Мраморный дворец в санкт-петербурге: история, фото - JEKATERINBURG.RU

Мраморный дворец в санкт-петербурге: история, фото

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Мраморный дворец, расположенный на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, — уникальный памятник архитектуры XVIII века. Это первое здание в городе, облицованное натуральным камнем. И наверное, один из самых недооцененных дворцов в центре Петербурга, так как далеко не все туристы знают о нем. Но для меня это было только плюсом — в мое посещение во дворце практически не было посетителей.

Памятник Александру III

Как добраться

Ближайшие ко дворцу станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». После выхода из метро проходим по Садовой или набережной канала Грибоедова в сторону Невы. Дворец располагается рядом с Марсовым полем.

Стоимость взрослого входного билета для граждан РФ — 300 рублей. На кассе принимают банковские карты. Так как дворец относится к Русскому музею, его посещение возможно при покупке комплексного билета. Например, за 550 рублей (зима 2019) можно попасть в Михайловский и Мраморный дворцы и корпус Бенуа.

Эти скульптуры — единственный сохранившийся в Петербурге аллегорический ансамбль XVIII века Лестница простояла до нашего времени практически без изменений

История Мраморного дворца

На входе во дворец мы можем увидеть памятник Александру III, «Державному основателю Великого Сибирского пути». Первоначально монумент был установлен на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания). Благодаря нелепому и не подобающему императору виду памятник получил весьма неоднозначные отзывы современников. В народе можно было услышать следующую эпиграмму, посвященную монументу:

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

Само здание дворца выглядит очень строгим и парадным. Его фасады, как следует из названия, отделаны настоящим мрамором. Архитектором дворца является Антонио Ринальди, известный по своим проектам Князь-Владимирского собора и не сохранившегося до наших дней Большого театра в Санкт-Петербурге. В 1840-х годах здание было отреставрировано по проекту Александра Брюллова.

На втором этаже находятся выставочные залы произведений современного искусства Здесь можно увидеть самые различные экспонаты. К примеру, слева на фото — инсталляция «Серое вещество», растянувшаяся на несколько метров Музей Людвига в Русском музее

Изначально на месте мраморного дворца находился Почтовый двор. Недалеко от него был расположен Зверовый двор, где содержался первый петербургский слон. В 1737 году постройки были уничтожены пожаром.

В 1768 году императрица Екатерина II приказала построить здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Сам Орлов до окончания постройки не дожил, и Екатерина выкупила дворец, пожаловав его внуку, Великому князю Константину Павловичу, сыну Павла I. В дальнейшем дворец неразрывно связан с родом Романовых — его владельцами было несколько поколений великих князей.

Мировое искусство ХХ века: идеи и направления

Интересна судьба Мраморного дворца во времена СССР. С 1919 года его помещения занимала Российская академия истории материальной культуры. А через 20 лет здесь разместился филиал Центрального музея Ленина. На месте памятника Александру III здесь был установлен броневик «Остин-Путиловец».

Темы произведений различны: сельский быт. . одиночество.

В 1992 году здание перешло в ведение Русского музея, чьи филиалы, Михайловский дворец и Михайловский замок, расположены неподалеку.

Если кратко, в целом:

    интересная экспозиция, размещенная в исторических интерьерах; удобно совместить с осмотром других филиалов музея, или, например, прогулкой по Летнему саду; в будние дни посетителей во дворце немного, можно вдоволь нагуляться по огромным парадным помещениям.
  • Мраморный дворец. Часть 2

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Мраморный дворец — репортаж ведёт Сержант Малышка

Музеи

Краткое описание

Мраморный дворец является важной деталью панорамы Дворцовой набережной. Это один из ярчайших примеров архитектуры классицизма и первое здание города, фасад которого был облицован натуральным камнем. Подробности появления на свет этого шедевра, его дальнейшей судьбы, тесно связаны с историей страны и таят в себе немало любопытных особенностей.

История

На участке земли, где сегодня расположен Мраморный дворец, в начале 18 века находился Питейный дом. К осени 1716 года по проекту Трезини на этом месте был выстроен Почтовый двор. С его пристани регулярно совершали рейсы из Петербурга в Европу почтовые фрегаты.

Дворцовая набережная в то время называлась Почтовой

Знаменитый пожар 1737 года уничтожил не только тысячи домов, но и здание Почтового двора. Земля за Марсовым полем была расчищена, но долгое время оставалась пустой и только в 1768 году по приказу Екатерины II на этой площадке приступили к работам по постройке дворца, который сегодня известен как Мраморный.

Дворец изначально был задуман как подарок графу Г. Г. Орлову в качестве благодарности за преданность в момент совершения государственного переворота 1762 года

Именно эти события привели к восхождению Екатерины на престол и к появлению над входом во дворец надписи «Здание благодарности».

До окончания работ сам граф не дожил и Екатерина выкупила имущество у его наследников. Дворец перешел к её второму внуку — князю Константину Павловичу как подарок в честь бракосочетания. После его смерти собственность переходит ко второму сыну Николая II Константину Николаевичу. На долгие годы Мраморный дворец становится семейной резиденцией этой ветви рода Романовых.

Осенью 1917 года наследники князя Константина Константиновича вынуждены были передать здание в национальную собственность. В последующие годы в нём размещались:

  • Министерство труда
  • Академия Истории Материальной культуры
  • Центральный музей Владимира Ленина

Новейший период в истории дворца берет начало в 1991 году, когда его передают в ведение Государственного Русского музея. С этого момента по сей день ведутся планомерные реставрационные работы, восстанавливается оригинальная планировка и декор.

Архитектура

Главный фасад Мраморного дворца обращен в сад, который замыкается с противоположной стороны служебным корпусом. Боковой фасад выходит на набережную Невы.

Вместо общепринятого в Петербурге того времени покрытия из штукатурки, архитектор использовал для отделки кирпичных стен натуральный гранит и мрамор более чем тридцати видов. Поверхность стен верхних этажей объединена ордером и облицована плитами из серого гранита с окрестностей Сердоболя.

Цокольный этаж облицован розовым гранитом из под Выборга. Похожим на тот, что применялся для постройки набережных Невы. Именно поэтому с противоположного берега Мраморный дворец выглядит так, будто является продолжением набережной.

На фоне гранитных стен заметно выделяются полированные пилястры из розоватого мрамора. В прошлом можно было наблюдать сочетание этой цветовой гаммы с медной кровлей, которая отражала редкие лучи петербургского солнца. Если боковые фасады выглядят подчеркнуто строго, центральный фасад отличается усложненной и более мягкой пластикой с небольшим намеком на барокко. Вместо пилястр здесь стоят колонны, которые поддерживают аттик с башенкой и часами.

Служебный корпус имеет четыре этажа, хотя до реконструкции архитектора Брюллова в 1840-х годах здание было двухэтажным. Для поддержания основной композиции, стены служебного корпуса также украшены пилястрами.

Архитектор

Авторство проекта дворца принадлежит итальянскому архитектору Антонио Ринальди, состоявшему в этой должности при русском императорском дворе более тридцати лет. По личному распоряжению Екатерины Великой для интерьера дворца Федотом Шубиным в 1782 году был изготовлен барельеф из белого мрамора с изображением зодчего. Это единственное свидетельство его внешности, дошедшее до наших дней.

Памятник Александру III

Перед главным входом в Мраморный дворец можно наблюдать памятник основателю «Великого Сибирского пути» — Транссибирской магистрали и предпоследнему императору России Александру III. Монумент был создан по заказу Николая II и членов его семьи.

Судьба памятника не была простой. В годы после революции на нём выбили оскорбительное четверостишье Демьяна Бедного, в котором император назывался чугунным пугалом. Затем он был вовсе демонтирован и хранился на складе.

В 1939 году монумент перешел в управление Русского музея и был установлен в Михайловском саду. Успешно пережив блокаду под защитой мешков с песком, он переместился во внутренний двор музея, а в 80-е был полностью закрыт досками. Только в 1990 году с памятника сняли деревянный колпак и переместили на его нынешнее место.

Читайте также  Мармара - отель 3 звезды в элитном деловом центре спб

Внутри

Плиты из цветного мрамора использовались архитектором не только при облицовке фасадов, но и в интерьерах дворца. От изначальной внутренней отделки после многочисленных перестроек, к сожалению, остались только отдельные фрагменты.

Парадная лестница между первым и вторым этажом украшена аллегорическим ансамблем из четырех мраморных статуй. Каждая статуя символизирует время суток:

  • Ночь
  • Утро
  • Полдень
  • Вечер

В нишах между третьим и вторым этажами расположены еще две статуи:

  • мужская фигура с гроздью винограда
  • женская, с гирляндой из цветов и головой барана в ногах

Они символизируют осеннее и весеннее равноденствия.

Лестничную площадку третьего этажа украшают циферблат часов, композиция «Игры амуров» и четыре изображения добродетелей: Справедливость, Сила духа, Умеренность и Благоразумие

Особую художественную ценность представляет второй этаж дворца. Здесь расположены:

  • Лаковый зал
  • Большая Невская анфилада
  • Орловский зал
  • Екатерининский зал
  • Мраморный зал

На юго-востоке этажа находится Картинная галерея с более чем двумя сотнями шедевров живописи. В их числе можно увидеть работы Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и многих других. Третий этаж был отведен для библиотеки, гостевых комнат и других жилых помещений.

Мраморный зал

Интерьер мраморного зала уникален в своем роде. Облицовка стен, которая во многом сохранилась до нашего времени, выполнена из мрамора с итальянских и отечественных месторождений.

Пол собирался из паркета разных пород древесины, двери на балкон и оконные рамы — из позолоченной бронзы. Среди материалов отделки встречается и довольно редкий камень лазурит.

Выставки

После передачи Мраморного дворца Русскому музею, была сформулирована особая концепция его использования — «Русское искусство в контексте мирового». Исходя из задач данной концепции, во дворце регулярно проводятся тематические выставки с произведениями отечественных и зарубежных мастеров.

На постоянной основе размещена коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских


Цена билетов и режим работы 2019

  • Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 — 18:00
  • Четверг с 13:00 — 21:00
  • Вторник — выходной

Стоимость посещения любого филиала Русского музея, в том числе Мраморного дворца, составляет 150 рублей для студентов и 300 рублей для всех остальных взрослых. Просмотр музея Константина Романова вместе с экскурсионным обслуживанием обойдется в 800 рублей.

Государственный Русский музей предлагает как разовые посещения и тематические обзорные экскурсии, так и абонементы для систематических посещений. Дополнительно проводятся занятия, лекции-концерты и экскурсионные циклы.

Официальный сайт

Где находится

Мраморный дворец расположен на Адмиралтейском острове, в квадрате между Суворовской площадью, Миллионной улицей, Дворцовой набережной и Мраморным переулком. В 5 минутах прогулки вдоль Дворцовой набережной находится одно из любимых мест отдыха — Летний сад

Адрес

Миллионная улица, дом 5, корпус А

Метро

Как добраться

Проще всего добраться до него от станции метро Невский проспект. После выхода из метро — направо по набережной канала Грибоедова, далее через Марсово поле до Миллионной улицы.

Мраморный дворец

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Мраморный дворец является первым архитектурным комплексом, облицованным природным камнем. Создание этого шедевра, одного из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга уходит в далекое прошлое, и таит в себе немало интересных фактов.

История

На месте где сейчас расположен мраморный Дворец, в 1706 году был построен Питейный дом, затем с 1714 по 1716 года в этом месте по проекту Доменико Трезини был выстроен Почтовый двор с пристанью. Первоначально Почтовый дом был Мазанковым зданием, затем после перестройки появились деревянные двухэтажные дома. Здесь часто любил проводить торжественные мероприятия Петр I. в настоящее время Почтовая набережная именуется Дворцовой, а на месте Почтового Двора был выстроен Манеж, который впоследствии сгорел.

Создание комплекса

Знаменитым итальянским архитектором Антонио Ринальди с 1768 по 1785 года был построен Мраморный дворец. Идея о создании величественного архитектурного комплекса, принадлежит Екатерине II. Императрица по завершению строительства, хотела подарить Дворец своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Такой щедрый подарок, был в знак благодарности за отвагу и преданность в событиях 1762 года. Именно этот момент стал ключевым, для того чтобы Екатерина II оказалась на русском престоле. Ответным шагом графа стал огромный персидский бриллиант «Надиршах». В наше время камень известен под названием «Орлов».

Первый камень был заложен в 1769 году. Ежедневно около 150 каменщиков трудились над созданием дворца. Строительными работами руководил Михаил Иванович Мордвинов, а архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Петр Егоров. Императрица лично посещала строительную площадку, и лучших работников вознаграждала монетами.

Плиты мрамора и гранита были привезены 1768 году, а уже в 1769 году были возведены кирпичные своды и стены. Обработка природного камня была осуществлена с 1770 по 1774 года. А отделка мрамором и гранитом была начата в 1774 году. С Антонио Ринальди произошел несчастный случай, после этого ему пришлось покинуть Россию и вернуться в Италию.

Описание дворца

У самого входа во дворец установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека. Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди. Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал. Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы. С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Мраморный дворец

Guida-SPb 17 июня 2010 Здания

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Годы постройки: 1768-1785

Мраморный дворец — один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых — Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам — и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет — строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым. Григорий Орлов до окончания работ не дожил — умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника — незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы.

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Отзыв: Мраморный Дворец — филиал Русского Музея (Россия, Санкт-Петербург) — жителю Петербурга для общего развития побывать надо, как туристу — не советую.

Доброго времени суток!
Как я уже рассказывала в своём отзыве про Русский музей, сейчас проходит акция от Сбербанка, где вход в некоторые музеи вашего города оплатил Сбербанк и для всех они бесплатны.

В этот четверг мы решили сходить туда, где, к своему стыду, еще ни разу не были — в Мраморный дворец.
Этот дворец входит в сеть филиалов Русского музея, и находится в самом центре Петербурга — на Миллионной улице между Зимним Дворцом и Троицким мостом.
Сайт Русского музея обещал красивые исторические интерьеры дворца и две выставки — постоянную «Музей Людвига» и временную выставку «Квартира №5».
История у Мраморного Дворца достаточно типичная для дворцов того времени: когда-то тут были царские службы: вначале — Почтовый Двор, а напротив — царский Слоновник. Кстати, когда слон, подаренный русскому царю персидским шахом, умер, из него сделали чучело и именно он до сих пор выставлен в Кунсткамере! После пожара 1737 года из строений ничего не осталось, и около 30 лет площадка пустовала.
Лишь в 1768 году по указу Екатерины Второй началось строительство — она решила построить дворец и подарить его своему фавориту Григорию Орлову.

По преданию, Екатерина сама рисовала проект Дворца, и впоследствии он доставил много затруднительных ночей архитектору — в комнатах нет прямых углов- ни в покоях, ни в амбразурах окон и дверей.
Дворец строился с размахом итальянским архитектором Антонио Ринальди, и длилась стройка без малого 20 лет. Будущий владелец дворца до окончания строительства не дожил, и пожить там ему так и не удалось.
После этой кончины Екатерины выкупила Дворец (странно, да? — подарила, одаряемый не дождался подарка и умер — а наследники уже унаследовали!) у наследников графа и впоследствии подарила его на свадьбу своему внуку, Великому Князю Константину Павловичу.
В 19-20 веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей, а с 1919 года — располагась Российская Академия материальной культуры. И тут наступает самый печальный период для Мраморного Дворца — после ликвидации Академии в нем стал располагаться филиал Центрального Музея имени Ленина. Для этого музея потребовалась переделка здания, что в итоге привело практически к полной утрате отделки, интерьеров залов второго этажа.
Лишь с 1992 года здание принадлежит Русскому Музею — стали открываться выставки и экспозиции, постоянные и временные.

Итак, небольшой экскурс в историю закончен, приглашаю вас на прогулку по Мраморному Дворцу с небольшими моими комментариями.

Вход во Дворец из двора (простите за тавтологию) Мраморного дворца со стороны Миллионной улицы ближе к Марсову Полю. Северный его фасад выходит на Неву — виды из окон очень красивые! Этот дворец стал первый, используемым столько достаточно редкого материала — он облицован более чем 30 сортами мрамора!
К сожалению, его фото с Невы показать не могу- было очень темно, а в запасниках у меня почему-то нет ((

Сразу напротив входа нас встречает барельеф главного архитектора здания — Антонио Ринальди. Он даже позируя, продолжает что-то указывать!

Проходим дальше — в кассе необходимо получить бесплатные билетики — они нужны для контроля за посетителепотоком. Экскурсионные группы не пройдут — только рассредотачиваемся :)

Как видим, по сравнению с самим зданием Русского Музея, тут на бумаге не экономят и дают 1 билет на 1 человека. И даже название проекта написано!

Как театр, так и музей начинается с вешалки. Потрясающе галантный гардеробщик лет 80-ти нашел для моего пальто плечики и даже повесил где-то с краю — «чтоб белое пальто не запачкалось о темные куртки»

Все залы основной экспозиции Мраморного Дворца находятся на втором этаже. Поднимаемся по ширкой и впечатляющей лестнице. это самая главная, Парадная лестница, которая по замыслу архитектора, продолжала общую сдержанную стилистику Дворца. Освещение-только лампами из необычных плафонов, потому в вечернее время тут слегка темновато. Лестница украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь, которые символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между вторым и третьим этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия.

На потолке панно немецкого живописца И. Криста «Суд Париса». Посмотрите, какая, с одной стороны богатая, а с другой -сдержанная лепнина вокруг полотна!

А мы тем временем проходим в залы экспозиции. К сожалению, никто не мог нам рассказать, что где за зал -кроме последнего, а информация о выставленных объектах скромно напечатана на листочках А4 и лежит в файликах где-то на неприметном месте. От Мраморного дворца остались только интерьеры, причем частично не подлинные, а восстановленные, и выставлены различные объекты искусства: экспонаты из собрания петербургских коллекционеров братьев Ржевских: картины, скульптуры, предметы интерьера.

Заходим в первый зал. Он небольшой, практически круглой формы. Очень красивая лепнина на потолке

Тут вы видите на фоне картны Айвазовского «Судак. Крепость» бюст того самого Орлова Г. Г.

Часы французски каминные бронзовые золоченые, конец 18 века:

Проходим дальше: в помещениях, как видите, достаточно пустынно:

Очень мне понравились батареи: вроде они и не являются выставляемым предметом, но посмотрите на них!

все-таки, если будете в Мраморном дворце, очень советую приглядеться к лепнине. Пусть они и восстановлена — но строго как было, как задумывала екатерина — отображать доблесть, подвиги графа Орлова, мотивирующая и веселая: сцены охоты, баталий, отдельные элементы. смотрите, какой милый кабанчик:

А вот самый главный — Мраморный зал Мраморного дворца. Он открыт после реставрации только в 2010 году, и его стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом. Цветной паркет воссоздан на основании акварели(. ) 1830хх годов. В сам зал не пускают — можно только постоять у входа и полюбоваться шикарным интерьером.

Вот так, из обалденной парадной лестницы и четырех залов, и состоит постоянная экспозиция Мраморного Дворца. Не слишком обширно, не правда ли?

В заключение хочу обязательно рассказать о памятнике, который стоит перед входом во дворец. Это тот самый памятник Александру III-му, который стоял когда-то на площади Восстания у Московского вокзала, и который сотрудники музея сумели спасти и спрятать (. ) в 1937 году.

На этом моя небольшая экскурсия заканчивается и я приступлю к самому страшному — я НЕ РЕКОМЕНДУЮ посещение этого красивейшего дворца туристам, гостям Санкт-Петербурга! Страшно покуситься на мировую, можно сказать, архитектуру, но я это сделаю.

Поясню почему:
ТУРИСТУ не рекомендую, так как обычно время ограничено. и хочеться объять необъятно. в Петербурге и пригородах есть много чего посмотреть, а в Мраморном Дворце, по сути, три зала и лестница. Он очень красивый снаружи, лестницу вы также можете забежать посмотреть без покупки билета — но тратить 300 рублей и минимум 1-2 часа на осмотр не советую — есть гораздо более обширные и шикарные дворцы в городе.
ЖИТЕЛЮ посетить надо -как минимум, надо знать свой город, свои музеи, и иметь представление, что именно там находится.

Можете со мной поспорить — я уважаю чужое мнение, но я рада что попала во Дворец именно в рамках бесплатной акции, и не пошла за деньги. Оценку 3 поставила я именно за скудость экспозиции и мало залов (а в самый главный- не пускают!)

ПыСы хотя лестница, конечно, потрясающая))))

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: