Ольга львова - интвервью. когда умирают люди — поют песни - JEKATERINBURG.RU

Ольга львова — интвервью. когда умирают люди — поют песни

Ольга Свиблова: «Я боюсь непрофессиональных дискуссий об искусстве»

На съемке для L’Officiel Ольга Львовна рвала и метала. Сотрудницы раздела «Мода» мужественно держали оборону, перед ними была поставлена непростая задача — найти для Свибловой, у которой годами не меняется стиль в одежде, новые силуэты и цветовые решения. Ольга Львовна недолго терпела такое вторжение на территорию личных предпочтений и уже на втором кадре пошла в контрнаступление. Ей разонравилось решительно все, и угрозы убить стилиста каблуком звучали весьма убедительно. Длинные платья вообще были отметены как самое жуткое изобретение человечества. «Ноги — это лучшее, что во мне есть, а вы их стараетесь скрыть!» — кричала Свиблова. Чтобы отвлечься от ужаса происходящего, я мысленно прокручивал сценку из мультфильма про поросенка Фунтика: «Хозяйка, пули свистели над головой!» — «А сапоги над головой не свистели?»

К счастью, фотосессия закончилась до запуска в воздух тяжелых снарядов. Молодость довольно быстро уступила натиску авторитета. Дальше я в гордом одиночестве пару часов сидел под дверью кабинета, пока Свиблова принимала посетителей. За это время она заметно остыла, я даже порадовался такому долгому ожиданию, но стоило мне попасть на аудиенцию, как дело получило неожиданный оборот. «Нам сейчас с вами придется поехать на поминки, — сказала Ольга Львовна, — это недалеко, в ресторане у Церетели, а потом я вам дам лучшее в мире интервью». Деваться было некуда. Свиблова на этом скорбном вечере мелькнула зарницей: пожала руки, обнялась, толкнула речь, и мы сразу же устроились для разговора в соседнем зале. Интервью действительно оказалось очень откровенным.

See also:

5 стрижек этой осени для вьющихся волос

Ольга Львовна, как так получилось, что в середине девяностых все искали, как заработать побыстрее денег, а вы решили организовать музей?

Меня не интересовали деньги как таковые, а чтобы их «делать», как это называли в девяностые, нужно их любить. Для меня деньги — всего лишь средство достижения результата. Поэтому я не знаю, сколько их у меня в кармане, зато очень точно помню музейные сметы на наши проекты за двадцать лет.

В начале 90-х, времени абсолютной свободы, каждый думал о том, что он хочет и кем бы он хотел стать. Кто-то решил и стал банкиром. Я любила и люблю искусство. Это мой кайф, источник пополнения моей витальной энергии. Поэтому мне хотелось, чтобы в Москве появилась нормальная художественная жизнь. С 1991 года я много жила и работала в Париже. Во Франции, на родине фотографии, трудно в нее не влюбиться.

Международные фестивали, музей «Европейский дом фотографии»… Я изучала опыт и дала себе слово, что когда-нибудь у нас все будет как в Париже и лучше. В 1996 году сделала Московскую фотобиеннале. На нее пришли тысячи зрителей. «Мы в ответе за всех, кого приручили» — это моя любимая фраза из любимой книги Экзюпери «Маленький принц». Я почувствовала ответственность перед зрителями, перед фотографами и поняла, что обязана продолжить работу. Уезжая на каникулы, написала в Департамент культуры Москвы, что нужно создать первый в России музей фотографии. Меня услышали. Осенью вернулась в Москву и получила ответ, что я — директор, а муниципальный зал на Остоженке, лежавший в руинах, стал нашим Домом.

В 2003 году Московский дом фотографии был преобразован в Мультимедийный комплекс актуальных искусств, включающий в себя много проектов, в том числе Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. За двадцать лет вы показали немало интересных и смелых выставок. Но сегодня российская действительность сделала очередной резкий поворот, и за смелость теперь очень даже можно поплатиться. Как вы, например, отреагировали на недавнее закрытие выставки «Без смущения» Джона Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер? На инцидент с Сахаровским центром? Не отбрасывает ли это нашу страну назад в СССР?

Мне трудно молчать, когда происходит событие, грозящее катастрофическими последствиями культурной экосистеме. Тем не менее более чем 200 СМИ я отказала в комментарии. Именно опасаясь катастрофических последствий и точно прогнозируя, как будет развиваться дискуссия. Если говорить о самом Джоне Стерджесе, мне лично этот фотограф не интересен. К счастью, выставку закрыли сами владельцы галереи и обошлось без прокуратуры. Хулиганы в камуфляже за омерзительное поведение были отправлены в полицию. А дальше все-таки началась опасная дискуссия о дозволенном и недозволенном в искусстве и о том, кто должен решать, что в нем возможно, а что нет.

В такие дискуссии обычно втягиваются люди, не имеющие к культуре никакого отношения. Почему-то никто не позволяет себе давать советы ученым, хотя и такое было в нашей истории. Мы знаем, что великий конструктор Сергей Королев на многие годы оказался в сталинских лагерях, с тысячами других гениальных ученых. Человек, оказавшийся в заключении по воле менеджеров от науки, мог просто физически не выдержать пыток, и тогда Россия не осуществила бы запуск первого космического спутника и первого человека в космос. Мы помним, что Лев Толстой был отлучен от церкви в царской России. Поэтому я боюсь непрофессиональных дискуссий об искусстве.

Надо быть объективными, проблемы с цензурой в искусстве случались не только в России. Работы Кулика задерживала французская таможня. Мой кураторский проект с работами группы АЕС+Ф пытался цензурировать американский музей в Майами. Был выбор: обострить ситуацию и пойти на скандал (а скандал всегда приносит рейтинг) или много месяцев терпеливо объяснять, почему мои коллеги не правы. Победило терпение. Думаю, что диалог, при котором стороны уважительно общаются и пытаются слушать друг друга, — стратегия продуктивная. Реакцию Министерства культуры на речь Константина Райкина, например, можно приветствовать.

Да. Если под компромиссом понимать умение встать на точку зрения другого человека, попытаться понять его мотивы и обстоятельства. Если работаешь в искусстве, нервные окончания должны быть обнажены. Эмоции — главный инструмент. В межличностных отношениях эмоции часто мешают, создают конфликты. Однако продуктивные конфликты необходимы. Они позволяют быстрее найти обдуманный и взвешенный выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Работа директора музея — постоянное общение, иногда от него устаешь и хочется сбежать к животным. В детстве я мечтала быть пастухом собак. В Париже у нас с мужем было две собаки. Если когда-нибудь перееду за город насовсем, заведу не меньше пяти.

Мне нравилась Наташа Ростова. Причем и когда она романтически мечтает под луной, и когда она, счастливая мать, встречает Пьера Безухова, протягивая ему пеленки. Наташа Ростова — живая. В отличие от холодной красавицы Элен. А для меня вообще все люди делятся на живых и мертвяков. Мне казалось и до сих пор кажется, что семья — настоящее предназначение женщины. Семья — это служение. И для меня без служения нет смысла в жизни.

Когда в девятнадцать лет я выходила замуж за поэта Алексея Парщикова, то понимала, что буду служить русской поэзии. Это было прекрасно, несмотря на то, что много лет я рыдала каждый день.

Каждый большой художник прежде всего фиксирован на своем внутреннем мире, любая строчка, любая картина, фотография, фильм — результат глубочайшего сосредоточения прежде всего на самом себе. Внутренний мир, если он есть, не открывается так просто никому. Поэтому, живя рядом с художником, по-человечески рискуешь оказаться в вакууме одиночества. Однако счастье видеть, как на твоих глазах рождается то, что тебя восхищает, несравнимо ни с чем.

Мы были совсем дети, когда познакомились с Алешей, и до свадьбы общались совсем немного. У Парщикова был любимый рыжий дог Прошка, он обожал его и мог часами с ним играть, зато, когда Прошке надо было гулять или есть, а Алеше работать, Прошка мог быть абсолютно забыт. У меня хорошая интуиция, поэтому, соглашаясь на свадьбу, я знала, что меня ждет, но ни минуты не жалею о принятом решении. Когда фильм «Черный квадрат», мой оммаж искусству и художникам, которых я бесконечно любила и которые своим искусством многое во мне изменили, был готов, художники, как дети, стали считать, кто из них сколько минут и секунд появляется на экране. Я создавала фильм во имя общего дела, а они считали секунды. Это был шок. От прыжка в окно с седьмого этажа меня спас пятилетний сын. Потом вышла во двор и встретила мужа. На фразу: «Леша, мне так плохо!» — я услышала ответ: «Учись жить одна».

Да. Он собирался в Стэнфорд и жил надеждами… А я запомнила его фразу на всю жизнь. Она мне не раз помогала и помогает до сих пор.

Семейный архив закончился на дедушкиных фотографиях. В ГУЛАГе он был главным инженером знаменитой сталинской стройки Волга — Дон, будучи ссыльным, во время войны строил оборонительные сооружения вокруг Ярославля. Когда дед уже вернулся в Москву и о жертвах сталинских репрессий стали говорить в открытую, на одном из мероприятий ему вручили фотоаппарат «Зенит» с надписью «Борису Николаевичу Свиблову за ударный труд».

На этот фотоаппарат было снято много семейной хроники, бережно хранящейся в альбомах. Думаю, фотография продлила дедушке жизнь на пенсии. Если у меня найдется время, напишу книгу, почему фотографы живут долго. Это не только опыт моего дедушки, но и мировая статистика.

Да, но они меня как раз второй день дико раздражают, потому что я очень консервативный революционер, а у них поменялась прошивка. Это как приходишь помаду выбирать — знаешь точно, какая тебе нужна, а ее сняли с производства и заменили другой, и тебе нужно потратить время, чтобы найти новую. Хотя иногда обновления совпадают с каким-то твоим внутренним настроем, и тогда они в радость.

Вот я, например, все время хожу в черном, но при этом очень люблю белое. Редко ношу белую одежду только потому, что она быстро пачкается, надо сдавать в химчистку, а там обязательно что-то случится. При этом иногда хочется купить что-то ярко-желтое, зеленое, синее, красное, умом понимаю, что никогда такую одежду не надену, но хочется же!

Я, конечно, люблю хорошую одежду, но, как показывает практика, она есть у разных марок. В Париже лет пятнадцать мы жили на Madelene. Вокруг Chanel, Lanvin, Prada, Armani и так далее. В какой-то момент там же открылась Zara и обнаружилось, что лечить депрессию, а чаще всего оказываешься в магазине именно во время депрессии, лучше и менее «кусаче» для бюджета в Zara.

В моем гардеробе Zara чудесно уживается с другими брендами. Жарким летом на презентацию Dior на Красной площади я прибежала с работы в юбке Uniqlo и майке от Yamamoto, купленной лет пятнадцать назад. Хозяева презентации осыпали меня комплиментами и пытались узнать, какого года на мне коллекция. Год я была лицом бренда в России. Никто не мог представить, что я могу прийти в Uniqlo.

Неважно, сколько стоит вещь и какой бренд за ней стоит, важно, чтобы она была твоя. Ведь вещи служат нам, а не мы им. В какой-то момент человек совпадает сам с собой. Одежда — один из важных факторов самоидентификации. Совпадая сам с собой, обретаешь свободу выбора.

Вот в искусстве большинство коллекционеров-неофитов пытаются купить произведения художников-брендов, настоящий коллекционер ищет, полагаясь на собственную интуицию. Великий Щукин первым покупал работы молодых и в то время никому не известных французских художников. На работы молодых обычно смотрят с опаской, ждут, когда они станут мастерами, а потом рынок гоняется за их ранними работами, они-то как раз и оказываются самыми дорогими. Доверие к своей интуиции важно и в жизни, и в искусстве. Интуиция позволяет чувствовать движение времени. Календарно мы все в одном хронотопе, но кто-то проваливается и застревает в прошлом, кто-то живет в настоящем, гении же всегда время опережают.

Если говорить о времени физическом, то у меня с ним ужасные отношения. Я все время и везде опаздываю. Испытываю угрызения совести и дикий стресс. Настоящим я точно не живу, потому что куча дел и планов заставляют постоянно спешить. Прошлое мне интересно, так как это проекционное поле для будущего. Мне близко высказывание Родченко: «И в жизни мы, человечество, есть опыты для будущего». Перед этим будущим у меня гиперответственность. Цветаева говорила: «Думать можно за чисткой рыбы, а для переживания нужно время». Без переживания плохо думается, поэтому времени на переживания хотелось бы побольше.

Читайте также  Фестиваль кино швеции в санкт-петербурге - фильмы на язцыке оригинала

Любовь — это то, что ты всегда ищешь, просишь у Господа. Я до сих пор не знаю, что важнее: чтобы ты влюбился или чтобы тебя полюбили, взаимность бывает редко. В 1991 году я встретила своего второго мужа Оливье Морана. За двадцать три года совместной жизни он дал мне столько любви и нежности, что сейчас, когда его уже два года нет на свете, я молю Бога только о том, чтобы этот резервуар любви во мне, им заполненный, не иссяк. Недолюбленные люди опасны для себя и еще больше для окружающих. В своем завещании Оливье назначил мне встречу через сто лет на планете Маленького принца. А сегодня ночью я как раз пересматривала гениальный мультфильм «Маленький принц» Марка Осборна. Кино — это единственное место, где я плачу, смеюсь, просто по-настоящему живу.

20 лет назад умер Юрий «Хой» Клинских. Как он жил? О чем он пел?

20 лет назад умер Юрий «Хой» Клинских, лидер «Сектора газа», важнейшей низовой русскоязычной группы, в которой сошлись рок и юмор, сказки и перестроечная бытовуха. Мы переопубликовываем гид по творчеству группы. К нему прилагаем плейлист главных песен «Сектора газа».

На вопрос, является ли чертовщина сутью творчества группы «Сектор газа», Юрий Хой всегда отвечал самоочевидным «да». Как трудолюбивая пчела облетает всякого рода цветы, так и Хой облетал тему смерти — нам на пользу, себе на погибель. В 2000 году группе исполнилось 13 лет, она выпустила состоящий из 13 песен альбом «Восставший из ада» (тоже тринадцатый по счету). И именно в этом 2000 году, 4 июля, умер Хой — поклонники нумерологии могут подсчитать сумму цифр в дате смерти и вновь упереться в роковую цифру.

Бездомные

«Сектор газа» — это в первую очередь мастерски выстроенная маргинальная поэтика, причем такая, которая не ограничивается маргинальной аудиторией, а работает в максимальную ширь. И если простой советский бездомный из одноименной песни с пятого альбома группы «Гуляй, мужик!» кажется по прошествии лет честнее и приятнее многих сегодняшних деклассированных элементов, это говорит не только о времени, но и о бесспорном таланте воронежского Юры-музыканта. Среди прочих песен «Сектора» «Бомж» выделяется наличием в своем зачине крайне убедительного спокен-ворда про «****** [чертову] инфляцию». На концертах, правда, Юрий Николаевич предварял эту вещь посвящением «всем пацанам, которым не повезло».

Воронеж

Родной город писателей Платонова, Бунина и актера Сергея «Дукалиса» Селина дал стране и музыканта Юрия Клинских, прозвавшего себя затем Хоем. В 1990 году местная газета «Молодой коммунар» сообщала, что в городе не осталось ни одной стены, где бы не красовалось слово «Хой» или название его группы. Именно в честь одного из районов Воронежа, в котором расположилось множество промышленных предприятий, группа и была названа «Сектором газа». «Шинный, ТЭЦ, ВоГРЭС, СК — здесь не дожить до сорока», — таким образом перечисляются эти предприятия в песне «Сектор газа». Клинских умер в тридцать пять. «И не поет здесь соловей — он, задохнувшись, сдох», — говорилось в той же песне.

Глухов

Гитарист Вадим Глухов родился в том же треугольнике вокруг завода СК имени Кирова, что и Хой. В группу пришел по приглашению Хоя, отработав до этого несколько лет в филармонии. В «Секторе газа» был сугубо концертным гитаристом и в записи альбомов не участвовал. Популярность группы Глухов считал заслугой конкретно Хоя и больше ничьей, главной задачей остальных участников он называл сопровождение Юры на гастролях. После смерти секторовского фронтмена Глухов сотрудничал в качестве сессионного гитариста с шансон-коллективами «Бутырка» и «Пятилетка», а кроме того, предпринял попытку воскресить группу, создав коллектив «С.Г.» с новым вокалистом — племянником Хоя Юрием Япрынцевым. Попытка, как водится в таких случаях, оказалась неудачной — после двух альбомов группа фактически прекратила свое существование. В январе 2014 года Глухов пропал без вести, а 9 апреля его тело было найдено на военном аэродроме Балтимор в Воронеже. Экспертиза показала, что Глухов отравился суррогатами алкоголя.

Дефицит

Возникшая на заре перестройки группа не могла обойти вниманием такой позднесоветский феномен, как дефицит. В инсектицидной панк-балладе «Ядрена вошь» про наглый хавальник девушки, подарившей лирическому герою кожную болезнь, оговаривается, в частности, и этот неприятный момент: «И не достать мне дихлофос или бензин, куда ни сунься — дефицит один». Про ту же оказию поется и в песне «Презерватив»: «Я наиважнейший в мире препарат, я дефицит, и мне каждый рад».

Емеля

Главное бездействующее лицо незаконченной сказки Хоя, впервые опубликованной в 2001 году в биографической книге Владимира Тихомирова «Хой! Эпитафия рок-раздолбаю». Сказка начинается с безобидно-сальных строчек «Хорошо в деревне летом, пристает говно к штиблетам» и продолжается в бодро заданном пасторальном ключе вплоть до вылова Емелей унитаза в пруду — тут повествование обрывается. И нет ничего удивительного в том, что ключевой герой русского фольклора Емеля оказался в центре внимания «Сектора газа» — группы, по-своему переосмыслившей жанровые каноны. Вурдалаки, Баба-яга, Кащей, Емеля — все это очень секторовское, очень а-ля рюсс на свой невзыскательный вкус.

Жириновский

Известно, что Юрий Клинских подчеркнуто сторонился политики и однажды на каверзный вопрос журналистов ответил: «Пошла эта политика в жопу! Буравчиком!» В то же время артист в 1997 году рассказывал в интервью минскому телевидению о том, что «Сектор газа» — любимая группа Владимира Жириновского. Группа выступала на семилетии партии ЛДПР в СК «Олимпийский» с двумя песнями — «Туман» и «Пора домой», и сидевший в первом ряду Владимир Вольфович остался доволен.

Золотой состав

Помимо, собственно, Хоя, жлоб-рок-команда в последние годы своего существования выглядела так: студийный гитарист Игорь Жирнов, концертный гитарист Вадим Глухов, клавишник Игорь Аникеев и звукорежиссер Андрей Дельцов. Именно этот состав причастен к выпуску самого хитового, десятого по счету альбома группы «Газовая атака», содержащего гремящие до сих пор «30 лет», «Туман» и «Life». Про пертурбации в составе своей группы Юрий Николаевич говорил, что не любит менять музыкантов, как Борис Гребенщиков, и считал, что «главное в коллективе — чтобы человек не был козлистым».

Кащей Бессмертный

Панк-опера, практически полностью состоящая из перепевок песен Ace of Base, AC/DC, Queen, Red Hot Chili Peppers и Nirvana. Единственной родной, секторовской песней на альбоме стала «Еду бабу выручать», названная там «Второй арией Ивана». Все персонажи в рок-опере — герои русских народных сказок, и большая их часть озвучена Юрием Клинских. «Кащей Бессмертный», эпический морбидный сказ о разнообразных перверсиях стандартных героев местного фольклора, — сильнейшее отроческое переживание поколения девяностых. На этом материале, как и на «Наркологическом университете миллионов», выросли и созрели действительно миллионы россиян.

Милиция

После возвращения из армии Хой отработал три года в ГАИ (позднее у него появится песня «ГАИ» — как раз об этом периоде жизни) и год во вневедомственной охране. Жена Галина Клинских в одном из интервью говорила, что это была работа вовсе не для Юрия — тот не любил придираться к людям и штрафовать просто так ради выполнения нормы. А однажды, говорят, Юрий тормознул мэра Воронежа, проехавшего на красный свет. Конечно же, подобные вольности вряд ли могли прийтись по вкусу начальству. Отец музыканта вспоминает, что в последний день службы Юра выкинул форму на пол и стал ее яростно топтать. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», — спокойно объяснял ситуацию сам Хой.

Ночь страха

Последний, так и не снятый до конца клип на песню с последнего альбома «Восставший из ада». С детства питавший страсть к ужастикам и вообще неровно дышащий к мистике Хой в «Ночи страха» отпустил всех коней на волю — получилась мрачнейшая страшилка на ночь для взрослых. Воющий, как немощный баптист, ветер, полнолуние, лохи в кустах, премерзейшие нетопыри и сверкающая демоническим огнем церковь — все как положено. На съемки именно этого ролика собирался ехать Юрий Клинских в день своей смерти, 4 июля 2000 года. Находившаяся в тот момент рядом с ним Ольга Самарина вспоминала, что певец, которому внезапно стало плохо, произнес: «Блин, я как мертвец, даже гримировать не надо».

Перестройка

Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. На выпущенных в 1988 году пятикопеечных почтовых марках так и было написано: «Перестройка — это опора на живое творчество масс». И кто, как не «Сектор газа», соответствовал этому горбачевскому лозунгу на все сто? В творческий путь группы уместилась и гласность, и перестройка, и тем более ускорение. Блудили по всем азимутам, так сказать.

Самарина

Ольга Самарина — московская любовница Юрия Клинских, одиознейшая фигура в жизни музыканта и своего рода Йоко Оно в глазах поклонников группы. По словам Самариной, Хой говорил, что они подходят друг другу, поскольку оба — раздолбаи. Молва приписывала ей вину в смерти Юры — дескать, именно Самарина посадила его на наркотики, из‑за которых артист схватил гепатит C и неожиданно умер. Самарина же, в свою очередь, обвиняла во всем законную жену, Галину Клинских, якобы увлекавшуюся черной магией и ходившую к бабке, которая напророчила Хою большую беду, если тот не расстанется с Ольгой. В 1991 году только-только поступившая учиться на кондитера молодая Самарина познакомится с Хоем на концерте в «Лужниках», и так или иначе их встречи будут продолжаться вплоть до смерти Юрия в 2000 году. За эти девять лет, как выразится намного позднее Ольга в одном из интервью, Хой успел стать ей всем: и мамой, и папой, и мужем, и другом.

Трезвость

В джекил-хайдовской песне «Дурак» Хой, несомненно, переигрывает в приписывании себе грехов по синей лавочке: «Но часто я зверею, но часто я шизею, как только бормотухи я высажу баллон». Однако не секрет, что для нормального творческого процесса певец считал необходимым употреблять в день не меньше литра водки, а с 23 лет не помнил себя трезвым ни одного дня. Какой же будет праздник, если ты сидишь такой застенчивый и трезвый? Отец артиста Николай Клинских рассказывал, как однажды после выступления «Сектора» в цирке Юрия Никулина сына попросили зайти в кабинет к самому Никулину. Великий комик признался в том, что ему выступление очень понравилось, достал бутылку коньяка и выпил с Хоем. Хой впоследствии этим фактом гордился.

Утопленник

Крайне показательная для «Сектора» песня-фантазм о загробной жизни, жажде любви и русалках. Будет шуметь вода, будут лететь года, тятя, тятя, ваши сети притащили мертвеца. Наступающий ногой на ил Хой посиневшими губами поет этот медленный рок — и тьма зримо сгущается. Тот же Андрей Рублев у Тарковского должен был пропеть именно эту вещь отмечавшим языческий праздник Ивана Купалы обнаженным девицам — наваждение сняло бы как рукой.

Фольклор

Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Однако же кровная связь Хоя с русской деревней, почвой, красными углами лубяных изб не подлежит сомнению. Хой в охотку использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения, шаловливо шлифуя податливую народную мудрость на свой грубовато-пролетарский манер. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов. «Ведь «фольклор» от слова «народ», — рассуждает певец, — а раз народ поет наши песни, потому что я сам сто раз слышал на улице и везде, то значит, она считается народной». Не поспоришь. К текущему моменту «Туман», «Пора домой» и «Демобилизация» — это самый что ни на есть фольклор, народное, итить его, достояние.

Кто не слепой и не глухой, узнает сразу — Юра Хой! Но почему именно Хой? Откуда взялся этот псевдоним? Клинских неоднократно рассказывал, что это просто восклицание, которое он произносил во время исполнения песен еще на заре своей карьеры, таким образом оно к нему и прицепилось. Будучи завсегдатаем воронежского рок-клуба, гаишник Клинских часто помогал с покупкой дефицитной водки выступавшим там музыкантам, поскольку имел милицейскую корочку. Именно там, как он сам говорил, довольно часто были слышны крики «Хой!». А наслушавшись «Гражданской обороны» и начав собственный музыкальный путь, Клинских и сам стал постоянно выкрикивать это восклицание на своих выступлениях. Вот тебе и Хой.

Читайте также  Памятник стерегущему в спб в честь подвига русских моряков

Элтон Джон любит карри из креветок, Игги Поп — стейки, а Юрий Хой души не чаял в щах. Любимому блюду артист посвятил одноименные гастрономические частушки, вошедшие в альбом «Ночь перед Рождеством». К своей потенциальной невесте тамошний лирический герой предъявлял лишь одно требование: «Пусть она кривая и в прыщах — лишь бы разбиралась в щах!» Примечательно, что любовь к исконно-посконному кушанью Хой пронес с детства — отец артиста позднее вспоминал написанные сыном в 9-м классе в подражание гекзаметру Гомера строки «Встала она и сварила мне щей ароматных./Щи те подобны нектару, которым питалися боги».

Язычество

К паган-фолку «Сектор газа» никак не причислишь, это понятно, но эхо языческой Руси в творчестве группы порой отдается так, что славянские волхвы начинают нетерпеливо сучить ножками в райском саду. Упыри с вурдалаками, торчащая из каждого куплета избушка Бабы-яги, ведьмы и колдуны — это тоже все по этой части. Учитывая важную роль наркотиков, алкоголя, секса и сельских сальностей в творчестве воронежских панков, понятийная карта «Сектора газа» получается крайне разнообразной. Выходит, недаром Хой определял стиль своей группы как фьюжен.

Как пение разрушило жизнь и карьеру советского Робертино Лоретти

Сначала чуть ли не весь СССР восхищался Сережей Парамоновым, а затем – оплакивал его печальную судьбу

Фото: кадр YouTube

Совсем ребенком — в 11 лет — Сергей Парамонов прославился на весь Советский Союз и стал всеобщим любимцем. Мальчика с удивительным голосом называли нашим Робертино Лоретти, ему пророчили звездное будущее. Однако успех был недолгим.

Маленький солист Большого хора

В 1970 году в Москве создали детский хор, объявили, что требуются солисты, и родители со всей столицы повели туда детей. Желающих оказалось настолько много, что хор под управлением Виктора Попова тут же назвали «Большим». А когда на прослушивании появился худенький невысокий Сережа — его привела бабушка — и спел песню, стало ясно: вот он, настоящий солист! Не имеющий абсолютного слуха, не учившийся до тех пор музыке, дворовый мальчик, сын уборщицы и слесаря, так задорно, с сияющими глазами, пел детские песенки, что его не могли наслушаться.

Первая слава пришла к Сереже после того, как его показали по телевизору, в популярной программе «Песня года», на которой он спел «Песенку крокодила Гены» Владимира Шаинского. Это было в декабре 1972 года. В зале долго не стихали овации, и потрясенные телезрители еще долго напевали эту незатейливую песенку.

Недетский груз

На Сережу обрушилась слава. А ее груз бывает непомерно тяжелым даже для взрослых, умудренных опытом, людей. Три года пролетели как во сне. Сережа потом говорил в интервью, что ребята в хоре работали на износ: репетиции — по десять часов в день, а то и больше, никаких выходных, бесконечные выступления, записи на радио и телевидении, гастроли… А ведь надо было еще и в школе учиться. При этом за свою каторжную работу дети ничего не получали — ведь Большой детский хор числился самодеятельным коллективом и не зарабатывал денег.

Сам Сережа, став взрослым, говорил, что секрет его популярности, скорее всего, заключался не только в звонком голосе, но и во внешности. Этакий типичный дворовый мальчишка, который только что играл в футбол или гонял на велосипеде, а полчаса назад умылся, переоделся и запел на сцене — с удовольствием, задорно и весело, без напряжения, как поют птицы.

Образцово-показательный мальчик

Взрослые всеми силами принялись «лепить» из Сережи образцового ребенка. В газетах писали, что Парамонов — настоящий пионер, отлично учится, не прогуливает школу и не шалит на переменах.

О нем снимали телепередачи — чтобы советским детям было с кого брать пример. На очередном съезде Сереже доверили преподнести букет самому Леониду Брежневу — Генеральному секретарю КПСС. О каком счастливом детстве можно вести речь, когда ты постоянно на виду, как в стеклянной витрине…

Переломный момент

А через три года по стране вдруг зашептались: Сережа Парамонов, мальчик с «серебряным голосом», недаром исчез с экранов, наверное, он погиб. Сережу и правда перестали показывать, он уже не пел на праздничных концертах, но причина оказалась прозаичнее: у 15-летнего подростка началась возрастная мутация голоса. Ему необходимо было переждать некоторое время, поберечь связки.

Он поступил в музыкальную школу — ведь никакого музыкального образования у него не было. А там взрослые педагоги, почуяв «золотую жилу», настойчиво стали советовать Сергею организовать ансамбль и выступать с ним в пионерских лагерях. Мальчик не смог устоять — ему хотелось продолжать петь! А голос не выдержал такого испытания. Неокрепшие связки получали непосильную нагрузку. Из-за этого настоящего взрослого голоса Сергей так и не получил. Петь он больше не мог. И это стало для него настоящей трагедией.

Жестокий мир взрослых

Сережа бросил музыкальную школу, поступил в музыкальное училище. И там к нему пришло прозрение: он увидел, что он перестал быть лучшим. Рядом учились ребята намного талантливее. А он попал в ряды обычных «середнячков». Звонкоголосый ребенок, которым восхищались взрослые, которого угощал пирожными Муслим Магомаев, для которого писала песни Александра Пахмутова, дуэтом с которым пели Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, стал обычным юношей. Нужно было как-то жить дальше, пробивать себе дорогу в жизни. А он не хотел и не умел ничего делать — только петь!

Парамонов честно учился, старался, но быстро понял: все разговоры о его гениальности ничего не стоят. Шли годы, его постепенно забывали. На концертах детского хора его песни теперь исполняли другие мальчишки — с такими же звонкими голосами, а сам Сережа, приходя иногда на репетиции, сидел в зале и глотал слезы обиды. Сергей бросил учебу и запил — неокрепшая психика нуждалась в какой-то разрядке.

Слишком рано сгоревшая звезда

На некоторое время выбраться из цепких лап «зеленого змия» ему помогла женитьба. Казалось, все наладилось — любимая девушка, свадьба, рождение сына… У Сергея будто открылось второе дыхание. Он бросился осуществлять новые проекты, организовывал праздничные мероприятия, писал песни, гастролировал по стране с новой группой. Но такая жизнь продлилась всего несколько лет. Потом он снова потерял ко всему интерес и вернулся к водке. Может быть, Сергею слишком тяжело далось понимание того, что возврата к прошлому нет и не будет, что ему больше никогда не быть звездой, что недолгие несколько лет всенародной славы ушли в прошлое?

Жена пыталась бороться с пристрастием Сергея к спиртному. Но все усилия были напрасными, и она ушла, забрав сына. Сергея накрыла депрессия. Последние несколько месяцев он провел в одиночестве. В 36 лет его не стало — он умер во сне, врачи констатировали приступ удушья на фоне пневмонии.

Сергея Парамонова похоронили на кладбище в Митино в Москве. wikimedia

Хой с ними!

КОЛЛЕГИ: Хой и Алексей Брянцев (DJ Крот) в конце 90-х записали убойный альбом ремиксов

В начале 90-х группа «Сектор газа» собирала стадионы, хотя в некоторых городах России концерты коллектива запрещали. Восемь лет назад, 4 июля 2000 года, неожиданно умер бессменный лидер «Сектора…» Юрий ХОЙ (настоящая фамилия — КЛИНСКИХ). Смерть певца стала не только личной трагедией для его близких и родных, но и началом черной полосы для всей группы, бесспорно, уже вошедшей в историю отечественной музыки.

За два десятилетия существования «Сектора газа» через коллектив прошло два десятка музыкантов. После смерти ведущего вокалиста и основателя группы Юрия Хоя то и дело стали появляться сообщения о гибели или серьезных болезнях других участников. Кто-то скончался от передозировки наркотиков, кто-то банально спился, у кого-то отнялись ноги, кто-то умер от рака легких. Несколько месяцев назад Воронеж — родину «Сектора газа» и Юрия Хоя — потрясло очередное трагическое известие. Гитариста Василия Черных нашли мертвым в городском парке «Дельфин». — Это была страшная смерть, — рассказал нам Игорь Аникеев, клавишник «Сектора газа», а ныне создатель коллектива «С.Г.», в котором поет племянник Хоя — Юра Япрынцев. — Вася, конечно, любил приложиться к рюмке, но в тот вечер выехал на велосипеде из дома трезвым — это показала экспертиза. Нашли его рано утром. Скорее всего, подростки- наркоманы до смерти забили. Хоронили всем миром… Один за одним наши ребята уходят. Прямо злой рок.

Клубника на блюдечке

Черные метки судьба расставляла не раз и Юрию Хою. Как-то в Минводах, куда «Сектор газа» приехал с концертом, весь коллектив похитили бандиты и увезли на ослах в горы, где держали и заставляли петь.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ: на могиле Юрия Клинских (Хоя) на Левобережном кладбище Воронежа всегда живые цветы

Выяснилось, что недобросовестные партнеры похитителей, не поделившись выручкой за концерт группы, скрылись в неизвестном направлении. Музыкантам пришлось несколько дней уговаривать преступников, что они тут ни при чем. В конце концов ребят отпустили. — Или вот еще случай, — рассказывает Игорь Аникеев. — Произошло это на гастролях. Не помню уж в каком городе, но стояла жуткая жара. Лежали мы в номере, кемарили. А Юрец все никак расслабиться не мог. Терпел он, терпел, а потом перелег на другую койку. Едва он встал со своей кровати — бах! — рухнула потолочная плита. Прямо на ту койку, где он лежал! Хоя бы точно насмерть пришибло! Значит, не время ему было тогда уйти от нас. Время пришло несколькими годами позже. Когда «Сектору газа» исполнилось 13 лет и записали они 13-й альбом. Да и год, 2000-й, был високосным. Опасный для мужчин, как предупреждал в одном из последних интервью сам же Юрий. Версий его смерти много. Кто-то считает, что музыканта сгубил гепатит С, есть такие, которые уверены, что Хой скончался от передозировки героина. А вот у московской любовницы Хоя Ольги Самариной, которая делила его с воронежской женой Галиной Клинских, — своя версия.

КОЛЛИЗИИ СУДЬБЫ: после армии будущий «колхозный панк» работал в ГАИ

— Я уверена, что не обошлось без помощи Гали, — сообщила Ольга, на руках которой и скончался музыкант. — Последние полтора года Юриной жизни Галя с головой ушла в черную магию. Накупила книжек и пыталась колдовать. Она рассказывала Юре страшные истории про бабушку-гадалку, к которой якобы ходит. Дескать, та ей предсказала, что случится большая беда, если муж не расстанется со мной. Потом выяснилось, что зловещие предсказания делала не бабушка, а одна Галина подруга. Юрец стал приезжать ко мне очень странный: осторожный, приглядывался, долго молчал. Потом рассказал про все эти наговоры жены. Представляете, она Юре наговаривала, что я изменяю ему. Злилась, короче, что я у нее мужика увела. Боялась, вдруг окончательно ко мне уйдет и перестанет денежки ей давать. Она-то ведь не работала — за его счет жила. Но Юра не собирался бросать семью — дочек своих, Иру и Лилю, до безумия любил. А с Галей у них сразу не клеились отношения, как он говорил. Мол, уже в первую брачную ночь все наперекосяк пошло. Дескать, не любила Галя сексом заниматься, холодная, говорил, была. Да и не готовила она ему, не ждала с гастролей с горячими щами, которые Юра очень любил. Вот и сработал у Галины, наверное, бабский подход: «Если не мне, то никому не достанется!»

СВАДЬБА СТАРШЕЙ ДОЧЕРИ ХОЯ: мама Юры Мария Кузьминична с молодоженами Ириной и Евгением. Женя после бракосочетания взял фамилию Клинских (август 2006 г.)

За день до смерти Галина попросила Юру съездить с ней к матери в деревню. Мы с моим любимым тогда только-только сняли квартиру в Воронеже, чтобы Юрке на съемки очередного клипа не мотаться из Москвы. Юра поехал с женой. Вернулся задумчивый. «Слушай, — говорит, — странно: все клубнику из общей чаши ели, а мне почему-то на блюдечке принесли. Первый раз такое». А потом с улыбкой добавил: «Приворожить хотят, что ли?» А у меня сразу в голове мелькнуло: «Отравить его хотели!» Вечером мы с ним покатались по городу немного. Вернулись домой, легли спать. Просыпаюсь утром от того, что Юрка по квартире бегает и причитает: «Оль, все тело горит!» И показывает от кистей рук до паха. Может, все же траванули его родственники жены. Конечно, не хочется ни на кого наговаривать. Когда Юрка бегал как сумасшедший, я хотела «скорую» вызвать, а он упирается: «Нам надо в Театр юного зрителя ехать, гримироваться для съемок в клипе!» Поехали. Я смотрю: он весь дрожит, губы фиолетовые по контуру и пот по вискам стекает. И гримироваться не надо, думаю… Заехали к приятелю одному. Там Юра и умер. — Тетя Галя на такое не способна! Кто это выдумал? — удивился племянник Хоя Юра Япрынцев, когда мы ему рассказали версию Самариной. А жена Хоя Галина Клинских винит в смерти музыканта Ольгу. — Я когда узнала, что эта Оля его на иглу посадила, стала уговаривать бросить ее. Он лечился, но все было бесполезно. Потом он и гепатит через это дело подхватил. И вскоре умер.

Читайте также  Фотобиеннале в русском музее в 2019 году проходит с 31 января

Подарок родителям

СВАДЕБНОЕ ФОТО: Галина была единственной женой Юрия

Наследство Юрий оставил небольшое: автомобиль «дэу нексия» и квартира в Воронеже, в которой жили его родители. Эту «двушку» Юрий оформил на себя. Дескать, мало ли что с родителями случится — люди пожилые… В 4-комнатной квартире, где прошло детство музыканта и раньше жили его отец и мать, поселились жена Галина с дочками. — Мы с Колей, Юриным папой, ныне покойным, из той 4-комнатной давно съехали, — рассказала нам мама музыканта Мария Кузьминична. — С невесткой мы не очень-то ладили, да и зачем мешать молодым? В последние годы Юра там редко появлялся. Заезжал лишь, чтобы с дочками повидаться. Они с Галиной-то как семья давно не жили. Юра пропадал в Москве с Олей, а у Гали, говорят, в Воронеже тоже какой-то ухажер завелся. Сама его не видела, но соседки доносили. Спрашиваете, как мне сейчас живется? Давление вот постоянно скачет, операцию на глазу недавно сделала, деньжонок вот — 18 тысяч — скопила. Я Гале постоянно говорю: «Давай я выпишусь из своей 4-комнатной квартиры, где вы живете с девочками, а эта пусть на меня будет записана». Она не соглашается. Мол, я отпишу ее не ей, а каким-то другим людям. И ту, и эту хочет заполучить, а меня, старого человека, без жилья оставить! Юра ведь всегда твердил: «Родители, эта квартира ваша. Вас никто из нее не выгонит». А вот оно как вышло — после его смерти выделили всем по определенной доле! В 2-комнатной этой, где я живу, сын только прописан был, а теперь, значит, никто. А в той 4-комнатной — я, дочки Юрины и жена его Галя.

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ «СЕКТОРА…» В ГЕРМАНИИ: клавишник Игорь Аникеев (крайний справа), солист Юрий Хой (крайний справа) и гитарист Вадим Глухов (справа в нижнем ряду) с немецкими поклонниками (2000 г.)

Я уж хотела в суд подавать. Галина ждет моей смерти, чтобы всем завладеть. Да что удивляться, она всегда выгоду искала. Помню, незадолго до смерти Юры грозила: «Вот разведусь с ним и еще больше возьму, чем сейчас имею!» А я… Даже и не знаю, что делать теперь, к кому за помощью обращаться.

Два львенка

Одна осталась и Ольга Самарина. С отцом она не общается, мама умерла. — С Юрой мы познакомились, когда мне было 15 лет, — рассказывает Самарина. — За девять лет он мне стал всем: и мамой, и папой, и мужем, и другом. И не уводила я его из семьи, как некоторые говорят. Галя к тому времени от него сама ушла. Сначала я даже не думала, что все окажется так серьезно. Но у нас случилась любовь. Настоящая! Так что Юрка — моя половинка. Я это точно знаю, и он так говорил. Однажды мы сильно поссорились и не общались год и четыре месяца, а потом снова сошлись — не смогли друг без друга жить. И в клипах его снималась, и на гастроли с ним ездила по городам и странам, и над солдатиками вместе прикалывались. Юрка, когда вел машину, любил догнать грузовик со служивыми и попросить меня: «Оль, открой окно и покажи им сисю! Пусть завидуют!» Конечно, и кололись мы вместе. Юра говорил, что на деньги, которые мы тратили на героин, можно было купить несколько квартир или машин. И маму мою хоронили, и по ночным клубам зависали, и шмотки я ему покупала модные, и «памятки» — браслетики с символами. Юра на амулет попросил нанести летучую мышь.

ЮРА ЯПРЫНЦЕВ: продолжил дело дяди

— Когда он умер, приехали менты и мне сказали: «Снимайте с него украшения и все из карманов забирайте — потеряется иначе», — вспоминает Ольга. — Сняла, забрала. Среди прочего была и Юркина «памятка». Галя потом кинулась искать этот браслетик и обвинила меня в краже. Сообщила в ментовку. А там мне предъявляют: «Вот сидит законная жена, а ты, сука, сняла с мертвого тела браслет». Мент еще начал грозить: «Давай-ка я тебя кину в «обезьянник», над тобой там поглумятся, и ты сразу расскажешь, где браслет». Я и не помнила, куда делось все. Потом выяснилось, что «памятку» спрятали наши друзья — Вадик Глухов (он в «Секторе газа» на гитаре играл) и его жена Светка. Хотели, чтобы мне хоть какая-нибудь память об Юре осталась, но не вышло — пришлось отдать этой.

ДОЛГОЖДАННОЕ СЧАСТЬЕ: почти два года назад Ольга родила сына Илюшу

Галя и на похоронах скандал устроила, когда я хотела подойти к гробу проститься. Накинулась как полоумная и начала орать. Но я на нее зла не держу, всех простила. Восемь лет прошло без Юры. Мне его жутко не хватает, так тоскливо и плохо.. Как жаль, что у нас с ним детей не появилось. Когда только начали встречаться, я забеременела. Очень хотела родить, но Юра настоял на аборте. Я потом 15 лет, как ни старалась стать матерью, так и не смогла. Зато сейчас растет у меня сынок Ильюшка. Скоро два годика ему исполнится. Помните, у Юры песня есть «Туман»? Там такие слова: «Но мы пройдем опасный путь через туман». Я тоже верю, что пройду этот путь, несмотря ни на что! Найду хорошую работу, чтобы обеспечивать себя и малыша, стану увереннее в себе, вытащу маму Юры из того болота, в котором она живет. Главное, что со мной рядом два моих львенка. Сын, как и Юрка, Лев по знаку Зодиака. Так вот один мой лев — рядом, другой — в сердце. На-всег-да!

САМАРИНА И ХОЙ: их головокружительный роман продолжался девять лет
ЮРОЧКА: с детства увлекался музыкой

Фото авторов и из личных архивов Ольги Самариной и семьи Клинских

Москва – Воронеж — Москва

Как сложились судьбы детей-исполнителей пионерских песен

Детский хор, которому было уготовано раскрыть таланты множества пионеров со всей страны, был создан Виктором Сергеевичем Поповым в 1970 году. Долгие годы выдающийся музыкальный педагог оставался его художественным руководителем, а сегодня хор носит имя Виктора Попова.

БДХ приобрел репутацию одного из лучших детских музыкальных коллективов на планете, которую сохраняет и по сей день. Его репертуар насчитывает несколько сотен произведений — от незатейливых песенок до серьезных симфоний и опер. Великое множество известных нам с детства песен было написано известными композиторами и поэтами именно для этого коллектива. А такие композиции как «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Беловежская пуща» и многие другие приобрели особенно широкую известность после исполнения их хором на «Песне года».

Дмитрий Голов

Одним из самых популярных солистов хора был Дима Голов. С него даже началась небольшая династия: у Дмитрия есть приемная дочь Анна, которая пошла по стопам отчима и также выступала в хоре. Наиболее известные песни в его исполнении — «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», «Из чего же…» (вместе с Олегом Касьяновым, Оксаной Беловой, Катей Гаврилиной).

По рассказам Анны Рябовой (приемной дочери), на попадание Димы в БДХ и его карьеру особенное влияние оказала мать — Нина Даниловна. Именно она отдала сына в хор и поддерживала на протяжении всего времени, что он в нем провел.

Жизнь Дмитрия после ухода из хора сложилась вполне удачно. «Наверно, его можно назвать баловнем судьбы. Закончил институт, занимался бизнесом, сейчас работает в крупной компании», — подтверждает в одном из интервью Анна. Помимо приемной дочери у него есть собственный сын Данила.

Маргарита Суханкина

Будущая звезда поп-сцены в составе группы «Мираж» начала свой творческий путь совсем рано — в пятилетнем возрасте: маленькая Маргарита занималась пением в Дворце пионеров и школьников. К одиннадцати годам она развила свой талант достаточно, чтобы пройти конкурс в Большой детский хор ВР и ЦТ. Здесь она смогла стать солисткой, и проработала в хоре с 1976 по 1984 год.

К концу времени своего пребывания в хоре Маргарита начала предпринимать многочисленные попытки поступить в лучшие музыкальные учебные заведения. Однако по разным причинам они оказывались неудачными вплоть до 1983 года, когда ее приняли в Московскую государственную консерваторию в класс Нины Львовны Дорлиак.

Уже через три года были записаны первые песни группы «Мираж». Маргарита выступала в весьма своеобразном амплуа: на песнях был записан ее голос, однако в первые годы существования группы она оставалась «за кадром». На концертах под ее фонограммы выступали другие участницы коллектива.

В начале 90-х Маргарита прекращает сотрудничать с группой и начинает карьеру оперной примы в Большом театре, где проработает до 2001 года. В 2004 Суханкина пришла в «Мираж» уже в статусе основной вокалистки, в коем прибывает до сих пор.

Елена Могучева

В 1976 году в хор пришла шестилетняя девочка Лена Могучева, хотя на вид ей можно было дать только 4. Лена быстро стала одной из главных звёзд БДХ, выделяясь своим удивительным талантом и особым, искренним отношением к тем песням, которые исполняла. На «Песня-79» композиция «Пропала собака» в ее исполнении стала лауреатом фестиваля, а о маленькой певице узнала вся страна.

С самых юных лет и вплоть до взрослого возраста ее отличали невероятное трудолюбие и усердие, что удивительно контрастировало с тем впечатлением, которое она производила на первый взгляд: маленькая, скромная, по-детски искренняя и жизнерадостная. После школы она пошла учиться на филологический факультет МГУ. Однокурсницы и подруги вспоминали, что ее скрупулезность здесь проявлялась на все сто процентов: когда при подготовке к занятиям однокашники ограничивались чтением учебника, Лена изучала огромные списки литературы вдоль и поперек. «На больших семинарах, где объединяли несколько групп, она становилась для нас настоящей палочкой-выручалочкой».

Университет она окончила с «красным» дипломом, а после, несмотря на все перестроечные и постперестроечные тяготы, смогла найти довольно хорошую работу, благодаря которой воплотила свою самую заветную мечту — посетить множество разных стран и познакомиться с самыми удивительными культурами.

Однако у истории ее жизни оказался трагичный конец. Ее энергичность вкупе со скромностью сыграли с Леной злую шутку: в конце августа 1999 года у нее начались боли в пояснице, но на предложение матери позвонить в «скорую» она отвечала отказом целых восемь дней. Когда врачей наконец вызвали, они диагностировали у нее скоротечный отек почек. Спасти девушку не удалось, и 29 августа 1999 года Елены Могучевой не стало.

«Лена была одним из тех редких людей, в которых можно было быть уверенным, что они не бросят в трудную минуту», — вспоминала о ней одна из подруг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: