Обводный канал санкт-петербурга: фото, достопримечательности - JEKATERINBURG.RU

Обводный канал санкт-петербурга: фото, достопримечательности

Обводный канал

Обводный канал — самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина — от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу — восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров. Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал — строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже — просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже — доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849–1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал — достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма — метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник — здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше — Балтийский вокзал — строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

Интересные места на набережной

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними — захоронения XI–XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Читайте также  Центральный военно-морской музей в санкт-петербурге

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Обводный канал

Обводный канал Санкт-Петербурга

Обводный канал – крупнейшая водная магистраль Санкт-Петербурга длиной 8,08 км, соединяющая Неву с протоком её дельты – Екатерингофкой. Отправной точкой служит Александро-Невский монастырь. Раньше канал пересекал незастроенную местность и служил для доставки грузов окольным путём, минуя центр Санкт-Петербурга. Со временем набережную оккупировали промышленные предприятия, которые загрязнили воды рукотворного русла. Городские старожилы всё ещё помнят шутку: «Как пройти к Обводному каналу? – Идите на запах». Сейчас же она утратила актуальность.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Обводный канал

Исторический очерк

Строительство водной артерии города, которое развернулось в 1769 году между Лиговским каналом и рекой Екатерингофкой, заняло около 11 лет. Канал нарекли Городским, после – Городовым, но вскоре за ним закрепили окончательный вариант – Новый.

Над проектом работал Л. Л. Карбонье д’Арсит – русский инженер французского происхождения. Он учёл требования Александра I проложить такое русло, которое играло бы роль транспортной магистрали между взморьем и Невой. Со стороны Санкт-Петербурга канал укрепили оборонительным валом, а в 1805 году расширили и углубили уже существующий водоём. В то же время проложили и его восточную часть по чертежам И. К. Герарда.

На этом строительные работы не завершились. Уже в первой половине XIX века за облагораживание канала взялись инженеры Б. П. Э. Клапейрон и П. П. Базен. В октябре 1833 года состоялось торжественное открытие водной магистрали. Поскольку канал «обводил» город с южной стороны и служил его условной границей, новое название – Обводный – тотчас появилось на фоне ассоциаций горожан и сохранилось по сей день.

В 1840-х годах русло обзавелось Глиняным ковшом – каналом в форме буквы «Г», где останавливались и разгружались суда. Он тянулся от Александро-Невского мужского монастыря и затем поворачивался на запад. По набережной проложили железную дорогу, которую демонтировали уже во второй половине XX в. Возле Атаманского моста канал расширялся, предоставляя место для скопления судов. Этот участок был известен как бассейн Обводного канала.

XIX век определил дальнейшую судьбу набережной. Промышленная деятельность предприятий превратила русло в канаву, куда стекали сточные воды. Вскоре к ним прибавились отходы вокзалов. Обводный канал загрязнился до такой степени, что начал источать неприятный запах, ставший поводом для многочисленных шуток горожан. В обиход вошло и неофициальное название канала – Обвонный. Специфический запах всё ещё беспокоит жителей Санкт-Петербурга, особенно в тёплое время года.

Хотя Обводный канал предназначался для судоходства, сейчас по нему курсируют только речные суда с малой осадкой. Русло обмельчало и со временем утратило важное значение. Зато набережные обрели второе дыхание и превратились в главные магистрали города. Водное пространство канала пересекают 23 моста: 2 железнодорожных, 6 пешеходных и 15 автомобильных.

Мистическое прошлое

Хроника Обводного канала окутана зловещими загадками. Издавна это место считается проклятым. Причина тому – одна загадочная история, которая произошла в 1923 году.

Строительство теплотрассы неподалёку от современного автовокзала обернулось неожиданностью: копнув глубже, рабочие обнаружили причудливое каменное сооружение. Его образовывали массивные плиты из гранита, выложенные в форме круга. Испещрённая знаками поверхность скрывала истлевшие останки нескольких тел. Известный на то время археолог Гвоздицкий, прибыв на это место, был крайне удивлён: находка оказалась захоронением скандинавского происхождения, датируемым XI-XII вв.

По мнению учёного, возведение теплотрассы стоило немедленно прекратить, но к нему не прислушались. Более того: на следующий день все ленинградские издания пестрели статьями с призывом забыть о пережитках и писать будущее. Гвоздицкого обвинили в подверженности влиянию буржуазии. Участь древнего археологического памятника была прискорбной. Из массивных плит сделали поребрики, которые украсили здания Лиговского проспекта. Останки усопших нашли своё последнее пристанище на свалке.

12 апреля 1923 года жители города были потрясены ужасающим происшествием: в водах канала трагично завершилась жизнь прачки. С этого дня Боровой, Предтеченский и Ново-Каменный мосты буквально притягивали городских самоубийц. Количество утопленников достигло критического уровня осенью того же года. В районе появились многочисленные посты, которые должны были своевременно предотвращать попытки прохожих свести счёты с жизнью. Кардинальные меры принесли скромные плоды: среди числа спасённых оказался лишь товарищ Мясопотамский – член РСДРП. Его отвезли в Боткинские бараки на попечение известного психиатра Ефимсона.

Долгое время доктор наблюдал за поведением неудавшегося самоубийцы и вскоре неожиданно заинтересовался поиском архивных документов, где упоминались бы происшествия, так или иначе связанные с Обводным каналом. Так Ефимсон вышел на археолога Гвоздицкого, который при встрече рассказал психиатру о находке 1923 года и показал ему «скопированные» знаки, высеченные на гранитных плитах. Выяснилось, что захоронение имело ритуальное происхождение, но расшифровать древние письмена, к сожалению, не удалось.

Дневники психиатра приоткрывают завесу тайны Обводного канала лишь частично. Всё началось с основания на месте слияния Невы и Охты крепости Ландскрона по инициативе шведского маршала Торкеля. Его отряды проявили удивительную жестокость по отношению к поселениям на реках Сутилла и Кеме (сегодняшние Волковка и Фонтанка соответственно). На берегу первой шведы обнаружили языческое капище, где регулярно проводили жертвоприношения. Так карельские идолопоклонники хотели задобрить богов: убийствами животных и собственных детей. Солдаты, увидев столь неприятную картину, принялись яростно сокрушать языческие статуи. С появлением безумного волхва, который начал проклинать погромщиков, воины неуверенно остановились, но вскоре решили проблему кардинально: убийством старика-нечестивца.

Это не помогло: животный страх и опасение кары свыше прочно укоренились в душах шведов. Масла в огонь подливали и пугающие истории о колдунах Карелии, державшие в страхе всю Скандинавию. Маршал Торкель решил действовать по принципу «клин клином вышибают»: на месте, где прежде проливалась кровь невинных, совершили не менее пугающее жертвоприношение, чтобы задобрить потусторонние силы. В этот раз жизнь отняли у пяти молодых карелок. Как только тела девушек сбросили к убитому волхву, над лесом прозвучал жестоких смех, а неожиданный порыв ветра вырвал с корнем огромное дерево. С тех пор об этом месте пошла дурная слава, которая распространилась далеко за пределы Санкт-Петербурга.

Суеверие всё ещё живёт среди горожан. Даже во время строительных работ 1805 года землекопы не хотели оставаться надолго возле устья Волковки, объясняя это мистическими слухами. Лишь угроза И. К. Герарда отправить всех на каторгу мотивировала рабочих продолжить выбирать грунт на этом гиблом месте – своеобразном «магните» для желающих отправиться к праотцам.

Достопримечательности Обводного канала

Архитектура набережной едва напоминает о традиционном величии Санкт-Петербурга, но вместе с тем имеет важное историческое значение. Хлебные амбары Александро-Невской лавры расположились в домах № 3, 4 и 5. Неподалёку в здании песочного цвета находится Санкт-Петербургская духовная академия – образец классического архитектурного стиля.

В кирпичном и неприглядном с виду доме № 74 расположен Газовый завод Общества столичного освещения, сотрудники которого отвечали за иллюминацию улиц Северной Пальмиры. В доме № 90а разместился завод А. Ф. Штритера. В значительном отдалении от него (№ 136) находится бумагопрядильная фабрика наследников Голенищева, возведённая во второй половине XIX века. На набережной Обводного канала нашлось место и для Измайловских магазинов провианта (№ 169-173) – памятника русского классицизма.

Читайте также  Пригороды санкт-петербурга. лучшие достопримечательности

Дворец культуры имени А. Д. Цюрупы расположен в доме № 181. Это величественное серое здание с массивными колоннами возвели в 1913 году по проекту русского архитектора Н. В. Дмитриева.

Как добраться

Доехать до Обводного канала не составит труда. Поскольку он пересекает значительную часть Санкт-Петербурга, транспортная развязка предлагает более двух десятков способов добраться до набережной самого таинственного канала города. Это можно сделать:

  • автобусом: № 15, 17, 50 (выйти на остановке «Набережная Обводного канала» и спуститься к каналу вдоль Московского проспекта), № 3, 8, 10, 43 (выйти на остановке «Набережная Обводного канала» и пройти 100 м по Лермонтовскому проспекту), № 2, 6, (доехать до Старо-Петергофского проспекта и спуститься к каналу), № 35, 49, 58, 65, 66, 67, 67Б, 70, 71, 74, 76 (остановки расположены вдоль Обводного канала);
  • метро: Фиолетовая линия или 4-я ветка, станция «Обводный канал»;
  • маршрутным такси: К-3, К-25, К-36, К-213, К-338, К-350 (добраться до остановки «Набережная Обводного канала» и пройти по Московскому проспекту), К-8, К-16 (выйти на улице Профессора Качалова и подняться по проспекту Обуховской обороны в направлении движения машин); К-404 (добраться до ж/д вокзала «Балтийский»), К-1, К-2, К-6К, К-169, К-177, К-195, К-306 (доехать до остановки «Набережная Обводного канала» и спуститься по Старо-Петергофскому проспекту), К-62, К-66, К-67, K-252 (остановки размещены вдоль канала);
  • трамваем: № 10, 24, 65 (доехать до ул. Профессора Качалова и пройти около 300 м к каналу), № 16 (добраться до Старо-Петергофского проспекта и спуститься вдоль трамвайных путей), № 41 (добраться до ул. Лифляндской).

Обводный канал

Обводный канал считается крупнейшим в Санкт-Петербурге. Его протяженность – более восьми километров, ширина в восточной части составляет 42 метра, а средняя равняется 21 метру. При этом глубина остается относительно небольшой на всей протяженности – порядка двух метров. Канал был создан искусственным образом. Он выходит из Невы около Александро-Невской лавры, а его конец входит в реку Екатерингофка. Вокруг Обводного канала ходит множество легенд, из-за которых он снискал не самую лучшую славу.

Содержание:

  • История создания
  • Мосты Обводного канала
  • Достопримечательности

История создания

П роект Обводного канала появился в 1766 году, а к строительству приступили три года спустя. Процессом на протяжении 11 лет руководил Л. Карбонье. Под его началом был создан участок от Екатерингофки до Лиговского канала. В XIX веке строительство продолжил И. Герард, он создал восточную часть канала, а также углубил и расширил его.

Торжественное открытие состоялось в 1833 году. Тогда канал был судоходным. Сегодня это предназначение почти полностью утрачено, поскольку канал значительно обмельчал, и крупные суда не могут проходить по нему. Здесь могут проплывать только небольшие корабли, перевозящие негабаритные грузы.

Обводный канал известен в первую очередь благодаря жутковатой легенде о самоубийствах. Однако с проектом было что-то «не так» еще до первых утопленников. Когда строительство только начинали, в 1803 году, наемные работники и солдаты отказывались трудиться дальше под предлогом того, что это место «нехорошее».

В 1913 году из вод канала достали расчлененное тело мужчины. Как выяснилось позднее, его убила собственная супруга. С того момента убийства и самоубийства в районе Боровского моста участились.

В 1923 году, когда прокладывали теплотрассу, на том месте, где река Волковка впадает в Обводный канал, нашли гранитные плиты со странными письменами. А под ними – человеческие останки времен XI-XII веков. Власти города не отнеслись к находке с достаточной серьезностью, поэтому кости вынесли на свалку, а плиты распилили и сделали бордюры на Лиговском проспекте. С тех пор на Боровском мосту начали происходить самоубийства, причем строго раз в десять лет. В 1923 в воду бросилось больше 80 человек, а в 1933 – больше сотни. Те, кому удалось выжить, рассказывали, что из канала их зовет неизвестный голос, и они просто не могут ему отказать. Спасенными занимались психиатры, но никто так и не нашел объяснения массовым самоубийствам.

В последние десятилетия подсчет жертв официально не ведется, поэтому наверняка никто не знает, продолжаются ли самоубийства и теперь.

Мосты Обводного канала

В сего через Обводный канал перекинут 21 мост, из них два являются железнодорожными. Некоторые из них – пешеходные, однако большинство сейчас используются для проезда автотранспорта. С момента строительства все мосты неоднократно реконструировались и расширялись, подстраиваясь под запросы современной жизни. Большинство мостов не блещут своей изысканностью и выглядят весьма просто и строго. Исключение составляет разве что

Ново-Петергофский мост, включенный в список памятников культуры и истории – его чугунные решетки были созданы по проекту Бенуа.

Самым известным мостом через Обводный канал является Боровский – именно с него прыгали в воду самоубийцы. Некоторые время около него в годы Х постоянно дежурили представители закона и не подпускали людей близко к краю.

Через Обводный канал также переброшены пять так называемых «Американских» мостов. Их строили в 1840-х годах одновременно с железной дорогой Москва-Петербург. Изначально в основе проекта лежала идея Уильяма Гау (поэтому мост и назвали американским), суть которой заключается в соединении деревянной фермы и железных стержней (на тот момент это было в новинку). Такая конструкция должна была сделать сооружение более прочным, но при этом не сказаться на его весе.

Сегодня таких мостов пять. С конца 2008 года все их официально называют Американским мостом, при этом у каждого дополнительно есть литера или номер.

Еще один мост – Ново-Каменный – строился для того, чтобы пропускать воду из Лиговского канала, уровень которого был значительно выше, чем Обводного. Он расположен между Боровым и Предтеченским мостами. Последний, кстати, назван так в честь Рождества Иоанна Предтечи и находящегося рядом Крестовоздвиженского собора.

Достопримечательности

Набережная Обводного канала не богата достопримечательностями и историческими местами. В основном здесь располагаются производственные здания, бывшие и действующие заводы.

Хлебные амбары

Адрес: наб. Обводного канала, 3, 5, 5а, 5б и 5в

Обводный канал берет свое начало около Александро-Невской Лавры. На набережной располагаются Хлебные амбары, сохранившиеся с XIX века. Они сдавались в аренду торговцам хлебом. Раньше амбаров было значительно больше, но после окончания Великой Отечественной войны были снесены те, которые закрывали вид на Лавру. Осталось только пять зданий.

Типография имени Ивана Федорова

Адрес: наб. Обводного канала, 91

Еще одно интересное здание на набережной – это типография, названная в честь Ивана Федорова. Долгое время роль главного художника игра А. Н. Лео, автор проекта герба Российской Федерации и известных иллюстраций к «Евгению Онегину».

Крестовоздвиженсий казачий собор

Адрес: Лиговский проспект, 128

На пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного Канала находится Крестовоздвиженский собор, один из старейших в городе. Изначально она была построена как небольшая церквушка в честь рождества Иоанна Предтечи. В 1731 году постройка сгорела, и на ее месте построили часовню, а затем и весь собор. Современный вид она приобрела в 1850-х годах.

Адрес: наб. Обводного канала, 60

В последние годы многие заводы, которые сейчас стоят на набережной без дела, становятся галереями, мастерскими или творческими кластерами. Наиболее известным арт-пространством в районе Обводного канала являются «Ткачи». Сегодня это место пользуется огромным успехом у молодых жителей Петербурга. Здесь проводят различные мастер-классы, концерты, праздники, спектакли и многое другое.

Обводный канал

Обводный канал, Санкт-Петербург Raita Futo

Читайте также  Блошиный рынок барахолка на удельной в санкт-петербурге

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически — акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес».

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Отзыв: Экскурсия по Обводному каналу (Россия, Санкт-Петербург) — На ОБВОДНОМ ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ, которые не подарят вам именитые реки Петербурга!

Эта замечательная историческая водная магистраль попросту называется Обводным каналом. Её отличие от других рек, на которых расположен Петербург, в том, что это искусственное сооружение. В прошлые века канал назывался Загородным и окончательно прорыт от реки Невы у Александро-Невской лавры в исторической центральной части города и до реки Екатерингофки практически в нынешнем Кировском районе для обслуживания старинных промышленных предприятий: источник воды, стоки воды, перевозка сырья и готовых изделий. В 1830 году Загородный канал являлся собственно южной границей Петербурга.

Вы можете совершить бесплатную экскурсию по Обводном каналу вместе с этой турфирмой или самостоятельно. Удобнее всего двигаться по одному берегу канала в любом направлении, а возвращаться по другому, так вы никогда не заблудитесь)

В отличие от набережной Фонтанки, набережной Невы и др. рек у Обводного канала заведомо высокие парапеты и берега, поэтому визуально уровень воды низкий и плеск волн не так романтично наблюдать.
Это сделано и для защиты о наводнений, и потому, что Загородный канал в 18 веке являлся оборонительным объектом с высоким валом на стороне города, и потому что канал обмелел. Тем не менее виды на Обводном великолепны, загадочны, атмосферны в любое время года:

Сейчас глубина Обводного всего около 4 метров. К сожалению, его воды загрязнены стоками, особенно ниже по течению. За каналом не следят как должно ((, это электрические провода, упавшие в воду со столба:

НО НА ОБВОДНОМ ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ, которые не подарят вам именитые реки Петербурга! Это мои любимые «туннели», проходы сквозь дома на четной стороне набережной. Ниже проход, расположенный на перекрестке со Старо-Петергофским проспектом:

Ниже на фото проход через дом на набережной Обводного канала недалеко от Храма Воскресения Христова:

А это сам действующий храм, построен в 1904–1908 стараниями Всероссийского Александро-Невского общества трезвости! В подвале храма располагалась типография, которая печатала газеты и брошюры о вреде пьянства и алкоголизма, а трезвенническое движение имело хождение по всей России. Я сказал, что храм Воскресения Христова действующий. я посетил его, он великолепен! огромен! необычен! но впечатление портит прямо на входе справа сидящий служащий — в роли охранника и хозяина — южной национальности однозначно другой религии:

На Обводном канале расположен заброшенный ныне завод Красный треугольник, который отсчитывает свою историю с 1860 года, когда один предприимчивый немец стал представителем американской компании галош не только у себя на родине, но и приехав в отсталую Россию. Так родилось Товарищество российско-американской мануфактуры Треугольник:

Ну а в России не может же что-то быть просто треугольником или квадратом. Если треугольник, то красный, особенно после 1917. Если квадрат, то черный. Корпуса завода Красный треугольник тянутся и тянутся на протяжении больше километра по набережной Обводного канала:

Сами по себе здания Треугольника являют собой памятник так называемой красно-кирпичной архитектуры. Огромный тротуар вдоль этой стороны набережной Обводного канала вплоть до Старопетергофского проспекта, как я заметил, раз в 5 шире, чем противоположный тротуар нечетной стороны набережной и был изначально рассчитан на огромную проходимость для рабочих Треугольника и на выезд конных повозок, а затем машин из его ворот.

Это вид на Обводный канал с Ново-Калинкина моста в сторону реки Екатерингофки. Слева купола Храма богоявления на Гутуевском острове:

А справа историческое здание бумагопрядильной мануфактуры с пожарной каланчой, построенное на берегу канала в 1835 году:

Ниже на фото памятник истории и культуры Лермонтовский мост через Обводный, с львиной оградой:

А внизу утки «борются» с течением. Можно подумать, что и правда борются:

На самом деле это гидромассаж, им нравится перебирать лапами возле опор моста, где течение усиливается. Когда надоедает, они отклоняются в сторонку и конечно. ждут вкусненького от жителей и туристов! По течению воды под мостом сразу видно направление течения канала — от центра в сторону Екатерингофки.

ПРО ДРУГИХ МАЛОИЗВЕСТНЫХ ЛЬВОВ города читайте отзыв Ищем львов Петербурга !!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: