Меншиковский дворец – первый дворец санкт-петербурга - JEKATERINBURG.RU

Меншиковский дворец – первый дворец санкт-петербурга

Меншиковский дворец (начало)
Сухопутный шляхетский корпус — Первый Кадетский корпус

Архитекторы: Фонтана Д. М.
Шедель Г. И.
Год постройки: 1710-1714
Стиль: Барокко

Фото — Валерий Глотов, 2013.

Меншиковский дворец раннее петровское барокко

1710-1714 — арх. Фонтана Джованни Мария, Шедель Готфрид Иоганн.

Леблон Жан-Батист, Шлютер Андреас, Растрелли Бартоломео Карло и др. — интерьеры

Сухопутный шляхетский корпус

Первый Кадетский корпус

1730-1740-е — арх. Трезини Джузеппе

1956-1981 — реставрация, воссоздание первоначального вида

авторы Гессен А., Михайлов Г., Галочкин В., Трубинов Ю.

Дворец постройки XVIII в., принадлежавший сподвижнику Петра Великого Александру Даниловичу Меншикову, был первым каменным зданием такого размера в Петербурге. Дворец был центром политической и общественной жизни петровского Петербурга. Здесь проходили приемы послов и ассамблеи, празднества по случаю крупных событий.

Архитектура дворца имеет итальянские черты, и в то же время напоминает голландские здания той эпохи.

Фрагмент гравюры А. Ф. Зубова.
1714 г. (добавил Mary)

Гравюра А. И. Ростовцева.
1716-1717 гг.

Набережная Невы.
Панорама Х. Марселиуса. 1725.

Марселиус Х., Вид набережной
Васильевского острова
с Воскресенской церковью. 1725.

Фрагмент плана
Сент-Илера. 1767 г.

Неизвестный художник,
Меншиковский дворец
на Васильевском острове. 1791.
(добавил Mary)

Сад кадетского корпуса.
Фрагмент плана Сент-Илера. 1767 г.

«Петербургский листок»,
иллюстрированное приложение»
(добавил — Андрей Агафонов)

Сабат К. Ф., Нева
у Меншиковского дворца.
Начало 1820-х г.
(добавил — PavelT)

Герб А. Д. Меншикова.
Офорт А. Ф. Зубова. 1714.

Первый кадетский корпус
Фото — Матвеев Н.Г. 1900-е.

Грабарь «История
русского искусства»
(добавил Андрей Агафонов )

Здание до реставрации.
(добавил Mary)

Лето 1942 г.
Зенитная батарея на
Университетской наб. Ленинграда.
Автор: Д. Тарасевич
(добавил nikspb, 09.10.2012.)

В. Ф. Потте. 1905 г. [**]
(добавил — Мышь)

Воссоздание первоначального
облика Меншиковского дворца.
Конец 1970-х гг.
(добавил — Ладада)

Дворец Меншикова
и усадебный сад на панораме
«Петровская акватория».

Понтонный мост возле дворца
Меншикова на макете
«Петровская акватория».

Дворец Меншикова, Воскресенская
церковь на макете
«Петровская акватория».

Сад и огород усадьбы Меншикова,
12 коллегий на макете
«Петровская акватория».

Усадьба и дворец
Меншикова на макете
«Петровская акватория».
Фото — Анчар .

* Здание Первого кадетского корпуса (1710-1720) архитектор Д.М.Фонтана. Университетская наб. д.15. 1901.

Ю.Б.Шелаев, Е.П.Шелаева «Санкт-Петербург накануне крушения империи» Лики России СПб. 2011

** Потте Владимир Филиппович — штабс-капитан. воспитатель Первого кадетского корпуса.(1905) фотография ателье Буллы

Став генерал-губернатором города, Меншиков начал строительство парадной резиденции для поддержания престижа Петербурга.

Перед началом строительства был выкопан канал от Невы до первых деревянных хором, возведенных в отдалении от берега, в глубине сада. Это первое на участке здание стали называть Посольский дворцом. Вокруг располагались деревянные жилые корпуса.

Уже в 1710 г. здесь праздновали брак Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. Здесь же проходила потешная свадьба карлика царя.

В 1710 г. началось строительство каменных палат на берегу Невы — арх. Д. М. Фонтана. После отъезда арх. в 1712 г. строительством руководил Г. И. Шедель.

У берега рядом с Меншиковским дворцом стояла Воскресенская церковь со шпилем.

В 1720-х гг. Шедель пристроил к главному зданию западный корпус и начал симметрично восточный.

В начале 18 в. усадьба Меншикова занимала всю территорию от Большой до Малой Невы. За дворцом был устроен огромный красивый регулярный сад. За садом начинался огород.

Работы по расширению и украшению сада велись на протяжении всей первой четверти 18 в. Сад был создан в стиле голландско-французского регулярного парка. Планировка сада представляла собой прямоугольную систему дорог. Вдоль канала былы посажены липы, которые регулярно подстригали.

Центром сада был Посольский дворец (см. гравюру Зубова). Перед фасадом дворца быр разбит великолепный цветник. За дворцом были вырыты 4 пруда. По сторонам центральной аллеи, делившей парк пополам, разместились отдельные рощи, лабиринты, крытые аллеи и зеленые залы. Сад украшали фонтаны, статуи, привозимые из Италии и Голландии.

В саду проходили праздничные приемы, заключенние Ништадтского мира было отмечено грандиозным маскарадом.

Вдоль Малой Невы расположились служебные постройки.

После смерти Меншикова (1732 г.) конфискованный дворец был отдан Сухопутному шляхетскому (позднее — Первому кадетскому) корпусу и претерпел множество перестроек.

В 1730-1740-х гг. по проекту Дж. Трезини к левому флигелю дворца был пристроен еще один корпус, который в 1770-х гг. удлинили по Кадетской линии (Кадетская линия, д.1-3). В 1768-1769 гг. было закончено строительство правого флигеля дворца. В результате перестройки погиб великолепный регулярный сад с оранжереей и цветниками, который был украшен фонтанами, статуями и лабиринтами.

С 1956 г. велись реставрационные работы. К 1981 г. он был восстановлен в своём первоначальном виде. Сейчас дворец — часть комплекса зданий, принадлежащих музею Эрмитаж, здесь разместилась экспозиция русского искусства первой трети XVIII в. — петровского времени.

(фото, иллюстрации Mary , добавил Mary — по материалам [ 37 ], [ 38 ])

Фото — Валерий Глотов, 2013.

Меншиковский дворец — Университетская наб., 15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове — одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени.

Постройка дворца была начата в 1710 г. по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г.Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда.
Сохранившееся архитектурное убранство фасадов главного корпуса и его боковых крыльев с невысокими, поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты — изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами.
Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII в. претерпело ряд переделок.
В начале 1720-х гг. архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 гг.
Новые изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х гг., вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса.
В 1739 г. кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального „ассамблейного» зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада, где уничтожено членение тягами по горизонтали на этажи и применен большой ордер.
Во второй половине XVIII в. при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами.
Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка стен в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова.
Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил типичное для начала XVIII в. архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными барочными „коринтическими» капителями.
Большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII в. представляют сводчатые перекрытия помещении подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.
С 1967 г. ведутся тщательные археологические и реставрационные изыскания и работы.»
( Памятники архитектуры Ленинграда. — Л., 1972. С.199-201; добавил: nikspb )

Фасад со двора
Кадетского корпуса
Фото — pasha_su, 2014.

Двор правого крыла.
Фото — pasha_su, 2014.

Многолетнее исследование и реставрация Меншиковского дворца — авторы А. Гессен, Г. Михайлов, В. Галочкин, Ю. Трубинов. Проект реставрации уточнялся по ходу зондажа и устранения переделок, веками искажавшими одно из наиболее старых зданий Петербурга. ([ 189 ] . С 55, Mary)

Федеральный объект — Постановление 527

Памятник Меншикову во дворе
Меншиковского дворца.
Фото — d7161 , 2008 г.

Меншиковский дворец – резиденция первого губернатора Санкт-Петербурга

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Меншиковский дворец построен для сподвижника Петра I, приближенного и друга императора, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Старейшее здание Санкт-Петербурга, дворец – единственное сохранившееся жилое строение того времени.

О владельце Александре Меншикове

Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.

Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.

Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.

После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.

В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.

Строительство дворца

«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.

Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.

Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.

Читайте также  День народного единства 2019 в санкт-петербурге

Особенности строительства

Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.

Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.

Возведение каменных палат

Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.

В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

Чем уникальна архитектура

Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.

На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.

Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.

Обзор помещений

Петр I, скромный в быту и одежде, восхищался «палатами» любимца. Гобеленовые обои и венецианские зеркала, хрустальные люстры с золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами, столы на золоченых ножках – свидетельства богатого дома светлейшего князя. Александр Меншиков украшал дворцовые стены картинами, изящными скульптурами, бархатными тканями, мраморной отделкой и мебелью из орехового дерева.

Чем интересен дизайн

Особенность интерьеров – голландская узорчатая плитка, украшающая стены. Бело-синяя керамическая «диковинка», полученная князем в подарок от голландских купцов, вдохновила русских мастеров в Стрельне на кирпичных заводах изготовить точную копию.

Стены Меншиковского дворца украшает 27810 изразцов, половина из которых сделана русскими мастерами. Следуя моде времени, князь позаботился о том, чтобы украсить залы наборным и резным деревом, изразцами и кожей. Мебель доставлялась из Франции и Италии.

Помещения расположились анфиладами. Фаянсовые изразцы, лепнина, обилие живописи, шелка на стенах, большие мелкорасстеклованные окна – дань европейской моде. Кирпичные печи, внутренние ставни на окнах, обилие дерева и резьбы – русские элементы в интерьере.

Залы Меншиковского дворца

Парадный вестибюль поражает гостей торжественностью и нарядным обликом. На первом этаже обустроены служебные помещения и мастерские. Второй этаж занимала княжеская семья, здесь большие богато украшенные залы, парадные комнаты.

Дворец Меншикова – жилое здание и одновременно административный центр новой столицы в ранний период развития. Здесь решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков – проводник в жизнь России европейских ценностей, что определило особенность устройства залов дворца. Иностранцы называли дворец Меншикова «великолепнейшим во всем Петербурге».

В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу.

Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые.

Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.

Стены столовой декорированы китайскими шелковыми обоями в дубовых рамах. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток. В центре – шкаф-горка красного лака с восточным фарфором и росписью в китайском стиле.

Наборное панно из персидского ореха, дополненное золоченым орнаментом – уникальная отделка стен Ореховой комнаты. Напольные часы в ореховом корпусе изготовлены в Англии. Декоративный плафон расписан французским художником Филиппом Пильманом. Здесь гостили члены императорской семьи, отдыхал Александр Данилович и принимал дипломатов, ведя секретные переговоры.

В Большой палате – зале для парадных приемов, стены прокрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены – древнеримская скульптура Аполлона. В центре зала на персидской скатерти серебряная лохань для льда.

Княжеские покои

Парадная лестница из дуба ведет в княжеские покои.

Варварин покой – комната сестры княгини, Варвары Арсеньевой. Горбатая от рождения, она не вышла замуж и нянчила детей Меншиковых. Интерьер комнаты создают дорогие изразцы и гобелены. Фаянсовой плиткой на стенах выложены голландские морские пейзажи. Роскошная кровать под расписным балдахином – любимое место детей.

В комнате княгини Дарьи Михайловны на обитых тканью стенах – портреты дочерей, Александры и Марии. Обе прожили недолго. Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в ссылке отца в день своего восемнадцатилетия. Роль украшений в комнате выполняют большие фарфоровые блюда. Рядом с резной французской мебелью стоит примечательный деревянный сундук.

В кабинете с живописью у стены – секретер XVII века с живописными мраморными вставками. На стенах, обитых синим сукном, симметрично развешаны картины европейских художников. На потолке размещен огромный плафон, изображающий Марса с лицом Петра Великого.

В азиатском стиле оформлен Китайский кабинет. Комнату украшают напольные вазы, скульптуры, панно на стенах.

В Красном кабинете, обитом по периметру красной узорчатой тканью, много картин и статуэток.

На усадьбе Меншикова построены бани, медоварня, кузница, пекарня. Огромный штат прислуги, французские повара обслуживали семейство князя и многочисленных гостей дворца.

Меншиковский дворец и время

В 1727 году дворец оказавшегося в ссылке князя поступил в казну. В 1731 году во дворце расположился Кадетский корпус, на территории построили комплекс новых зданий. В советское время здесь устроили Военно-политическое училище имени Энгельса. В блокадном Ленинграде во дворце находился госпиталь.

В 1966 году началось возрождение дворца. Реставрация завершилась в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа с экспозицией культуры России петровского времени.

Меншиковский дворец

Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I сразу после основания Петербурга подарил своему приближённому, генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу, светлейшему князю, первому губернатору Петербурга Александру Даниловичу Меншикову. В 1704 году князь заложил здесь огород и сад. В глубине участка под руководством комиссара от строений У. А. Сенявина был построен деревянный дворец.

Историк К. В. Малиновский в книге «Санкт-Петербург XVIII века» пишет, что строительство деревянного дворца началось в июне 1704 года. В качестве доказательств он приводит документы, среди которых самый ранний — письмо И. Я. Яковлева Меншикову от 23 ноября 1705 года: «. у того дому строения многова числа ещё требует и вскоре, чаю, поспешить невозможно, а елико можем, будем чинить всякое в строении поспешительство» [Цит. по: 2, с. 49]. Другое письмо Яковлева Меншикову от 21 августа 1706 года свидетельствует о том, что тогда собирались приступать к отделке помещений: «При Санкт Петер Бурхе архитектурного дела мастер, которой у строения дому вашего сиятельства, что на Васильевском острову, подал нам роспись, что потребно ко украшению того дому купить на обивку по стенам шпалер, зеркол, стулов и протчих тому подобных вещей. И по той Государь росписи у города, что можно сыскать, то конечно государь покупкою управим» [Цит. по: 2, с. 49, 50]. Отделка была завершена только в октябре 1710 года.

При устройстве усадьбы первое время предпринимались мероприятия оборонительного характера. На отвоёванные земли продолжали претендовать шведы, поэтому Меншиков в октябре 1707 года писал У. А. Сенявину: «. изволте поспешить в строении моего дому на Васильевском острову, также ради надлежащие осторожности на том острову круг всего строения изволте зделать немедленно полисад с выводом, дабы оное строение оборонять было возможно, что чего не дай боже неприятел подбегом не учинил и не сжёг или иного какова учинить не мог» [Цит. по: 2, с. 52].

Описания современников характеризуют этот дворец как построенный «на итальянский манер». Это косвенно свидетельствует о том, что проект первого деревянного Меншиковского дворца составил Доменико Трезини, единственный в то время архитектор способный создать такое архитектурное произведение.

Двухэтажное здание имело форму буквы П, с высоким крыльцом ведущим на второй этаж. Парадным подъездом к Нему служил прокопанный от Невы канал с бассейном перед входом. В Посольском дворце устраивали официальные приёмы и торжества.

Первым крупным торжеством в Меншиковском дворце стала свадьба племянницы Петра I Анны Иоанновны и герцога Курляндского Фридриха Вильгельма, состоявшаяся 31 октября 1710 года. Это событие описал историк П. Н. Петров в своей книге «История Санкт-Петербурга»:

За дворцом был разбит сад, устроен огород, вплоть до Малой Невы. В усадебном саде также устраивались ассамблеи. Устройством сада занимался личный садовник князя голландец Ян Эйк. По его плану здесь была проложена сетка дорожек, устроены фигурные боскеты и пруды, скульптурные композиции, лабиринты. В 1711 году в саду от Невы прорыли канал с круглым прудом у дворцового крыльца.

После победы в 1709 году русских войск под Полтавой уже ничто не мешало преобразования посада вокруг Петропавловской крепости в полноценный город. В 1710 году на самом берегу Невы (на будущей Университетской набережной), рядом с ещё недостроенным деревянным дворцом, приступили к строительству каменного Меншиковского дворца.

Строительством руководил архитектор Франческо Фонтана [2, с. 64]. Для выполнения строительных работ Меншиковым сюда были отправлены его крепостные из суздальских, ижорских и копорских селений, тамбовские плотники, костромские штукатуры, большое число наёмных рабочих. 1 октября 1711 года, когда был построен лишь первый этаж, здесь праздновали новоселье.

В 1712 году были построены боковые симметричные корпуса, обустроен центральный ризалит с крыльцом на северном фасаде. В этом же году здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевший к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков.

Читайте также  Сенатская площадь — российский символ свободы

Фонтана не окончил строительство, из-за тяжёлых условий жизни в новом городе уехал из России. В 1713 году для завершения строительства Меншиков нанял архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Им при помощи дополнительных флигелей был устроен курдонер со стороны сада и Посольского дворца. Благодаря своей власти для работы над зданием Меншиковым привлекались архитекторы Д. Трезини, Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови, Ж. Б. Леблон.

В феврале 1714 года Меншиков заселился в только что завершённое трёхэтажное здание (сейчас его центральный корпус). К тому времени дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Иностранец, посетивший Петербург в 1716-1717 годах так описал Меншиковский дворец:

В 1716-1720 годах дворец Меншикова был расширен на север, дворовое пространство стало заключено в каре. В 1720-1721 годах параллельно набережной к основному зданию было пристроено западное крыло. Здесь были устроены «Наугольные палаты», где в большом зале заседала Военная коллегия. Её первым президентом был сам князь Меншиков. В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако перед ссылкой хозяина усадьбы успели возвести только фундаменты.

Дворец Меншикова в начале XVIII века стал самым заметным жилым домом в городе. Даже дворец Петра I тогда был всего одноэтажным. Меншиков же, любящий роскошь, не жалел средств на благоустройство. Внутреннее убранство дворца чрезвычайно богато, внутри здания всё обустраивалось на современный европейский манер. Стены кабинетов облицовывались голландской керамической плиткой, в России тогда её не производили вообще. Получал её Меншиков от голландских купцов в виде подарков. Мебель привозилась из Италии и Франции. Крыша дворца была двухярусной с переломами, раскрашена белыми и красными ромбами в шахматном порядке. Аттик со стороны Невы украшали шесть статуй (предположительно Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Боковые ризалиты украшались княжескими коронами.

Второй этаж считался главным. Здесь находился Большой (Ассамблейный) зал. Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца. Здесь размещались большая палата для официальных мероприятий, приёмные помещения, кордегардия, комната для дежурных матросов и гребцов. Кроме того — парадная поварня, токарня, различные мастерские. В цокольном этаже находились погреба и жильё служащих князя.

Пётр I использовал дворец для приёма послов, здесь в Ассамблейном зале проходили «петровские ассамблеи» на которых собиралось до 200 человек. Мужчины были обязаны приходить сюда без бород, в европейской одежде. В 1721 году здесь состоялся грандиозный маскарад по случаю Ништадтского мира.

После ссылки князя А. Д. Меншикова бывшая его резиденция использовалась как склад. По указу императрицы Анны Иоанновны от 29 июня 1731 года дворец перешёл привилегированному военному училищу — Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года — Первый кадетский корпус).

В 1732 году по проекту М. Г. Земцова помещения во дворце были переоборудованы для нужд учебного заведения. В 1739 году шатровая крыша была заменена вальмовой, на боковых ризалитах возвели треугольные фронтоны. Со стороны Кадетской линии ко дворцу архитектором Джузеппе Трезини для нужд учебного заведения пристроили новое протяжённое здание. В 1743-1745 годах в Ассамблейном зале была устроена домовая церковь Воскресения Христова. Место аттика занял полукруглый фронтон с символикой кадетского корпуса. С этого времени корпуса дворца, построенные до 1714 года, стали именоваться церковью Кадетского корпуса. Здесь же разместили квартиры церковнослужителей. В 1768 году церковный зал был перестроен, он стал двухсветным с овальными окнами-люкарнами.

Усадебный сад был также реорганизован. Множество деревьев и скульптур отсюда по желанию императрицы Елизаветы Петровны были перенесены в Летний сад. Освободившееся пространство отдали под сад Кадетов, который по праздничным и выходным дням был открыт для всех желающих.

На месте фундаментов восточного фасада в 1758-1760 годах построили новый флигель, фасады которого оформили по образу и подобию западного. Этими работами руководил И. Борхард. Часть флигеля со стороны Филологического переулка была предназначена для учебных классов и лазарета. В соединительном корпусе был устроен рекреационный зал для свиданий и публичных собраний. После пожара 1773 года его восстановили по проекту, предположительно Ю. М. Фельтена. Зал стал двусветным, стал называться Елизаветинским. В 1776-1779 годах церковный зал был заново оформлен, на этот раз в классическом стиле.

По повелению Александра III в 1888 году в сохранивших со времён Меншикова отделку помещениях устроили музей Первого кадетского корпуса. Под руководством архитектора М. А. Иванова здесь проводилась реставрация, с 1895 года к ней привлекался архитектор А. А. Парланд.

В 1920-х годах в Меншиковском дворце размещалась Военно-политическая академия. Церковь и музей были закрыты в 1924 году. В 1937 году здание передали Военно-Транспортной академии (сейчас Военная академия тыла и транспорта). Несколько лет в некоторых помещениях работал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда во дворце работал военный госпиталь.

В 1956 году дворец Меншикова сдали в аренду Ленинградскому государственному университету. Под руководством А. Э. Гессена были проведены архитектурно-археологические исследования. В 1965 году здание освободили занимающие его организации, в 1967 году оно стало принадлежать Государственному Эрмитажу. С 1976 по 1981 год дворец реставрировался. По предложению Гессена зданию был возвращён первоначальный облик. Сделано это было в 1970-х годах институтом Ленжилпроект. Проект реставрации составили архитекторы В. К. Галочкин, Г. В. Михайлов, И. В. Бурковская и инженер К. А. Кочергин. Были воссозданы шатровая крыша с переломами, аттик, прямоугольные окна с мелкой расстекловкой. В 1981 году здесь открылся музей дворянского быта начала XVIII века — «Меншиковский дворец-музей», филиал Государственного Эрмитажа.

В 2002 году были восстановлены короны и вазы на фронтонах, в ноябре возле входа установили бюст А. Д. Меншикова работы скульптора М. Т. Литовченко-Аникушиной и архитектором О. А. Бруниной. Предполагается восстановление скульптур на аттике.

Первый дворец в Санкт-Петербурге. Лайфхаки для туристов

Первым дворцом в Санкт-Петербурге стал дворец первого губернатора Санкт-Петербурга — Александра Даниловича Меншикова, который был приближённым Петра I и личностью с неординарной судьбой, отмеченной вначале большим взлётом и с достаточно быстрым трагичным падением.

Необычной стала и история его дворца, хотя с более удачливой судьбой. Он был построен в стиле петровского барокко на Васильевском острове, который в начале истории самого города на Неве задумывался как его центр. Кстати, дворец был и первым каменным зданием Петербурга. Об этом сооружении мы и расскажем вам всё самое интересное.

Возведение дворца

Спустя 7 лет после основания Петербурга, в мае 1710 года было заложено здание. Его начали строить дворец на Васильевском острове по проекту приглашённых зодчих — Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. Большинство строительных работ завершили к 1714 году, но отделку интерьеров осуществляли ещё до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя была богатейшей с банями, медоварней, хлебопекарней, кузницей и собственно с самим дворцом, а также с цветником и садом. Она протянулась от Большой до Малой Невы — через весь Васильевский остров.

Не зря сам Пётр I именовал дворец — Посольским домом. Государь устраивал здесь почти все праздничные пиры и торжественные обеды. Также во дворце князя был сыграна свадьба царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты Софии, в православии Наталии Алексеевны. Ещё тут провели одну именитую свадьбу — племянницы Петра I, будущей российской императрицы Анна Иоанновна, когда она выходила замуж за герцога Курляндского.

Судьба дворца и его хозяина

После смерти императора Петра Великого, спустя 2 года, Александра Меншикова обвинили в государственной измене и казнокрадстве. Светлейший князь был сослан в Берёзов, а его дворец поступил в казну.

Архитектор Доменико Трезини перестроил здание в 1731 году для Сухопутного Шляхетского корпуса, с того же времени дворец вместе с усадьбой передали в пользование Кадетскому корпусу. На этой территории возвели комплекс новых зданий, сейчас это дома №№ 1,3,5 по Кадетской линии.

Позднее главный фасад здания получил более упрощённый облик. Так, появились двускатная крыша (вместо мансардной кровли) и лучковый фронтон (вместо центрального аттика со скульптурами). Перестраивали дворец под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века. Работы выполнили Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Последующие изменения во дворце

Ещё в конце 19 столетия провели первую реставрацию дворца. Однако настоящее возрождение он получил после работ, которые проводились с 1966 по 1981 год. Работы начались под руководством А. Э. Гессена в 1966 году, когда власти решили придать дворцу его первозданный облик. При Советской власти в Меншиковском дворце располагалось Военно-политическое училище имени Энгельса.

Впоследствии Меншиковский дворец передали Государственному Эрмитажу, и он стал одним из его филиалом. С тех пор там располагается экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нас дошёл из всей богатейшей усадьбы только Меншиковский дворец.

В нём сегодня особо обращают на себя внимание предметы декоративно-прикладного искусств и, безусловно, его залы и гостиные, например, Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, Большая палата со шпалерами XVII века, восхитительная анфилада парадных комнат.

Лайфхаки для туристов

Если вы увлекаетесь историей Санкт-Петербурга и России, в частности Петровской эпохой, то вам однозначно стоит посетить Меншиковский дворец, расположенный на Университетской набережной Васильевского острова.

Следует заметить, что в настоящее время в нашей стране сохранилось немного образцов архитектуры времён Петра I, ещё меньше исторических интерьеров. Дворцу светлейшего князя Меншикова и первого губернатора Санкт-Петербурга удалось сохранить интерьеры петровской эпохи. Не все, конечно, но большую часть. И она заслуживает самого пристального изучения.

Интересные факты

Александр Данилович Меншиков был первым губернатором Санкт-Петербурга и смог возвести себе дворец, который стал первым каменным зданием молодого города и новой столицы Российской империи. А у самого государя — у Петра I не было такого дворца. Государь довольствовался малым и построил себе деревянный домик на Петровской набережной.

Трехэтажный дворец Меншикова изобиловал картинами, статуями, шёлками и прочими изысканными и дорогими предметами искусства.

Меншиков не довольствовался малым и постоянно требовал изменений дворца. Поэтому последний строили и перестраивали первые и знаменитые архитекторы страны и мира: Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

Возведение дворца затянулось вплоть до ссылки владельца, который некогда был первым лицом города и страны, другом и сподвижником Петра Великого, а окончил жизнь в возрасте 56 лет, бесславно, в Сибирской губернии.

Дворец Меншикова задумывался как парадная резиденция. Ко дворцу примыкал живописнейший парк. Во дворце принимались все иностранные послы и министры. Царь Пётр I устраивал празднества и ассамблеи. Во время пиров нормой были 200 перемен блюд.

Читайте также  Андреевский собор в санкт-петербурге: иконостас (фото)

Что посмотреть во дворце

Светлейший князь Меншиков был большим ценителем музыки, поэтому у него был собственный оркестр, который состоял, в основном, из иностранцев, ещё был хор.

Стены пред-спальни покрыты дельфтскими фаянсовыми плитками, тут сохранились напольные часы Меншикова. Представьте, услышать мелодии можно и в наше время, спустя 300 с лишним лет.

Поражает роскошь Орехового кабинета, отделанного расписными вручную голландскими плитками и наборными панелями орехового дерева.

Также до наших дней сохранилась парадная лестница с инициалами Петра I и хозяина дома. Чугунная кованная решётка лестницы повторяет монограмму Петра I и А. Д. Меншикова. Здесь стены расписаны «под мрамор».

Только стоит подключить воображение и представить себе, как по этой лестнице поднимался сам император Пётр I и его жена, а также все выдающиеся отечественные деятели и иностранные заметные личности.

Из собственного дворца вывели его владельца в 1727 году светлейшего князя, лишившего всех его чинов, наград, сбережений и привилегий, и был отправлен вместе с семьёй в ссылку в Сибирь.

Исторический антураж Меншиковского дворца даже сегодня позволяет ощутить время петровских преобразований. Во дворце возродили традицию музицирования. В Большом зале постоянно проходят концерты старинной музыки.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15
  • Ближайшее метро: «Василеостровская»

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге сегодня является филиалом Эрмитажа и одним из тех музеев, которые не перестают удивлять публику. Сама фигура владельца огромного дома — первого губернатора города, соратника Петра I и адмирала русского флота — до сих пор вызывает массу споров. Сходятся историки в одном — Александр Данилович был неординарным аристократом и полководцем, а дворцовые залы лучше всего расскажут о его яркой жизни.

История

Первоначально на будущей Университетской набережной Васильевского острова должна была стоять зимняя резиденция Петра Великого, но первый русский император не любил бытовой роскоши, из-за чего и подарил место под строительство особняка своему главному фавориту. Светлейший князь Меншиков, в отличие от государя, не чурался богатства и тут же заказал проект огромного здания в стиле, которое искусствоведы позже назовут петровским барокко.

Над сложными чертежами работали лучшие архитекторы того времени, включая Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя. По оригинальной задумке, невские берега должна была украсить классическая итальянская вилла, задача которой — сочетать в себе рабочие и жилые корпуса. В итоге решили остановиться на смешении ренессансных колонн с более поздними, барочными и витиеватыми украшениями фасада, что и было сделано руками сотен строителей.

Работы по возведению дворца продолжались с 1710-го по 1714-й год. За это время основные корпуса и флигели были готовы, внутри разбили геометрические «английские» сады и даже построили несколько оранжерей для выращивания заморских фруктов. К 1721-му резиденция имела статус Посольского дворца Ассамблей, а ещё — настоящей сокровищницы, куда высший свет Петербурга приходил смотреть на коллекции картин, монет и скульптур.

Длился «золотой век» ровно до момента опалы Меншикова после смерти Петра. Дворцовые перевороты семье губернатора и, фактически, регента при юном наследнике, принесли ссылку в Сибирь, а всё имущество конфисковали в пользу казны. В особняке приказали организовать военное училище, где позже отучится будущий генералиссимус Суворов, внутренние сады разрушили и превратили в плац, а предметы роскоши развезли по управам.

С 1880-го года здесь работал музей Первого кадетского корпуса, а после Октябрьской революции зданию решили вернуть образовательные функции, с 1924-го сюда заехало Ленинградское военно-политическое училище, просуществовавшее почти 30 лет. В годы блокады фасад сильно пострадал, но внутренние помещения чудом уцелели, что существенно облегчило задачу для дальнейшей реконструкции всего архитектурно-паркового ансамбля.

Фактически реставрация не прекращается и сегодня, но официально она началась в 1966-м году. Через 15 лет здание включили в фонды Эрмитажа, что позволило завершить многолетние работы и вернуть дворцовым покоям первоначальный облик, пусть и не столь пышный и вычурный, как в XVIII веке. К юбилею Санкт-Петербурга в 2003-м историческая справедливость восторжествовала — перед центральными воротами поставили бюст первого владельца с указанием всех регалий.

Экспозиция дворца Меншикова в Санкт-Петербурге

На сегодняшний день выставочная зона представляет нам дворцовый комплекс таким, как он задумывался изначально — с центральной галереей, парадными залами, рабочими кабинетами и личными комнатами членов семьи. Первое помещение, куда попадают гости в рамках обзорной экскурсии — гостевая палата. Стены в ней украшены шпалерами с античными сюжетами, а в центре — массивный стол для напитков и мягкие резные кресла с дорогим бархатом.

Дальше посетителей пригласят пройти на второй этаж, где находится основная часть экспозиции. Здесь частично восстановлены покои жены Меншикова — витиеватые настенные панели, паркет и множество фарфоровой посуды — так предпочитали украшать свои комнаты аристократки. У одной из стен прекрасно сохранившееся туалетное трюмо с фамильным гербом и портреты двух дочерей — Александры и Марии, умерших в молодом возрасте.

Из женской половины этажа двери ведут в западную приёмную, которую принято называть Китайским кабинетом. Всё дело в обоях — они выполнены в традиционном азиатском стиле и показывают сценки из экзотической жизни страны. Тут же — небольшой картинный зал с разнообразными портретами самого Меншикова и других современников петровской эпохи. Окна комнаты выходят на Неву, и по освещённости она считается лучшим местом в доме.

После прикосновения к искусству — опять история, продолжающаяся в центральной галерее, которая занимает почти весь этаж. Именно здесь проходили знаменитые Ассамблеи, где государь встречался с послами других держав и подписывал судьбоносные указы. Во времена кадетского корпуса тут была домовая церковь, и в одном из портиков с колоннами до сих пор угадываются черты алтаря. Во времена советского атеизма галерею переоборудовали в лекционный класс.

Следующая остановка — бело-голубой морской кабинет. Необычный оттенок — не просто дань тогдашней моде, а признак невероятного богатства — изразцы для отделки привозили из Голландии, где они стоили, как ювелирное украшение. По соседству — Варварины покои — единственная уцелевшая спальня с подлинной нереконструированной кроватью, на которой спала золовка Александра Даниловича, частенько приезжавшая погостить.

Ореховая гостиная — жемчужина дворца, на которой завершаются экскурсии. Она сохранилась практически в первозданном облике — персидский орех на стенах и мебель из чёрного дерева и сейчас смотрятся великолепно. Из реликвий — шахматная доска с янтарными фигурками и расписной холщовый плафон — прообраз современных натяжных потолков, его по специальному заказу создавал французский художник Филипп Пильман.

Интересные факты

Меншиков всерьёз интересовался инженерным делом, что отразилось и на планировке дворца. Первый вариант не подразумевал крыльца с «суши», и всех встречали только на речной пристани, возле которой возвели специальную лоджию для оркестра. После кончины императора её перестроили в наплывную конструкцию, ставшую первым понтонным мостом Петербурга. Сейчас на его месте находится проезжая часть Университетской набережной.

Дворцовую территорию охранял отдельный полк гвардейцев, живших на первом этаже. У них была своя оружейная комната, кухня и покои для отдыха. После размещения кадетского корпуса, кордегардию упразднили, полностью разрушив оригинальную планировку. Восстановить её в оригинальном облике не получилось, но часть вестибюля сегодня отдана под выставку арсенала того времени — сабель, стальных кирас и мушкетов.

В одном из хозяйственных помещений выставлен подлинный токарный станок на пружинно-блочном механизме. По официальной легенде Эрмитажа, за ним любил работать сам Пётр, отдыхая от государственных дел — он вырезал мелкие детали корабельного такелажа, как его когда-то обучали в Голландии. Вещественных доказательств у мифа нет, но сомнению такую версию подвергать не стоит — настолько она популярна у завсегдатаев музея.

Сохранившиеся колонны внутреннего двора сделаны не из мрамора — внутри они деревянные и лишь выкрашены под имитацию камня. Делалось это для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных строительных расходах. На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — их снесли ещё в XIX веке, но сейчас масштабированные фигурки выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом оригинального здания.

Гостиные и кабинеты до сих пор остаются сокровищницами антиквариата. Так, в картинном зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса. Рядом на комоде скромно поставлены часы с органом, произведённые лондонским часовщиком в XVIII веке. Уникальный экспонат попал сюда на хранение из Таврического дворца, считается, что музыкальный хронометр подарил князю Потёмкину один из английских послов.

Некоторые дворцовые залы используются для проведения временных и передвижных экспозиций. Например, периодически тут проходит выставка старинных печей — от XVII до начала XX века. Из необычных экспонатов, не вписавшихся в формат музея можно отметить антикварный пресс для монет и печатей, который выставлен в сувенирном магазинчике.

Как добраться до дворца Меншикова в Санкт-Петербурге

Архитектурный ансамбль находится в шаговой доступности от станции метро «Василеостровская». Выйдя из зала, нужно повернуть направо, пройти по Среднему проспекту и дойти до перекрестка с Кадетской линией, откуда — прямо, никуда не сворачивая. Гораздо ближе идти от автобусной остановки «Университетская набережная», она находится прямо напротив дворца, и останется только перейти проезжую часть на светофоре.

Можно воспользоваться и службой заказа такси — Яндекс, Maxim и Uber уже давно работают в Северной столице, дефицита машин не наблюдается. Заказывать транспорт рекомендуют заблаговременно — минимум за сутки до поездки, чтобы был шанс на выгодный тариф, акцию или какие-нибудь бонусы. С уличными таксистами не советуют иметь дела, даже находясь в соседнем дворе — цены будут такими, что лучше пойти пешком, чем начинать торговаться.

Для самостоятельной поездки на автомобиле нужно знать несколько важных моментов. Во-первых, нужно сразу ввести координаты навигатора — 59.939536, 30.295529 — даже в туристическом сердце Питера легко заблудиться. Во-вторых, стоянка на обочинах по периметру дворца запрещена, а ближайшая платная парковка находится почти в двух километрах отсюда — напротив Академии художеств. Идти пешком такое расстояние или нет — вопрос спорный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: