Памятник крылову в санкт-петербурге в летнем саду - JEKATERINBURG.RU

Памятник крылову в санкт-петербурге в летнем саду

Два самых необычных памятника Крылову

Неспешно прогуливаясь по Летнему саду, я наткнулась на памятник. Он сильно отличался от белоснежных мраморных фигур греческих богов и богинь, украшающих аллеи сада))) Даже издалека было легко угадать, кому посвящен памятник. Это дедушка Крылов — первое, что приходит на ум, и ведь правда — Крылов!

Тут кому-то придёт в голову, а почему дедушка? Оказывается у Крылова, которого все дети СССР знали по басням нет наверное таких, кто не учил их в школе , никогда не было ни детей ни внуков, да и женат он не был. Оказывается так баснописца Ивана Крылова впервые назвал П. А. Вяземский в день пятидесятилетия его литературной деятельности (1838). С лёгкой руки Вяземского это прозвище накрепко прилипло к Крылову)))

Я не особо люблю памятники, но вот мимо этого невозможно пройти мимо. Уж очень он необычен. Вернее даже необычен не сам монумент, а гранитный постамент покрытый бронзовыми рельефами животных из басен Крылова.

Это герои 36 самых известных басен Крылова. Глядя на фигурки животных, начинаешь вспоминать названия басен и цитировать отрывки из них:))

В интернете нашла, что изображены персонажи следующих произведений:

  • «Лев на ловле»
  • «Лягушка и Вол»
  • «Белка»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Лев и Барс»
  • «Волк и Журавль»
  • «Демьянова уха»
  • «Слон на воеводстве»
  • «Петух и жемчужное зерно»
  • «Вороненок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Кукушка и Петух»
  • «Фортуна и Нищий»

Всё таки интернет — великая сила. Изучая подробности создания памятника в Летнем саду нашла интересную информацию о создание памятника:

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей. В разных источниках эта сумма разнится от 13000 до 30000.

В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет.

Петр Карлович Клодт (фото из интернета).

Что самое необычное, Клодт лепил фигуры животных для рельефов с натуры! Можете себе представить? Даже льва и медведя с медвежатами. На несколько лет обширная мастерская скульптора превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери.Самые ручные свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).

Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии, брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу… Натуру со слона Клодт ходил делать в царский зверинец.

Вот со львом приходилось сложнее. Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, всех животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия, во избежание порчи бронзовых барельефов, его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики.

Памятник в Летнем саду был первым памятником после смерти баснописца. Но так сложилось, что мне довелось увидеть и второй памятник Крылову, который находится в Твери. Памятник Крылову в Твери был открыт 14 августа 1959 года в память о юных годах писателя, проведённых в городе.

У этих двух памятников, не смотря на разные годы создания и разные города установки, есть сходство. Оба памятника украшают легко узнаваемые герои басен.

В композицию монумента в Твери включено восемь горельефов на мотивы известных басен. Авторы памятника — скульпторы С. Д. Шапошников, Д. В. Горлов и архитектор Н. В. Донских. Памятник расположен в небольшом сквере в историческом центре города.

«… вороне где-то бог послал кусочек сыра. «

Скульптурные иллюстрации известных басен расположились по углам небольшой площади, на которой возвышается фигура баснописца. Всего представлено четыре стелы с восемью рельефными изображениями сцен из басен «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Квартет», «Лев и Волк», «Свинья под дубом», «Лев состарившийся», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок». Они расставлены как страницы открытых книг, выполненных в бронзе.

«Могучий Лев, гроза лесов, Постигнут старостью, лишился силы: Нет крепости в когтях, нет острых тех зубов, Чем наводил он ужас на врагов, И самого едва таскают ноги хилы. »

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Был популярным и плодовитым автором. Он написал около двухсот басен. Сегодня увековеченный в бронзе Крылов является настоящим украшением Летнего Сада. Не менее оригинальная скульптурная композиция и в Твери. Есть ли ещё памятники баснописцу в России? Конечно, есть, но их я ещё не видела в живую, поэтому не могу вам их показать, а это значит есть к чему стремиться)))

Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге

В 1855 год, знаменит тем, что был установлен памятник Крылову в Санкт-Петербурге. Находится он в Летнем саду, рядом с основной аллеей. Статуя сделана из бронзы и является одной из первых, которую установили в Питере.

  1. Как появился памятник?
  2. Создание шедевра
  3. Где находится памятник Крылову?

Как появился памятник?

В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).

Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.

Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.

Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.

Создание шедевра

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.

Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.

За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Читайте также  Бесплатные мероприятия в спб в декабре 2019

Где находится памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.

Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .

«Без прикрас и без малейшей идеализации»: памятник Крылову в Летнем саду

© Фото: Instagram / @natalhen

Темы дня

  • «Невский маршрут» за август перевез более 2,5 тысяч петербуржцев и туристов на суднах
  • Губернатор Ленобласти Дрозденко решил проблему с вывозом мусора в Антропшино
  • В Петербурге в эксплуатацию ввели проблемный ЖК «Вариант»
  • В Петербурге на КАД около Вантового моста перекроют две полосы

Великий баснописец был столь уважаемым литератором, что памятник в его честь установили даже раньше, чем Пушкину. Ни революция не уничтожила монумент, ни даже Великая Отечественная война.

Иван Андреевич Крылов был одним из самых известных баснописцев России. Часть своей жизни он провёл в Петербурге, где и скончался в 1844 году.

Память великого поэта, который был очень популярным, особенно в последние годы жизни, решили увековечить вскоре после его смерти. В середине XIX века в Российский империи практически не было памятников, посвященных деятелям литературы, поэтому скульптура Крылова должна была первым подобным монументов в Петербурге.

Сбор средств на создание памятника начали через год после смерти Крылова. Инициаторами были газета «Санкт-Петербургские ведомости» и генерал Яков Ростовцев. Офицер, будущий разработчик крестьянской реформы (то есть отмены крепостного права), хорошо дружил с Крыловым.

За пару лет с помощью пожертвований удалось собрать больше 13 тыс. рублей.

1863-1865 гг. Фото: А. Лоренс / pastvu.com / beinecke.library.yale.edu

Конкурс на создание памятника Академия художеств объявила в 1848 году. Среди участников были Пётр Ставассер, Николай Пименов и другие авторы, в том числе Пётр Клодт. Жюри отдало предпочтение последнему скульптору. Проект барона фон Клодта утвердили в конце 1849 года.

Согласно идее скульптора, ранее работавшего над Нарвскими триумфальными воротами и другими известными сооружениями Петербурга, Крылова должны были изобразить в римской тоге вместе с книгой в руке. Позднее появился другой вариант, который предусматривал создание героев басен на постаменте.

Читайте также:

После этого проблемой был выбор места для памятника. Среди вариантов, например, были места перед Академией художеств, в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры, где похоронен Крылов. Идею разместить монумент в Летнем саду предложил Клодт. Он отметил, что Иван Андреевич нередко там гулял. Такой вариант императора Николая I устроил.

Начало 1870-х годов. Фото: gallica.bnf.fr

Работу над памятником Клодт начал в 1849 году. Процесс занял несколько лет. Особое внимание скульптор уделил персонажам басен. Чтобы сделать их более реалистичными, ему пришлось поселить у себя разных животных, от собаки с лягушкой до медвежонка и обезьяны.

«Всё это разношёрстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками», – говорил сын Клодта.

Самого Крылова скульптор изобразил с тетрадью и пером, сидящим с задумчивым видом. Модель памятника Клод впервые представил весной 1852 года. Окончательный вариант был утверждён спустя год, после чего монумент отлили в бронзе.

Фото: Instagram / @natalhen, @nina_lanskaya

Памятник открыли лишь в мае 1855 года. Торжественная церемония с оркестром начиналась у набережной Кутузова.

Отзывы о монументе были разными. Критик Владимир Стасов считал, что Клодт изобразил Крылова «каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации». Поэт Тарас Шевченко был уверен, что скульптор «оскорбил» Ивана Андреевича. «Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках», – говорил он.

Спустя 10 лет памятник Крылову решили защитить от вандалов. Для этого вокруг скульптуры в Летнем саду установили художественную ограду. В следующий раз монумент защищали уже во время блокады Ленинграда.

В начале Великой Отечественной войны памятник укрыли деревянной конструкцией. Такая защита помогла лишь частично, потому что от снарядов скульптура всё равно пострадала, но не была уничтожена. В порядок памятник великому Крылову привели вскоре после войны, и увидеть известную композицию до сих пор можно на прежнем месте в Летнем саду.

Памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

Памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

Прекрасный город, словно многоликий памятник, поражает обилием достопримечательностей и интересных исторических мест. Они формируют атмосферу магии, величия в северной столице России. Вот он знаменитый Летний сад, заложенный Петром I в 1704 году. Дожди, туман, зимние метели не мешают прогулке по старинным аллеям.

  1. Он тоже памятник воздвиг, и было по сему…
  2. Отзывы
  3. Как добраться

Он тоже памятник воздвиг, и было по сему…

Сразу возле главной аллеи руки автоматически тянутся к средствам для съемок. Памятник. Перед посетителями возникает ожившая фигура известного баснописца И.А. Крылова. Слегка усталый, задумчивый он внимательно читает книгу. Его произведения известны во всем мире и тропинки многих поколений (прошлых и будущих) будут вести сюда всегда.

Почему Летний сад был выбран местом для установки памятника? Просто, Крылов любил гулять в этом месте, получать вдохновение для написания своих произведений. Среди других предложений для установки монумента был вариант, находящийся рядом с местом захоронения Крылова в некрополе Александра – Невской Лавры.

Читайте также  Международный театральный фестиваль балтийский дом 2019

Советую прочитать статью про Некрополь Мастеров в Александро-Невской Лавре, где захоронен Крылов, это своего рода отдельный музей памятников.

Монумент установлен в 1855 году (это подтверждает надпись на переднем фасаде), но решение о его создании появилось после неожиданной смерти Крылова в 1844 году. Памятник стал вторым, установленным русским талантам литературы в Санкт-Петербурге. До него существовал памятник Н.М. Карамзину и многочисленные памятные сооружения в честь царей, знатных особ.

На кубическом пьедестале из гранита видна фигура поэта. Он одет в будничную одежду без прикрас, пафоса, напудренного парика. Таким изобразил Крылова автор памятника П. Клодт (его фигуры коней, украшающих Аничков мост, вызывают восторг). Высота скульптуры составляет 3 м. На всех четырех сторонах пьедестала находятся бронзовые фигуры животных из знаменитых басен.

Не только школьники, но и взрослые стараются вспомнить название басен и узнать «героев». Даже если чуть подзабыли, то мгновенно появляется желание перечитать заново бесценные творения. Особенно полезно это сделать ученикам.

Крылов написал 200 басен и «действующие лица» 36 из них застыли в оригинальных скульптурных композициях. Вот, например, козел, осел, маленькая собачонка, медведь пытаются играть на музыкальных инструментах. С другой стороны гранитного ансамбля свинья подрывает корни у развесистого дуба. На четырёх сторонах пьедестала размещаются изображения персонажей из басен «Кукушкин петух», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» и т. д.

Герои басен (звери) наделены характером человека. Их поведение указывает и высмеивает многие человеческие пороки. Персонажи произведений выполнялись с «живых натурщиков». В мастерской жили птицы, кошки, волк и т.д. Многие находились в клетках, а отдельные ходили по мастерской, спокойно уживаясь друг с другом. Только волк упорно отказывался от охоты на кошек. Козла регулярно приводила соседка. Льва, слона, медведя с медвежонком «брали в аренду» у зоопарков, частных владельцев. Медведь при этом полюбил угощение спиртным, преподносимое ему рабочими. После окончания работ все звери были определены в зверинец немца Зама на Фонтанке.

Рядом с памятником дедушке Крылову любят играть дети, создавая особое место традиционных детских развлечений Летнего сада. В это время родители, пожилые люди, гуляющие отдыхают на уютных скамейках, расположенных в историческом месте города. Здесь зарождался Летний сад, находилась скульптура знаменитого баснописца Эзопа, произведения которого переводил на русский язык Крылов.

Фигура Эзопа украшала вход в сад фонтанов (свыше 60 единиц), где все скульптурные композиции басен (в виде отдельного фонтана) сопровождались письменными пояснениями. В этом месте формировались знания о нравственных представлениях, мире у будущего знаменитого баснописца. Новый монумент, воздвигнутый здесь с целью возобновления традиций, вызвал многочисленные мнения, как положительные, так и отрицательные.

Отзывы

Современники скульптора высказывались по отношению к неожиданному монументу в добродушной, сентиментальной, саркастической, язвительной форме. Появлялись ехидные эпиграммы, превратившиеся в поговорки, веселые и грустные четверостишья. Несмотря на разные мнения, памятник занимает достойное место в списке достопримечательностей города.

Предлагается узнать мнения отдельных посетителей https://www.tripadvisor.ru/:

  1. 1.Николай Николаевич, Смоленск. Глядя на фигурки зверей, кажется, что они настоящие, хорошие знакомые. Не только умиление, удивление вызывают их фигуры. Постоянно вспоминаешь выводы Великого баснописца. Хочется стать лучше, убрать из своего характера осмеянные пороки. Приятное философское настроение остается ещё долго после осмотра памятника.
  2. 2.Алевтина Михайловна, Краснодар. Вызывает удивление ограда, расположенная рядом с памятником. Во время экскурсии узнала, что появилась она через 20 лет после открытия. Удивлению нет предела! Во время войны жители города спасли монумент, сделав деревянную защиту. А в мирное время выросли вандалы с желанием достать знакомые фигурки зверей. Все сделано правильно.
  3. 3.Людмила и Сергей из Минска. Рассматривая памятник всей семьёй, с удовольствием вспоминали (в форме соревнований) строки из басен. Победил сын (ученик 9 класса школы из Минска). Добрались сюда самостоятельно от станции метро «Невский проспект». Обратную поездку выполнили на наземном транспорте с остановки «Суворовская площадь», «Летний сад».

Если раньше рядом с ним в нарядных одеждах гуляли представители среднего (и выше) сословья, молодые франты, то сейчас вход в Летний сад доступен каждому жителю, гостю города.

Как добраться

Увидеть фигуру «лукавого дедушки Крылова» предлагается в составе экскурсий по Летнему саду, Летнему Дворцу Петра I, Михайловскому замку, набережным Фонтанки, Мойки, Кутузова, лебяжьей канавки и т.д. Цена, продолжительность, время начала экскурсий уточняются перед поездкой. Общая информация: памятник находится в центральной части Летнего сада (набережная Лебяжьей канавки), недалеко от Чайного домика.

Ближайшие станции метро: Гостиный двор, Невский проспект, Чернышевская. Остановки наземного транспорта располагаются рядом. Это автобусы № 46, 49, 2М. Маршрутные такси К-212, К-76. При поездке на трамвае №3 выходить надо на остановке «Суворовская площадь». Использовать личный транспорт рекомендуется при отличном знании города. Сложно найти парковку рядом с необходимым объектом.

Пройти в Летний сад предлагается без оплаты с учетом разного режима работы летом и зимой. Точная информация указывается на сайте садов Русского музея.

Современное украшение Летнего сада не оставит равнодушным любителей русской литературы, гостей, стремящихся поближе знать все о культуре России. Фигура обычного человека с одухотворенным лицом, светящемся незаурядностью, талантом, делает это сильно и незаметно.

ПАМЯТНИК КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Иван Алексеевич Майков

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался. А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом».
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

Читайте также  Фестиваль циркового искусства 2019 в санкт-петербурге

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.

Петр Карлович Клодт

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком. Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: