Стрелка васильевского острова в санкт-петербурге: фото, история - JEKATERINBURG.RU

Стрелка васильевского острова в санкт-петербурге: фото, история

Стрелка Васильевского острова

Стрелка в восточной части Васильевского острова — это мыс в географическом понимании. Он разделяет главную реку города на две части, Малую и Большую Неву. В культурном и историческом восприятии Стрелка — это один из главных научно-музейных центров Санкт-Петербурга. Ее нередко называют визитной карточкой города. К созданию облика местности причастны знаменитые архитекторы: Доменико Трезини, Джакомо Кваренги и, конечно же, Ж. Ф. Тома де Томон.

Стрелка — это начало и символ города на Неве, с ней связано множество городских легенд и романтических историй. Многие люди искусства — писатели, поэты и живописцы — посвящали этим местам строки и полотна. Поэтому увидеть Васильевский остров и его Стрелку стремятся все без исключения гости Санкт-Петербурга.

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Музеи Стрелки Васильевского острова

На Стрелке есть ряд музеев, посещение которых заинтересует гостей города:

  1. Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера). Это преемник Кунсткамеры, основанной Петром Великим. В 1714 г. царь распорядился перевезти сюда свои коллекции и библиотеку. Сегодня это богатейшая и одна из самых ценных коллекций в мире, в фонде — 1,2 млн экспонатов.
  2. Зоологический музей. Его основателем тоже стал Петр I, часть экспонатов царь лично привез из путешествия по Европе. Сегодня в коллекции 40 тыс. раритетов, это основные группы животных, биологические виды.
  3. Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева основан в 1902 г. Это крупнейший в мире музей такого рода, в коллекции около 3,5 тыс. экспонатов.
  4. Литературный музей — знаменитый «Пушкинский дом», где хранятся сотни вещей великого русского поэта. Гости могут увидеть рукописи, личные предметы, даже посмертную маску и кушетку, на которой умер А. С. Пушкин после ранения.

История Стрелки Васильевского острова

Самые ранние постройки появились на Василевском острове во времена Петра I. По задумке архитектора Доменико Трезини в 1716 г. здесь оборудовали площадь в виде трапеции, а по ее периметру — жилые дома. Но горожане неохотно селились на заболоченной местности. Поэтому в скором времени царь Петр изменил свои планы и отвел Васильевскому острову роль административного центра города. Стрелка же должна была стать важнейшим торговым портом. В 1721 г. Трезини представил обновленный проект с ключевыми сооружениями Васильевского острова:

  • Довольно быстро заложили фундамент под Кунсткамеру и построили ее в 1734 г. Здание очень пострадало от пожара в 1747 г., а полностью было восстановлено только во второй половине XX в.
  • Дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который чуть позже отдали в распоряжение Академии наук.
  • Здание Двенадцати коллегий, одно из самых старых из сохранившихся сегодня, возведено в 1742 г. Сначала здесь располагались органы государственной власти, а впоследствии постройку передали университету.

Здание первой биржи тогда возвели из дерева. Через 50 лет ее решили перестроить, сделать каменной. Архитектор Джакомо Кваренги создал проект, но судьба нового здания не сложилась: купцам не нравилось архитектурное решение, в казне не хватало средств. Успели создать только цокольный этаж и часть стен, которые впоследствии просто разобрали на строительные материалы.

В 1805 г. французу Ж. Ф. Тома де Томону, который активно работал в России, поручили продумать ансамбль всей Стрелки. Это был первый масштабный проект архитектора. Результат этой работы мы можем видеть и сегодня, прогуливаясь по Васильевскому острову.

На том месте, где по замыслу Петра Великого должна была быть центральная площадь города, сейчас находится Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии. В 1990 г. городские власти рассматривали идею архитекторов В. Шене и В. Чагина. По их замыслу на Стрелке должен был возникнуть Концертный зал — здание в стиле модерн. Однако проект отклонили, потому что он мог нарушить гармонию окружающей застройки.

Мероприятия

Еще со времен Петра на Стрелке Васильевского острова проводят народные гуляния, торжества и праздничные фейерверки в Новый год. Не напрасно огненный фестиваль «Рождественская звезда» с 2018 г. стали тоже проводить здесь, ведь именно Петр Великий ввел традицию праздновать наступление Нового года. Сегодня гости могут увидеть лазерные и пиротехнические шоу от артистов из разных стран. Каждый год 7—8 января фестиваль собирает тысячи туристов и петербуржцев.

В летние месяцы по выходным у Ростральных колонн танцуют латиноамериканские танцы. Зрители могут присоединиться и научиться несложным танцевальным па. Традиционно сюда приезжают фотографироваться новобрачные, а молодые пары назначают на Стрелке свидания. Здесь проходит и роскошный праздник выпускников «Алые паруса».

Как добраться

Добраться до Стрелки Васильевского острова на общественном транспорте не составит труда.

Наземным транспортом

  • На остановку «Биржевая площадь», которая находится прямо перед зданием Биржи, приходят автобусы № 10 и 191, а также троллейбус № 7.
  • На остановку «Университетская набережная» возле Кунсткамеры приезжают автобусы № 7 и 24, троллейбусы № 1, 10 и 11.
  • Если вам удобно добираться трамваем № 6 или 40, то от его остановки «Первая Кадетская линия» до здания Биржи нужно будет пройти чуть больше 1 км.

Вид сверху на Стрелку Васильевского острова на Google-панораме

На метро

Добираться до Стрелки Васильевского острова удобнее всего на метро. Так вам удастся избежать пробок и сэкономить время на дорогу. Ближайшие станции:

  • «Василеостровская» — зеленая ветка. Отсюда за 15 минут вы дойдете до Биржевого сквера.
  • «Спортивная» — фиолетовая ветка. Пройти нужно будет около 1,3 км. Зато, двигаясь по Биржевому мосту, вы увидите великолепную панораму.
  • «Адмиралтейская» — фиолетовая ветка. Чтобы выйти к Стрелке, нужно перейти Дворцовый мост. Прогулка займет около 15 минут.
Читайте также  Музей ниеншанц в спб: коллекция, адрес, режим работы

Чтобы заказать поездку на такси, воспользуйтесь сервисами «Яндекс. Такси» или «Uber». Также можно обратиться в одну из городских служб, например, «Такси Дешево СПб», «Такси 777», «ТаксовичкоФ» и т. д.

Видео о Стрелке Васильевского острова

Где находится стрелка Васильевского острова?

  • История возникновения
  • Допетровский период
  • Петровский Петербург
  • Первоначальный архитектурный замысел
  • Второй вариант застройки острова
  • Здание «Двенадцати коллегий»
  • Екатерининский период
  • Формирование современного облика Стрелки
  • Здание Биржи
  • Архитектурная композиция Стрелки
  • Ростральные колонны
  • Архитектурный ансамбль Стрелки
  • Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова — великолепный художественно- архитектурный ансамбль в центре Санкт-Петербурга. Гармоничное сочетание возведенных строений с окружающим ландшафтом придает этому шедевру исключительную выразительность.

История возникновения

Возникновению этого невероятного архитектурного чуда, как и всего Санкт-Петербурга, цивилизация обязана великому человеку, способному на великие замыслы.

Допетровский период

Восточный мыс Васильевского острова действительно напоминает наконечник стрелы и разделяет невское русло на Большую и Малую Неву. Его освоение, как и всего острова, началось еще в глубокой древности.

Сильная энергетика этого места всегда привлекала разного рода колдунов, шаманов и прочих загадочных личностей. Археологические исследования позволяют утверждать, что на этой территории находились даже дохристианские капища, где волхвы совершали свои языческие обряды.

Когда остров стал Васильевским доподлинно неизвестно, но в писцовой книге 1500 года есть запись о новгородском посаднике Василии Селезне. Существует легенда, согласно которой от его имени и произошло название острова. В начале XVIII века, когда русское побережье Невы было захвачено шведами, остров носил финское название Хирвисаари — Лосиный остров.

Петровский Петербург

Русское название вернулось к острову в 1703 году после основания Санкт-Петербурга. В это же время государь подарил Васильевский остров своему соратнику и первому генерал-губернатору города А. Д. Меншикову за боевые заслуги.

В 1710 году именитый хозяин заложил на берегу Большой Невы шикарный дворец, ставший первым завершенным каменным зданием в Санкт-Петербурге. Однако, «хозяйничал» Меншиков на острове недолго…

Размышляя о будущей планировке новой столицы, Петр I пришел к выводу, что Васильевский остров прекрасно подходит для центрального района города. А, Стрелка Васильевского острова настолько приглянулась государю, что он решил разместить здесь главную городскую площадь.

Первоначальный архитектурный замысел

На момент принятия государственного решения Васильевский остров представлял собой первобытный участок болотистой суши поросшей девственными лесами. Лишь дворец Меншикова возвышался над его просторами.

Создание концепции центрального района столицы самодержец поручил архитектору Доменико Трезини. Уже в 1715 году он начал работу над созданием генерального плана застройки, и в январе 1716 года, перед отъездом в Европу, государь подписал первоначальный вариант проекта.

Интересно! Не найдено Указов государя или иных государственных документов предписывающих расположение центра города на Васильевском острове. Нет также Указа на утверждение Трезини исполнителем проекта застройки. Подписанный план содержит только подпись Петра I, и на нем нет ни имени архитектора, ни даты подписания проекта.

Утверждение об авторстве Трезини и дате подписания стало возможным в результате изучения переписки государя с ближайшими соратниками и записей в отчетной документации строительных подрядчиков.

Трезини предложил партикулярную разбивку кварталов с сетью прямых улиц-линий. На восточном мысе острова, в окружении жилых строений выделялась трапециевидная центральная площадь города. Так виделась великому архитектору Стрелка Васильевского острова.

Второй вариант застройки острова

В соответствии с проектом на острове начались геодезические и подготовительные работы по разбивке кварталов и началу планировки улиц. В то же время в Россию был приглашен известный французский архитектор Ж. Б. А. Леблон. Ему было поручено создать альтернативный генеральный городской план Санкт-Петербурга.

В начале 1717 года проект был создан и отправлен государю в Париж на утверждение. Идеи Леблона оказались интересными, но касаемо Стрелки Васильевского острова мало чем отличались от проекта Трезини.

Оба архитектора предполагали сделать остров жилым районом, застроенным домами «для именитых» и «зело именитых» господ. Государь велел продолжать строительство по проекту Трезини с учетом расположения водных каналов, предложенных Леблоном.

Однако когда Государь вернулся из Европы, возникла другая идея – строительство здесь культурно-делового центра столицы. К весне 1720 года Трезини создал второй проект застройки восточного мыса. Он предполагал размещение на Стрелке главной площади города в окружении правительственных и таможенных зданий, Мытного двора, кладовых и прочих государственных построек.

Здание «Двенадцати коллегий»

Для размещения чиновников новой государственной машины было решено строить грандиозное здание, объединяющее все правительственные учреждения под одной крышей. Так возникло невероятное по тем временам здание «Двенадцати коллегий».

Трезини расположил его в направлении с севера на юг, поперек острова между руслами Большой и Малой Невы, и, тем самым, Стрелка Васильевского острова оказалась выделенной, как культурно-деловой центр города.

Здание отделяло главную площадь столицы от основной части острова и становилось ее архитектурной доминантой. Перед восточным фасадом вдоль всего строения был прорыт «долгий» канал для отвода грунтовых вод, придавший виду на здание еще большую выразительность.

Многократное повторение одинакового объемно-планового вида архитектурных модулей постройки точно передавало равноправие и независимость коллегий в государственном аппарате и подчеркивалось единством отделки фасадов и общим ритмическим рисунком элементов здания.

Площадь перед зданием получила название Коллежской. К югу от нее началось возведение здания Кунсткамеры и дворца царицы Прасковьи Федоровны (впоследствии был передан Академии наук). В дальнейшем, Трезини выполнил проекты нового Мытного двора, пакгаузов и здания таможни.

Даже не реализовав весь замысел, архитектор определил облик Стрелки на весь XVIII век, а его постройки оказали влияние на архитектурное решение следующих строений.

Екатерининский период

В эпоху правления Екатерины II встал вопрос о дальнейшем благоустройстве центральной площади города. В 1781 году императрица приняла решение о строительстве каменного здания Биржи и поручила разработку проекта придворному архитектору Джакомо Кваренги.

Для Биржи архитектор спроектировал овальную постройку с каменными спусками от портиков здания к реке. Однако заслуженный и опытный архитектор, как говорится, «дал маху». В итоге — здание Биржи не понравилось никому. Главной претензией было несоответствие облика здания окружающему пейзажу. Купцы категорически отказались финансировать дальнейшее строительство, и в 1787 году Екатерина II приказала приостановить проект.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

10 фактов о строительстве стрелки Васильевского острова в Петербурге

О дним из самых важных проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание ансамбля стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Портал «Культура.РФ» вспоминает наиболее интересные факты о строительстве и украшении стрелки.

Биржа Джакомо Кваренги. История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание работы Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была Биржа. В 1730-х ее построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Возведение новой Биржи поручили Джакомо Кваренги. Он спланировал постройку овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых успели возвести цоколь и стены, на этом процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая Биржа категорически не нравилась. Главной претензией было то, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагали внести в постройку изменения, но тот не хотел потакать «грубым вкусам».

Кофе как источник вдохновения. В 1805 году новый проект здания Биржи поручили разработать Жану Франсуа Тома де Томону. До этого архитектор не строил ничего столь монументального, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Васильевского. По легенде, Тома де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Его жена накрывала на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними — кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил перед собой всю геометрию будущей площади со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по сторонам.

«Плагиатор» Тома де Томон. Вдохновляли Тома де Томона его же альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время путешествия в Италию. Также Тома де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени — господство классицизма, пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому оно было поднято на мощный стилобат — постамент. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильнейшего наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от разлива Невы, вода дошла практически до уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.

Детище Кваренги — на кирпичи. Проект Биржи Тома де Томона не предусматривал сохранение старого здания. Архитектор предлагал полностью снести его, а строительный мусор использовать для насыпи набережной. Маститый архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в бешенство, когда узнал об этом. Чтобы примирить зодчих, граф Александр Строганов — руководитель Академии художеств — предложил провести торги. Он рассчитывал, что кто-то захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую Биржу разобрали. При этом удалось сохранить два миллиона кирпичей, которые использовали при строительстве нового здания.

Читайте также  Лев голицын, колье екатерины: шампанское из санкт-петербурга

Петербургский Парфенон. Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, подобное памятнику античной архитектуры — главному храму Акрополя Парфенону. Свою величественную Биржу Тома де Томон развернул фасадом к Неве. Прямоугольное здание опоясывала колоннада из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занял огромный главный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции».

Строительство стрелки. Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Мыс полностью «переоборудовали». Перед Биржей появилась полукруглая площадь, к береговой линии мыса досыпали грунт, а на нем устроили полукруглый выступ. Стрелку оформили гранитными спусками к Неве, их украшали большие каменные шары. По легенде, мастер-каменотес Самсон Суханов, который участвовал в декорировании всего архитектурного ансамбля, вырубил их на глаз.

Ростральные колонны — маяки или памятники морской славы. Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Свое название они получили из-за того, что на них расположены декоративные изображения носовых частей корабля — «рострумы». Такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны задумывались как маяки — в чашу на вершине должны были наливать смолу и поджигать ее, что указывало путь кораблям, идущим в торговый порт. Однако, возможно, ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным памятником, в котором факел горел только по праздникам.

Скульптурное оформление ансамбля. Первоначально создавать скульптуры для архитектурного ансамбля пригласили Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В итоге декорировали Биржу менее известные мастера, чьи имена остались неизвестны. Над главным входом здания разместилась скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде — «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурным оформлением соседних ростральных колонн занимались Жозеф Камберлен и Жак Тибо — они выполнили четыре аллегорические фигуры русских рек — Волги, Днепра, Волхова и Невы. Тома де Томон рассчитывал, что скульптуры будут отлиты из чугуна, однако их вырезали из пудостского камня.

Открытие Биржи без главного виновника торжества. Тома де Томон не дожил до открытия своего грандиозного сооружения. В 1813 году он упал со строительных лесов, осматривая здание Большого театра, и через некоторое время умер от полученных травм. Биржа была открыта лишь в 1816 году: завершить все работы раньше помешала война с Наполеоном. Церемония открытия была такой торжественной, что напоминала национальный праздник. По проекту архитектора Луиджи Руска здание украсили цветными гирляндами, драпировками и статуями.

Новое применение Биржи. В советское время в здании Биржи работал клуб моряков, Энергетический институт и другие организации. С 1939 года до недавнего времени здесь располагался Центральный военно-морской музей. После его переезда здание передали Государственному Эрмитажу.

Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге: как добраться, что посмотреть, фото

Стрелка Васильевского острова — культовое место Санкт-Петербурга, обязательное к посещению всеми гостями города. Стрелка расположена в месте разделения Невы на Большую и Малую — собственно, отсюда и название. К формированию ее архитектурного образа приложили руку именитые архитекторы: Доменико Трезини, Джакомо Кваренги и Тома де Томон.

Стрелка Васильевского острова

Как добраться

До стрелки Васильевского острова проще всего добраться на метро. Ближе всего расположены станции «Василеостровская» (зеленая линия), «Спортивная» (фиолетовая линия). Станция «Адмиралтейская» (фиолетовая линия) расположена чуть дальше, при этом от нее можно прогуляться, насладившись видами Адмиралтейства, Дворцовой площади и Зимнего дворца.

Что посмотреть

Архитектурный облик стрелки Васильевского острова формируют несколько ключевых сооружений: здание Биржи и ее Северный и Южный пакгаузы, Биржевой сквер и прогулочная зона у воды, Дворцовый и Биржевой мосты, Кунсткамера, здание Академии наук, Ростральные колонны. Обо всем по порядку.

Фигура Посейдона (Нептуна) на здании Биржи Памятный знак «Стрелка Васильевского острова»

Самое величественное и масштабное здание — Биржа. Это уже второй вариант постройки. Первое здание под авторством Джакомо Кваренги так и не было достроено, так как не соответствовало растущим потребностям Российской империи. Знакомое нам здание построено по проекту Тома де Томона в 1805–1810 годах. В дальнейшем Биржа усела побывать Центральным военно-морским музеем, а в 2013 году здание было передано Эрмитажу.

Ростральная колонна

Одновременно со строительством Биржи были возведены Ростральные колонны. Свое название они получили за счет того, что были украшены рострами. Ростры — носовые части кораблей. Данный декор символизировал мощь флота России. Вплоть 1885 года Ростральные колонны использовались как маяки, на их верхушках зажигались факелы для упрощения навигации. В современной истории Петербурга факелы заменили на газовые горелки, которые зажигают в дни праздников и памятных дат. Выглядит это очень красиво.

Зажжёный факел на Ростральной колонне Вид в сторону Петроградки

Северный и Южный пакгаузы биржи построены по проекту А. Д. Захарова в 1826–1832 годах. Северный построен на месте жилых домов и вписан в архитектурный ансамбль небольшой площади и сквера за зданием Биржи. Сейчас постройка принадлежит РАН. Южный пакгауз возведен на месте разобранного дворца Прасковьи Федоровны. Во времена Российской империи здесь располагался промышленный выставочный зал. Сейчас здание также принадлежит РАН, в нем расположен Зоологический музей.

Кунсткамера была построена в 1734 году, основу ее коллекции заложил Петр I. Задние было практически полностью уничтожено пожаром 1747 года. Восстановление было завершено С. И. Чевакинским в 1758 году. Верхний же ярус башни был восстановлен лишь к 1948 году. Среди известных деятелей, которые в свое время имели отношение к Кунсткамере, стоить отметить Ломоносова, Беллинсгаузена, Крузенштерна и др.

Вид на Петропавловскую крепость

Здание Академии наук построено в 1789 году под руководством Джакомо Кваренги. Оно представляет собой образец классицизма. В свое время в данном памятнике архитектуры располагались различные научные учреждения, а вот сам президиум Академии наук переехал в Москву в 1934 году. Следует отметить, что за зданием Академии наук находится п-образный Музейный флигель Академии наук, который также входит в основу облика стрелки Васильевского острова.

Конечно же, невозможно представить облик стрелки Васильевского острова без здания Двенадцати коллегий. Возведенное к 1742 году по проекту Трезини, оно является одной из самых ранних построек на острове. Изначально здание Двенадцати коллегий предназначалось для размещения высших органов власти: Сената, Синода и коллегий. Впоследствии из-за низкой транспортной доступности они были перенесены на противоположный берег Невы, а само здание передано университету.

Вид на Стрелку с Дворцовой набережной

Биржевая площадь находится напротив одноименного здания и постепенно переходит в Биржевой сквер, который вдается в место разделения Невы. С двух сторон сквер обрамлен Ростральными колоннами. Из сквера открывается великолепный вид на Петропавловскую крепость, Зимний дворец и мосты. Здесь обязательно стоит прогуляться и сделать памятные снимки.

Если кратко, в целом:

    великолепная архитектура; возможность погрузиться в историю России; отличный панорамный вид на Питер.

Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_5005″>

Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге — одно из самых красивых мест Северной столицы. Как создавался шедевр архитектуры, где здесь погулять и куда сходить?

История

Мыс (стрелка) самого крупного в дельте Невы Васильевского острова делит реку на два русла. Предполагается, что так его назвали за форму, похожую на наконечник стрелы.

Начало освоения

По исследованиям ученых на этой территории еще в далекой древности находились дохристианские капища. Волхвы совершали языческие обряды и магические ритуалы, сюда всегда стремились всякого рода колдуны, прорицатели и прочие загадочные личности. История стрелки началась еще в начале XVI века, задолго до освоения Санкт-Петербурга. Согласно переписи того времени, в этих местах были небольшие рыбацкие поселения. К этому времени относится первое название. По гипотезе, остров назван по имени одного из посадников Новгорода — Василия Селезня, или Ананьина, по другой версии — в память о простом рыбаке, одном из первых поселенцев. При шведах, в ХVII веке его называли Прудовый, имея в виду пруды в притоках реки Смоленки. После основания Петербурга старое название вернулось.

Осуществление замыслов по застройке

С 1707 и до 1714 г. островом владел генерал-губернатор А. Д. Меньшиков, дворец князя был единственным каменным строением. Остальная территория была почти не обжита – лишь небольшие деревянные жилища крепостных крестьян, мельницы и некоторые другие постройки. Осваивать эту территорию начали вместе со строительством нового города. По замыслу Петра Первого новая столица государства должна стать морской крепостью, военным и торговым портом.

Изначально портовые сооружения располагались на Петроградской стороне, но затем их решили перенести в более удобное место – стрелку Васильевского острова. Подготовить план застройки восточной части поручили Трезини – одному из талантливейших архитекторов своего времени. По первому проекту большая часть строений должна быть жилой, но император хотел создать административно-культурный центр с крупным морским портом. По новому плану основу составляли правительственные сооружения.

Читайте также  Музей фаберже в санкт-петербурге: адрес и режим работы

Архитектурный ансамбль

Основным элементом ансамбля, расположенного вдоль берегов Невы, стал комплекс Двенадцати коллегий. Оно представляло собой 12 идентичных трехэтажных секций, которые занимали органы управления государством. Сейчас здесь располагаются университет Санкт-Петербурга, библиотека и административные помещения. В кратчайшие по тем временам сроки были построены строения, которые явились основой облика — Гостиный двор, дворец царицы Прасковьи (после ее смерти здесь некоторое время располагалась Академия наук), Кунсткамера, Биржа. С 30-х гг. морской порт начал принимать суда, но уже 1885 году его перенесли ближе к Финскому заливу, так как фарватер не соответствовал водоизмещению новых торговых судов.

Изменение панорамы в 2008 году

В 2008 г. началось строительство современных многоэтажных домов в районе Дома культуры им. Кирова. Тем самым, как считают специалисты и простые жители мегаполиса, был нанесен значительный урон облику знакового для петербуржцев месту. Городская общественность встала на защиту исторической панорамы, вспыхнул скандал, стройку назвали “преступлением”. Но когда правительство обратилось к застройщику уменьшить этажность высотных зданий, он отказался. Мотивировал свое решение тем, что ему ранее было дано официальное разрешение на строительство и пригрозив судом. Существует подобный проект под названием «Морской Фасад», который может привести еще к более серьезным нарушениям в гармоничном ансамбле.

Биржа на Стрелке

С 1703 года здесь собирались купцы, собрание называлось биржой, впоследствии так стали называть и помещение, где совершались торговые сделки. Первая российская Биржа была построена на Васильевском острове из дерева в 1730-х гг. Со временем товарооборот порта увеличивался и площадей не стало хватать для полноценной работы. В 1781 году по указанию Екатерины Великой решили построить новое каменное сооружение, к возведению которого приступили в 1784 г. Строительство затянулось, в казне не хватало денег, в 1788 году стройку приостановили из-за военных действий со шведами и турками.

Новое помещение возводили по другому проекту, который разработал Ж. Ф. Томон. Старая постройка была демонтирована, летом 1805 года после проведения церемонии закладки приступили к возведению строения в стиле античного дворца. Работы завершились к 1810 году, но выявились строительные недоработки, их устраняли еще два года. Официальное открытие, которое задержалось из-за войны с Наполеоном, произошло в июле 1816 года. По этому поводу был устроен грандиозный праздник. Габариты — 69 м х 44,5 м. Цоколь выполнен из гранита, вокруг которого возвышаются сорок четыре величественные колонны.

На западном и восточном фасадах располагаются 40-метровой ширины лестницы. Пандусы с боковых фасадов предназначены для въезда карет. Украшают здание скульптуры, прославляющие могущество России. Главный зал площадью примерно 900 кв. м., высота его – 25 метров. Пол и стены облицованы мраморными плитами. В этом здании русские и иностранные купцы совершали крупные сделки, для руководства работой был сформирован специальный комитет. Строение перестроили в 1913 – 1915 гг.: вместо печей установили калориферную отопительную систему, для торгов построили железобетонный свод. Реконструировали лестничные площадки и цоколь.

После революции здесь открылся клуб моряков, проходили различные собрания работников культуры, затем расположились Северо-Западная Торговая палата и музей. В 1930 г. здание передали Академии наук, в 1939 году — Военно-Морскому музею, настоящее время им владеет Эрмитаж.

Этапы формирования

Чтобы очертания береговой линии стали симметричными, создали искусственный контур стрелки, для этого забили сваи и насыпали грунт, выдвинув берег более чем на 120 м в реку. Образовалась полукруглая площадь с плавным спуском к реке и гранитным ограждением. Для завершения ансамбля соорудили Таможню и два симметричных пакгауза (закрытые складские помещения) – северного и южного в 1826-1832 гг. В 1924 году сильное наводнение повредило разбитый сквер, существующий сейчас был восстановлен архитектором Ильиным в 1926 году. В это же время установили памятники Росси и Кваренги, ограждение сквера заменили тумбами из гранита. К 1936 году территорию заасфальтировали.

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Музеи

На стрелке острова расположены несколько уникальных музеев, которые будут интересны взрослым и детям. Кунсткамера – экспонаты рассказывают о верованиях, быте и культуре народов мира. Но больше известен анатомическими редкостями и аномалиями. Коллекцию начал составлять Петр I, здесь же материалы XVII – XIX вв., привезенные из экспедиций по Сибири и Камчатке. Особенно интересна коллекция Н.Н. Миклухо-Маклаем, собранная на острова Океании и в Новой Гвинее и еще много удивительного. Пушкинский дом (Литературный музей) — расположен на набережной Макарова, представляющий более 300 тыс. документов и художественные произведения. Можно познакомиться с экспонатами, посвященными творчеству гениальных русских писателей и поэтов, в том числе Серебряного века.

В помещении бывшего Южного пакгауза размещен Зоологический музей. В нем собрана громадная коллекция экземпляров животных со всех уголков мира — первое специально оборудованное в России помещение для выставок. Здесь более десяти тысяч экспонатов – чучела ныне живущих представителей фауны, скелеты и останки вымерших животных, представлены редкие и исчезающие виды, находящиеся под угрозой вымирания. Среди них поразительно сохранившееся чучело мамонтенка Димы, которого извлекли из вечной мерзлоты.

В бывшем Северном пакгаузе размещен не менее интересный Музей почвоведения, открывшийся в 1904 году. В коллекции представлены почвы всех природных зон Земли, это более 2500 экспонатов. Основу экспозиции составляет образцы, собранные выдающимся естествоиспытателем, ученым-почвоведом В.В. Докучаевым. Цель музея — отобразить многообразие и роль почв в экосистемах, закономерности их распределении.

Стрелка сегодня

Набережная, плавно спускающаяся к реке, одно из любимых мест петербуржцев и гостей города. Сюда часто приезжают молодожены в день свадьбы. Гранитную стену вдоль набережной украшают головы львов с кольцами в пасти. Существует традиция — надо дотронуться до кольца на счастье. На площади проходят народные гулянья, проводятся городские и общегосударственные праздники, концерты. В 2003 году появились новые достопримечательности – якорь XVIII века, поднятый со Шкиперского протока реки Невы. А также памятный знак, подаренный таможенной службой Санкт-Петербурга в честь 300-летия города. Он представляет собой круглую бронзовую пластину диаметром около 2,5 м. установленную на постаменте из гранита. Торжественное открытие знака, на котором изображены сооружения Стрелки острова, состоялось 14 ноября 2003 года.

Где находится и как добраться?

Стрелка расположена в городе Санкт-Петербурге, восточной части Васильевского острова. Доехать удобнее на метро: до станции «Адмиралтейская», далее по Дворцовой пл., через Дворцовый мост пройти на Биржевую площадь. Расстояние около 1 км, в пути 15 минут пешком. От ст. метро «Василеостровская» можно пройти за 25 минут. Выйдя из метро дойти до набережной Макарова, далее направо до Биржевой площади. От ст. метро «Горьковская» следует пройти через Александровский сад, затем по Кронверской набережной и через Биржевой мост. Пешая прогулка займет меньше получаса.

Во время навигации до мыса ходит экскурсионный катер, в том числе из Кронштадта или Петергофа, но надо предварительно ознакомиться с расписанием. Живописное место богато историей, прекрасной природой, памятниками культуры. Гости этого прекрасного города получат от прогулок самые лучшие впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы.

Видео: Создание ансамбля Стрелки Васильевского острова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: