Новый эрмитаж в санкт-петербурге: величественная сила атлантов - JEKATERINBURG.RU

Новый эрмитаж в санкт-петербурге: величественная сила атлантов

Музейный гений. Как архитектор баварского короля проектировал Новый Эрмитаж

Десять гранитных атлантов у Нового Эрмитажа стали одними из самых узнаваемых символов Петербурга на ряду с корабликом на шпиле Адмиралтейства, ангелом Петропавловской крепости и фигурой Медного всадника.

Идея украсить портик здания фигурами гигантов принадлежала архитектору Лео фон Кленцу, которому Николай I доверил создать в Петербурге проект здания для разросшейся коллекции Эрмитажа. В день, когда состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики, SPB.AIF.RU вспоминает историю памятника архитектуры.

Эхо Древней Греции

Отцом Нового Эрмитажа можно назвать немецкого мастера Лео фон Кленце. Придворный архитектор баварского короля Людвига I прославился тем, что превратил Мюнхен в «новые Афины», выстроив там королевский дворец, знаменитые Кёнигсплац, Глиптотеку и Пинакотеку. Историки сходятся во мнении, что первая половина XIX века была временем настоящего расцвета немецкой культуры. Германия в те годы была впереди многих европейских стран в области музейного строительства, а Лео фон Кленце имел репутацию самого известного проектировщика музеев.

Когда в 1838 году Николай I посетил Мюнхен, то был поражен мастерством Лео. Император сделал ему заманчивое предложение, от которого сложно было отказаться – спроектировать в Санкт-Петербурге «Императорский музеум», первое в России здание, предназначенное для демонстрации художественных коллекций.

Архитектор не мог упустить такой шанс – создать нечто величественное в столице Российской империи. Хотя задача перед немецким зодчим стояла непростая — вписать музей в уже сложившуюся застройку. В итоге в 1839 году он прибыл в город на Неве и начал делать наброски музея, который мог бы соединить в себе нереализованные проекты здания королевской резиденции и Музейного здания для Афин (Пантехниона). Это стало бы воплощением его идеи о новом типе архитектуры, который противоречил бы «сухой и, академической, подобно машине, монотонной структуре групп зданий».

В итоге «Императорский музеум» Кленце увидел как двухэтажное здание, имевшее форму четырёхугольника. Четыре парадных фасада должны были отличаться оформлением. Первый этаж западного фасада должен был напоминать мюнхенскую Глиптотеку, в которой хранились древнегреческие и древнеримские скульптуры, а второй этаж – Пинакотеку, собрание живописи. Восточный фасад, выходящий на Зимнюю канавку, повторял бы структуру станцев (комнат – прим.) Рафаэля, помещений в Папском дворце Ватикана. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, которые бы украшали фигуры кариатид.

Исследователи отмечают, что фасады Нового Эрмитажа, которые в итоге были реализованы на деле, действительно, имеют сходство с фасадами Глиптотеки и Пинакотеки. Так, к примеру, при создании мюнхенских музеев Кленце использовал необычный прием – разместил в нишах фигуры известных персонажей. То же самое он повторил и в Петербурге — в нишах и на кронштейнах он поставил фигуры живописцев и скульпторов. Как и в Пинакотеке, Кленце уделил большое внимание решению интерьеров.

Сохранились документы, которые дают понять, что Кленце просчитывал даже тип освещения залов в зависимости от того, что там должно было экспонироваться. Так потолочные просветы подходили для залов с картинами большого размера, в помещениях со скульптурами шло верхне-боковое и боковое освещение, в кабинетах для малых картин — боковой свет.

Портик с легендарными атлантами

В 1840 году немец представил проект портика — крыльца в виде галереи, расположенного на главном (южном) фасаде здания. В предварительной версии его украшали не атланты, а кариатиды.

То, каким стал портик Нового Эрмитажа, — заслуга скульптора Александра Теребенёва. Желая получить заказ, в 1844 году он пообещал выполнить скульптуры за два года. Кроме того он предоставил сметную сумму, вдвое меньшую по сравнению с другими претендентами. На таких условиях он был вне конкуренции.

В 1846 году он изготовил по собственным эскизам модель атланта, которая в итоге и была принята. Известно, что примером для петербургских истуканов послужили гигантские фигуры из травертина в зале храма Зевса Олимпийского у древнегреческого города Агриджент в Сицилии.

Фигуры исполинов Теребенёв высек из серого сердобольского гранита. Это было смелым решением, так как в то время этот материал не использовался для подобных целей.

В отчете Академии художеств за 1845–1846 гг. сохранилась запись конференц-секретаря академии В.И. Григоровичал: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы не чудо при колоссальных кариатидах, исполненных и в лепке добросовестно, и из камня отлично Теребеневым».

К 1 сентября 1848 году фигуры были уже установлены. Известно, что Кленц остался доволен результатом.

«Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже», — написал он в 1850 году в изобразительном издании, чей выход был приурочен к окончанию строительства Нового Эрмитажа.

Стоит отметить, к 1851 году работы были завершены, а 5 февраля 1852 года, спустя 13 лет с момента начала работы Кленца, состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики.

«Атланты построили Петербург»: Как альтернативщики перепридумали историю города И почему сказ о великанах в Исаакии стал таким популярным

Мы топчемся на Дворцовой площади. «Первый этаж — для великанов, там потолки шесть метров, а последний, четыре метра, уже для людей», — рассказывает экскурсовод С., показывая на Эрмитаж. Экскурсантов пятеро, все, кроме меня, москвичи: двое мужчин и две женщины лет тридцати. «Изначально это был город атлантов, который 550 лет назад ушел под воду, — развивает С. свою мысль. — Петр I — сам потомок великанов, с его-то ростом. После катастрофы малого ледникового периода все великаны, которые были, они мутировали, потому что гравитация изменилась. Произошло измельчание». Гид обводит взглядом Зимний, Штаб Гвардейского корпуса, арку Главного Штаба и добавляет: «Для людей такое строить не могли».

Альтернативная история Петербурга появилась, вероятно, в начале 2010-х — а во второй половине десятилетия стала популярной. У роликов на ютьюбе , авторы которых рассказывают, что город создали не в 1703 году, а гораздо раньше, — сотни тысяч просмотров. Разбираемся, как так вышло.

The Village не дает ссылки на статьи и видеоролики с альтернативной историей Петербурга. При желании читатель может найти их самостоятельно

«Атлант расправил плечи»

Великаны были в два раза выше обычных людей. Жили в Атлантиде (или в воевавшей с ней Гиперборее, или в Тартарии — сведения разнятся). Столица ее находилась на территории современного Петербурга. Тогда же построили Исаакиевский собор, Александровскую колонну (оба сооружения снабжали древний город электричеством), одели Неву в гранит и возвели квартиры с пятиметровыми потолками. Затем был потоп, а к 1703 году — когда вода спала — Петр I (которого подменили в юном возрасте) пришел и откопал наследие атлантов.

И почему раньше Исаакий воспринимался как само собой разумеющееся, а не как Храм цивилизации Великанов? Так всегда бывает, когда привыкаешь. Привыкнуть можно к любому чуду*…

*Из книги, посвященной альтернативной истории Петербурга

Звучит как зачин фэнтезийного романа, но, на самом деле, это сюжет роликов на ютьюбе, посвященных альтернативной истории Петербурга. Впрочем, великаны фигурируют далеко не во всех теориях. Альтернативщики всецело сходятся только в невозможности появления города на Неве в начале XVIII века. Их аргументы: вес и вид колонн, обилие гранита, «подземные» этажи домов, старые гравюры и карты.

Софья Лурье

Это какой-то новый вид теории мирового заговора: в поколении моих родителей были люди, искавшие Шамбалу, потом все увлеклись поисками засекреченных НЛО, теперь родился этот красивый миф об истинном золотом веке. Подоплека, как я поняла, в том, что эти самые великаны знали рецепт добычи альтернативной бесплатной энергии, которую и скрывают от народа «так называемые историки».

Читайте также  Петербург достоевского: его герои, музей, памятник

Надо сказать, что хорошо проработанная альтернативная история — обаятельная вещь: чем больше погружаешься во вселенную атлантов, которые жили в квартирах с пятиметровыми потолками, играли в петанк гранитными шарами, умели добывать электричество из воздуха и для его переработки построили ТЭЦ, известную нам как Исаакиевский собор, тем больше хочется в это верить. Надеюсь увидеть если не блокбастер, то хотя бы комикс о жизни и трагической гибели наших предков-великанов на невских берегах.

Кто водит альтернативные экскурсии по Петербургу

Экскурсовода С. я нашла, изрядно измучив поисковик: за один клик на альтернативные туры не выйти. Мы встречаемся у Исаакиевского собора — главного доказательства атлантической версии происхождения Петербурга («Зачем такие огромные двери для обычных людей? а вот эти большие ступени?»). Гиду на вид лет 50, голос — зычный, немного хриплый. Говорит много, как будто отрепетированно, использует словечки типа «насрать» и «хреномундия».

Московские гости опаздывают почти на час, С. курит и от нечего делать рассказывает свою историю. Потомок блокадников (отец родился в 1943-м в Ленинграде), окончила кафедру этнографии ЛГУ, затем получила еще два высших образования. С 1986 года водила группы интуристов. Разочаровалась в профессии. Какое-то время таксовала. Во второй половине 2010-х попала на экскурсию «Магический Петербург» — и поняла, что на историю города можно посмотреть другими глазами. Написала (но не издала) две книги про Атлантиду и Гиперборею. Хвастается интервью на «Рен-ТВ».

На экскурсии, по ее словам, приходит до 57 человек. Но это не основной заработок — С. возглавляет один из институтов в Петербурге. Считает, что прилагательное «альтернативная» нужно убрать: история как история. Говорит, что у большинства популяризаторов нет исторического образования: например, один из ее соратников — в прошлом артист балета, который набрал вес и ушел из профессии.

Экскурсия С. стоит от 500 рублей («но лучше 600 или 700»). Другой тур с альтернативной историей, который я смогла найти, — дороже: 5500 рублей для группы до четырех человек (зато на автомобиле). На визитке экскурсовода написано «Crazy Гид». В рекламном анонсе — фотография интеллигентного вида мужчины в очках, который позирует рядом с большой каменной головой в усадьбе Сергиевка. Происхождение головы неизвестно; это очередной любимый артефакт альтернативщиков.

Еще один относительно известный местный альтернативщик — Игорь Гусев (не путать с латвийским историком). Но большинство популяризаторов не живут в Петербурге.

Атланты Эрмитажа

Фото атлантов Эрмитажа

Атланты Эрмитажа — Санкт-Петербург, Миллионная ул., 35

Адмиралтейская, Невский Проспект

Атланты Эрмитажа в Санкт-Петербурге – десять пятиметровых гранитных статуй титанов, установленных в галерее портика здания Нового Эрмитажа. Могучие фигуры Атлантов, шагнувшие из мира древнегреческих мифов на мостовые Петербурга, удерживают на плечах небесный свод, олицетворяя собой мощь, красоту и несокрушимость Северной столицы.

Держащие небо

Здание Нового Эрмитажа, выходящее на Миллионную улицу, было построено в 1852 г. по чертежам архитектора из Мюнхена Лео Кленце. Двухэтажное строение не отличается архитектурным совершенством, и лишь гранитные исполины, украшают его, неудержимо притягивая взгляды и сердца жителей и гостей города.

В исходном проекте главный вход предусматривалось украсить легковесными фигурами кариатид в образе фараонов, но известные русские архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов разработали более интересное решение. Портик предлагалось оформить статуями атлантов, чьи мощные фигуры визуально рассматривались, как великолепные колонны для поддержки массивного балкона.

Весной 1844 г. был проведен конкурс, на который талантливый скульптор А.И.Теребенёв в качестве образца представил величественную фигуру колосса. За статую, выполненную из глины и представленную на конкурс, он получил звание академика Императорской Академии художеств.

Огромные фигуры по моделям Теребенёва высекали пять лет 150 каменотесов, используя для этого сердобольский гранит благородного серо-графитного цвета, который в то время добывали в каменоломнях на островах Ладожского озера, и долго вручную полировали, доводя до сияющего великолепия. Первый атлант, вырезанный из гранита, произвел столь сильное впечатление на Николая I, что император удостоил автора царским подарком — перстнем с бриллиантом.

В 1848 г. десять атлантов «родились» и заняли свои места у входа в портик Нового Эрмитажа.

Атланты изображены в виде прекрасных молодых юношей с телосложением и красотой эллинских героев. Их сильные ступни со вздувшимися от напряжения венами упираются в тяжелые постаменты, вырубленные из разновидности черно-розового карельского гранита — рапакиви. Головы украшены венками из колосьев, бедра — медвежьими шкурами.

Тайна необыкновенного мистического впечатления, которое оказывают на человека эти фигуры, скрывается в удивительном реализме и ощущении присутствия некой силы, исходящей от темных фигур, сверкающих полированной поверхностью. Это не декоративные статуи, призванные лишь украшать и услаждать взор. Видно, что каменные тела юношей испытывают ужасное напряжение, на пределе сил удерживая колоссальную тяжесть небесного свода и укрывая землю от вечного хаоса. Они не позируют, не красуются мощью — их прекрасные лица, искаженные болью и упорством, полны одухотворенного мужества и гордости.

Век XX — XXI

В советское время 1921 – 1938 гг. исследования скульптур и архитектурных конструкций проводились под руководством известного реставратора Игоря Крестовского, который обнаружил крупные трещины на угловых фигурах.

В 1997 г. ученые НИИ Министерства обороны провели комплексные научно-технические исследования креплений атлантов с применением точной аппаратуры. Были выявлены сдвиги в фундаменте, нарушения в изначально эластичной конструкции, компенсирующей вертикальное смещение огромных скульптур при изменениях температуры, снеговой нагрузки, влажности, а также серьезные трещины в самих фигурах.

В 2010 г. руководство Эрмитажа выделило средства на дополнительные исследования состояния крепежных конструкций статуй и их надежность. В 2011 г. были подготовлены предварительные расчеты и проекты по проведению масштабной реконструкции и реставрации, но по причине дефицита финансирования до сих пор в полном объеме не проведены ни инструментальные исследования, ни реставрационные работы.

Легенды и традиции

Еще в 1941 г. родилась легенда о гранитных исполинах. Фашистский снаряд повредил одного из Атлантов, но тот выстоял, и люди поверили, что крайний справа гигант, лицо которого обращено в сторону Марсова поля, одарен особой сакральной силой. Монументальные фигуры, удерживающие небо над Петербургом, стали для всех символом защиты, надежности и постоянства. Сегодня к подножью исполинов композиторы, художники и писатели приходят за вдохновением, старики – за воспоминаниями, влюбленные – за мечтами о будущем. Все знают, что пострадавший в военное время Атлант может исполнить желаемое, если дотянуться до большого пальца его правой ноги.

У молодоженов также существует ритуал — чтобы брак был вечным, а дети здоровыми, жених и невеста одной рукой держатся за большой палец на ноге Атланта, одновременно соединяя свободные руки и формируя неразрывное кольцо, которое выдержит любые испытания на прочность.

Как добраться:

[yandexMap name=»Эрмитаж» description=»Санкт-Петербург, Миллионная ул., 35″]Санкт-Петербург, Миллионная ул., 35[/yandexMap]

Атланты в Санкт-Петербурге — портик нового Эрмитажа (Новый Эрмитаж)

  • Обновлено: 15.10.2020
  • Юлия Клаос

Атланты в Санкт-Петербурге — название достопримечательности в центре города, представляющей собой портик (крыльцо) здания Нового Эрмитажа, выполненный в виде открытой галереи с гигантскими статуями атлантов.

Портик с атлантами является общедоступным. Само же здание — частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа — Новый Эрмитаж.

Новый Эрмитаж — первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея.

Читайте также  День молодежи в 2019 году в санкт-петербурге. дата - 27 июня

Здание было возведено по указу императора Николая I, который для целей строительство пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце.

Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание, которое вписалось в сложившийся архитектурный ансамблю окружающих строений.

Здание было построено в 1842-1851 годах в стиле историзм со строгостью и монументальностью облика.

Сегодня здание является памятником архитектуры 19 века.

Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов и скульпторов прошлых эпох. Также фасады здания украшает орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.

Вид на Новый Эрмитаж и Зимний мост

Самой привлекательной и выдающейся частью здания Нового Эрмитажа является крыльцо (портик) перед главным входом.

Портик украшают 10 фигур атлантов огромных размеров.

Атланты были высечены в мастерской скульптора А.И. Теребенева из серого сердобольского гранита и установлены на постаментах из гранита-рапакиви. Своими большими фигурами атланты поддерживают архитрав.

Остальными элементами портика являются пилоны, фриз и колонки балкона, которые выполнены из кирновского мраморизованного известняка.

Сегодня «Атланты Нового Эрмитажа» являются одним из символов и достопримечательностью Петербурга.

Торжественное открытие здания — первого в России художественного музея, состоялось 5 февраля 1852 года.

Сегодня в залах здания, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции Эрмитажа: античного искусства, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.

Практическая информация

Атланты Нового Эрмитажа расположены на главном (южном) фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу.

Здание Нового Эрмитажа расположено в самом центре Петербурга, возле Зимнего дворца, на пересечении Шуваловского проспекта, Миллионной улицы и набережной Зимней канавки, по адресу: Миллионная улица, 35.

Сайт Государственного Эрмитажа: hermitagemuseum.

У Государственного Эрмитажа есть официальная 5-звездочная гостиница с изысканным интерьером роскоши царской России, которая располагается в тихой части исторического центра Санкт-Петербурга в здании постройки середины 19 века.

В гостинице: бутик-ресторан, ресторан, лобби-бар, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр и бесплатный Wi-Fi.

Номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором. Гости могут воспользоваться халатами.

В стоимость номеров может быть включен завтрак. Ссылка на отель

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

КАК СДЕЛАНЫ АТЛАНТЫ

Оригинал взят у kadykchanskiy в КАК СДЕЛАНЫ АТЛАНТЫ

Об одной из главных достопримечательностей Петербурга – Колонне Монферрана написано очень много, но несмотря на это, историки не спешат вносить коррективы, в официально принятую версию её происхождения. В данном случае, для нас не столь важно даже, из природного гранита она создана или из искусственного. Главное — она не является монолитом. И это соответствует здравому смыслу.

Противоречит логике ответ на один из главных вопросов – «Зачем?». Зачем надевать штаны через голову, если можно сделать это обычным способом. А обычный способ, это добыть и привезти то, что является посильной задачей. И как мы убедились на примере составных колонн Казанского собора, доставлять грузы весом до десяти тонн, в девятнадцатом веке уже могли.

Причём, использовались для этих целей все самые современные, на то время, технологии обработки камня, машины и механизмы. А вовсе не телеги, запряжённые лошадьми, как думают некоторые наивные альтернативные исследователи. Для многих кажется фантастикой даже сама мысль о том, что наших прабабок и прадедов не удивляли такие же привычные для нас вещи, как стиральные машины, поезда и телефон.

А многие достижения наших предков, теперь уже кажутся фантастикой для нас. Например, искусственный камень и безобжиговый кирпич, которые производились до первой мировой войны массово, мы заново «изобрели» только в конце двадцатого века.

Но изобретать заново бульдозеры, экскаваторы и подъёмные краны с приводом от паровых машин, нам нужды уже нет, потому, что у нас имеются более совершенные машины. И от того, что нам кажется, будто в девятнадцатом веке строительной техники не существовало, мы впадаем в известные заблуждения, главным персонажем которых стал неграмотный мужик в лаптях с зубилом и молотком в руках.

Конечно нет. Колонну Монферрана строили грамотные проектировщики, инженеры и строители. И строили они её на месте, используя все самые передовые технологии. В дело шли целиковые блоки из природного гранита, возможно кирпич или бетон, а также искусственный камень. Причём, кто сказал, что искусственный камень может быть создан исключительно путём отливки из раствора?

Вот, к примеру, образцы колонн, созданных из материала, который специалисты однозначно классифицируют как натуральный камень.

Между тем, мы не можем не верить своим собственным глазам, ибо видим бетонный столб, облицованный… «натуральным гранитом». Я полагаю, что весь фокус заключается в стереотипном мышлении, которое не позволяет даже допустить саму мысль о том, что массу для приготовления искусственного камня можно создать без применения связующего вещества.

Вовсе не обязательно сыпать в строительную смесь цемент или известь. Существуют ведь и другие возможности лишить вещество свойства, которое специалистам известно, как адгезия. Напомню, что силы, способствующие возникновению сцепления между частицами вещества, называются когезией, а силы отталкивания друг от друга, между частицами, называются адгезией.

Так вот, когезия может возникать не только благодаря кристаллизации извести или цемента, находящихся в составе смеси, но и в результате диффузии самих частиц, являющихся составными этого вещества. Например, кусочки полевого шпата, кварца и слюды, обмениваясь своими молекулами друг с другом, под воздействием давления осадочных пород в толщах земли, превращаются в гранит. Без всякого цемента. Для формирования гранита достаточно одного только давления.

Но ведь, когезия может возникнуть и по другим причинам, например, если подводить тепло. Спекание частиц также приводит к возникновению монолита. Но есть ещё и химический вариант решения той же задачи. Тот же безобжиговый кирпич как делали в старину? А его не просто формовали, и затем сушили. В глину добавляли некий реактив, способствовавший растворению вещества, которое после испарения растворителя, в результате кристаллизации, вскоре превращалось в единое целое – твёрдый кирпич.

Но, повторюсь. Главное для нас то, что колонна Монферрана, это сборная конструкция, состоящая из десяти отдельных сегментов цилиндрической формы, диаметр основания каждого из которых, чуть больше диаметра верхней части. На снимках колонны, обработанных с помощью различных фильтров, можно отчётливо рассмотреть каждый из составных сегментов.

Вердикт этому объекту вынесен: Официальная версия конструкции и происхождения Александрийского стопа – не имеет ничего общего с действительностью.

Но! Это вовсе не означает, что другие, менее монументальные объекты в Петербурге так же состоят из различных частей. Многие колонны на самом деле целиком вырублены из гранита и обработаны механическим способом, хотя и не руками камнерезов, а на токарных станках, с приводом от паровых машин. Но это колонны. А как быть со скульптурами и барельефами?

Ответом на этот вопрос может быть только одна гипотеза – большинство из изделий изготавливалось с помощью сверлильных и фрезерных станков с режущим инструментом, изготовленным из легированной стали, массовое производство которой, началось в 1871 году. Однако напомню, что большинство изобретений человечества имеет искусственно заниженный возраст. Например, телеграф, реактивная артиллерия и подводные лодки использовались в армии флоте Российской империи задолго до их официального появления на свет.

Читайте также  Спектакль «гроза» могучего в бдт: отзывы, фото, билеты

Теперь главное – происхождение скульптурных изображений атлантов на Миллионной улице в Санкт-Петербурге. Я считаю этот вопрос очень важным, потому, что внятных версий их происхождения не существует по сей день. Кто-то убеждён в том, что это литьё, кто-то по старинке продолжает твердить про сто пятьдесят мужиков с зубилами, которыми руководил Теребенёв, но из всей массы известной информации, а так — же слухов и домыслов, достоверной можно считать только дин факт:

«В 1846 году Теребенёв изготовил модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята Комиссией». (Википедия)

Всё остальное – набор сказок, причём не умных. За два года… Десять статуй… Которые, почти миллиметр – в – в миллиметр повторяют друг друга… Ну-ну…

Статуи, конечно же отличаются друг от друга деталями, но лишь незначительно. Уже существует такой вид спорта, когда соревнующиеся обнаруживают, ранее незамеченные отличия одной статуи от других. Именно это обстоятельство легло в основу уверенности многих в том, что «это литьё». К тому же, ведь, и арматуру в ногах атлантов нашли. Да, проще всего предположить, что фигуры атлантов все были отлиты в одну форму, а немного спустя, пока раствор ещё на схватился окончательно, некоторым экземплярам сделали некие доработки, чтоб они хоть чем-то отличались.

Но в том – то вся и беда, что, как в случае с колонной Монферрана и с фасадными колоннами Исаакиевского собора, анализ камня при его изучении под микроскопом не оставляет сомнений в том, что перед нами на самом деле природный гранит. При чём, понятно даже, откуда именно этот гранит привезли.

Сердобо́льский грани́т это гранито-гнейс, который добывали с конца восемнадцатого века до тридцатых годов двадцатого века в Карелии, недалеко от города Сердоболь, который ныне стыдливо, на иностранный манер называют Сортавалой.

Так в чём же дело? Как ОНИ смогли ЭТО совершить? Главным препятствием на пути к разгадке этой тайны, опять-таки стоят внедрённые в сознание стереотипы. А кто сказал, что точные копии с оригинала можно делать только на глазок или литьём? А что, других способов мы не знаем?

В том-то и дело, что всё находится прямо у нас перед носом. Достаточно только пошевелить мозгами и не лениться. Представим, что вам необходимо изготовить дубликат ключа от входной двери. Допустим, что к вам тёща из Москвы на месяц приехала. Что вы делаете? Правильно. Идёте к мастеру. А мастер что делает? На глазок точит вам ключ, похожий на принесённый вами? Наверное, самим уже смешно стало. И мысль моя уже замаячила ясно – ясно.

Да, слесарям и механикам издавна известен простой способ копирования изделий по шаблону с помощью незамысловатого приспособления, которое называется пантограф. Сегодня некоторые умельцы используют самодельные пантографы у себя в гаражах и на балконах. В промышленности же применяют иные, более сложные станки, которые называются дупликарверами.

И вероятность того, что наши прадеды были идиотами, стремится к нулю, потому, что сохранилось достаточно много сведений о том, что пантографы ы девятнадцатом веке были распространены куда больше, чем сейчас, и грамотные инженеры – механики об этом точно знают.

Им эти знания не удаётся применить к атлантам только благодаря стереотипу. А если не считать наших прадедов идиотами, то всё становится на свои места, и мы понимаем, что десять абсолютно одинаковых изваяний из природного гранита можно было изготовить за два года исключительно с помощью дупликарвера.

Конечно, станок должен быть не маленький, и машина для его привода мощная, и резцы надёжные, а ещё и транспорт требуется явно не на деревянных колёсах. Ну, а кто вас убедил в том, что в девятнадцатом веке не существовало иного транспорта, кроме телег с каретами? А как на счёт локомобилей?

Стереотипом является убеждение в том, что если железные дороги начались с середины девятнадцатого века, то и паровые самоходные машины возникли одновременно с ними. На самом деле, паровые машины распространились по миру ещё в конце восемнадцатого век. И не только в качестве приводов станков на заводах, но и как транспортные средства, называемые в России пароходами. А последствии они получили название локомобилей, которые в СССР выпускались вплоть до середины двадцатого века, пока наконец не уступили своё место более совершенным тракторам.

Локомотивы, перевозящие грузы по рельсам, это уже глубокая модернизация, пароходов, ходящих по земле. Когда Ползунову и, чуть позже братьям Черепановым пришла мысль о том, что поставив пароход на рельсы они смогу в разы повысить проходимость и грузоподъёмность пароходов, родился новый вид транспорта – железные дороги, которыми мы пользуемся и по сей день.

Подчеркну ещё раз: Железные дороги – не первичное изобретение, а развитие уже существующего пароходства, т.е. усовершенствование локомобилей, которые без рельсов были довольно беспомощными. Как человек, для передвижения по болоту стал использовать гати, так и локомобильные поезда встали на рельсы, чтобы не проваливаться чугунными ободьями в грунт и перевозить тяжёлые грузы с помощью крайне маломощной силовой установки.

Я полагаю, что и заготовки для атлантов могли доставляться из Карелии именно пароходом. Причём в двух ипостасях, по Ладоге и Неве камни везли на пароходе в нашем нынешнем понимании, а посуху дальше, до Миллионной улицы – на пароходе в понимании наших прадедов и пра-прадедов. И не факт, что от Дворцовой пристани до места установки скульптур ехал обычный локомобиль. Это мог быть вполне себе уже локомотив с прицепом. И может быть, даже по рельсам.

Да и вообще, трамваи изначально появились вовсе не для того, чтобы возить пассажиров. Каждая трамвайная линия, это напоминание о днях строительства города, когда для подвоза стройматериалов прокладывались временные железнодорожные пути. А впоследствии, по железным дорогам, которые стали ненужными строителям, пустили пассажирские экипажи.

Поэтому мы можем с полным правом предполагать, что одними из первых «пассажиров» петербургских трамвайных линий были именно атланты.

Больше информации в фильме: Как сделаны атланты

Киножурнал КАДЫКЧАНСКIЯ ВѣДОМОСТИ обо всём, что заинтересовало меня и чем хочется поделиться, а также здесь появляются все новости, объявления и манифесты. В выпуске № 38 – то, о чём никогда не писал, и покажется многим новостью. Результаты поездки в Петербург вместе с Дмитрием Горкиным. Полтора года эти материалы ждали своего часа. Теперь, предлагаю вашему вниманию собственную версию изготовления скульптурных изображений атлантов на Миллионной, 35.

Чтобы попасть на прямую трансляцию или получить полную запись уже прошедших лекций, проходите по ссылке https://kadykchansky.turbo.site/spisok Или напишите по адресу veche-reet@ya.ru

Если готовы влиться в партизанский отряд, заходите по адресу: https://vk.com/kadykchanskiy_msk

Средства, нуждающиеся в добрых руках, пожалуйста, переводите сюда:

Сберкарта 5469 4009 6348 3966

Tinkoff 5536 9138 6784 0486

Webmoney — Z293362329782 (американские рубли),
— R911764503628 (русские рубли).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: