пересечении западного участка и Невского возводят дом для экономического общества, затем еще один дом для купца Познякова (в том же году), и уже в 1780х Ю. Фельтен выстраивает ряд из трех похожих зданий (однотипные фасады) на линии этой криволинейной дуги.

Восточная часть этой территории застраивается еще с начала 18 века рядом частных домов, причем, поначалу их фасады были повернуты на реку Мойку, а значит, на будущую Дворцовую площадь (тогда Адмиралтейский луг) выходили их задние дворы. Ко времени возведения Зимнего дворца здесь уже появляются доходные дома и особняки вельмож, напротив, повернутые лицом к площади.

В числе знатных владельцев «недвижимости» на будущей Дворцовой числились – баронесса Строганова, князь Куракин, скульптор И. Шварц, купец Шарапов, граф Я. Брюс, царский фаворит Ланской и т.д. В одном из зданий размещался даже театр – Кушелевский, горевший в 1804, но просуществовавший до 1816 (уже в здании Главного штаба).

Из истории политики

Появление единого здания для размещения в нем Генерального штаба, которое к тому же будет расположено рядом с царской резиденцией — идея Александра I. Перед войной 1812 император озаботился реорганизацией армейской системы управления. До этого все учреждения Генерального штаба были разбросаны по разным столичным адресам, а в марте 1811 года для их объединения Александр выкупает один из «фельтеновских» домов (статс-советника Молчанова) на Дворцовой площади. В этом доме размещают канцелярии, чиновников, архивы и …библиотеку! Инициировал создание такой библиотеки фельдмаршал П. Волконский, он же подарил этому заведению первые 500 книг, император также пожертвовал существенную сумму денег на неё, и уже после войны эта библиотека обогатилась 3 тысячами книг – лучших мировых изданий по военному искусству. И сейчас попасть в библиотеку можно со второго подъезда от арки (справа).

Война с французами закончилась победой, и если до нее Александру требовалось иметь рядом с дворцом военное учреждение, то после нее – он решил поместить ближе и министерство иностранных дел. Этого требовали новые внешнеполитические интересы страны. К тому же, в 1815году создается и ведомство Главного штаба (наряду с Генеральным!), которое заведует всеми (кроме хозяйственной) областями армейского управления.

Читайте также  Клуб чайной культуры море чая - настоящие чайные церемонии

Так вот для этого Главного штаба император решает выкупить у вельмож остальные два из трех домов, построенных Ю.Фельтеном на той самой «дуге». Ими владели на тот момент потомки фаворита Ланского и петровского советника Якова Брюса. Эта сделка обошлась казне в 1 миллион (точнее, 1032500) рублей.

Однако дальнейший выкуп домов в восточной части площади обошелся еще дороже. Несмотря на то, что домовладения вдоль Мойки не были так богаты, как дома Фельтена, но их было слишком много, поэтому их количество переходило уже в «качество» цены всей этой царской затеи. В итоге необходимые территории обошлись еще почти в 3 млн. руб.

Когда все это было реализовано, Александр I выдвигает новую задачу – объединить все здания не только формально в единое ведомство, но и соединить их всех единым фасадом. Разрабатывать это архитектурное решение император поручает зодчему К.Росси; для этого 16 марта 1819 года был издан указ, а через год и создан специальный комитет по обустройству площади «против Зимнего дворца»

И снова об архитектуре

В период 1819-1829 гг. Карл Росси создает в центральной части Северной столицы небывалую по красоте, гармонии и градостроительному масштабу архитектурную композицию зданий. Зодчий не просто сохраняет принцип «дуги», оставляет часть фасадов «фельтеновских» домов и даже их некоторых внутренних интерьеров. Он преобразовывает все здания в единую фасадную «ленту» длиной свыше 580 метров, разорванную посредине грандиозной триумфальной аркой. Причем, интересно, что в первом проекте соединение двух крыльев зданий (восточного и западного) Росси планировал сделать с помощью двойной колоннады. На тот момент такая протяженность единого фасада была самой крупной в Европе. Арка же становится визуальным центром композиции этих зданий, хотя на самом деле восточное и западное крыло Главного штаба различаются по своим длинам. Росси прибегает к хитрости – западная часть оформляется им портиком с 14 колоннами, а восточная – 12-тью, что специально укорачивает ее зрительную протяженность. «Монолитный» фасад здания Главного штаба не прерывается колоннами или выступами, напротив, колонны, а точнее, его полуколонны почти слиты со стенами, а входы в здание сделаны и вовсе незаметными.

Еще одна хитрость архитектора состояла в том, чтобы «вывести» Большую Морскую улицу к этой центральной арке, для этого Росси буквально «ломает» её, меняя направление улицы. Но и это не все. Для полноты впечатления такой «излом» Большой Морской следовало скрыть – тогда зодчий делает еще одну арку. Таким образом, двойная арка и скрадывает этот «недочет». Вы идете по Большой Морской по прямой улице, доходите до первой арки, не обнаруживая никаких изъянов планировки; а дойдя до второй арки – попадаете на неожиданное раскрытие перед собой всей Дворцовой площади.

Здание Главного штаба (западная часть – справа от арки) и здания Министерств, а также достроенное в 1843 году здание Гвардейского штаба (слева, соответственно — восточная часть) становятся доминантой всей Дворцовой площади. Они выполнены в таких же размерах высоты, ширины дуги и линии средней оси, что и Зимний дворец. Это объединяет их в единый дворцовый ансамбль. Однако по стилю эти сооружения – абсолютно различны. Росси удается здесь уникальный синтез противоположностей – органическое единство высокого барокко (Зимний) и позднего классицизма или ампира (Главный штаб).

Интересно, что Росси не успокоился на этом, зодчий чувствовал, что все равно архитектурный ансамбль Дворцовой площади еще не полон. В ее центре требовался еще один крупный вертикальный «акцент», тогда архитектор предлагает установку посредине Дворцовой еще одного памятника. Так возникает идея, а затем и воплощение в 1843 году Александрийской колонны, выполненное О. Монфераном.

Триумфальная арка – памятник воинской доблести!

Арка, расположенная посредине фасада зданий Главного штаба, имеет прекрасное скульптурное убранство. Она посвящена могуществу нашей страны, её военной победе над Наполеоном. Композиция необычайно пластически насыщена, наверху арки расположена колесница Победы с упряжью шестерых коней. Интересно, что здесь впервые в монументальной скульптуре фигуры композиции выполняют из листов меди – это делалось с целью облегчения веса всей нагрузки на 17-тиметровый пролет арки.

Впрочем, и здесь итоговый вариант сильно отличался от первоначальной задумки Росси. Поначалу зодчий собирался украсить арку композицией двух женских фигур, держащих герб страны и воинскую атрибутику. Но в 1825 году на российский престол входит Николай I, и задачи к эстетике арки кардинально меняются. Новый самодержец велит сделать из арки настоящий триумфальный и победный символ. Поэтому женские фигуры заменяются целой колесницей Славы. Но уже была возведена сама арка и ее аттик, который рассчитывался под первый проект, поэтому все замены, естественно, сказались впоследствии на итогах. Фигуры изготавливали из более тонких листов меди (для баланса веса), из-за чего они приобрели избыточную подвижность и непрочность. Позже их приходилось часто ремонтировать, причем, первый ремонт всей скульптурной группы пришлось делать почти сразу после открытия. В преданиях города известны рассказы, что колесница на Триумфальной арке всегда чего-нибудь теряла – либо хвосты ее лошадей, либо их гривы, либо плащ богини, либо часть орнамента… Изъян удалось ликвидировать уже в современное время. Фигуры были заполнены полиуретановой пеной, которая скрепила металлические каркасы и медные листы, не увеличив при этом общего веса композиции.

Еще один интересный нюанс – поначалу здания Главного штаба имели светло-серый окрас и белый декор, а скульптуры на арке – бронзовый цвет. Позже – цветом для стен зданий был выбран желтый, а для их декора – черный.

Судьба зданий Главного штаба была непростой, как и доля всего города. Они пережили и несколько реставраций и восстановление после разрушений войны, и передачу своих помещений под разные государственные и иные нужды…

Сегодня часть зданий передана Эрмитажу – восточное крыло, но западная часть по-прежнему принадлежит исконным владельцам – военным, а, значит, традиции сохранности и величия доблести российского оружия остались неизменны.

Питер: Генеральный штаб

Почти каждая полазка в Питере начиналась словами, а пойдемте на ГШ. Не смотря на то что я там побывал уже раз так 10, место все равно прекрасно и не перестает все так же удивлять как в первый раз.

Лично у меня Генеральный штаб будет всегда ассоциироваться с грязными чердаками и стекловатой. Ибо не стоит спать в грязных чердаках на стекловате, этот урок я и Москвичи запомнят на долго.

Фотографии выкладываю исключительно из-за того что один из самых простых и доступных проходов на штаб теперь закрыт, да и камеру вдобавок повесили. Ну и еще пусть ФСО полюбуется. Надеюсь после этого поста они не будут говорить «Ребята, вы бы еще на Генштаб залезли».

1. Ранее на штаб было забратся довольно легко. Забираемся на нужную нам крышу, проходим несколько колючих проволок и перепадов, и вот мы на месте.

2. Все фотографии с разных полазок. Такое яркое свечение возникло из-за низкой облачности в один из дней когда я там был вместе с nazarov_msk и artem_lahtionov

3. И сразу переходим к главному виду, главная площадь города «Дворцовая Площадь» и гребанная сцена к Алым Парусам.

4. Внезапно переходим уже на Штаб Ленинградского военного округа, позади меня очень крутой купол.

Читайте также  Музей державина на фонтанке: усадьба русского поэта

Как мне рассказали Питерские, один бравый парень решил прогуляться по крыше и чердакам ЛенВО, на одном из чердаков, открыл совсем не нужную дверь и получил реальных два года. Так что далеко ходить не стоит.

5. Купол! Можно залезть и выше.

6. Двор колодец Штаба ЛенВО, на горизонте Исаакий и Адмиралтейство.

7. На верхушке купола есть флаг, что он обозначает честно говоря незнаю. Надеюсь вы поможете мне исправить эту оплошность :)

8. Александровская колонна, познавательная цитата с Викимапии.

«В 1952 году фигуру ангела на Александровской колонне хотели заменить бюстом Сталина. Был даже подготовлен соответствующий документ, который обнаружили совсем недавно во время подготовки к реставрации колонны. Только мужественность и принципиальность ленинградских архитекторов, выступивших против, не дали свершиться этому идиотизму.»

9. Переходим теперь к самому вкусному и интересному. Арку венчает красивейшая колесница славы, именно ради нее сюда хочется вернуться еще и еще.

10.
С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектора. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

11. Крылатая богина победы — Ника.

12. Скульптурная композиция, что сейчас венчает арку — это практически новодел. Оригинал сгорел в жутком огне в ночь Миллениума (от пиротехники загорелись реставрационные леса и защитный каркас), композиция понесла невосполнимые потери, тонкомедная листовая пустотелая конструкция просто расплавилась. Надо отдать должное Питерским реставраторам сумевшим из того что осталось воссоздать шедевр. Причем воссоздать так, что если не рассказывать о пожаре, то догадаться невозможно, даже при близком рассмотрении.

16. Фотография так сказать от первого лица, что видет богиня Ника.

18. + бонус, запалили братюней :)

Спасибо всем кто здесь со мной был, а так же составлял компанию.
Питерским: salieri_spb , bonya_roofer , tankizt , iauster , nicegonet , dedmaxopka
Московским: nazarov_msk , artem_lahtionov , makzer , r_wersh , captain_balash

Арка Главного штаба

Достопримечательность
Здание Главного штаба

Вид на здание Главного штаба и Александровскую колонну от Зимнего дворца
59°56′16″ с. ш. 30°18′59″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 6/8
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта К. И. Росси
Архитектор Росси, Карл Иванович
Первое упоминание 1819 год
Строительство 1819 — 24 октября 1828
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510390750006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810518000 (БД Викигида)
Сайт hermitagemuseum.org
Медиафайлы на Викискладе

Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

В западной части здания находится командование Западного военного округа России. В восточной части здания Главного штаба с 1999 года размещаются коллекции Государственного Эрмитажа. В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания, в котором разместились произведения западноевропейского искусства XIX—XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства [1] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Арка Главного штаба
  • 4 Продолжение оформления площади
  • 5 Хронология событий
  • 6 Восточное крыло — выставочный комплекс Государственного Эрмитажа
  • 7 В филателии
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

История [ | ]

В 1819 году в ходе строительства здания Главного Адмиралтейства возникла идея преобразования площади перед Зимним дворцом (произведение в стиле «елизаветинского барокко» Б. Ф. Растрелли; 1754—1762). Для рассмотрения проектных предложений была создана комиссия с участием Росси. Строительные работы начались в 1819 году с реконструкции западного крыла, в объём которого были включены уже существовавшие дома постройки Ю. М. Фельтена. Их фасад, отличающийся облицовкой цоколя серым гранитом, в отличие от облицовки красным гранитом восточного крыла, частично сохранился. Сохранились некоторые интерьеры и фасады, обращённые во внутренний двор [2] . Исследователь творчества К. И. Росси М. З. Тарановская, ссылаясь на архивные документы, называет датой начала строительных работ 1820 год [3] .

Помощниками Росси на строительстве были Ф. И. Руска, Н. Ткачёв, а затем И. И. Гальберг, Н. Колпачников, Ф. Федосеев, П. П. Жако, Н. Войлоков, Я. Попов, Э. Анерт. Производством работ руководил «каменных дел мастер» Л. Ф. Адамини. Декоративные росписи в интерьере создавал Дж. Б. Скотти [4] . В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

Со стороны Невского проспекта к зданию примыкали построенные ранее дома: «Депо карт Главного штаба» (1805—1806 гг., арх. Л. Руска), Вольное Экономическое общество (1768—1775 гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот). В 1845—1846 годы архитектор И. Д. Черник перестраивает эти отданные Главному штабу здания, решая фасады в общих формах с россиевскими фасадами [5] .

Одной из архитектурных доминант здания является купол над западным крылом здания. Выполненный из металла и стекла по проекту инженера Г. Г. Кривошеина в 1902—1905 годах, он обеспечивал дневной свет расположенной под ним библиотеке. Ранее на месте купола-фонаря располагался низкий каменный купол, возведённый по проекту К. И. Росси при строительстве здания. Помещения Военно-исторической библиотеки ГШ России и старый купол капитально реставрировались в 1890—1892 гг., однако пожар 1900 года, уничтоживший 12 тысяч книг и интерьеры библиотеки, потребовал нового ремонта [6] .

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В 1918 году Арку Генерального штаба переименовали в «Арку Красной армии» [7] . Историческое название возвращено в 1944 году.

В настоящее время западная часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу. В 2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба. Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «Возрождение». Международный банк реконструкции и развития утвердил решение тендерной комиссии и стоимость работ 4 418 414 868 рублей [8]

Архитектура [ | ]

Архитектор К. И. Росси в сравнении со своими предшественниками, архитекторами русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, проявил себя художником необычайного размаха и смелого пространственного мышления. «В отличие от многих русских и европейских современников, Росси во всех крупных городских ансамблях стремился к объединению различных по функциям и планам зданий в единый фасад, создавая тем самым эффект цельной „скульптуры“, обозреваемой как бы „изнутри“. Ансамбли Росси воспринимаются как гигантские интерьеры под открытым небом» [9] .

Эта «интерьерная» особенность архитектуры Росси объясняет, в частности, лёгкость и естественность поглощения ею других не менее замечательных зданий, возведённых в разное время. Такой поглощающей способностью обладает «интерьер» Дворцовой пощади в центре Санкт-Петербурга, сложившийся благодаря работе К. И. Росси.

В ходе последовательно разрабатываемых вариантов проекта 1820—1828 годов Росси создал уникальную композицию, замыкающую полукружием из двух симметричных корпусов Министерства иностранных дел и Генерального штаба с Триумфальной аркой между ними южную сторону Дворцовой площади. Изгиб Большой Морской улицы (в то время участок от Арки Главного штаба до Невского проспекта называли Луговой, или Малой Миллионной, улицей) переориентированной от Невского проспекта на центр Дворцовой площади, архитектор остроумно скрыл системой двойной арки (с одной поворотной, их высота и ширина равны: 28 м), а неодинаковую протяженность парадных фасадов сделал незаметной с помощью симметрично расположенных колонных портиков. Протяжённость фасадов, включая боковой по набережной реки Мойки составляет 580 метров [10] .

Читайте также  Прогноз погоды на декабрь 2019 в спб и на новый год

В результате Зимний дворец, построенный Растрелли почти на столетие ранее, оказался включенным в россиевский ансамбль не потому, что это здание слабее в художественном отношении, а потому, что более широкие композиционные идеи неизбежно поглощают отдельные, даже выдающиеся произведения. Александровская колонна в центре площади, созданная по проекту О. Монферрана через четыре года после возведения арки Главного штаба, стала заключительным аккордом в композиции, созданной Росси.

Одним из достижений русской инженерно-строительной школы первой трети XIX века является использование в интерьерах здания чугунных конструкций (в целях пожарной безопасности). По рисункам Росси на Александровском чугунолитейном заводе были изготовлены несущие конструкции, стропила, колонны и элементы обходных галерей, шкафы библиотеки [11] . И в других постройках Росси также применял чугунные конструкции.

Арка Главного штаба [ | ]

Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку — монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам — фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами. Римляне строили тетрапилоны — сооружения на перекрестках дорог, имеющие арочные проезды на четыре стороны. В Риме, на Бычьем Форуме, сохранилась четырёхпролетная Арка Януса, посвященная «божеству входов и выходов», покровителю путников и дорог (IV в.). Именно такая арка изображена на одной из декораций Дж. Валериани к постановке оперы «Селевк» (1744), которая, в свою очередь, послужила мотивом для картины А. И. Бельского «Архитектурный вид» (1789). Картину мог видеть К. И. Росси, который, безусловно, хорошо знал античную архитектуру. Таким образом, арка Главного штаба является результатом свободной интерпретации конкретного типологического мотива античной архитектуры [12] .

Главной темой всего ансамбля стал триумф России в Отечественной войне. Эту тему Росси раскрыл с помощью скульптурного убранства — скульпторов русского классицизма С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, работавших по рисункам Росси.

В первом проекте 1819—1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 года) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 года. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: колесница богини Виктория, держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует ее лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.

Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. Помимо естественного для искусства классицизма и ампира обращения к композиции древнеримской триумфальной арки Росси использовал рисунки из коллекции Ш.-Л. Клериссо, сделанные непосредственно в Риме. Коллекцию ранее, в 1780 году, приобрела императрица Екатерина II. Росси специально изучал собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже.

В первой половине XIX века все здания, спроектированные и построенные К. И. Росси, были окрашены в серый и белый цвета. Колесница Виктории была позолочена. Ныне существующая жёлто-белая окраска следует канону, введённому императором Александром II, утвердившему «гербовые цвета» для всех эмблем и флагов: чёрный, жёлтый и белый: как на императорском штандарте: чёрный орел на желтом фоне. В указе 1865 г. эти цвета названы «государственными» [13] .

Наиболее выразительна композиция, созданная Росси, со стороны Дворцовой площади. С высоты 36 м, на вершине арки парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Вся композиция выражает идею воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Это событие было приурочено к возвращению в столицу гвардии, воевавшей на южных рубежах России с Османской империей.

Здание Главного штаба

Главной достопримечательностью Дворцовой площади в Петербурге является Здание Главного штаба, входящее, наряду с Зимним дворцом, в состав Государственного Эрмитажа

Здание Главного штаба строилось с 1819 по 1829 год, а его архитектором выступил всё тот же Карл Росси, спроектировавший саму Дворцовую площадь, Идеальную улицу и несколько известных петербургских дворцов

Два полукруглых корпуса объединены в центре триумфальной аркой, так что главный фасад здания представляет собой гигантскую 580-метровую дугу

Кроме Главного Штаба здесь в своё время находились Военное Министерство, МИД и МинФин

В 1993 году в восточном крыле разместился Эрмитаж, а само здание Генерального Штаба принадлежит Ленинградскому военному округу

Во флигеле со стороны Невского проспекта ранее находилось Вольное Экономическое общество, а в 1846 году на углу самого Невского проспекта был построен дом, выполненный в стиле здания Генерального Штаба

Для придания законченности зданию Генерального Штаба и всей Дворцовой площади в целом, Карл Росси решил связать два его крыла роскошной триумфальной аркой

Ансамбль триумфальной арки был дополнен скульптурными композициями, для создания которых Росси пригласил тех же скульпторов, которые ваяли аналогичные скульптуры на здании Адмиралтейства

На самом деле триумфальная арка состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами — Карл Росси решил сделать завершающее звено Дворцовой площади необычным и не имеющим себе аналогов больше нигде в мире

Наиболее выразительно композиция здания Главного Штаба выглядит при взгляде через арку со стороны площади

А это взгляд на площадь из-под арки)

Благодаря кропотливой работе великих скульпторов, на 36-метровой высоте триумфальной арки до сих пор «парит» римская колесница с крылатой богиней Славой

Триумфальная арка здания Главного Штаба должна была стать выразительным символом воинской славы, для чего все орнаменты были выложены из воинских трофеев, а над проездом парят скульптурные фигуры богини Славы с венками, а на уровне второго этажа застыли в молчаливом приветствии фигуры часовых в античных доспехах

Торжественное открытие триумфальной арки Главного Штаба состоялось 24 октября 1828 года

По окончании строительства здания Главного штаба Карл Росси убедил императора Николая I отказаться от установки в центре Дворцовой площади памятника Петру I, а вместо этого завершить ансамбль логичным памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Для разработки его проекта был приглашён известный французский архитектор Огюст Монферран, стараниями которого вскоре на площади «выросла» Александровская колонна

Здание Главного штаба можно видеть на памятной монете номиналом 25 рублей “175-летие Александровской колонны, г. Санкт-Петербург” на заднем плане за Александровской колонной)

В 2008 году восточное крыло здания прошло масштабную реконструкцию, на которую ушло 4 418 414 868 рублей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: