Первый частный трамвай чижик в спб: схема движения - JEKATERINBURG.RU

Первый частный трамвай чижик в спб: схема движения

Первый частный трамвай чижик в спб: схема движения

Сегодня в Санкт-Петербурге началась пассажирская эксплуатация первой линии «Частного Трамвая»!
Частным называть этот трамвай не особо корректно, но проще, чем официально. Официально такой трамвай строится в рамках государственно-частного партнерства. Работы ведет ООО «Транспортная концессионная компания».
Первая линия «частного» трамвая, которую сегодня открыли, пролегает от Ладожского вокзала по проспектам Косыгина и Наставников до к/ст. «Хасанская улица».
На втором этапе трамваи пустят по проспекту Наставников до Ириновского пр. А на третьем этапе будет модернизирована линия по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе до Ржевки.

01. Трамвайный вагон нового оператора

Почему вдруг понадобилось отдать трамвай «частнику» — однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, как я понимаю, Петербург — настолько нищий (или весьма коррумпированный) город, что проще инфраструктурный проект спихнуть в большей степени на негосударственное лицо.
Хорошо это или плохо? С одной стороны у «Частника» имеются определенные требования к городу по минимальному пассажиропотоку, отмене параллельных маршрутов транспорта итп. С другой стороны, частник все делает «под себя», причем достаточно качественно, по более высоким стандартам, чем на существующей стандартной сети Петербурга. «Частным» трамваем управляют достаточно компетентные люди в отличии от во многом прогнивших кадров предприятия Спб ГУП «Горэлектротранс», у которого стимул к качественной работе для пассажиров, а не для себя или галочки, практически отсутствует.

02. Временная конечная остановка у Ладожского вокзала

Модернизация первого участка трамвайной сети Ржевки — Пороховых началась осенью 2016 г. с закрытием участка пр. Наставников от пр. Косыгина до Хасанской улицы, продолжилась в начале июня 2017 г. с закрытием движения по пр. Косыгина к метро «Ладожская».
По первоначальным срокам движение «Частного» трамвая должны были открыть в сентябре 2017 г, но не сложилось. Проект осуществлялся не благодаря, а вопреки. Вопреки правительству Петербурга, которое поздно выделяли земельные участки в пользу нового собственника. Вопреки «Горэлектротрансу», который чаще всего без повода вставлял палки в колеса своего будущего конкурента в технических регламентах. Были и другие причины — банкротство одного из подрядчиков, ликвидация банка со счетами компании.
Но ровно в 7 утра 7-го марта 2018 г. первый вагон с пассажирами выехал с к/ст. «Хасанская улица» и отправился в первый рейс с пассажирами в сторону Ладожского вокзала!

03. Пока открыт лишь маршрут №8. В будущем к нему добавятся еще два — до Ржевки и до Большой Пороховской улицы.

Открывали движение «Частного Трамвая» в авральном режиме. Вагоны, можно сказать, ездят по стройке. Не работают еще системы автоматики и блокировки, системы приоритетного проезда перекрестка и т.п.

04. На линии эксплуатируются двусторонние вагоны, поэтому конечная у «Ладожской» — тупикового типа с двумя съездами. Временно для оборота вагонов используется лишь один путь.

05. Чуть позже трамваи подъедут на 100 метров ближе к Ладожскому вокзалу и метро

06. Вот на этом самом месте к лету будет располагаться уже постоянная конечная станция «частного» трамвая. Здесь будет построен крытый павильон с турникетами. Зачем здесь турникеты? Ладожская — это конечная и остановка с наибольшим пассажиропотоком, а кондукторов на сети «частного» трамвая нет. Поэтому на остановке с самой массовой посадкой логично проверять оплату проезда. На месте старых остановок «под вокзалом» будет остановка трамваев ГЭТа, которые последуют в сторону Малой Охты по новой линии, которая сейчас строится, но вряд ли сможет похвастаться каким-либо серьезным пассажиропотоком.

07. Первый линейный рейс «Чижика» прибывает к Ладожской. На часах 07:14

08. Чуть ближе. За несколько минут до начала первого рейса закончила работу ранне-утренняя комиссия по приему линии в эксплуатацию.

09. Временная остановка у Ладожской. Справа высадка, слева посадка.

10. Вагоновожатый в это время успешно меняет кабину управления

11. И вагон отправляется в обратный путь к Хасанской улице. Салон «Чижика»

12. На линии работают вагоны Stadler B85600M. Это Швейцарские вагоны Белорусской сборки. Двусторонние трехсекционные трамваи длиной 33,45 м, вместимостью до 370 пассажиров. Сиденья по схеме 2+2.

13. Несмотря на не самое лучшее качество путей в районе Ладожского вокзала (их окончательная подбивка и рихтовка состоится при наступлении теплых погодных условий), вагоны едут очень тихо, мягко, комфортно. Ни один российский производитель трамваев такого качества добиться не может.

14. Первый рейс с пассажирами, который выполнил вагон 008, завершается. На часах 07:30

15. Но, не смотря на качество, Швейцарские вагоны тоже еще до конца не налажены. В первый час работы на линии сломались аж два вагона — 009 и 004.

16. А вагон 008 в середине рабочего дня был обстрелян из пневматики с порчей нескольких стекол. Красивый, комфортный вагон, но кому-то он уже мешает. То ли весеннее обострение, то ли конкуренты — другие транспортные перевозчики.

17. Но, как бы то не было, «Чижик» взлетел и начал свой путь. На абсолютно новом и качественном для Петербурга уровне!

18. Спустя час после открытия движения вагоны в сторону метро уже ехали практически битком.

19. Ну а по причине задержек с запуском «Частного» трамвая городское правительство настояло на бесплатном проезде в «Чижике» до конца марта 2018 г, как компенсация пассажирам.

Желаю успешного полета этому трамваю и этой компании! Теперь у трамвайного монополиста в городе появился конкурент и возможно будет проводить их сравнение.
Также поздравляю всех лиц, причастных к осуществлению этого проекта!

Трамвай «Чижик», ООО ТКК, Санкт-Петербург — отзыв

Чижик, где ты был? Первый частный трамвай в России. Городской транспорт будущего или очередной убыточный проект?

Сегодняшний отзыв я снова хочу посвятить непривычной для себя теме. Почему «снова»? Потому что летом прошлого года уже рассказывала о Санкт-Петербургском троллейбусе — современном и экологичном транспорте, у которого в нашем городе самые хорошие перспективы.

Теперь пришло время трамвая, но не совсем обычного. Речь пойдет о Чижике: что это такое и с чем его едят — об этом я и расскажу в отзыве. Присоединяйтесь!

Электрический транспорт — это лучшее решение для большого города. В первую очередь благодаря отсутствию выхлопов: троллейбусы и трамваи намного экологичнее автобусов, и даже экологичнее электробусов, которые используют зимой дизельные печки для отопления салона. Второе — это пассажироемкость. За счет сцепления нескольких вагонов трамвай способен перевозить

что делает его самым эффективным наземным городским транспортом.

Ну и третье — это магистральность. Трамвай способен соединять районы города между собой не хуже метро. Метрополитен — дорогое удовольствие, и далеко не всегда оправданный вид транспорта. По мнению урбанистов, в городах до 1,5 млн человек правильнее развивать именно наземный электротранспорт. В некоторых городах, например, в Кривом Роге, трамвай играет роль местного метро, соединяя отдаленные районы.

Многие ругают трамваи за то, что они медленные, шумные, дребезжащие, и за то, что они якобы мешают другим участникам дорожного движения (автомобилям, нерельсовому общественному транспорту и пр.). Но все эти минусы не имеют ничего общего с современной реальностью.

Трамвай медленно едет? Значит, надо отремонтировать пути и контактную сеть.

Дребезжит, трясется? Может, пришло время заменить состав на новый?

Трамвай мешает автомобилям? Значит, надо проектировать улицы так, чтобы всем нашлось место. Для трамвая сделать выделенную линию, настроить светофоры, на узких улицах отдать приоритет пешеходам и рельсовому транспорту и пр.

Все это прекрасно реализуется не только в Европе, но и у нас в стране. Один из таких примеров — Чижик в Санкт-Петербурге.

Я выросла в одном из спальных районов Петербурга — у него красивое название Ржевка-Пороховые, но, по сути, ничего интересного здесь нет. Главным недостатком этого спальника всегда была транспортная доступность: ближайшая станция метро расположена не в пешеходной доступности, добираться до нее необходимо на общественном транспорте. Пробки на подъезде к Ладожской были круглосуточные, и невозможно подсчитать то время, которые мы безвозвратно потеряли, стоя в них.

Читайте также  Пригороды санкт-петербурга. лучшие достопримечательности

Единственным способом добраться до метро относительно быстро был трамвай (маршруты 8, 64, 10, 59), который как бы обгонял пробку на Косыгина-Заневском по выделенной линии и в итоге приезжал на Ладожскую быстрее автобуса. Проблема в том, что трамвайные пути в районе были (вплоть до начала десятых) в ужасном состоянии, а сами трамваи представляли собой старые громыхающие вагоны, которые, к тому же, под завязку набивались пассажирами в час пик. Нередко они ломались и вставали на линии, что было обусловлено высокой нагрузкой при отсутствии должного уровня обслуживания рельсов и контактной сети. В школьные годы я просто ненавидела трамваи: мне казалось, что это самый ужасный и неудобный транспорт в городе, хотя его преимущество перед стоящими в вечных пробках автобусах и маршрутках было очевидно.

И вот, тот день настал. День, когда было объявлено, что трамвайная линия «ж/д станция Ржевка — станция метро Ладожская» закрывается на реконструкцию. Разумеется, новость была встречена радостью и улыбками лютым негодованием со стороны жителей моего родного района, которые, по сути, на неопределенный срок остались без единственной возможности быстро добраться до метро. Что пережили жители отдаленного микрорайона Ржевка — боюсь даже предположить, для них трамвай вообще был единственным способом связи с «цивилизацией», и тут вдруг его не стало. В некотором роде выходом стала станция метро Проспект Большевиков, но она расположена в соседнем районе, так и без жителей Ржевки-Пороховых огромный пассажиропоток, и до нее тоже нужно еще добраться. В общем, на период реконструкции трамвайных путей (2016-2018 гг.) в районе творился мрак и ужас.

Городские власти, кстати, тогда подлили масла в огонь, заявив, что Горэлектротранс отказывается от эксплуатации Ржевско-Ладожской линии, и ведутся переговоры о создании первого в России частного трамвая. Все это было воспринято весьма скептически, и я прекрасно понимаю жителей: лучше убитые громыхающие вагоны, чем непонятная перспектива трамвая, который принадлежит не городу, а какой-то коммерческой структуре. В таких случаях всегда есть опасения: а вдруг проект станет неудачным, непопулярным и убыточным?

Но, к счастью, все опасения оказались лишними. Линию успешно реконструировали, и с 2018-го года по ней регулярно ходят трамваи. И это действительно не СПбГУП Горэлектротранс, а частная компания ООО ТКК.

Результат реконструкции — отделенная от проезжей части забором выделенная линия, позволяющая трамваям двигаться с высокой скоростью:

Что такое концессия и как она реализуется в сфере городского транспорта?

Мы привыкли, что электротранспорт в наших городах — это ГУПы или МУПы (унитарные предприятия), принадлежащие местным властям. Санкт-Петербург — отдельный субъект федерации, и у нас за транспорт отвечают именно региональные власти.

Трамвайное и троллейбусное хозяйство города находятся в ведении СПбГУП Горэлектротранс (СПбГУП ГЭТ). С недавнего времени функционирует также частный трамвай, который управляется ООО Транспортно-концессионная компания (ООО ТКК).

Что такое концессия? По сути, это один из способов ведения экономической деятельности. Он основан на государственно-частном партнерстве:

Концессия — форма государственно-частного партнерства, в рамках которого заключается концессионное соглашение между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером), в рамках которого концессионер осуществляет финансирование, проектирование, строительство, а также эксплуатацию объекта концессионного соглашения в течение установленного срока. При этом объект концессионного соглашения принадлежит государству и передается на период действия договора в эксплуатацию.

Если кратко: есть собственность города (земля под трамвайную линию, кольцо, депо и пр.), есть частная компания, которая инвестирует в содержание этого имущества и обеспечивает (на условиях города) оказание услуг по перевозке пассажиров.

ООО ТКК аффилирована с главным застройщиком Северо-запада — ЛСР, поэтому планируется, что частный трамвай рано или поздно доберется до Новой Охты, района, который является одним из крупнейших проектов ЛСР.

Подвижной состав трамвая Чижик.

Чижик — это трамвай мирового уровня. Если вы посмотрите на фотографии трамваев Берлина, Иерусалима, Стамбула и других крупных городов, то увидите, что у них с Чижиком очень много общего:

1) Выделенная линия;

3) Сочлененная конфигурация;

5) Современный дизайн.

В рамках проекта закуплено 23 высокотехнологичных трамвая «Чижик». На сегодняшний день трамвайный вагон «Чижик» (Stadler В85600М) является самым длинным в мире трехсекционным трамвайным вагоном.

Уникальный дизайн и компоновка трамвая «Чижик» разрабатывались индивидуально, под требования технического задания в рамках концессионного проекта создания и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

В комплекс его отличительных характеристик входят нестандартная длина — 33,45 метра, просторный салон, наличие двух кабин управления.

Вагоны имеют пять двустворчатых дверей и полностью пониженный пол, что обеспечивает легкость посадки и выхода, а также доступность этого вида транспорта для маломобильных групп пассажиров.

Дизайн у Чижика действительно уникальный и узнаваемый. Зелено-черные цвета, современные очертания — на мой взгляд, трамвай выглядит очень интересно:

И даже морда у него дружелюбная:

Маршрутная сеть.

ООО ТКК были переданы три маршрута Горэлектротранса (8, 59, 64), плюс, компания создала еще один маршрут (63), который заканчивается в новом трамвайном депо на улице Потапова.

Я на данный момент пользовалась только маршрутом №64. Он, кстати, считается одним из самых загруженных в городе (входит в десятку, по итогам 2020-го года).

Итак, коротко о маршрутах трамвая Чижик.

№ 8: от станции метро Ладожская по пр. Косыгина и Наставников до Хасанской улицы.

№ 59: от станции метро Ладожская по пр, Косыгина и Наставников, далее по улице Потапова до трамвайного депо Чижик.

№ 63: от станции метро Ладожская по пр. Косыгина и Наставников, далее по Ириновскому пр. до ул. Передовиков. Далее можно осуществить пересадку на трамвай №10 СПбГУП ГЭТ.

№ 64: от станции метро Ладожская по пр. Косыгина и Наставников, далее по Ириновскому пр. и Рябовскому шоссе до ж/д станции Ржевка.

Трамвай внутри. Стоимость проезда.

Театр начинается с вешалки, а любой общественный транспорт начинается с остановки. Остановки у Чижика выглядят просто, но они отличаются от обычных трамвайных: более монументальные, более качественно построенные, с хорошей подсветкой. Но главное — они снабжены электронным табло, которое дает информацию, сколько минут осталось до прибытия следующего трамвая.

Вход в трамвай осуществляется через одну из многочисленных дверей, которые, кстати, открываются не в автоматическом режиме, а после нажатия на кнопку (как в Европе, кстати).

Трамвай низкопольный, в него можно заходить с детской коляской, также, он удобен и для маломобильных групп населения.

Поскольку Чижик — это многосекционный трамвай, места внутри более чем достаточно, в том числе, для тех же колясок. Сидячих мест много, салон просторный и более удобно проектирован, чем у трамваев российского производства.

Сиденья, в основном, сдвоенные, удобные, с красивой обивкой:

Яркий и скоростной: осенью в Петербурге запустят частный трамвай «Чижик»

Вопреки протестам парламентской оппозиции в Петербурге все-таки будет реализован проект первого частного трамвая в городе. В Красногвардейском районе появится современная трамвайная линия, по которой будут курсировать новые салатовые составы из Белоруссии. Проект носит бодрое название «Чижик». Пустить движение на первом участке – от Хасанской улицы до Ладожского вокзала – могут уже этой осенью.

«Ввод в эксплуатацию 1 очереди запланирован на осень 2017 года. 1 очередь – маршрут №8 от Ладожского вокзала до Хасанской улицы. 2 очередь – в дополнение к маршруту №8 будет пущен маршрут №64, от Ладожского вокзала до временного съезда на проспекте Наставников перед Ириновским проспектом. Отстой подвижного состава будет осуществлять на разворотном-отстойном кольце Хасанской улицы», — информируют в ТКК.

На схеме: первый этап строительства отмечен оранжевой линией, второй этап — зеленой линией

Современные составы доставят в город на Неве из Белоруссии, сейчас они проходят обкатку. Это трехсекционные трамваи с единым пространством. Вагоны, по инициативе петербургского заказчика, выкрашены в яркий салатовый цвет. Вместимость салона – 370 человек. Вагоны для Петербурга непривычные – с двумя кабинами управления и симметрично расположенными дверями по обоим бортам. Составы оснащены обогревателями и кондиционерами, а также бесплатным вайфаем. Внутри каждого вагона установлены информационные табло и аудио информаторы, сообщающие о маршруте движения и следующих остановках. Из соображений безопасности вагоны снабдят видеокамерами.

Читайте также  Panorama 360 – апартаменты около метро балтийская, от 4700 р.

Новые трамваи пойдут по новым рельсам, уложенным на специально выделенном участке дороге – чтобы машины не мешали движению электрического транспорта. Более того, проект предусматривает организацию системы, благодаря которой трамвай сможет двигаться в так называемом «зеленом коридоре» — получая приоритет при проезде перекрестков. Трамвайные остановки для «Чижика» тоже будут современными – с информацией о времени прибытия состава, видеонаблюдением и кнопкой экстренной связи.

Самое важное – условное название «частный трамвай» не означает, что за проезд на «Чижике» придется платить отдельно, как за маршрутку.

«Система оплаты в трамваях будет полностью интегрирована с общегородской системой, будут действовать все виды документов, дающие право льготного проезда. Стоимость проезда будет осуществляться по тарифам городского общественного транспорта, — сообщают в ТКК. — Предполагается также оплата банковскими картами, за наличный расчет и бесконтактными системами PayPal, ApplePay, AndroidPay и др. На период начала эксплуатации для удобства пассажиров возможна работа контролеров-кондукторов, способных оказать помощь».

Реализует проект «Транспортная концессионная компания» на основании концессионного соглашения с городом. Срок концессии – 30 лет, после чего проект перейдет в ведение города. Свой интерес к проекту модернизации трамвайных сетей в компании объяснили большими перспективами этого вида транспорта для мегаполиса.

«Развитие трамвайного сообщения в городской среде – мировая тенденция. Трамвай сегодня признан наиболее перспективным видом городского транспорта. Его преимущества: высокая скорость сообщения, благодаря выделенным участкам, экологичность, большая степень надежности и комфортабельности, стоимость строительства и эксплуатации значительно ниже относительно метрополитена. Провозная способность уступает лишь электричкам и метрополитену и автомобилисты с большей готовностью пересаживаются на такой вид общегородского транспорта», — сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе «Транспортной концессионной компании».

В ТКК рассчитывают, что трамвай принесет прибыль, оппозиционные депутаты уверены, что договор – способ тянуть деньги из бюджета, как это происходит с Западным скоростным диаметром. Чьи расчеты и утверждения окажутся верными, покажет время.

Для справки:

В рамках соглашения с городом инвестор берет на себя обязанность модернизации свыше 14 км трамвайных путей в Красногвардейском районе. Сюда включена замена рельс, закупка подвижного состава с улучшенными характеристиками и обновление контактной сети. Также на плечи ТКК ложится обслуживание трамвайной линии. Изначально именно Красногвардейский район был выбран в качестве пилотного для запуска проекта частного трамвая из-за высокой плотности населения и большого пассажиропотока по утрам — порядка 10 тысяч человек в час.

Вот так «Чижик»!

В нем с трудом признается трамвай. Ну в самом деле: если встать у кабины этого изящного и, кажется, бесконечного вагона-поезда, обнаруживаешь, что его «хвост» поблескивает где-то в далекой дали. Впрочем, там и не «хвост» вовсе, а еще одна «голова». Инновационный трехсоставный трамвай «Чижик», экспонирующийся 18 — 20 октября на третьем Петербургском форуме SMART TRANSPORT, имеет длину 33,45 м, две кабины и двери по обеим сторонам, что позволяет эксплуатировать его на линиях без разворотных колец. Скоро «Чижик» полетит по рельсам Петербурга — в ноябре в тестовом режиме, а к концу года — по-настоящему, с пассажирами.

ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

Шесть таких трамваев, изготовленных белорусским машиностроительным предприятием «Штадлер Минск» («дочкой» транснациональной STADLER), заработают на маршруте № 8, когда завершится первый этап проекта по реконструкции и эксплуатации трамвайных путей в Красногвардейском районе. Это первый в России концессионный проект в сфере общественного транспорта, реализуемый правительством Петербурга совместно с «Транспортной концессионной компанией» (ТКК, консорциум «Группы ЛСР» и УК «Лидер»). Он предусматривает сооружение современных трамвайных путей протяженностью 38 км (маршрутов — 14,5 км), модернизацию девяти перекрестков и строительство одного трамвайного депо. Всего по «концессионным» маршрутам будут бегать 23 «Чижика», перевозя по 90 тысяч пассажиров в сутки и 33,2 млн человек в год.

Сегодня это самый длинный трамвай на территории стран ЕврАзЭС. Он вмещает 376 пассажиров, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности. Здесь применены бесшумные технологии, есть система защиты от столкновения, видеонаблюдение, тревожные кнопки, низкий пол и площадки для детских колясок и инвалидных кресел, плюс кондиционеры, информационные табло и автоинформаторы, бесплатный Wi-Fi. Есть система подсчета входящих-выходящих пассажиров и возможности для разнообразных форм оплаты проезда (кроме, правда, самого традиционного — место для кондуктора здесь в принципе не предусмотрено). Поскольку у «тройного» вагона с полной загрузкой будет огромный вес, его сделали полноприводным, мощным и разгонистым. Поворотные тележки с двухступенчатым подрессориванием обеспечивают тихую и комфортную езду. В общем, «Чижик» в сравнении с привычным нам городским трамваем — это примерно как «Феррари» рядом с «Москвичом».

Пять двустворчатых дверей и низкий пол (люди будут очень быстро входить и выходить) в сочетании с вместительностью и движением по «выделенке» в режиме «зеленого коридора», по сути, превратит красногвардейский трамвай в некий вариант легкого наземного метро. Благодаря службе контроля и автоматизированному расчету скорости средняя эксплуатационная скорость движения трамваев по всем будущим «концессионным» маршрутам составит 23 — 24 км в час (средняя трамвайная по городу — 13 — 14 км/ч, метро — около 40 км/ч).

— Если быть точным, скоростным можно назвать трамвай со средней эксплуатационной скоростью от 25 км/ч, у нас она все же ниже, — замечает директор по эксплуатации ТКК Николай Петров. — Но у скоростного трамвая увеличены расстояния между остановками. В нашем же проекте почти все остановки сохранились на прежних местах. Только некоторые будут перенесены за ближайший перекресток, чтобы лучше вписать движение трамваев в систему автоматизации приоритетного проезда.

Зато «Чижик» потребует просторного «насеста». По правилам, остановка должна быть на пять метров длиннее используемого подвижного состава. Для безбарьерного входа в трехсоставный низкопольный трамвай платформы будут приподняты и увеличены до 50 метров с учетом пандусов, необходимых маломобильным пассажирам. На 42 остановках появятся «умные» павильоны-навесы с освещением, сиденьями, схемой маршрутов, электронными табло, информирующими о времени прибытия ближайшего трамвая и маршруте его следования, с системой для слабовидящих «Говорящий город», видеонаблюдением, кнопкой экстренной связи и мониторами с информацией МЧС.

— Мы ориентируемся на самые строгие европейские протоколы в технологии взимания платы, подсчета пассажиропотоков, безопасности перевозки — и такие протоколы значительно превышают российские нормативы, — говорит представитель инвестора руководитель департамента развития ООО «ЛСР-Строй» Олег Лобзев. — В этом трамвае нет каких-то особенных инноваций — это просто отличная современная машина. У нас создается новая инфраструктура трамвайной линии (пути, контактная сеть, система управления движением), естественно, что в данном комплексе будет работать и новый подвижной состав.

При этом стоимость одного трехсоставного «штадлеровского» трамвая ровно такая же, что и у трех обычных новых вагонов аналогичной вместимости, утверждает Лобзев.

Почему же это суперсовременное чудо назвали так несерьезно — «Чижиком»? Как объяснили в компании-концессионере, чтобы продолжить уже сложившуюся традицию именовать новые виды скоростного рельсового транспорта птичьими именами. Есть же «Сапсан», «Ласточка», «Стриж». Но поскольку трехсекционный пятидверный трамвай все же помельче своих железнодорожных «собратьев», а также не столь силен и стремителен, то и назвали его ласково, по-домашнему — «Чижиком». Для большей схожести с птичкой, перья которой отливают зеленым, вагоны выкрасили в светло-зеленый цвет. По задумке концессионера, он должен добавить жизнерадостности унылым в целом и одноцветным «спальникам» Красногвардейского района.

КСТАТИ

Как обещают в ТКК, первый этап инвестпроекта будет завершен уже к концу этого года. Трамваи побегут от Ладожского вокзала по проспектам Косыгина, Наставников и Хасанской улице до разворотного кольца с 5 — 6-минутными интервалами в часы пик. На втором этапе, еще через полгода, заработает участок по проспекту Наставников до Ириновского. Третья очередь — ввод в эксплуатацию всего объекта вместе с линией по Ириновскому проспекту, Рябовскому шоссе и ул. Потапова, а также нового трамвайного депо на части территории недостроенного трамвайного парка № 11 — будет завершена до конца 2018 года.

Читайте также  Гостиница идиллия санкт-петербург – недорогой отель в центре спб

Вагончик тронется

Стоит напомнить, что история петербургского трамвая начинается со второй половины XIX века и именно в Северной столице в 1880 году прошли первые испытания электрического вагона. На начало 1917 года в Петрограде уже было 29 трамвайных, девять коночных маршрутов и один маршрут парового тягача. Этот вид транспорта работал и во время блокады, а к концу восьмидесятых годов протяженность путей составляла около 600 километров, работало 67 маршрутов.

Трамвайная сеть была такой большой, что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Это был результат последовательного развития — все послевоенное время протяженность трамвайных трасс росла значительными темпами: в пятидесятые было построено 70 километров путей, в шестидесятые — 82, в семидесятые — 140. В 1993 году в городе все еще было 67 маршрутов протяженностью 594,8 километра и порядка двух тысяч вагонов. Значительное сокращение сети началось в девяностые годы, а к началу нулевых число маршрутов уменьшилось до 50.

В последующие годы в городе не могли определиться, нужен трамвай или нет. Отчасти это произошло потому, что изменилась и направленность пассажирских потоков, которая перестала «совпадать» с трамвайными путями, утверждает Михаил Якимов, профессор МАДИ.

Теперь к идее развития дешевой альтернативы метро, в виде самого экологически чистого транспорта, который курсирует по выделенным линиям и редко стоит в пробках, «внезапно» вернулись.

За три года в город прибудет 255 новых вагонов трамваев, 55 километров старых рельсов заменят на бесшумные. Кроме того, планируется запустить 83 стилизованных под ретро современных трамвайных составов в центре города. Два трамвайных парка — во Фрунзенском и Петроградском районах города — ждут реконструкции, модернизируют 302 километра кабельно-контактных сетей. Кроме того, в городе появятся 422 новые тяговые подстанции и несколько обособленных путей. Также планируется запустить 15 скоростных маршрутов — как в центре, так и на окраинах города.

Помимо прочего, напоминают эксперты, требуется обновить порядка 500 вагонов (согласно статистике, износ парка составляет 70 процентов) и не менее 170 километров путей.

«Новые трамваи на существующей энергосистеме не поедут, она не предназначена под сегодняшние мощности, под сегодняшний комфорт. По старым рельсам гонять новые трамваи — это кощунство», заявили в Смольном, уточнив, что реализация планов будет идти поэтапно.

Вполне возможно, что к реализации намеченных планов может подключиться и бизнес. С января 2013 года развитием частного трамвая «Чижик» в городе занимается ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК).В мае 2016 года Смольный заключил соглашение с ТКК о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе протяженностью 14 километров, которая была запущена через два года.

Проект «Чижик» в Санкт-Петербурге является положительным примером реконструкции и эксплуатации частной трамвайной сети, поясняет Евгений Афанасьев, эксперт группы компаний SRG. В рамках проекта трамвайные пути были полностью заменены на новые, выполненные по современной бесшумной технологии, были закуплены новые низкопольные трамваи, создана инфраструктура для автоматизированной системы управления, комфортабельные остановки. В качестве примера эффективности трамвая «Чижик» можно привести его вместительность. Он может провозить до 370 человек за раз, это в 1,9 раза больше, чем сочлененный автобус-гармошка, или почти в 3,9 раза больше, чем провозит обычный автобус.

Такое решение, как «Чижик», было бы оптимально для всех новых районов города, где нет метро, уверены эксперты, Это Сертолово, Осиновая Роща, Парнас, Бугры, Мурино, Кудрово.

Андрей Горев, профессор кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета:

— На всех направлениях, которые нуждаются в улучшении транспортного обслуживания, трамвай может заменить метро. У нас уникальная трамвайная система, которая изначально строилась как интегрированная. Скажем, к стадиону имени Кирова (вместимостью 100 тысяч человек) на трамвае можно было доехать с любого конца города. То есть были межрайонные трамвайные связи. Потом решили, что трамвайные линии нужно убрать из центра города, что они мешают автомобилям. Пути демонтировали, и трамвайная система оказалась дезинтегрированной. При этом трамвай достаточно дешев в эксплуатации по сравнению, например, с автобусом. Поэтому целый ряд трамвайных маршрутов — прибыльные.

Вы возразите: все это прекрасно, но трамвай часто стоит в заторах и проще пересесть на метро. Действительно, почему же трамвай не решает проблемы, которые мог бы решать?

Главная проблема: трамвайная система не выделена из автомобильного движения.

Во всех европейских городах давно поняли, что общественному транспорту надо выделять свое пространство. У нас, в Петербурге, кстати, еще девять лет назад была принята стратегия развития транспорта, и там четко прописано, что «общественный транспорт должен получить свою изолированную территорию». Это европейский прогрессивный подход. Да только у нас реализовывать его не спешат. Так что увеличить скорость трамвая — реально абсолютно. Вот частный «Чижик» тому пример. Средняя скорость трамвая в городе — 12-14 километров в час, у «Чижика» — 22, на десять километров больше.

Сейчас у нас трамваям N 60 и 100 стараются поднять скорость. Что нужно для увеличения скорости в имеющихся условиях, то есть ничего дополнительно не строя и не прокладывая? Наладить светофоры, поставить датчики: чтобы реагировали на приближение трамвая и включали зеленый свет. Это бы обеспечило на треть сокращение расходов. Трамваи бы не стояли в заторах, а двигались по расписанию. И количество трамваев можно было бы уменьшить.

«Чижик», например, перевозит вдвое больше пассажиров, чем обычные трамваи. Меньше трамваев, меньше водителей, вагонов, которые нужно обслуживать, меньше электроэнергии. Так что не нужно космических технологий: внедрите вышеперечисленное — и получим колоссальный прорыв в развитии трамвая и общественного транспорта в целом. Горожане только спасибо скажут.

Основная проблема развития подобного вида транспорта — необходимость вложения в инфраструктуру, уверен Дмитрий Матвеев, гендиректор компании «Мой Автопрокат». Поэтому на сегодняшний день, к сожалению, в больших городах электросети и трамвайные пути уничтожаются. Архангельск стал одним из первых городов России, где исчез электротранспорт. В 2004 году по его улицам перестал курсировать самый северный в мире трамвай, который появился еще до революции. А спустя четыре года закрылось троллейбусное движение.

Трамваев на сегодняшний день нет в Астрахани, Иваново, Рязани, Воронеже, Твери и многих других городах. Троллейбусы прекратили свое существование в Перми, Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани. При этом электрическая тяга — лучший вид тяги на городском транспорте, так как она удобно масштабируется и экономно расходуется. Из всего электротранспорта самый эффективный — трамвай, потому что его удельный расход электроэнергии на один тонно-километр ниже, чем у троллейбуса и автобуса.

Именно поэтому сегодня трамвай во многих городах по всему миру возвращается. Более 100 новых трамвайных систем построено за 30 лет в Европе, в том числе в тех городах, где его не было никогда. Эталонным примером использования потенциала этого вида транспорта является система пражского трамвая, состоящая из 142,7 километра рельсового полотна, 34 маршрутов общей длиной 500,4 километра, из которых 24 дневных, девять ночных и один музейный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: