Музей анны ахматовой в фонтанном доме в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Музей анны ахматовой в фонтанном доме в санкт-петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей — квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музеи

Краткое описание

Музей — квартира Анны Ахматовой открылся в 1989 году в честь знаменитой русской поэтессы. Ранее в этом доме жил граф Шереметьев со своей семьей.

Анна Ахматова жила в квартире № 44 ровно тридцать лет — с 1924 по 1954 года. Сейчас в музее можно посмотреть, как выглядела ее комната и ознакомится с личными вещами, которые сохранились до наших дней.

Ниже вы найдёте всю необходимую информацию по посещению музея — фото, экспозиция, цены, режим работы на 2019 год и отзывы.

История

В 1712 году хозяином участка на набережной реки Фонтанки стал Шереметев. Он должен был построить на нем монументальный дворец. С этого момента заболоченный участок засыпали, и в начале 40-х годов построили дворец в один этаж, а через 10 лет был достроен и второй. В этом дворце жили и принимали знаменитых гостей — 5 поколений рода Шереметьевых.

Свое название Фонтанный дом получил в связи с тем, что находится рядом с рекой Фонтанкой. Его название сохранилось до сегодняшнего дня. Это дворянское имение, как и сотни других, было разгромлено и разграблено после революции. Немногая часть исторических ценностей дошла до Эрмитажа и Русского музея.

После 1930 года этот дом стал обычным жилым помещением

Фонтанный дом стал обителью для выдающейся Анны Ахматовой. Именно в нем тридцать лет прожила одна из самых знаменитых поэтесс России. В стенах этого дома навсегда осталась память о хороших и страшных днях её жизни. В 1989 году в квартире организовали и открыли музей. Целью экспозиции является представление личного мира Ахматовой, которая во времена жесточайшего тоталитаризма, пыталась его сохранить.

Архитектура

Туристов сможет привлечь не только экспозиция квартиры Ахматовой, но и архитектура старинного дома, который стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Здание построено в стиле барокко в 1750 году архитектором С. Чевакинский по заказу графа Шереметьева.

Над главным входом до сих пор располагается герб графа и слова «Бог сохраняет все». Эти слова Ахматова использовала в качестве эпиграфа в «Поэме без героя»

Основная часть дворца состояла из 8 огромных комнат. Окна смотрят в сад. Это отмечала сама Анна Ахматова в дневниках. На северной территории позже построили корпус, где расположился зал для танцев. Южный корпус отдали под придомовую церковь.

  • лепниной
  • тематическими военными барельефами
  • большим числом колонн
  • статуями
  • цветочными вазами

За долгие годы в особняке происходило огромное количество перемен, но фасад всегда оставался неприкасаемым и дошел до нас в первозданном виде.

Высокий статус Фонтанного дома сформировался еще во время проживания здесь поколения Шереметьевых.

Граф очень любил и с глубоким уважением относился к театральному искусству. Он создал труппу из крепостных, а звездой его театра стала П. Ковалева-Жемчугова, в которую граф до беспамятства влюбился и несмотря ни на что, взял в жены

Знаменитый дом на Фонтанке посещали не менее знаменитые люди:

  • А. С. Пушкин
  • О. А. Кипренский
  • М. И. Глинка
  • Полина Виардо

В 1917 году А. Луначарский издал указ, согласно которому именитый дом на Фонтанке перешел в государственное владение

После этого в доме в разное время находились государственные заведения, включая Арктический институт. Большую часть интерьеров безжалостно уничтожили, в зале танцев сотрудники института соорудили бассейн для проверок макетов ледоколов.

Настоящую популярность Фонтанный дом получил благодаря Анне Ахматовой, которая сделала из него часть целой литературной эпохи. Она жила в квартире под номером 44, которая находилась во владении ее третьего мужа Н. Пунина. Анна Андреевна прожила здесь 30 лет — с 1924 по 1954 года.

Гостями в ее доме были великие деятели искусств:

  • К. С. Малевич
  • В. В. Маяковский
  • О. Э. Мандельштам
  • Б. А. Пильняк

Но жизнь в этом доме не была безоблачной для великой поэтессы. Спала Анна Андреевна на диване в кабинете мужа. Также в квартире проживала первая супруга Пунина. Часто здесь задерживались родственники мужа

Отрадой для нее оставались те моменты, когда она читала свои стихи, вела беседы с гостями и слушала музыку. Несмотря на то, что супруги расстались еще в 1938 году, она продолжала жить в этом доме. Ей выделили комнату, которая раньше была детской. А квартира № 44 превратилась в коммунальную.

Билеты

Цена на 2019 год

  • взрослого билета — 120 рублей
  • билет для школьников и пенсионеров — 60 рублей
  • по студенческому билету музей-квартиру можно посетить бесплатно

Каждый третий четверг месяца посетителям младше 18 лет вход свободный

Официальный сайт

Телефон

Экскурсии

Знакомство с музеем начинается со старинной лестницы. В 19 веке на ее пролеты уложили удивительную и прочную плитку. Сквозь окна на лестнице просматривается:

  • сад дома
  • фасад
  • флигель
  • театр

Лестница удивительно разделяет пространство на богатство шереметевского времени и быт стандартной коммуналки Советского Союза

Квартира № 44 располагается на 3-ем этаже. Ее вход украшает высокая двойная деревянная дверь. На ней находится старинная ручка и ящик для почты.

Прихожая

Прихожая ничем не отличается от других прихожих советской интеллигенции.

  • кафельную печь
  • вешалку
  • трюмо
  • дорожный сундук
  • маленькую картину

Между кухней и прихожей расположена комната для проявки фотоснимков. Она была создана супругом Ахматовой. Чтобы ничего не повлияло на создание фото, во всей квартире выкручивали лампочки.

Левушкин кабинет

В 1929 году в квартире поселился сын великой поэтессы – Лев Николаевич Гумилев от брака с поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. Поскольку в доме не хватало комнат, юному Леве выделили скромный угол в коридоре, где ему приходилось спать на сундуке. Жители квартиры назвали этот угол «Левушкин кабинет». Лев был крайне недоволен выделенной «комнатой», часто говорил о холоде и скудном питании.

В 1935 году он и Пунин были арестованы, после скорого освобождения он не захотел возвращаться в квартиру и снимал жилье в разных районах Ленинграда.

Комната поэтессы

Центральное место в музее Анна Ахматовой, несомненно, занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом. После этого она не посещала семейные застолья. В комнате стоит большая двуспальная кровать, на ней находится красное покрывало и вышитая подушка. У стенки стоит итальянский сундук с резьбой ручной работы. Его Анне Ахматовой подарила подруга О. Судейкина. В нем поэтесса хранила свои бумаги.

Возле сундука стоит чемодан. Его она держала наготове, на случай, если ее будут арестовывать

На стуле сидит удивительная кукла в венецианском одеянии. Она стала любимой игрушкой Анны Андреевны. Куклу сделала ее подруга Судейкина, которая отличалась великолепным вкусом. На красном буфете находится фарфоровая статуэтка поэтессы. Она изображена с шалью на плечах с известным полуоборотом головы.

Самой Анне Андреевне комната не пришлась по вкусу. Она говорила, что самое ужасное в ней – растущее дерево за окном. Может быть, эти впечатления связаны с тем, что за время проживания в этой комнате она пережила одни из самых тяжелых событий ее жизни

  • дважды арестовывали Гумилева
  • арестовывали бывшего супруга
  • а также поэтесса постоянно ждала своего ареста

Посетители музея увидят еще много помещений:

  • кухню
  • столовую
  • кабинет Пунина

Где находится

Адрес

Литейный проспекте, дом 53

Метро

Гостиный двор и Маяковская.

Как добраться

Добраться можно не только на метро, но и на троллейбусах № 3,8,15, а также маршрутках № К90, К177, К258 до остановки — Улица Жуковского.

Вход через арку дома №53 со стороны Литейного проспекта.

Интересные факты

  • Настоящей фамилией поэтессы является фамилия Горенко. Ахматова – псевдоним, который она взяла в честь своей бабушки
  • Первый супруг поэтессы – поэт-акмеист Николай Гумилев. У них была счастливая семья, родился сын Лев. Но в 1921 году поэта расстреляли
  • Третий супруг, Николай Пунин, умер в лагерях
  • В 1947 году было написано стихотворение «Реквием», в результате которого отношения с сыном стали натянутыми.

Отзывы

Посетители музея положительно отзываются о нем после его посещения. Вещи, оставленные при жизни самой поэтессы, открывают абсолютно новый мир гостям музея. Каждый испытывает удивительные чувства, благодаря полному погружению в эпоху Шереметьева и Анны Ахматовой. Две разных ветви жизни объединились в одну, и подарили совершенно уникальный проект, который в наше время может посетить каждый.

Плюсы:

  • низкая стоимость билетов
  • хорошая транспортная развязка
  • живописный парк
  • профессиональный интересный рассказ экскурсовода
  • отличный аудио гид

Музей обязательно должны посетить все, кто знаком с творчеством великой поэтессы или даже если знаком с ней отдаленно.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — один из многочисленных литературно-мемориальных музеев Санкт-Петербурга. Он объединяет в себе уникальные экспозиции, посвящённые одному из крупнейших поэтов Серебряного века, её семье и творческим вехам. Богатейшая коллекция расскажет о творческой жизни советского Ленинграда, и всей эпохе, на которую пришлись почти 30 лет жизни гениального литератора в скромной квартире, в самом сердце города на Неве.

Цены и режим работы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

В 2021 году стоимость билетов составляет:

  • 200 рублей — взрослые;
  • 100 рублей — школьники до 18 лет, пенсионеры.
Читайте также  Памятник кутузову в санкт-петербурге на казанской площади

Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Участники боевых действий;
  • Инвалиды I и II групп с сопровождающим лицом;
  • Сотрудники государственных музеев РФ.

3-й четверг каждого месяца — день открытых дверей для школьников и студентов до 18 лет.

История

Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия. На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого. Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.

Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным. На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.

Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге. Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями. По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.

На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.

В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.

Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов. С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.

Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

На 2021 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.

Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.

Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».

Американский кабинет Иосифа Бродского

Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.

Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.

Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.

Музей-квартира Льва Гумилёва

С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.

Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.

Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово.

Интересные факты

По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.

Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.

Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.

В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.

На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.

Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.

Как добраться до музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте. Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых. От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.

Читайте также  Стриптиз клуб с кальяном в спб - вертеп карабаса барабаса

На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.

Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2021 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.

Музей анны ахматовой в фонтанном доме в санкт-петербурге

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Избранное

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург. Часть 1.

Здесь Анна Ахматова прожила около 30 лет. У дома определенно существует аура — он может принять вас или не принять, он может затуманить взор или наоборот, сделать так, что вы будто наведете фокус и увидите в деталях кадр из хроники прошлого столетья. Этот музей больше чем мемориальная квартира — он не просто сохранил вещи и обстановку, в которой жила Ахматова, он насыщен звуками — стихами в исполнении автора, её любимой музыкой, голосами того времени. Здесь идут спектакли и показывают фильмы. Здесь проходят выставки и по-прежнему встречаются люди искусства.

Санкт-Петербург, Литейный проспект, 53, войти под арку.

— Мы пробовали показывать здесь разные фильмы, экспериментировали с экспозициями, — рассказывает Наталия Павлова, хранитель основной экспозиции музея, провожая меня к квартире №44 южного флигеля Шереметьевского дворца. — Вот Ким Ки Дук здесь не катит. И современное искусство тоже. А спектакли по авангарду, идеологом которого был Пунин — отлично идут!

Лестница у квартиры 44.

Николай Николаевич Пунин был известным художественным критиком начала XX века, теоретиком авангардного искусства. Работая в Русском музее, в 1922 году он получил по разнарядке квартиру во флигеле (он назывался Новый кухонный) Шереметевского дворца — одного из красивейших особняков XVIII века, принадлежавшего прежде графам Шереметевым. В квартире №44 у Николая Пунина собирались художники и поэты: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Николай Тырса, Владимир Маяковский и другие. Приходили писатели Борис Пильняк и Евгений Замятин, приезжали из Москвы Мандельштамы.

В гостях у Пунина бывала и Анна Ахматова. Насыщенная духовная жизнь сблизила их: в середине 20-х годов Анна Андреевна переехала жить в Фонтанный дом, став гражданской женой Пунина.

А. Ахматова и Н. Пунин в саду Фонтанного дома.

Это были драматические годы — и не только из-за реалий социалистической действительности за окном. В квартире продолжала жить первая жена Пунина Анна Аренс, здесь находили приют родственники и друзья. Отдельной комнаты у Ахматовой не было — она поселилась в кабинете у Пунина.

Диван с маленьким столиком стали местом ее обитания: здесь она писала, читала, учила языки. Писала, правда, в этот период совсем мало — с 1925 года существовал негласный запрет на печатание её стихов. Да и не писалось, видимо.

Центром дома всегда была столовая, которую по цвету стен называли «розовой». Здесь принимали гостей, заводили патефон, играли в шахматы, вели разговоры об искусстве. И сейчас здесь можно сесть за стол под абажуром в центре комнаты, прослушать записи стихов Ахматовой и полистать старый фотоальбом.

В этой комнате всегда стоял портрет А.С. Пушкина — гравюра художника М. Рундальцова со знаменитого портрета Ореста Кипренского. По свидетельству современников, Пушкин в 30-е годы XIX века позировал Кипренскому именно в Шереметевском дворце. Ахматова, для которой Пушкин был мерой всех вещей, придавала этому факту огромное значение, и буквально ощущала присутствие гения в Фонтанном доме.

В 1929 году сюда переехал жить сын Анны Андреевны — 17-летний Лев Гумилев. Угол в конце коридора, где непонятно как мог разместиться сундук — он же кровать, назывался «Левушкин кабинет». Ахматова переживала в этой квартире и аресты сына.

«Левушкин кабинет».

В 1938-м Ахматова и Пунин расстались, Анна Андреевна перебралась в соседнюю комнату теперь уже коммунальной квартиры — бывшую детскую.

Здесь она жила до отъезда в эвакуацию осенью 1941 года. Здесь была начата «Поэма без Героя», которую она потом назовёт симфонией о судьбе своего поколения. Эпиграфом к поэме стали слова: «Бог хранит все» — «Deus conservat omnia». Это девиз рода Шереметевых, он был частью герба, украшавшего арку парадного двора со стороны Фонтанки. Фонтанный дом стал для Ахматовой хранилищем вселенской памяти.

Ахматова вернулась во флигель Шереметевского дворца из ташкентской эвакуации — и прожила здесь до 1952 года. В этом году она напишет:

Особенных претензий не имею

Я к этому сиятельному дому,

Но так случилось, что почти всю жизнь

Я прожила под знаменитой кровлей

Фонтанного дворца… Я нищей

В него вошла и нищей выхожу…

Адрес Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме:

г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, 53 (под арку).

Как добраться:

До станций метро — «Владимирская», «Достоевская», «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская», далее пешком.

Режим работы:

Музей открыт с 10.30 до 18.30,
по средам с 13.00 до 21.00.
Касса закрывается на час раньше.
Выходной день — понедельник.

Тел. +7 (812) 272-22-11 (касса)
Тел. +7 (812) 579-72-39
Факс: +7 (812) 272-20-34

Электронная почта:

Выставочный отдел:
aaa_museum@mail.ru
Научно-просветительский и экскурсионный отдел:
akhmatova-museum@mail.ru

Сайт Музея Анны Ахматовой:

Репертуар театра при Музее Анны Ахматовой:

Американский кабинет Иосифа Бродского

На первом этаже Фонтанного дома есть еще одна музейная экспозиция — кабинет Иосифа Бродского. Он никогда не жил в этом доме (он жил по соседству — на Литейном, 24). Но его духовная связь с Анной Ахматовой, начавшаяся еще в 1960-е годы при жизни обоих, продолжилась и после их смерти. В 2003 году Фонд наследственного имущества И. Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс. Это письменный стол, секретер, настольная лампа, кресло, диван, постеры, связанные с итальянскими поездками Бродского, его библиотека, коллекция почтовых открыток. В доме в Саут-Хедли Бродский написал свое эссе «Полторы комнаты» — размышление о жизни родителей, о своей жизни в ленинградском доме Мурузи.

В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском, где он размышляет о жизни, смерти, об одиночестве поэта в мире, о судьбе своего поколения, можно послушать голос поэта, читающего свои стихи.

Репертуар видеогостиной Американского кабинета Иосифа Бродского:

Входные билеты

Входной билет в музей дает право на посещение постоянной экспозиции квартиры
Пуниных-Ахматовой, «Американского кабинета Иосифа Бродского»,
выставочных залов и видеогостиной.

Стоимость билетов:
Полная стоимость билета – 200 рублей.

Льготные расценки для граждан Российской Федерации и стран СНГ:
Для взрослых посетителей – 60 рублей.
Для школьников и учащихся средних учебных заведений - 30 рублей.
Для пенсионеров — 20 рублей.

Аудиогид — 100 рублей
(русский, английский, французский, немецкий, итальянский, финский языки).

Бесплатный вход в музей

  • Для студентов вузов РФ и СНГ (очное отделение)
  • Для детей до 7 лет
  • Для солдат, сержантов и старшин срочной службы
  • Для участников ВОВ, блокадников, инвалидов 1 и 2 гр. и льготных категорий граждан, приравненных к ним
  • Для членов ICOM

Каждый третий четверг месяца вход для посетителей младше 18 лет бесплатный.

Любительская фотосъемка бесплатно.

В музее есть гардероб, туалет, сувенирный магазин, информационные киоски, видеогостиная.

С 1 апреля 2012 года планируется изменение стоимости услуг:

Стоимость входных билетов – 80 рублей (и для иностранных гостей, и для граждан РФ). Для школьников – 40 рублей, пенсионеров – 30 рублей.

для граждан РФ – 750 рублей;

для иностранных граждан – 1000 рублей.

Аудиогид (на русском) – 100 рублей.

Аудиогид (на английском, немецком, итальянском, финском) – 300 рублей.

Посмотреть вокруг

По соседству с музеем со стороны Литейного проспекта сохранились дома, где жили Некрасов (сейчас там музей — на Литейном, 36) и Салтыков-Шедрин.

В легендарном доме Мурузи (Литейный, 24) в ХIХ — начале ХХ веков жили Н. Лесков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, бывали Н. Гумилев и А. Ахматова. Здесь с конца 1940-х вплоть до вынужденной эмиграции в 1972 году занимал свои «полторы комнаты» Иосиф Бродский. Несколько комнат квартиры, в том числе те, в которых жила семья Бродских, в настоящее время находятся в ведении Фонда создания Музея И. Бродского. Музей Анны Ахматовой совместно с Фондом проводит здесь литературные вечера (вход по пригласительным билетам).

За углом Литейного проспекта и улицы Некрасова на бывшей Бассейной, был Дом литераторов, где 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в день памяти Пушкина, А. Блок произносил свою речь «О назначении поэта».

Читайте также  Куда сходить на день города санкт-петербурга в 2019 году

Проект «В едином стиле» — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2011 года в номинации «Управленческие инновации в музейной практике». Посмотреть дневник проекта.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

«Так под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей, —
Я аукалась с дальним эхом,
Неуместным смущая смехом
Непробудную сонь вещей.»
А. Ахматова

Есть в Санкт-Петербурге здание, которое никого не оставит равнодушным. Это место – нечто, гораздо большее, нежели обычная мемориальная квартира. Речь идет о Фонтаном доме, где разместился музей Анны Ахматовой, застыли эпохи и поселилась сама любовь.

Анны Ахматовой в Фонтанном доме: дворец, «коммуналка» и поэтический анклав

Память о нескольких поколениях Шереметьевых, коммунальный уклад советского периода и незабвенные строчки стихотворений А. Ахматовой создают поразительную ауру этого места.Расположенное в самом центре Петербурга здание встречает посетителей фразой: «Deus conservat omnia», заставляя задуматься о ценностях и людях, призванных оставаться в сердцах навеки.

История музея

1989 год – дата открытия музея, приуроченного к столетней годовщине А. Ахматовой, которая прожила в квартире № 44 (южный флигель Шереметьевского дворца) около 30 лет, деля быт с семьей Н.Н. Пунина с 1920-х по 1952 г. За весь этот долгий срок поэтесса покидала гостеприимный флигель лишь раз – в попытке пережить ленинградскую блокаду.

Изначально экспозицию должен был приютить Литературно-мемориальный музей Достоевского, но решение об отделении определило для нее другую судьбу. В момент создания мемориал стал единственным отголоском эпохи Серебряного века, повествующем о жизни русской творческой интеллигенции, ее судьбе и сложном мировосприятии.

Литературная и мемориальная экспозиции музея

Существующий более нескольких столетий музей неоднократно претерпевал изменения, благодаря которым экскурсионная программа становилась более информативной и насыщенной. Начиная с 2003 года посетителям предлагается ознакомиться с двумя разделами: литературным и мемориальным. Творчество и гений, история и нравы органично переплелись здесь с бытом, характером и самой судьбой поэтессы, а также ее друзей, близких и соратников. В 2014 году экспозиция приобрела толику интерактивности за счет включения в обиход мультимедийных технологий.

Отразить мир гения – задача непростая. Создатели музея попытались представить личность А. Ахматовой в круглом зале, наполненном вещами, имеющими непосредственное отношение к ее таланту и литературной стезе. Им удалось создать неповторимую атмосферу творческого пространства и пронести сквозь него все перипетии чувств и уникальную вселенную поэтессы. Каждый предмет, книга или письмо, документ или черновик стали отголоском ее внутреннего мира, незаурядного слога и непростой судьбы.

Цель мемориальной экспозиции передать дух 30-50-х гг., коммунальный уклад и быт того времени. Неуютная прихожая, голостенная кухня с характерной утварью, каждый уголок и закоулок квартиры впитали атмосферу противоречивой эпохи, густо смешанную со страхом перед репрессиями и надеждами на лучшее.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – обладатель пятидесятитысячной коллекции экспонатов. Помимо творческого и личностного наследия поэтессы, ее рукописей и снимков, она включает произведения авторов Серебряного века, хранящие пометки и автографы, их памятные фото, наброски и прочие уникальные материалы.

Похожие записи

Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города!

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей.

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост. Тучков мост – история создания В.

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме: как добраться, история, фото

Наверное, каждый прохожий, прогуливающийся по Литейному проспекту, замечал на его четной стороне необычную арку, ведущую во внутренний двор дома номер 53. Из глубины, с кирпичной стены здания, к нам обращен профиль поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Здесь, в стенах Шереметевского дворца (или, как его еще называют, Фонтанного дома), она прожила в общей сложности около тридцати лет. Здесь она начинала писать свой знаменитый «Реквием», и отсюда же в 1935 году сотрудники НКВД забирали ее гражданского мужа с сыном.

Прихожая

Сегодня в память об этом периоде жизни поэтессы в южном садовом флигеле открыт Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Как добраться на метро

Фонтанный дом находится в десяти минутах ходьбы от станций «Маяковская» и «Достоевская». Немного дольше придется пройти от «Гостиного двора».

Стоимость взрослого входного билета — 120 рублей (зима 2019 г.). Дополнительно можно арендовать аудиогид.

В среду, субботу и воскресенье в музее проводятся экскурсии, стоимость посещения — 270 рублей.

На кассе можно расплатиться банковской картой.

Одна из стен оклеена старыми газетами «Белый зал»

Анна Ахматова в фонтанном доме

Не буду останавливаться на истории Фонтанного дома, про него у нас есть отдельная статья — «Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге». Сегодня речь пойдет только об Ахматовой.

Интересно, что в течение своей жизни поэтесса переезжала в Фонтанный дом дважды. Сама Анна Андреевна уже в старости писала, что прожила здесь 35 лет, хотя это не совсем так. Впервые Ахматова переехала в северный флигель Шереметевского дворца к своему второму мужу, Владимиру Шилейко, в 1918 году и прожила здесь всего два года.

Кабинет Николая Пунина

Впоследствии, после расставания с мужем, Ахматова сменила несколько адресов, проживая, в том числе, в служебном флигеле Мраморного дворца. Второй раз возвращение поэтессы в Фонтанный дом состоялось в конце 1926 года. На этот раз она переселилась в северный флигель, к историку Николаю Пунину. Их брак не был зарегистрирован, более того, Пунин в тот момент уже был женат.

Сложно представить, но к моменту переезда, в четырех комнатах Пуниных проживали сам Николай Николаевич, его мачеха Елизавета Антоновна, супруга Анна Аренс-Пунина, их дочь Ира и домработница Анна со своим сыном Женей. В 1929 году в Фонтанный дом переехал и сын Ахматовой, Лев Гумилев. Продлилось его проживание здесь совсем недолго.

Столовая

В октябре 1935 года после анонимного доноса однокурсника Гумилева, он вместе с Пуниным был арестован. Тогда Ахматова написала письмо Сталину с просьбой освободить мужа с сыном. Уже 4 ноября следственное дело было прекращено. Этот эпизод — скорее, исключение из правил в истории поэтессы. Долгое время власти ее не жаловали, и о каких-то поблажках для Ахматовой не могло быть и речи. В последний раз Пунина забрали из Фонтанного дома в конце 1940-х. Ахматова же прожила здесь до 1952 года.

Интересно, что посетители Фонтанного дома должны были получить пропуск Института Арктики и Антарктики, который располагался здесь же. У Ахматовой пропуск был постоянным. В графе «должность» у нее значилось «жилец».

1940 год. Комната Анны Ахматовой 1945 год. Комната Анны Ахматовой

Сегодня же доступ в Фонтанный дом открыт для всех посетителей. А во внутренний двор и Шереметевский сад можно зайти, даже не покупая билета на экспозицию. Здесь, в саду, все говорит о значимости места в истории Анны Ахматовой: в юго-восточной части установлен памятник поэтессе, а стены зданий исписаны строчками из стихов. Кстати, не только ахматовских.

Вход в квартиру

Музей, посвященный поэтессе, открыт здесь в 1989 году. Посетители экспозиции могут погрузиться в атмосферу середины XX века: зайти на коммунальную кухню, посетить комнаты, в которых проживала Ахматова. Несмотря на совсем небольшую площадь жилых помещений (юный Лев Гумилев вовсе спал на небольшом сундуке), в доме сохранялись старые петербургские традиции. Хозяева и гости дома нередко собирались в столовой, освещенной теплым и уютным светом абажура.

На стенах во дворе можно найти множество стихов разных авторов

На первом этаже располагается «Американский кабинет Иосифа Бродского». К сожалению, в Петербурге до сих пор нет постоянной экспозиции, посвященной поэту, здесь же мы можем увидеть собрание личных вещей Бродского.

«Американский кабинет Иосифа Бродского»

Фонтанный дом — далеко не единственное место, связанное с ахматовским Петербургом. Не так далеко от Литейного проспекта находятся памятник поэтессе и тюрьма «Кресты», где отбывал срок Лев Гумилев.

Если кратко, в целом:

    исторические интерьеры середины прошлого века; интереснейшая экскурсия об Ахматовой и поэтах серебряного века; летом можно совместить экскурсию с прогулкой по Шереметевскому саду, здесь легко укрыться от суеты центра Петербурга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: