Маяки санкт-петербурга: как посетить их самостоятельно - JEKATERINBURG.RU

Маяки санкт-петербурга: как посетить их самостоятельно

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

10 маяков Петербурга и Ленинградской области

В окрестностях Петербурга и Ленинградской области можно найти несколько впечатляющих маяков с по-настоящему богатой и интересной историей. Они долгие годы помогают морякам не сбиться с пути, а некоторые даже известны на весь мир и славятся боевыми подвигами.

Маяк Толбухин

Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается, пожалуй, старейший в Ленинградской области и один из самых старых маяков по всей России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, нарисованного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. В сентябре 1810 года деревянную конструкцию все же заменили камнем. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970 построили причал и укрепили остров бетонными плитами.

Кронштадт, к западу от острова Котлин, на искусственном острове

Стороженский маяк

Эта громада по праву считается самым высоким маяком не только в России, но также и на территории всей Северной Европы. На мировой арене маяк занимает лишь третье место, но и это весьма почётно. Линза со светильником возвышается на 71 метр над Ладожским озером. Чтобы подняться на самый верх, смотрителю ежедневно приходится преодолевать долгий путь — всего 399 ступеней вверх по узкой винтовой лестнице. С грандиозной высоты открывается чудесный вид на Стороженский мыс, близлежащую деревню и, конечно же, Ладогу.

Маяк Стирсудден

Искусственная путеводная звезда моряка бесперебойно светит с 1872 года. Может быть, именно поэтому радиопозывной Стирсуддена — «Надёжный». Кстати, в 1907 году неподалёку от маяка, ставшего уже на тот момент достопримечательностью, обитал сам вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин. Стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны из-за постоянных обстрелов маяк полностью сровняли с землёй, но аккурат после этого на его месте выстроили новый. Свет маяка озаряет путь и по сей день. Благодаря мощной хрустальной линзе огонёк маяка отчетливо виден аж за 21 милю от берега. Сегодня посетить маяк можно лишь со специальным разрешением.

поселок Озерки, Выборгский район, Ленинградская область

Нижний Николаевский маяк

Комплекс был построен в 1857 году у форта Кроншлот. Сегодня действующим является лишь один —Верхний Николаевский маяк. Нижний заброшен и давно не используется для навигации, а его удивительная винтовая лестница потихоньку ржавеет и разрушается.

Кронштадт, форт Кроншлот

Деревянный маяк

Над пирсом, разделяющим Купеческую и Среднюю гавани Кронштадта, возвышается белый маяк. На него можно практически беспрепятственно посмотреть, так как часть пирса открыта для всех желающих.

Кронштадт, Петровский канал

Шепелёвский маяк

Чугунный маяк расположен на южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу. Маяк имеет французские корни, ведь его конструкцию изготовили во Франции в 1910 году. Сооружение возвышается на 38 метров. Его осветительный прибор даёт два долгих сигнала через каждые 16 секунд. Сигналы —разноцветные. От цвета напрямую зависит направление движения. Внутрь маяка не попасть, но можно осмотреть близлежащую территорию.

Осиновецкий маяк

Маяк-герой расположен на 44-м километре Дороге жизни. Героем его можно назвать как минимум потому, что во времена блокады маяк служил путеводной звездой для всего города. Рядом с ним прошла эвакуация горожан и даже первый караван с зерном. Для того чтобы оказаться на самом верху башни, придётся совершить восхождение по 366 старинным ступеням. Свободного доступа к маяку нет, но посетить его можно с экскурсией.

Всеволожский район, посёлок Ладожское Озеро, Дорога жизни

Свирский маяк

Молодой маяк был построен в здешних местах в 1908 году. Его башенка возвышается на 35 метров, а свет виден за 12 миль. Свирский маяк соседствует со Стороженским, и с его вершины можно отчётливо разглядеть самый высокий маяк России.

кординаты: 60°30’44″N 32°42’55″E

Маяк на острове Родшер

На безлюдном острове в Финском заливе стоит кирпичный маяк, построенный в 1886 году, который хранит историю двух отечественных сражений: русско-шведской войны и событий Великой Отечественной. Во время Великой Отечественной войны недалеко от острова Родшер тремя немецкими самолётами был атакован бывший латышский пароход «Аусма». Одна из сброшенных бомб попала в кормовой трюм судна, в результате чего в корпусе образовалась большая пробоина. Так как спасательные шлюпки были сорваны с балок, команде пришлось спасаться, прыгая за борт. Сейчас на острове крайне редко можно встретить людей. Маяк работает автоматически, за счёт солнечной батареи: каждые 15 секунд, с интервалом в три секунды, он подаёт две белые вспышки и помогает нашим ледоколам следовать по своему маршруту.

Кингисеппский район Ленинградской области

Маяк-усадьба Колчановский

Маяк построили в 1840 году, хотя пристань в Колчаново появилась десятью годами ранее. Она была одним из пунктов на пути Тихвинской водной системы — одного из трёх водных путей, соединявших Балтику с Волгой. Этот путепровод имел один, но весьма веский недостаток — маловодность, по нему ходили только небольшие суда — «тихвинки». Поэтому долго речное судоходство не просуществовало, а появление железной дороги в этих краях и вовсе свело его на нет. Случилось это в конце XIX века — с этого времени Колчановский маяк оказался не у дел. Так началась новая глава в жизни путеводной звезды моряков. В башне маяка поселились люди, а в 1865 году лесопромышленник Михаил Родионович Шарапов купил участок земли на берегу Сяси, напротив пристани. Несколькими годами позднее он пристроит к башне-маяку деревянный дом. В советское время усадьбу и маяк в Колчаново приспособили под дом отдыха для работников железной дороги. Во времена Великой Отечественной здесь располагался госпиталь на 400 раненых. А после войны в усадьбе-маяке расположился санаторий «Колчановский» для детей с 6 до 15 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания. Причём здесь они не только курс лечения могут пройти, но и продолжать посещать школу.

село Колчаново Волховского района Ленинградской области

Маяки Петербурга и Ленобласти, Топ — 9.

Места история и достопримечательности Петербурга.

В окрестностях Санкт-Петербурга есть маяки, привлекающие внимание туристов своей архитектурой и многолетней историей.

Маяки – это символ надежды и покоя, путеводная нить и дорога домой. Их называют святыней морей и верным другом моряков. Маяки Петербурга – это красивейшие памятники боевой славы, на которые стоит посмотреть и восхититься их величием.

Маяк Стирсудден.

Началась история маяка с 1872 года. Тогда построили восьмигранную башню, венчать которую стал светооптический аппарат, без которого не было бы тысячи спасенных кораблей и моряков. Через некоторое время там поселился смотритель, ему построили дом.

Кстати, радиопозывной Стирсуддена «Надежный». А в 1907 году рядом с этой уже достопримечательностью жил сам Ленин, в связи с чем установлена Стелла. Однако, во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен. На его месте был построен капитальный маяк, который стоит и сейчас.

Сейчас в маяке всё та же винтовая лестница, наверху лампа с хрустальной линзой, которая посылает лучи света на все ту же 21 милю.

К маяку ведут достаточно ровные дороги, морской ветер будет приятно обдувать лицо. Чтобы попасть в само здание, нужно быть высокопоставленным лицом, тогда вас и на самый верх проведут, и музей маячного оборудования покажут.

Но всё-таки уговорить смотрителя показать его работу изнутри, может быть, и возможно. И тогда вы станете настоящим муми-папой, высматривающим на горизонте что-то, что непременно принесет счастье.

Адрес: Выборгский район Ленинградской области, пос. Озерки.

Стороженский маяк.

На берегу Ладожского озера расположился Стороженский маяк , — самый высокий маяк в России и в Северной Европе и третий в мире по высоте.

Стороженский маяк расположен на юго-востоке Ладожского озера. Находится он в деревне Сторожно в Волховском районе Ленинградской области. Называется это место Стороженский мыс, он отделяет Свирскую губу озера от Волховской губы. Дата постройки маяка — 1906 год. Высота — 71 метр. Маяк действующий. Служит людям в нелегком деле — преодолении Стороженского рифа.

Попасть внутрь маяка можно: нужно договориться со смотрителем. До верха надо преодолеть 399 ступеней винтовой лестницы. Стены у маяка толстые: 2 метра у основания. Поднявшиеся наверх будут вознаграждены отличным видом на Стороженский мыс, деревню Сторожино и на Ладогу. Наверху установлена линза Френеля, она впечатляет своими размерами. Железные кольца, которые опоясывают маяк, созданы при строительстве.

Добраться до маяка можно только на хорошем джипе и в сухую погоду. Очень осторожно стоит пересекать Ладожский канал по старому понтонному мосту. До Сторожно ведет лесная грунтовая дорога. Но есть и вариант для отчаянных: электричка с Ладожского вокзала до станции Паша, после чего автобусом до Загубья, а потом 18 километров пешком или на велосипеде — до Сторожно.

Деревянный маяк.

Очень красивый, высокий белый деревянный маяк расположен на пирсе, который разделяет Купеческую и Среднюю гавани Кронштадта, рядом расположен вход в Петровский канал. Часть пирса открыта, так что вы легко доберетесь до маяка.

Основная особенность этого маяка — он сделан не из камня, а из дерева, в отличие от большинства других подобных сооружений. Здесь часто снимают свадебные фотосессии – романтики этому месту не занимать.

Место: Кронштадт, Петровский канал.

Нижний Николаевский маяк.

Нижний Николаевский маяк.

На неоднократно упоминавшемся во многих легендах и сказаниях пути «из варяг в греки», в 30 километрах на запад от Петербурга, располагается остров Котлин. Именно здесь Пётр I основал город Кронштадт, а на маленьком островке, находящемся поблизости Котлина – форт Кроншлот.

Читайте также  Опера "история кая и герды" в мариинском театре

Рядом с Котлиным пролегают судоходные фарватеры, соединяющие Финский залив с Невской губой. В наши дни в форте Кроншлот находится заброшенный, уже много лет не функционирующий Нижний Николаевский маяк, построенный в 1857 году.

В 1850-х годах многие судовладельцы отмечали, что неподалёку от Котлина в дно вбиты сваи, которые не обозначены ни на одной карте, и в тёмное время суток это представляет большую опасность для проходящих судов. Неоднократно здесь случались аварии, когда пытающееся подплыть к острову судно натыкалось на эти невидимые преграды.

В 1856 году было принято решение установить в этом месте два створных маяка, сооружённых из дерева. Однако новые деревянные конструкции приносили мало пользы, поскольку обладали недостаточной высотой и слабым освещением. Через четыре года после установки маяки укрепили, сделали более высокими и оснастили мощной лампой, постоянно освещавшей окружающую территорию красным светом. Новые маяки стали называться Кронштадскими.

Сегодня Нижний Николаевский маяк находится в плачевном состоянии. Он уже давно не действует, конструкции покрыты ржавчиной и полуразрушены.

Маяк на Бесовом Носу.

Название Бесов Нос говорит само за себя. Отличают это место, прежде всего, километры совершенно непроходимых дорог и загадочные петроглифы Онежского озера.

Маяк стоит в зачарованном месте, к сожалению он давно не функционирует.

Мыс Бесов Нос расположен на восточном побережье Онежского озера. До реки Чёрной отсюда 1,5 километра. Известно место прежде всего петроглифами — неолитическими памятниками. Собрано их тут огромное количество: в том числе и петроглиф, за которым закрепилось название «бес». Примерно в 200 метрах от мыса находится небольшой скальный остров.

Маяк тоже не работает: белое красивое сооружение уже давно не предупреждает людей об опасностях и не служит путеводной звездой. Всего в километре отсюда — заброшенная деревня Бесоносовка. Быть может, именно из-за названия деревня исчезла в начале 1970-х годов.

Маяк Толбухин.

Маяк Толбухин, Кронштадт.

Это один из старейших в России маяков. Сначала он был деревянным, позже здание маяка заменили на каменное. Эскиз составлен самим Петром I, с прилагающейся к нему пометкой: «Прочее даётся на волю архитектору».

Маяк Толбухин находится на расстоянии 8 километров от большой земли, им можно любоваться издалека или отправиться на экскурсию по воде.

Три столетия существования маяка Толбухин богаты различными знаменательными событиями. Мимо него проходили корабли, отправляющиеся в кругосветное плавание, и первая регата, проводившаяся в России.

После Октябрьской революции трагические события того времени коснулись прославленного строения. Во время немецкой оккупации маяк пострадал от воздушных налётов и бомбёжек.

Сейчас путеводные огни маяка распространяются на далёкое расстояние. Здесь берёт своё начало Кронштадский рейд.

Шепелевский маяк.

На южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу расположился французский маяк.

У небольшого полуострова Каравалдай на Шепелёвском мысу в полутора километрах к северо-западу от деревни Шепелёво стоит маяк.

Он изготовлен во Франции в 1910 году. С круглой чугунной башни высотой 38 метров, которая выкрашена в горизонтальные красные и белые полосы, даются две долгих вспышки через каждые 16 секунд. Цвет зависит от направления движения.

Территорию посещать можно, но на сам маяк забираться нельзя. Рядом с маяком — радиобашня, она примерно вдвое выше него. Здесь же располагаются здания соответствующих служб.

В 1941—1944 годы этот маяк служил начальным пунктом ледовой дороги Шепелёвский маяк — остров Сескар — остров Малый — остров Лавенсаари.

Осиновецкий маяк.

Каменный великан — Осиновецкий маяк, который сейчас является излюбленным местом отдыха горожан, чуть более полувека назад был путеводной звездой для блокадного Ленинграда.

Осиновецкий маяк расположен на берегу Ладоги, прошло уже более ста лет с того момента, как он озаряет своим светом близлежащие территории. За сорок километров можно увидеть сияние, которое исходит от этого каменного великана.

Маяк возвышается на семьдесят четыре метра над уровнем моря. Подняться на самую высокую точку можно по винтовой лестнице. Количество ступеней равно количеству дней в високосный год — их 366. За свою многолетнюю историю стены маяка покрылись плесенью, но и поныне 500-ваттная лампа на вершине посылает сигналы с апреля по ноябрь раз в четыре секунды.

Ладожское озеро всегда было неспокойным – во время шторма на нём нередко гибли люди. Во времена блокады здесь построили порт, а до этого момента корабли никогда не приставали к берегам Ладоги.

На Осиновецкий порт постоянно совершались вражеские налёты, в которых были задействованы около сотни боевых самолётов. И по сей день на памятной доске Осиновецкого маяка читается бесконечная благодарность ладожской «Дороге Жизни».

Сейчас здесь тихо и спокойно. На песчаном пляже кипит жизнь – купаются люди, смеются дети, в кафе, расположенном неподалёку, можно полакомиться свежей рыбой. Здесь же расположена база отдыха.

Адрес: Всеволожский район, п. Ладожское озеро, Дорога жизни.

Свирский маяк.

Это самый труднодоступный маяк на Ладожском озере: добираться до него по суше чрезвычайно тяжело. Летом дорога к маяку — 15 километров пешком по узкой лесной тропинке.

До сих пор действующий Свирский маяк построен в 1908 году. По конструкции это круглая кирпичная башня, которая опирается на цилиндрическую часть высотой 7,5 метров. Эта часть облицована тёсаным серым гранитом.

В зоне цоколя толщина стен — 2 метра, а под карнизом, сверху, 0,7 метров. Внутри диаметр — 2 метра. Сам маяк высокий — 35 метров. Дальность видимости — 12 морских миль. С вершины маяка виден соседний Сторожинский маяк.

Охраняется маяк тремя собаками, так что надо быть осторожнее. Побывать здесь непросто — достичь маяка можно только летом через лес или зимой по озеру. Так как снега на озере всегда более, чем достаточно, это довольно-таки трудная задача.

Но добравшиеся до маяка будут вознаграждены: с него открывается потрясающий панорамный обзор Ладожского озера.

Больше новостей

Роспотребнадзор: качество воды водных объектов в Петербурге не соответствует гигиеническим нормативам.

Жириновский предложил снизить курс доллара до 65 копеек.

Компания Opel прекращает производство автомобилей в Петербурге.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Путеводитель по маякам Ленобласти

Если в сухопутном отпуске хочется романтики, то пора отправиться в окрестности — смотреть маяки. В России вслед за Европой наконец начал развиваться маячный туризм. Основные маршруты по Ленобласти уже проложили энтузиасты из проекта «Нам светло». Северный, южный и вечерний — по маякам Кронштадта и к маяку «Толбухин».

История в башнях. Маршрут к маяку «Толбухин»

В 1719 году Петр I повелел поставить маяки на Котлинской косе и островах Финского залива. Царь сам сделал чертёж первого маяка для новой столицы, который сейчас служит ориентиром при входе в морской канал. Им стал «Котлинский», переименованный в «Толбухин» в честь первого коменданта Кронштадта. Сначала деревянный, горевший и возрождавшийся из пепла, потом — кирпичный.

Это не только первый (после архангельских) маяк в России, но и долгое время — передовой. Его в первую очередь оснастили телеграфом и телефоном. А в эпоху СССР на искусственном острове, где стоит маяк, поставили первую ветровую электростанцию. Накануне Петербурга «Толбухин» капитально отремонтировали — наследие ЮНЕСКО. И на маяке поселилась новая супружеская пара смотрителей — Дмитрий и Юлия Масько.

Просто так забраться на маяк и зайти к ним в гости не получится — это режимный объект. В свободном доступе в Ленобласти только «Петергофский южный маяк» в Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф». Но теперь к островку, на котором стоит «Толбухин», можно подойти на катере вместе с организованной экскурсией.

Путешествие продолжается у створных маяков морского канала. Без этих ориентиров кораблям было невозможно пройти узкий, специально углублённый фарватер и зайти в город. Любое отклонение от курса — и судно на мели. В 1983 году на канале поставили самый высокий в России маяк. Его высота — 73 метра — может поспорить разве что с количеством букв в его названии: «Задний створный маяк морского канала «Встречный»». С ним соперничают только маяки Ладоги — «Осиновецкий» (70 м) и «Стороженский» (71 м). Это самые высокие озёрные маяки в мире. Правда, по сравнению с маяками Финского залива, до ладожских башен гораздо сложнее добраться: нужно идти на лодке 3,5 часа в одну сторону или пробираться по болоту. И пока что экскурсии туда водят лишь эпизодически.

Южный маршрут. Красная горка и маяк «Шепелевский»

Четыре года назад вдоль противоположных берегов Финского залива были проложены Северный и Южный маршруты по маякам Ленобласти. Южный поначалу стартовал с осмотра «Ирбенского» плавучего маяка, который стоял на приколе в гавани Ломоносова. Дальше автобус вёз туристов на Красную горку и к маяку «Шепелевский».

В районе Красной горки — самое узкое, а потому и самое опасное место Финского залива: фарватер проложен близко к берегу. Бухту эту обнаружил ещё Пётр I, когда шла осада Выборга. Царь основал сторожевой форт, позже чуть в стороне появился маяк. Теперь он находится на территории военной части, но прекрасно виден забора.

Часть удовольствия от поездки — прогулка вдоль берега Финского залива до форта «Красная горка», который в Великую Отечественную был центром обороны Ораниенбаумского пятачка. Его тоже возродили энтузиасты. Они устроили там музей с орудиями и железнодорожными пушками под открытым небом.

На том же маршруте располагается вписанный в очень живописный «Шепелевский» маяк. Чтобы к нему пробраться, нужно пройти через лес, который выводит к берегу, усеянному камнями. Маяк действующий, но, опять же, закрытый для посещения. Изготовлен был во Франции ещё в 1910 году как кирпичная башня с фонарём с двумя цветовыми сигналами — красным и белым. Две долгие вспышки каждые четверть минуты. Контраст с классическим маяком составляет современная радиолокационная станция рядом. Как стратегическая точка, во время Великой Отечественной войны маяк «Шепелёвский» сыграл важную роль — был ориентиром на пути к островам Финского залива: Сескар, Мощный, Тютерс и Гогланд. Все трассы тогда дополнительно оборудовали передвижными ацетиленовыми фонарями, и прежде всего — «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру. Фонари ставили прямо на лёд, и машины шли на свет маяков. Дальше регулировщики разводили их по безопасным маршрутам. Трассы обслуживали гидрографы из состава отрядов.

Читайте также  Знакомьтесь, джо - кофейня с ароматными сортами эспрессо

Северный маршрут. Кронштадт

Северный маршрут был проложен в обратном направлении. На скандинавском берегу Финского залива туристам показывали маяк «Стирсудден», мыс Флотский и достопримечательности Кронштадта: Морской Никольский собор, а ещё «не деревянный не маяк» « в Купеческой гавани города. Это любимое место молодожёнов под названием «Задний створный знак Кронштадтского рейда». Очень противоречивый: ныне действующий, но резервный; железный, но обитый деревом. Маячного типа, но — навигационный знак, потому что дальность — меньше деся морских миль.

Позже у проекта «Нам светло» появилась водная вечерняя экскурсия вокруг маяков кронштадских гаваней с высадкой на острове Кроншлот и посещением заброшенного Нижнего Николаевского маяка, который не работает уже больше века.

Туда же входили Задний и Передний маяки морского канала, и не такой заметный, но зато самый старый действующий маяк на территории Кронштадта — «Фридрихштадский». Его официальное название — «Светящий знак Военного угла № 1», а учрежден он был аж в 1852 году. Обозначал он угол Военной гавани как навигационную опасность для мореплавателей, а также служил ориентиром для движения между Кронштадтом и портом «Ораниенбаум» (Ломоносов). Англичане и французы, узнав о его существовании, изобразили маяк на картах в виде огромной башни. На деле же это металлическая конструкция с лампочками высотой чуть больше деся метров.

Но только основатели проекта Ольга Исаева и Андрей Шпартько, а также примкнувшая к ним Анастасия Макарова, утвердили маршруты, как жизнь внесла свои коррективы. «Ирбенский» плавучий маяк после ремонта передали Институту мирового океана и отправили в Калининград. А в форте «Константин» в Кронштадте открылся Музей маячной службы, созданный такими же энтузиастами. Стало очевидно — теперь это ключевая точка всех маршрутов.

Маяк в кустах. Музей маячной службы

Музей маячной службы был открыт в форте «Константин» двумя в 2017 году. Основную часть экспозиции они собрали всего за полгода. Самые ценные находки сделаны в кустах вдоль побережья Финского залива и в заброшенных сараях на территории Ленобласти. Правда, как специалисты, основатели музея знали, где искать, то есть, где стояли маячные башни, которые в были оснащены новым оборудованием. А старое, историческое, тогда просто выбросили — как никому не нужное. Или, в худшем случае, уничтожили или переплавили. Потом экспонаты стали дарить посетители музея, обнаружившие у себя на даче, или друзья, которые помогают доставать, выкупать и доставлять старое маячное оборудование со всей страны. Мало что дошло до музея целиком. Выручило то, что фонари делали типовые. Если найти один без стёкол, другой ржавый, а третий без дверки, то из трёх сломанных можно собрать один целый.

Гордость Музея маячной службы — первая проблесковая линза в России. Это огромная составная линза Френеля, с помощью которой собирали свет и увеличивали дальность луча на маяке на острове Сескар. Тот же принцип используют при изготовлении автомобильных фар и светофоров. Для маячной службы XIX века изобретение француза Френеля стало прорывом сродни электричеству. Знал бы он, что старается для России.

Первая проблесковая линза в России

Линзу на маяке Сескар установили в 1858 году. Маяк, кстати, тоже был первым в своем роде — это первый полностью чугунный маяк в России. Линза в полторы тонны стекла и металла была разборная, её год везли из Великобритании, а смонтировали прямо на месте, как конструктор. Она была второго разряда с диаметром в 40 метров (у первого — диаметр 80 метров). Нижний и верхний сектора стояли стационарно и светили на 27 километров белым огнём. В центре было восемь масляных горелок. У сескарской линзы были створки и вращающийся барабан. Каждая створка формировала свой собственный луч. Получалось 12 лучей, как у ромашки. Когда луч проходил мимо корабля, вахтенный воспринимал его как вспышку. Его было видно на 30 километров. Такие вспышки происходили каждые 30 секунд.

В 1987 году линзу маяка Сескар демонтировали и выгрузили на берегу в районе . Позабытая и заброшенная, она пролежала 30 лет в сарае в Ленобласти.

Часы с кукушкой

Барабанный механизм, приводящий в действие проблесковую линзу, в Музее маячной службы тоже есть. Чудом сохранился тот, что стоял на маяке «Шепелёвский» с 1928 года до середины годов, когда его заменили на новый советский. Почти столетний бронзовый барабан до сих пор крутится чётко, как часы.

А работал он так: на барабан наматывался стальной трос, на котором висела гиря 250–300 кг. По принципу часов с кукушкой, гиря опускалась вниз, барабан вращался и передавал движение на линзу. А маячный смотритель каждый вечер бежал с канистрой масла по винтовой лестнице вверх, заливал масло в горелку, поправлял фитили, снимал нагар, чистил стёкла, вручную зажигал горелку и заводил механизм. Если всё хорошо работало, он шёл отдыхать. Но при этом следующий вахтенный уже через несколько часов снова бежал наверх, и все повторялось.

Сувенир из Владивостока

Надежду на отдых маячным смотрителям дал ацетилен, который стали применять в начале XX века. Этот газ хорошо горит, почти не даёт копоти и хранится в баллонах, что даёт длительную автономную работу маяка. Это вам не дрова несколько раз за ночь подбрасывать или масло подливать.

В начале XX века заводы по производству ацетилена поставили на всех флотах России, но не успели наладить производство своей аппаратуры, и до 1933 года покупали импортную.

Кстати, ацетиленовые проблесковые фонари автоматически включались ночью благодаря нобелевскому лауреату Нильсу Густаву Далену (Nils Gustaf Dalén). В начале XX века он изобрёл солнечный клапан. Центральный чёрный стержень днём нагревался и перекрывал подачу газа, а ночью остывал и пропускал его. Тот солнечный клапан, что хранится в Музее маячной службы, приехал из Владивостока, его помогли раздобыть друзья музея. Вот только полгода находку не получалось доставить в Кронштадт: в самолёт старинную технику не брали. Пришлось ждать, когда знакомые довезут поездом.

Незаметная изюминка

Есть в экспозиции и своя изюминка — портативный электрический фонарь для диверсионных групп. У него есть инфракрасный режим излучения. Этот диапазон невидим для глаза. Такой фонарь можно было поставить на берегу противника, замаскировав в кустах. Без прибора его не видно, а свой корабль — ходит, пользуется. Фонарь автоматически работал до четырех суток, а потом нужно было заново завести механизм или снять маячок.

Морская романтика: маяки в окрестностях Петербурга

Темы дня

  • «Невский маршрут» за август перевез более 2,5 тысяч петербуржцев и туристов на суднах
  • Губернатор Ленобласти Дрозденко решил проблему с вывозом мусора в Антропшино
  • В Петербурге в эксплуатацию ввели проблемный ЖК «Вариант»
  • В Петербурге на КАД около Вантового моста перекроют две полосы

Неподалеку от Петербурга расположено большое количество старинных маяков, существующих уже больше века. Они хранят в себе историю множества поколений. Маяки ассоциируются с приключениями и морской романтикой, поэтому поездка к ним станет отличным вариантом отдыха на выходные. «Санкт-Петербург.ру» составил выбрал самые живописные места с маяками.

Нижний Николаевский маяк

На неоднократно упоминавшемся во многих легендах и сказаниях пути «из варяг в греки», в 30 километрах на запад от Петербурга, располагается остров Котлин. Именно здесь Петр I основал город Кронштадт, а на маленьком островке, находящемся поблизости Котлина – форт Кроншлот. Рядом с Котлиным пролегают судоходные фарватеры, соединяющие Финский залив с Невской губой. В наши дни в форте Кроншлот находится заброшенный, уже много лет не функционирующий Нижний Николаевский маяк, построенный в 1857 году.

В 1850 году многие судовладельцы говорили о том, что в районе Котлина установлены сваи, которые не обозначены ни на одной из карт, и в темное время суток станут препятствием для судов. На невидимые морякам преграды натыкались часто, из-за чего в те годы произошло немало серьезных аварий. Там были установлены два деревянных маяка, но высота их была небольшой, поэтому освещение было слабое.

После рассмотрения многих проектов остановились на предложении завода Сан-Галли, гарантирующем надежность и относительную дешевизну конструкций. По проекту предполагалось производство и установка башен с винтовыми лестницами, по которым работники маяка могли подниматься в верхнюю часть строения, а также галереи и помещения с фонарями. Изготовленные металлические башни имели круглую форму с расширением у основания. Башня Нижнего маяка была выкрашена в белый цвет, а крыша установленного на ней фонаря – в красный. Его высота равнялась 24,3 метрам, а светил он постоянным красным светом и затмевающим белым.

Сейчас маяк заброшен, но его облик сохранил дух того времени, когда благодаря ему было спасено множество кораблей. Изюминкой маяка является удивительная лестница, которая ведет наверх: ажурная, винтовая, выполненная из металла. Поднявшись по ней, можно с удовольствием наблюдать Кронштадт с высоты и необъятные водные просторы.

Как добраться: до Кронштадта едет автобус № 101 от станции метро «Старая деревня» до остановки «Гражданская улица», маршрутка К405 от метро «Черная речка» до остановки «Площадь Рошаля» и маршрутка К407 от станции «Проспект Просвещения» до остановки «Гражданская улица».

К самому маяку, расположенному на южной части Кроншлота, можно попасть только на лодке летом.

Фото: nau-spb.livejournal.com

Маяк Стирсудден

Данный маяк начал светить еще в 1872 году и с того момента так и не прекращал свою работу. Изначально Стирсудден работал без смотрителя, но позже смотритель появился и стал жить в небольшом домике рядом с башней. Стоит отметить, что радиопозывной этого маяка – «Надежный». За свое существование восьмигранная башня своим светом указала путь тысяче кораблей.

В 1907 году неподалеку от маяка на протяжении месяца жил Владимир Ленин и Надежда Крупская, в связи с чем здесь установлена стела. Во время Великой Отечественной войны маяк разрушили, но вскоре на его месте был построенный капитальный маяк, который можно увидеть и сейчас. Получилась восьмигранная башня практически идентичной. Помимо внешнего облика в новом маяке такая же винтовая лестница и такие же показатели видимости его света. Линза делает четыре оборота в минуту, а свет маяка виден за 21 милю. Высота маяка от основания — 28 метров.

Читайте также  Спектакль а. могучего «губернатор» в бдт в 2019 году

Посмотреть работу смотрителя на Старсуддене удается только важным персонам, но все же это не исключает тот факт, что он сможет провести любознательных посетителей на самую вершину маяка, откуда исходят посылы столь важного света для моряков.

Где: Выборгский район Ленинградской области, возле поселка Озерки на северном берегу Финского залива

Как добраться: на автобусе № 830 от станции метро «Парнас» можно доехать до поселка Озерки и попросить водителя остановить около маяка

Фото: fiesta.city

Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк, который сейчас является излюбленным местом отдыха горожан, чуть более полувека назад был путеводной звездой для блокадного Ленинграда. Находится он на берегу Ладоги. Его свет можно увидеть на расстоянии в 40 км. Маяк возвышается на 74 метра над уровнем моря. Попасть на вершину маяка можно по винтовой лестнице. Количество ступеней равно количеству дней в високосный год — их 366. Осиновецкий маяк указывает направление и сегодня, с помощью 500-ваттной лампы.

Ладога всегда была беспокойной, за время штормов на ней погибло множество людей. Во время блокады в районе маяка расположился Осиновецкий порт, именно он в 1941 году принял первые посылки с зерном для осажденного Ленинграда. В то время он оставался единственной возможностью получать по несколько тысяч тонн груза и с едой, и с оружием. По сей день на памятной доске Осиновецкого маяка читается бесконечная благодарность ладожской «Дороге Жизни». Сейчас здесь тихо и спокойно. На песчаном пляже летом кипит жизнь – купаются люди, смеются дети, в кафе, расположенном неподалеку, можно полакомиться свежей рыбой. Здесь же расположена база отдыха.

Как добраться: от Финляндского вокзала едет электричка до железнодорожной станции Ладожское озеро. От станции до маяка нужно идти около 20 минут по шоссе

Фото: fotokto.ru

Стороженский маяк

Стороженский маяк существует уже с 1906 года. Его высота достигает 71 метр. Он до сих пор указывает направление и служит помощником морякам в преодолении опасного Стороженского рифа. Попасть внутрь маяка можно, если только любезно договориться со смотрителем. Чтобы оказаться на вершине, необходимо будет преодолеть 399 ступеней винтовой лестницы. Стены маяка толстые, у основания — до двух метров. Добравшись до самой верхушки маяка можно увидеть прекрасный пейзаж на Стороженский мыс, деревню Сторожино и на Ладогу. У данного маяка установлена линза Френеля, которая впечатлит посетителей своим размером.

Как добраться: ехать до маяка стоит только на внедорожнике, так как в слякоть дорога к нему будет сложной. Чтобы не увязнуть в снеге или грязи, можно добраться и на электричке с Ладожского вокзала до станции Паша, после чего необходимо пересесть на автобус и доехать до деревни Загубье. Там водители набирают пассажиров до деревни Сторожно, которая находится от Загубья в 18 км.

Фото: regionavtica.ru

Петергофский южный маяк

В 1854 году великий князь Константин Николаевич, управляющий Морским министерством, написал в деле «Об устройстве маяка на Петергофской гавани»: «Возвращаясь в ночное время из Кронштадта в Петергоф, я убедился, что Петергофская гавань, для приближающихся к ней судов, освещена весьма дурно». Спустя 12 лет на берегу Финского залива в Нижнем парке Петергофа появились два маяка, северный и южный. Через год были проведены их испытания, после чего они стали функционировать.

Северный маяк сгнил еще в начале XX века, а южный сохранился до наших дней без существенных изменений. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры 2 июня 2016 год внес «Петергофский южный маяк (Южный маяк створа Петродворцовый)» в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Где: Петергоф, Нижний парк

Как добраться: от станции метро «Автово» до Петергофа следуют маршрутки № 224, № 300,№ 424, №424-А и автобус № 200. От метро «Ленинский проспект» — маршрутки № 103, № 224, № 420. От «Проспекта Ветеранов» едут маршрутки № 242 и № 639-6.

От метро «Балтийская» можно добраться на маршрутке № 404. С Балтийского вокзала едут электрички до железнодорожной станции Новый Петергоф. Оттуда до музея-заповедника едут автобусы № 349,350, 351, 352, 355 и 356.

Когда: ежедневно с 09:00 до 19:00

Сколько: вход свободный до 28 апреля 2017 года

Фото: pbs.twimg.com

Деревянный маяк в Кронштадте

В Кронштадте расположен один из немногих деревянных маяков, действующих и по сей день. Официально он считается резервным. Свет от безымянного маяка виден на расстоянии до 30 км. Он находится неподалеку от входа Петровского канала на пирсе, разделяющем Среднюю и Купеческую гавани города.

Маяк является одной из главных достопримечательностей города. В особенности его любят молодожены, которые устраивают на его фоне свадебные фотосессии.

Где: Кронштадт, Петровская пристань

Как добраться: доехать до Кронштадта можно на автобусе № 101 от станции метро «Старая деревня» до остановки «Гражданская улица», маршрутке К405 от метро «Черная речка» до остановки «Площадь Рошаля» и на маршрутке К407 от станции «Проспект Просвещения» до остановки «Гражданская улица».

До маяка можно добраться, если от Петровского парка в Кронштадте идти налево по Макаровской улице до первого моста. Потом нужно перейти через пост и повернуть налево по пирсу, затем идти до маяка.

Маяки под Петербургом

Вейкбординг, маякспоттинг, ЖБОТ и много других непонятных слов становятся понятными в часе езды от Петербурга.

Маршрут начинается в Санкт-Петербурге. Первый переезд до форта «Константин» составит 51 км. Это 45 минут в пути, если без пробок.

Форт «Великий Князь Константин», а сегодня просто форт «Константин», построили более 200 лет назад. Изначально он был деревянным, спустя 50 лет его начали укреплять 10-тонными гранитными валунами, а сейчас он целиком отлит из бетона.

Форт полностью открыт — летом можно ходить по казематам, ползать по смотровым площадкам и посещать ближайшие маяки.

Недавно у форта появился отличный пиарщик, который продвигает все мероприятия на территории. Так что это уже не скучные бетонные монолиты, а современная площадка для активного отдыха и знакомства с маяками и фортами под Питером.

Форумы, концерты, различные фесты — здесь постоянно кипит жизнь. Зимой, конечно, небольшое затишье, потому прежде чем отправляться знакомиться с Константином, стоит проверить, предполагаются какие-либо активности или нет.

Вид на форт с высоты птичьего полета

На форте вне зависимости от сезона всегда можно заказать морскую прогулку на пароме «Рипербан» и экскурсию по фортификационным сооружениям; посетить единственный в России музей маячной службы и кафе на воде «Форт», которое расположено на первом этаже пришвартованного дебаркадера.

Если соблазнитесь морской прогулкой, то маршрут таков: форт «Константин» — форт «Милютин» — форт «Александр I» — форт «Пётр I» — форт «Кроншлот» — зимняя пристань Петровского парка. Отправиться обратно на форт «Константин» можно на том же пароме. Взрослый билет стоит 550 рублей, детский — 400. Во время морской прогулки вас будет сопровождать гид. Ему можно задать какие-нибудь каверзные вопросы. Например, почему некоторые маяки полностью белые, некоторые красные, а некоторые — в шашечку?

Рекомендуем посещать форт самостоятельно. Это сэкономит вам 1000 рублей (таков официальный прайс за экскурсию) и не придется ходить, как выводок пингвинов, от точки до точки.

Вид на форт с воды

На самом форте все постройки немного привели в божеский вид, но при этом атмосфера «заброса» осталась: с потолков до сих пор стекает вода, в некоторых помещениях ещё нет света, отчего они напоминают настоящие казематы, а из внутренних коридоров получился знатный лабиринт. Если вы планировали заниматься диггерством, то здесь самое время проверить — по душе вам это или нет.

Рекомендуем добраться до батареи «Шведе», построенной в 60-х годах 19 века. С батареи можно пробраться через окно и заглянуть в настоящий ДОТ, который сейчас врос в прибрежные камни. ДОТ пытались привести в порядок, чтобы и туда водить туристов, но из-за постоянных приливов и отливов вряд ли это получится.

Для тех, кто приедет летом, рекомендуем недавно открытый парк активного отдыха KingWinch с суровым северным пляжем для моржей (не настоящих). Рядом есть батутный комплекс BUMP, трёхуровневый верёвочный парк, скалодром и рампа для скейтбординга. Вокруг разбросаны рекреационные зоны, беседки для барбекю и летние террасы.

Соревнования в центре KingWinch

Ежегодно здесь проходят соревнования по вейкбордингу. Они проводятся среди всех полов и возрастов. После соревнований сотрудники форта готовят сюрпризы. Например, в июле 2017 года они организовали выступления и мастер-класс по танцам на шесте.

На форте можно взять напрокат дрифт-трайк — трёхколесный мотоцикл, предназначенный специально для дрифта. На данный момент площадка является единственным местом проката этих штуковин в Петербурге.

Вход на форт платный — 100 рублей. Рядом с фортом есть большая парковка. Если вы захотите въехать на территорию на машине, то придется заплатить на 50 рублей больше.

Внимание туристам не из Петербурга: в непогоду здесь очень холодно, ветер обдувает со всех четырех сторон. Обязательно возьмите куртку или дождевик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: