Смольный институт в санкт-петербурге: история и современность - JEKATERINBURG.RU

Смольный институт в санкт-петербурге: история и современность

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц
Прежнее название Императорское воспитательное общество благородных девиц
Год основания 1764
Расположение Санкт-Петербург

Содержание

История

Институт при Екатерине Второй

Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 мая (24 апреля) 1764 года и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

Дальнейшая история

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск [1] .

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Обучение в институте

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).

В 1859—1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Начальницы института благородных девиц

  • 1764 Анна Сергеевна Долгорукая
  • 1764—1797 Софья Ивановна де Лафон
  • 1797—1802 Елизавета Александровна Пальменбах
  • 1802—1839 Юлия Фёдоровна Адлерберг
  • 1839—1875 Мария Павловна Леонтьева
  • 1875—1886 Ольга Александровна Томилова
  • 1886—1895 Мария Петровна Новосильцева
  • 1895—1917(?) Елена Александровна Ливен
  • Воспитанницы Института благородных девиц

    См. также

    • Институт благородных девиц
    • Институты благородных девиц в Российской империи
    • Женские институты
    • Мещанское (Александровское) училище
    • Смолянки Левицкого
    • Мария Фёдоровна (императрица, жена Павла I)

    Примечания

    1. Статья в энциклопедии «Санкт-Петербург»

    Литература

    • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
    • Лядов В. Н. Исторические очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-петербургского Александровского училища. — СПб, 1864
    • Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1—4]. — СПб., 1890—1901
    • Быкова В. П.Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг. — СПб. , 1898.
    • Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. — [М.], 1901
    • Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. — СПб., 1902
    • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1—3. — СПб.-Пг., 1914—1915
    • Водовозова Е. Н.На заре жизни, Т. 1. — М ., 1964.
    • Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII — первой пол. XIX вв. — М., 1973.

    Ссылки

    • Большая советская энциклопедия. Смольный институт
    • Смольный институт в эпоху Екатерины II. Отрывок из исторического очерка З. Е. Мордвиновой. 1914
    Смольный институт благородных девиц на Викискладе ?

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Воспитатель
    • Воспламеняющая взглядом 2: Всё заново

    Смотреть что такое «Смольный институт благородных девиц» в других словарях:

    Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре — 16 мая (5 мая по старому стилю) 1764 года в Санкт Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Смольный институт — Запрос «Смольный» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Здание Смольный институт Администрация Санкт Петербурга … Википедия

    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — благородных девиц первое в России женское привилегированное среднее общеобразовательное учебно воспитательное заведение закрытого типа для дочерей дворян (с 6 до 18 лет). Основан в 1764 при Воскресенском Смольном женском монастыре в Санкт… … Большой Энциклопедический словарь

    Смольный институт — Смольный. Смольный. Здание бывшего Смольного института благородных девиц. Санкт Петербург. Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц), первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц. Основан в 1764 по плану… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Смольный институт — благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно образовательное учреждение, положившее начало общественному женскому образованию в государстве. Основано по инициативе И. И. Бецкого (См. Бецкой) в соответствии с указом… … Большая советская энциклопедия

    Смольный институт — (Воспитательное общество благородных девиц), первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц. Основан в 1764 по плану И. И. Бецкого. Размещался в Смольном монастыре, к югу от которого в 1806 08 Дж. Кваренги построил… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Смольный институт — благородных девиц, первое в России женское привилегированное среднее общеобразовательное учебно воспитательное заведение закрытого типа для дочерей дворян (с 6 до 18 лет). Основан в 1764 при Воскресенском Смольном женском монастыре в Санкт… … Энциклопедический словарь

    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — первое в России жен. ср. уч. заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под назв. Воспитательное об во благородных девиц. В С. и, учились (200 чел.). дочери… … Российская педагогическая энциклопедия

    Смольный Институт — первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 в С. Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием Воспитательное… … Педагогический терминологический словарь

    Благородных девиц институты — закрытые средние учебные заведения для девочек из привилегированных сословий, находившиеся в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Первыми созданы Б.д.и. в С. Петербурге: Смольный институт (1764; осн. И.И. Бецким), Екатерининский (1789),… … Педагогический терминологический словарь

    История Смольного института

    И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

    Образованные женщины и полезные члены общества

    Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

    Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

    При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

    В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

    Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

    «Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

    В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

    Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

    Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

    Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

    • Как праздновали Новый год в институтах благородных девиц
    • 5 российских ученых, которые были двоечниками и хулиганами
    • 5 историй любви известных художников

    Правила поведения благородных девиц

    В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

    В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

    Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

    Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

    Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

    Смольный институт после Екатерины II

    После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

    С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

    Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

    Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

    Школа фрейлин. Интересные факты о Смольном институте благородных девиц

    Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой – президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

    От кофейного до белого

    Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

    Трудоустройство гарантировано

    Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

    Устав института был строг – девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

    Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами – для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

    Императорская реформа

    Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

    Новая порода

    Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим « смолянкам » , но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

    «Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, — писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». — Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

    Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении. « Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», — пишет Мордвинова.

    Доска почета

    За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг – возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова — будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

    В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова — педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели – арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

    В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве – Молоховец) – автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева – будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн – дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

    Смольный институт в Санкт-Петербурге

    Смольный институт создан по специальному указу изданным Екатериной II. В 1764 году в Санкт-Петербурге появилось «Воспитательное общество для благородных девиц», которое впоследствии было названо «Смольным институтом благородных девиц». Новаторская идея, которую хотела воплотить в создание такого заведения императрица Екатерина II, состояла в обеспечении великого Российского государства, женщинами, получившие прекрасное образование, стать полезными ячейками в обществе и хорошими матерями.

    Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.

    Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .

    При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения.
    Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.

    Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.

    Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.

    В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.

    В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.

    Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.

    Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).

    Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.

    Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.

    Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже. Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей. Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.

    Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.

    Традиции воспитания благородных девиц в Смольном институте

    11 июня 1806 года было заложено новое здание для первого в России института благородных девиц. Институт существовал с 1764 года и находился в Смольном монастыре. Но к концу XVIII века учреждению понадобилось больше места, поэтому было принято решение построить новое здание. Архитектором стал итальянец Джакомо Кваренги. Вот что о знаменитом архитекторе писала Екатерина II:

    «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок и частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может».

    Уже через 2 года новый Смольный институт благородных девиц принимал первых воспитанниц.

    Общий вид Смольного института

    В архитектуре Смольного института Кваренги варьирует палладинские мотивы — стилевое течение раннего классицизма. Здание отличается особой строгостью и лаконичностью трактовки крупных архитектурных форм.

    Внешний вид жилого флигеля Смольного института

    Внутренняя планировка состоит из учебных помещений и актового зала внизу, а также жилых комнат на верхнем этаже. Актовый зал считается одним из самых совершенных интерьеров, созданных Кваренги. Торжественность белоколонного зала создают безупречные пропорции, мощь коринфского ордера и масса света. Когда-то в этих залах учились танцевать молодые девушки — воспитанницы Смольного института благородных девиц.

    Урок танцев в Актовом зале

    Из названия кажется, что учебное заведение для девушек — это место, где вышивают крестиком, читают поэзию на французском языке и играют на фортепиано. Однако ученицам института едва ли можно позавидовать. В его стенах их ожидали скудное питание, строгая иерархия и невозможность покинуть стены учреждения. О спартанских условиях своего содержания многие смолянки — так называли воспитанниц — писали в мемуарах. Там, в воспоминаниях и архивах, мы нашли много интересного об истории Смольного института благородных девиц, изучаемых в нём предметах, целях и методах воспитания образованных и покладистых женщин.

    История и миссия института

    Прорыв в области женского образования в России совершила Екатерина II. Императрица считала, что девушкам необходимо получать образование и развиваться культурно и нравственно. Совместно с президентом Академии художеств Иваном Бецким она задумала учреждение, в котором готовили бы образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.

    Екатерине II хотелось, чтобы выпускницы института стали примером для всех женщин России. Она принимала активное участие в жизни заведения: интересовалась успехами и трудностями, вкладывала большие деньги в развитие, беседовала с классными дамами и воспитанницами.

    В Смольном воспитанницы учились вплоть до революции 1917 года, затем институту пришлось переехать в Новочеркасск, где он просуществовал ещё несколько лет.

    Как и чему учились в институте

    Воспитанницы Смольного института благородных девиц были разделены на классы по возрасту: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет.

    С 6 до 9 лет девочки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рукоделие, музыку, рисунок и танцы. Позже добавлялись гуманитарные науки и домашнее хозяйство. В старших классах ученицы начинали изучать физику, архитектуру и уделяли больше времени домоводству.

    Фото из швейной мастерской

    Покинуть стены института девушки не могли до самого окончания. Отдавая дочерей в институт, родители подписывали бумагу о том, что не отзовут их обратно домой. Послабление пришло только с началом правления Марии Фёдоровны, которая сократила срок обучения на 3 года. Однако у воспитанниц так и не появилось выходных и каникул.

    Правда, как свидетельствуют сами смолянки, учёба в институте была довольно посредственной. На уроках разрешено было только слушать, а вот задавать вопросы и вступать в дискуссии с преподавателем — строго запрещалось. Но и за успеваемостью особо не следили, классных дам больше волновали внешний вид и соблюдение приличий.

    Правила пребывания в институте

    Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».

    Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

    Условия жизни в институте

    Условия жизни в Смольном были спартанские: в комнатах, где жили девушки, температура не поднималась выше 16 градусов, подъём был очень ранним, а умывались воспитанницы ледяной водой из Невы.

    Скудным и невкусным было и их питание. Это отметил даже Николай I, как-то раз навестивший учениц в институте. Попробовав суп, он сказал, что его солдат кормят куда лучше.

    Вот что пишет в своих мемуарах одна их выпускниц:

    «Но если чем и был плох институт, так это пищей. У нас готовили скверно: мясо синеватое, жёсткое, скорее рваное, чем резаное… Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба, тусклые и уже слишком некрасивые блюда оставались нетронутыми».

    Гуляли девушки только по территории института. Только раз в год, летом, их выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно выгнав оттуда всех посетителей.

    Смольный институт сегодня

    В современном Петербурге здание, построенное Кваренги для института благородных девиц, имеет важное городское значение. Сегодня здесь располагается официальная резиденция губернатора Санкт-Петербурга, а часть помещений занимает Государственный историко-мемориальный музей «Смольный».

    Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: