Сколько нужно оставлять чаевых официанту в россии? - JEKATERINBURG.RU

Сколько нужно оставлять чаевых официанту в россии?

Точно нет: 7 причин не оставлять чаевые курьерам и официантам

Негодование читателей Т⁠—⁠Ж

Чаевые — вечный вопрос. Оставлять или нет, и если да, то кому и за что — у каждого человека свой подход.

Один из читателей Т⁠—⁠Ж поделился своей болью: он подрабатывает курьером, но получает мало чаевых. В комментариях многие читатели возмутились и рассказали, почему давать чаевые — это тоже боль. Собрали семь главных аргументов в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Я заказал услугу, мне выставили за нее счет, я согласился. Если этого мало, увеличьте цену за услугу. Почему я должен платить дважды?

Аналогично с курьером: он согласился работать за зарплату, согласованную с работодателем. Почему он ожидает, что ему заплатят сверху? Если не устраивает зарплата, проси больше или меняй работу. Почему пожарному, врачу, архитектору, бухгалтеру, шахтеру и остальным не приходит в голову просить чаевые за свою работу, а официанты с курьерами какие-то особенные?

Человек пошел на работу и негодует, почему за его оплаченный труд, который входит в стоимость еды или товара, не подкидывают еще деньжат. А он сам дает чаевые гардеробщицам, слесарям в ЖЭКе, депутатам за исполненные обещания?

Нет чтобы поговорить с работодателем о повышении зарплаты или организовать профсоюз курьеров, легче переложить ответственность на клиента. Без обид, но похоже на попрошайничество. И да, я очень рад, что в России нет безумия с чаевыми, как в США.

Никогда нигде не оставляю чаевых и прочих подачек. Работодатель и так заработает, а курьеру или мастеру и так заплатят. Человек сам выбрал эту работу и сам согласился на условия оплаты. И исполнять должностные обязанности человек должен в любом случае хорошо и качественно, а не только в надежде на подачку от клиента. Если его не устраивает зарплата, пусть идет на другую должность.

Меня бесит, когда официанты, курьеры или таксисты считают, что клиент обязан оставлять им чаевые. Это не моя проблема, что вы устроились на работу с низким окладом, и я явно не должна думать о том, что вы рассчитывали чаевые грести лопатой. Особенно это касается обнаглевших курьеров, которые считают, что подвиг совершили, доставив заказ. Правда, меня не касается, что вам не хватает зарплаты, что на улице плохая погода или что вы изо всех сил давите из себя вежливость в надежде на лишнюю сотку.

Как-то заказывала доставку, указала, что потребуется сдача с 1000 Р , заказ вышел на 700 Р с копейками. Курьер, приехав с опозданием, отдал заказ, получил деньги и собрался уходить. Я говорю: «А сдача?» А он в ответ: «А вам что, сдачу нужно отдавать?» В итоге отдал деньги с таким видом, будто я ему в лицо высморкалась. В другой доставке оплачивала картой, курьер приехал и спросил, как мне удобнее будет отдать ему чаевые — наличными или переводом? Я, если честно, в шоке была от такой наглости, причем такое чаще всего именно с курьерами происходит. Опаздываете, заказы приносите в таком состоянии, как будто на своей сумке с горки катались, но на чаевые рассчитываете. Да даже если к доставке вопросов нет, не обязана я вам платить, я не ваш работодатель, тем более если доставка и так платная: я оплатила товар, оплатила услугу доставки.

Я использую сервис А, который просит с меня Х денег за услугу, например доставку еды. Доставка осуществляется в установленный срок и в полном объеме, то есть так, как мне и обещали за мои деньги. За что платить сверх установленной суммы? За то, что человек сделал свою работу, за которую ему и так платят зарплату? Я, как и многие, считаю чаевые пережитком и возможностью занижать зарплаты людям, занятым в сфере обслуживания.

Чаевые, которые мне почему-то необходимо оставлять, не из воздуха берутся. Эти деньги я зарабатывал своим трудом, и бесит, когда кто-то считает, что я обязан их ему просто отдать.

Я различаю, когда человек действительно выполнил больше того, что было положено, и тогда мне хочется оставить чаевые. А вот качество сервиса в сфере доставки еды — какое-то непонятное определение: вы что, довезете быстрее, чем едет поток машин? Или еду будете очень аккуратно в машину складывать? В чем сервис, за который нужно оставлять чаевые?

Курьер думает, что у него много клиентов, а он у них один такой, поэтому заказчики не обеднеют. Но это не так. Курьеру из интернет-магазина чаевые оставь, доставщику пиццы оставь, доставщику корма для кошек оставь, в кофейне на обеде оставь, в кафе вечером оставь, в ресторане в выходные оставь, в баре с друзьями оставь. Если давать чаевые каждому просто за факт выполнения работы, то за месяц набежит кругленькая сумма, от которой, конечно, не обеднеешь, но и терять ее просто так, за то, что заказываешь доставку или пришел в заведение, не хочется.

Одно дело, если мы действительно довольно долго сидим в ресторане или баре и официанту пришлось потрудиться, чтобы выполнить все наши хотелки, и он сделал свою работу хорошо. За такое можно и больше 10% от счета оставить, так и делаем иногда. Но платить курьерам за выполнение доставки, которая к тому же иногда задерживается на неопределенное время? Когда звонишь и уточняешь сроки, а в ответ получаешь: «Не знаю, когда привезу. Ближе к вечеру. Или, может быть, завтра» — все желание оставлять чаевые всем представителям этой профессии пропадает.

Только в США такая культура чаевых, когда работодатель считает возможным платить минимальный оклад, а дальше сами пусть крутятся, ну а клиенты должны отнестись с пониманием и помочь беднягам из сферы обслуживания.

В некоторых странах за вами пару кварталов пробегут, чтобы вернуть деньги, которые вы «забыли» на столе в ресторане. И таксист откажется от чаевых, потому что это оскорбительно. Мне в целом непонятно, почему так надо тянуть к нам эту культуру из США, а не отсутствие чаевых в принципе, как, например, в Японии.

Я оставляю чаевые, если есть наличка, а она есть не всегда, но мне не нравится вся эта система. В итоге я решил не пользоваться доставкой: предпочту сам пройтись или прокатиться, благо есть возможность. Или даже откажусь от заказа в пользу покупки чего-то другого, потому что, с одной стороны, курьера обидеть не хочется, а с другой, какого черта?

Если пицца стоит 699 Р , я не хочу покупать ее за 799 Р . В итоге в проигрыше все. Магазины поумнее вносят эти 100 Р в стоимость заказа и делают бесплатную доставку от 1000 Р , не жлобятся, а деньги сверх стоимости заказа идут как бонус курьеру к его базовой зарплате.

Даю чаевые курьерам, только когда погода реально плохая: проливной дождь или метель. Все остальное время не хочу. Человек сам выбрал такой жизненный путь. Не хочешь вкалывать за копейки — научись чему-то другому.

К тому же зарплата размером почти 30 000 Р за 22 рабочих дня по 8 часов — не так уж и мало за минимальную ответственность — не уронить пиццу по пути, доставить вовремя и в нужную квартиру — с минимальными навыками. Расскажите о своих проблемах обычному терапевту, который восемь лет не спал сутками из-за учебы в меде и интернатуры. Давайте теперь всем давать чаевые: кассирам, учителям, машинистам в метро, гардеробщицам.

У меня в мыслях даже ни разу не проскользнуло, что я должен дать чаевые. А за что? Ресторан и так заработает. Курьеру тоже заплатят. 165 Р в час — это, конечно, мало. Но реальность в том, что эта ставка выше, чем средняя зарплата по моему городу.

И почему чаевые не платят представителям других профессий? Например, учителям. Зарплата у них меньше, чем у курьера, но они ничего подобного не требуют.

Оставлять чаевые — очень вредная практика. Помимо очевидных ненужных трат, они еще стимулируют урезать зарплату обслуживающему персоналу, делая их менее защищенными и более зависимыми от клиентов. Риск должен нести владелец бизнеса, а не работник.

Edgar, поэтому человек, который нанимается на работу официантом/курьером, обязан включить мозг и понять, что зарплату ему платит начальник. Мало или доберёшь с чаевых? Разворачиваемся и уходим от такого горе-начальника. Курьерская работа — физически тяжёлая, но не нужно оканчивать курсы по тому, как научиться топать от пункта А в пункт Б. Сейчас в приоритете реальные навыки специалиста и качественная работа. Либо развивайся и зарабатывай больше, либо нигде не обучайся, но получай соответствующую навыкам зарплату

Edgar, Согласен очень вредная практика. Низкая зарплата с расчетом, что сотрудник доберет сам ведет к занижению зарплат и в других отраслях, где добрать с клинта можно только взятку.

Сейчас будет полотно по поводу чаевых официантам (и барменам). И да, я работала в общепите.
По поводу того, что официантам платит работодатель и если не устраивает зарплата нужно валить — да, вы совершенно правы. Опустим тот момент, что в общепите люди в принципе не окладами зарабатывают, вы абсолютно правы. НО. Вы не правы в том, что зная, что никаких чаевых вы не собираетесь оставлять требуете от персонала максимум внимания — а потом с оттопыренным мизинчиком «это их работа».
Так вот, работа официанта — встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения.
А когда вы, извините, начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлечённые темы и, повторюсь, другими способами требовать внимания за спасибо — вы не правы. Это уже не входит в ОБЯЗАННОСТИ официанта и предполагается, что за это оставляют чаевые. Или когда приходит мамочка с ребёнком, всучает сок, говорит перелить и нагреть, потом просит отдельно принести трубочку и тд, чем забирает оооочень много времени и потом не оставляет ничего — это дно, извините. Туда же относятся: дай плиз свою зарядку, телефон садится, поставь пожалуйста себе там куда-нибудь заряжаться; дружище, послушай историю моего расставания с телкой (на баре); а дай сигу; а можешь сделать коктейль не из меню? Нет ингредиентов? Я щас метнусь куплю — а ты сделаешь мне то, что я хочу (на баре); и так можно продолжать бесконечно.
Поймите, что у работников общепита помимо общения с гостями ещё море обязанностей и не тратьте его время, если придерживаетесь позиции «ему платят». Опять таки, я не говорю про прямые обязанности из разряда принять заказ или выслушать отзыв.
За это время бармен может сделать нарезку, наполировать бокалы и сварить сахарный сироп, а у официанта не перейдут в другую прожарку стейки на раздаче и не умрут коктейли для других столов. Давайте уважать чужой труд, сколько бы и как ему не платили.

Читайте также  Ресторан mizu акваклуба voda – водный ресторан петербурга

Чаевые в ресторане по правилам. Давать или не давать?

Чаевые – дело тонкое. Есть особая статистика на их счет. Половина гостей ресторана уважают традицию чаевых и оставляют официанту вознаграждение. Четвертая часть посетителей, будучи не в курсе, сколько и как давать на чай, оставляют или несоразмерно много, или неприлично мало. А оставшиеся 25% вообще не дают чаевые по принципиальным соображениям…

Кто из них прав? Следует оставлять чаевые в ресторане или не следует? Если следует, то сколько и как? И как обстоят дела с чаевыми в других странах? Ищем и получаем ответы на эти вопросы при помощи ведущего российского интернет-портала www.4banket.ru.

Давать или не давать?

Чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу – официантам, парковщикам, поварам, портье, горничным…

Но из этого правила есть исключения, переводящие чаевые из добровольных пожертвований в разряд принудительных. Очень часто в ресторанах чаевые включают итоговый счёт отдельной строкой — «10% за обслуживание».

4 довода в пользу чаевых

  • Во многих странах, и Россия – не исключение, чаевые составляют половину, а то и большую часть заработка официанта. Они являются своеобразной компенсацией изначально низкой зарплаты. Получается, что работодатель сознательно занижает базовую ставку официанта, зная, что тот компенсирует ее незначительность за счет чаевых. Мол, старайся, обслуживай клиента лучше, и будут тебе вознаграждения.

Но, как бы то ни было, чаевые — это доход официанта и его средства для существования, заработанные, кстати, нелегким трудом. Важно об этом помнить, когда начнет дрожать рука над ресторанным счетом.

  • В большинстве стран чаевые – признак хорошего тона, знак вежливости и благодарности за качественную работу.
  • Правительство некоторых стран взимает отдельный налог с официантов, барменов и бариста, исходя из того, что представители этих профессий получают чаевые. И если им не оставить чаевых, то, значит, лишить их дохода, с который они все равно заплатят налог.

На заметку: в некоторых заведениях обслуживающий персонал все чаевые объединяет и потом делит поровну в конце рабочего дня.

  • Есть хорошая примета: чтобы деньги приходили, нужно, время от времени, дарить их другим. И способ с чаевыми – не самый плохой вариант. Согласитесь!

На заметку: замечено, что люди, которые когда-либо работали в сфере обслуживания и знают не понаслышке тяготы этого труда, всегда оставляют на чай.

2 довода против чаевых

  • Если обслуживание было, мягко говоря, неважнецким.

Пожалуй, это – главный аргумент нежелания клиента оставлять монетизированную благодарность обслуживающему персоналу.

Но, даже в этом случае, можно проявить благородную вежливость и чаевые, все же, приложить к счету, но не в полном размере.

Совет: в случае замеченных упущений в работе официанта, надо дать ему шанс их исправить, сделав замечание в тактичной форме.

Если же замечание не вызвало улучшения в обслуживании. И грубость, небрежность, нерасторопность остались без изменения, то вполне нормально со стороны клиента наказать такого работника, лишив его чаевых.

На заметку: иногда нет вины официанта в задержке подачи заказа или в холодной отбивной. Возможно, что это – промах кухни или ошибка менеджера ресторана. Тогда совсем лишать чаевых официанта, оказавшегося крайним, было бы несправедливо.

  • Если чаевые внесены в сумму счета.

Отдельная строка в счете – «За обслуживание» — свидетельствует о том, что чаевые уже в него включены. В этом случае, клиент не обязан ничего платить сверх итоговой суммы чека.

Как определить размер чаевых?

Вопрос не имеет однозначного ответа, ведь речь идет о вознаграждении, размер которого не обговорен законодательно.

На размер чаевых, как правило, влияют 4 фактора.

  1. Качество обслуживания.
  2. Статус заведения – обычное кафе, элитный ресторан и т.д.
  3. Личное мнение посетителя – в настроении он или нет, скупой или щедрый…
  4. Размер чека – повседневный обед за 500 рублей или праздничный банкет на 100 персон.

Важно: в России в ресторанах принято оставлять в качестве чаевых 15% от общей суммы счета. Причем, это считается минимальной «чаевой ставкой». Все, что ниже ее, выглядит, как недовольство клиента обслуживанием и является «камнем в огород» официанта, в большинстве случаев, весьма болезненным.

Если клиент доволен обслуживанием, то официант вправе ждать от него более щедрого вознаграждения – 20%-30%.

В случае небольших компаний, например, из 4-6 человек, существует практика, когда каждый дает на чай по 100 рублей. Но! Это не выглядит скупостью только в том случае, если полученная сумма выше 15% от счета.

4 способа: как посчитать 15 процентов?

  • Способ математический

Не пугая расслабленного клиента ресторана математическими уравнениями, предлагаем упрощенный способ высчитывания 15%.

Округляем итоговую сумму счета, убирая из нее копейки и прочие мелкие «неудобства» для счета. Например, 1403 рубля превращаем в 1400.

Выясняем, сколько будет 10% от этой суммы – сдвигаем запятую влево на одну цифру. Так, 10% от 1400 будет 140 руб.

Высчитываем оставшиеся 5 процентов – делим 140 на 2, получаем 70 и прибавляем их к 140 (10%).

Таким нехитрым способом, получаем 210 рублей – 15% от 1400 – средний размер чаевых.

Если сумма кажется «несерьезной», а обслуживание вас более чем устроило, можно оставить хорошему официанту 20%. Для этого 10% удваиваются: 140 и 140, получается 280 рублей. Округляем до 300 и добавляем благодарную улыбку к счету. Будьте уверены, в ответ вы получите не менее благодарную улыбку довольного официанта.

  • Способ автоматический

Прежде, чем пускаться в математические расчеты, нужно проверить счет. Сегодня многие рестораны включают чаевые в итоговую сумму. Оплачивая такой счет, клиент автоматически вносит свою благодарную материальную лепту за обслуживание.

На заметку: такая практика используется и ресторанами при обслуживании крупных мероприятий и застолий с большим количеством участников. Это делается для устранения недоразумений при оплате счета, когда у клиентов нет единодушного мнения по поводу чаевых.

  • Способ электронный

Есть специальные приложения для смартфонов и веб-сайты, помогающие подсчитать процент чаевых. Чтобы ими воспользоваться в нужный момент, приложение нужно заранее скачать на телефон, а для захода на сайт подключить интернет.

Кроме того, все современные телефоны обладают функцией калькулятора, при помощи которого легко высчитывается любой процент от любой суммы.

  • Способ налоговый

Он действителен только в том случае, если в городе, где расположен ресторан, действует налог с продаж. Он составляет 5% и указан в счете. При его помощи легко высчитать 15% чаевых, умножив сумму налога на три.

Совет: при расчете чаевых, процент берется от чистой суммы — без скидок и бонусов. В противном случае, благодарность за обслуживание будет выглядеть как оскорбление.

Правила чаевых

Есть несколько негласных правил, касающихся подачи чаевых.

  • Если вы довольны проведенным вечером, оставьте чаевые не только официанту, но и другим сотрудникам заведения, которые окружали вас комфортом и гостеприимством.
  • Сомелье принято оставлять 15 % от стоимости бутылки заказанного вина.
  • Для чаевых действует принцип: лучше больше, чем меньше, хотя разумные нормы имеются. Минимум – 5%, максимум – 25%.
  • За занятое парковочное место на служебной стоянке супер-элитного ресторана (например, на время обеда) дают 100-200 рублей обслуживающему персоналу.
  • Чаевые не принято давать в руку и демонстративно. Для этого есть специальные папочки, коробочки, тарелочки, корзиночки.
  • Устная благодарность, положительный отзыв на сайте ресторана – прекрасный способ выразить заведению свою признательность за качественный сервис.

Традиции чаевых в разных странах

Путешествуя по миру, с чаевыми нужно держать ухо востро, иначе можно попасть в неловкую ситуацию. Желательно, заранее перед поездкой прозондировать почву местных традиций в сфере обслуживания. Есть страны, где чаевые запрещены, не приняты и выглядят как оскорбление. Есть страны, где, напротив, счет без чаевых выглядит как хамство. Как не угодить в ловушку чаевых – рассказывает 4Банкет .

  • Восток – дело тонкое

Япония – чаевые не приняты. Если иностранный гость японского ресторана этого не знает и оставляет, из лучших намерений, чаевые, официант, обнаруживший подобную благодарность, придет в ужас и побежит с деньгами догонять странного иностранца, чтобы вернуть ему его «благодарность». А хозяин заведения будет оскорблен, ибо оставленные чаевые – это упрек в его адрес, мало платящего своим работникам.

Читайте также  Музей-квартира набокова на б. морской в санкт-петербурге

Китай – аналогичная ситуация, с той разницей лишь, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены исключительно для иностранцев.

Тайланд – спокойно относятся к чаевым и местный официант будет рад 1 доллару в качестве вознаграждения.

ОАЭ – в Дубае, например, чаевые составляют 10%.

Египет, Тунис – чаевые включены в счет, но часто довольный клиент добавляет сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».

На заметку: в Египте, Турции, Тунисе и прочих курортных странах в отелях, работающих по системе «все включено», часто можно видеть баночки-боксы для чаевых в барах, кафе, ресторанах. Бросить туда монетку – добровольное дело каждого, ценящего доброжелательное к себе отношение и тяжелый труд людей сферы обслуживания.

  • Экономная Европа

В некоторых странах Европы вообще не приняты чаевые. А там, где они есть, составляют 5-10% от счета. Причем, чем севернее расположена европейская страна, тем меньше чаевые. В Финляндии и Норвегии, например, не принято оставлять чаевые.

Общее объяснение небольших чаевых в Европе – простое: официальные зарплаты европейских официантов выше, чем в странах Азии. И чаевые для них – приятные бонус, а не средство существования. Хотя на Францию это правило не распространяется. На родине кафе и ресторанов, гастрономии и кулинарии труд официанта в почете и отмечается 15-процентными чаевыми.

А в Германии пунктуальные немцы, любящие во всем ясность, обязательно прокомментируют свои чаевые – поблагодарят официанта за обслуживание в словесной форме, уточняя таким образом, что они довольны обслуживанием.

Также немцы, оставляя чаевые на столике, прикроют их салфеткой, а итальянцы и французы не будут заморачиваться подобной маскировкой.

Факт: самые большие чаевые оставляют в США – 15-20% . Но это – не признак национальной щедрости, а следствие мизерной зарплаты официантов, иногда и полного ее официального отсутствия.

Канада – 10-15% чаевых.

Чили – закон официально закрепил за чаевыми ставку в 10%.

Израиль – чаевые включены в счет.

Австралия – 10-15% чаевых.

Как барам и ресторанам предлагать клиентам дополнительные услуги, чтобы не получить штраф

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила оказания услуг общественного питания. Революционных изменений нет, но есть уточнения, которые немного поменяют работу общепита. Вот они:

🍜 Предлагая клиенту дополнительные услуги, например, чтобы аниматор в детской комнате поиграл с ребёнком, надо сразу говорить, платные они или нет;

🍷 Включать в чек сервисный сбор и чаевые можно только с согласия клиента.

Теперь обо всём подробно.

Что такое дополнительные услуги и как их правильно предлагать

Основная услуга в общепите — это приготовление еды и напитков, обслуживание клиентов и работа на доставку.

Дополнительные услуги — это всё, что не связано с питанием. Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке, услуги детских аниматоров или поздравления именинников. Это законно.

Предлагая клиенту дополнительную услугу, надо сразу предупредить, платная она или нет. А ещё — назвать цену и рассказать, что конкретно он получит за свои деньги. Это требования из п. 19 Правил оказания услуг общепита и ст. 10 Закона о правах потребителей.

Дальше клиент решает, заказывать дополнительную услугу или нет. Если клиента не спросили или не предупредили, что услуга платная, а потом в чеке появилась дополнительная позиция, он вправе не платить. А если всё же заплатил, то может потребовать деньги обратно. Это его права из ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

❌ Неправильно: официант принимает заказ у клиентов, через час в баре начинается платный концерт, плату за билет в 1000 ₽ клиентам включают в чек.

✅ Правильно: при оформлении заказа официант говорит клиентам, что через час в баре начнёт петь такая-то группа, билет стоит 1000 ₽, за пять минут до начала он соберёт со всех деньги, но до этого времени можно спокойно сидеть и пить кофе.

Сервисный сбор и чаевые: как нельзя делать

Обслуживание клиентов — это часть основной услуги общественного питания, а не отдельная услуга и не дополнительная. По ГОСТу 32692-2014 обслуживание бывает в разных формах — с помощью официантов, за стойкой, в формате шведского стола, курьерами при доставке заказов. Плата за любую форму обслуживания уже включена в цену каждого блюда и напитка из меню.

Включать в счёт доплаты, комиссии, сборы и чаевые за сервис нельзя — с 1 января 2021 года это прямо запрещено пунктом 19 Правил оказания услуг общепита.

Но тут есть исключение. Если клиенту предложили обслуживание как отдельную услугу, сказали стоимость, и он согласен, брать дополнительную плату можно. К примеру, таким образом к счёту добавляют стоимость доставки еды в отдаленные районы.

Чаевые для официантов клиент платит, если захочет. Роспотребнадзор считает, что в этом случае кафе обязано отразить их в чеке в качестве выручки.

Ещё с клиентов нельзя брать невозвратный депозит за столик и устанавливать минимальную сумму заказа. Это нарушает право потребителя на свободный выбор товаров и услуг. Получается, если клиент хочет выпить только чашку чая в субботу вечером один за большим столом, заставлять его заказывать минимум на 2000 ₽ незаконно. По этому поводу тоже есть мнение Роспотребнадзора.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Штраф за нарушение прав потребителя

За навязывание допуслуг и неожиданные строки в чеке Роспотребнадзор штрафует по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП грозит от 1000 ₽ до 2000 ₽, юрлицам — от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.

Нарушения находят по жалобам клиентов, а фиксируют часто с помощью контрольной закупки. Общепит за такое наказывали и раньше, но с 1 января юридически это станет делать значительно проще.

Вот пара реальных примеров.

Ресторану выписали штраф в 10 000 ₽ за включение в чек посетителей сервисного сбора в размере 5 % от суммы заказа. Проверяющие из Роспотребнадзора под видом клиентов просили обслужить их без официантов, у стойки. Но администратор объяснил, что так нельзя и сервисный сбор платят все — дело № А56-55170/2019.

Другой ресторан тоже оштрафовали на 10 000 ₽ за сервисный сбор в 10 % от суммы заказов, который брали за бронирование столика в пятницу на компанию от 6 человек — дело № А56-87950/2019.

Статья актуальна на 04.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Что за запрет на включение чаевых в счет вступит в силу в 2021 году?

С 1 января 2021 года начнут действовать обновленные «Правила оказания услуг общественного питания» Роспотребнадзора, в которых четко прописан запрет на включение чаевых в счет. Документ направлен на защиту прав посетителей кафе, ресторанов и других заведений общепита, он утвержден постановлением правительства РФ № 1515 от 21.09.2020.

О чем говорится в новых правилах?

В документе указано, что цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню. При этом в счет не могут быть добавлены любые платежи, не включенные в стоимость заказанных блюд и возмездных услуг по организации досуга. Речь идет о различных платежах, комиссиях, доплатах и чаевых.

«Такой подход должен исключить практику введения потребителей в заблуждение относительно реальных расходов при оказании указанных услуг (когда к стоимости блюд, указанных в меню, прибавляются всевозможные доплаты за обслуживание)», — поясняют в Роспотребнадзоре.

Как и прежде, заведения могут оказывать услуги по организации досуга или другие дополнительные услуги за плату. Но сотрудники общепита обязательно должны предварительно предложить посетителю приобрести эти дополнительные услуги, однозначно указав на их возмездный характер. Платные услуги могут быть выбраны и оплачены потребителем только добровольно. Посетитель имеет право отказаться от этих дополнительных услуг, а если они были оплачены, то потребовать вернуть уплаченную сумму. Это же касается и чаевых или так называемой «платы за обслуживание», включенных в счет автоматически.

Раньше рестораны могли включать чаевые в счет?

До принятия обновленных «Правил оказания услуг общественного питания» включение чаевых в счет тоже считалось незаконным, но это не было четко прописано в предыдущей версии документа. В пункте 24 правил в редакции от 4 октября 2012 года было лишь сказано, что наряду с оказанием услуг общественного питания общепит может предложить посетителю другие возмездные услуги. При этом заведение не может выполнять дополнительные услуги за плату без согласия потребителя.

Но даже исходя из этой формулировки юристы делали вывод, что обязательная плата за обслуживание для посетителей ресторанов незаконна. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) поясняло, что обслуживание столика не может считаться дополнительной услугой, потому что в услугу общественного питания в кафе и ресторанах уже входит доставка блюд к столам (за исключением закусочных с самообслуживанием). А согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей», обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других запрещено.

На сайте Роспотребнадзора также размещалась информация для граждан о том, что ресторан не может требовать уплаты чаевых. Федеральная служба отмечала, что чаевые представляют собой безвозмездную передачу денег посетителями официантам и отвечают признакам договора дарения, закрепленным в Гражданском кодексе РФ. Уплата чаевых является исключительно правом клиента, а не его обязанностью. Следовательно, включение дополнительной платы в счет за обслуживание клиента не соответствует природе чаевых.

Читайте также  Открытый каток «ледовый рай» в спб: режим работы, цены, описание

Что делать, если навязывают чаевые?

Таким образом, и до вступления в силу обновленных правил в 2021 году рестораны, кафе и подобные заведения общепита не имеют законных оснований включать плату за обслуживание в счет клиента. Посетитель вправе указать сотруднику ресторана на нарушение своих прав и отказаться оплачивать навязанную услугу. Если официант или администратор не согласится с доводом гостя, Роспотребнадзор рекомендует оплатить счет, а потом составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита и оставить запись в книге жалоб.

«Гость ничего не должен»: как к чаевым относятся в 2020-м и что их ждет после поправок

«Афиша Daily» пообщалась с официантом, управляющей, владельцами ресторанов и юристом и узнала, обязан ли гость оставлять чаевые, а официант — быть любезным, как делятся чаевые между сотрудниками и что изменилось с новым постановлением правительства.

Официант и бармен ресторанов «Траппист» и Smoke BBQ

Я работаю официантом и барменом два года — с открытия «Трапписта». До этого работал в другой сфере, но отношение к чаевым с тех пор не поменялось: оставлял и оставляю их по чувству справедливости, если официант сделал немного больше, чем просто принес еду.

Даже если еда и напиток вкусные, но официант принес их без интересной подачи, у меня не возникает ощущение, что я должен оставить чаевые. А вот дополнительное внимание всегда хочется вознаградить: официант может рассказать что‑то интересное о блюде — как его готовят, откуда ингредиенты, историю рецепта.

Если видно, что человек разбирается в продукте , это вызывает еще большее желание оставить чаевые, потому что ты точно узнаешь что‑то новое и интересное. (В это время официант принес брискет и севиче из бакинских томатов, рассказал о рецепте и технологии приготовления. — Прим. ред.) Видите, это уже не просто кусок мяса с маринованными огурцами и кинзой, а брискет по старинному техасскому рецепту с секретным ингредиентом (кинзой) и с огурцами, которые мы сами маринуем. Блюдо сразу становится особенным, и появляется желание вознаградить такую заботу.

Я не обижаюсь, когда мне не оставляют чаевые. Скорее, думаю, что где‑то недоработал. А если я уверен, что сделал все хорошо, но чаевые не получил, могу совсем капельку расстроиться и удивиться. Хотя в то же время понимаю, что человек мог быть без настроения или у него не оказалось лишних денег. Также я не жду определенную сумму, она может быть любой.

Но вообще, сейчас много сервисов E-Tips (сервис электронных чаевых. — Прим. ред.), где обслуживание можно вознаградить картой. Это удобно, потому что нет неловких ситуаций, когда официант думает, что ему оставили чаевые, а гость ждет сдачу. Поэтому лучше всегда говорить «Сдачи не надо» или «Это вам», но не слово «спасибо» с особой интонацией и проникновенным взглядом.

Например, у нас в Smoke BBQ в чеке есть QR-код, по которому легко можно оставить любую сумму. Эти деньги падают в общую копилку, и потом мы их делим между собой. То есть все работают на команду, от этого поднимается общий уровень обслуживания. С моей точки зрения, задача ресторатора — собрать под одной крышей таких людей, которые готовы в первую очередь делиться знаниями между собой, как‑то друг друга дополнять и затем делать посещение ресторана интереснее. Тогда и сам ресторан будет успешным, что хорошо и для гостей, и для персонала.

Менеджер Smoke BBQ

Думаю, гость никому ничего не должен — человек прежде всего приходит в ресторан отдыхать, он уже заплатил за еду и вернул потраченные на блюдо усилия. Чаевые — необязательный бонус. Как менеджер, я не имею дело с чаевыми — на управляющую команду общая копилка не делится. Но раньше работала официанткой и чаевые получала. Гостям, которые меня как управляющую хотят поблагодарить, но у них нет наличных, я обычно говорю: «Ребята, мы классно провели время, просто приходите к нам еще раз!»

Чаевые — это всегда большая часть заработка официанта. Говорить о возвышенных чувствах, моральном долге я не буду: конечно, ребята часто рассчитывают получить дополнительные деньги за свою работу, но это не цель. У меня всегда было много классных постоянных гостей, от которых я не ждала дополнительной платы, и я не высчитывала процент от чека, который мне должны вернуть в виде чаевых. Мне просто нравилось работать для этих людей и общаться с ними.

Не могу сказать, что такой подход разделяют все официанты Москвы. Есть множество заведений, в которых персонал сильно зацикливается на финансах.

Сейчас все больше мест, в которых «чай» равномерно делится на команду, даже на новичков. Умные боссы понимают, что это создает командный дух и повышает уровень профессионализма . Раньше в заведениях чаще всего был личный «чай» либо неравномерное деление: бармен за индивидуальной стойкой мог получить 30% чаевых от заказов в свою смену, просто потому, что работал один, а коллеги за общей стойкой — 10%. От этого появлялась конкуренция внутри команды, что не очень хорошо.

Совладелица Tilda Food & Bar

Я положительно отношусь к чаевым и хотела бы видеть больше гостей с таким же мнением. Может быть, потому что я сама долгое время проработала официанткой и понимаю, что это нелегкий эмоциональный и физический труд, который требует дополнительной награды.

Думаю, чаевые — это личная история: гость оставляет деньги именно официанту за внимание, заботу, хороший вечер. Ресторан и ресторатор не должны вмешиваться и включать в чек сбор за обслуживание, ведь гость уже оплатил работу кухни и сервиса в счете. Честно признаться, еще ни разу не встречала чек, в который были бы включены чаевые. Не думаю, что недавнее постановление правительства как‑то скажется на индустрии. Гости добровольно платят официантам и продолжат это делать. Благо сейчас много систем электронных чаевых, которые предлагают оставить их без включения в счет.

Food, Bar & Vibes

(@tilda.moscow) 24 Сен 2020 в 1:53 PDT

У нас в Tilda общий «чай», который делится потом на всех — барменов, мойщиц, менеджеров. С банкетов, фуршетов и больших мероприятий еще отдаем процент на кухню. Там ребята складывают все в копилку и потом дружно тратят эти деньги на что‑то приятное для всей команды.

Основатель Российского ресторанного фестиваля, создатель телеграм-канала «СысоевFM» и проекта «Привилегии»

Я прекрасно отношусь к чаевым и стараюсь оставлять их почти всегда. Обычно оставляю 15%, а если забываю, то в следующий раз делаю это обязательно с учетом счета, когда не оставил. Думаю, новость о том, что правительство запретило включать чаевые в счет, восприняли слишком буквально.

Я не встречал ни разу, чтобы в нашей стране навязывали чаевые: это всегда было на усмотрение гостя. Редкое исключение — дополнительные 10%, если компания больше шести человек, такое встречалось. Но мне кажется, это логично — работать с большой компанией действительно не так легко. К тому же рынок электронных чаевых довольно быстро развивается: многие из игроков пока стараются снижать процент на вывод денег на счет официанта. Но абсолютно новых решений в этой сфере пока нет. Я вложился в один из таких сервисов, недавно доработали ряд технических деталей, уже встали в две известные ресторанные группы.

Менеджмент должен создать комфортную атмосферу для сотрудников: так вся команда будет работать с удовольствием, даря гостям отличное настроение, повышая и выручку и собственный заработок.

Что изменится после поправок правительства?

Кандидат юридических наук, управляющий партнер «Юстерс»

Чаевые официанту всегда были и будут вполне законным явлением, правовой природой которого является договор дарения, который вступает в силу в момент передачи денег гостем официанту. Грядущие правовые изменения никак не затрагивают легитимность чаевых.

Так что чаевые — это законно, а вот включенный в счет сбор за обслуживание — нет. В соответствии со статьей 16 закона РФ «О защите прав потребителей», запрещено обуславливать приобретение одних товаров и услуг с обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также нельзя оказывать дополнительные услуги за плату без согласия потребителя. Поскольку услугу «Обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков, некоторые рестораторы фактически навязывают эту услугу с другими услугами, что незаконно.

Поэтому официант может класть чаевые себе в карман и спать спокойно . Чаевые освобождены от налогообложения и какой‑либо отчетности не подлежат в силу пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Такой правовой позиции придерживается и Минфин.

Однако, если чаевые переводить на карту, то, возможно, официанту придется доказывать фискальным органам, что эти деньги являются чаевыми, а не вознаграждением по какой‑либо возмездной сделке, подлежащей НДФЛ. Поэтому, отправляя деньги на карту, нужно обязательно написать слово «чаевые» в назначении платежа, чтобы у официанта было меньше проблем. Но лучше всегда давать их наличными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: