Музей на воде: фрегат штандарт в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Музей на воде: фрегат штандарт в санкт-петербурге

Музеи на плаву

Наш город называют колыбелью российского флота, что неудивительно: мало кто может похвастать такой славной военно-морской историей. В канун праздника флота корреспондент «АиФ-Петербург» наведался на корабли, ставшие музеями.

«Аврора»

Легендарный крейсер, которому неизвестно что снится, мирно почивает рядом с Нахимовским военно-морским училищем. На долю корабля выпало немало героического: Цусимское сражение 1905 года, дозорная служба в годы Первой мировой: Но в историю «Аврора» вошла, как известно, благодаря холостому выстрелу по Зимнему дворцу. В 1941 году корабль получил несовместимые с жизнью повреждения, а в 1956-м реинкарнировался в музей.

Экскурсии, здесь, конечно, уже не те, что в былые годы: среди трех наименований («100-летняя история корабля», «Российская корабельная техника начала XX века», «Артиллерия, боевая рубка и радиостанция крейсера «Аврора») октябрю 1917-го не посвящена ни одна. Но это не значит, что все начисто деидеологизировалось: суровые экскурсоводы решительно пресекают любые шутки на революционную тему. Помимо прогулки по палубе и помещениям крейсера, советуем заглянуть в машинное отделение корабля — там действительно очень интересно. Всего музей насчитывает около 1000 экспонатов. Любопытна коллекция значков с изображением крейсера, там их штук сто. Рядом с «Авророй» в избытке различного рода сувенирной продукции — от буклетов и значков до бескозырок.

Часы работы: 10.30-16.00 (кроме понедельника и пятницы), вход на крейсер бесплатный, стоимость экскурсий для взрослых от 25 рублей.

«Красин»

Единственный в мире (!) плавающий ледокол-музей. «Красин» был построен в 1916 году в Англии и первоначально носил имя «Святогор». Сегодня он пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, напротив 23-й линии В.О. Экспозиции посвящены участию ледокола в спасении экспедиции Умберто Нобиле, сопровождению конвоев Второй мировой войны, научно-исследовательской деятельности. Ледокол полностью отреставрирован, все механизмы и оборудование находятся в рабочем состоянии и соответствуют действующим нормативным требованиям. В одиночку прогуляться по музею не позволят, только с экскурсией — слишком строги правила безопасности. Говорят, кто-то уже ломал руки-ноги, упав с лестниц.

Часы работы: 10.00-17.00 (кроме понедельника), стоимость взрослого билета 70 рублей.

«Штандарт»

Так называлось первое судно, сооруженное по чертежам и под личным руководством Петра Первого. Построенный в 1703 году всего за 5 месяцев на Олонецкой верфи и там же спущенный на воду, фрегат перегнали в Петербург.

Корабль-музей «Штандарт» — возведенная в 1999 году точная копия того самого фрегата — располагается в Круглом ковше Галерной гавани (угол Наличной улицы и Шкиперского протока). Историческая достоверность впечатляет: все мачты и стеньги, такелаж, шпиль, муляжи пушек, штурвал, трапы и люки — как «живые». Впрочем, фрегат выполняет отнюдь не только музейную функцию. «Проект «Штандарт» — это различные мероприятия, строительство яхт и других судов, занятия, учебные и лекционные курсы, работа с молодежью. В планах «штандартовцев» строительство Петровского Адмиралтейства — молодежного центра и музея. Из всех кораблей-музеев «Штандарт» единственный, время от времени отправляющийся в плавание. Вот и сейчас очутиться на фрегате, к сожалению, нельзя — он отбыл в Роттердам, но обещал вернуться.

Часы работы: 10.00-20.00 (кроме понедельника), стоимость взрослого билета 30 рублей.

«Народоволец»

В двух шагах от «Штандарта», в Шкиперском протоке, расположился музей подводной лодки Д-2 «Народоволец». Спущенная на воду в 1929 году дизель-электрическая торпедная подлодка участвовала во Второй мировой войне, совершила четыре боевых похода и уничтожила немало врагов. Мемориальный комплекс «Народовольца» открылся в 1994 году. Посещение подлодки оставляет сильное впечатление. Строгий экскурсовод (явно бывалый моряк) подробно рассказывает о нелегких буднях подводников: больных оперировали на обеденном столе, застелив его марлей; не было возможности постирать одежду и принять душ; спали при непрекращающемся шуме (его можно послушать). Показывает, как задраивались люки, как перестукивались моряки, запертые в разных отсеках.

Как и на «Красине», вход сюда строго с экскурсией. Баскетболистам делать здесь нечего — теснота страшная. Минусов два — отсутствие туалета и духота. В конце экскурсии обязательно покажут снимок, сделанный в день открытия: на нем запечатлен тогдашний вице-мэр Владимир Путин.

Часы работы: 11.00-16.00 (кроме понедельника и вторника), стоимость взрослого билета 100 рублей.

Где сегодня можно увидеть исторические парусники и как отправиться в увлекательное путешествие в команде одного из них

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пожалуй, многие вспомнят, как с замиранием сердца читали «Остров Сокровищ». Нынешнее же поколение наверняка больше впечатлили «Пираты Карибского моря». Но как бы там ни было, если кто-то хоть раз мечтал услышать крик «отдать швартовы!», подняться на мачту и нестись над волнами на всех парусах, мы расскажем, что сделать это куда проще, чем кажется.

В мире существует достаточно развитое сообщество исторических парусников. Здесь представлены эпохи от времён Великих Географических открытий и до начала ХХ века, самые разные размеры и типы парусного вооружения. Но все их объединяет одно – на таких кораблях всегда дружные команды, многие из которых рады увидеть на своём борту новые лица.

Мы расскажем про несколько кораблей с русскоязычными командами – один из них ходит по Балтийскому и Северному Морям (но планирует экспедицию к берегам Исландии), другой выбрал воды потеплее (хотя порой заходит и в порты Германии, Голландии и Польши), а за кормой третьего и вовсе осталось настоящее кругосветное путешествие. Рассказываем, как оказаться на борту: в качестве ли полноправного члена команды или просто в роли гостя.

Бриг «Триумф»

Вы наверняка видели этот двухмачтовый парусник и не раз: в «Возвращении мушкетёров», «Графе Монте-Кристо» или ещё в каком-нибудь из тех десятков фильмов, где «Триумф» успел сняться за свою тридцатилетнюю историю.

В конце восьмидесятых историк парусного флота Борис Витальевич Сидоровский смог получить в своё распоряжение списанный из рыболовецкого флота траулер. Всего за один сезон ему, вместе с друзьями, удалось превратить ржавеющее моторное судно в белую бригантину. Ещё несколько изменений конструкции – и «Триумф» превратился в бриг. Что значит «бриг»? Это тип парусного вооружения: корабль совмещает косые паруса, гафели (это те, которые размещены за мачтами) и, самое главное, классические прямые паруса на обоих мачтах.

Подобно тому, как в самом начале своего пути «Триумф» был создан энтузиазмом нескольких друзей и на их средства, все прошедшие годы корабль поддерживался самостоятельно. Главной целью его существования капитан Борис Сидоровский (а теперь его сын Михаил) и команда видели предоставление возможности любому, кто хочет приобщиться к парусу и выйти в море. Так, независимость от государства и крупного капитала, волонтёрство и посильное участие всех членов команды в жизни корабля стали главными ценностями «Триумфа».

Именно те люди, которые готовы были принять участие в корабельных работах, подготовке к сезону и проведении межсезонных мероприятий – например, проведении общедоступных лекториев по морскому делу, которые проводит коллектив «Триумфа», и становились все эти годы членами команды корабля. Впрочем, для тех, кто не готов с бухты-барахты связывать свою жизнь с морем, доступны и коммерческие выезды по Финскому заливы и Балтийскому морю.

Сейчас «Триумф» впервые за тридцать лет проходит капитальный ремонт: латаются борта, переоборудуются каюты, обновляются мачты и снасти. Обычно оказываясь на воде в начале мая, в этом году корабль задержался на берегу – а значит, вы ещё можете присоединиться к волонтёрам и попасть на борт.

Фрегат «Штандарт»

Созданный силами команды добровольцев в конце 90-х, «Штандарт» стал первым по-настоящему историческим – то есть построенным целиком из дерева, практически по технологиям XVIII века, кораблём. «Штандарт» – детальная копия одноимённого корабля, построенного на верфях Петербурга в 1703 году по приказу Императора Петра I.

Существуют незначительные отличия, связанные с обеспечением безопасности и размещением на борту необходимых для современной навигации приборов. Однако в остальном «Штандарт» — настоящий парусник XVIII столетия. Именно такие бороздили Балтику и отстаивали честь русского Военно-морского флота перед шведами во время таких знаменитых морских сражений Северной Войны, как Гангутский бой.

К сожалению, именно историчность сыграла с фрегатом злую шутку – бюрократическая машина, отвечающая за правила судоходства в нашей стране и, к сожалению, ставящая букву правил куда выше духа мореходства, выжала «Штандарт» прочь. Корабль, долгое время бывший одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга, вот уже больше десяти лет избегает российских территориальных вод.

Однако, команда «Штандарта» всё так же русскоязычна, на его борту можно встретить добровольцев со всех концов страны. На сайте проекта «Штандарт» (кроме фрегата в него входит и небольшой флот специальных исторических парусных шлюпок – капитанских гичек) вы можете записаться на один из переходов по Европе. Если же вы хотите стать полноценным участником проекта – присоединяйтесь к работам в Центральном Яхт-клубе Санкт-Петербурга, где обслуживаются капитанские гички (и строятся новые) и выполняются различные деревянные работы для нужд корабля.

Читайте также  Масленица в спб в 2019 году: программа мероприятий

Вы сможете научиться строить шлюпки и управлять ими на вёслах и под парусами (надо сказать, что гичка на всех парусах – это называется «бабочкой» — невероятно красива). В добавок вы сможете поучаствовать в российских и международных гонках гичек. А часы, посвящённые участию в проекте «Штандарт», можно будет со временем превратить в дни, которые вы сможете провести на борту фрегата.

Шхуна «Надежда»

Эта шхуна – один из двух кораблей, входящих в просветительский проект «Надежда морей», организованный Фондом поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт. При его участии в Петербурге также строится 54-пушечный линейный корабль-музей «Полтава».

«Надежда» куда старше «Штандарта» и «Триумфа», но с технической точки зрения относится к более позднему историческому периоду. Корабль был построен в Германии в начале ХХ века и в то время бороздил моря под именем «Зейтоффель» — «Морской Дьявол», находясь под началом графа Феликса фон Люкнера. После Второй Мировой Войны шхуна по репарационному соглашению перешла во владение Советского Союза и, некоторое время просуществовав под именем «Надежда», вскоре получила название «Ленинград». Во второй половине века она успела послужить главным тренировочным кораблём сначала Нахимовского училища, а затем Центрального яхт-клуба Ленинграда. Имя «Надежда» было возвращено кораблю после капитальной реконструкции, проведённой несколько лет назад.

Сегодня «Надежда» — флагман учебного флота Фонда исторических яхт. В её команду отбираются студенты ведущих российских вузов. Если вы хотите попасть на борт – узнайте, не входит ли ваше учебное заведение в программу приобщения молодёжи к морскому делу – и если нет, предложите соответствующим ответственным присоединиться к проекту. Связаться с представителями «Надежды морей» можно через официальный сайт проекта.

Существуют и другие, более крупные корабли: барки «Седов» и «Крузенштерн», фрегаты «Мир», крымский «Херсонес» и их систершип – ещё одна «Надежда», на этот раз – дальневосточная. Однако, для попадания на борт большинства из них нужно иметь знания и навыки, связанные с работой с парусами и корабельным бытом. Впрочем, если вы хотите побывать на корабле просто в качестве гостя – многие из них предоставляют такую возможность.

Но, поверьте – встречать рассвет над морем под конец ночной вахты, собирать парус, цепляясь за промокший рей и самому стоять за штурвалом – куда как интереснее!

Что касается современных судов, то они отличаются не только техническим оснащением, но и размерами. В продолжение темы 6 самых больших судов в мире, которые поражают воображение.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Музей на воде: фрегат штандарт в санкт-петербурге

В этом году моя поездка была связана с Балтийским морем и кораблями. Одни были выставлены в музеях, другие я видел на плаву, на третьих мне удалось поплавать самому. Если уж писать о кораблях, то, по-хорошему этот материал следует разделить на три части. Сегодня я попробую рассказать о трехдневном плавании на фрегате «Штандарт», которое мне удалось совершить.

Мое знакомство с ним началось еще весной 1998 г., когда во время поездки в Питер на чемпионат по играм «Что, где, когда», нам провели экскурсию по только строившемуся фрегату. Корпус был уже готов, но мачт еще не было. Экскурсия оставила сильное впечатление.

Весной 2002 г. я снова пересекся со «Штандартом» в Питере, отсняв на него всю пленку в фотоаппарате.

Летом я собирался ехать в восточную Турцию, но тут как раз Галя Семейко вернулась с плаванья на «Седове» и первоначальные планы забылись, а детская мечта совершить плавание на настоящем паруснике XVIII в. вдруг обрела реальность. Оказалось, достичь желаемого совершенно не трудно. На сайте «Штандарта» я выбрал маршрут, оставил заявку и договорился об оплате. 11 августа я должен был присоединиться к экипажу «Штандарта» в Ростоке, 14 августа сходил на берег в Свиноуйсце.

В Росток я попал в заключительный день «Ганзейской регаты», порт был полон парусников, от небольших яхт до реплик исторических судов. «Штандарт» появился ближе к вечеру, проходя вдоль берега, он салютовал из пушек, все зрители в этот момент были устремлены только на него. С корабля сбросили сходни, народ повалил на борт. Я представился капитану, сложил вещи и получил возможность осмотреться.

Вечером мы возили туристов по гавани, снова палили из пушки. Ночевали в Ростоке, а на следующий день утром, около 11:00, наконец, вышли в море.

На корме — капитан «Штандарта» Владимир Мартусь

Я никогда до этого не плавал под парусом, хотя довольно много читал о старинных судах и имел на этот счет некоторые представления. Оказавшись в море, я удивился, насколько эти представления оказались ошибочны. Управление парусником одновременно и проще и сложнее того, как я его себе представлял. Прежде всего, вся работа с парусами осуществляется с палубы. Паруса ставят и убирают. Никто не ворочает реи, никто не бегает по вантам. Утром поставив паруса при попутном ветре, мы в дальнейшем к ним даже не прикасались и убрали лишь на рассвете следующего дня, когда входили в порт Зассниц. Лазанье по реям, которое мне представлялось едва ли не основной составляющей работы матроса, осуществляется лишь для того, чтобы собрать и туго скатать парус. Вот и все. Наверное, если бы мы брали рифы или лавировали, идя под парусом, эту работу также пришлось бы выполнять с реи. Однако, я ничего этого не наблюдал.

Затем, детский образ моряка, как человека, который постоянно вертит штурвал сначала влево, затем вправо, оказался правдив. Чтобы держаться избранного курса, кораблю приходится постоянно подруливать, фактически идя вдоль некой условной линии небольшими зигзагами, эту работу штурман выполняет, вращая колесо штурвала, и она совсем не включает перелагание парусов, как мне ранее представлялось. При наличии компьютера работа рулевого не слишком сложная, но все же требует некоторого опыта, поскольку движение судна в воде отличается от, скажем, движения автомобиля по дороге.

Главная палуба: вид с кормы, впереди грот-мачта

Главная палуба: вид с кормы на нос

Корма: вид на квартердек и штурвал

Квартердек: штурвал и капитанская каюта

В состав экипажа входило примерно 15 человек, примерно поровну мужчин и женщин. Почти все по возрасту были студентами 20 – 22 лет, большинство из Питера. С корабля постоянно кто-то сходил, другие, наоборот, поднимались на борт, но в среднем срок пребывания в составе экипажа был по две-три недели. За этот срок люди осваивались и приобретали необходимую сноровку. При выходе из порта меня поразила оперативность, с которой выполнялись все работы. Каждый действовал вполне автономно, не дожидаясь указаний офицеров. Один я стоял посредине палубы и не знал, за что взяться. Впрочем, в море быстро учатся.

Вся работа на корабле организована по вахтам. В нашей вахте было пять человек, мы дежурили дважды в сутки по четыре часа: 4:00 — 8:00 и 16:00 — 20:00. На постановке и уборке парусов, при причаливании и отходе, когда сразу требовалось много рук, работал весь экипаж. Уборка палубы, работа по кухне и в машинном отделении, прелести которой я к счастью вкусить не успел, все это также осуществлялось по вахтам по очереди. В целом, работа матроса показалась мне не слишком хлопотной. Если старший помощник или вахтенный не давали какого-то специального задания, я просто сидел на палубе, читал книжку.

Трап с главной палубы на квартердек, кормовая часть корабля

Кормовая часть главной палубы под квартердеком. Обратите внимание на гамаки.

Спиной к предыдущему, трап вниз корпуса

Кают компания. Здесь экипаж обедает. Справа виден кусочек кухни, где готовятся обеды и моется посуда. Впереди грот-мачта и проход, по сторонам которого и в конце размещаются каюты и стоят кровати экипажа.

Коридор оканчивается этим помещением, по сторонам которого находятся кровати. Я спал на верхней дальней кровати. Обратите внимание на балку, которая проходит поперек примерно на уровне бедер. Наверх в носовую часть судна отсюда ведет трап, но обычно он был закрыт.

Ожидаемые трудности плавания себя в конечном итоге не оправдали. Морская болезнь меня мучила пару часов, затем я перестал что-либо чувствовать. Правда, на берегу после качки были довольно забавные ощущения. Более серьезной проблемой являлся сон. Обе ночные вахты днем постоянно клевали носом, но при обычном положении вещей доспать днем пару недостающих часов особой сложности не составляло. Другое дело многочисленные экипажи исторических судов: там нехватка сна при долгосрочной перспективе превращалась для матросов в серьезную проблему.

«Штандарт» — довольно крупное судно с длиной корпуса 27,5 м, шириной палубы 7 м и водоизмещением 220 т, здесь легко размещались 15 человек, большинство спало на кроватях под главной палубой, несколько человек ночевали в гамаках в носовой части корабля. По уровню комфорта это сравнимо с ночевкой на верхней полке поезда, но, и к тесноте кровати, и к шуму волн за стенкой корпуса легко привыкаешь. Однако, для экипажа XVIII в. корабли были тесными клетками, в которых на ограниченном пространстве размещались полторы сотни человек. При отсутствии туалета, душа и кухни, жизнь матросов тогда была не сахар.

Читайте также  Михайловский замок в санкт-петербурге: экскурсии, выставки сейчас

В конце помещаю пару старых фоток «Штандарта»

Фрегат «Штандарт» 20 лет спустя

4 сентября 2019 года исполнилось 20 лет со дня спуска на воду фрегата «Штандарт». Парусник фрегат «Штандарт» построен энтузиастами во главе с Владимиром Мартусем в Санкт-Петербурге. Владимир – главный строитель, идеолог, капитан и руководитель организации «Проект “Штандарт”».

A post shared by MODA 24/7 (@moda247.ru) on Sep 4, 2019 at 11:29am PDT

За это время фрегат побывал в 17 странах, 147 портах, на борту корабля в море выходило более 8 000 человек из 27 стран мира. Судно участвует в международных фестивалях, участвует и побеждает в международных парусных регатах. С 2005 года «Штандарт» четыре раза принимал участие в празднике «Алые паруса».

Капитан Владимир Мартусь

В 2009 году «Штандарт» покинул территорию России, так как был лишен права ходить в плавания на территории нашей страны. По приглашению капитана и команды «Штандарта», 26 августа 2019 года корреспондент MODA 24/7 в составе группы журналистов прибыл в порт Хельсинки – ближайшее к России место, где пришвартовался фрегат.

Праздник выпускников «Алые паруса»

Фрегат «Штандарт» – факты и история

Фрегат «Штандарт» – копия боевого трехмачтового корабля, построенного Петром Первым в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга.

Боевой трехмачтовый корабль Петра Первого (1703) Фрегат «Штандарт»

Длина фрегата по палубе составляет 25 метров, ширина – 6,9 метров, высота мачт – 33 метра, осадка – 3,3 метра, водоизмещение – 220 тонн, площадь парусности – 620 кв. метров.

Корабль разделен на две зоны: историческую – выше пушечной палубы; и современную – в трюме. Там, где в петровские времена находился трюм и хранились бочки с водой, якорные канаты, пушечные ядра и порох, разместилось необходимое по современным требованиям оборудование: два дизельных двигателя мощностью по 560 лошадиных сил, генератор, водоотливные насосы, цистерны, сделана кают-компания, камбуз и жилые кубрики для команды.

В порту Хельсинки

Выше пушечной палубы историческая достоверность сохранена: все мачты и стеньги, бегучий и стоячий такелаж, шпиль, пушки, декоративное убранство, штурвал и рулевое устройство, трапы и люки сделаны с максимально возможным приближением к историческим.

Строительство корабля началось в ноябре 1994 года в Орловском парке города Санкт-Петербург на реке Стрельне. Команда строителей, первоначально состоявшая из трех человек росла с каждым месяцем – люди приходили, узнав о строительстве парусника от знакомых, из газетных статей или радиорепортажей.

Команда строителей росла с каждым днем

Набор корабля – киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты сделаны из дуба. Дубы строители фрегата валили самостоятельно в пригородах и парках города: узнавали в парковых и лесных хозяйствах, где есть мертвые деревья, подлежащие вырубке, получали разрешения на валку стволов. На обшивку пошла лиственница из Линдуловской корабельной рощи, посаженной по приказу Петра Великого для строительства флота. Лиственница – наиболее подходящий материал для кораблестроения, поскольку не подвержена гниению в воде. Разрешение на использование 30 стволов из этой рощи для строительства «Штандарта» было получено у специальной комиссии из Академии наук и Института лесного хозяйства.

Форштевень корабля и гальюнная фигура

При воссоздании облика декоративного убранства использовалась информация о принципах декора и корабельной моде, присущей русской школе кораблестроения 17-го века. Форштевень корабля традиционно украшает фигура льва – символ могущества и величия.

Корма украшена аллегорическим сюжетом, отражающим название фрегата – триумф первых побед России на море. Из обязательных геральдических эмблем – герб Санкт-Петербурга. Вдоль бортов пушечные порты украшает резьба в виде венков перевитых лентой

Первоначально строительство велось на средства, вырученные от продажи шхуны «Св. Петр», построенной Владимиром Мартусем. В 1996 году первым спонсором «Штандарта» стал Родрик Кей, основатель выставочной фирмы Dolphin Exhibitions. Большую помощь оказали правительства Великобритании и Голландии. Консульства этих стран помогали в привлечении компаний-спонсоров, благотворительных организаций. Компания AkzoNobel снабдила строительство лако-красочными материалами, Volvo – подарила двигатели, конструкторское бюро «Малахит» разработало чертежи валопровода, Балтийский завод изготовил винты. Финансовую поддержку оказали обычные люди и благотворительные фонды.

Особое внимание на «Штандарте» уделено безопасности. Судно оснащено всеми необходимыми средствами спасения и связи: три спасательных плота Viking, спасжилеты с двойным запасом, спутниковая связь со спасателями, полный комплект радиосвязи и многое другое. Фрегат прошел проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, сертифицирован Голландским регистром исторических и парусных судов Register Holland.

Церемония спуска фрегата «Штандарт»

Церемония спуска «Штандарта» на воду 4 сентября 1999 года собрала около 40 000 человек и стала заметным городским событием. В первое плавание «Штандарт» ушел в июне 2000 года. С тех пор фрегат регулярно ходит в акваториях Балтийского, Средиземного, Северного, Норвежского и Баренцева морей, водах Бискайского залива. В 2016-2017 годах на корабле сделан капитальный ремонт, в ходе которого было заменено 40% его деревянной конструкции.

Фрегат регулярно ходит в акваториях Балтийского, Средиземного, Северного, Норвежского и Баренцева морей, водах Бискайского залива

Из России с любовью

История «иммиграции» фрегата началась в 2007 году, до которого «Штандарт» имел судовой билет как маломерное судно. Почти два года продолжались попытки решить возникшие противоречия с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ и Российском речным регистром.

Обострившиеся в 2009 году разногласия с российскими чиновниками привели к тому, что в июле 2009 года «Штандарт» был вынужден покинуть территорию России. На территории нашей страны фрегат обречен на тихую и печальную гибель, пришвартованным в порту, не имея возможности выходить в плавания и использоваться в качестве учебного корабля.

Хор фрегата «Штандарт»

Несмотря на многочисленные попытки команды корабля и большое желание огромного количества людей, которым за 20 лет посчастливилось стать ее частью, получить необходимые разрешения и вернуться в Россию «Штандарт» не может. А пока европейские порты с радостью и гордостью встречают «Штандарт», появление которого привлекает внимание как профессионалов, так и случайных зрителей.

Противоречия с российскими чиновниками не являются неразрешимыми и надежда на легализацию «Штандарта» есть, – рассказал MODA 24/7 Владимир Мартусь. В октябре 2019 года планируется в очередной раз представить корабль к осмотру органам Российского морского регистра.

Сейчас фрегат находится в пути из Булони в Саутгемптон, которое завершится 14 сентября 2019 года. В Саутгемптоне «Штандарт» примет участие в большом ежегодном бот-шоу.

Проект «Штандарт»

Постоянная команда фрегата «Штандарт» состоит из 5 лицензированных профессионалов и 5-7 опытных волонтеров. Для участия в морских путешествиях набираются команды из 20-25 желающих испытать себя и освоить азы мореходства. Отправиться в поход на «Штандарте» может любой желающий, готовый к тому, что это будет не просто комфортный прогулочный круиз, а настоящий незабываемый морской поход в качестве полноправного члена команды, исполняющего обязанности обеспечения пути и жизнедеятельности корабля.

Команда фрегата «Штандарт»

В Санкт-Петербурге фрегат «Штандарт» реализует собственную волонтёрскую программу для всех желающих выйти в Финский залив, пойти в поход и поучаствовать в соревнованиях. В учебной верфи деревянного судостроения с флотом капитанских гичек НП «Проект “Штандарт”» тренируются и выходят в море на веслах и под парусом российские и международные команды. Принять участие в мероприятиях верфи может любой человек, независимо от опыта.

Капитанская гичка «Мечта»

Капитан Владимир Мартусь и команда фрегата «Штандарт» сейчас работает над созданием копии знаменитого парусного клипера «Катти Сарк» – одного из самых быстроходных парусных кораблей, построенного в 1869 году. «Катти Сарк» в два раза больше «Штандарта». Корабль использовался для доставки в Англию чая из Китая, а позже для перевозки шерсти из Австралии. В честь него названа марка виски «Катти Сарк», на этикетках бутылок с которым изображен знаменитый парусник.

Клипер «Катти Сарк»

20-летию фрегата «Штандарт» посвящены мероприятия в Санкт-Петербурге и Москве:

  • 14-15 сентября 2019 г. – регата на приз фрегата «Штандарт», гонки на парусно-гребных шлюпках в Финском заливе
  • 21 сентября 2019 г. – открытие фотовыставки к юбилею «Штандарта» и показ документальных фильмов о корабле в Музее Маячной службы (форт Константин, Кронштадт, Санкт-Петербург)
  • декабрь 2019 г. – открытие фотовыставки в музее Коломенское (Москва)

На корабле

План дальнейших походов, выбрать направление и подать заявку: Поддержать проект «Штандарт». Верфь и мастерская исторического судостроения работает по адресу г. Санкт-Петербург, Петровская коса, дом 7. Подписаться на новости проекта «Катти Сарк», заполнить заявку на участие в качестве волонтера, а также поучаствовать в финансировании строительства.

Корабли-музеи Петербурга

Стоимость: от 50 рублей

Корабли-музеи – это большая редкость не только для отдельных городов, но целых стран. Их присутствие указывает на интересную и, как правило, долгую историю судна, тесно связанную с важными событиями страны в недавнем или далеком прошлом. Петербургу повезло: на вечном приколе в водах Невы стоит больше кораблей-музеев, чем где бы то ни было в России, а может, даже и мире. Стоит ли удивляться этому факту в городе, который задумывался Петром как форпост Российской империи на Балтике?

Читайте также  Бутик-отель росси спб – гостиница 4 звезды на фонтанке 55

Крейсер «Аврора»

Без преувеличения, из всех боевых кораблей этот заслужил свою всемирную известность практически одним выстрелом. Да и тот был холостым. Несмотря на многочисленные походы и доблесть, проявленную в боях в разных точках мирового океана, «Аврора» по-настоящему прославилась участием в событиях октября 1917 года.

Однако менее известен тот факт, что сойдя со стапелей судостроительного завода, крейсер уже считался устаревшим по своим характеристикам. По этой причине, едва получив боевое крещение в Цусимском сражении, бронепалубный крейсер был понижен в ранге и переведен в разряд учебного судна. Спустя десять лет посильное участие команды в Октябрьском вооруженном восстании наделило «Аврору» статусом «священной коровы» советской мифологии. Блокадные бомбардировки в Великую Отечественную могли навсегда прервать затянувшуюся жизнь крейсера, в полузатопленном состоянии вынужденно ржавевшего в районе Ораниенбаума. Но чудом пережив эти годы, корабль в 1948-м был отбуксирован в воды Большой Невки, где по настоящее время и находится на вечной стоянке. После Мавзолея и мумии Ленина в списке символов революционного наследия Октября «Аврора» без сомнения входит в тройку лидеров.

Интересно

В 1946 году «Аврора» дебютировала в фильме «Крейсер Варяг». Для сохранения исторической правдоподобности на палубе была закреплена дополнительная, четвертая, труба.

До сих пор не все догадываются, что современная «Аврора» уже никогда не сможет плавать: при последней реконструкции 1984 года было заменено более половины оригинальных деталей и слегка изменен внешний вид. Отдельные части корпуса до сих пор можно найти на базе ВМФ у поселка Ручьи. Вспоминая слова известной песни: «Что тебе снится крейсер Аврора / В час когда утро встает над Невой» – можно предположить, что эти сны о том времени, когда корабль еще был на ходу.

Сегодня на крейсере для посещения доступны различные помещения и экспозиции, повествующие о быте матросов, а также об участии моряков-авроровцев в Октябрьской революции. Экскурсоводы обязательно подведут к орудию, из которого был дан холостой залп, прочно вписавший судно в историю. Расположение корабля выбрано удачно – с носа открывается фирменная петербургская панорама с видом на Неву и центральные набережные. Однако прицелиться в направлении Зимнего, прищурив глаз, и вообразить себя отдающим приказ «Пли!» можно лишь мысленно – обзор предусмотрительно загораживают здания Аптекарского острова. Чтобы даже в шутку не пробовали.

Важно

Музей работает во все дни, кроме понедельника и пятницы, с 10.30 до 16.00. Ближайшие станции метро, от которых можно добраться до Петровской набережной: «Горьковская» и «Площадь Ленина». Контактный телефон: +7 (812) 230-8440. Стоимость тематических экскурсий: взрослый билет — 80 рублей, для школьников и студентов — 30 рублей, для иностранных граждан — 200 рублей. Экскурсионных группы до 15 человек.

Ледокол «Красин»

В судьбе этого корабля, построенного по заказу на английских верфях в 1916 году, отразилась целая эпоха арктического мореплавания России и Советского Союза. Будучи несколько десятилетий мощнейшим ледоколом мира, он активно участвовал в освоении северных морских пространств, участвуя в многочисленных спасательных и научных экспедициях. Славная история судна могла оборваться уже в самом начале, когда в 1918 году он был затоплен для перекрытия фарватера кораблям интервентов в Архангельск. Однако удачное возвращение в строй в скором времени позволило ледоколу прослужить вплоть до 80-х годов и оставаться единственным городским кораблем-музеем на плаву.

Сегодня «Красин» это филиал калининградского Музея мирового океана. Всем, кому интересно прикоснуться к кусочку живой истории и ощутить романтику полярных исследований, смело можно рекомендовать посещение ледокола. Традиционно отсылаем к видам, которые открываются с палубы: набережные Васильевского острова по левую руку, напротив – Английская с причалом, прямо по курсу теперь уже Благовещенский мост и дальше – Дворцовый. Сотрудники музея постарались расширить фонды музея за счет предметов, которые принадлежат не только «Красину», но вообще относятся к тематике корабельных приборов и быта. Интересующиеся научной и технической стороной развития ледокольного флота России также найдут для себя много любопытного в архивах, собранных сотрудниками музея.

Скорый вывод из строя одних и утилизация других известных советских ледоколов («Ермак» и легендарный атомный «Ленин» в Мурманске) только поднимает цену петербургского «Красина» в глазах туристов и историков. Спешите увидеть живую легенду!

Важно

Музей открыт с 10.00 до 18.00, касса работает до 17.00. Ближайшая станция метро: «Василеостровская». От нее по 7-й линии нужно дойти до набережной Лейтенанта Шмидта и двигаться вдоль направо, пока не дойдете ледокола. Телефон для справок: + 7 (812) 325-3547. Стоимость билетов: взрослые — 100 рублей, школьники — 50 рублей, игры для детей — 100 рублей, фотосъёмка — 50 рублей. Для иностранных посетителей возможно проведение экскурсий на английском языке, стоимость – 200 рублей. Есть обзорные экскурсии для взрослых и интерактивные маршруты для детей. Начало экскурсий: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00. Экскурсионные группы: 6-10 человек.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Если надводные корабли у вас не вызывают восторгов, несмотря на свою историю и заслуги, то Петербургу все равно есть, чем удивить. Речь о подводной лодке Д-2 «Народоволец», превращенной в музей под открытым небом. Легендарное судно, созданное в Ленинграде еще в конце 20-х годов, пробыло в строю более полувека. Уникальность ситуации в том, что в период строительства на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому увидеть в наше время клепаный прочный корпус, верой и правдой служивший все это время – большая редкость и удача. Тот факт, что узлы и агрегаты были специально воссозданы и не отличаются от оригинальных, окончательно погружает в условия быта подводников. Будьте готовы неоднократно удивляться тесноте и кажущейся неприспособленности отсеков для жизни.

Сотрудники Мемориального комплекса подводной лодки «Народоволец» подробно расскажут о ее боевых походах в Великую Отечественную войну, потопленных кораблях и многочисленных внештатных ситуациях, с которыми приходилось сталкиваться экипажу на протяжении всей боевой истории подводной лодки. Удаленное от станции метро расположении музея может поколебать желание посетить его, но для любителей военно-морской тематики это не должно стать преградой.

Важно

Музей открыт со среды по воскресенье с 11.00 до 16.50, последний четверг месяца – санитарный день. Ближайшая станция метро «Василеостровская», «Приморская», адрес: Шкиперский проток, 10. Телефон: +7 (812) 356-5277.

Фрегат «Штандарт»

Тем, кто интересуется наследием Петра I и старыми, а не современными кораблями, мы без всяких сомнений рекомендуем подняться на борт фрегата «Штандарт». Этот деревянный корабль является гордостью небольшой группы энтузиастов, по сохранившимся документам и иллюстрациям воссоздавших в 1999 году первый корабль, построенный под руководством Петра I после его возвращения из Голландии в 1703 году.

С тех пор команда «Штандарта» уже под руководством капитана Владимира Мартуся неоднократно совершала плавания в водах Балтийского, Северного морей и Атлантического океана. Одно время без фрегата не обходилось празднование летнего выпускного петербургских школьников – «Алые паруса»: в Интернете вы с легкостью найдете множество фотографий «Штандарта», идущего по Неве под яркими парусами, как в повести Александра Грина.

Владимир Мартусь, и об этом за пределами Петербурга знают немногие, уже много лет занимается делом, за которое ему можно поставить памятник. Каждый год он набирает команду фрегата из молодых ребят, которых обучает всему необходимому для навигации в открытом море, плаванию под парусами и жизни на корабле. С ними он на все лето проводит в путешествии по Балтике, Северному морю и даже Атлантике. Маршрут включает множество остановок в портах Европы и участие в различных спортивных мероприятиях. Можно себе представить тот багаж впечатлений, с которыми ребята возвращаются из такого плавания обратно в Петербург! Если вы чувствуете, что такой формат отдыха вам по душе – обращайтесь к капитану.

Зимой фрегат стоит в Круглом Ковше Галерной Гавани на Васильевском острове, рядом с подводной лодкой «Народоволец» и является музеем Петровского флота. Рекомендуем предварительно звонить и уточнять рабочий график «Штандарта» в связи с непостоянным режимом работы.

Важно

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00. Ближайшая станция метро «Приморская», адрес: Шкиперский проток, 10. Телефон: +7 (812) 235-7398, + 7 (921) 303-7215.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: