Музей и библиотека «пушкинский дом» на стрелке васильевского острова - JEKATERINBURG.RU

Музей и библиотека «пушкинский дом» на стрелке васильевского острова

Груздева Е. Н. Пушкинский Дом: обретение собственного дома (по документам СПФ АРАН)

(по документам СПФ АРАН)

Идея создать музей, посвященный русской литературе пушкинской эпохи, родилась в кругу петербургской научной и литературной интеллигенции в 1905 г. К 1907 г. она оформилась в программу целого «Дома имени Пушкина» — «своего рода литературного Пантеона русской словесности XIX века» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 101. Л. 7). Новое учреждение взяла под свое покровительство Академия наук, а ее президент великий князь Константин Константинович — поклонник поэзии А. С. Пушкина — возглавил его руководящий Совет. Общественность поддержала культурное начинание и на имя Пушкинского Дома стали поступать пожертвования и подарки: книги, письма, личные и бытовые вещи писателей, изобразительный материал. Начали формироваться мемориальные коллекции.

Однако у литературного Пантеона не было помещения, и все его богатства хранились в ящиках и сундуках на чердаке и под лестницей в главном здании Академии наук. Конференция АН, выделила 4 проходные комнаты, где можно было разместить библиотеку и часть материалов, а в вестибюле и на парадной лестнице в 1913 г. была организована первая выставка из собраний Пушкинского Дома. Она простояла всего лишь год, так как начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война потребовала освободить помещения под военный госпиталь, и музейное имущество пришлось свернуть.

В 1918 г. Пушкинский Дом вошел в число научных институтов Академии наук и после закрытия в главном здании госпиталя занял Большой конференц-зал и его аванзалы на втором этаже (см. илл. 1). В аванзалах разместились витрины с мемориальными вещами, портреты, шкафы с книгами, рукописями и рабочими материалами. А парадный зал Академии наук стал хранилищем фондов, коллекций и мебели Пушкинского Дома. По воспоминаниям сотрудников, зал был «похож на какой-то грандиозный склад. У окон на невысокой подставке вздымается скелет гигантского мамонта, диплодока. Между его ног за крохотным золотым столиком, точно сбежавшим из гостиной madame de Pompadoure, в золотом шелковом креслице» работал кто-то из пушкинодомцев. Рядом стояли «стол Достоевского и кресло Полонского. Здесь все мемориальное!» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 162-163).

Литературному институту и музею подыскивали помещение. Создатели «Дома имени Пушкина» в середине 1900-х гг. считали, что Музей должен иметь в своем распоряжении «двухэтажное здание в стиле Empire, длиною по фасаду 48 сажен и шириною 12 сажен. При этом в верхнем этаже должны помещаться 10 зал для коллекций Дома, а в нижнем этаже — один большой зал, предназначенный для публичных заседаний, литературных лекций, собраний и т. под., два зала для выставок, кабинеты для занятий научного персонала Дома и, наконец, службы» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 101. Л. 8об). В районе Стрелки Васильевского острова, где располагалась большая часть академических учреждений, наиболее подходящим показалось небольшое строение на Тифлисской ул., д. 1 — уцелевшая малая часть разобранного в начале века Старого таможенного гостиного двора (см. илл. 2). Ничего общего с начертанным образом это здание не имело, разве что было двухэтажным. Его по-прежнему использовали под склады и этому осколку XVIII века требовался серьезный ремонт. Было ясно, что переселение в него Пушкинского Дома будет возможно не раньше, чем через несколько лет.

Для устройства периодических историко-литературных выставок и открытых научных собраний Пушкинский Дом в 1919 г. получил особняк С. С. Абамелек-Лазарева на Миллионной улице (ул. Халтурина), д. 22. Это был «прелестный двухэтажный дворец красного цвета с серыми мраморными колоннами. А какие интерьеры! Залы гобеленовые, шелковые, ситцевые! Внутренними переходами он соединялся с дворцом на Мойке («голубой и белый в медальонах дом», как писал Всеволод Рождественский). В этом здании стали устраивать выставки, вечера» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 165-166).

Во дворце на набережной реки Мойки, д. 21 Пушкинский Дом соседствовал с близким ему по роду деятельности учреждением — Домом-музеем Л. Н. Толстого. Толстовский музей возник в 1911 г., вскоре после смерти писателя. Первые годы он существовал на частных квартирах на Васильевском острове, а в 1919 г. был принят «на вечное хранение» Академией наук и организационно присоединен к ее Библиотеке. Поскольку свободных помещений у Библиотеки не было, Толстовскому музею были выделены временные помещения на Мойке — в одном квартале с абамелековским особняком.

В здании на Тифлисской улице еще продолжался ремонт, когда в 1922 г. пушкинодомцы начали постепенно перевозить свое имущество. Первый этаж (еще не отремонтированный) занимали кладовые, литературные коллекции размещали на втором этаже. Постепенно перебралась библиотека, рукописное отделение разместилось в длинной галерее вдоль задней стены здания. В трех залах собрали музейную экспозицию по истории русской литературы XVIII в. и пушкинской эпохи, перевезли драгоценную личную библиотеку Пушкина, для которой раздобыли стильные старинные шкафы XIX века (см. илл. 3). «На площадке лестницы был организован «флиртуар», т. е. место для приема посетителей, стоял диван, кресла» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 179). Но уже с первых дней было ясно, что помещение для продолжавшего быстро разрастаться музея слишком малó.

В 1924 г. вместо абамелековского особняка Пушкинскому Дому для экспозиции были предоставлены прекрасные залы с окнами на Малую Неву в академическом здании на Тучковой набережной (д. 2а). Там к 200-летнему юбилею Академии наук (ноябрь 1925 г.) в десяти залах был развернут литературный музей, посвященный российской словесности от Гоголя до начала ХХ в. (см. илл. 4). Толстовский музей получил в том же здании 12 залов и смог выставить все свои экспонаты, вплоть до тарантаса (см. илл. 5).

В 1925 г. Пушкинский Дом добился передачи ему последней квартиры А. С. Пушкина на наб. реки Мойки, д. 12, которую удалось расселить. Там был задуман «музей историко-литературного и бытового характера»: о жизни и творчестве поэта, о его последних днях и роковой дуэли (см. илл. 6).

Однако Пушкинскому Дому для нормальной работы было необходимо большое помещение, в котором разместились бы все его отделы. Здание Старой морской таможни (Тучкова набережная, д. 2) — трехэтажное, построенное в 20-е годы XIX в., с анфиладами просторных комнат, высокими потолками, большими окнами на Малую Неву, парадной лестницей и нарядным актовым залом — как нельзя лучше подходило для литературного музея и научного института (см. илл. 7). Почти два года пришлось хлопотать о передаче здания Пушкинскому Дому, и осенью 1927 г. наконец было получено разрешение занять свободные помещения на 1 и 2 этажах (см. илл. 8). Постепенно Пушкинский Дом стал полновластным хозяином здания (см. илл. 9), фасад которого сегодня известен во всем мире как одна из визитных карточек Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

— Пушкинский Дом при Российской Академии Наук: Исторический очерк и путеводитель. Л., 1924.

Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. Л., 1988.

Мастеница Е. Н. Забытые истории петербургских музеев. Толстовский музей в Петербурге — Петрограде — Ленинграде // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 2: От Музея Старого Петербурга к Государственному музею истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997. С. 187-198.

Измайлов Н. В. Воспоминания о Пушкинском Доме. 1918-1928 гг. / Публ. Н. А. Прозоровой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1998-1999 гг. СПб., 2003. С. 272-346.

— Пушкинский Дом. Материалы к истории. 1905-2005. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005.

— Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под ред. Б. М. Кирикова. СПб.: Изд. дом «Коло», 2006.

Пушкинский Дом

«Не будет ли желательнее соорудить памятник А. С. Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея. В музее этом, которому должно быть присвоено имя Пушкина как родоначальника нашей изящной литературы, будет сосредоточено все…»

Так писала в 1905 г. комиссия по возведению памятника А.С.Пушкину, организованная при Академии наук еще в 1899 году (где председателем был великий князь К.Р.). К столетию великого поэта в русском обществе окончательно созрела идея не только увековечивания памяти А.С.Пушкина в постаменте в северной столице, но и целого учреждения – Одеона имени Пушкина.

Читайте также  Парк сказок в санкт-петербурге: русский манчестер

Предполагалось создать нетрадиционный памятник, который бы не ограничивался только мемориальной частью, но и способствовал изучению и распространению и пушкинского наследия, и наследия всех «корифеев русской литературы».

Считается, что предысторией «Пушкинского Дома», или «Дома Пушкина», как его стали называть вначале, была проведенная в юбилейном 1899 году в здании Академии наук пушкинская выставка, состоящая из собранных по разным источникам книг, документов и различной иконографии. Выставка вызвала неодолимое стремление создания единого центра, где бы все это могло содержаться постоянно и быть активным и доступным для посещения и изучения, ведь после закрытия выставки все представленные экспонаты частных коллекций вернулись к своим владельцам.

В 1907 году эта почти «народная» идея, рожденная интеллектуальной элитой России, утвердилась в государственном решении – «Пушкинский Дом» попал в ведение Императорской Академии наук и обрел статус государственного достояния.

Но задолго до оформления своего статуса Пушкинский дом стал «прирастать» экспонатами. В 1900 году энтузиасты пушкинисты академик Л.Н.Майков и его ученик Б.Л.Модзалевский озаботились личной библиотекой А.С.Пушкина, которая после смерти поэта хранилась в селе у его внука – Александра Александровича. А до этого в ящиках кочевала и в Гостином дворе, и в разных подвалах…

Разумеется, после таких 60 лет «хранения» книги нуждались в реставрации. Личная библиотека Александра Сергеевича состояла из книг на 14-ти языках, всего 1523 названия, среди которых было и антиквариатное издание 1596 года – «Божественная комедия» Данте, и экземпляр из тайной канцелярии «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Книжное собрание А.Пушкина в 3700 томов было обследовано (в течение пяти лет), а затем и куплено у наследника в 1906году, которому, кстати, уже поступали выгодные предложения от заграничных книжных торговцев. Александру Александровичу было предложено 18 тыс. рублей и, следовательно, душевное спокойствие за библиотеку деда, которая остается в стране в качестве народного достояния. Так был заложен фундамент Пушкинского дома.

Следующей была приобретена коллекция А. Ф.Онегина. Это был поистине уникальный человек. Рожденный в 1845 году в Царском Селе, он по легенде был незаконнорожденным сыном династической фамилии.

Получив от крестной матери простую фамилию «русскую» Отто, Александр Федорович в 21 год взял себе фамилию любимого пушкинского героя – Онегин, а с 1890 года получил на это даже разрешение императора Александра III. Впрочем, уникальность его состояла в другом: Отто-Онегин всю свою жизнь посвятил коллекционированию вещей, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина – письма, книги, портреты, автографы, рукописи.

Уехав в 1879 году в Париж, Онегин встречался даже с Дантесом, а в своей квартире, в трех комнатах создал музей собранных пушкинских реликвий. Александр Федорович был дружен с П.Жуковским, И.Тургеневым, его коллекция была пополнена преданными П.Жуковским 60тью рукописями А.С.Пушкина, посмертной маской поэта, записками врача В.Даля и И.Спасского, а также 400 томами самого В.А.Жуковского, его архивом и собранием картин.

Всего насчитывалось более 3500 книг, из 800 названий, куда входили все издания поэта при его жизни, практически вся литература о самом Пушкине, его переводы, альманахи и подборки журналов и газет. Тесно сотрудничал Онегин и с крупными букинистами и антикварами.

К концу 19 века собрание Онегина представляло собой настоящий пушкинский дом, где имелось книжное отделение, музейное и рукописное, но только расположенный во Франции. К нему-то и отправляется в 1908 году Модзалевский для ознакомления с этой грандиозной коллекцией. После отчета этого пушкиниста-подвижника с А.Онегиным велись переговоры, в результате которых все собрание Онегина по договору после его смерти попадает в Россию, плюс единовременная выплата коллекционеру 10 тыс. рублей и по 6 тыс. ежегодно для прироста экспонатов. Так с 1928 году (А.Ф.Онегин скончался в 1925 году, завещав Родине еще и — 600 тысяч франков) Пушкинский дом обогатился еще одним огромным собранием, причем, известно, что сами рукописи поэта доставлялись в С.-Петербург диппочтой.

Молодая советская власть с большим вниманием отнеслась к Пушкинскому Дому, его финансировали и охраняли, постоянно пополняя запасники коллекциями бывших дворянских фамилий, например, А.Ф.Кони, Раевских, Вяземских, Плетневых, Я.П. Полонского, Н.Н.Врангеля и самого великого князя Константина Константиновича (К.Р.).

С 1918 года Пушкинский Дом получил новый государственный статус — академический; а с 1927 года и «постоянное местожительство» — здание бывшей Таможни на Васильевском острове, построенное в 30хгг. 19 века (арх. И.Лукини). Интересно, что существует легенда, что в этом роскошном строении бывал и сам Александр Сергеевич.

Пушкинский Дом сейчас имеет более 200 тыс. единиц музейных реликвий, причем, сюда входят и изобразительные, и историко-бытовые и документальные экспонаты, относящиеся ко всей русской литературе периода 18-20 вв. По существу, это единственный во всем мире музейно-исследовательский организм с таким богатым разнообразием и функциями.

Его национальный общелитературный музей как бы состоит из отдельных экспозиций, посвященных великим русским писателям, чьи мемориальные музеи отсутствуют в столице, например, обширные коллекции лермонтовского, толстовского, тургеневского, гончаровского собраний. Из пушкинодомских коллекций создавались мемориальные музеи Ф.Достоевского и А.Блока.

Огромный интерес представляют созданные в Пушкинском Доме Рукописный отдел и Древлехранилище, где бесценными экспонатами являются уникальные авторские рукописи и рукописи древнерусских текстов и славянских манускриптов. Среди них уж совсем неожиданным открытием для нас являются крестьянские бытовые и деловые бумаги прошедших веков – письма, архивы и даже дневники.
Так что, имея такой уникальный и огромный музей музеев нашей великой литературы, мы можем вслед за А.Блоком воскликнуть:

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РАН (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

КОНТАКТЫ

Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная Макарова, 4 (Институт русской литературы – ИРЛИ РАН – Пушкинский Дом)

Проезд: от ближайших станций метро транспорт до стрелки Васильевского острова или пешком: метро Спортивная — Автобус №10, Троллейбус № 7; метро Невский проспект, Гостиный двор — Автобусы № 7, 24, 47, 187, 209; Троллейбусы №1, 7, 10, 11; метро Василеостровская — Автобус №24 (до 1 линии); Маршрутное такси № 362

Телефон: (812) 328-19-01; (812) 328-05-02

Факс: (812) 328-11-40

Адрес электронной почты: irliran@mail.ru

Администрация:

Багно Всеволод Евгеньевич — директор ИРЛИ РАН, член-корреспондент РАН

Егорова Ксения Борисовна — ученый секретарь ИРЛИ РАН, кандидат филологических наук

Агамалян Лариса Георгиевна — заведующая Литературным музеем ИРЛИ РАН, кандидат культурологии

ИСТОРИЯ

Литературный музей Пушкинского Дома — первый и самый крупный национальный общелитературный музей. Музей хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII—XX вв.

Литературный музей является подразделением Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, который представляет собой научное учреждение в системе РАН. Пушкинский дом создан 15 декабря 1905 по инициативе ряда деятелей русской культуры. Одним из инициаторов Пушкинского дома был великий князь Константин Константинович Романов (внук императора Николая I). В 1899 году при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А.С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. Основной фонд Пушкинского Дома собрал Б.Л. Модзалевский. В апреле 1906 г. на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта.

Наряду с библиотекой Пушкина, положившей начало Пушкинскому Дому, почти сразу стали формироваться коллекции, отражавшие многообразный литературный быт эпохи, то есть собственно музейные экспонаты. Создатели Пушкинского Дома как музея литературы с самого начала «столкнулись с полной невозможностью отделить эту литературу от окружающего ее быта, а столкнувшись с этим обстоятельством, должны были, в пределах необходимости, пополнять свои историко-литературные коллекции не только портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям, но и различными принадлежащими им и характеризующими их вещами и по возможности той обстановкой, среди которой жили и работали писатели той или иной эпохи. Эти соображения и привели к тому, что в коллекции музея Пушкинского Дома были введены отделы реликвий и отчасти предметов быта».

Читайте также  Режим работы петербургского метро в новый год

После 1917 г. Пушкинский Дом стал особенно быстро развиваться, так как в 1918 г. был включен в число академических научных учреждений, и через Государственный музейный фонд пополнялся разнообразными материалами из многих частных собраний. Вообще же именно после 1917 г. он обогащался уже не только отдельными реликвиями, а целыми коллекциями.

Пушкинский дом занимал разные помещения, но в 1927 г. приобрёл постоянное здание, которое занимает, и по сей день. Здание бывшей Санкт-Петербургской морской таможни архитектора Ивана Францевича (Джованни) Лукини (Giovanni Luchini, 1784 —1853), расположено на набережной Макарова рядом со стрелкой Васильевского острова. Вскоре после «переезда» в здании Таможни была открыта постоянная экспозиция музея.

Разделы постоянной экспозиции посвящены Г.Р. Державину, А.С. Пушкину, В.А. Жуковскому, Н.В. Гоголю, М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому, И.С. Тургеневу, И.А. Гончарову, А.К. Толстому, Я.П. Полонскому, Ф.М. Достоевскому, великому князю Константину Константиновичу (К.Р). Один из залов посвящен литературе серебряного века — одному из самых волнующих периодов русской культуры.

Собрание Литературного музея с самого начала его существования формировалось за счет пожертвований частных лиц, приобретения известных коллекций (первого в мире Пушкинского музея, основанного в Париже А.Ф. Онегиным (Отто), Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, Некрасовского и Толстовского музеев и др.). В свою очередь и Литературный музей Пушкинского Дома стал родоначальником нескольких литературных музеев: музея Н.А. Некрасова, Всесоюзного (ныне — Всероссийского) музея А.С. Пушкина со всеми его филиалами. Отсюда были переданы многие экспонаты в музей А.А. Блока. Ныне в фондах музея хранятся многочисленные портреты русских писателей XVIII — XX вв. (среди них произведения Д.Г. Левицкого, А.А. Иванова, Н.Н. Ге), редкие фотографии, бытовые и художественные предметы XVIII — нач. XX в., собрание иллюстраций к произведениям русских писателей, особое место занимают живопись и графика самих литераторов, мемориальные личные вещи многих из них, экспонаты с автографами известных литературных деятелей. Наиболее полное представление фонды музея дают о русской классической литературе 2-й половины XVIII — XIXвв. Имеется большое собрание, связанное с литературой и культурой рубежа XIX — XX столетий. Коллекция музея насчитывает всего около 120 тысяч экспонатов. Среди них, в частности, посмертные маски знаменитых русских литераторов.

ПУБЛИКАЦИИ О МУЗЕЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПУШКИНСКОГО ДОМА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / АВТОР ВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ Л.Г. АГАМАЛЯН. АВТОРЫ АННОТАЦИЙ И СОСТАВИТЕЛИ КАТАЛОГА: Е.В. КОЧНЕВА, Л.Е. МИСАЙЛИДИ, Е.Н. МОНАХОВА.

(Альбом-каталог, в который вошли наиболее значимые произведения из живописной и графической коллекций Института русской литературы РАН).

Литературный музей Пушкинского дома (Санкт-Петербург)

Литературный музей Пушкинского дома — литературный музей в Санкт-Петербурге.

⛳ Набережная Макарова, 4 (Василеостровский район).

м. Василеостровская, м. Спортивная.

Время работы: понедельник—пятница, с 11.00 до 16.00.

Рейтинг: 4,8 (MAX 10,0 )

Музей располагается в историческом здании Таможни, которое ныне занимает Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

Пушкинский дом

Литературный музей Пушкинского Дома — первый и самый крупный национальный общелитературный музей. Музей хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII—XX вв. Постоянная экспозиция Музея включает в себя материалы по истории русской литературы и культуры XVIII – начала XX вв.

Коллекции Музея насчитывают более 120 тысяч предметов основного фонда и свыше 100 тысяч единиц материалов информационно-мемориального характера. В постоянной экспозиции демонстрируется 1528 единиц хранения (живопись, графика, акварели, рисунки, миниатюры, печатная графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта и мемории).

Толстой пашет, Клодт, 1889 г.

Отдельные залы посвящены поэту Лермонтову Михаилу Юрьевичу (1814 – 1841) и писателю Толстому Льву Николаевичу (1828 – 1910).

Зал, посвященный Толстому Л.Н.

Так, в зале, посвященному Толстому Л.Н. можно увидеть сшитые им сапоги.

Сапоги, сшитые Толстым Л.Н.

В музее можно увидеть кресло русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

Кресло Гоголя Н.В.

Здесь хранится оригинал знаменитого стихотворения «Умом Россию не понять» , которое было написано поэтом Тютчевым Федором Ивановичем (1803 – 1873) в 1866 году на клочке бумаги.

Историческая справка

Литературный музей является подразделением Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, который представляет собой научное учреждение в системе РАН. Пушкинский дом создан 15 декабря 1905 по инициативе ряда деятелей русской культуры. Одним из инициаторов Пушкинского дома был великий князь Константин Константинович Романов (внук императора Николая I ). В 1899 году при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. Основной фонд Пушкинского Дома собрал Б. Л. Модзалевский. Ему же принадлежал проект «Положения о Пушкинском Доме», утверждённый императором Николаем II в 1907 году. В апреле 1906 на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта. Значительная часть коллекции была приобретена от парижского музея-собрания А. Ф. Онегина (Отто). Собрание Онегина было приобретено Императорской Академией Наук 15 мая 1909 года, но оставалась в пожизненном пользовании парижского коллекционера. В 1922 году коллекция Пушкинского Дома пополнилась фамильными реликвиями и документами, хранившимися в семье Ганнибал, их передала музею троюродная сестра Пушкина, Анна Ганнибал. В 1925 году Онегин скончался, а в 1928 году его коллекция также была перевезена в Пушкинский Дом. С 1995 года Пушкинский Дом входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия.

Видео

Имя Пушкинского дома. Всеволод Багно. Academia (2012)

Пушкинский дом в литературе

Стихотворение «Пушкинскому Дому» (1921 г.) :

Пушкинский Дом

Пушкинский Дом занимает историческое здание на набережной Васильевского острова, между Тучковым и Биржевым мостами. Здесь находится Институт русской литературы РАН и Литературный музей, где под одной крышей собраны экспонаты, повествующие о жизни и творчестве великих русских писателей.

Музей Пушкинского Дома появился одним из первых аналогичных учреждений в России. Он имеет особый статус и входит в структуру ИРЛИ РАН как полноценное подразделение института, открытое для широкой публики.

История Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге

Созданию Пушкинского Дома предшествовало проведение в 1899 г. торжественных мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, и юбилейной выставки, где было представлено более 700 различных экспонатов из частных и коллективных собраний. В те дни великий князь Константин Константинович, исполнявший обязанности президента Петербургской АН в 1889—1915 гг., поднял вопрос об установке памятника великому поэту. Инициативу поддержали и создали специальную комиссию, которая в ходе многочисленных обсуждений решила основать целый литературный пантеон, посвященный представителям русской изящной словесности XIX века, и назвать его Домом имени Пушкина. Он был официально учрежден 15.12.1905 г.

Огромную работу по сбору основного фонда Пушкинского Дома провел литературовед-пушкинист Борис Львович Модзалевский. Он, также, подготовил каталог и составил «Положения» нового учреждения, где определялись направления по созданию коллекций и правила хранения экспонатов. Документ в 1907 г. был утвержден императором Николаем II.

За свою историю Пушкинский Дом менял несколько адресов, пока не оказался в 1927 г. в историческом здании на набережной Малой Невы. Оно было построено в 1829–32 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Лукини для «присутствия Морской таможни Санкт-Петербурга», о чем свидетельствует установленная на фасаде памятная доска. Объект имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Институт русской литературы (ИРЛИ РАН)

В 1930 г. Пушкинский Дом был насильственно реорганизован в Институт новой русской литературы и потерял свое историческое имя. Его удалось восстановить через 4 года.

Читайте также  Петербургские памятники полководцам: история города в бронзе

Сегодня ИРЛИ РАН представляет собой научно-исследовательский центр, куда входят отделы: древнерусской, новой и новейшей русской литературы, пушкиноведения и русского фольклора, рукописный с древлехранилищем, библиографии и источниковедения. Кроме Литературного музея, здесь есть библиотека, крупнейший в стране этномузыковедческий фонограммархив, лаборатория цифровых исследований, издательские группы, центры информационного сопровождения, исследований детской литературы и др.

Библиотека

В одной из крупнейших специализированных библиотек филологического профиля представлены издания произведений русских писателей и поэтов XVIII—XX вв., в том числе прижизненные и переведенные на иностранные языки. Здесь находятся лучшие в России коллекции отечественных литературно-художественных журналов XIX—XX вв., труды классиков зарубежной литературы, справочники, энциклопедии, словари и пр. Фонд насчитывает более полумиллиона единиц хранения.

Электронная библиотека содержит серийные издания и собрания сочинений, Пушкинский кабинет с произведениями и рукописями поэта в цифровом формате, сборники, библиографии и др. литературные и документальные материалы. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ИРЛИ РАН.

Здание Института русской литературы РАН на панораме google.maps

Рукописный отдел

Датой создания отдела считается 1906 г., а его фундаментом — библиотека Пушкина из более чем 3,5 тыс. томов. В 1930-м Рукописный отдел лег в основу создания Института русской литературы, а сегодня в структуре Пушкинского Дома он занимает особое место. Здесь хранятся автографы Пушкина, рукописное наследие русских писателей и многое другое.

В Рукописный отдел входит уникальное Древлехранилище, где в старинных шкафах покоятся славянские манускрипты ХII-ХIX вв., древнерусские рукописи, созданные 300–800 лет назад. Первые экземпляры рукописных книг из печорских староверческих деревень привез в Пушкинский Дом ученый-археограф В. И. Малышев в 1949 г., а сегодня их насчитывается более 1 тыс.

Издательство

Пушкинский Дом ведет издательскую деятельность с 2007 г. На основе материалов из фондов ИРЛИ РАН и научных трудов сотрудников он выпускает сборники, временники, серийные ежегодники, периодические журналы и др.

Литературный музей

За счет государственной казны у наследников Пушкина в 1906 г. была приобретена личная библиотека Александра Сергеевича, а в 1909-м — выкуплено собрание русского коллекционера А. Ф. Онегина, основавшего в своей парижской квартире первый в мире музей, посвященный поэту. Согласно договору, все многочисленные экспонаты оставались в пожизненном пользовании Александра Федоровича, а ему до 1918 г. выплачивалась пенсия. Уникальное собрание было перевезено в Ленинград в 1928 г., через три года после смерти коллекционера. Также в 1909 г. с временной выставки ИАН в Пушкинский дом поступил ряд экспонатов, связанных с именем Тургенева.

После Октябрьской революции экспозиция пополнилась фондом Пушкинского музея Александровского лицея, а также фамильными реликвиями, хранившимися в семье троюродной сестры поэта — Анны Ганнибал. В начале 1930-х гг. из Лермонтовского, Некрасовского и Толстовского музеев были получены богатые по содержанию и объему коллекции. В 1937-м, к 100-летию смерти Пушкина, в Москве проводилась Всесоюзная Пушкинская выставка, куда из Ленинграда отравилась значительная часть материалов Пушкинского Дома. Возвращать назад их никто не собирался, так как появилось решение Совнаркома о создании в столице Государственного музея Пушкина, куда все учреждения и организации, хранившие наследие поэта, обязаны были передать имеющиеся у них материалы.

К счастью для Пушкинского Дома, это постановление так и не было реализовано. Сначала для нового музея не смогли подыскать достойное здание, а затем началась ВОВ. Институт получил возможность воссоединить в своих фондах пушкинские архивы и коллекции по распоряжению Президиума АН СССР в 1948 г., накануне 150-летнего юбилея поэта.

Постоянная экспозиция

Художественные экспонаты, документы, фотоснимки, оригинальные рисунки, личные вещи и бытовые предметы тематически размещены в пяти музейных залах. В них представлены коллекции, относящиеся к русской литературе XVIII—XX вв. и знаковым представителям русской словесности.

Литература 1-й половины XIX в. Коллекция затрагивает темы выдающихся писателей пушкинской эпохи и литературных объединений тех лет. Речь идет о жизни и творчестве самого Пушкина, а также Лермонтова, Жуковского, Державина и Гоголя.

Литература 2-й половины XIX в. Экспозиция рассказывает о Ф. М. Достоевском, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове в формате знакомства с историей отечественных литературных веяний 1840–90 гг. Здесь демонстрируются подлинные, принадлежащие писателям предметы, их портреты, скульптуры и архивные фотографии.

Михаил Юрьевич Лермонтов. В зале представлена коллекция, связанная с великим русским писателем. Она знакомит с его детством, юностью и событиями, приведшими к пятигорской трагедии, повествует о ближайшем окружении, демонстрирует личные вещи и прижизненные портреты поэта. Здесь рассказывается о самом первом музее, посвященном Лермонтову. Он был основан в 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище, откуда в 1917-м в Пушкинский Дом поступила основная экспозиция.

Лев Николаевич Толстой. Выставка охватывает историю появления в 1911 г. на Васильевском острове первого в России Толстовского музея. Он был расформирован в конце 1930 г., в результате чего значительная часть собрания оказалась в Пушкинском Доме. Коллекция знакомит участников с графическими и скульптурными портретами Толстого, в том числе прижизненными. В зале есть материалы, связанные с историей создания самых известных романов, портреты прототипов знаменитых героев, фотографии и личные вещи Толстого.

Литература Серебряного века. В этом зале можно узнать о судьбах литераторов и художников, творивших в начале XX ст., и оценить их духовные искания на фоне исторических событий. Эпоха отражена в портретах, плакатах, монографиях, фотографиях и писательских архивах. Здесь представлены личные вещи Горького, Блока, Гумилева и др.

Часы работы

Литературный музей ИРЛИ РАН открыт с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:00. Касса закрывается за час до окончания работы. Доступ посетителей к фондохранилищу в целях научных исследований осуществляется в то же время.

Режим работы других отделов ИРЛИ РАН:

  • Библиотека, Читальный зал — пн., ср., чт. с 10:00 до 16:00;
  • Рукописный отдел — пн., ср., чт. с 10:00 до 17:00;
  • Фонограммархив — пн., ср., чт. с 12:00 до 17:00;
  • Древлехранилище — пн.-чт. с 12:00 до 18:00.

Билеты

Стоимость посещения музея для взрослых составляет 300 руб., для школьников, студентов и пенсионеров — 150 руб. Дети до 7 лет и льготники — бесплатно. Цена аудиогида (3 языка) — 300 руб.

Экскурсии

Пушкинский Дом предлагает принять участие в тематических экскурсиях. Обзорный маршрут знакомит с историей учреждения и русскими литераторами конца XVIII — начала XX вв. Он проходит по всей постоянной экспозиции. Следующие пять экскурсий охватывают только по одному залу и имеют соответствующие названия.

Для детей школьного возраста подготовлен маршрут «Море писателей». Он в захватывающем формате раскрывает связь «морского» Санкт-Петербурга с судьбами Ломоносова, Пушкина, Толстого, Гоголя, Чехова, Горького и других знаменитых русских писателей, изучаемых в рамках школьной программы.

Бронирование экскурсий по Литературному музею Пушкинского Дома производится по указанному выше телефону.

Стоимость экскурсий в группах до 20 человек:

  • для взрослых — по 400 руб.;
  • для школьников, студентов и лиц пенсионного возраста — по 200 руб.

Цена для группы до 5 человек составляет 2000 руб. вне зависимости от количества участников.

Мероприятия

В ИРЛИ РАН регулярно проводятся конференции, вебинары и семинары, конкурсы и временные выставки, концерты классической и народной музыки, литературные чтения.

Как добраться до Пушкинского Дома

  • автобусы — № 10, 191, Т2;
  • троллейбусы — № 7.

Станции метро «Спортивная» и «Адмиралтейская» находятся в 1,3–1,4 км от Пушкинского Дома.

Вызывать такси в Санкт-Петербурге удобно с помощью популярных мобильных приложений Maxim, Bolt, Gett, Яндекс Go и др. Для составления индивидуального маршрута можно воспользоваться опциями специального сайта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: