Таврический дворец в санкт-петербурге, зимний сад: фото - JEKATERINBURG.RU

Таврический дворец в санкт-петербурге, зимний сад: фото

Таврический дворец

Архитекторы: Старов И. Е.
Год постройки: 1783-1789
Стиль: Классицизм

Архиерейское подворье (после 1725) (не сохран.)

Таврический дворец классицизм

Шпалерная ул., 47

1783-1789 — арх. И. Е. Старов

Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце

1905-1906 — арх. Бах Александр Романович (Робертович), при участии П. И. Шестова

1910 — арх. Бруни Александр Александрович, при участии Н. В. Смирнова —

перекрытия зала заседаний Государственной думы и Екатерининского зала

Недалеко от Смольного монастыря и Смольного института находится Таврический дворец, получивший свое название по имени первого владельца князя Г.Потемкина-Таврического. Простое и величественное здание выдержано в стиле русского классицизма. Оно стало эталоном облика русских дворянских усадеб.

Первая улица в этом районе возникла в начале XVIII в. у Литейного двора . Она так и называлась Первая или Каменная линия (Шпалерная). Линия заканчивалась у Воскресенской ул. (пр. Чернышевского). К 1725 г. линию переименовали в Первую Берговую ул. и продлили. Для этого пришлось осушить участок, связав протекавшую здесь речку Саморойку (по Потемкинской ул.) с Лиговским каналом. В это время на месте Таврическго дворца находилось Архиерейское подворье.

(по материалам [ 120 ], [ 71 ], добавил Mary)

Бенджамен Патерсон.
Вид Таврического дворца
со стороны Невы.
(добавил Mary)

Бенжамен Патерсен.
Вид Таврического дворца
со стороны сада. 1797, ГЭ
(добавил Mary)

А. Мартынов. Литография
Таврический дворец
со стороны сада.
(добавил Mary)

Таврический дворец.
Неизвестн.худ. 1825.
(добавил Mary)

Церковь Воздвиженья Честного
креста в Таврическом дворце.
Фото — Н.Г. Матвеев 1911 г.

Государственная Дума.
(добавил Suokas)

Таврический дворец.
Изд. товарищества «Образование»
1910-1915 гг. (Сайт Привет Питер)

Специальные постройки для
Всероссийской кустарно-промышленной
выставки у Таврического дворца.
Фото 1902 г.
Фотография ателье Буллы
(добавил nikspb)

Работы по устройству
международной научно-промышленной
выставки «Детский Мир»
«Зодчий», 1903, Вып.46

Журнал «Новое время»
6-го (19-го) ноября
1910 г. № 12448 С. 358(8)

Вид из
колоннады
в купольную

В 1918 г. после убийства
Моисея Урицкого дворец
был переименован в его честь
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.121
(добавил nikspb)

Обвалившийся потолок
в здании российского
парламента, 2 (15)
марта 1907,
фото К. Буллы

Ограда после разрушения
фугасной бомбой. 1943 г.
Фотограф А.К.Григорьев
(kgiop.gov.spb.ru)
(добавил — IVa)

Фрагмент ворот Таврического дворца.
Арх. ограды — Ф.И. Волков, 1792-1793.
Из альбома —
Бунатян Г. Г. «. Оград узор
чугунный». Лениздат, 1990
(добавил — IVa )

ЦГАКФФД СПбАр 149853
Вид Таврического дворца
и сада со стороны ул. Воинова.
1980 г. Фото -Самойлов В.П.
(добавил Виктор М)

Таврическийй дворец с его приземистым про­тяженным фасадом, с двумя выступающими впе­ред флигелями, образующими парадный дворик, с четко выделенным главным корпусом, украшенным портиком и увенчанным куполом, — одна из первых и наиболее значительных построек русского класси­цизма.

Выдающийся русский зодчий И. Е. Старов спроектировал и построил дворец и прилегающий к нему парк на участке, в настоящее время ограниченном улицами: с юга — Кирочной, с севера — Шпалерной, с запада — Потем­кинской и с востока — Таврической. Выполняя волю будущего хозяина здания князя Потемкина, он создал здесь, в некотором отдалении от тогдашнего центра Петербурга, вблизи полноводной Невы, уни­кальную загородную виллу, не имевшую себе рав­ных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству ее внутреннего оформления.

Внешний вид Таврического дворца — его строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный каких бы то ни было излишних украшений, — произ­водит, сильное впечатление именно этим рациональным использованием немногих, но весьма выразительных средств.

Зато очень богато было внутреннее оформление дворца. Вестибюль украшен яшмовыми и гранитными столпами. В следующем, купольном, зале — прекрас­ныe колонны, фаянсовые печи, украшенные лазорью и золотом. Этот пышно оформленный зал как бы подготавливал к восприятию великолепного, колос­сальных размеров Екатерининского зала и помеще­ния зимнего сада, в центре которого, под куполом ротонды из восьми колонн, возвышалась на поста­менте мраморная статуя Екатерины II работы вели­кого русского скульптора Ф. И. Шубина.

Поэт Г. Р. Державин так описал свое впечатле­ние от зимнего сада: «При первом шаге представ­ляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удоб­ная, и разделенная в длину в два ряда еще 36-ю столпами. Кажется, что исполинскими силами вме­щена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом простран­стве здания. С первого взгляда усомнишься и по­мыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие бла­гословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, бли­стают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

Сооружение дворца длилось шесть лет и было закончено в 1789 г. Он назывался вначале Кон­ногвардейским домом (рядом находились казармы этого полка). Через два года Потемкин продал дворец в казну за баснословную по тем временам сумму — 450 тысяч рублей. Сделано это было не без умысла. В 1791 г. пал Измаил. Турция была разбита. За заслуги в присоединении Крыма к России после назначения князя Потемкина генерал-гу­бернатором этого края к его фамилии была присоединена другая — Таврический. У Екатерины II появилась возможность возвратить Потемкину дво­рец, наименовав его Таврическим. И она сделала это немедля.

Месяц спустя князь Потемкин-Таврический дал во дворце грандиозный блестящий бал, поразивший своим размахом и роскошью всю Европу. Но через пять меся­цев Потемкин скончался. Дворец был объявлен император­ским. Екатерина II стала часто проводить здесь свое время.

В этот период Таврический дворец пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Высокопоставленные иностранцы, при­езжавшие в Петербург, считали своей первейшей обязанностью посетить его. Участок дворца был благоустроен, на нем разбит сад, построена большая оранжерея. Тогда же расчистили от различных строений берег Невы, соорудили перед дворцом прекрасную решетку.

Павел I, вскоре после смерти Екатерины II, от­дал дворец конногвардейскому полку, который пре­вратил его в казармы, а Екатерининский зал исполь­зовал как конюшню. Паркетный пол по распоряже­нию Павла I был перенесен в Михайловский замок. дворец быстро пришел в упадок.

Восстановление выдающегося творения зодчего И. Е. Старова началось при Алек-сандре I. В этой работе принял участие архитектор Л. Руска. Была снесена ротонда, поднят пол в главном зале. Heсколько позднее художник Д. Скотти выполнил роспись потолка, частично сохранившуюся и поныне. В течение многих десятилетий зданием пользовались различные высокопоставленные лица.

В начале ХХ века Таврический дворец превра­тился в арену крупных политических событий. С 1906 по февраль 1917 г. здесь заседала Госу­дарственная дума. В связи с этим зимний сад был превращен в зал заседаний и застроен амфитеатром, дворцовый театр перестроен в библиотеку. Застрой­ка колоннад Екатерининского зала лишила дво-рец одного из его замечательных качеств — изумитель­ных сквозных перспектив. В 1907 г. журнал «Старые гoды» справедливо назвал эту перестройку актом вандализма, совершенно ненужного и неоправ­данного.

14 (27) февраля 1917 г., в канун Февральской буржуазно-демократической рево-люции, в зале засе­даний Таврического дворца открылась сессия IV Государственной думы. Она оказалась послед­ней. Заседания· думы были прерваны царским ука­зом 25 февраля и больше не возобновлялись.

27 февраля (12 марта) 1917 г. в стенах Тав­рического дворца (в помещениях слева от входа) был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С этого дня дворец стал центром притяжения революционных масс, рабочих демонстраций. Совет проработал здесь до августа 1917 г., то есть до своего пере­езда в здание штаба революции — Смольный. В Тав­рическом дворце (в помещениях справа от входа) со 2 (15) марта находилось также и Временное правительство.

В вестибюле Таврического дворца установлены две мемориальныe доски, рас-сказывающие о пребы­вании в этом здании Ленина.

Таврический дворец с первых дней Советской власти стал традиционным местом проведения важ­нейших мероприятий. Здесь проходили и проходят областные и город-ские партийные и комсомольские конференции, собрания актива, слеты, крупнейшие международные конгрессы и симпозиумы. Назовем хотя бы такие выдающиеся события, как ХV Меж­дународный конгресс физиологов (1935 г.), слет участников бригад ком-мунистического труда (1958 г.), VII конгресс Международного союза сту­дентов (1962 г.).

Таврический дворец стал местом подготовки и переподготовки партийных и советских кадров. Уже 15 сентября 1918 г. здесь была открыта Высшая партийная школа и через пять дней, 20 сентября — ­Крестьянскнй университет.

В 1920 г. Высшая партийная школа была пре­образована в стационарное учебное заведение при Петроградском рабоче-крестьянском университете. В последующие годы в Таврическом дворце находи­лись трехгодичный Коммунистический университет, Ком-мунистический сельскохозяйственный универси­тет, школа пропагандистов, партийные курсы. В 1943 г. здесь открылась партийная школа с трехмесячным, в 1944 г. — одногодичным, в 1946 г. — двухгодичным, в 1952 г. — трех­годичным сроком обучения. С 1956 г. работала Высшая партийная школа с четырехгодичным сро­ком обучения.

(В. Вьюник, доцент Ленинградской высшей партийной школы «Тавричесий дворец» // Блокнот агитатора 1981 №09 добавил Vadark )

Центральный двухэтажный корпус дворца украшен шестиколонным дорическим портиком и легкоузнаваемым широким плоским куполом. Строгие фасады дворца лишены каких-либо украшений, за исключением фриза.

Два боковых двухэтажных корпуса формируют парадный двор. Дворец отличается гармоничностью пропорций, строгостью стиля.

Таврический дворец

Построенный в стиле классицизма Таврический дворец изначально задумывался как резиденция князя Потемкина, фаворита Екатерины II. После его смерти здание несколько раз переходило из рук в руки, в частности, Павел I, желавший противоречить во всем своей матери, устроил здесь казармы. Сегодня в помещении базируются штаб Межпарламентской ассамблеи СНГ, Совет Законодателей и телерадиокомпания «Мир». Попасть внутрь можно лишь в определенные дни и с экскурсией.

История

Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.

Читайте также  Антикафе спб с игровыми приставками - свободное время

«Таврический сад 18 века», картина Бенджамина Паттерсона

Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.

После наказания грабителей Таврического дворца и возвращения награбленного, в его здании были созданы казармы Конногвардейского полка

После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.

Государственная дума Российской империи, винтажное фото

В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.

В помещениях дворца часто проводились партийный съезды и выступления значимых государственных лиц

Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».

В наше время в Таврическом дворце проводятся различные встречи. Здесь собираются политики, влиятельные и успешные люди, а также проводятся Рождественские вечера

Как добраться до Таврического дворца

Сюда несложно добраться самостоятельно на общественном транспорте.

Точный адрес: Шпалерная ул., 47, 191015 Санкт-Петербург, Россия

Как добраться от Московского вокзала:

Автобус:от остановки Московский железнодорожный вокзал на автобусе №54 до остановки ул. Тверская (11 минут).

Автобус:от остановки ул. 3-я Советская на автобусе №11 до остановки пер. Заячий (4 минуты).

Автобус:от остановки Московский железнодорожный вокзал на автобусе №54 до остановки ул. Тверская (11 минут).

Автобус:от остановки ул. Тверская на автобусе №46 до остановки ул. Шпалерная/ул. Таврическая (3 минуты).

Таврический дворец на карте

Что посмотреть

Этот дворец является типичным образцом русского классицизма. В соответствии с традициями архитектуры того времени он имеет симметричное строение и состоит из трех корпусов по два этажа каждый, все они соединены при помощи коридоров-переходов, а центральный завершается большим куполом. Внешне поместье выглядит достаточно аскетично, никакой лепнины и украшений снаружи нет. Зато это компенсируется роскошным внутренним убранством. Стены парадных залов украшают картины и гравюры в помпезных рамах из золота, ковры и гобелены. Конечно, далеко не все сохранилось с момента строительства, однако некоторые экспонаты действительно старинные.

Таврический дворец — вид сверху

Посетителям показывают четыре главных помещения: вестибюль, Большую галерею (она же называется Екатерининским залом), Купольный и Думский залы.

Вокруг Таврического дворца разбит небольшой сад, а путь к его входу пролегает через лаконичную аллею, украшенную цветами

Интересно: когда здание только построили, Большая галерея являлась самым большим помещением во всем городе. Его длина превышала 74 метра, а ширина составляла почти 15 метров.

Купольный зал (он же Органный зал) является первым, в который туристы попадают после входа в здание. В 2011 году в нем появился орган с 24-мя регистрами. Его изготовили в Италии и доставили из Барселоны. Сегодня в этом зале проводятся концерты. Также здесь организовывают различные благотворительные мероприятия.

Думский зал построили в начале 20-го века, раньше на его месте находился зимний сад. Сегодня в нем можно увидеть старинную мебель, которая была отреставрирована в 2013 году и теперь имеет практически первоначальный внешний вид. Здесь находятся кресла, выполненные из дубового дерева, и пюпитры. Все они создавались на фабрике Мельцера в Петербурге еще до революции. Потолок украшают живописные полотна.

Большая галерея — это типичная для многих русских поместий колоннада. Она соединяла Купольный зал и зимний сад. Ее проект создал архитектор Кваренги, работавший также над интерьерами Зимнего дворца.

В Большой галерее часто проходят выставки современных художников, а также интересные фотосессии

В здании часто проводятся временные выставки, посвященные его истории. Кроме того, с 2013 года здесь стали вновь устанавливать новогоднюю елку и проводить специальные праздничные мероприятия для детей и их родителей.

Часы работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • С понедельника по пятницу — с 09:00 до 18:00;
  • Экскурсии — по выходным по предварительной записи.

Стоимость билетов — 400 рублей.

Чтобы попасть на экскурсию стоит заранее позаботиться о предварительной записи, так как Таврический дворец пользуется популярностью у туристов

Интересные факты

  • На возведение здания потратили порядка 400 тысяч рублей. По тем временам сумма огромная.
  • Потемкин получил титул князя Таврического в 1787 году после того, как он помог присоединить Крым (или Тавриду) к Российской империи.
  • Когда Екатерина Великая увлеклась другим фаворитом, Потемкин устроил во дворце для нее пышный бал в восточном стиле. Императрица же посчитала, что это было прощальное пиршество князя, поскольку он был уже в преклонном возрасте. В том же году князь скончался.
  • Державин писал о разграблении Таврического дворца в стихотворении «Ко второму соседу».
  • В 20-х годах 19-го века в этом архитектурном памятнике проживал знаменитый литератор Карамзин, здесь же он и умер.

В залах дворца часто проводят необычные фотосессии, чтобы передать историю и настроение тех времен

Полезные советы

  • Посетить дворец можно только в составе экскурсионной группы. Индивидуальным туристам разрешают осматривать здание лишь снаружи.
  • Место в группе можно забронировать через администрацию дворца и не искать туристическую фирму, которая организует подобные экскурсии.
  • Даже с экскурсией не удастся увидеть все помещения, например, в столовую гостей не пускают.
  • Чтобы попасть внутрь, необходимо предъявить паспорт и показать содержимое сумок.
  • Передвигаться по дворцу можно только по конкретному маршруту, заходить в закрытые помещения строго запрещено.
  • Делать фотографии разрешается, за исключением мест, которые являются режимными.
  • Билеты на органные вечера можно купить в любых театральных кассах города.
Виртуальная экскурсия по Таврическому дворцу в Санкт-Петербурге
Таврический дворец в Санкт-Петербурге на видео

К Таврическому дворцу прилегает одноименный сад, который может свободно посетить любой желающий. Не так давно его отреставрировали, сделали газоны и аллеи. В нем также есть пруд, где живут лебеди, и оранжерея, в которой можно посмотреть на экзотические и редкие растения. Примерно в километре отсюда находится Смольный собор, построенный Растрелли. Поблизости расположен и не менее известный Смольный институт.

Самые интересные факты о Таврическом дворце: триумф русского классицизма

Т аврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».

От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца

Первым владельцем Таврического дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург. Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо. После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

«Искусство спорит с прелестями природы»

Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.

Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.

Например, так о нем писал Гавриил Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

  • Академия художеств: ретроспективный взгляд
  • История торгового терема
  • Главный дворец Российской империи

И все-таки Таврический: какие еще названия были у дворца

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II. Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь. Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.

От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания

После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.

Читайте также  Меншиковский дворец – первый дворец санкт-петербурга

При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.

В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.

Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

Таврический дворец

Мама заволновалась, сказала, что надо срочно идти, а то это гнездо снова могут закрыть для простых людей. Дозвонилась легко, кроме нас записалось ещё пять человек. В понедельник мы были на экскурсии в колыбели демократии . Экскурсию проводила сотрудница центра с красивым, а главное редким именем Лена.

Вот план дворца при Потёмкине:

В основном вся экскурсия проходит в трех помещениях – в №2 Купольный зал, №3 Большая галерея и №4 Зимний сад , который сто лет назад был перестроен в зал заседаний.
Таврический дворец был построен в 1783-1785 годах архитектором И.Е. Старовым по воле Екатерины II, которая подарила это здание «герою Тавриды» кн. Потёмкину. По другой версии Потёмкин сам стал строить этот дворец для конногвардейского полка, в котором он начинал службу. Екатерину II принимали в казарме этого полка, поэтому Потёмкин задумал построить дворец для парадных приёмов.
В 1790 году Потёмкин продал дворец в казну за 450 тысяч рублей. Якобы ему срочно понадобились деньги, чтобы погасить картёжный долг. Но уже в следующем, 1791 году, дворец по просьбе князя был ему возвращён Екатериной II.
Здание построено в классическом стиле. Над центральной частью здания высится огромный полусферический купол, что было новшеством в то время в России. К концам главного корпуса примыкают под прямым углом два флигеля, которые соединяются меж собой оградою.
Первоначально дворец был открыт к Неве, с которой соединялся каналом. Рядом с дворцом была небольшая гавань. Эта перспектива сохранялась до 1863 года, когда была построена водонапорная башня и другие сооружения городской водопроводной станции.


Державин восхищался Таврическим дворцом:
Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями… Оно просто величественно.

Но эта наружная простота резко контрастировала с внутренним убранством дворца, от которого до наших дней практически ничего не сохранилось.
Проход из вестибюля (№1) в купольный зал (№2) был оформлен в виде огромной триумфальной арки. Внутри главный корпус почти весь образует одну громадную залу (№3) с двумя боковыми крыльями и с двойным рядом колонн. А затем был колоссальный зимний сад (№4). То есть зимний сад был виден на просвет из вестибюля. Зимний сад просуществовал до начала ХХ века, когда на этом месте был построен думский зал заседаний.
Как выглядел купольный зал можно посмотреть на картине Фёдора Данилова. Аллегорические изображения Живописи, Архитектуры, Музыки.

На северных хорах во времена Потёмкина находился орган. Этот орган сохранился, и увидеть его можно в Меньшиковском дворце. Кроме того в подарок Екатерине II, Потёмкин приобрёл часы-павлин, которые оказались сломанными. Дарить их было невозможно. С механизмом часов разобрался Кулибин, изготовил недостающие детали, и они по сей день работают (теперь в Эрмитаже). Печи и камины во дворце не работают, хотя по правилам пожарной безопасности их всё равно обслуживает трубочист.

Люстра в купольном зале поразительно напоминает люстры из гербового зала Зимнего дворца. Но искусствоведы не могут определенно сказать, что это та же самая люстра. Потолок в зале плоский, но за счёт росписи возникает иллюзия, что он сферический.

Екатерининский зал (№3). Зал огромный, в длину около 70 метров. Он изначально был задуман для проведения празднеств. В этом зале Потемкин задал 9 мая 1791 года роскошный праздник в честь императрицы. За два дня до праздника Суворова, истинного героя Измаила, отправили в Финляндию, под предлогом осмотра шведской границы. На празднике Державин читал оду «Гром победы раздавайся». Потёмкин поручил Державину составить подробное описание праздника. Из описания известно, что на праздник было истрачено 200 тысяч рублей. Чтобы гости могли отдыхать между танцами пространство между колонн было превращено в ложи и задрапировано зеленой тафтой.
Екатерина II покинула праздник, по её меркам, очень поздно – в два часа ночи. Ниоткуда она так поздно не возвращалась, а праздник продолжался до утра. Это был последний раз, когда она видела Потёмкина, так как он вскоре скончался по дороге из Ясс в Николаев.

Люстры в зале подлинные. Это средние люстры из Георгиевского зала Зимнего. Раньше люстры не опускались, но сейчас сделан механизм, с помощью которого их можно опускать и поднимать.

По смерти Потёмкина, дворец был приобретён в казну. Павел I отдал его в 1797 году конногвардейскому полку. Во дворце были устроены конюшни, манеж, жилые казармы полка. К мраморным колоннам были прибиты доски, чтобы сделать стойла для лошадей. Построили нужные места. Всё-таки так ненавидеть собственную мать может только психопат. Из Таврического дворца забрали всё – паркет, мебель, печки, дверные ручки, замки, все мелочи и перевезли в Михайловский замок, который Павел строил для себя. Вместо старых печей соорудили новые русские печи. Всё это продолжалось недолго, но дворцу был нанесен колоссальный ущерб.

В то время, когда здесь были конюшни, холст с потолка валялся где-то в холодном сарае. Александр I в 1804 году восстановил дворец в прежнем виде («Всё будет как при бабушке»). Для потолка была сделана точная копия. Фрагменты старого холста живы до сих пор. Они хранятся, в том числе, в Академии художеств.

С этого времени в нём иногда останавливались иностранные принцы, посещавшие русский двор. Одно время здесь жила вдова Павла, Мария Фёдоровна. Сюда, по приглашению Александра I, переехал Н.М. Карамзин, и здесь он умер 23 мая 1826.
Впоследствии картины и другие художественные предметы были взяты в Эрмитаж, в Зимний дворец, Академию художеств и Русский музей. Таврический дворец пришёл в полное запустение. Только в конце XIX века он был отреставрирован.

Посмотреть, как выглядел зимний сад можно на картине. В центре сада была устроена ротонда. Конструктивно она служила опорой для потолка, так как на тот момент времени не существовало способа для сооружения таких больших перекрытий. Нам подробно рассказывали об устройстве сада, как были насыпаны дорожки. Всего было посажено около 23 тысяч деревьев (кажется, я правильно услышала). Зимой прямо из Екатерининского зала гости попадали прямо в зимний сад, а в теплое время года выходили в Таврический парк.

В ротонде стояла скульптура «Екатерина-законодательница» работы Шубина, которая сейчас находится в Русском музее. Потёмкин специально заказывал эту статую для Таврического дворца. Екатерина II изображена в образе Минервы — римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел. Но фактически это не аллегория, а реалистический портрет, причем не монументального, но станкового характера. Шубин не получил от императрицы никакого вознаграждения, не досталось ему и профессорское место в Академии художеств, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».


В начале ХХ века дворец был переоборудован для Государственной думы. Появилась почта, телеграф, буфеты и ресторан. Зимний сад был переделан в зал заседаний. Екатерининский зал стал залом для прогулок депутатов. Между этим залом и залом заседаний построили стену и сделали лестницы для входа.

Первоначально стены зала были окрашены в белый цвет. В центре висел портрет Николая II. Потом нам показали, где сидел председатель думы, его товарищ, секретарь и товарищ секретаря, гласные, места министров и стенографов.

Дума начала работу 27 апреля 1906 года.
Николай I пригласил депутатов в Георгиевский зал Зимнего дворца и произнес торжественную речь.


После этого депутаты на паровом катере поплыли в Таврический дворец. Первый день был не рабочим. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, но именно по её инициативе во дворце появилась библиотека.

Зал был оборудован на 554 места. Кресла были заказаны на фабрике Мельцера. После того, как рухнул потолок и начался ремонт, выяснилось, что вместо дубовых кресел, на мебельной фабрике были изготовлены обычные кресла с дубовым шпоном. За кресла переплатили в пять раз. Потолок был реконструирован, был сделан стеклянный купол, который хорошо виден на первой фотографии. Ремонт длился не долго – всего 10 дней.

Вообще нам очень повезло с погодой, поэтому во всех помещениях было очень светло, так как ради нас вряд ли бы стали включать люстры. Зал, освещение дневное:

Считается что через дверь, над которой есть лампочка, в зал вошёл Железняков и произнёс историческую фразу « Караул устал».

После осмотра зала заседаний мы пошли в другое помещение, в котором расположена экспозиция, посвященная первому дню заседания Думы. По дороге мы осмотрели кабинет:

Вид из окна кабинета в собственный садик депутатов МПА СНГ. Рядовые сотрудники дворца не имеют права туда выходить гулять. Особенно обидно летом, когда во время обеденного перерыва можно видеть прогуливающихся слуг народа.

«СПб ведомости»:
Где еще рассказывать о российском народовластии, как не в его «родовом гнезде»? Где воспитывать уважение к институту парламентаризма как таковому, если наши нынешние сенаторы и депутаты столь мало соответствуют идеалу (о чем охотно говорит федеральная пресса, что демонстрируют телеканалы)?

А школьники приходят сюда целыми классами на особые программы, деловые игры, конкурсы, посвященные и первой Госдуме, и зарождению парламентаризма. Дети вместе с учителями заранее готовятся по определенному сценарию, осваивают роли думцев – представителей разных партий столетней давности, затем ведут дискуссии. Иных бывает трудно остановить, а кто-то именно в такой момент решает посвятить себя, допустим, юридической науке. Или истории с политологией.

Для детей сделана компьютерная игра с двухмерной графикой. Я попробовала поиграть. Скукотища. Это не игра, а тест. Задают вопрос и предлагают четыре варианта ответов. И кому это может быть интересно?

На экспозиции только один экспонат подлинный. Это план дворца, который выдали первым депутатом, чтобы они лучше ориентировались в здании:

«СПб ведомости»:
История и красота самого дворца, творения великого Старова, тоже не забыта. Ему посвящена еще одна выставка, которую успели открыть: «Таврический дворец. Вчера и сегодня». Фотографии и документы рассказывают, во-первых, о его утратах: перестраивался не раз, начиная с царских времен. Во-вторых, о реставраторах – специалистах компаний «Матис» и «Рестамп», они делали люстры и ограду. Наконец, на снимках показаны закрытые для публики великолепные комнаты – те, где располагаются представительства стран-участников, а также кабинеты председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Сергея Нарышкина.

Читайте также  Сад смольного - место для прогулок в санкт-петербурге

Вот тут в газете несколько погорячились. Да, мы пришли на эту «экспозицию». Там витринка, в которой инструменты реставраторов, и пара экспонатов в процессе реставрации. И несколько фото. Практически вся экспозиция видна на фото:

В кабинеты Матвиенко и Нарышкина рядовым сотрудникам дворца заходить запрещено. Наша экскурсовод Лена ни разу там не была.

«СПб ведомости»:
Есть новые экспонаты. Из парламентов Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана и Белоруссии «приехали» документы, книги, значки. Эти внешние признаки демократии рассматриваешь и думаешь не о прежних верховных советах, РСФСР включительно, а про молодые страны, лишь начинающие осваивать мировой опыт. Все это в новой витрине в центре атриума – вокруг эффектной композиции из голубого стекла, отсылающей к эмблеме МПА. Кстати, в названных странах таких музеев нет.

На эту выставку нас не водили, но эти внешние признаки демократии можно посмотреть на сайте, который указан на билете:

Таврический дворец

Участок, занятый ныне Таврическим дворцом, в петровское время был занят подворьем, заведённым на случай приезда в Санкт-Петербург митрополита Стефана (Яворского). [3, с. 90]

В 1782 году в Санкт-Петербург прибыл генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин. К тому времени, будучи фаворитом Екатерины II, он фактически являлся вторым человеком в Российской империи. Во время пребывания в Санкт-Петербурге он останавливался в Зимнем дворце, что в конце концов посчитал для себя неудобным. Потёмкин принял решение строить для себя в столице собственный дворец.

Для строительства был выбран участок на берегу Невы, в слободе родного Потёмкину Конногвардейского полка. Именно в этом полку он когда-то начинал свою военную карьеру, участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина II взошла на престол. С началом строительства дворец стал называться Конногвардейским домом. Архитектором дворца стал Иван Егорьевич Старов, знакомый Потёмкина по учёбе в гимназии при Московском университете. Благодаря этой связи Старов далеко не раз нанимался князем, именно так произошло и в 1782 году.

Строительство было начато в 1783 году. На южной стороне Шпалерной улицы был построен не просто дворец, а загородная усадьба — здание с парком. Основу пространства здания составили четыре главных помещения: Вестибюль, Купольный зал, Большая галерея и зимний сад с ротондой (опорой из колонн для надёжного перекрытия крыши). Большая галерея (она же Екатерининский зал) отличалась своими размерами, была самым просторным дворцовым помещением XVIII века. Длина галереи составила 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Внутри ротонды зимнего сада была помещена мраморная статуя Екатерины II («Екатерина — законодательница») работы Ф. И. Шубина. Первоначально усадьба была открыта к Неве, противоположная сторона улицы не была застроена.

Князь Потёмкин владел дворцом немногим более года, а жил здесь и того меньше. Служба требовала его постоянного пребывания на юге России. Пребывая в Санкт-Петербурге, Потёмкин устраивал здесь пышные приёмы или был в одиночестве. В 1790 году он продал дворец в казну за 460 000 рублей и уехал на юг. Однако, после взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил, дворец снова оказался у князя. Он был подарен ему Екатериной II за заслуги в участии в этой военной кампании.

28 апреля 1791 года здесь состоялся торжественный пир по случаю взятия Измаила. Для этого во всём городе был скуплен свечной воск. Его не хватило, пришлось закупать воск и в Москве. На торжестве присутствовала практически вся знать Санкт-Петербурга — три тысячи человек. Не забыли и простой народ — у входа во дворец поставили бочки с вином и столы с закуской.

Потёмкин умер 5 октября 1791 года. У его наследников дворец был выкуплен Екатериной II за 2 611 144 рубля и 1,5 копейки. Здание было отреставрировано архитектором Ф. И. Волковым. Вместо Концертного зала зодчий создал Театр, а вместо Большого зала — церковь. От Невы к зданию был прорыт канал, завершающийся гаванью.

7 сентября императрица Екатерина II распорядилась в память о Потёмкине переименовать Конногвардейский дом в Таврический дворец. Князь проявил свои полководческие и управленческие таланты на территории Крыма, полуостров вошёл в состав России. Древнее название Крыма — Таврида. Поэтому Екатерина называла своего фаворита князем Таврическим. Она писала:

В Таврический дворец по приказу Екатерины перевезли её коллекцию скульптуры. Кроме статуи «Екатерины — законодательница» здесь с дня празднования взятия Измаила находилась статуя Венеры. Со временем Венера также стала именоваться Таврической. Кроме скульптуры, здесь находились картины работы итальянских, французских, испанских и других художников, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Санти, Антонио Корреджо и других.

В 1790-х годах Шпалерная улица (в то время Воскресенская) была продлена до Смольного монастыря. Таким образом усадьба стала ограничена этой улицей с севера. Восточная и западная граница определились при прокладке Таврической и Потёмкинской улиц. В 1792-1793 году по проекту Ф. И. Волкова к зданию дворца был пристроен портик главного входа. Одновременно была сооружена ограда парадного двора. Кроме того Волков построил ряд других служебных зданий на территории пейзажного парка при дворце, построил несколько мостов через протоки между прудами. В начале 1800-х годов с южной стороны усадьба стала соседствовать с казармами Преображенского полка.

25 апреля 1795 года в домовой церкви Таврического дворца венчались дочь А. В. Суворова и брат фаворита Екатерины II Николай Зубов. 3 декабря в дворце поселился сам Суворов и прожил здесь три месяца. Когда полководец принимал гостей, то часто водил их смотреть «птицу» — часы «Павлин», хранящиеся ныне в Эрмитаже.

Павел I, придя к власти, разместил здесь Конногвардейский полк. Дворец он приказал называть Замком. Ценности из здания были вывезены. Так, наборные паркеты были использованы при строительстве Михайловского замка. В зимнем саду была устроена конюшня, в Екатерининском и Купольном залах — манеж, в других помещениях — казармы. За 4 года они оказались очень сильно испорчены, прогнили полы.

18 мая 1802 года Александр I пожелал реставрировать здание. Эти работы были поручены Л. Руска. Из зимнего сада исчезла ротонда, при использовании новых строительных технологий стало возможным перекрыть большое пространство без дополнительных опор.

Отделкой бывших комнат Екатерины II, отведённых императрице Марии Фёдоровне, занимался художник Дж. Б. Скотти. Он оформил комнаты и коридор западной части центрального корпуса. Двоюродный брат живописца П. Скотти в конце 1802 года расписал семь комнат на половине Александра I. В 1802-1803 годах в комнатах восточной части Таврического дворца работал Д. Феррари [2].

С 1819 года восстановлением интерьеров дворца руководил К. Росси.

Последние дни своей жизни писатель-историк М. Н. Карамзин провёл в Таврическом дворце. Здесь он и умер 22 мая 1826 года. В 1829 году здесь жил персидский принц Хосров Мирза, в 1830 году — наследный шведский и норвежский принц Франс Иосиф. После пожара в Зимнем дворце в 1827 году многие вещи из императорской резиденции хранили в Таврическом дворце. В последствии здесь хранили вышедшие из моды мебель и предметы искусства.

От берега Невы Таврический дворец был отрезан в 1858-1863 годах, когда перед его фасадом построили здание водонапорной башни и другие сопутствующие сооружения. В 1890-е годы центральной частью здания заведовала Дирекция императорских театров. С 1898 года здание использовали как выставочный зал.

Серьёзные изменения интерьеры Таврического дворца претерпели в 1905-1906 годах, когда он реконструировался для нужд первой Государственной Думы. Перестройкой внутреннего пространства руководил архитектор П. И. Шестов. Половина зимнего сада перекрыли амфитеатром, здесь устроили зал для заседаний. Первое заседании Думы в Таврическом дворце состоялось 27 апреля 1906 года. Но и после начала её работы дворец продолжал перестраиваться. В 1908 году был принят проект архитектора А. А. Бруни, который предусмотрел замену деревянных перекрытий на железобетонные. При этих работах театр Таврического дворца был переделан в библиотеку. Северная часть двух Кавалерских комнат была отдана под коридор.

В 1917 году Таврический дворец стал политическим центром жизни страны. После февральской революции в правом крыле заседал Временный комитет Государственной думы, позже ставший Временным правительством. В левом крыле заседал Петроградский совет рабочих депутатов. Временное правительство переехало отсюда в Мариинский дворец, а рабочие депутаты — в Смольный институт. После 1918 года во дворце проводились съезды большевиков. Когда был убит один из видных большевиков М. С. Урицкий, его именем назвали Дворцовую площадь, табачную фабрику и Таврический дворец.

После переезда правительства в Москву здесь разместилась высшая партийная школа. 19 июня 1920 года в Таврическом дворце прошло заседание II конгресса Коминтерна. Во время этого заседания в Петрограде последний раз выступил В. И. Ленин.

При комплексном ремонте Таврического дворца в 1930-х годах производилась очередная замена перекрытий. В Ротонде, передних комнатах центрального корпуса, Опочивальне Елизаветы Алексеевны, личных комнатах Марии Фёдоровны, в западном переходе, Фонариках и в других помещениях авторская живопись была практически уничтожена, а затем воссоздана по предварительно снятым копиям [2].

С 1992 года в Таврическом дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран-участниц СНГ. С 1997 по 2005 год в Таврическом дворце проходил международный экономический форум. Сюда приезжали видные политические и экономические деятели не только России, но и многих других стран. 7 апреля 2006 года здесь торжественно отметили 100-летие первого заседания первой Государственной Думы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: