Музей-усадьба и. репина «пенаты» в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Музей-усадьба и. репина «пенаты» в санкт-петербурге

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Усадьба знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Это один из самых первых мемориальных музеев, входящих в состав Российской Академии художеств. Кроме усадьбы Репина, сегодня филиалами академии являются музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, мастерская Т. Г. Шевченко и музей-квартира А. И. Куинджи. Музейный комплекс в поселке Репино имеет три доминанты: усадьба, могила художника и парк.

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Жилой дом

Архитекторы: Репин И. Е.
Шерстнев В. С.
Год постройки: 1900-1930, 1946-1948
Стиль:

Усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Жилой дом — Филиал НИМРАХ Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Пос. Репино, Приморское шоссе, дом 411, литера А

Пам. арх. (федеральн.)

До 1899 — одноэтажный деревянный дом

1900-1930 — Репин Илья Ефимович — многочисленные перестройки

1946-1948 — арх. Шерстнев В. С., 9 мастерская Ленпроекта под рук. Капцюга Ивана Георгиевича — воссоздание

Участок земли в 8687 квадратных метров в поселке Куоккала был оформлен купчей 15/27 мая 1899 г. на имя Наталии Борисовны Нордман. Деньги в сумме 10 тысяч рублей были уплачены Репиным через поверенного Д. Кярминиеми владелице этой земли девице Елене Репо. Усадьба представляла собой запущенный, заросший кустарником и густым лесом заболоченный участок с небольшим одноэтажным домиком, стоявшим в глубине участка. Это был обыкновенный низенький финский домик, срубленный из бревен и обшитый тесом.

И. Е. Репин. Двойной портрет:
Наталья Нордман и Илья Репин.
1903

1899 г. Купчая, оформленная
на имя Н. Б. Нордман.

1904 г. Крыльцо и фронтон с узором
на южном фасаде доме Репина.

1904 г. Зимняя веранда
дома Репина.

1908-1909 гг.
Репин и Нордман
на крыльце дома.

1910 г. Усадьба Репина Пенаты.

1912 г. Южный фасад
дома в Пенатах.

«Пенаты, дача И. Е. Репина».
Фотооткрытка М. Никитина.
1913 г.

Куоккала. Усадьба И. Репина
«Пенаты». 1920-е гг.

Куоккала. Усадьба И. Репина
«Пенаты». 1920-е гг.

Дом Репина в 1940 г.

Дом Репина в 1940 г.

Главное здание усадьбы И. Е. Репина.
25.09.1941 г.

Фотография Пенат из
«солдатского» альбома.
Август 1942 г.

Фотография Пенат из
«солдатского» альбома.
Август 1942 г.

1944 г. Руины дома Репина.

1944 г. Вид разрушенного
здания музея-усадьбы И.Е.Репина
«Пенаты»

Дом Репина в процессе
реконструкции 1950-х.

1960 г. Восстановленный дом
И.Е. Репина в «Пенатах» .

1960-1961 гг.
Восстановленный дом Репина.

1962 г. Главный фасад дома
И.Е. Репина в «Пенатах» .

1962. Открытие восстановленной
усадьбы Репина.

В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника, и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. С переездом дом начали перестраивать, добавляя к нему различные причудливые пристройки, веранды и балконы. Для начала в 1904 году со стороны парка была пристроена зимняя веранда наподобие стеклянной пирамиды. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Потом, в 1906 г. появился второй этаж с затейливыми скатами кровли, резными украшениями и стеклянной крышей над двумя мастерскими, пристроен кабинет, а над ним — просторный открытый балкон, примыкающий к мастерской. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.

Хотя рисунков с архитектурными эскизами не сохранилось, об их существовании известно по письму В.В. Стасова (1905), в котором упоминаются, в частности, такие «образчики архитектуры Репина», как «входные ворота с орнаментами» и «окно на фасаде».

В оформлении дома были использованы мотивы народных узоров. В архитектуре жилища соединились мотивы древнерусского искусства и северного деревянного модерна. Необычность конструкции заключалась еще и в том, что дом почти на две трети был построен из стекла.

Читайте также  Хороша ли погода в спб в январе 2019 года для туристов?

Застекленными были веранда и остроконечные башенки над ними, а также потолок на обоих этажах и даже крыша (художник стремился создать идеальное естественное освещение). Перестроечные работы завершились только к зиме 1911-12 гг. Вот какое впечатление осталось у финских соседей художника: «Здание было безобразнейшим на Перешейке. Оно было продуктом странной фантазии. От него во все стороны отходили небольшие выступы, веранды, пристройки, количество которых с годами увеличивалось…».

Усадьба Репина «Пенаты», Санкт-Петербург — отзыв

Экскурсия по музею-усадьбе и парку! очень понравилось!

Здравствуйте, уважаемые читатели,

сейчас в Санкт-Петербурге опять устоялась прекрасная погода, и чтобы хоть как-то поймать последние солнечные лучи уходящего лета мы с супругом отправились за город, а именно в Репино. Решили съездить в музей-усадьбу И.Е.Репина «Пенаты», в котором мы ни разу не были.

Всю информацию о музее (включая временный график работы музея) можно узнать ЗДЕСЬ.

Расскажу немного о музее и о своих впечатлениях.

Музей находится по адресу —

197738, г. Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, дом 411

Удобнее конечно ехать на машине и лучше с утра, потому как желающих посетить этот музей много.

Да и парковаться проще, потому как есть небольшая стоянка у парка, но она не организованная и быстро заполняется.

Вот вход в парк

и сопроводительная памятка

Недалека от входа чуть вглубь и располагается сам дом-имение Репина.

Открывается он с 10.30 до 17.30 со среды по воскресенье.

В ввиду особых распоряжений музей работает по специальному графику — впускают по 5-6 человек каждые 15-20 минут. Поэтому на улице можно простоять в очереди какое-то время. При этом билет нельзя купить заранее. Лишь когда ты заходишь в дом, ты покупаешь билет и проходишь на экскурсию.

Мы приехали к 11 и попали в музей лишь в 12.

Но есть льготные категории граждан, билеты для которых дешевле.

Вот наши билеты:

При входе нужно надеть защитные маски и обязательно специальные тапочки:

Меня удивило, что экскурсию ведет не гид, а ты слушаешь аудиозапись, которая включается каждый раз, когда ты переходишь в иное помещение.

Ты посетишь и кабинет художника,

одна из которых совмещена с беседкой (она зимняя веранда), такой атмосферной и полной воздуха, что захотелось остаться там навсегда. И там творил И.Е.Репин.

Мне она очень понравилась, особенно куполообразный свод.

Мы посетили также столовую, где очень необычный круглый стол с выдвигающимися ящиками.

Особенность стола — вращающаяся середина.

Оригинальное устройство стола позволяло обходиться без прислуги и даже не обращаться за помощью к соседу. Все блюда ставились в центральной части стола. Поворотом за ручку каждый гость мог пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда стояла на столе, а грязную убирали в нижние выдвижные ящики.

Также в столовой была предусмотрена трибуна, на которую взбирался один из гостей, нарушающий правила поведения за столом. Он должен был произнести какую-нибудь шутливую речь на злобу дня.

Вот такой затейник был И.Е. Репин.

В комнатах представлены не только личные вещи художники, но и много вещей, которые имеют отношения к его домочадцам- к примеру бюст Натальи Нордман, супруги художника,

Также мы поднялись на второй этаж там где художник творил.

Он очень любил кисти крупные, щетинные, на длинных ручках.

А также можно увидеть его подвесную палитру, которую он вешал на пояс.

Дело в том, что в 1890-х годах от перенапряжения у Репина атрофировались мышцы между указательным и большим пальцами правой руки. Работать правой рукой после 1905 года он уже практически не мог перешел к писанию исключительно левой рукой. А чтобы освободить левую руку от палитры, Репин придумал себе подвесную конструкцию, которая закреплялась ремнями на поясе.

Все это особенно будет интересно тем, кто рисует, пишет, ученикам художественных школ. Надеюсь скоро мы побываем там еще раз и теперь уже с сыном.

Завершилась экскурсия просмотром небольшого видео о Пенатах.

Но в целом оставило очень приятные впечатления. Мы немного приоткрыли дверь в жизнь художника. Честно скажу, совсем не жалею, что отстояла час на улице в очереди, чтобы попасть в музей, и ехала час с другого конца города.

Чтобы дополнить впечатления мы прогулялись по парку (в нем очень много «причуд»).

По парку особенно приятно гулять летом, в нем там тихо, прохладно, благодатно, много цветов и зелени.

Сосны шумят, приятный ветерок.

Дошли до храма Озириса и Изиды.

Беседка выполнена в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках

Разноцветная беседка с ажурными решетками названа в честь Наталии Нордман, которую Репин в романтическую пору их отношений прозвал Шехерезадой.

Причудливая башенка явилась одним из первых сооружений в парке. Сначала выстроили лестницу из булыжных ступеней, скрепленных цементом, и небольшую будочку. Потом на ее месте возвели раскрашенную двухъярусную вышку, в оформлении которой можно заметить черты восточной архитектуры. На верхней площадке стояла подзорная труба.

«День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина

И лья Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. О вечерах в его усадьбе до сих пор ходят легенды. Вспоминаем, как художник строил свои «Пенаты», кто бывал на репинских «средах» и чем хозяева угощали гостей.

«Пенаты» в Куоккале

В 1899 году Илья Репин купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.

Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.

Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе

Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате.

Читайте также  Гастрономический фестиваль st. petersburg gourmet days 2019

Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.

Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.

В своих мемуарах Иван Бунин рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».

Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».

Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Фото и описание

Усадьба «Мои пенаты» расположена в 45 километрах от Петербурга на берегу Финского залива. Здесь провел свои последние годы и похоронен великий художник И. Е. Репин. В усадьбе хранится множество его работ и мемориальных предметов, воссоздана подлинная обстановка мастерских и жилых комнат.

Художник Илья Репин

Илья Ефимович Репин — самый известный и самый плодовитый художник в жанре русского реализма. Он родился в 1844 году в харьковской казачьей семье, с детства полюбил рисовать. Учился сначала в школе топографов, потом в иконописной мастерской, а потом смог поступить в петербургскую Академию художеств. Денег поначалу не хватало даже на необходимые для экзаменационных работ краски и холсты, но в 1871 году он получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».

А прославила его картина «Бурлаки на Волге». Это было время, когда общество ждало от художников не столько академической живописи, сколько социальной актуальности и сюжетов, рассказывающих о жизни народа — и Репин идеально попал в эту струю. Впрочем, картины на фантастические сюжеты тоже были востребованы — звание академика Репин получает в 1876 году за сказочную картину «Садко».

Репин стал одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников — группы художников, писавших картины на остросоциальные и исторические темы и устраивающих свои передвижные выставки. Туда, кроме самого И. Репина, входили В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Крамской и многие другие.

В 1880-х годах к Репину приходит известность. Он познакомился и подружился с известным меценатом П. Третьяковым, бывает в Ясной Поляне Л. Толстого, пишет портрет М. Мусоргского. Некоторое время художник живет в Москве, но в 1882 году перебирается в Петербург. Здесь он продолжает активно участвовать в культурной жизни: например, сначала сближается, а потом разрывает с «Миром искусства» А. Бенуа и С. Дягилева, руководит своей живописной мастерской в Академии художеств.

Но чем дальше, тем больше он хочет сосредоточиться именно на творчестве — и с начала XX века большую часть времени проводит уже не в городе, а в своей небольшой усадьбе на берегу Финского залива. Здесь он живет до самой своей смерти в 1930 году, здесь же он и похоронен.

Усадьба «Мои пенаты»

Репин приобрел участок в 1899 году. Ему нужно было место достаточно близкое к столице, чтобы всегда можно было выбраться в город, и при этом достаточно уединенное и живописное, чтобы работать. Таким местом стала финская деревня Куоккала — сейчас это поселок Репино. Участок полностью зарос лесом, новые владельцы просто слегка благоустроили его. Были вырыты пруды, соединяющиеся с Финским заливом, и разбит небольшой лесной парк.

Официальной датой рождения усадьбы «Мои пенаты» считается 1903 год. Именно эта дата указана на деревянных воротах усадьбы, которые создавались по собственному эскизу Репина. На них есть символическое изображение пенатов — римских домашних божков, которые и в древнем Риме, и в России XIX были символами домашнего очага и семейного уюта.

Дом строился без определенного плана, но при этом он получился удивительно красивой и изящной постройкой в стиле модерн. Его сердцем стала Зимняя мастерская художника, построенная по его собственным чертежам. Главным для И. Репина было достаточное количества света, даже зимой — и поэтому в ней кроме больших окон устроен уникальный стеклянный потолок. Сейчас в ней хранятся подлинные вещи художника, его картины и эскизы, а главные экспонаты — это поздний автопортрет 1920 года и большой эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».

Над Зимней мастерской устроена еще Летняя «секретная» мастерская. Здесь художник хранил незаконченные работы, которые никому пока не хотел показывать и работал в летнее время. Сейчас здесь проходят выставки, а также посетители могут увидеть уникальный небольшой фильм, который состоит из документальных съемок о жизни И. Репина в усадьбе.

Рядом с мастерскими находится маленькая Костюмерная — здесь хранились костюмы для натурщиков к историческим картинам. Среди экспонатов — телогрея царевны Софьи с известной картины, красный гетманский жупан и др.

Еще одно место, где художник мог работать — полукруглый Кабинет, в котором тоже всегда было светло. Именно здесь он писал свою книгу воспоминаний. Сейчас здесь находится письменный стол хозяина, его библиотека с многочисленными автографами дарителей, ларец с письмами.

Главный экспонат Столовой — это круглый деревянный стол на 20 персон с вращающейся серединой и со специальными выдвижными ящиками для грязной посуды. Он был сделан в 1909 году по специальному чертежу для того, чтобы даже многолюдный обед не требовал присутствия прислуги. Обеды проходили по специальным шуточным правилам, за их нарушения полагались шуточные штрафы — словом, участники веселились, как могли.

У дома было две веранды — зимняя и летняя. Восьмиугольная Зимняя веранда со стеклянными дверьми и прозрачной крышей — самое светлое помещение дома. Иногда Репин тут писал, здесь хранились его скульптурные работы, часть из них представлена и сейчас.

Читайте также  Дворец великого князя владимира александровича в санкт-петербурге

Среди парковых построек сохранился Храм Осириса и Исиды. Это беседка-эстрада, построенная в 1906 году. Летом здесь устраивали концерты, публичные лекции и чаепития на воздухе. Ее украшает деревянная резьба с древнеегипетским изображением крылатого солнечного диска. Площадка перед беседкой называлась Площадка Гомера.

Восстановлена вырытая в 1914 году для снабжения усадьбы водой артезианская скважина, называвшаяся Посейдоном. Вода была исключительно чистой и вкусной, И. Репин пил ее по собственной системе и считал, что именно это позволяет ему сохранить здоровье.

Вторая большая беседка — смотровая башня Шахерезада, ажурное двухэтажное сооружение, на вершине которого когда-то стояла подзорная труба.

На пересечение двух аллей, Сосновой и Березовой, находится могила художника. Он сам просил похоронить его именно здесь, а не на церковном кладбище, и никак не отмечать памятником его могилу. Последнее оказалось невозможно: сначала на могиле стоял деревянный крест, в советское время — бюст художника, а теперь он снова заменен крестом.

За пределами усадьбы на парковке находится скульптура, изображающая Репина рядом с картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», она появилась уже в XXI веке.

Музей

Музей здесь был открыт сразу же после присоединения этой территории к России — в 1940 году. Часть подлинных вещей забрали с собой дети художника, которые оставили дом советской власти и переехали в Хельсинки. Во время Великой Отечественной войны от усадьбы практически ничего не осталось — только фундаменты и остовы печей. Дом пришлось воссоздавать с нуля по фотографиям и видеосъемкам.

Новый музей был открыт в 1962 году. Часть обстановки, которую удалось эвакуировать в 1941 году, сюда вернули. Часть была восстановлена: например, был найден практически такой же беккеровский рояль, который когда-то стоял в гостиной; по фотографиям искали такую же мебель тех же фирм и тех же лет; по чертежам был восстановлен обеденный стол и т. д.

Кроме работ самого И. Репина здесь хранятся картины и рисунки его друзей и учеников: Б. Кустодиева, И. Куликова, Ф. Малявина и многих других. Всего в фонде музея более трехсот только живописных работ. Коллекция мемориальных предметов продолжает пополняться — например, уже в XXI веке сюда было передано подлинное зеркало И. Репина.

Когда-то в усадьбе были многочисленные хозяйственные постройки: погреб, который соединялся с домой стеклянной галереей, сараи, дворницкая — они не восстанавливались, чтобы не портить вид на сам усадебный дом.

Интересные факты

В усадьбе хранится единственное скульптурное произведение художника Виктора Васнецова — бюст И. Репина.

«Мои пенаты» сейчас возрождают старинную забаву дачников позапрошлого века — игру в крокет. Здесь есть две крокетные площадки и проводятся турниры по крокету.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: