Музей-квартира михаила зощенко в спб – последний дом писателя - JEKATERINBURG.RU

Музей-квартира михаила зощенко в спб – последний дом писателя

Радости и трагедии «писательского небоскреба» Петербурга

24 декабря 2019 16:45

Ровно 85 лет назад, в декабре 1934 года, почти сто ленинградских писателей со своими семьями заселились в только что построенный для них дом. Вряд ли на земле найдется еще одно такое место, где на один квадратный метр площади было создано столько шедевров. Тут творили Михаил Зощенко, Ольга Форш, Иван Соколов-Микитов, Вячеслав Шишков, сочинял свои сказки Евгений Шварц, написал первую часть «Двух капитанов» Вениамин Каверин. В квартире друзей жила Анна Ахматова. Именно в этом доме выросли актер Михаил Козаков, композитор Сергей Слонимский, академик Сергей Вечтомов. А сколько великих бывало здесь в гостях: режиссер Николай Акимов, актриса Янина Жеймо, поэт Иосиф Бродский и многие другие.

«КОРОЛЕВСТВО МАЛОВАТО, РАЗГУЛЯТЬСЯ НЕГДЕ»

Огромный дом расположился сразу по трем адресам: набережная канала Грибоедова, 9, Чебоксарский переулок, 2, и Малая Конюшенная улица, 4. Его часто называют «писательский небоскреб», хотя этажей в нем всего пять. С этим названием связана отдельная история. На самом деле зданию без малого двести лет. Его построили для артистов придворного оркестра, благо до Зимнего дворца десять минут хода.

При императоре дом был трехэтажным, и его хотели надстроить. Но изучив смету, решили, что дорого. Зато после революции на перестройку собрали деньги ленинградские писатели. Их гонораров хватило на два этажа.

Одним из инициаторов создания писательского кооператива был самый востребованный и авторитетный автор тех лет Михаил Зощенко. Он получил в «небоскребе» самую большую квартиру — 120 квадратных метров. Самая маленькая досталась Евгению Шварцу — 23 квадратных метра: прихожая-кухня с раковиной, туалетик и комнатка — кабинет, спальня и она же гостиная. Отопление печное, ванной, как и горячей воды, нет. Зато в 79-й квартире Шварц написал два десятка блестящих пьес, в том числе «Обыкновенное чудо» и «Золушку». В этом доме родились слова: «Королевство маловато, разгуляться негде!»

СЛОВА НАРОДНЫЕ

В 1930-е иметь свою отдельную, хоть и маленькую квартиру было счастьем огромным. Вот уж простор для творчества — никаких соседей и коммунальных склок. Но обитатели «небоскреба» не подозревали, что сами себе устроили ловушку. В России власти всегда стремились держать интеллигенцию под присмотром. И как удобно, когда все оказались под одной крышей.

1 декабря 1934 года в Смольном был убит лидер ленинградских большевиков Сергей Киров. Началась новая волна репрессий. В доме появились молчаливые люди в шляпах и пальто в пол. Доносили друг на друга и сами литераторы: кто на кого — об этом в доме не принято говорить… Сегодня у каждого парадного дома можно увидеть таблички, которые называют «последний адрес». На них указаны имена тех, кого однажды увезли безвозвратно.

Машины приезжали по ночам. Их прозвали «черная Маруся». Чтобы быть готовыми к приближению беды, писатели не закрывали по вечерам форточки, а когда слышали шорох крадущихся шин, открывали двери на лестницу, чтобы знать, к кому пришли.

Среди репрессированных — поэт Борис Корнилов, автор знаменитой «Песни о встречном»: «Нас утро встречает прохладой!» Он был молод, не сдержан на язык, любил выпить. После его расстрела популярная «Песня о встречном» продолжала звучать повсюду. Указывали, что музыку сочинил композитор Дмитрий Шостакович, а вместо автора стихов писали «слова народные».

ВСЕГО 12 СНАРЯДОВ

«Моя бабушка рассказывала, что в блокаду наш дом почти не пострадал — в него попало всего 12 снарядов. Никого из писателей не ранило и не убило, потому что их не было дома. Они ушли на фронт, работали в редакциях газет, выступали на радио», — рассказывает внучка поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомовой Мария Инге-Вечтомова, ныне сотрудница литературного музея «ХХ век».

Поэт Юрий Инге погиб в августе 1941 года во время эвакуации Балтийского флота из Таллина. В «писательском небоскребе» его ждала жена — поэтесса Елена Вечтомова. Узнав о гибели мужа, она приняла решение остаться в осажденном Ленинграде.

Однажды ее вызвал военком. Елена Андреевна пришла вместе с маленьким сыном Сережей. У мальчика было игрушечное деревянное ружье. Вечтомова вспоминала, что военком собирался во чтобы то ни стало отправить их на Большую землю, в эвакуацию.

— Я не могу уехать, я работаю, — сказала поэтесса. В этот момент по радио началась передача, и зазвучали ее стихи.

Военком сдался: «Оставайтесь». Посмотрел на Сережу и строго спросил:

— А у тебя есть разрешение на ношение оружия?

Мальчонка пожал плечами. Военком выписал ему шуточный документ на право ходить с ружьем.

— Теперь все в порядке, — сказал он.

В Ленинграде не было семьи, в которой не погибли бы родные и близкие. Но эти личные потери сплотили блокадников, в том числе обитателей «писательского небоскреба».

Великая Анна Ахматова в дни блокады переехала сюда к друзьям — в квартиру литературного критика Бориса Томашевского. Когда обстрелы усилились, поэтесса нашла приют в дворницкой рядом с подвалом, служившим бомбоубежищем. Отсюда полуживую от истощения Ахматову увезли в Ташкент.

Блокада была прорвана 18 января 1943 года. Вечтомову разбудил в четыре часа утра стук в дверь. Писатели-соседи собрались идти на радио. Наскоро одевшись, она пошла с ними по заснеженным улицам. Патрули, проверявшие документы, поздравляли: «Блокада прорвана!»

КВАРТИРА ЗОЩЕНКО

Над Зощенко гроза прогремела в 1946-м. Зощенко и Ахматову выбрали объектом показательной порки, чтобы другие боялись. Вышло печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко перестали печатать, он лишился всех источников заработка. Гуляя по Ленинграду в то время, завидев друзей, он нарочно переходил на другую сторону, чтобы не ставить их в неловкое положение, ведь при встрече положено пожимать руку. А вдруг увидит кто, а вдруг у товарищей будут неприятности.

Секретарь Союза писателей Вера Кетлинская предложила Зощенко обменять роскошную 120-метровую 5-комнатную квартиру на свою 50-метровую трехкомнатную. За это она оплатила все долги писателя и помогла ему перекантоваться какое-то время.

Потом Зощенко переехал в двухкомнатную…

Сегодня в «писательском небоскребе» живут потомки великих поэтов, писателей, критиков. А в одной квартире — музей. В последней, двухкомнатной квартире Михаила Зощенко. Все сохранилось, как при жизни писателя. Его бюро, за которым он писал стоя, то ли подражая своему любимому Гоголю, то ли уверовав, что «так полезнее для здоровья».

Его инструменты, обрезки труб и водопроводные краны — в трудные годы гений подрабатывал сантехником. Пишущая машинка. Тросточка — память о ранении. И туфли 38-го размера — Зощенко был невысок. Но не по росту судят о человеке.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей — квартира М. М. Зощенко «XX век» в Санкт-Петербурге

Музеи

Краткое описание

Литературный музей им. М. М. Зощенко находится в центре Санкт-Петербурга. В его стенах гости узнают об истории, развитии писательской деятельности в советское время. В этой статье собрана вся актуальная информация: цены на билеты, режим работы, интересные факты и достоверные отзывы.

История

Торжественное открытие Литературного музея М. М. Зощенко «XX век» состоялось в 2007 году. История его появления началась в 1934 году. В доме № 9 по каналу Грибоедова двадцать четыре года проживал писатель Михаил Михайлович Зощенко.

Читайте также  Morane - паб на звёздной с лучшими сортами разливного пива

Кроме классика в доме жили многие выдающиеся личности и талантливые люди:

  • Борис Петрович Корнилов – советский поэт, автор многих песен
  • Николай Алексеевич Заболоцкий – поэт и член союза писателей
  • Евгений Львович Шварц – известный сказочник, журналист и сценарист
  • Ольга Дмитриевна Форш – автор исторических романов
  • Борис Викторович Томашевский – литературовед советского времени

На основе музей-квартиры советского драматурга, сценариста и переводчика появилось учреждение с новой концепцией. Музей состоит из двух частей:

  • Мемориальная
  • Литературная

В первой части гостей ждет знакомство с рабочим кабинетом Михаила Зощенко и жилой частью, где проходили будни советского писателя. Во второй части представлена литературная жизнь культурной столицы во времена Советского союза.

Архитектура

Музей расположен в доме середины XIX века. Возведением постройки в стиле классицизм занимались многие архитекторы:

  • 1800 – зодчий Руска Луиджи, появление складского корпуса
  • 1800 – зодчий А.И. Буржуа, возведение корпуса по Малой Конюшенной, перестройка здания на набережной канала Грибоедова
  • 1838 – создание единого фасада архитектором Буржуа
  • 1930 – надстройка двух этажей

Цена билета и режим работы в 2020 году

Стоимость билета:

  • Входной билет для взрослых – 200 рублей
  • Входной билет для учащихся и пенсионеров – 100 рублей
  • Семейный билет для двух взрослых и ребенка от 7 лет – 400 рублей
  • Для лиц младше 18 лет и студентам вход бесплатный каждый второй вторник месяца

При заказе интерактивных программ входной билет оплачивается отдельно.

Режим работы:

  • Понедельник — выходной
  • Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10:30 до 18:30
  • Среда – с 12:00 до 20:00
  • Последняя пятница каждого месяца — санитарный день

Официальный сайт

Вконтакте

Facebook

Телефон

  • 8 812-575‑54-26
  • 8 812-572‑48-80
  • 8 812-571‑78-19
  • 8 812-311‑78-19

Экскурсии

В литературном музее ежедневно проходят обзорные и тематические программы для разных возрастных категорий. В ходе путешествия гости узнают о жизни и творческой деятельности М. М. Зощенко, познакомятся с историей дома №9 по Каналу Грибоедова.

Для самых юных гостей созданы игровые экскурсии:

  • «Путешествие с керосиновой лампой» — рассчитана на семейную и детскую аудиторию
  • «Путешествие по трем странам и одной улице» — проходит в виде квеста, программа ориентирована на семейную и детскую аудиторию

Средняя продолжительность программ 60-90 минут. При заказе экскурсии необходима предварительная запись. Авторские программы проходят по воскресеньям.

Сотрудники проводят программы ежедневно кроме понедельника

Где находится

Адрес

Малая Конюшенная улица, дом 4/2, 119

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор
  • Адмиралтейская

Как добраться

Расстояние от станции метро Невский проспект до музея 780 метров. Удобнее добраться до места назначения пешком, время в пути составит 10-15 минут.

Интересные факты

  • На сегодняшний момент музей-квартира М. М. Зощенко не потеряла своего исторического облика. В стенах квартиры № 119 сохранилась зеленая лампа с печатной машинкой автора
  • В музее представлены подлинные рукописи, а также коллекции Евгения Шварца, Всеволода Рождественского и других выдающихся авторов того времени, проживавших в доме №4/2 на Конюшенной улице
  • Общая площадь музейного пространства составила 45 м 2 .
  • На сегодняшний день коллекция музея насчитывает 17,5 тысяч экспонатов

Отзывы

Большинство гостей музея рекомендуют его для посещения. Интересная экспозиция, с сохранившимися историческими экспонатами позволяет погрузиться в прошлое и прикоснуться к советской эпохе. Плюсом стал широкий выбор экскурсионных программ, способных заинтересовать взрослых и детей. Небольшая площадь музей не повлияла на его информативность.

Музей-квартира Михаила Зощенко в Петербурге

Литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко находится в здании, которое известно как «Писательский дом». И сам визит к известному советскому писателю по сути превращается в поход в гости в «коммуну», которая включает также Евгения Шварца, Вениамина Каверина, Всеволода Рождественского и многих-многих других.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Уточним, что музей-квартира Зощенко официально называется «Государственный литературный музей «ХХ век». Иными словами, выражения «музей-квартира» и «литературно-мемориальный музей», которыми мы оперируем в тексте, юридически как бы и не существуют. А этот самый «госмузей» появился из идеи устроить в Писательском доме обширную экспозицию, которая была посвящена советской литературе в целом, а не только Михаилу Михайловичу. Но в жизнь идея так пока полностью и не воплотилась.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

В общем, добро пожаловать в квартиру №119 и, шире, мир советской литературы.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Часы работы, адрес и стоимость билетов

Адрес: Малая Конюшенная улица, 4/2, квартира 119. Вход расположен с Чебоксарского переулка, 2. Ближайшая станция метро — Невский проспект (выход на канал Грибоедова)
Телефон: +7 812 571 78 19
Время работы: с 10:30 до 18:30 все дни, кроме среды (с 12:00 до 20:00) и понедельника (выходной)
Билеты: полный взрослый — 200 рублей
Сайт: http://museum-xxvek.ru/

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Экскурсия по квартире Михаила Зощенко

Каждый кирпич дышит историей. Правда, историей, сжимающей сердца… Понятно, что бытие человечества в принципе полно жутких эпизодов. Петербург же, как и этот питерский дом, как и многие другие дома блокадного Ленинграда, таит в себе как взлеты человеческого духа, так и падения.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

И эти взлеты и падения тут можно проследить в рамках одной судьбы – Михаила Зощенко. Сначала власть вознесла его на вершины обожания, а потом сбросила с Олимпа, переломав хребет. И скольких небожителей во времена репрессий спускали в ад, не счесть…

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Когда в декабре 1934-го сюда въехали Зощенко и Шварц, Каверин и Коростылев, в Писательском доме царила атмосфера творчества, молодости, надежд на лучшее будущее. Михал Михалыч занимал самую большую квартиру, Евгению Львовичу Шварцу досталась самая скромная – всего в 23,7 кв м.

p, blockquote 8,0,1,0,0 —>

Это та самая дверь в первую квартиру Зощенко, аутентичная — со времен писателя сохранилась

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Сегодня все экскурсоводы наперебой цитируют Шварца: «королевство маловато, развернуться негде», кивая на его 23 кв. м. жилплощадь, где он создавал безграничные миры.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Лестничные пролеты заполняют фотографии жильцов Писательского дома

В одной из бывших квартир Михаила Зощенко – уже не самой примечательной, а в той, куда его переселили после опалы, всего пара комнат.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

кабинет Михаила Михайловича с другого ракурса

Здесь сохранились печатная машинка Михаила Михайловича, его трость, многие другие бережно сохраненные вещицы. Вы увидите рабочий кабинет писателя в подлинном виде.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Рабочий стол М. Зощенко

В одной из соседних квартир за номером 100, в так называемой «писательской надстройке», был написан знаменитый роман «Два капитана»: увлекательная история о вечном стремлении мальчишек к географическим и прочим открытиям, о любви и предательстве, о героях и подлецах, о долге, войне и Родине. Шкловский ввел Вениамина Каверина в литературное содружество «Серапионовы братья», где уже были Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин. Пьесы Каверина оказались в репертуаре многих именитых режиссеров, его отмечал сам Всеволод Мейерхольд.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Однако, Каверин (он же Зильбер) получал неоднократные намеки о том, что лучше бы ему уехать из Ленинграда из-за своего происхождения: евреев в те времена не жаловал не только Гитлер, чума антисемитизма поразила всю Европу ХХ века.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Евгений Шварц, сам выходец из мещанской еврейской семьи, писал в своей сказке-пьесе о том, как Дракон, вывихнувший людские души, избавивший город от цыган, когда «любой брюнет должен был доказать, что в нем нет цыганской крови», еще не самый страшный персонаж… горожане, обыватели, прислужники-бургомистры.. соседи-доносчики — вот кто подыгрывает во все времена тиранам.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Удивительно, конечно, что в Чебоксарском переулке так и осталась памятная доска Саянову, который стучал в НКВД обо всех своих именитых соседях. Это все-таки какой-то вывих души… Экскурсоводы, рассказывая про Саянова, говорят: мол, человек он был очень коммуникабельный… так вот как теперь это называется…

Читайте также  Бар хроники санкт-петербург – крепкий алкоголь и ди-джей сеты

p, blockquote 16,1,0,0,0 —>

Не иначе его служением обществу обязан своим арестом другой житель этого Дома – писатель Борис Корнилов, человек не «коммуникабельный», слишком прямой для этого кривого времени, эзопов язык для коммуникации не использовавший, за что и поплатился жизнью.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Это о Шварце, кстати, говорят, что он не то что был каким-то героем, — просто рефлексирующий интеллигент, он был всего лишь порядочным человеком. Однако для того перекошенного времени эта его «обычность», элементарная мораль, взаимовыручка, доброта (он практически спас от голода семью Николая Заболоцкого, за ним толпой ходили ребятишки, слушая его чудесные сказки) – все это казалось тогда верхом человечности.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Все сказки Шварца – тоже о простом: о добре и зле, о любви, о жизни: «так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек» («Сказка о потерянном времени»).

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

И все мысли Зощенко — о том, как спастись человеку, несмотря на то, что сам Михал Михалыч – больной, неуравновешенный, травмированный войной, страдающий паническими атаками, которые раньше назывались циклосемией, писал юмористические рассказы, которые знала и знает вся страна. Работал над автобиографической повестью «Перед восходом солнца», где пытался найти ответ на этот свой вопрос о счастье человечества через историю о том, как сам пытался победить меланхолию и страх жизни.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

М.М. Зощенко в разные годы. Экспозиция в музее-квартире

Все они жили и творили вопреки страху: Всеволод Рождественский, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Николай Заболоцкий, Юрий Рытхэу – сотни имен, сотни судеб. Кого только в этом Писательском доме не бывало – Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Иосиф Бродский. Гостила у литературоведа Бориса Томашевского и Анна Ахматова, здесь появлялись Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Янина Жеймо и многие-многие другие.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Жильцы Писательского дома

Жильцы прозвали свой дом «недоскребом», — надстраивали его согласно высотному регламенту таким образом, что высота потолков в верхних этажах заметно отличалась от изначальных: до сих пор по размеру окон можно судить об архитектурных экзекуциях минувших времен.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Высота потолков в верхних этажах заметно отличается от изначальных

p, blockquote 24,0,0,1,0 —>

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Здесь, в этом дворе, в районе так называемого «золотого треугольника», жили когда-то еще царские музыканты из придворного хора. Тут же действовал знаменитый музей, насчитывающий 11 тысяч экспонатов, часть которых принимала участие в концертах, а потом возвращалась на свои музейные места. Почти как в сказке…

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Впрочем, какие времена, такие и сказки: «Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться. Но в печке этой ледяные поленья горели чёрным пламенем. Чёрные отблески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом. И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени.
— Садись рядом, помёрзнем, — предложил он мальчику.
Мальчик ничего не ответил.
А старик уселся поудобнее и мёрз, мёрз, мёрз, пока ледяные поленья не превратились в ледяные угольки» («Два брата»).
Эту сказку Евгений Шварц написал в 1943 году в эвакуации, но первые блокадные месяцы они с женой переживали в холодном Ленинграде 1941-го.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Современный двор Писательского дома

В первой половине прошлого века в этом дворике располагались дровяные сараи – настоящая ценность по тем временам, когда ни газа, ни электричества к вашим услугам не было. Но и сегодня отогреться душой можно лишь рядом с очень особенными для вас людьми – родными или близкими по духу, например, читая их произведения и ведя этот диалог через века.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

Михаил Зощенко: «Самое важное в жизни — слова. Из-за них люди шли на костры».

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Возможно, когда вы в погожий солнечный денек навестите этот Писательский дом, вы станете сыпать совсем другими цитатами, — потому как в этой библиотеке смыслов полно всяких мыслей, на любой, поверьте, вкус.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Общий обзор о музеях-квартирах российских и советских писателей в Петербурге читайте здесь.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —> p, blockquote 32,0,0,0,1 —>

Музей квартира Михаила Зощенко (Санкт-Петербург)

Музей квартира Михаила Зощенко находится в Санкт-Петербурге по адресу — Малая Конюшенная улица, д. 4/2, кв. 119 (3 этаж).

Ближайшие метро: Невский проспект, Гостиный двор.

Вход со двора, со стороны Чебоксарского переулка. У входа в арку, у железных ворот нужно нажать кнопку охраны и сказать, что Вы идете в музей. Тел./ факс: (812) 571 78 19

Музей находится в последней квартире писателя Зощенко Михаила Михайловича (1895 — 1958) – в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9 (современный адрес – Малая Конюшенная, 4/2). В разные годы одновременно с Зощенко в этом доме жили Б. Корнилов, Н. Заболоцкий, Е. Шварц, М. Слонимский, О. Форш, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский и многие другие деятели литературы и искусства. В дом на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры, и в последние годы оказался в небольшой двухкомнатной квартире № 119.

Музей состоит из двух комнат. Одна из комнат – мемориальная, это кабинет писателя. Здесь его письменный стол, личные вещи писателя. Во второй комнате (бывшая комната его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена литературная экспозиция. Здесь можно увидеть копии наград, которые получил Зощенко за свое участие в боях Первой мировой войны. Здесь же сабля с вензелем Николая II, которую он также получил в награду за военную службу. В экспозиции музея полевой дневник военнослужащего Зощенко и его фронтовые зарисовки.

Уникальность музея Зощенко М.М. состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка, в которой проходили дни писателя с января 1955 по июль 1958 года, воссоздана с детальной точностью. В этом кабинете, где на столе – фрагменты рукописей, недописанный лист в печатной машинке, брошенные небрежно очки, уютная зеленая лампа, на тумбочке у кровати – книга о Гоголе (любимый писатель М. Зощенко), на конторке — фотографии родителей.

Музей М. М. Зощенко был учрежден 5 декабря 1988 года, сначала как филиал музея Ф. М. Достоевского. Самостоятельным он стал в апреле 1993 г, когда открылась первая экспозиция.

Дом на канале Грибоедова, 9 (в 20-веке — Писательский дом), в котором располагается музей-квартира М.М. Зощенко, был построен в начале XIX в. на участке, принадлежавшем Придворной конюшенной конторе, а потом неоднократно перестраивался. Дома № 5, 7, 9 – это три бывших корпуса Конюшенного ведомства, которые в к. XIX в. решено было реконструировать и тем самым сделать застройку квартала более регулярной. Работами руководил Луиджи Руска, который и предложил объединить три корпуса в одну протяженную постройку. В 1818 г. архитектор уехал из России, и работы продолжались по проекту В. П. Стасова.

С конца XIX в. здесь жили музыканты Придворного оркестра (впоследствии они составили основу симфонического оркестра Филармонии). С 1893 г. по субботам в доме Придворного оркестра проходили генеральные репетиции, а с 1902 г. по 1916 г. в этом доме регулярно устраивались «Оркестровые собрания музыкальных новостей», где исполнялись музыкальные новинки отечественных и зарубежных композиторов. В доме Придворного оркестра в 1900 г. был открыт один из лучших в Европе музей музыкальных инструментов (впоследствии коллекция была передана Эрмитажу, а затем составила основу коллекции музея музыки в Шереметьевском дворце – филиала музея театрального и музыкального искусства).

Читайте также  Акция "детские дни в петербурге 2019": программа

В 1930-е гг. решено было надстроить этот дом для ленинградских писателей. Верхние этажи получили название «писательская надстройка», еще его называли «писательский недоскреб». В 1934 году, в одной из ленинградских газет появилась карикатура — писательский дом на канале Грибоедова, весь увешанный мемориальными досками. Так представлялся современникам вид этого здания лет через 50.

Изображения

Писательский дом (Малая Конюшенная улица, д. 4/2)

Комната Михаила Зощенко

Награды, сабля и личные вещи Зощенко

Дом как зеркало личности: музей-квартира Зощенко

Михаил Зощенко успел при жизни побывать первым сатириком советской литературы и, одновременно, ее же главным изгоем, а после смерти прочно занял место главных русских классиков ХХ века. Вспомним писателя, который прошел три войны: Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны, был награжден орденами за мужество и даже в сложные периоды жизни не переставал писать.

Биография Михаила Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. Отец его, Михаил Иванович, служил в мозаичной мастерской при Академии художеств.

С ранних лет писатель познал лишения. Отец умер рано и мать обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей.

В 1913 году Михаил Зощенко окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но уже на следующий год его исключили за неуплату. Чтобы заработать на учебу, Зощенко стал контролером на Кавказской железной дороге. Однако восстановиться в университете ему так и не удалось: началась Первая мировая война.

Вот как пишет о ней сам писатель во второй главе книги «Перед восходом солнца»: «Осенью 1914 года началась мировая война… Я, бросив университет, ушел в армию… Я служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В девятнадцать лет я уже был поручиком… В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце…».

Тем не менее автор скромно не упоминает о полученных орденах: Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”, Святого Станислава 2-й степени с мечами и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Он был представлен в капитаны и к ордену Святого Владимира 4-й степени.

Начало литературной карьеры

С 1919 года начинается активная литературная деятельность писателя. В студии при издательстве «Всемирная литература», занимавшей небольшое помещение в известном доме Мурузи на Литейном проспекте, а позднее в Доме искусств на углу Мойки и Невского, сформировалась литературная группа «Серапионовы братья». Здесь, в компании талантливых, независимых молодых литераторов, Зощенко почувствовал себя писателем.

В 1921 году в издательстве «Эрато» вышла первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».

В 1933 году вышла повесть «Возвращенная молодость» – явление необычное в русской литературе – она стала новым витком в развитии писательской деятельности Зощенко. Уникальность повести в том, что это одновременно и художественное произведение с типично зощенковскими героями, незамысловатым сюжетом, и комментарий к нему, «некоторые сведения по физиологии и психологии человека». Новое видение литературы и привело в последствии к гонениям на писателя.

Во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала войны писатель просит отправить его на фронт. Он получает отказ: «К военной службе не годен». Поэтому Михаил Зощенко вместе с сыном дежурит на крыше своего дома и тушит зажигательные бомбы. Михаил Михайлович выступает на радио, пишет антифашистскую пьесу. Вместе с Евгением Шварцем берутся за написание пьесы «Под липами Берлина». Это произведение о взятии советскими войсками Берлина шла на сцене театра в то время, когда немцы держали в блокаде Ленинград. Еще задолго до окончания войны писатель верил в победу советского народа. Поэтому еще более несправедливы и абсурдны кажутся последовавшие позже обвинения.

Музей-квартира на Малой Конюшенной улице 4/2

Это одна из самых маленьких музеев-квартир Петербурга – всего 50 м 2 , но у нее есть своя особенность, можно сказать, даже удивительная черта! Все вещи в квартире Михаила Зощенко подлинные. Здесь писатель прожил всего три года, до этого он жил в огромной пятикомнатной квартире, но, начиная с публикации «Голубой книги», начались политические гонения на Михаила Михайловича.

«Голубая книга», – писал Зощенко, – это книга о поступках и чувствах людей». Она не имела никакого отношения к политике. Писатель пытался научить людей жить счастливо. Он пишет уже не в рамках принятого социалистического реализма, автор включает в рассказы сведения о физиологии и психологии человека. А все это было не безопасно в то время.

Крайней точкой стала повесть «Перед восходом солнца», пожалуй, главное произведение Зощенко. После постановления партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) Зощенко исключают из Союза писателей, его книги изымаются из библиотек, его самого лишают возможности печататься, ставя тем самым на грань физического выживания. Из-за этих событий писатель и перебирается в маленькую квартирку № 119.

“С иголочки”

Михаил Зощенко, по воспоминаниям современников, любил элегантно и модно одеваться. В его гардеробе были хорошие галстуки, эффектные пиджаки и вычищенные ботинки. Все это осталось в стенах его жилища. Предметы одежды создают ощущение присутствия писателя, кажется, что вот-вот он вернется за своими вещами.

Конторка Зощенко

Создание произведений за конторкой – столиком, за которым писали стоя (См. на фото слева) – традиция классической русской литературы. Следуя примеру Пушкина и Гоголя, Зощенко создавал свои первые работы, стоя за конторкой. Прогресс не стоял на месте и после 1930 года Михаил Зощенко отказался от ручки в пользу пишущей машинки, а конторку продал писательнице Вере Кетлинской. Конторка путешествовала от хозяина к хозяину. Уже в XXI веке конторка вернулась к своему первому владельцу. Вдова профессора Крайзнера подарила ее обратно музею.

Комната Михаила Зощенко
Источник: find-rest.ru

Эта вытянутая комната с маленьким окном была для Михаила Зощенко и спальней, и кабинетом, и столовой, и комнатой отдыха. Все, что есть в ней сейчас, было и при самом писателе. Стол, стулья, кровать, одежда, писательские принадлежности. Это передает дух 30-х годов прошлого века.

Смерть

До конца своей жизни Михаил Зощенко был гоним властью. Он, русский офицер, имеющий боевые награды, не хотел прогибаться. Он никогда бы не признался в том, чего не совершал.

На показательном заседании Союза писателей, где хотели публично унизить литератора, Зощенко вышел на трибуну и сказал: “Моя литературная жизнь и судьба закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен как последний сукин сын. У меня нет ничего в дальнейшем. Ни-че-го. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне ни вашего снисхождения, ни вашей брани, ни криков. Я больше, чем устал, я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею”.

Начался второй период гонений. Его итогом стала 1958 году стала смерть писателя.

Имя писателя не забыто, об этом говорит 27-летнее существование музея. Михаила Зощенко знают, любят, читают и переводят на иностранные языки. Произведения писателя включены в программы средних и высших школ.

Памятник писателю Михаилу Зощенко у библиотеки Сестрорецка
Источник: peterburg.center

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: