Театр балета бориса эйфмана – лучшие постановки сезона - JEKATERINBURG.RU

Театр балета бориса эйфмана – лучшие постановки сезона

5 причин, по которым балеты Бориса Эйфмана нравятся всем

22 июля исполняется 70 лет Борису Эйфману — руководителю академии и театра танца, которые носят его имя. Лайф на пяти примерах объясняет, почему спектакли главного современного российского хореографа пользуются огромной популярностью во всём мире.

Фото: © РИА Новости/Игорь Руссак

Зрелищная сценография

Эйфману в своих постановках удаётся совмещать необычные хореографические решения, глубину содержания и эффектность. Сценография продумана до мелочей, и это помогает удерживать внимание публики. Даже если неподготовленный зритель устаёт воспринимать сам танец, он всё равно не может отвести взгляд от действия на сцене.

Одним из самых эффектных балетов Эйфмана можно назвать «Красную Жизель», где рассказана история Ольги Спесивцевой — знаменитой танцовщицы XX века с трагической судьбой, которая создала наиболее яркий в истории балета образ Жизели и закончила жизнь в психбольнице. В этом спектакле сцены меняются так часто, что любой зритель находит эпизод себе по душе. Любители классики радуются балеринам в пачках в роскошных театральных декорациях и обстановке, имитирующей репетиционный зал, а также цитатам из классической постановки «Жизели». Ну а те, кто жаждет зрелищ, с увлечением следят, как лихие пляски чекистов и работниц в косынках переходят в лирические дуэты и элегантные танцы кавалеров и дам.

Стильные костюмы

Подбору костюмов к своим балетам Эйфман уделяет не меньше внимания, чем созданию декораций. В его постановках невозможно увидеть на танцовщиках наряды в стиле «дорого-богато» со множеством страз и пайеток. Он предпочитает костюмы, в которых нет ничего лишнего. Часто они строгие, но при этом стильные.

Особенно интересные костюмы были созданы для балета Up&Down, поставленного по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна». События разворачиваются в Век джаза — 20-е годы прошлого века. Художники-постановщики спектакля создали несколько десятков костюмов, точно повторяющих стиль того времени — цветные купальники, мужские костюмы-тройки, короткие и длинные вечерние платья.

Красавцы-танцовщики

Конечно, артисты многих балетных трупп отличаются своей красотой. Но танцовщики Бориса Эйфмана особенно хороши. В его труппе собран особый тип артистов — практически все как на подбор длинноногие и очень высокого роста. Зрители не могут не обратить на это внимания, особенно в массовых сценах.

Удивительные линии тел танцовщиков подчёркиваются костюмами. Например, в балете «По ту сторону греха», поставленному по мотивам романа «Братья Карамазовы» Достоевского, Алёша в рясе выглядит не менее завораживающе, чем Грушенька в длинном платье насыщенного бордового цвета.

Сюжетность спектаклей

Зрители довольно легко понимают хореографию Бориса Эйфмана, и во многом в этом им помогает сюжетность его балетов. Большая часть постановок Эйфмана — это его интерпретация известных шедевров классической литературы. «Евгений Онегин» Пушкина, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Дон Жуан» Мольера. Пожалуй, можно смело сказать, что Борис Эйфман — самый «литературный» хореограф.Российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Борис Эйфман на репетиции Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» в Москве. Фото: © РИА Новости/Владимир Вяткин

Часто в известных сюжетах хореограф сосредотачивает внимание на переживаниях и драме какого-то одного героя, выстраивая вокруг него всё действие. Например, в «Анне Карениной» — всё максимально сконцентрировано на главной героине, а другие линии и персонажи, присутствующие у Толстого, опущены.

Необычная пластика

Те, кто приходят на балеты Бориса Эйфмана впервые, обращают внимание на пластику танцовщиков, которая свойственна только труппе Эймана. Артисты одинаково хорошо владеют многими танцевальными стилями, и это понятно: хореография Эйфмана — сложный сплав классики и модерна.

Интересный в этом плане пример — балет «Роден», рассказывающий о судьбе и творчестве скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В некоторых сценах главный герой «лепит» свои скульптуры из тел танцовщиков, обтянутых серой сеткой. И в эти моменты трудно отличить, что под его пальцами: человеческие тела или глина.

Балетная вселенная Бориса Эйфмана

Б ориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества». В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского. «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет». «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня — завтра всё прикроют», — говорил Борис Эйфман.

Читайте также  Центральный военно-морской музей в санкт-петербурге

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно — негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Автор впервые встретился с балетами Бориса Эйфмана в середине 80х гг. прошлого века в тогдашнем Ленинграде, и с тех пор, что называется, это стало «любовью на всю оставшуюся жизнь».

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

Касаясь содержания спектаклей Эйфмана, нужно обязательно говорить о высокой духовности, эмоциях и страсти, философском начале. Во многих спектаклях Театра балета присутствует сюжетность, но это не «драмбалет» образца 60-70гг., это скорее события, насыщенные глубокими чувствами и имеющие пластическое истолкование.

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.

Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Автор – Александр Бычков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: