Тайна янтарной комнаты в санкт-петербурге: история исчезновения - JEKATERINBURG.RU

Тайна янтарной комнаты в санкт-петербурге: история исчезновения

Тайна исчезновения Янтарной комнаты

Тайна исчезновения Янтарной комнаты

Марь Ванна ходила довольная и успокоенная, так как в последние дни в палатах было тихо, пациенты не нарушали спокойствия, даже неугомонный Колька не беспокоил своими непредсказуемыми выходками. Марь Ванна потихоньку молилась и стучала по дереву, чтобы не сглазить такой идиллии.

Утром, как всегда, всё было в установленном порядке: завтрак, потом лечебные процедурные кабины, потом уборка территории и палат. Сбор в большой беседке, в которой собирались скорее по привычке, чем по надобности, сопровождался тишиной и безразличием к окружающим. Каждый занимался своим делом: Федька, отвернувшись, наблюдал за проплывающими облаками; Наталья хихикала с Вофчиком от того, что тот тискал её; Василий с Серёгой обсуждали научные темы; Пётр объяснял Яшке как правильно сделать рамку для фотографии; Остальные просто сидели тихо, без криков, под пристальным наблюдением грозной Марь Ванны и удивлённо смотрели на Кольку, который, вот уже несколько дней, ходил задумчивый и безучастный ко всему, что происходило в клинике.

Яшке надоело слушать Петра, так как он всё равно не понимал, как это можно сделать рамку без материала и инструментов, обратился к Кольке: «…Коль, а Коль, ты что-то, в последнее время, ходишь молчаливый и какой-то, как в воду опущенный…! Неужели в лечебных кабинах тебя так лечат холодным душем из шланга, что ты до сих пор не можешь придти в себя…! Может быть, у тебя есть какая-то задумка…? Ты же всегда такой весёлый и радостный был и постоянно, что-то придумывал и потом расспрашивал…! А сейчас постоянно молчишь и о чём-то думаешь, может быть, какие-то проблемы тебя одолевают…? Ты всё же поделись с нами, может кто-то и поможет тебе разобраться с твоими проблемами…!».

Колька, подняв голову и, как бы очнувшись от своих дум, оглядел всех собравшихся в беседке, стал говорить: «…Ну, что вам сказать…, скучно мы стали здесь жить…, я просто вспомнил, как мы жили раньше, особенно, когда были Вован и Витёк…! Да, вы сами вспомните, сколько Вован нам рассказывал и про Пирамиды, и про Морских чудищ, и про Космос, и про Ломоносова, и про Чашу Грааля, и про исторические случаи…! А помните, мы всегда чем-то интересовались…, ходили в библиотеку, находили факты по истории, нам даже сделали картинную галерею и мы там видели большую картину, называется «Гибель Помпеи»…! Потом, даже сочиняли письмо правительству, как на картине, где казаки писали письмо турецкому хану…! А что сейчас…? Сидим, как мыши в этой беседке, или как птицы в клетке…! Никто ни о чём нам больше не рассказывает, Василий с Серёгой сами с собой разговаривают, а о чём, нам не говорят…, Федька, хотя и смотрит телек, но тоже себе на уме…, анализирует, глядя в небо на облака, и молчит…! А что он может сказать, так как там показывают одни долбаные Шоу-программы, где показывают и обсуждают одни войны, обманы, воровство и мошенников…! Хорошо, что ещё есть такая программа, как «Культура», где можно что-то узнать интересное и познавательное…! Ну, а что Марь Ванна молчит, так ей по должности полагается следить за порядком…, и чем мы примернее, тем ей самой спокойнее…!».

Наталья, оторвавшись от любезностей с Вофчиком, удивлённо посмотрев на Кольку, спросила: «…Ну, и чем заняты твои мозги на сей раз…? Что тебя сейчас беспокоит…? Какая очередная загогулина тебя посетила…? Давай, колись, если уже начал этот разговор…, выкладывай свои умозаключения больного мозга…! Тоже мне «Птичка-говорун»…, что-то долго не было слышно твоих бредовых вопросов…! Хотя, иногда, они тоже были интересными и занимательными…! Ну-у-у…, слушаем…! Надо же, про Вована и Витька вспомнил…, прямо душу разбередил своим напоминанием…!».

Колька, оправившись от долгого молчания в несколько дней, и, посмотрев на Федьку, спросил: «…Федь…, ты, случайно, не видел, недавно показали по телеку про какую-то Янтарную комнату, которая пропала в годы войны…? Я, когда увидел эту передачу, побежал в библиотеку, нашёл кое какие записи, но мало что понял из прочитанного и увиденного…! Мне это так запало в душу, что я несколько дней ходил и всё думал: как же найти эту красоту и восстановить, чтобы люди потом восхищались таким Шедевром…! Но, как вы понимаете, ЧТО я здесь могу сделать для этого…! Вот меня и мучают мысли, где найти и подробней узнать о ней…!».

Федька, повернувшись ко всем лицом, пожав плечами, усмехнулся: «…Ну, я кое что знаю…! Ту комнату уже давно восстановили по фотографиям и, кое каким, оставшихся фрагментам…! Она находится в Питере, в Царском Селе, в одном из залов Екатерининского дворца…! Но, не советую искать настоящую, так как были загадочные смерти при попытках найти Янтарную комнату…!».

После такого утверждения, все оживились, так как стало интересно узнать продолжение поиска настоящей Янтарной комнаты. Но, Федька замолчал и вновь отвернулся к своему любимому занятию, наблюдению проплывающих облаков.

Наталья, услыхав такие интересные предположения, не удержавшись, повернулась к своим «академикам», спросила: «…Серёга, Василий…, а вы что знаете про эту комнату…? Что, на самом деле есть такая…? Если есть и вы что-то знаете, то расскажите нам…! А то, эти два «умника» заведут интересный разговор…, заинтригуют…, а потом в кусты и молчат, как партизаны…!».

Серёга, переглянувшись с Василием, и, получив разрешение, стал рассказывать: «…Как я знаю, из источников научных исследований, тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря»…!».

Наталья, нетерпеливо, как всегда, перебила рассказчика: «…Ты расскажи, откуда появилась эта комната, кто её сделал, или кто-то подарил…?».

Серёга, привыкший к таким перебиваниям Натальи, ответил: «…Ну что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».
История и документы того времени подтверждают, что в 1940 году, Германия была полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 года, фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 года, после налёта английской авиации, в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – это письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 года: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка…!».

Колька, вскочив со скамейки и, размахивая руками, как крыльями, вскричал: «…Ну, ну…, а потом что было…, ведь после войны её стали искать…, и что-то нашли…, раз восстановили…!».

Серёга, посмотрев на неугомонного Кольку, продолжил свой рассказ: «…Да, ты прав, искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 года Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей. В 1945 году в Кёнигсберге, майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но, кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным. Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением — прекратить поиски. В 1987 году в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве. Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы…!».

Наталья, возмущённо отреагировала, услыхав, как уничтожали мужиков, так как её больше занимал этот вопрос, нежели пропажа какой-то комнаты, пусть и янтарной: «…Бедные мужики…, сколько же их было уничтожено и всё из-за какой-то комнаты…! И что, так больше никто и не стал искать эту комнату…?».

Василий, видя, что Серёга уже устал от Натальиных перебиваний, продолжил рассказывать: «…
В конце 1992 года, первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев, дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю, ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли…! Тут можно перефразировать оперного Мефистофеля: Люди гибнут за янтарь….!
Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится, где-то в Южной Америке…! Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах…, но, 13 декабря 1994 года, на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это — подлинный элемент декора Янтарной комнаты….!».

Федька, заинтересованно спросил: «…А может быть это случайностью…, как ты об этом думаешь…?».

Василий, как всегда, спокойным монотонным голосом, не обращая на перебивания, продолжал: «…Случайность? Вряд ли…, так как, три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 года Германия возвратила их России. Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву. В 2003 году, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней – это цвет. Янтарь оригинала к 1941 года сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда…!».

Федька, пожав плечами и, махнув рукой, констатировал: «… Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь…!».

В беседке стало тихо, все сидели задумчиво, боясь нарушить тишину, думая о такой загадочной комнате, которая погубила стольких людей.

Марь Ванна, очнувшись от продолжительного молчания пациентов, высказала своё мнение: «…После такого рассказа, на ум приходит старая поговорка: «Красота спасёт мир!», а теперь, если вдуматься, то получается, что Красота сгубила многих людей…! Хотя мир, конечно же, не погиб, но есть люди, которые положили свои жизни за Красоту…! И не известно ещё, найдут ли эту самую настоящую комнату…, хотя, уже не вериться в это…! И ты Колька, если удовлетворён от услышанного, то успокойся и продолжай жить в настоящем мире, так как и здесь, если вдуматься, можно найти Красоту жизни…!».

История Янтарного кабинета: комната с секретами

чего начать историю о знаменитой на весь мир Янтарной комнате? С желания короля Пруссии Фридриха I окружить себя роскошью и богатством? Или с визита Петра I в Пруссию во главе Великого Посольства? Или, быть может, она начинается раньше, с прихода Тевтонского ордена на земли Балтики? Не было ли её создание вдохновлено гомеровским описанием покоев Менелая, украшенных золотом, серебром, слоновой костью и электроном? А может, всё началось в далёком эоценовом периоде, когда растущие на территории современного Балтийского побережья доисторические сосны плакали золотистой смолой, ставшей впоследствии удивительным камнем — янтарём? Как бы то ни было, трёхсотлетняя история Янтарной комнаты окутана тайнами и загадками, большая часть которых не разрешена до сих пор.

Читайте также  Церковь святой анны в санкт-петербурге - лютеранский храм

нтарный кабинет, созданный в 1709 году, изначально предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I и должен был украсить один из залов в королевском дворце в Берлине. Долгое время считалось, что единоличным автором этого грандиозного проекта был известный всей Пруссии архитектор и скульптор Анреас Шлютер, но существуют свидетельства, что изначально проект янтарной комнаты принадлежал архитектору Иоганну Фридриху Эозандеру. Заниматься реализацией проекта был приглашён датский мастер Готтфрид Вольфрам, который сначала принял руководство командой резчиков по янтарю, а впоследствии возглавил все работы по созданию комнаты. В процессе изготовления янтарных панелей было изменено их предназначение: вместо кабинета в берлинском дворце ими было решено украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург.

роект был грандиозным, работы шли достаточно долго, и тем временем успело смениться несколько придворных архитекторов. Они, в свою очередь, имели право сместить с должности скульпторов и художников, чем зачастую и пользовались. Таким образом, работа над созданием панелей несколько раз передавалась разным мастерам.

днако, с таким энтузиазмом начатый проект янтарного кабинета, к сожалению, не нашел должного интереса после смерти короля Фридриха I, поскольку взошедший на престол после него Фридрих Вильгельм I, будучи скупым и расчетливым, осуждал расточительство своего отца. Он прекратил все работы, которые, к слову, были почти закончены, уволил и придворного архитектора, и назначенных им мастеров по янтарю. Панели, которыми предполагалось облицевать несостоявшийся янтарный кабинет, были спрятаны. Но даже несмотря на незаконченность, каждая отдельная янтарная панель была самостоятельным произведением искусства, истинным шедевром ювелирного дела. Куски янтаря были безупречно подогнаны в мозаичные панно, изображавшие растительные орнаменты, гербы, вензеля. Не только размер и форма, но всё множество оттенков янтаря — от молочно-белого до темно-красного — были гармонично подобраны в этих панелях, превращая каждую в живописную картину из янтаря. Работа эта была очень кропотливой и не знавшей аналогов до тех пор — кусочки янтаря смешивались с составом из коньяка, льняного масла и мёда и приклеивались на деревянную основу. Еще одной уникальной особенностью янтарной комнаты было то, что, как утверждают исторические источники, цвет панно не менялся со временем, не тускнел и не темнел. А ведь известно, что со временем это происходит с любым янтарём. Владели ли прусские мастера секретным рецептом обработки, либо знали что-то о том, как выбрать самый лучший янтарь — остается загадкой.

нтарная комната, скрытая в подвалах берлинского Цейхгауза, так и оставалась бы забытой, если бы спустя 6 лет, в 1717 году, король не вспомнил о незавершенном проекте своего отца и не преподнес бы в дар Петру I это недооцененное на родине сокровище.

сть мнение, что Фридрих Вильгельм I не был знатоком искусства и не имел представления, как поступить с доставшимся ему в наследство от отца Янтарным кабинетом, поэтому с радостью избавился от него под предлогом подарка Петру. Но это не совсем так: все дело в невероятной скупости короля. Он знал, сколько труда и средств было уже вложено в Янтарный кабинет, но также представлял, сколько еще необходимо вложить. Поэтому он принял очень умное и дальновидное решение. Он избавил себя от затрат на дальнейшие работы, при этом сделав роскошный подарок правителю державы, в лице которой хотел иметь мощного союзника. Такое решение стало выигрышным и для экономики, и для политики. Ведь Петр I разгромил в битве под Полтавой шведское войско, в течение долгого времени считавшееся во всей Европе непобедимым. Поэтому подарок был более чем оправдан: Россия обеспечила безопасность восточным границам Пруссии, и естественным было отдать должное подвигу русских военных, мудрости полководцев, и, в первую очередь, самого Петра I. Зная о любви Петра I ко всевозможным диковинкам, Фридрих Вильгельм I вряд ли нашёл бы лучший способ выразить своё уважение российскому императору.

етр так писал об этом поистине королевском подарке своей жене: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Для переправки в Петербург и доставки его в Летний императорский дворец были предприняты все возможные меры предосторожности – настолько ценность янтарного кабинета была ясна Петру I. Фаворит Петра и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, принявший и осмотревший ящики с янтарными панелями так доложил своему государю: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

днако, то ли у Петра не нашлось времени или возможности смонтировать панели, то ли он охладел к своему янтарному сокровищу, ящики с разобранным кабинетом так и стояли нераспакованные в течение 16 лет. В 1743 году недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна решила украсить янтарными панелями покои Зимнего дворца. Но поскольку помещения там были значительно больше тех, для которых Янтарный кабинет изначально создавался, его решено было модифицировать. Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александру Мартелли и придворный архитектор Бартоломео Растрелли. Благодаря им в интерьере кабинета появились новые детали и элементы отделки, которые были призваны расширить пространство кабинета: зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, и недостающая четвертая янтарная рама, которую изготовили в Кенигсберге и прислали в подарок Елизавете от прусского короля Фридриха II. Кстати, рама эта по иронии судьбы не совпала с оригиналом ни по стилю (выполнена она оказалась в стиле рококо, в отличие от барочных узоров прежних панелей), ни по размеру. Но команда Растрелли показала все свое мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер.

Тайна Янтарной комнаты. История похищения «восьмого чуда света»

Шикарный подарок, преподнесённый Петру I, до сих пор разыскивают в России, Дании, Германии, Польше и других странах. На кону — $155 млн.

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc// РИА Новости/Рудольф Кучеров

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее «восьмое чудо света» может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий «информированный источник», по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с «восьмым чудом света» началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать «что-нибудь этакое» поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна — он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Резьба по янтарю. Воссоздание Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

«Восьмое чудо света» так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал «мозаику», дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Так «отремонтированная» комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени. Репродукция. Фото © РИА Новости/В. Барановский

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

— Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, — писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера — гауляйтера Эриха Коха — в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина советскими войсками. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кудояров

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге «Тайна Янтарной комнаты» передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

— (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: «Осторожно! Это янтарная комната», — отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был «хранителем» Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он «пытался» помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой — умерли от тифа.

В газете «Русская Чехия» в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: «Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена», — сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

Читайте также  Путешествие в кронштадт из санкт-петербурга

Государственная комиссия проводит расследование у Королевского замка в Кёнигсберге, где с 1942 по 1944 годы в последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната XVIII века. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости// Shutterstock Inc

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете «Калининградская правда» была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх — на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей «Калининград» археологи обнаружили ещё один «ход», где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж — в районе города Валбжих — обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её «в качестве сувенира» во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

Погоня за шедевром. Где на самом деле спрятана Янтарная комната?

Поиски знаменитой Янтарной комнаты подобны попыткам раскрытия тайны Бермудского треугольника и разгадыванию секрета «летающих тарелок»: сенсационных сообщений гораздо больше, чем реальных фактов.

«Сокровищница, защищенная этими руническими знаками»

Калининградский историк Сергей Трифонов в беседе с журналистами телеканала «Звезда» заявил, что Янтарная комната находится в бункере-блиндаже последнего коменданта Кёнигсберга Отто Ляша. По утверждению Трифонова, бункер Ляша был соединен с Королевским замком, оттуда могли быть вынесены части Янтарной комнаты.

Свои предположения историк обосновывает надписями на воротах в одной из частей бункера.

«На них 88 рун. Самое любопытное, что, когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — цитирует «Звезда» слова Трифонова.

По его утверждению, он в течение нескольких лет изучал подвал бункера, делая отверстия в стенах и пропуская через них зонд с видеокамерой на конце. В затопленной комнате Трифонов сумел разглядеть неопознанные большие ящики, в которых, как считает историк, могут храниться панели Янтарной комнаты.

Последний комендант

Последний комендант крепости Кенигсберг Ляш был назначен на свой пост в январе 1945 года.

В апреле 1945 года советские войска взяли крепость, считавшуюся неприступной, в ходе четырехдневного штурма. Сам Ляш в своих воспоминаниях так описывал последние часы обороны Кенигсберга: «К концу всё чаще стали поступать сведения, что солдаты, укрывшиеся вместе с жителями в подвалах, теряют волю к сопротивлению. Кое-где отчаявшиеся женщины пытались вырывать у солдат оружие и вывешивать из окон белый флаг, чтобы положить конец ужасам войны».

9 апреля комендант Кенигсберга принял решение о капитуляции гарнизона. После того как в Берлине были получены известия о падении крепости, на родных Ляша обрушились репрессии. В тюрьму бросили его жену и дочерей, зятя, командовавшего батальоном, отозвали с фронта и передали в руки гестапо. Самого генерала Гитлер заочно приговорил к смертной казни.

В СССР коменданта, ранее участвовавшего в боевых действиях на территории Советского Союза, приговорили к 25 годам лишения свободы за военные преступления. В 1955 году его освободили и отправили в Германию. Умер немецкий генерал в Бонне в 1971 году, успев написать две книги мемуаров. Однако темы пропавшей Янтарной комнаты он в них не касался.

Немецкий «брак», подаренный России

История Янтарной комнаты началась в конце XVII века.

В 1699 году новым главным архитектором прусского королевского двора стал Андреас Шлютер. Для перестройки Большого королевского дворца в Берлине в качестве отделочного материала он решил использовать янтарь, чего до этого никто не делал. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами. Король Фридрих I остался недоволен промежуточным результатом и уволил Шлютера. После смерти самого монарха части так и не доделанного кабинета отправили на берлинский склад.

В 1716 году «янтарный кабинет» был преподнесён королем Пруссии в подарок российскому императору Петру I, очень любившему подобные оригинальные вещи. Однако в Россию он прибыл с нехваткой деталей и вновь остался пылиться в ящиках.

О подарке прусского короля вспомнила дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, решившая использовать панно для украшения одной из комнат Зимнего дворца. В 1743 году эти работы были поручены мастеру Александру Мартелли, общее руководство досталось обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. К 1746 году Янтарная комната была собрана и в течение девяти лет служила местом для официальных приёмов. Затем императрица приказала перенести комнату в Большой Екатерининский дворец Царского Села.

Уже после смерти Елизаветы свои правки во внешний вид комнаты внесла Екатерина II. Свой классический вид Янтарная комната обрела в 1770 году.

Похищение и поиски

Из-за капризности такого материала, как янтарь, комнату приходилось регулярно реставрировать. Очередная реставрация была запланирована на 1941 год, но в планы специалистов вмешалась Великая Отечественная война.

Стремительное наступление на Ленинград привело к тому, что вывезти удалось далеко не все культурные ценности. Демонтаж Янтарной комнаты требовал времени, и поэтому её просто законсервировали, оклеив бумагой и ватой.

Город Пушкин (бывшее Царское Село) был занят немцами уже 18 сентября 1941 года. Скрыть от оккупантов Янтарную комнату не удалось.

В 1942 году гитлеровцы вывезли Янтарную комнату в Кенигсберг, где она стала украшением местного дворца. В 1945 году немцы демонтировали шедевр, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет до сих пор.

Популяризировал поиски Янтарной комнаты известный советский писатель, мастер политического детектива Юлиан Семенов. Он основал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, в который вошли многие известные персоны, среди которых были в том числе писатели Жорж Сименон и Джеймс Олдридж.

За долгие годы розысков выдвигались различные версии. Сам Семенов и его единомышленники очень глубоко прорабатывали версию о том, что Янтарная комната могла быть вывезена в Южную Америку. Писатель встречался с осведомленными людьми, в том числе и с ветеранами вермахта, однако так и не смог получить достоверной информации.

О чем молчал гауляйтер Кох?

Еще одно предположение — Янтарную комнату могли вывозить из Кенигсберга на корабле «Вильгельм Густлофф», который 30 января 1945 года торпедировала подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско. Некие очевидцы уверяли, что видели, как большие ящики с панелями комнаты грузили на корабль. В послевоенные годы аквалангисты исследовали обломки судна, находящиеся на дне, но никаких намеков на Янтарную комнату не нашли.

Одним из самых надежных источников мог бы стать гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох. Схваченный через несколько лет после войны, он был выдан Польше, где приговорен к смертной казни. Приговор, однако, в исполнение не привели, и Кох остаток жизни провел в тюрьме. Он умер в 1986 году в возрасте 90 лет. Его допрашивали много раз, но так ничего добиться не смогли. Либо гауляйтер действительно не знал, где хранилась комната, либо ценил этот секрет дороже, чем жизнь и свободу.

Некоторые предполагают, что Янтарную комнату могли спрятать на родине Коха, в земле Северный Рейн-Вестфалия. Но кроме умозаключений подтверждений этому нет.

Одна из конспирологических теорий предполагает, что Янтарная комната и не пропадала вовсе. Якобы советские представители, обнаружив ее, передали раритет американцам в счет поставок по ленд-лизу, договорившись с новыми владельцами о том, что она будет считаться утерянной.

Яма на полуострове Ютландия, тоннель в Польше, пещера под Дрезденом

Но чаще всего предполагают, что ящики с комнатой по-прежнему спрятаны в до сих пор не обнаруженном тайнике. Сообщения о раскрытии тайны приходят регулярно.

В 2013 году 90-летний ветеран вермахта Вильгельм Крафт заявил немецким журналистам, что после ранения находился в северной части полуострова Ютландия, в деревне Асаа. По приказу офицеров Крафту и его товарищам пришлось рыть большие ямы на окраине деревни. Когда работа была закончена, в ямы закопали некие ящики, доставленные по железной дороге. Крафт полагал, что это могла быть Янтарная комната. Эта версия, однако, не подтвердилась.

В октябре 2017 года исследователи из Германии предположили, что Янтарная комната может быть спрятана в одной из пещер близ Дрездена, где им удалось обнаружить следы от стальных кабелей, с помощью которых груз мог быть спущен на глубину. Увы, и здесь дальше предположений дело не пошло.

В июне 2019 года о возможном обнаружении некоего тайного тоннеля среди бывших нацистских укреплений на территории Польши сообщило радио RMF FM, ссылаясь на местных поисковиков. Энтузиасты были убеждены: внутри Янтарная комната. Но и здесь сенсация осталась только на словах.

А уж про то, что ящики с комнатой до сих пор хранятся в заброшенных или затопленных подземных укреплениях бывшего Кенигсберга, сообщается по несколько раз в год. Именно поэтому такие заявления воспринимаются скептически, ибо действительно весомых подтверждений своей правоты у сыщиков на общественных началах нет.

Двадцать лет назад России вернули фрагмент Янтарной комнаты

Двадцать лет тому назад Германия передала России два подлинных фрагмента похищенной Янтарной комнаты: флорентийскую мозаику «Обоняние и Осязание», одну из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году мозаика была конфискована у немецкого нотариуса, которому передал её на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался её продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и вернул её музею-заповеднику «Царское Село».

Однако эта находка лишь указала на то, что немецкие офицеры были доки по части воровства даже того, что уже украдено, но никак не пролила свет на тайну исчезновения шедевра.

Читайте также  Салон amoveo spa - процедуры спа салона и цены, отзывы

Новая версия лучше оригинала?

Барон Эдуард фон Фальц-Фейн, соратник Семенова по Международному комитету по поиску Янтарной комнаты, в конце концов пришел к выводу, что Янтарная комната погибла во время пожара в Кенигсберге. Барона не стало в 2018 году: во время пожара в доме барона в Вадуце 106-летний хозяин отравился угарным газом. Конспирологи, разумеется, возражают: очевидно, он все-таки узнал тайну, и от него избавились.

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР принял решение о начале работ по воссозданию Янтарной комнаты. Сами работы были начаты в 1981 году и заняли больше двух десятилетий. По сути, художникам предстояло создать новую Янтарную комнату. В работах были задействованы десятки специалистов, из бюджета на воссоздание комнаты были выделены около 11 с половиной миллионов долларов. Кроме того, 3,5 миллиона долларов на работы выделила немецкая фирма «РургазАГ».

Работы по воссозданию Янтарной комнаты были завершены в 2003 году. 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга, состоялось официальное открытие Янтарной комнаты. С июня 2003 года посмотреть на Янтарную комнату могут все желающие.

Кстати, барон Фальц-Фейн, который в детстве видел воочию оригинал комнаты, утверждал, что новая версия, созданная отечественными специалистами, оказалась значительно лучше пропавшей.

Несмотря на это, искать Янтарную комнату, скорее всего, не перестанут никогда. Как не перестают разгадывать загадку Бермудского треугольника.

История исчезновения и поисков Янтарной комнаты

Н еразгаданная тайна Янтарной комнаты до сих пор будоражит сознание историков. Узнаем, что представляет собой это произведение искусства, восхваленное поэтами, чем оно знаменито и какие скрывает загадки.

Как создавалась Янтарная комната

Уникальный дизайн из драгоценных камней был придуман немецкими архитекторами для Берлинского дворца, по заказу короля Пруссии – Фридриха. Конфликтные ситуации сопровождали творение с самого начала.

Еще во время строительства король выражал недовольство слишком грандиозными тратами, большая часть которых была не запланирована. Позже, когда глава престола решил поменять планы и оборудовать Янтарную комнату в галерее своего замка в Потсдаме, появились проблемы с несоответствующими размерами. Мастерам пришлось убирать лишние панели и достраивать недостающие.

Строительство было окончено в 1709 году, но вскоре после установки, по неизвестным причинам, часть облицовки обрушилась и сильно повредилась. Разгневанный король был настолько потрясен этим событием, что немедленно изгнал из дворца главного мастера по установке Янтарного чуда.

Что представляла собой комната из янтаря

Солнечный камень в те времена называли «Балтийским золотом». Это минерал очень высоко ценился, его стоимость была примерно в 12 раз больше, чем на золото.

Для создания янтарных панелей, самоцвет сначала разбивался на куски, затем смешивался с медом, льняным маслом и коньяком. Уже в таком виде драгоценная крошка наносилась на деревянную основу.

В дополнение к интерьеру в углу помещения красовался изящный янтарный столик, а вдоль стен располагались роскошные комоды с китайскими фарфоровыми сервизами.

Кроме того, в известном архитектурном строении были расставлены стеклянные витрины с коллекцией оригинальных янтарных украшений, созданные немецкими, польскими и русскими ювелирами. Несколько этих украшений – янтарный резной ларец и мозаичная картина в драгоценном обрамлении, частично сохранились и до сегодняшнего дня.

Дальнейшая судьба шедевра

После того, как плохо закрепленные панели при падении были деформированы, возникла необходимость в их реставрации. Но военные и политические проблемы помешали королю Фридриху в процессе декорирования кабинета, в результате чего известное произведение так и осталось незавершенным.

После смерти Прусского короля на престол взошел его сын – Фридрих Вильгельм Первый, который активно вел военную борьбу с королем Швеции. Его главным соратником в этом деле являлся российский царь – Петр Первый, известный всему миру своим пристрастием к коллекционированию роскошных вещиц.

В знак признательности за поддержку, Прусский глава государства решил подарить Российскому забытый янтарный шедевр с прогулочной яхтой в придачу. За этот щедрый подарок Петр передал Фридриху полсотни молодых крепких солдат.

Бесценный подарок, аккуратно упакованный в большие прочные ящики, через Кенигсберг был доставлен в Петербург.

Янтарная комната в России

В России драгоценную комнату встречал Александр Данилович Меншиков. Позже, при попытке монтажа выяснилось, что для сбора янтарного кабинета по инструкции не хватало множество деталей.

Куда исчезли недостающие предметы, история умалчивает. Возможно, они потерялись в долгом пути, но некоторые историки не исключают, что в этом загадочном инциденте замешан сам Меншиков, известный своей хитростью и любовью к деньгам.

Как бы там ни было, но известное янтарное творение так и не собрали. Отчаявшийся Петр приказал убрать драгоценные панели в Летний дворец, где они пролежали в чуланном помещении долгих 27 лет.

Когда на престол взошла дочь Петра Первого – Елизавета, янтарные панели вновь обрели популярность. В 1741 году императрица решила поместить Янтарный кабинет в своей резиденции, но по некоторым причинам, и эта попытка оказалось безуспешной.

Тогда было решено перевезти комнату в Царское Село. Там сборкой шедевра занялся Бартоломео Растрелли. Из-за недостающих предметов архитектору пришлось внести в интерьер немного изменений – добавить стеклянные пилястры и панно, расписанные под янтарь и украшенные мозаикой из агата , мрамора и яшмы.

Закончилась кропотливая работа только в 1770 году. В роскошном кабинете проводились политические приемы и совещания. Вскоре янтарная комната снова стала известной на весь мир.

Хищение архитектурного творения

В нетронутом виде шедевр, который нарекли Восьмым чудом света, существовал до 1820 года, пока во дворце не произошел крупный пожар. Огонь едва не уничтожил драгоценное творение. Его удалось отстоять. Но первоначальный вид был уже потерян. За восстановление известного кабинета взялись реставраторы Роггенбург и Турау. По разным причинам, ремонту комната подвергалась еще в 1830 и в 1897 годах.

Во времена Советской власти Царское Село нарекли городом Пушкин, а в Екатерининском дворце организовали музей.

В 1941 году, в сентябре, войска противника проникли в Пушкин. Янтарная комната подверглась угрозе полного уничтожения от обстрелов, но уцелела. От разрушения ее спасли сотрудники немецкого музея, которые, разумеется, были заинтересованы в ее захвате.

Они распорядились быстро демонтировать янтарные панели, погрузили их в грузовые машины и отправили на станцию Северная. Далее ценный груз по железной дороге вывезли в Кенигсберг.

До сих пор нет ответа на вопрос, по какой причине Янтарное чудо не эвакуировали из Пушкина в тыл, ведь с момента начала войны на это было достаточно времени. Возможно, весомым аргументом было плачевное состояние кабинета.

Однако современные эксперты сомневаются в этом, приводя в качестве доказательства огромные суммы, которые были потрачены на реставрацию в 1830 и 1897 годах. Способны ли каменные панели так сильно постареть за такой относительно небольшой промежуток времени, большой вопрос.

Также, некоторые историки считают, что эвакуацию не провели по причине уверенности в том, что немецкие войска не войдут в Пушкин. Так или иначе, но старинная, известная всему миру драгоценная комната, во время войны, к сожалению, покинула Россию.

Янтарная комната в немецких руках

Прибыв в Кенигсберг, драгоценный шедевр был назван «достоянием немецкой нации». Творение находилось там до 1944, пока Советские солдаты не зашли в Восточную Пруссию.

В конце лета 1944 года, во время авиационных обстрелов, помещение, в котором находилась упакованная в бумаге и вате комната, было разрушено и сожжено. Но на этом история шедевра, как оказалось, не заканчивается.

Когда Кенигсберг был взят, профессору-искусствоведу Александру Яковлевичу Брюсову поручили отыскать ценности, украденные немцами за период долгой войны. Брюсов был археологом, но, как и где искать пропажу, не имел ни малейшего представления.

Спустя некоторое время, к Брюсову явился немецкий специалист по янтарю – Альфред Роде. Он нанялся к Советскому профессору на работу, а позже показал ему бункер, в котором хранились некоторые российские драгоценности.

Также Роде заявил, что Янтарная комната сгорела до тла, и для большей убедительности показал несколько обгоревших, полностью разрушенных огнем плиток. Брюсов зафиксировал этот факт, составив акт о полном истреблении Янтарного творения.

Тайная переписка Альфреда Роде и Гитлера

Однажды Брюсов случайно встретил немецкого специалиста по янтарю на улице. Роде спешно сжигал какие-то документы. Александр Яковлевич не предал этому особого значения, но, как оказалось в дальнейшем, напрасно. Уже позже было выяснено, что эти бумаги – долгая переписка на тему Янтарной комнаты с фюрером.

Гитлер неоднократно требовал перемещения Янтарной комнаты в Берлин, но трижды получал различные отговорки. Последняя переписка с фашистским лидером состоялась в конце 1944.

В письме Роде сообщил, что не может отправить ценный груз, так как все пути сообщения уже под контролем Советской армии. Также он заверил Гитлера, что Янтарные панели хранятся в надежном месте – замаскированном бункере, и дал государственные гарантии о сохранности шедевра.

После прочтения этих писем, начался активный поиск того самого бункера. В этом мог помочь Роде, но, как выяснилось, он вместе со своей супругой скончался от дизентерии в 1945. Уже в 1946 году, Анатолий Кучумов и Станислав Трончинский объединились с Брюсовым для поиска драгоценной пропажи.

Когда искусствоведы начали осмотр дворца, в котором якобы была уничтожена комната, им удалось отыскать лишь несколько элементов мозаики. Они действительно сильно пострадали от пожара, однако кроме этих фрагментов больше найти ничего не удалось. Ни расплавленных зеркал, ни обгоревшего янтаря в помещении не оказалось.

Загадки исчезновения лиц, причастных к Янтарной комнате

При попытке приблизиться к истории исчезновения и поисков архитектурной ценности, странным образом начали происходить несчастные случаи с лицами, каким-либо образом участвующих в розыскных мероприятиях.

Первым, как уже было сказано, скончался ценитель музейных ценностей Роде. Та же участь ожидала и его супругу. Как говорилось в заключении, причиной гибели стала кровавая дизентерия. Однако, после вскрытия могил семьи стало известно, что их тела отсутствуют на месте захоронения.

Сотрудник министерства внутренних дел ГДР, Пауэль Энке, занимался пропажей по долгу службы. Из показаний свидетелей ему стало известно, что янтарное произведение искусства было приказано спрятать.

Были упоминания о соляном руднике, который предназначался для определенного груза, привезенного на многочисленных машинах. Среди этого груза были и ящики с надписью «Кенигсберг». В 1987 году, когда Энке, казалось, был уже близок к разгадке, он внезапно скончался в архиве, за чашкой утреннего кофе. Комната так и не нашлась, а все начатые расследования были приостановлены.

Еще одно звено в загадочной цепочке – майор Иван Курица, который нашел свидетеля по делу о хищении Янтарного кабинета. На встречу он отправился на мотоцикле, но на скорости зацепился об растянутую кем-то проволоку, которая отрезала ему голову. Свидетеля же нашли задушенным в собственном доме. Тайна так и осталась не раскрыта.

Следующим в хронологии зловещих событий оказался Георг Штайн. Историк считал находку Янтарной комнаты делом своей жизни. Ему удалось найти многие сокровища Псково-Печерского монастыря – иконы, кресты, старинные сосуды. Кроме того, ему удалось обнаружить телеграмму, состоящую из шифровальных кодов и касающуюся драгоценной пропажи.

Когда Штайн приблизился к ответу на главный вопрос, его нашли зарезанным в собственной комнате. Он скончался от ножевого ранения, хотя официальной причиной смети было признано самоубийство. Знакомые Георга отказывались верить в то, что уравновешенный и увлеченный человек способен на суицид. К тому же нож, который нашли в теле Штайна, не являлся предметом быта историка.

Догадки и предположения о местонахождении шедевра

Несмотря на то, что на вопрос где сейчас янтарная комната, так и нет точного ответа, существуют различные версии о возможных тайниках, где она может храниться:

  1. Калининградская область. Многие краеведы пытались отыскать пропажу именно в районе Калининграда. С этой целью было исследовано около 250 возможных мест-тайников. Не увенчавшиеся успехом поиски были закончены в 1984 году.
  2. Южная Америка. По мнению некоторых исследователей, Янтарный кабинет эвакуировали в Восточную Пруссию, после чего он был отправлен в Германию. Позже, вероятно, архитектурное творение переправили в Америку.
  3. Западная Пруссия. Некоторые ученые сходятся во мнении, что ценный груз закопан именно здесь – на территории нынешней Польши. В подтверждение этого факта, польские краеведы приводят исторические документы, говорящие о наличие тайника в этих местах.
  4. Территория бывшего Советского Союза. Версия, что творение было отправлено на Советские земли после взятия Прусской крепости, также имеет право на существование.
  5. Земли Третьего Рейха. Еще одно недоказанное мнение – нахождение ценного груза на территории, в прошлом принадлежащей фашистам. Сторонники этой версии считают, что творение может либо храниться в замаскированном бункере в разобранном виде, либо быть переданным заинтересованным лицам в США.

Воссоздание Янтарного кабинета

Несмотря на многочисленные догадки и различные версии, Янтарную комнату так и не удалось найти ни в одном из предполагаемых тайников. Поэтому было решено создать ее копию.

Открытие вновь созданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году, в день, когда в Санкт-Петербурге отмечался день 300-летия города. На торжественной церемонии открытия присутствовал глава Российского государства Владимир Путин, а также канцлер Германии – Герхард Шредер.

Современные ученые все также, как и предыдущие поколения, пытаются разгадать эту загадку и найти роскошную драгоценность. Правда, пока безуспешно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: