Московские триумфальные ворота в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Московские триумфальные ворота в санкт-петербурге

Московские Триумфальные ворота

Фото Московских Триумфальных ворот

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге стали основным памятником, возведенным в ознаменование победы русской армии в войне с Османской империей 1834-38 гг.

Архитектурный объект расположен на перекрестке Московского и Лиговского проспекта. В 18-ом месте в этом месте располагалось деревянное здание городской заставы, солдаты которой проверяли всех лиц, въезжающих в столицу.

Идея о строительстве каменных ворот была впервые выдвинута в 1773 году. Архитектор Э. Фальконе предложил свой проект петербургским властям, но не получил одобрения. Лишь через 40 лет царь Николай I повелел возвести на первой версте тракта на Москву триумфальные ворота.

Проект сооружения разработал знаменитый архитектор В. Стасов, предложивший в качестве основного материала использовать чугун. Прежде чем приступить к отливке, зодчий выполнил из дерева полномасштабный макет сооружения, который водрузили на предполагаемом месте установки. Императору ворота понравились, и он приказал приступать к созданию окончательного варианта.

В 1834 году в торжественной обстановке состоялась закладка фундамента Московских Триумфальных ворот. Строители установили плиты, на которых были выбиты имена авторов проекта и членов императорской фамилии. Согласно свидетельствам очевидцев, вельможные особы бросали в котлован золотые монеты.

К сборке Триумфальных ворот рабочие приступили в 1836 году. Масса чугунной конструкции достигала 830 т. Кроме того, в каркас были вставлены медные и железные части общим весом в 97 т.byин

После завершения монтажных работ, началась отделка строения. Стасов попросил своего друга Б. Орловского изготовить статуи ангелов и богинь, которые были размещены по всему венчающему карнизу. Кроме того, на венчающий карниз установили восемь скульптурных композиций с перекрещенными стрелами и мечами.

В верхней части ворот – надпись золотыми буквами, сообщающая, что объект возведен в честь побед русского воинства над турками и персами.

Московские Триумфальные ворота – уникальное строение. Это – крупнейший в мире архитектурный памятник, созданный из чугуна. Казне установка ворот обошлась в астрономическую сумму в 1,8 млн. рублей.

В 1936 году проходила реконструкция Московского проспекта, потребовавшая демонтажа Триумфальных ворот. Власти Ленинграда собирались переустановить объект в одном из городских парков, но начавшаяся война не позволила реализовать эти планы. Ворота были отправлены на склад, статуи – в музейные учреждения. Верхние скульптуры были применены для создания противотанковых «ежей».

После победы в ВОВ архитекторы И. Капцюга и Е. Петрова приступили к реализации проекта по восстановлению Московских Триумфальных ворот. Частей оригинальной композиции к этому времени осталось лишь 65; утрачено было 43 бронзовых элемента. Все отсутствующие детали, включая скульптуры, были отлиты заново по сохранившимся чертежам и фотографиям. В 1961-ом году ворота снова встречали прибывающий в Петербург со стороны Москвы автомобильный транспорт.

В наше дни Московские Триумфальные ворота – особо охраняемый объект культурного наследия нашей страны.

Видео:

Московские триумфальные ворота

Я хочу рассказать вам ещё об одной достопримечательности Петербурга, о Московских триумфальных воротах.

Если вы вдруг окажетесь в районе Московского проспекта, известного в прошлые времена как дорога, ведущая к Царскому селу, то эти ворота как раз и располагаются на его пересечении с другим проспектом города, Лиговским. Кстати, и площадь вокруг ворот названа также в их честь.

Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что замечательный Санкт-Петербург являет собой настоящий город-музей, хранящий славные исторические вехи нашего государства. И память эта доходит до нас с вами благодаря грандиозным архитектурным строениям: дворцам, мостам и таким вот воздвигнутым в честь военных побед русской армии аркам. К слову, об одной из них, Нарвских триумфальных воротах, я рассказывала здесь.

Расскажу вам историю появления этого памятника воинской славе.

Листая страницы истории

Появление названия

Вы можете задать мне вполне закономерный вопрос по поводу названия ворот. Давайте с ним разбираться. Дело в том, что в XVIII веке в этом месте располагалась городская застава, откуда начиналась дорога не только на знаменитое Царское село, но и на саму Москву Первопрестольную.

Вот в честь этого-то направления и появилось такое имя предмета моего повествования. Установить здесь ворота приказал император Николай I.

Они должны были олицетворять собой победы в войнах с Персией, Турцией, а также подавление восстания поляков в 1831 году. Замечу, что одновременно в этом месте утверждается также и проект создания новой площади.

Создание проекта Московских ворот

Я читала, что несколько известных архитекторов выдвинули на суд государя свои идеи по поводу внешнего вида будущих ворот. В итоге дело было поручено Василию Петровичу Стасову, он к тому времени уже создал Нарвские триумфальные ворота, о которых я упоминала выше.

Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эскизы проекта мастер предложил для рассмотрения ещё в 1832 году, а начались работы по его осуществлению лишь в 1834. Ворота решено было сделать чугунными. Место для них император окончательно одобрил в начале 1834 года, что ознаменовало устроение здесь 12 января предварительного макета в натуральную величину. Работа была поручена подрядчику Григорьеву, который со своими мастерами сумел всего за 20 дней изготовить щит с изображением будущих ворот. Кстати, Стасов также пожелал, чтобы вдобавок к этому щиту была создана дополнительная модель — колонна. Её изготовили на Литейном заводе Петербурга.

После утверждения в апреле 1834 года окончательного проекта новых ворот со всеми внесёнными коррективами нужда в макете отпала, и его разобрали.

Приготовления к закладке триумфальной арки

Перед закладкой ворот необходимо было выполнить ряд предварительных действий. Расскажу вам о том, что мощные колонны отливали частями на том же Литейном заводе Санкт-Петербурга. Уточню, что каждая из них состояла из девяти чугунных блоков общим весом более 50 000 пудов (1 пуд равен 16 килограммам). Заранее были приготовлены все необходимые медные и железные конструкции. При этом Стасов контролировал каждый этап работ лично.

Подготовили также и мощный фундамент. Торжественная закладка Московских триумфальных ворот была произведена 14 сентября в 1834 году. Особую значимость мероприятия подчеркнули тем, что на дно котлована поместили монеты из драгоценных металлов, памятные закладные камни с именами видных государственных деятелей, отметили и самого архитектора Стасова. Подобные мероприятия были совершены, кстати, и при закладке Нарвских триумфальных ворот.

Процесс возведения

Я уже сообщала, что составные части арки были выполнены ещё до закладки ворот.

Монтировать ворота стали в 1836 году. К концу года под руководством Забурдина, одного из мастеров Литейного завода, были собраны шесть могучих колонн первого ряда. Скульптурные украшения из чугуна заняли своё место в 1838 году.

Мне было интересно узнать, что внутри одной из этих массивных колонн была устроена лестница, направленная во внутреннюю часть перекрытия ворот. Саму арку сделали тёмно-бронзового цвета, а скульптурную группу раскрасили просто под бронзу.

Император Николай I имел очень капризный вкус, и невозможно было заранее предсказать его отношение к представляемым эскизам будущих строений Петербурга. Так случилось и с Московскими воротами. Поначалу он забраковал проект их оформления, который представил Стасов. В результате с этой работой государь поручил справиться замечательному скульптору Б. И. Орловскому, известному нам с вами благодаря памятникам Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора (о самом соборе можно почитать здесь).

Надпись на триумфальных воротах была составлена самим Николаем I. Она гласит:

Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, и 1831 годах.

На тот момент Московские ворота становятся самым значительным из сооружений, в основу которых было положено чугунное литье. Приведу их размеры: высота — 24 метра, длина — 36 метров. Украшают арку гении славы с гербами губерний России в руках.

Торжественное открытие Московских ворот

Думаю, что также, как и открытие Нарвских триумфальных ворот, это событие, произошедшее в Петербурге 16 октября 1838 года, было отмечено с большим размахом. На церемонии присутствовала публика всех сословий и гвардейские полки. Кстати, офицеры, отличившиеся во время военных кампаний, в честь которых и воздвигались Московские ворота, на этом празднике были награждены медалями из драгоценных металлов, отчеканенными в честь открытия новой триумфальной арки на Московской дороге.

Через некоторое время Стасов создает две симметричные кордегардии (помещения для охранного караула), соединяющиеся с воротами оградой.

В проходах для пешеходов установили скамьи из чугуна и фонарные столбы. Если продолжить тему о торжествах, то надо отметить, что в 1878 году именно под Московскими воротами прошли гвардейцы, участники освободительной для южных братьев-славян (Сербии, Бессарабии, Болгарии и других) войны с Турцией.

Читайте также  Новогодние елки для детей 2019 в санкт-петербург

К слову, это монументальное строение было последним значительным сооружением, над которым трудился В. Стасов. Обошлось оно в сумму более миллиона рублей (что было очень значительной суммой по тем временам).

Московские триумфальные ворота в XX–XXI веках

Расскажу вам о дальнейшей судьбе этого исторического памятника.

Советское время

Власти Ленинграда, подумывая перенести центр города южнее, распорядись в 1936 году разобрать данную арку. Она по идее должна была красоваться при входе в новый парк, который ныне хорошо знаком всем петербуржцам как парк Победы. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы.

Потому довольно длительное время части ворот хранились на специально отведенном для этой цели складе. Что касается украшающих элементов, то они ожидали решения своей дальнейшей участи в различных музеях Ленинграда. Расскажу вам, что эти ворота даже стали непосредственными участниками военных действий. Их мощные чугунные детали в 1941 году были использованы при устроении противотанковых ограждений на подступах к Северной столице.

В конце 50-ых годов XX века решено было всё-таки восстановить Московские триумфальные ворота. Что и произошло в 1961 году. Эту арку-памятник решено было оставить на её первоначальном месте расположения. Не могу не отметить массу кропотливых трудов советских реставраторов, ведь им пришлось полностью воссоздавать 43 утраченные колонны и 17 скульптур гениев. Правда, кордегардии теперь отсутствовали.

Кстати, возрождение ворот стало причиной возвращения в 1968 году старого названия и самой площади. Ведь когда ворота в 1936 году были разобраны, её оригинальное название как-то стало забываться. По этой причине в 1965 году площадь была переименована в просто Московскую. Как мы с вами видим, ненадолго, и теперь она снова именуется Московскими Воротами.

Дни сегодняшние

В начале XXI века в Санкт-Петербурге происходит реставрация Московских ворот. Также была восстановлена и памятная надпись на них, которую мы с вами сегодня можем вполне отчётливо увидеть.

Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой.

Как добраться

Думаю, что не открою Америку, если подскажу, что станция метро «Московские Ворота» (появившаяся в Ленинграде в 1961 году) и есть нужная для нас с вами остановка.

Ворота (2) находятся прямо напротив выхода из метрополитена (1).

И если уж вы оказались здесь, то хочу заметить, что недалеко расположен уникальный Воскресенский Новодевичий монастырь (подробно о нем здесь). Если вы проедете ещё 2 остановочки на метро, то попадете в замечательный городской парк Победы (станция метро так и называется), который некогда советские власти и задумывали украсить Московскими триумфальными воротами.

В летнее время тут можно покататься на лодках и аттракционах, а зимой в парке открыт каток.

Напоследок

Мы, петербуржцы, к сожалению, как-то привыкаем к великолепию нашего города. Но вот когда начинаешь рассказывать друзьям или знакомым из других городов, городков и посёлков о Северной столице, то удивительным образом открываешь её для себя уже под совершенно другим углом.

Предложив вам сейчас эту небольшую статью о Московских триумфальных воротах, которые мне очень часто приходилось раньше видеть, понимаю одно: когда мне случится вдруг оказаться на Московском проспекте, я, конечно, вновь обращу внимание на это грандиозное строение, но теперь мой взгляд не просто «скользнёт» по нему, а остановится в восхищении.

И мне кажется, что, когда мы, авторы, с вами, дорогие путешественники, делимся нашими рассказами и впечатлениями об увиденном и узнанном, мы сами становимся богаче. Таков он, удивительный закон сорадования.

Московские Триумфальные ворота

Московским воротам 180 лет

Московские Триумфальные ворота были установлены в 1838 году на месте старой Московской заставы. Такие заставы (или «Рогатки») в XVIII веке создавались на границах Санкт-Петербурга. Будка с караульным, шлагбаум (его-то тогда и называли рогаткой) служили пунктом пропуска проезжавших в столицу и из нее. Караульные проверяли подорожные и взимали сборы. Эти старинные «терминалы» должны были препятствовать «проходу злонамеренных людей», а так же горожан, пытающихся выехать из Санкт-Петербурга без разрешения, каковым служила только «Записка из Сената».*

*К слову, покидать столицу можно было не более, чем на пять месяцев.

Заставу поставили в начале Московского тракта, очень важной трассы, соединяющей две столицы Петербург и Москву. По некоторым данным этот тракт эта был проложен по трассе существующей с допетровского времени дороги, когда приневские земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Она начиналась от современных Московских ворот и вела в столицу феодальной республики.

С рождением города Санкт-Петербурга дорога получает новое развитие, и новое направление на Царское Село. Но если на Петергофской дороге вырастают дачи и дворцы «петровских птенцов», земли вдоль Царскосельского тракта остаются необжитыми сановной публикой. Разве что Петр Алексеевич проследует иногда в «свой огород» — Царское Село, с рождением которого в районе современной площади Победы появляется еще одна рогатка. Ее назовут Средней. Тогда появилась и «Дальняя рогатка» у подножия Пулковской горы, а Московскую заставу стали называть – «Ближней рогаткой».

Шло время, дорога стала «царской» и называть ее стали Царскосельским трактом. Здесь появились путевые дворцы: Среднерогатский и Чесменский, но в основном дорога оставалась пустынной, хотя и весьма ухоженной. Этому способствовало то, что простым смертным ездить по Царскосельской дороге запрещалось.*

*Не скажу, каким образом перемещались простые обыватели из Петербурга в Москву. Могу только предположить, что параллельно «шоссированной дороге» для высоких особ существовала еще одна для тех, что попроще.

Идея возведения на Московской дороге триумфальных ворот появилась еще во времена Екатерины II. Были даже разработаны и представлены на высочайшее рассмотрение проекты каменных ворот. Но, видно, руки не дошли…

Через пятьдесят лет эта идея нашла нового адепта. В 1824 году А. Н. Оленин предложил возвести триумфальные ворота, которые бы стали памятником всему российскому воинству и прославили подвиги русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Но только в 1831 году Николай I приказал установить триумфальные ворота на московской дороге при въезде в столицу. Посвящался же этот памятник другим победоносным войнам: с Персией (1826 -1828 гг.), Турцией (1828 – 1829 гг.) и подавлению польского восстания (1830 -1831гг.)

В том же году утвержден проект новой площади на пересечении Лиговского канала, который был впоследствии засыпан, и Московского шоссе (ныне проспекта).*

*Московский проспект неоднократно менял свое название: Саарская дорога, Царскосельский проспект, Царская перспектива, Московское шоссе etc.

Эскизы триумфальных ворот были представлены архитекторами А. К. Кавосом и В. П. Стасовым. Был принят вариант последнего, как более экономичный, и в 1833 году зодчий приступил к детальной разработке проекта. Материалом для сооружения был выбран чугун, к тому времени хорошо освоенный русскими мастерами.

Закладку фундамента начали в августе 1834 года, а торжественная закладка ворот состоялась 14 сентября (27 по новому стилю) 1834 года. На дно котлована были положены монеты разного достоинства и камни с инициалами высоких особ, присутствующих на церемонии, а так же автора – Василия Петровича Стасова.

Отливали, собирали, украшали ворота 4 года, они стали самым грандиозным в мире чугунным архитектурным сооружением. Высота Московских Триумфальных ворот 24 метра, длина – 36.

Воинские трофеи. Скульптор Б. И. Орловский

Украшают ворота воинские трофеи,

на фризе — гении славы с гербами городов российских губерний.

Скульптурное убранство Московских ворот. Скульптор Б. И. Орловский

Автор скульптурного убранства – Б. И. Орловский.

Доспехи на станции метро «Московские ворота»

N.B. Открытую в 1961 году станцию метро «Московские ворота» украшает копия «орловских» доспехов.

Помещенное на аттике ворот посвящение Николай I написал собственноручно:

Утром 16 октября (29 по новому стилю) 1838 года Московские Триумфальные ворота были торжественно открыты при большом стечении публики. Главными героями стали гвардейские полки, отличившиеся в перечисленных компаниях.

Почти сто лет Московские ворота стояли на страже границы Северной столицы. Они стали прекрасным «предисловием» к каменной книге Блистательного Санкт-Петербурга.

В 1878 году Московские ворота «торжественно встречали» полки, освободившие от турок Балканские страны.

Возвращение гвардии в Петербург с Русско-турецкой войны 1877 – 1878

А потом пришла другая война, страшная Первая мировая, и Московские ворота уже не ликовали, встречая победителей. Чугунным стражам оставалось только наблюдать за переменами в столице, за пришедшей революцией…

Московские ворота, Союзфото 1936 год.

Изменилась страна, стал меняться и город. В 1936 году появился проект реконструкции нового Московского района. Ворота были демонтированы.

Демонтаж Московских ворот. 1936 год

Предполагалось установить их в парке культуры и отдыха Московского района, заложенного в 1939 году.

Читайте также  Праздник алые паруса в питере 2019 - дата проведения

*После окончания Великой Отечественной войны, основанный в мирное время парк, стали называть Парком Победы. Символично, не правда ли?

И еще. Во время блокады чугунные части ворот использовались в качестве противотанковых сооружений. И это уже не просто символ: Триумфальные ворота, созданные для прославления русского воинства, в тяжелую годину встали в строй вместе с людьми — защитниками города.

В 1959 -1961 гг. Московские Триумфальные ворота были восстановлены.

С тех пор, они, как и прежде стоят на страже города, и так же, как раньше встречают добрых друзей.

В год празднования 300-летия Санкт-Петербурга Московские ворота были в числе «почетных именинников».

Рядом с вышеупомянутой станцией метро был установлен памятный знак «Московская застава», на котором особо отмечены Московские Триумфальные ворота.

© Елена Асташкевич, блог Я — петербурженка

Как же красиво смотрятся Триумфальные ворота! Спасибо за рассказ об их истории — не знала, что одно время они были демонтированы.

Я полжизни прожила в Московском районе, а историю М.В. подробную не знала. Правда, то, что их переносили помню, но вот по какому случаю… И снова: чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что НИЧЕГО не знаешь))))

Московские триумфальные ворота в санкт-петербурге

«Ленинградское дело» Московских ворот: Как памятник архитектуры снесли и собрали по частям

Можете представить себе Петербург без Московских ворот? А именно так и было с 1936 года по конца 1950-х, когда шедевр архитектора Василия Стасова разобрали и хранили в городских музеях. Неожиданную историю памятника обнародовало издательство «Красный матрос». «Фонтанка» прочитала книгу «Про Московские Триумфальные ворота», выпущенную к 180-летию арки, и законспектировала самое интересное.

1. Московские ворота могли быть шире и приземлённее.


Проект триумфальных ворот на Московской дороге. Главный фасад. Ш. Клериссо, 1781 г.

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

Известная всем петербуржцам арка могла выглядеть по-другому. «Ворота города Петербурга на дороге в Москву» ещё в 1780 году задумывала создать Екатерина II. Эскиз и гипсовую модель императрица заказала французскому архитектору Шарлю-Луи Клериссо. Но задумка осталась на бумаге. «Ворота… очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать», — резюмировала императрица и решения так и не приняла.

Дороговизна стала причиной, по которой в 1831 году положили под сукно ещё один проект ворот — архитектора Альберта Кавоса.

2. Стасов, создавая монумент, вдохновлялся античным Акрополем.


Пропилеи Афинского акрополя. 437 г. до н.э.

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

Единственный архитектор, чей проект воплотили в жизнь, — академик Петербургской Академии художеств Василий Стасов, автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских ворот. Архитектор задумывал ворота под влиянием древнегреческой архитектуры, в одном из архивных документов прообразом монумента названы пропилеи афинского Акрополя.

Московские ворота возвели в 1838 году и посвятили победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и усмирению Польши. Арка — крупнейшее в мире архитектурное сооружение из чугуна. Фигуры гениев для фриза заказали скульптору Борису Орловскому. В руки гениев он вложил щиты с гербами российских губерний.

3. Около ворот были пристройки — кордегардии.


Восточная кордегардия во время демонтажа. Сентябрь 1936 г.

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

При Василии Стасове к западу и востоку от арки появились ещё две постройки. Эти четырехугольные здания с башнями назывались кордегардиями и предназначались для караула. Кордегардии были неотъемлемой частью задумки архитектора, с основным зданием их соединяли чугунные решетки.

Кроме, собственно, военных караулов, в кордегардиях в разное время квартировали чиновники Таможенного и Морского ведомств, располагались пожарный резерв, Школа строительного дела. Постройки разобрали в 1936 году, когда городские власти посчитали, что ворота больше не нужны Ленинграду и затрудняют движение.

4. Ворота снесли.


Разборка взорванной восточной кордегардии

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

Постановление о сносе Московских ворот президиум Ленсовета принял в сентябре 1936 года — «в связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе». На реализацию плана Ленсовет выделил всего четыре дня, хотя, судя по фотографиям и газетным заметкам, демонтаж длился дольше.

Письма с контраргументами, направленные архитекторами и горожанами на имя Андрея Жданова, не возымели действия. Впрочем, городские власти прислушались к другому требованию общественности — сохранить части памятника, чтобы позже собрать его заново в другом месте. Фрагменты арки складировали, например, в артиллерийском Историческом музее, музее Академии художеств и Русском музее.

«Есть тут одно подозрение, в чем основная трагедия Московских ворот. Слишком они были величественным памятником тому, чему, по новым представлениям, памяти не требовалось /…/ Обустройство Международного проспекта — это только предлог. Можно было обустроить и с учетом уже существующего памятника. Причина неприязни к Московским воротам, — по крайней мере, одна из основных — лежит в психологии: она простая и выражается одним словом. Ревность», — пишет в книге современник, прозаик и драматург, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер» Сергей Носов.

5. Но справедливость восторжествовала.


Детали ступней гениев во время реставрации

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

Ещё в до войны Московские ворота собирались восстановить — в Московском районном парке культуры и отдыха, будущем парке Победы. Разговоры о том, что снос памятника был градостроительной ошибкой, возобновились и в послевоенное время. Собрать арку предлагали и около стадиона Кирова, и у Нахимовского училища, и на старом месте, только вдоль, а не поперёк Московского проспекта (тогда — проспект Сталина).

Впрочем, у ворот были и противники. Сохранилась стенограмма совещания в Ленинградском отделении Союза Советских архитекторов от 9 июня 1952 года. Некто Глинин, «сотрудник по охране памятников», доказывал, что шедевр Стасова — памятник реакционный: «Уместно ли сейчас, когда международная реакция бешено готовит против нашей Родины и стран народной демократии новую войну, — ставить вопрос о восстановлении «Триумфальных» ворот (от которых остались лишь жалкие остатки), испрашивая для этой цели 3 миллиона 700 тысяч рублей из народных средств?».

В 1956 году исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся распорядился восстановить памятник на прежнем месте. В 1959 году под руководством архитекторов Евгении Петровой и Ивана Капцюга были вновь воздвигнуты колонны, работа над архитектурным убранством продолжалась до 1961-го.

6. Происшествие с гербом.


Северный фриз ворот, гений «Мир и Изобилие». Гений «Мир и Изобилие» с южного фриза

Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»

Несмотря на скрупулёзность Петровой и Капцюга, не все детали попали на старые места. На основании архивных данных было неверно подсчитано количество гениев и гербов. В результате гению «Мир и Изобилие» на южном фризе ворот вместо миртовой ветви вручили герб Костромской губернии. Его двойник на северной стороне, как и положено, держит рог изобилия и миртвую ветвь.

Михаил Сапего, автор проекта «Про Московские Триумфальные ворота», главный редактор издательства «Красный матрос»:

«Московские ворота — по сути, первое отчётливое воспоминание в моей жизни. Это такое небольшое кино, которое есть у каждого своё. 7 ноября 1967 года мой дедушка, фрезеровщик одного из военных заводов, что на стыке Московского и Лиговского проспектов, взял меня на праздничную демонстрацию. Мы приехали к Московским воротам ещё засветло. Пятилетнему пацану хотелось спать, но холод довольно быстро взбодрил меня. Я смотрел то на ворота, то на деда в кругу заводчан, боясь потерять его из виду. Помню, потом мне надули воздушный шарик. Народу постепенно прибывало и вскоре небо на востоке начало розоветь, подтянулись музыканты с духовыми инструментами. Высунулись старушки с леденцами из жжёного сахара и растягайчиками — это были такие обёрнутые фольгой и набитые стружкой твёрдые мячики на резинках, замечательное приспособление, позволявшее детям моего возраста не скучать среди взрослой толпы.

Как и большинство послевоенных ленинградцев, хоть и будучи рождён в Московском районе, я не знал, что ворота были демонтированы. Многие из нынешних горожан тоже не знают об этом. Только в начале 2000-х, когда «Красный матрос» делал книгу о крупнейшем ДТП в истории Петербурга — столкновении паровоза и трамвая в 1930 году в непосредственной близости от ворот, я напал в архиве на фотосессию сноса ворот в сентябре 1936-го.

Работа над проектом шла около пятнадцати лет, за это время удалось узнать немало нового. Выяснилось, например, что части разобранных колонн, так называемые фустовые блоки, служили укрытиями от бомбежки и артобстрелов и использовались в качестве противотанковых заграждений на Пулковских высотах. То есть Московские ворота, не существуя, тем не менее своей чугунной плотью защищали блокадный Ленинград.

Изданный к 180-летию Московских Триумфальных ворот, увы, неподобающе малым тиражом («спасибо» администрации Московского района), наш альбом, думаю, не потеряет своей актуальности и привлекательности, ведь один юбилейный год перетечёт в другой. В 2019-м мы будем отмечать 250-летие с рождения выдающего архитектора, автора Московских ворот — Василия Петровича Стасова».

Читайте также  Старая русса: достопримечательности вековой истории

Читала и беседовала Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Московские Триумфальные ворота

На пересечении Московского и Лиговского проспектов Санкт-Петербурга, на площади Московские Ворота и практически прямо напротив одноименной станции метро, расположено монументальное сооружение — Московские Триумфальные ворота (объект культурного наследия федерального значения), построенные в период 1834—1838 годов в честь победоносного окончания войны с Персией (1826-1828гг) и с Турцией (1828-1829гг).

История создания Московских Триумфальных ворот

После победоносных войн с Персией и с Турцией, император Николай I распорядился установить Триумфальные ворота на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге.

Проект этого величественного сооружения был разработан выдающимся русским архитектором, Василием Петровичем Стасовым, одним из основоположников русского ампира.

Торжественная закладка Московских Триумфальных ворот состоялось 14 сентября 1834 года на площади, с которой начиналась дорога на Москву. Для устройства фундамента из Смольного монастыря были привезены гранитные блоки, которые ранее планировалось использовать для возведения его колокольни.

Московские ворота являются самым крупным в мире архитектурным сооружением (высота ворот 24 метра, длина 36 метров), собранное из чугунных деталей. Перекрытие Триумфальных ворот поддерживают шесть пар мощных 15-метровых дорических колонн диаметром два метра каждая. Каждая колонна состояла из девяти чугунных блоков. В одной из колонн при сборке была установлена лестница, ведущая во внутреннюю часть перекрытия.

В.П.Стасов также подготовил и представил на рассмотрению императору проект скульптурного оформления Московских ворот, но его вариант оформления Триумфальных ворот не устроил Николая I, после чего эти работы были переданы скульптору Борису Ивановичу Орловскому.

Скульптурные изображения работы Б.И.Орловского — тридцать женских фигур, гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний, вы сейчас можете видеть на фризе перекрытия ворот.

Перечень российских губерний, гербы которых были размещены на щитах:

  • на северном фризе изображены гербы Екатеринославской, Бессарабской, Новгородской, Полтавской губерний, Области Войска Донского, Рязанской, Московской, Витебской, Казанской и Гродненской губерний;
  • на южном фризе изображены гербы Тверской, Оренбургской, Курляндской губерний, Великого княжества Финляндского, Подольской, Костромской, Киевской, Полоцкой, Эстляндской, Херсонской и Смоленской губерний;
  • на восточной стороне (сторона Лиговского проспекта) гербы Самарской, Ярославской, Астраханской губерний;
  • на западной стороне (сторона павильона метро) гербы Лифляндской, Псковской, Владимирской губерний.

Венчают это монументальное сооружение изваяниям воинских доспехов («военная арматура»).

В настоящее время копию «военной арматуры», украшающей Московские ворота, можно увидеть в вестибюле одноименной станции петербургского метро.

Украшение фасадов различными военными трофеями и оружием (копий, доспехов, щитов, топоров, шлемов, стрел и другими военными элементами) было популярным еще со времен Древнего Рима. Термин «военная арматура» происходит от латинского слова «armatura» — вооружение


Надпись из накладных бронзовых позолоченных букв на аттике ворот, обращенная в сторону въезда в город, была составлена собственноручно императором Николаем I:

«Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»

Отливка деталей ворот производилась на Александровском чугунолитейном заводе. Первая колонная была собрана и смонтирована 13 июля 1835 года, а в целом литейные и сборочные работы были завершены весной 1837 года. Общий вес элементов из чугуна составил пятьдесят одну тысячу пудов.

Пуд — древнерусская мера веса. 1 пуд = 16,3804964 кг.
Пуд был отменён в 1920 году в соответствии с подписанным В.И.Ульяновым (Лениным) Декретом «О введении международной метрической системы мер и весов»

Торжественное открытие Московских триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года. Так что осенью 2018 года мы отметили 180-летнюю годовщину этого величественного памятника архитектуры.

Одновременно с сооружением ворот были выполнены работы по строительству двух двухэтажных кирпичных кордегардий (зданий для размещения военного караула). К северу от ворот, с обеих сторон площади, было установлено ограждение в виде металлической решетки из копий.

В 1872 году под воротами торжественно прошли полки, принимавшие участие в боевых действиях по освобождению от Турции Болгарии, Сербии, Черногории, Аджарии и части Армении.

В середине 30-х годов прошлого века, когда нынешний Московский проспект назывался Международным, Московские Триумфальные Ворота были разобраны (как следует из решения Президиумом Ленсовета: в связи с «реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, а также урегулировании примыкания Лиговской улицы»), связанные с ними здания кордегардии были снесены, ограждение из копий также было демонтировано.

Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда, часть чугунных блоков ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к городу.

Восстановлена Московская триумфальная арка была только спустя четверть века, в период 1959-1961 гг.

Свой современный вид Московские Триумфальные ворота обрели после реставрации, проведенной в 2000-2001 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Московские ворота, вид в направлении Сенной площади

Вечерняя подсветка Московских Триумфальных ворот

Московская застава

В 1838 году, по указу императора Николая I, с въездной стороны Московских ворот была организована московская застава. С двух сторон колоннады Триумфальных ворот были построены два симметричных здания кордегардий (дома для караульных) и установлены караульные будки. После этого проезд по Царскосельской дороге (так в те годы назывался нынешний Московский проспект) стал возможен только между двумя колоннами в центре (как гласят исторические хроники, ширина между центральными колоннами как раз соответствовала ширине кареты).

Как раз в месте расположения Московской заставы (на пересечении Царской перспективы с действующим в те времена Лиговским каналом) начинался Московский тракт, от которого ведет свою историю Московский проспект, ныне — главная магистраль района, правительственная трасса Санкт-Петербурга.

Перспективный вид на Московские ворота, 2019 год

Постепенно весь район (к югу от Московских ворот) стали называть Московской заставой, который поначалу был малозаселенной окраиной, постепенно превратившейся в фабрично-заводской район.

Заставная пожарная часть у Московских ворот

Память о том, что здесь когда-то была городская застава, сохранились в названиях Заставской улицы и Заставной пожарной части, построенной в 1925 году у Московских ворот по проекту ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина.

Заставная пожарная часть (расположена по адресу: Московский пр., 116) — первое в нашем городе пожарное депо, рассчитанное не на конные повозки, а на пожарные автомобили. И в том же 1925 году Ленинградский гидромеханический завод выпустил первую серию пожарных машин.

Памятный знак «Московская застава»

Если выйти из метро «Московские ворота», то слева вы увидите небольшой круглый скверик со скамеечками, в центре которого 24 мая 2003 года был установлен памятный знак «Московская застава».

Памятная скульптурная композиция выполнена архитектором В.М. Ривлиным и скульптором Я.Я. Нейманом. Представляет собой два гранитных четырехгранных верстовых столба с соответствующей раскраской, украшенных стилизованными «старыми петербургскими» фонарями, между которыми установлены два пушечных ствола. Между стволами пушек горизонтально закреплены копья, а с двух сторон укреплены щиты. Между щитами также разместили тесаки и шпаги.

На щите, обращенном в сторону Триумфальных Московских ворот надпись: «Памятный знак «Московская застава». На этой площади в 1838 г. по указу императора Николая I с въездной стороны Триумфальных ворот была сооружена Московская застава, служившая южной границей города».

Надпись на втором щите, укрепленном с другой стороны, гласит: «Памятный знак «Московская застава» установлен 27.05.2003 в честь 300-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Юрия Юрьевича Жорно».

По кругу памятный знак окружен тумбами с цепями.

Реставрация Московских Триумфальных ворот

Не так давно городскими властями было принято решение о необходимости выполнения более масштабных комплексных реставрационных работ Триумфальной арки. В перечне работ: проведение комплексных научных исследований, разработка проекта реставрации, проработка скульптурного декора и посвятительной надписи, укрепление основания и металлических конструкций, восстановление позолоты, а также деревянных и медных деталей.

Заказчиком работ выступило Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» при Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Начальная цена тендера составила 6146815 рублей (деньги выделены из городского бюджета). Победитель должен быть выбран 12 апреля 2019 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: