Литейный мост в санкт-петербурге: фото, история, факты - JEKATERINBURG.RU

Литейный мост в санкт-петербурге: фото, история, факты

Мистический Литейный мост в Санкт-Петербурге – первооткрыватель технических новшеств

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Литейный мост – известный мост северной столицы, который стал вторым постоянным сооружением этого типа. Он соединяет улицу Академика Лебедева и Литейный проспект. При строительстве этого моста в Санкт-Петербурге были использованы различные технические новшества, например, для освещения пролетов устроено электричество, а для изготовления несущих конструкций выбрана сталь вместо чугуна.

Из истории моста

Свое название мост получил по названию Литейного двора, находящегося на левом берегу Невы. В честь празднования двухсотлетия Петербурга мост был переименован в Александровский (1903 год) в честь царя. Свое начальное название мост вернул только в 1917 году после революции, когда все царские названия стирались с карты города.

До основания Петербурга на месте Литейного моста была переправа, которая соединяла оба берега Невы. В 1786 году был возведен наплавной Воскресенский мост, позже его назвали Петербургским и сместили ниже по течению.

Вместо него появилась другая переправа – она служила около 50 лет. Когда Литейный двор был разобран, а одноименный проспект продлен до Невы, к нему был подведен наплавной Воскресенский мост. После постройки постоянного Литейного моста временный Воскресенский мост был разобран.

Строительство

История Литейного моста началась в 1875 году – 30 августа заложили первый камень сегодняшнего сооружения. Поводом для возведения постоянного моста послужил срыв переправы наплавного типа бурным ледоходом.

Строительство продолжалось четыре года, так как постоянно возникали различные трудности. Нева в этом месте имеет самую большую глубину – до двадцати четырех метров, а на дне слой илистой глины. Фундаментами для всех опор стали кессоны, размеры которых превосходили размеры всех изделий, использовавшиеся ранее в России.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году.

Описание

Конструкцию моста образуют шесть пролетов. Пять перекрыты клепаными пролетными строениями арочной формы, шестой – поворотный разводной. Каждый пролет состоял из тринадцати двухшарнирных арок. Устои моста массивные, выполнены из монолитного бутобетона и облицованы гранитом.

Сооружение имеет перила двух типов:

  • Для разводного пролета – металлические кованые с обычным рисунком.
  • Решетки с высокохудожественным литьем, выполненным по эскизам архитектора Карла Рахау. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на нем можно видеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Разводка

Раньше разводку Литейного моста обеспечивал так называемый ворот, который приводился в движение восемью рабочими. Позже вместо него была установлена водяная турбина. Проход для судов открывался через двадцать минут. В Петербурге это был единственный мост, оснащенный подобной системой разводного пролета.

Сегодня развод Литейного моста осуществляется ежедневно. График разводки с 1:40 до 4:45 часов.

Реконструкция

В 1964 году была закончена реконструкция Волго-Балтийского канала. В результате возникла необходимость обеспечить удобное сообщение по Неве. Именно поэтому и начался ремонт Литейного моста. При выполнении работ были переделаны верхние части опор, установлены новые пролетные строения из металла. Разводной пролет, который был поворотным, заменили на раскрывающийся и сместили ближе к центру.

Новый Литейный мост стал на десять метров шире, количество пролетов достигло шести. Перила пяти пролетов остались неизменными, а для разводного были использованы копии старых перил, изготовленные из легкого сплава. Также поставили новые фонари, оформление которых соответствовало рисунку решетки Литейного моста.

Под мостом вдоль набережной оборудованы дорожки для пешеходов, устроены гранитные спуски к реке, на подходах к переправе возведены двухуровневые транспортные развязки. Также убрали большого быка у разводного устоя, благодаря чему мост стал более красивым.

Мистика Литейного моста

Вокруг сооружения витает много рассказов и легенд, а район, где он находится, считается одним из самых загадочных в городе. Одна из легенд рассказывает о священном валуне на дне реки. В древние времена ему приносились человеческие жертвы. Говорят, что камень притягивает новых жертв. При возведении опор гибли люди – всего около тридцати человек.

По другой легенде мост обладает магической силой, которая притягивает самоубийц. В народе мост называют оборотнем. Статистика подтверждает, что ежегодно с моста прыгают те, кто не хочет больше жить. Предание говорит, что раньше на этом месте стоял мост-призрак, открывавший проход в параллельные миры. Каждый, кто искал смерть, находил этот призрачный мост и в тумане исчезал навсегда.

Литейный мост для туристов

Благодаря невероятной красоте и ауре таинственности мост притягивает к себе толпы туристов. Они хотят насладиться впечатляющим видом сооружения, которое особенно эффектно смотрится во время белых ночей. Несмотря ни на что, поток желающих сфотографироваться на Литейном мосту не иссякает.

Древнее проклятье. Какие тайны хранит Литейный мост

Петербург — водный город, а вода, как известно — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы перекинуто более 350 мостов. Но есть среди них и особый — Литейный, который носит негласный титул самого мистического в Северной столице.

Легенда об Атакане

Литейный мост расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу Невы еще в 1711 году.

Как и полагается, на создание нового моста через Неву был объявлен международный конкурс — на который поступило 17 заявок. Комиссия утвердила для строительства проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через реку.

Строительство длилось 4 года и сопровождалось большими человеческими жертвами. По городу в то время пошли слухи, что место заколдованное, а на дне Невы в основании моста расположен «кровавый» валун, прозванный в народе «Древним Атаканом».

Как говорят историки, в глубокой древности этому камню поклонялись местные язычники и приносили на нем человеческие жертвы.

Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью Атакан. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, оказался глубоко на дне. Но Атакан не утратил своих страшных магических чар и стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности очередной моряк окажется за бортом корабля…

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек.

Тогда работы продолжили, но спустя всего лишь год на стройке будущего Литейного моста прогремел взрыв — его причину так и не смогли установить — погибли девять строителей.

Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но все тела погибших исчезали бесследно

Это был к сожалению не первый и не последний несчастный случай в этом месте. Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Черный водоворот или мост-оборотень

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи внезапно появлялся черный водоворот, затягивающий в себя людей, оказавшихся возле реки.

Из водоворота же выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими: «поганые рожи корчили да срамные слова кричали».

Из водоворота выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими

Этот водоворот словно магнитом притягивал к себе петербургских самоубийц. Подлинное месторасположение «моста-оборотня» не известно, но старожилы, говорили, что мост этот мог в мгновение ока мог окутываться туманом и заводить в другое измерение одинокого пешехода: «в иные времена, иные земли, откуда нет возврата».

Призрак Ленина

Мост, названный в честь императора Александра II Александровским, был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды. Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и сегодня. Очевидцами здесь был несколько раз замечен призрак В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен).

Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак! И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число Нептуна

Астрологи считают, что мистика заключена в длине моста — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.

Читайте также  История санкт-петербурга в бронзе: памятники царям

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв. Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте глубина Невы достигает 24 метров). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

Литейный мост в Санкт-Петербурге — фото, история, развод, метро

История жизни одного их красивейших городов мира Санкт-Петербурга связана с загадочной, полной неожиданностей рекой Нева. Кажется, что тёмная глубина скрывает бушующее древнее Литориновое море, при этом реки Тосна, Мга спешат навстречу, чтобы объединить свои полноводные русла для её рождения. Достаточно взойти на Литейный мост в Санкт-Петербурге, чтобы почувствовать мощную энергетику древности, проникающую в любой уголок Великого города.

  1. История создания
  2. Какие проводились реконструкции?
  3. Архитектурные особенности
  4. Рыбалка у Литейного моста
  5. Транспортная развязка
  6. Легенды и тайны Литейного моста
  7. Официальные данные

История создания

Литейный мост в Петербурге, построен над самым глубоким местом реки в числе первых среди числа постоянных переправ города. Шесть надёжных пролётов, застывших над речными просторами, входят в состав моста, соединяющего Выборгскую сторону с центром города.

Литейный мост является продолжением Литейного проспекта и ведёт на улицу Академика Лебедева, находящуюся на параллельной стороне Невы.

Совсем рядом находится традиционный маршрут к Финляндскому вокзалу. Названием мост обязан существованию Литейного двора, действующего по левую сторону реки с 1711 года. В нём отливались знаменитые пушки периода Петра I.

Начал свою жизнь Литейный мост в 1879 году. За время существования он несколько раз пережил необходимые реконструкции, ремонт и усовершенствования.

На мосту организована трёхрядная проезжая часть шириной 28 м, двухсторонние тротуары. Оригинальный проект моста был выбран на основании, проведённого в 1869 году городской Думой конкурса. Из 17 участвующих в конкурсе, предложений инженерных решений разных стран, победил в конкурсе проект английской компании под названием «Вестминстер».

Он базировался на 4 пролётной конструкции с двумя разводными частыми, расположенными на разных берегах реки. Однако, оценка сложности, надёжности, стоимости, экономической целесообразности склонила принять решение строительства по элегантному проекту российского военного инженера А.Е Струве. Время подтвердило правильность такого решения.

Какие проводились реконструкции?

Анализ истории Литейного моста показывает, что он возведённый на века, отличался надёжной конструкцией. Прослужил без ремонта 85 лет. Мост был модернизирован в 1966-1967 годах по руководством инженера Ю. Р. Кожуховского.

Реконструкция была связана с обновлением Волго-Балтийского пути, требующими улучшения судоходства. Основные новшества на мосту определялись установкой новых опор, пролетов, разводного механизма.

Сам мост был расширен на 10 метров, на нем установили новые фонарные столбы и организовали трехрядное транспортное движение. Под мостом были выстроены пешеходные дорожки и гранитные лестничные спуски.

Архитектурные особенности

В выборе строительных методов возведения моста использовались инженерные достижения, существующие в то время. Одни из них применялись впервые не только в России. Например, кессонный способ строительства объектов, находящихся под водой. Без трагических случаев, повлёкших гибель людей, к сожалению, не обошлось.

Впервые освещение пролётов было выполнено с использованием электричества, несущие конструкции изготовлены из высокопрочной стали, а не только из чугуна. Это позволило уменьшить общий вес моста, доведя его до 5902 тонн. Литейный мост в Спб занял определённое место в мировой истории инженерных предложений по архитектуре.

Мост украшен красивыми ажурными решётками с узорами. На протяжении всего Литейного моста встречается 546 изображений герба Санкт-Петербурга в виде увенчанного короной щита со скипетром посередине и двух сложенных крест-накрест якорей. Щит с обеих сторон поддерживается фигурами русалок в ветвях деревьев. Автором решетки Литейного моста с гербами стал архитектор К. К. Рахау.

Само перильное ограждение Литейного моста находится с 1990 года среди числа значимых памятников государства.

Особенным элементом архитектуры моста является самый тяжёлый в мире раздвижной пролёт. Его масса составляет около 3200 тонн, длина свыше 50 м. Поднимается он всего за 2 минуты, образуя угол 67 градусов, дающий возможность свободного прохода большим судам.

Разводка происходила с помощью несложного механизма, приводимого в действие руками рабочих. Сейчас для этого используют современные механизмы. Разводные мосты Петербурга давно стали символом города. Во время проведения государственных праздников разведёнными мостами Петербурга можно любоваться в дневное время.

Рыбалка у Литейного моста

Место у Литейного моста считается одним из перспективных и популярных в плане улова, особенно в районе Пироговской и арсенальной набережной. Хорошо клюет рыба и на Воскресенской набережной, ближе к пересечению с Потемкинской улицей и Таврическому саду.

Здесь можно поймать ершей, лещей, корюшку, воблу, подлещика, карася, пескарей, красноперку, корюшку, плотву, уклейку. Изредка попадаются щуки и судаки.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Рыбалка на Неве в Санкт-Петербурге официально разрешена, в том числе, и возле Литейного моста. Именного документального разрешения на рыбалку не требуется, однако рыболовам следует иметь с собой удостоверение личности в виде гражданского паспорта или водительских прав.

В качестве орудия вылова допускается использование поплавочной удочки в течение всего года и спиннинга (кроме нерестового периода с 1 октября по 15 ноября).

В сутки можно выловить не больше 5 кг рыбы на человека, если только это не масса одной рыбы (в соответствии с Федеральным законом №166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Запрещается ловить осетра, лосося, кумжу, форель, пелядь, палию, сигов, миногу и пользоваться незарегистрированными плавательными транспортными средствами с мотором.

За нарушение правил рыбной ловли предусматривается система штрафов от 2 до 5 тысяч рублей с изъятием орудий ловли и транспортного средства; а за ловлю рыбы в период нереста можно получить штраф до 300 тысяч рублей.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

Транспортная развязка

На обоих сторонах моста по берегам Невы имеются транспортные развязки в виде коротких тоннелей, соединяющих Арсенальную и Пироговскую, а также Воскресенскую и Дворцовую набережные.

Сам мост соединяет центральную часть города с Выборгской стороной (по оси Литейный проспект — улица Академика Лебедева).

Схема транспортной развязки на Литейном мосту

Легенды и тайны Литейного моста

У Литейного моста дурная репутация, так как при его строительстве погибло множество людей. Первая трагедия при возведении моста произошла 16 сентября 1876 года, когда в кессон из-за резкого оседания опоры проникли грунтовых воды, в которых утонули пять человек. Через год в другом кессоне произошел взрыв, унесший жизни девяти строителей.

Читайте также  Дворец великого князя владимира александровича в санкт-петербурге

На этом месте издавна находилась переправа, где тонуло большое количество судов, как шведских, так и русских.

Существует легенда, что в языческие времена, когда эту местность населяли древние финно-угорские племена, в устье Невы был заколдованный камень Древний Атакан, который еще называли Кровавым Валуном. Люди обожествляли его и приносили ему в жертву захваченных во время набегов пленников, окропляя их кровью поверхность Атакана.

Фото Литейного моста

Согласно поверьям, этот камень сейчас находится на дне Невы, в самом глубоком ее месте, как раз под Литейным мостом. Именно он требует себе все новых жертв, из-за чего люди часто выбирают мост для совершения самоубийств, а также тонут суда.

Вера в злую силу камня подкрепляется еще и тем, что большую часть покойников так и не удалось отыскать.

Как же попал камень на речное дно? По одной из версий, его приказал туда забросить российский император Петр Первый, который вместе со своим войском обнаружил на берегу Невы языческое капище и разрушил его. Но есть легенда, что это пленники умоляли дух реки Невы отомстить за них и поглотить своими водами камень.

Многие местные жители связывают негативную энергетику моста с тем, что на его решетках изображены русалки — нечистая сила, которая, по славянским поверьям, стремится заманить в пучину людей и поработить утопленников.

Энергетика загадочных улочек Петербурга может дать простор любой фантазии, воображению. Особенно много необычных мест связано с мостами. К необычным фактам и тайнам Литейного моста в Питере относиться:

  • Загадочное число. Сумма чисел, составляющих длину моста, равна девятке. Астрологи, владеющие нумерологией, связывают полученное значение с действием сил Нептуна, царя водной стихии.
  • Появление призраков. Иногда здесь видят призрак Ленина, других революционеров, марширующие роты солдат, матросов, живших во времена Гражданской войны.
  • Чёрный водоворот. Легенды говорят о существовании здесь ранее древнего моста оборотня. Он мстит людям, создавая тайные силы самоубийцам, трагическим случаям.
  • Когда правила Анна Иоанновна, был отдан приказ заживо замуровать в стену моста ведьму. С тех пор, самоубийцы слышат ее дьявольский смех.

Одна из мистических загадок, связанных с этим местом, заключается в том, что с древних времен проезжающим мимо путникам и рыбакам мерещился фантомный мост через реку. По слухам, это сооружение даже привиделось самому царю Петру Алексеевичу.

Основание моста

Также было судебное разбирательство в XVII веке над кучером, который утопил в этом месте карету с помещиком и его багажом. Извозчик уверял, что своими глазами видел на этом месте переправу, которая вдруг словно растворилась, и повозка оказалась в воде.

Многие петербуржцы и в наше время утверждают, что наблюдали различные миражи на этом месте. Возможно, здесь действительно происходят оптические преломления потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха, что и вызывает у людей такие странные видения.

Голубая сеть каналов, многочисленных рек, окружающих острова, на которых вырос незабываемый город, проникает в душу человека, рождает в ней нескончаемое чувство любви, поклонения этому месту. Увидев, необычные мосты города, например, литейный мост в Спб хочется вернуться сюда снова и снова.

Найти экскурсии в Петербурге можно на Tripster .

Официальные данные

Год постройки 1849 год
Какую реку пересекает Реку Неву; глубина воды под мостом — 24 метра
Число пролетов 6
Ширина 34 м
Длина 394 м
Высота 8,7 м
Часы разводки пн-вс с 1:40 до 4:45

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .

Литейный мост

С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившейся в створе проспекта Чернышевского (тогда Воскресенского). В 1803 году его поставили напротив Летнего сада, назвав Петербургским. Напротив Воскресенского проспекта поставили новый наплавной мост, который наводился до 1849 года.

В 1849 году был разобран Литейный двор, благодаря чему удалось вывести к Неве Литейный проспект. Воскресенский мост был переведён в створ Литейного проспекта и также стал называться Литейным.

Поводом к сооружению здесь постоянного моста стал срыв плашкоутной переправы бурным ледоходом 4 апреля 1865 года. Долгое время шли споры о трассе такого моста, между Адмиралтейским и Городским островом или между Литейной частью и Выборгской стороной. Только в 1869 году городская дума высказалась за второй вариант трассы, после чего была начата организация архитектурного конкурса на строительство моста. В экспертную комиссию по руководству проектированием и строительством вошли архитекторы В. А. Львов, Ц. К. Кавос и Л. Н. Бенуа.

К моменту объявления начала конкурса, 22 апреля 1871 года, городской думе уже было предложено несколько вариантов проектов от в том числе и иностранных фирм. В итоге в конкурсе приняло участие семнадцать проектов. 11 декабря 1872 года городская дума отдала первое место проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Но Министерство путей сообщения оказалось против такого исхода конкурса, создало свою экспертную комиссию и в результате признало победителем проект инженер-полковника А. Е. Струве (члена этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Их проект предусматривал шесть пролётов с поворотным крылом у левого берега Невы. Струве предлагал использовать для возведения переправы английский и немецкий металл, несмотря на то, что отечественный материал не уступал по качеству.

В 1875 году последний раз был наведен плашкоутный Литейный мост. 30 августа состоялась закладка новой переправы, после чего плашкоуты опять передвинули в створ Воскресенского проспекта. Их перестали наводить после окончания строительства постоянного Литейного моста.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. За время работ случилось две аварии с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в результате погибли пять человек. 9 сентября 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошёл взрыв в кессоне, унёсший жизни ещё девяти человек.

При возведении переправы был применён ряд новшеств. Так в качестве материала для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун как при строительстве Николаевского моста. В результате пролёты арок были увеличены в полтора раза.

Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Ширина Литейного моста была равна 24,5 метра, ширина разводного пролёта — 19,8 метров. Масса металлических пролётный строений — 5 902 тонны. Его разводная часть первоначально приходила в движение при помощи обыкновенного ворота и восьми рабочих [2]. Позже здесь установили водяную турбину мощностью всего 36 лошадиных сил, подсоединённой к городскому водопроводу. Путь для судов открывался уже через 20 минут [1].

Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. За проведённую работу А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора. Литейный мост стал второй постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге вслед за Николаевским мостом. В 1903 году Литейный мост переименовывали в Александровский (мост Александра II), в 1917 году вернули прежнее название.

Несмотря на то что в целом художественные качества Литейного моста оказались невелики, внимание могут привлечь перила. Они представляют собой высокохудожественное литьё по рисунку К. К. Рахау. Рисунок перил изображает русалок, держащих в руках герб Санкт-Петербурга. Таких гербов на Литейном мосту 546 штук. Чугунные перила были поставлены на все неразводные пролёты. На разводном же были установлены простые лёгкие ограждения. Их отлили на заводе Кахуна.

Литейный мост был первым, и долгое время оставался единственным, получившим электрическое освещение. Электрические фонари на нём установили в 1879 году. Этому поспособствовало то, что к моменту открытия Литейного моста старые осветительные фирмы не успели заключить контракт на его освещение. Их опередило «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К», которое и ввело в практику уличный электрический свет.

Читайте также  Фестиваль детские дни в санкт-петербурге 2019

Во время Великой Отечественной войны в один из пролётов моста попала бомба. Однако она не взорвалась, только пробив его.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь. Литейный мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. В 1966-1967 годах проводилась реконструкция Литейного моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгруде, К. П. Клочкова, Н. Д. Шипова и архитектора Ю. И. Синицы. Разводной пролёт был смещён к более глубокой части русла, его ширина увеличилась до 50 метров. Ширина переправы была увеличена до 34 метров. Развод моста стал осуществляться при помощи гидропривода. При этом исчез огромный бык разводного пролёта, на который опиралась старая конструкция. Переправа таким образом приобрела более гармоничные очертания.

У въезда на мост по обеим берегам реки была организована двухуровневая развязка. На мосте сохранили чугунные перила, для разводного пролёта их изготовили из более лёгкого сплава. Длина Литейного моста составила 396 метров.

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Литейный мост — это второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге, он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне (ранее была сооружена Благовещенская переправа). При строительстве Литейного моста были использованы многие инженерные новшества того времени. Так, впервые для освещения его пролетов было использовано электричество, а для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна.

История

Еще до основания Санкт-Петербурга на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы, где заканчивалась Новгородская дорога, с правым, где начинался путь на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был устроен наплавной Воскресенский мост. Позже его перенесли ниже по течению, назвав Петербургским (сейчас это Троицкий мост), а вместо него построили другую наплавную переправу, прослужившую около 50 лет.

После того, как в 1849 году Литейный двор был разобран и Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Постоянный Литейный мост

В апреле 1865 года после бурного ледохода наплавная переправа была сорвана. Специальная экспертная комиссия приняла решение о сооружении постоянной переправы на месте одного из двух существующих наплавных мостов — Литейного или Петербургского. Этот вопрос был вынесен на заседание Городской Думы в 1869 году и в результате голосования большинством голосов было принято решение построить постоянную переправу между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

После объявления конкурса в Комиссию было представлено 17 проектов, в том числе и несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победителем была объявлена английская компания, представившая архитектурный проект под названием «Вестминстер», предусматривающий создание арочного четырехпролетного моста с двумя разводными пролетами у берегов.

Вместе с тем, Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию, которая отдала предпочтение работе инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.

Проект, разработанный А.Е. Струве с помощником, военным инженером А.А.Вейсом предусматривал сооружение переправы с шестью пролетами и поворотным крылом у левого берега Невы. Не смотря на то, что в России к тому времени производился высококачественнный металл, в контракте было указано о закупке для ферм и верхнего пролетного строения железа из Англии или Германии. В соответствии с контрактом, работы планировалось завершить через четыре года.

Строительство Литейного моста

Весной 1875 года плашкоутный мост был наведен в последний раз, а 30 августа того же года был заложен первый камень сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц и было сопряжено с большими трудностями.

В этом месте Нева имеет самую большую глубину — до 20–24 метров, а дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины.

В качестве фундаментов для опор всех быков моста были использованы кессоны, причем, их размеры превышали все применявшиеся ранее в России. Например, размер кессона под опору разводного пролета составлял 36,02 на 15,61 метров.

Для справки: Кессо́н (от французского слова caisson, что означает ящик) — это конструкция для создания под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Обычно кессон погружается в грунт под воду за счет собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Во время строительства произошло несколько несчастных случаев с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в кессон, находившийся на глубине, вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек сумели сразу выбраться наружу, пять человек было спасено, а пять рабочих погибло.

Через год произошел взрыв в одном из кессонов, в результате была разрушена его крыша и илистый грунт затопил его. От взрыва погибло 9 человек, а еще 20 рабочих затонуло.

Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.

30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие моста, названного Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманду Струве присвоили чин генерал-майора.

Описание Литейного моста

Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.

Сооружение имело перила двух типов:

  • Металлические кованые с простым рисунком для разводного пролета, они были легкими и «прозрачными»
  • На остальных участках сооружения было использовано высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции — щит, увенчанный короной, на нем изображены перекрещенные скипетр, морской и речной якоря (это герб Санкт-Петербурга). Щит находится в руках у двух русалок, хвосты которых вплетены в замысловатый растительный орнамент. Всего было установлено 546 таких секций на не разводной части сооружения.

Строительство обошлось в 5,1 миллионов рублей, что оказалось в полтора раза больше сметной стоимости. Ширина переправы — 24,5 метра, ширина разводного пролёта — 19,8 метров.

При строительстве были использованы такие новшества:

  • Применение для несущих конструкций стали вместо чугуна, что позволило увеличить пролеты арок в полтора раза
  • Использование более совершенного поворотного разводного механизма
  • Впервые для освещения пролетов были применены электрические фонари.

В 1917 году переправе вернули ее историческое название — Литейный мост.

Реконструкция

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского канала, что потребовало и более удобного сообщения по Неве. Необходимо было перестроить и Литейный мост, чтобы он соответствовал новым условиям судоходства.

Проект обновленного моста был разработан в 1963–1964 годах группой инженеров института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде, архитектор строения — Ю.И. Синица. Строительство велось с 1966 по 1967 год под руководством инженера Юрия Кожуховского.

В процессе реконструкции были перестроены верхние части опор и установлены новые металлические пролетные строения. Поворотный разводной пролет заменен на раскрывающийся и перемещен ближе к центру.

Основные характеристики

  • Обновленный Литейный мост стал на 10 метров шире: его ширина между перилами — 34 метра, в том числе проезжей части — 28 метров и тротуаров — по 3 метра с каждой стороны
  • Количество пролетов — 6
  • Вес разводного пролета — 3225 тонн, при разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты
  • Величина разводного пролета — 50 метров
  • Общая длина сооружения — 405, 6 метров, без тоннелей развязок — 396 метров.

Перила пяти пролетов остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии старых перил из легкого сплава. Установлены новые фонари, оформленные в соответствии с рисунком ограды.

Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки

Кроме того, был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция, в результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично. В 1990 году старинное перильное ограждение моста включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: