Музей-квартира куинджи в санкт-петербурге: как посетить - JEKATERINBURG.RU

Музей-квартира куинджи в санкт-петербурге: как посетить

Музей-квартира А. И. Куинджи

Музей-квартира А. И. Куинджи на Васильевском острове Санкт-Петербурга располагается в доме, где 13 лет проживал художник. Локация воссоздает творческую мастерскую мастера и передает атмосферу, вдохновлявшую знаменитого пейзажиста.

Дом на Биржевом переулке Архип Иванович выбрал из-за панорамного вида на город из большой мансарды, которая впоследствии стала мастерской художника. Отсюда можно увидеть Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону. В этом здании проживали и другие русские художники — И. Крамской, Е. Волков, М. Клодт и другие, в связи с чем, в народе дом стали называть «Домом художников».

Экспозиция музея-квартиры рассказывает о периоде с 1894 по 1897 годы, когда Куинджи преподавал в Академии художеств пейзажную живопись. Идея создать мемориальный музей художника впервые была озвучена его учеником Н. Н. Рерихом. Экспозиция была оформлена, в 1993 году, к 150-летию Архипа Ивановича Куинджи, и сегодня является одним из филиалов Российской Академии Художеств, наряду с такими известными культурными учреждениями, как музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты», музей-квартира Иосифа Бродского и дом-музей Павла Чистякова.

Режим работы и цены в музее А. И. Куинджи

Экспозиция работает несколько дней в неделю — в среду, пятницу и субботу, с 12:00 до 17:00. Касса закрывается в 16:00.

Стоимость билетов:

  • Полный — 150 рублей;
  • Льготный — 100 рублей.

Стоимость экскурсионного обслуживания зависит от количества участников в группе:

  • до 5 человек — 1000 рублей,
  • до 20 человек — 2000 рублей.

Экспозиция музея

Посетители музея-квартиры Куинджи могут посетить жилые комнаты, рабочий кабинет и, конечно, мастерскую живописца. В квартире художник проживал вместе с женой, которая вела хозяйство и была отличной пианисткой. В одной из комнат сохранилось фортепиано Веры Елевфериевны. Супруги часто музицировали вместе — Архип Иванович неплохо владел скрипкой.

Несмотря на огромную популярность, которую приобрел Куинджи в Петербурге и приличные доходы, обстановка его квартиры крайне скромная. В кабинете пейзажиста можно увидеть простой рабочий стол со стулом, семейные и дружеские фотографии. В других комнатах стены также украшены фотографиями и картинами. Одна из них — портрет художника, работы И. Н. Крамского.

Работы учеников Архипа Ивановича занимают важное место в музейной экспозиции. Здесь представлены картины Н. Рериха, А. Курбатова, А. Рылова и других художников. Так, в залах музея иногда проводятся временные выставки. До 9 февраля 2019 года можно было посмотреть графические работы И. И. Шишкина — мастера-пейзажиста, ученика А. И. Куинджи.

Посетители музея часто пишут в отзывах, что персонал учреждения бывает неприветлив. Если вы посещаете квартиру без экскурсии, то вам просто включат фильм, рассказывающий о жизни и творчестве великого пейзажиста. Картин самого мастера на экспозиции немного, но имеются личные вещи, погружающие зрителя в атмосферу прошлых лет.

Также гости отмечают, что в музей лучше приходить без объемных сумок и рюкзаков, чтобы избежать конфликтов с администрацией. Хотя, это правило действует во многих музеях не только Санкт-Петербурга, но и в других городах.

Как добраться

Адрес дома, в котором находится музей-квартира А. И. Куинджи: Биржевой переулок, дом 1/10, квартира № 11. Он стоит на пересечении Биржевой линии и набережной Макарова. Вход со стороны Биржевого переулка, нужно пройти во двор, позвонить в звонок и подняться на 4 этаж.

Панорама дома:

На Васильевском острове курсирует общественный транспорт, кроме того в шаговой доступности от музея есть две станции метро, поэтому добраться сюда не составит труда.

Трамвайная и автобусная остановки с одинаковым названием «Метро Спортивная» находятся рядом с одноименной станцией. Здесь ходят трамваи № 6, 40; автобусы № 1, 47; троллейбус № 1 и маршрутные такси № 30, 120, 175.

Пешеходный маршрут от станции метро «Спортивная» и остановок до музея — Яндекс. Карты

Еще одна станция метро — «Василеостровская» находится чуть дальше, от нее до музея-квартиры идти около 15 минут.

Маршрут от станции метро «Василеостровская» — Яндекс. Карты

Проблем с парковкой возле здания, где располагается музей, обычно не возникает. На Биржевом переулке есть бесплатные автостоянки для машин и велосипедов. Чтобы не беспокоиться о парковке — закажите такси. Это можно сделать через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Мемориальный музей-квартира А. И. Куинджи: видео

Отзыв: Музей-квартира Куинджи (Россия, Санкт-Петербург) — Небольшой музей, но такой позитивный и информативный.

Адрес у музея: Биржевой переулок, дом 1/10. Мы дошли до него пешком. И ушли пешком. Так что я не знаю как сюда добраться на общественном транспорте. Как то, погода, хоть и зимняя, но отлично располагала к долгим пешим прогулкам. В этом плане нам очень повезло в ту поездку. Музей находится прямо на набережной (набережная Макарова). По ней мы и пришли сюда. Из окон отлично видна река Малая Нева.
Вход в музей со двора. Калитка закрыта на домофон.

Мы заранее не записывались. Но сейчас, возможно, это необходимо в связи с пандемией. Мы не сразу разобрались как попасть во внутрь. А вообще это обыкновенный жилой дом. Здесь живут люди. Думаю не все они довольны, что посетители регулярно шастают туда-сюда.

В январе 2020 года не принимали банковские карты. Сейчас, спустя 1.5 года возможно что то изменилось.

Старинный лифт. А мы идем пешком.

Не помню работал ли на самом деле лифт, но мы прошлись пешком. Это довольно любопытно.

Музей работает не каждый день! И рано закрывается. Поэтому сюда лучше идти к открытию. А потом можно гулять и по другим достопримечательностям. Мы далее отправились в Кунсткамеру.
Музей представляет из себя настоящую квартиру художника. Здесь он проживал последние 13 лет своей жизни. К сожалению, реальная мебель не дошла до наших дней. Сейчас на выставке представлены предметы мебели, подобные оригиналам. Только портрет молодого Куинджи нарисованный Крамским по прежнему занимает центральное место на стене в гостиной, встречая гостей.

Нижняя часть квартиры была жилая. Верхняя часть же — это мастерская. В свое время она была перестроена.

Если не хотите слушать аудиогид, при желании можно почитать распечатанный текст.

Из окна открывается чудесный вид.

Можно ознакомиться с завещанием художника.

Поднимаясь на второй этаж сразу становится понятным что же привлекло в этой квартире художника. Огромные окна. Море света. Даже зимой.

Отмечу, что здесь довольно прохладно. Думаю, что в морозы в мастерской может быть даже не очень комфортно. Сейчас в мастерской экспозиция посвящена Куинджи-преподавателю. Так как Архип Иванович с 1894 года по 1897 год был профессором пейзажной живописи и руководителем мастерской в Академии художеств.

Картины, здесь представленные, не только самого Куинджи, но и его учеников: Рериха, Кандаурова, Богаевского, Борисова.

Осмотрев экспозицию, нам предложили посмотреть небольшой фильм про творчество художника.

Читайте также  Церковь святой анны в санкт-петербурге - лютеранский храм

Не помню, был ли показ по времени или просто набралась небольшая группа туристов и нам предложили посмотреть. Но думаю все эти моменты можно уточнить по телефону музея.
Немного организационных моментов. В музее есть туалет. Чистый аккуратный. Но скромный. Насчет гардероба не помню. Вроде бы есть помещение куда мы просто повесили свою верхнюю одежду. Но подробности абсолютно стерлись из моей памяти. И вот цены на билеты:

Возможно за полтора года цена немного подросла. Для фото дополнительный билет не нужен.
У меня музей оставил очень приятные впечатления. Только жаль что он так немного работает (не каждый день и немного часов). Возможно сюда будет сложно попасть маломобильным людям, так как лифт вроде как не работал.

Музей-квартира Архипа Куинджи

Здесь, в Биржевом переулке Васильевского острова, невзирая на годы затворничества великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, собиралась завидная часть русской творческой интеллигенции конца XIX- начала XX вв. Другом живописца был ученый Дмитрий Менделеев, с которым они вместе играли в шахматы.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Среди учеников мастера – Николай Рерих, философ-мистик, путешественник, археолог. Эти стены хранят многие тайны.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Сюда, «в гости» к великому мастеру кисти, Архипу Куинджи, стоит зайти не только ради того, чтобы посмотреть на картины.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Во дворе этого желтого здания и находится музей А. Куинджи

Адрес музея-квартиры А.Куинджи: Биржевой переулок, д. 1/10, кв. 11 (или набережная Макарова, д. 10 (вход с Биржевого переулка). Ближайшие станции метро – Спортивная (выход на набережную Макарова), Василеостровская (пройти дворами от Среднего проспекта В. О.)
Телефон: +7 812 323 31 33
Официальный сайт: http://artsacademymuseum.org/
Время работы: среда, пятница, суббота, 12:00 — 17:00
Стоимость посещения: для взрослых, не имеющих льгот, вход — 150 рублей, для пенсионеров и учащихся — 100 рублей. Дети до 16 лет, ветераны, инвалиды, музейные сотрудники и студенты Академии Художеств им. Репина, суворовцы, нахимовцы, кадеты – бесплатно.
Первая среда месяца – бесплатное посещение для многодетных семей, вторая среда месяца – для всех пенсионеров, последняя пятница месяца – для всех студентов вход бесплатный.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Имеет смысл воспользоваться аудиогидом, если вы еще не наслышаны о живописце (экскурсию можно скачать бесплатно в самом музее по QR-коду).

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Два раза в день, в 13:00 и в 15:00 транслируют фильм о жизни и творчестве художника.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Кому будет интересно: любителям живописи, ценителям прекрасного, романтикам, гностикам и агностикам, и просто любопытствующим о природе человеческой.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Музей в Биржевом переулке д. 1/10, кв. 11

Лестница на второй этаж, ведущая в мастерскую

Фотографии, конечно, не передают волшебства атмосферы музея-квартиры, — совершенно чудесная, просторная мансарда, она дышит небом Петербурга и купается в световых бликах столь ценных для Северной столицы и для световосприятия художника.

p, blockquote 8,0,1,0,0 —>

Современники отмечали, что для Куинджи было присуще уникальное восприятие света. Дмитрий Менделеев специальным прибором исследовал зрение друга и заметил, что тот способен улавливать его малейшие оттенки.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

«В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского», — напишут о нем критики. А ведь великий Айвазовский когда-то отказал начинающему художнику принять его в свои ученики, когда тот еще не перебрался из Мариуполя в Петербург.
Тем ценнее, что несостоявшийся ученик превзошел своего неучителя.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

`Христос в Гефсиманском саду`

«Христос в Гефсиманском саду», фрагмент из каталога в Музее-квартире А. И. Куинджи; оригинал находится в собрании Воронцовского дворца-музея в Алупке (Крым), выставляется в Шуваловском корпусе дворца.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Эта, как и другие работы мастера, – совершенно уникальное творение философа и ученого, собственным примером разбивающего в пух и прах вечные отговорки наших сегодняшних «гениев» о том, что «великие, мол, не копируют, они воруют».

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Но как-то обошелся Архип Иванович без воровства и в своем творчестве (его во всем мире признавали одним из самых оригинальных живописцев, не найдя в его работах никаких следов подражания), и в жизни – рано осиротевший сын бедного сапожника, он стал миллионером, профессором Петербургской Академии художеств.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Отец его будущей жены Веры Леонтьевны – богатый и знатный купец – шантажировал жениха то требованиями заработать сто рублей, то стать богатым и знаменитым в принципе. Архип Куинджи из Одессы, где тогда учился, пешком с обозом (не хуже Ломоносова) дошел до Петербурга, поступил в Академию художеств, разбогател и вернулся за своей Верой.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Вместе они посетили Валаам в свадебное путешествие (это тоже баллада о любви, смерти и предназначении). Вместе прошли по жизни. Никогда не держали прислугу, Вера Леонтьевна справлялась по дому самостоятельно.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

И квартиру эту с мансардой они обживали без оглядки на то, что с доходами мужа могли бы себе позволить гораздо более роскошные апартаменты; остались, однако, в этом царстве воздуха и света, привечая друзей.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Увы… когда после всех предреволюционных перипетий, домашнего ареста и принудительной отставки из Академии после студенческой забастовки 1887 года (а студентов своих Куинджи тогда защищал бесстрашно! вот порадовались удачному поводу избавиться от харизматичного конкурента его завистники); после затворничества и треволнений, унесших здоровье, а в итоге и жизнь мастера, Вера Леонтьевна осталась одна, никто не спас ее от голодной смерти в революционном Петрограде 20-х годов.

p, blockquote 17,1,0,0,0 —>

Никто из тех, кого Куинджи так щедро спонсировал, а уж он никому из своих друзей и учеников никогда не отказывал в помощи, ни само Общество его имени (Обществу было завещано 500 работ мастера) как-то не озадачились судьбой женщины, которую творец любил всю свою жизнь…

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Если честно, совершенно неудивительны эти равнодушие и неблагодарность в людях, хотя, конечно, отвратительны. Удивительно как раз то, что в нашем мире наряду с этой мерзостью живут их противоположности: добро и гений и свет и надежда…

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

В зеркале ушедшего времени…

Так что этот музей стоит посетить и для того, чтобы просто отдать дань уважения хорошему человеку.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

В любые, пожалуй, времена большое дело – таким человеком быть по жизни. Архип Куинджи им был: добрым, щедрым, искренним, и, может быть, именно поэтому — очень вспыльчивым, ищущим, любознательным.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Художник увлекался астрономией, и даже профессионалы признавали, что в работах Куинджи все звезды – на своих реальных небесных местах.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Читайте также  Музей и библиотека «пушкинский дом» на стрелке васильевского острова

Гостиная. Портрет А.И.Куинджи работы И.Н.Крамского

Здесь творил гений

Уникальный сам, он и учеников своих учил «творить без оглядки на признанных мастеров».

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Работы учеников А.Куинджи

Еще работы учеников Мастера

Все помнят знаменитую картину Архипа Ивановича «Лунная ночь на Днепре», так сказать, «визитную карточку» живописца:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

`Лунная ночь на Днепре` из постоянной экспозиции Русского музея

Одно из пяти повторений шедевра в мансарде-мастерской музея-квартиры

Автор выставлял свою «Лунную ночь» вниманию взыскующих на протяжении лета и осени 1880 года в этой своей мастерской, а потом на Малой Морской в Обществе поощрения художников. Фурор, пиар, сенсация, первая в России выставка одной картины, давка из желающих приобщиться к искусству… пересуды и мистика шлейфом тянутся за ней долгие годы. «Лунную ночь» действительно трудно не заметить и невозможно забыть. Все, кто побывал в Русском музее хоть однажды, уж ее-то точно припомнят: совершенно фантастический пейзаж, завораживающий воображение.

p, blockquote 25,0,0,1,0 —>

А секрет прост: дружба художника с Дмитрием Менделеевым, увлечение Архипа Ивановича наукой и свойствами красок (Куинджи даже прозвали алхимиком), — все это и, конечно же, его живописный гений, подарили миру эту чудесную практически голограмму из XIX века. Еще бы современникам мастера не впечатлиться, если уж и наша нынешняя избалованная публика до сих пор воодушевлена…

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Так Леонардо да Винчи поражал воображение жителей XV века и не утратил интереса публики доныне.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Почему-то, правда, складывается впечатление, что наш российский художник гораздо менее распиарен… даже в своей родной стране. Поражает, что большинство из его пяти сотен работ так и «пылятся» где-то в музейных запасниках. Выставка, проходившая в Петербурге в 2019 году, и представлявшая крымский период мастера, предложила зрителям ряд крымских пейзажей (штук семь). Тут же была представлена и украденная накануне из Третьяковки в конце января 2019 года (вы, конечно, в курсе этой знаменитой истории) «Ай-Петри. Крым»:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

`Ай-Петри. Крым`, из временной экспозиции Русского музея

Это криминальное событие, конечно, подстегнуло интерес публики к творчеству мастера.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Картины А. И. Куинджи из постоянной экспозиции Русского музея

`Красный закат`, из каталога в Музее-квартире А. И. Куинджи

Здесь узнается и будущий Рерих.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Николай Константинович Рерих о своем учителе: «Куинджи любил учеников. Это была какая-то особенная любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие учителя-гуру облечено особым пониманием».

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

`Море. Крым`, июньская экспозиция Русского музея

Сюда, в Крым, где он сам в 1886 году приобрел участок, в имение Сара-Кикенеиз он вывозил на летнюю практику своих учеников из художественного училища при Академии художеств (студенческая база действует в Крыму и сейчас).

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

Здесь черпали вдохновение не одно поколение поэтов и художников, потому что нельзя не вдохновиться!

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

`Казбек вечером` — из постоянной экспозиции Русского музея

`Облако над степью`, временная экспозиция Русского музея

`Радуга`. Из постоянной экспозиции Русского музея

Кадр из фильма о художнике – трансляция из музея-квартиры

Музей-квартира А. И. Куинджи в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Прославленный русский художник Архип Иванович Куинджи переехал в Санкт-Петербург, когда ему ещё не было и 30 лет. Вся последующая жизнь мастера связана с нашим прекрасным городом. Сюда он перевёз свою молодую супругу, здесь же, в Академии художеств, Куинджи учился, а затем и руководил мастерской.

Биржевой переулок, дом 1/10. Мастерская Куинджи расположена на самом верху

В наше время картины художника можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, Воронцовском дворце в Крыму, музее Метрополитен в Нью-Йорке, а в квартире на Васильевском острове Санкт-Петербурга открыт его мемориальный музей.

Кабинет В музее находится около 500 единиц хранения

Как добраться

Адрес музея — Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11, находится он в обычном жилом доме недалеко от стрелки Васильевского острова. Ближайшие к зданию станции метро — «Василеостровская» и «Спортивная». Пешком от них около десяти минут.

Обратите внимание, что дом, в котором расположен музей, окружён четырьмя улицами, вход в здание осуществляется именно с Биржевого переулка. Чтобы попасть внутрь, вам необходимо будет пройти две закрытых двери с домофоном. В каждой из них нужно будет набрать номер квартиры — 11. Я читал о злобных жильцах дома, которые так и норовят обругать посетителей музея, но на деле ничего подобного не увидел. Единственная просьба от сотрудников музея — не пользоваться лифтом, так что будьте готовы подниматься по лестнице на четвёртый этаж.

Экспозиция открыта для посещения в среду, пятницу и субботу. Стоимость посещения без льгот — 150 рублей. К оплате здесь принимают только наличные.

В мастерской представлено множество картин учеников Куинджи

Немного истории

Архип Иванович Куинджи прожил на Биржевом переулке последние 13 лет своей жизни. Дом, где сегодня находится музей-квартира, часто называли «домом художников»: помещения здесь в разное время занимали А. К. Беггров, Е. Е. Волков, М. П. Клодт. Существует и ещё одно фольклорное название здания — «дом-утюг». Одним из владельцев дома являлся Г. Г. Елисеев, представитель известной купеческой династии. Изначально постройка была трёхэтажной, четвёртый этаж был надстроен позже.

Места для просмотра фильма о художнике Лестница между этажами квартиры

Квартира Куинджи двухуровневая. В своё время она заинтересовала художника огромной мансардой-мастерской, возвышающейся над последним этажом здания. Хотя нельзя сказать, что внутри помещение очень большое. Здесь всего несколько комнат: на первом этаже сейчас расположены гостиная, кабинет и выставочный зал. Мастерская же занимает всю площадь второго уровня.

Чудесный вид на центр Санкт-Петербурга

Посетить экспозицию можно как самостоятельно, так и скачав бесплатный аудиогид на свой телефон. В 12:00, 13:00 и 15:00 у посетителей есть возможность посмотреть небольшой фильм, посвящённый художнику. Изюминкой мастерской является огромное панорамное окно, выходящее на Неву. Отсюда хорошо видны Петропавловская крепость, Дворцовый мост, дома на Петроградской стороне. Сегодня квартира является филиалом Музея Российской академии художеств.

Если кратко, в целом:

    небольшая квартира с отличным видом на город; недорогой вход и бесплатный аудиогид; будьте готовы к подъёму по лестнице на четвёртый этаж.

Музей Куинджи

Фотографии интерьера музея Куинджи

Музей-квартира Куинджи в Петербурге: как добраться

Музей-квартира художника Архипа Ивановича Куинджи находится на четвёртом и пятом (студия) этаже жилого дома по адресу: город Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Макарова, дом 10.
Чтобы попасть в музей нужно пройти во двор дома через арку со стороны Биржевого переулка. Выйдя из арки во двор, повернуть направо — в глубине двора вход в подъезд. На домофоне набрать квартиру №11 и на лифте подняться на последний этаж.

Читайте также  Дом путина в санкт-петербурге: где прошло детство президента

Режим работы музея Куинджи: с 12:00 до 17:00 в среду, пятницу и субботу. Внимание: касса работает до 16:00!
Телефон музея 8 (812) 213-31-33

Важная информация для водителей : на пятачке перекрёстка набережной Макарова и Биржевой линии парковаться запрещено — работает эвакуатор. У самого машину чуть не увезли. :)

Карта с проходом к музею

История мастерской А.И.Куинджи

В 1842 г. по проекту архитектора А. Пеля на участке, принадлежавшем петербургскому купцу Петру Меняеву, был выстроен на каменных подвалах 3-этажный жилой дом и одноэтажное здание. Весь первый этаж дома занимали многочисленные лавки, в подвале размещались складские помещения.

В 1879 г. дом перешел к известным торговцам братьям Елисеевым и сразу же, по проекту академика архитектуры Л.Шперера, началась его реконструкция.

Трёхэтажное этажное здание было надстроено на один этаж, сделаны новые лестницы, реконструированы старые, фасады обогатились новым архитектурным убранством. Торговые помещения в первом этаже переоборудованы под жилье. Одноэтажное здание конюшен надстроено до двух этажей, часть его переоборудована под жилье. Здесь же в подвале устроен ледник.

В 1887 г. по проекту гражданского инженера Г. Барановского на части здания надстроен 5-й этаж, в котором разместилась мастерская художников. Попробуем разобраться в предыстории и истории этой мастерской.

С 1869 г. до дня смерти 25 марта 1887г. в этом доме в квартирах 5 и 8 жил организатор и идейный вождь русских художников передвижников И.Н.Крамской. Кв. No 6 находится на 3 этаже, кв. No 8 на четвёртом по одной и той же лестнице, вход в которую с Биржевой линии. Они значительно отличаются по площади. Общая площадь кв.No 6 около 300м2; а кв. No 8 около 100м2.

По воспоминаниям И. Е. Репина кабинет в квартире Крамского «Напоминал кабинет государственного человека, мецената или банкира. Мастерская, наверху могла конкурировать изяществом мебели, восточных портьер, бронзы с самой кокетливой аристократической гостиной». Следовательно, кв. No 6 жилье, а кв. No 8 мастерская. Ивана Николаевича Крамского. В 1887 году, в год смерти И.Н.Крамского, гражданский инженер Г.Барановский запроектировал надстройку «мастерскую художника». Расположена надстройка над кв.No 6 бывшей мастерской И.Н.Крамского.

В 1898 году в квартире 8 поселился Архип Иванович Куинджи со своей женой Верой Елевфериевной. Здесь он и скончался 2 июля 1910г. Фасад мастерской, современный Куинджи и фасад мастерской по проекту Барановского значительно отличаются.

В отличие от проекта, покрытие над мастерской, приподнято и обобщено, вместо трехчастного окна, большой остекленный проем с наклонным участком в кровле. Нижние отметки оконных проемов опущены. Балкон в другом месте.

Декор упрощен. Отличается от проектного и внутренний объем мастерской. По проекту большая по площади часть мастерской акцентирована. Перекрыта ложным сводом, куполом-фонарем. Эта часть была основным объемом, собственно мастерской, а меньшая подчиненная, с плоским потолком. Возможно меньшая часть проектировалась как подсобная площадь. Совсем иначе выглядит мастерская А.И.Куинджи.

Над карнизом появляется дополнительная стенка, на которую опирается ложный свод с гораздо большой стрелой подъема, чем в проектном варианте. Сводом той же высоты перекрыта и меньшая часть мастерской. Здесь тоже имеется большой остекленный проем с наклонным участком. Теперь обе части мастерской являются одним организмом.

Пространство мастерской гораздо более обширное и светлое, чем в проектном варианте. О.П.Воронцова в книге «Куинджи в Петербурге» пишет следующее: «Квартира Архипа Ивановича помещалась на четвертом этаже и состояла из большой (42м²) гостиной, небольшой спальной и соединявшей эти комнаты крохотной „курительной“, все эти комнаты отапливались печами, облицованными кафелем. Обедали Архип Иванович и Вера Елевфериевна обычно на кухне, рядом с которой лестница, по ней можно было прямо из квартиры подняться в мастерскую. Мастерская была великолепной просторной, высокой, с огромными окнами, и Архип Иванович не пожалел сил, чтобы сделать ее удобной. Позаботился о занавесе, легко двигавшемся на кольцах, с его помощью можно было регулировать естественный свет; приспособил по углам софиты, позволявшие при нужде сделать освещение ярким и сильном; заказал высокие стенные шкафы для хранения этюдов; оборудовал камин. Мастерская стала как бы продолжением, частью его квартиры.»

Архип Иванович занимался не только мелким обустройством мастерской, но именно он и произвел все вышеописанные преобразования покрытия надстройки, а также некоторую перепланировку квартиры 8.

В проекте Барановского не предусматривается внутриквартирная лестница в мастерскую. В квартире А.И.Куинджи она есть. Появляется в квартире Архипа Ивановича и удобный проход из прихожей, под лестницей, в спальную.

Подтверждением того, что Куинджи мог на свой вкус и свои средства переделать квартиру и мастерскую, является, например, тот факт, что в 1890 годах Архипу Ивановичу пришлось купить сразу три дома на 10 линии (No 39-43). Он пошел на это, т.к. велико было желание оборудовать крышу мастерскую сад на приглянувшемся ему доме 43. Покупка обошлась в 35 тысяч наличными золотом, не считая расходов на переоборудование крыши. До наших дней мастерская дошла без изменений в объёме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: