Михайловский театр: «иоланта» - опера п. чайковского - JEKATERINBURG.RU

Михайловский театр: «иоланта» — опера п. чайковского

Репертуар

опера в двух действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

Постановщики Либретто Модеста Ильича Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»

Режиссёр-постановщик: Сергей Шепелёв
Художник-постановщик, художник по костюмам: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Михаил Меклер
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Режиссёр: Вячеслав Калюжный
Ответственный концертмейстер: Мария Копысева
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Режиссёр, ведущий спектакль: Елена Пискунова

Декорации и костюмы изготовлены театрально-творческими мастерскими ООО «Возрождение»

Премьера постановки в Михайловском театре: 14 июля 2005 года

Свою последнюю оперу Петр Ильич Чайковский создал, вдохновившись средневековой французской легендой. Иоланта, дочь короля Рене, слепа от рождения, но не знает о своем недуге. Окруженная заботой, она живет спокойно и счастливо в своём неведении, пока в замок случайно не попадает молодой рыцарь.

Опера в буквальном смысле воспевает любовь и ее целительную силу. Ведь только полюбив, испытав душевную боль и преодолев страх, Иоланта прозревает. Финальный хор прославляет мироздание, свет разума, нравственность и чистоту. Постановка насыщена цветом, который оттеняет тонкую лирику музыки и поддерживает главную идею победы света над тьмой.

Действие первое
На юге Франции, в Провансе, живёт Иоланта — единственная дочь короля Рене, слепая от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту. Король надеется излечить Иоланту до намеченной свадьбы и, желая скрыть её недуг от всех, объявляет, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей. Заботясь о душевном спокойствии любимой дочери, король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своём несчастье. Подруги, кормилица — все ласковы с Иолантой, добры, заботливы. Но с некоторых пор девушку томят грустные мысли и неясная печаль.
В замок приглашён прославленный мавританский врач Эбн-Хаккия. На вопрос короля, сможет ли его дочь прозреть, врач отвечает, что исцеление возможно, если Иоланта узнает о своём несчастье и у неё появится страстное желание видеть.
Король в смятении.

Действие второе
Два друга, рыцарь Водемон и герцог Роберт, заблудившись, оказались в замке короля Рене. Роберт рассказывает другу о прекрасной Матильде, графине Лотарингии, в которую он влюблён. Одно омрачает радость его чувства: он с детства обручён с дочерью короля Рене.
Водемон замечает спящую Иоланту. Он поражён красотой девушки. В его сердце вспыхивает любовь к незнакомке.
Услышав голоса, Иоланта просыпается: гости в замке — редкость. Юноши объясняют ей, что заблудились и попали в замок случайно.
Роберт уходит на поиски приближённых, а Иоланта и Водемон остаются наедине. Рыцарь восторженно признаётся ей в любви, так внезапно вспыхнувшей в его сердце. Поняв, что Иоланта слепа и не знает об этом, Водемон в горячем порыве рассказывает ей о блеске солнечных лучей, о яркой голубизне неба.
Появляются встревоженный король, врач, подруги Иоланты. Они понимают, что рыцарь раскрыл тайну. Король в отчаянии, но Эбн-Хаккия уверен, что в этом спасение девушки. Однако Иоланта не может желать того, о чём не имеет представления, а значит, лечение не поможет. Тогда король объявляет, что незнакомец умрёт, если дочь не прозреет. Иоланта готова вынести любые страдания, лишь бы Водемон остался жив.
Водемон просит у короля руки его дочери, но получает отказ, так как Иоланта давно обручена.
Возвращается Роберт, и Водемон узнаёт, что пленившая его незнакомка — невеста друга. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово.
Эбн-Хаккия приводит Иоланту. Повязка снята, и перед потрясённой девушкой впервые открывается незнакомый мир. Ей страшно, она никого не узнаёт. Отец ласково успокаивает её и предлагает защитника — Водемона, который клянётся Иоланте в вечной верности.
Все славят и благодарят Творца.

Опера «Иоланта»

Опера в 2-х действиях
Музыка Петра Ильича Чайковского
Исполняется на русском языке
Премьера постановки в Михайловском театре – 14 июля 2005 года

Свою последнюю оперу Петр Ильич Чайковский создал, вдохновившись средневековой французской легендой. Иоланта, дочь короля Рене, слепа от рождения, но не знает о своем недуге. Окруженная заботой, она живет спокойно и счастливо в своём неведении, пока в замок случайно не попадает молодой рыцарь.

Опера в буквальном смысле воспевает любовь и ее целительную силу. Ведь только полюбив, испытав душевную боль и преодолев страх, Иоланта прозревает. Финальный хор прославляет мироздание, свет разума, нравственность и чистоту. Постановка насыщена цветом, который оттеняет тонкую лирику музыки и поддерживает главную идею победы света над тьмой.

Либретто Модеста Ильича Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»
Режиссёр-постановщик – Сергей Шепелёв
Художник-постановщик, художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Михаил Меклер
Художественный руководитель и главный дирижёр хора – Владимир Столповских
Режиссёр – Вячеслав Калюжный
Ответственный концертмейстер – Мария Копысева
Хормейстеры – Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Режиссёр, ведущий спектакль – Елена Пискунова

Декорации и костюмы изготовлены театрально-творческими мастерскими ООО «Возрождение»

С одним антрактом.

Тем, кто ни разу не был в опере и думает, что ему это не интересно, стоит хоть раз сходить на оперу «Иоланта» Чайковского. В Михайловском театре идет великолепная постановка по этому произведению, каждый раз она вызывает невероятные эмоции в душах зрителей, даже если те далеки от музыки и пришли на оперу впервые. Все арии этой волшебной оперы словно пронизаны светом, и нет такого сердца, которое не откликнулось бы состраданием к истории исцеления слепой девушки Иоланты. Эта трогательная старинная легенда в музыкальном пересказе стала одной из самых любимых опер в мире, ее ставят очень часто, а премьера именно этой постановки состоялась в 2005 году и имела оглушительный успех. Уже сейчас любители оперы заранее покупают билеты на «Иоланту», ведь им известно, что свободных мест в зале на этом спектакле не бывает.

Российская публика имела счастье увидеть постановку «Иоланты» всего через год после ее создания: тогда партию Иоланты на сцене Большого театра блестяще исполняла Медея Фигнер, для которой этот образ стал одним из самых любимых – память об этой опере певица пронесла до преклонных лет и неизменно упоминала о ней при встрече с журналистами уже в эмиграции.

«Иоланта» ставится сегодня практически во всех оперных театрах, вне зависимости от масштаба театра. Но, конечно, опера Чайковского в Михайловском театре, в одном из самых прекрасных городов России, пользуется особой славой у публики. В постановке Сергея Шепелева особенно прекрасным становится именно образ Иоланты, которая становится неким идеалом женщины, средоточием добра и самопожертвования, ее история столь же грустна, сколь светла и торжественна. Внутренний мир героев, их мысли и чувства – на этом сосредоточили внимание зрителя создатели постановки «Иоланта» в Михайловском театре, билеты на которую можно купить в театральных кассах города.

Если говорить о сюжете, то он незатейлив, но очень трогателен. Слепая дочь короля не знает о своей болезни – отец запретил кому-либо рассказывать Иоланте о том, что она слепа. Но однажды в девушку влюбляется юноша Водемон, от которого она и узнает о своем недуге. Выясняется, что болезнь излечима – но Иоланта должна сама пожелать этого сильнее всего на свете. Король идет на риск, но обещает казнить Водемона, если исцеление не произойдет. И тут мы наблюдаем, как происходит настоящее чудо…

Читайте также  Легенды и герои невского проспекта в санкт-петербурге

Приглашаем Вас в знаменитый Михайловский театр на мировой шедевр – оперу «Иоланта», билеты на эту постановку можно заказать по телефону 380-80-50.

Опера «Иоланта»

Иоланта

Опера в 2-х действиях

Музыка: Петр Ильич Чайковский

Либретто: Модест Чайковский по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»
Постановка: Сергей Шепелев
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев

Продолжительность спектакля:2 часа 10 минут

В спектакле: 1 антракт

Исполнение: на русском языке

Возрастная категория: 6+

Премьера постановки: 14 июля 2005 года

«Иоланта» П.И. Чайковского — одно из самых лирических и поэтических произведений композитора. Либретто было создано Модестом Чайковским по пьесе датского поэта и драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене», основанной на старинной легенде.

Слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье, но молодой рыцарь, которого она полюбила, открывает ей страшную правду.

Желание Иоланты увидеть мир, усиливаемое притворной угрозой короля казнить рыцаря, если попытка врача восстановить ее зрение окончится неудачно, приводит к счастливой развязке: Иоланта прозревает. Образ Иоланты даже среди других женских образов, созданных композитором, выделяется своей лирической прелестью и трепетностью, заставляя вспомнить о Татьяне в «Евгении Онегине». Все действие сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героев и чувства всепоглощающей любви главных героев.

Михайловский театр — один из немногих театров, предлагающих зрителям погрузиться в волшебный мир этой оперы.

Первое действие

На юге Франции, в Провансе, живет Иоланта — единственная дочь короля Рене, слепая от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту. Король надеется излечить Иоланту до намеченной свадьбы и, желая скрыть ее недуг от всех, объявляет, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей.

Заботясь о душевном спокойствии любимой дочери, король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своем несчастье.

Подруги, кормилица — все ласковы с Иолантой, добры, заботливы. Но с некоторых пор девушку томят грустные мысли и неясная печаль.

В замок приглашен прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа. На вопрос короля, сможет ли его дочь прозреть, врач отвечает, что исцеление возможно, если Иоланта узнает о своем несчастье и у нее появится страстное желание видеть. Король в смятении.

Второе действие

Два друга, рыцарь Водемон и герцог Роберт, заблудившись, оказались в замке короля Рене. Роберт рассказывает другу о прекрасной Матильде, графине Лотарингии, в которую он влюблен. Одно омрачает радость его чувства: он с детства обручен с дочерью короля Рене. Водемон замечает спящую Иоланту. Он поражен красотой девушки. В его сердце вспыхивает любовь к незнакомке.

Услышав голоса, Иоланта просыпается: гости в замке редкость. Юноши объясняют ей, что заблудились и попали в замок случайно.

Роберт уходит на поиски приближенных, а Иоланта и Водемон остаются наедине. Рыцарь восторженно признается ей в любви, так внезапно вспыхнувшей в его сердце. Поняв, что Иоланта слепа и не ведает этого, Водемон в горячем порыве рассказывает ей о блеске солнечных лучей, о яркой голубизне неба.

Появляются встревоженный король, врач, подруги Иоланты. Они понимают, что рыцарь раскрыл тайну. Король в отчаянии, но Эбн-Хакиа уверен, что в этом спасение девушки. Однако Иоланта не может желать того, о чем не имеет представления, а значит, лечение не поможет. Тогда король объявляет, что незнакомец умрет, если дочь не прозреет. Иоланта готова вынести любые страдания, лишь бы Водемон остался жив.

Водемон просит у короля руки его дочери, но получает отказ, так как Иоланта давно обручена.
Возвращается Роберт. И Водемон узнает, что пленившая его незнакомка — невеста его друга. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово.

Эбн-Хакиа приводит Иоланту. Повязка снята, и перед потрясенной девушкой впервые открывается незнакомый мир. Ей страшно, она никого не узнает. Отец ласково успокаивает ее и предлагает ей защитника — Водемона, который клянется Иоланте в вечной верности. Все славят и благодарят Творца.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Цитатник

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .

31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .

Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Михайловский театр. Иоланта

Внука повели на Иоланту в Михайловский театр. Мы уже были с ним в этом театре 2 раза. Первый раз смотрели скучнейший балет на прекрасную музыку Чайковского «Лебединое озеро». А во второй раз он слушал «Волшебную флейту» Моцарта. Ему очень понравился Папагено и музыка.

И вот сегодня Иоланта.

«Иоланта» П. И. Чайковского — одно из самых лирических и поэтических произведений композитора. Либретто было создано Модестом Чайковским по пьесе датского поэта и драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене», основанной на старинной легенде.

Слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье, но молодой рыцарь, которого она полюбила, открывает ей страшную правду.

Желание Иоланты увидеть мир, усиливаемое притворной угрозой короля казнить рыцаря, если попытка врача восстановить ее зрение окончится неудачно, приводит к счастливой развязке: Иоланта прозревает.

Великолепное либретто оперы вы найдете здесь

Я помню прекрасный фильм-оперу Иоланта, где поют непревзойденный король Рене — Иван Петров, Павел Лисицыан, Зураб Анджапаридзе и Галина Олейниченко.

Этот фильм для меня с юности был эталоном. Мне интересно было как меняются эталоны.

Раньше в искусстве эталоны определяли люди, понимающие хоть что-то в искусстве. А теперь во главе музыкальных театров стали менеджеры. Вот и теперь с 2007 года С.Л. Гаудасинского (народного артиста России, лауреата Государственных премий России, профессора консерватории) сменил на должности директора Михайловского театра известный российский бизнесмен В.А. Кехман — председатель совета директоров компании по импорту фруктов JFC (фруктовый король). Он теперь создает эталоны в искусстве.

В опере, которую мы слушали в Михайловском театре, главные партии исполняли Мария Литке и Фёдор Атаскевич

Они пели неплохо, но Рене и остальные исполнители были не на высоте. Понравились декорации.

Плохо звучал оркестр. Он заглушал певцов и иногда звучал не в унисон. Многое в музыкальном театре зависит от музыкального руководителя.

В 1940—60-е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные музыканты — Б.Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С.Самосуда, многолетнего сподвижника и единомышленника Н.Смолича), К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг. Но как это ни парадоксально, при длительном дефиците полнопенной и планомерной режиссерской работы и, как следствие, неизбежном спаде актерского мастерства не смогло удержаться на должной высоте и музыкальное качество спектаклей.
Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел Эмиль Евгеньевич Пасынков ( Смотрите интереснейшую статью об этом человеке, который долгое время возглавлял еще и кафедру режиссуры музыкального театра в Ленинградской Консерватории). Очень осторожно режиссер длолжен вторгаться в структуру музыкального произведения, — говорил Пасынков своим ученикам. Этому должна предшествовать огромная научно-исследовательская работа.

Читайте также  Отель blue sky on nevsky – мини-отель спб недорого в центре

Потом пришел С.Гаудасинский. Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 г. удалось восстановить традиции «театра певца-актера», которыми славился Малегот в пору своего становления. Повседневную репетиционную работу режиссер направил на сценическое осмысление пения, на выработку у певцов органичного синтеза телесной пластики и вокальной речи. Совершенно преобразился хор, из недифференцированной людской массы вдруг превратившийся в необычайно мобильный многоликий коллектив актеров. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов. Потом была Елена Образцова, которую сменил словацкий дирижер Петер Феранец .

Здесь вы подробнее прочитаете о становлении Михайловского театра.

Сегодня стало правилом то, что в Михайловском театре художественные руководители надолго не задерживаются. Ответов на вопрос почему так происходит, может быть несколько, поскольку речь идет о театре, который пытается совмещать государственные и частные интересы, вырабатывая свою финансово-экономическую модель существования.

С 1 января 2012 года музыкальным руководителем и главным дирижёром Михайловского театра стал Михаил Татарников, до этого пять лет проработавший в Мариинском театре , Он сменил на этом посту дирижера Петера Феранеца, который занимал должность музыкального руководителя с июня 2009 года.

Михаил Татарников окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу скрипки, а затем обучался на факультете оперно-симфонического дирижирования. Впервые Татарников вышел дирижировать на большую сцену в 2006 году в Мариинке Как долго продержится этот молодой дирижер? Хватит ли у него мудрости и терпения? Не закружится ли голова от такого взлета? Ведь он еще очень молод. А у молодых очень много амбиций Будет ли он уважать музыкальные традиции театра? Или пойдет вслед за Бархатовыми, Черняковыми, которые ломают оперу через колено.

Оперу убивают режиссеры, сказал однажды в интервью Ю.Темирканов. Дирижер несет равную ответственность за развал этого жанра, если он участвует в спектакле, где Хозе выезжает на мотоцикле, или если действие «Пиковой дамы» происходит на кладбище. Многие думают, что это современно. Но у дирижера должно хватать смелости говорить, что это плохо. Хватит ли у молодого дирижера авторитета и мужества противостоять банановому королю и не дать убить оперу и способствовать развитию русского национального искусства?

Кехман Владимир Абрамович, по мнению бывшего музыкального руководителя театра Петера Ференца, «так увлекся балетом, что практически перестал уделять внимание оперной труппе. Если вы посмотрите на афишу театра, то увидите, что в декабре назначено семь оперных спектаклей, в январе — одиннадцать, в феврале — снова семь. Эта статистика говорит сама за себя. Если мой сменщик сможет вернуть интерес Михайловского театра к опере, я буду только счастлив. Если у него получится сделать что-то лучше, чем у меня, — буду счастлив еще больше».

Продолжается соперничество между Мариинским и Михайловским театром. Великолепное исполнение и безобразная режессура проявилась в полной мере в постановке Иоланты в Мариинском театре.

Концепция прочтения оперы «Иоланта» польским режиссером Мариушем Трелиньским показалась многим критикам неоправданно мрачной, полной пессимизма и довольно запутанной. Режиссер был вдохновлен обстоятельствами биографии Чайковского, он объяснял в интервью, что концепция «Иоланты» не могла быть оптимистичной, поскольку он где-то читал, что у композитора были большие сложности с женщинами и в связи с этим даже попытки самоубийства.

«Иоланту» в Мариинском театре поставила иностранная команда постановщиков (режиссер М. Трелинский, художник Б. Кудличка), что само по себе уже явилось смелым экспериментом. Но, как выяснилось, на этом эксперименты только начинались. Вместо павильона в готическом стиле и красивого сада с роскошной растительностью озадаченной публике было явлена некая комната-клетка с кроватью и единственной стеной посреди местности, переживающей последствия ядерной катастрофы.

Эта комната, больше похожая на больничную палату, и есть жизненное пространство слепой от рождения Иоланты. Вдоль её несуществующих стен она бродит, опекаемая любящим отцом и заботливыми сиделками, которых она принимает за подруг. Лишь один шаг отделяет Иоланту от незнакомого ей мира. Но какого? Мира оставленного, бездыханного, с висящими в воздухе голыми стволами деревьев и колючей проволокой вместо травы. Чёрно-белого мира, где о полевых цветах и звёздном небе напоминает лишь скудная видеографика.

И вот в этот апокалипсический ужас вторгаются двое юношей. Они не в скафандрах, но в легкомысленных спортивных курточках и с лыжами в руках, они – с другой планеты. Своей молодой энергией они преображают безжизненное пространство, привнося туда главное – любовь. Иоланте открывается истина, в ней просыпается желание совершить прыжок за пределы тщательно огороженного мирка, чтобы увидеть свет.

Главная героиня спектакля в Мариинке – Анна Нетребко – украсила спектакль и не разочаровала своих поклонников, создав трепетный и нежный образ Иоланты. Голос певицы после рождения ребёнка стал более объёмным, не утратив полётности.

Экспериментальная постановка оперного шедевра соответствует духу сегодняшнего дня, и в этом заключается, пожалуй, единственное её достоинство. В ней есть многие черты катастрофы, которую почему-то именуют кризисом. Она дёшева и неэстетична, не имеет национальности; логика и взаимосвязи происходящих событий ведомы лишь её создателям. Но если от кризиса нам, в силу объективных обстоятельств, никуда не деться, то постановки подобного рода вполне можно обойти стороной. Даже Мариинка вслед за Большим театром близка к разрушению оперы, как жанра.

А под конец послушайте, как звучит голос Галины Вишневской

Пусть живет опера!

Иксановы, Кехманы, Бархатовы, Черняковы — не убивайте оперу!

Михайловский театр: «иоланта» — опера п. чайковского

П.И. Чайковский опера «Иоланта»

Опера П.И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она была создана в 1891 году с июля по сентябрь и стала последней оперой композитора. «Я напишу такую оперу, что все будут плакать» — говорил великий русский композитор, работая над своим произведением. Это ему действительно удалось, правда слёзы у зрителей появляются от счастья и радости за героев. Опера «Иоланта» по праву считается наиболее радужным и безмятежным сочинением автора. Она создавалась по поэтической драме Генриха Герца «Дочь короля Рене», переведённой Ф. Миллером и переделанной позднее В.Р. Зотовым.

Краткое содержание оперы Чайковского « Иоланта » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Краткое содержание «Иоланты»

XV век, Французский Прованс. Действия разворачиваются в старинном родовом замке Рене, царствующего в Провансе. Его единственная наследница Иоланта в раннем детстве полностью потеряла зрение. Любящий отец запретил всем говорить о возможности видеть, поэтому девушка не подозревала, что отличается от других. Её жизнь протекала в любви и заботе окружающих. Отец, прислуга, кормилица, подружки – все были добры и заботливы.

Отец не оставил попытки вылечить любимую дочь. Доктор из Мавритании Эбн-Хакиа, приехавший по его приглашению, осмотрел слепую девушку, пока она спала. Его выводы привели отца в смятение. Доктор сказал, что Иоланта должна знать, что слепа, только при сильном желании прозреть у девушки есть надежда на исцеление после проведённой операции. Для отца, который всю жизнь оберегал красавицу дочку от правды, рассказать Иоланте о её слепоте было очень сложным шагом.

В замок прибыли два знатных юноши: герцог Бургундский Роберт и рыцарь Готфрид Водемон. Герцога Роберта и Иоланту обручили ещё в детстве, так решили их родители, сами молодые люди никогда друг друга не видели. В сердце юноши жила любовь к Матильде, графине из Лотарингии, однако ослушаться приказа родителей он не решился и приехал в Прованс для вступления в брачный союз.

Читайте также  Золотая маска 2019 в кино: афиша санкт-петербурга

Заблудившись, юноши случайно оказались в саду замка, где на террасе мирно спала прекрасная Иоланта. Красота девушки покорила сердце бургундского рыцаря Готфрида. Проснувшись, девушка предложила им вино и фрукты, однако Роберт решил удалиться под предлогом поиска потерявшихся приближённых. Иоланта и Водемон остались вдвоём.

Попросив девушку подарить ему розу красного цвета, Водемон открывает для себя страшную правду – Иоланта совершенно лишена способности видеть. Молодой человек рассказал незрячей красавице о том, как прекрасен мир.

Рене притворно угрожает рыцарю казнью, если после операции Иоланта не начнёт видеть. Девушка влюбилась в пылкого юношу и мечтает излечиться, чтобы спасти любимого от смерти.

Врач приступает к операции, поскольку именно такого душевного состояния своей пациентки он и желал. В это время Роберт вернулся, чтобы выручить друга. Его встреча с королём Рене была неожиданной, но судьбоносной. Он во всём признался властителю Прованса и уповал на его великодушие. Юноша рассказал о своей любви к Матильде и пообещал, что женится на Иоланте, однако объяснил, что полюбить её не сможет. Король освободил юношу от данного слова и не настаивал на женитьбе.

Появляется привратник и сообщает, что операция прошла успешно – прекрасная Иоланта прозрела. Король Рене неимоверно счастлив. Он благословил брак своей дочери с рыцарем Водемоном. Все радуются и прославляют бога, солнце и свет.

Продолжительность спектакля
I Акт
100 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Чайковский начал писать произведение с финала.
  • По просьбе композитора его брат Модест Петрович Чайковский написал либретто на сюжет Герца в редакции Зотова.
  • Одновременно с появлением оперы «Иоланта» на сцене, в русских изданиях появилась повесть Короленко «Слепой музыкант». Несмотря на разную историческую окраску, просматривается явная идентичность сюжетной линии, выявляется превосходство душевной красоты над внешней привлекательностью. Инструментом для обличения этой мысли служит идея со слепотой главных героев. Интересно, что и в том, и в другом произведении слепая девушка или юноша выбирают цветок не того цвета.
  • Присутствие в сюжете двух цветков красного и белого цвета многие историки считают не случайным. Во времена написания драмы Г. Герца зарождалось противоборство партий Красной и Белой розы, которое переросло позже в кровопролитную войну. Многие французские герцогства тем или иным образом принимали в ней участие. Например, глава партии Белой розы Эдуард IV позже бежал в сочувствующую ему Бургундию.
  • Некоторое время на отечественной сцене было запрещено включать в сюжет королей и королев, поэтому король Рене был заменён графом Рене. Та же участь постигла оперы «Ночь перед Рождеством» и « Черевички », в которых Екатерина II была заменена Потёмкиным.
  • Французский правитель Рене Анжу, послуживший прототипом короля Рене, существовал на самом деле. Он являлся значимой фигурой во Франции того времени. Интересно, что его мать и дочь носили имя Иоланда, правда обе имели хорошее зрение. Кто из них стал прототипом слепой девушки Иоланты остаётся неизвестным.

  • В Советском Союзе постановки оперы теряли свою христианско-религиозную окраску, поскольку такая трактовка произведения категорически запрещалась. Чудо исцеления главной героини, которое относится к божественному проведению, как и любовь, и благополучное разрешение спорной ситуации со свадьбой, решено было отнести к мастерству врача и благоразумию Рене. Это совершенно изменило направление и суть драмы.
  • Первоначально в опере было только одно действие. В настоящее время она включает два действия.
  • Поскольку опера «Иоланта» была написана как одноактное произведение, её планировалось объединять с другим, двухактным. Три акта — классический вариант театрального вечера. Чайковский предложил вместе с «Иолантой» показывать двухактный балет « Щелкунчик». Впоследствии композитор, познакомившись с оперой девятнадцатилетнего Рахманинова « Алеко», пришёл в такой восторг, что поставил это одноактное произведение вместо собственного балета.

  • Обрисовывая холодный мрак, который окружает Иоланту вначале произведения, Чайковский пользуется деревянной духовой группой инструментов. Такой ход был совершенно нестандартным и вызвал у современников немало споров.
  • В Мадриде на сценической площадке Королевского театра «Real» режиссёр-постановщик П. Селлерс после «Иоланты» поставил во втором действии мелодраму «Персефона», используя при этом то же оформление сцены и декорации.
  • В 2015 году в Большом театре было решено не просто воссоединить в едином театральном вечере «Иоланту» и «Щелкунчика», а сделать из этих произведений единый спектакль.

Популярные арии из оперы «Иоланта»

Первые постановки

Премьеру зрители увидели в Мариинском театре северной столицы в конце 1892 года. На генеральной репетиции 5 декабря присутствовал Александр III. Дебют прошёл с участием дирижёра Эдуарда Направника, балетом дирижировал Риккардо Дриго. В ноябре 1893 года опера была поставлена в Большом театре режиссёром Лосским. Дирижировал Ипполит Альтани.

После Октябрьской революции Пашковский впервые поставил «Иоланту» в Ленинграде в Малом оперном театре, дирижировал Самосуд . Позже произведение было показано на сценах многих городов СССР. Оперные спектакли продолжались и во время Великой Отечественной войны.

Мировая публика впервые смогла оценить оперу на немецком языке в 1893 году в городе Гамбург. Выступления прошли также во многих европейских культурных центрах. В 1933 году русскоязычная версия была показана в Соединённых Штатах Америки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский «Иоланта»

  • Главная
  • Классика
  • Джаз
  • Музыка для детей
  • Разное
  • Наши музыканты
  • Контакты
  • Симфоническая музыка
  • Балет
  • Опера
    • Спектакли
      • Аида
      • Богема
      • Борис Годунов
      • Дон Жуан
      • Кармен
      • Лоэнгрин
      • Любовный напиток
      • Мадам Баттерфляй
      • Норма
      • Пиковая дама
      • Риголетто
      • Русалка
      • Садко
      • Тоска
      • Травиата
      • Турандот
      • Царская невеста
      • Сила судьбы
      • Трубадур
      • Иоланта
      • Князь Игорь
      • Иван Сусанин
      • Отелло
      • Свадьба Фигаро
      • Евгений Онегин
      • Севильский цирюльник
      • Набукко
      • Хованщина
      • Дон Карлос
      • Паяцы
      • Тристан и Изольда
      • Манон Леско
      • Сельская честь
      • Любовь к трем апельсинам
      • Сказки Гофмана
      • Война и мир
      • Алеко
      • Фиделио
      • Макбет
      • Бал-маскарад
      • Фауст
      • Лючия ди Ламмермур
      • Дон Паскуале
      • Сорока-воровка
      • Симон Бокканегра
      • Джанни Скикки
      • Сон в летнюю ночь
      • Вильгельм Телль
      • Фальстаф
      • Человеческий голос
      • Искатели жемчуга
      • Луиза Миллер
      • Демон
      • Игрок
      • Самсон и Далила
      • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
      • Похищение из сераля
      • Кольцо нибелунга
      • Диалоги кармелиток
      • Так поступают все
      • Псковитянка
      • Вольный стрелок
      • Милосердие Тита
      • Тангейзер
      • А. Дворжак «Русалка»
      • Катерина Измайлова
      • Пуритане
      • Сомнамбула
      • Черевички
      • Итальянка в Алжире
      • Семирамида
      • Анна Болейн
      • Чародейка
      • Мария Стюарт
      • Ромео и Джульетта
      • Мазепа
      • Девушка с Запада
    • opera et cetera
    • Оперетты
  • Камерная музыка
  • Музыкальная шкатулка
  • Мифы и легенды
  • Кантаты, оратории, мессы
  • Старинные музыкальные инструменты
  • Старинная музыка изнутри
  • Театр Возрождения и Барокко

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: