Кино спб: фильмы, снятые в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Кино спб: фильмы, снятые в санкт-петербурге

«Камера, мотор!» 10 фильмов, которые снимали в Петербурге

В Петербурге снимают очередную экранизацию романа Льва Толстого. Команда телеканала BBC приступила к съемкам сериала по мотивам «Войны и мира». В связи с этим SPB.AIF.RU решил вспомнить, для каких еще картин улицы Северной столицы послужили историческими декорациями.

«Осенний марафон», 1979 год

Буквально каждый кадр из фильма – это ода достопримечательностям Петербурга. То мелькают Краснофлотский мост, знакомая Дворцовая набережная, то вдоль Мойки мчится автобус, то Андрей Бузыкин торопится на лекцию, шагая по знаменитому коридору СПбГУ. Удивительно трогательная, жёсткая, ироничная, грустная и одновременно смешная кинокартина Георгия Данелия по пьесе Александра Володина проводит зрителя не только сквозь все круги противоречий человека, не способного сделать выбор и желающего угодить всем и каждому, но и прогуливается вместе с ним по красивым городским местам. Например, литиздательство, куда Бузыкин приносит свои работы – это дом Зингера, где в советское время действительно находилось издательство и другие организации, связанные с печатью, а дом, где живёт любовница Алла – это здание на углу Невского проспекта и Мойки, 44.

«Осенний марафон»

«Вокзал для двоих», 1982 год

Где только ни снимали сцены для фильма Эльдара Рязанова: и в Люберцах, и в Димитровском районе Московской области, и на Рижском вокзале в Москве. Однако ряд сцен, в частности, когда Платон Рябинин, роль которого исполняет Олег Басилашвили, остаётся без вещей и документов, и бродит в здании вокзала, снимался на Витебском вокзале в Петербурге. Здесь он разговаривает с героиней Людмилы Гурченко: горячится, ругается с ней и, в конце концов, мирится.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Сокровища Агры», 1983 год

Советская киноверсия знаменитого произведения Артура Конан Дойля снималась в Прибалтике, на Кавказе и в Ленинграде. Одним из самых заметных особняков, где проходили съемки, является дача Марии Клейнмихель, где происходит действие четвёртой части сериала «Сокровища Агры». Живописный модерновый особняк на набережной Крестовки, 12, интерьеры которого нередко снимал знаменитый фотограф Карл Булла, чьи работы через десятки лет доносят до нас образы старого, дореволюционного Петербурга, использовали как Дом Бартоломью Шолто. Особняк снят во всех подробностях, а сам великий сыщик и гений дедукции в исполнении Василия Ливанова лихо ходит по его крыше, стремясь разгадать очередную загадку, которую подкинула ему судьба. Любопытно, но эта часть знаменитого сериала стала первым фильмом, для съёмок которого использовались кадры настоящего Лондона, в частности это можно заметить по эпизоду поездки главных героев по Темзе.

«Собачье сердце», 1988 год

Мало кто знает, но фильм про похождения пса Шарикова и опыты профессора Преображенского снимали не только в Москве, где по произведению Михаила Булгакова происходит действие, но и в Петербурге. Грандиозное здание за массивными воротами, строившееся по проекту Бенуа, и расположенное на Моховой улице, 27-29, где некогда находилось страховое общество «Россия» — это тот самый дом, где живёт профессор. Выбор пал именно на этот дом по той простой причине, что в Москве невозможно было найти здание, которое вписывалось бы в сюжет, созданный Булгаковым, и которое бы ярко отображало дух того времени.

Ныне этот дом, где в одной из квартир собака превращалась в нахального и заносчивого Шарикова, ставшего для Булгакова ожившим образом человека 20-х годов, является обычным жилым зданием.

Грандиозное здание, строившееся по проекту Бенуа, и расположенное на Моховой улице — это тот самый дом профессора Преображенского. Фото: Кадр из фильма «Собачье сердце»

«Интердевочка», 1989 год

Фильм, который буквально взорвал советское общество обилием в нём эротических сцен, открытых разговоров на крамольную тему проституции в Советском союзе и показал, как живут «жрицы любви» в культурной столице, снимался в Ленинграде, где по повести Владимира Кунина и разворачивается первая часть повествования.

Фильм начинается со сцены, где героиня Елены Яковлевой, обычная девушка из средней советской семьи, которая днём работает в больнице, а вечером занимается валютной проституцией, ищет «случайные знакомства» в гостинице. Гостиница эта — «Прибалтийская», которая сейчас называется отель Park Inn by Radisson. Также в одном из кадров можно легко признать «Красный рынок», который находится на улице Дыбенко, рядом с которым случайно встречаются Таня Зайцева и Зина Мелейко, роль которой талантливо исполнила Любовь Полищук.

«Идиот», 2003 год

Удивительно тонко передающий атмосферу Петербурга Достоевского сериал Владимира Бортко, основанный на романе «Идиот», снимался частями в Москве и в Петербурге. Самое удивительное, что даже сейчас можно побывать на том месте, где проходили съёмки, и вообразить себя персонажем романа. Речь идёт о музее-квартире поэта Николая Некрасова, которая представлена в сериале как приёмная генерала Епанчина, где князь Мышкин дожидается, пока генерал закончит свои дела с Ганей. Опознать это место можно по чучелу медведя, стоящего в комнате, около которого в нерешительности и смуте чувств усаживается князь, роль которого исполнил блистательный Евгений Миронов.

«Бункер», 2004 год

Фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля о последних днях Третьего рейха снимали в Петербурге. В начале 2000-х годов в северной столице существовал район, который немногим уступал улицам, по которым только что прокатилось колесо войны – это квартал, где расположены улицы Шкапина и Розенштейна. На момент съёмок фильма в районе сносили здания и расселяли жильцов: улицы были захламлены строительным мусором и для съёмочной команды эти места сразу показались самыми подходящими декорациями. По сути, режиссёру ничего не нужно было менять в облике улиц: двери заколотили досками, повесили агитационные плакаты, пригнали военную технику, расставили противотанковые ежи. Кроме того, улица действительно схожа с Берлином 1940-х годов, так как застраивалась немецкими архитекторами и на немецкий лад.

Съёмки начинали ранним утром, а заканчивали поздним вечером. Впрочем, жильцам, которые на время оказались вовлечены в съемочный процесс, не на что было пожаловаться: несмотря на шум, ослепительный свет софитов и ткани, которыми были затянуты некоторые окна жилых домов, немецкие киношники принесли больше пользы, чем дискомфорта. После съёмок они убрали не только мусор, появившийся в ходе творческого действа, но и тот, что был здесь задолго до их появления.

«В ожидании чуда», 2007 год

В романтичном и наивном фильме режиссёра Евгения Бедарева, как бусина на нитку, нанизывается одна за другой петербургские достопримечательности. В кадрах мелькают дворы-колодцы, освещённые не по-питерски ярким солнцем, уютные парадные старинных домов и Дворцовая площадь, где героиня впервые встречает Ангела, который вовсе не по-ангельски наставляет, как нужно жить, чтобы стать счастливой, невзирая на лишний вес, комплексы и наивность, которая в итоге становится для неё ключом к радостному будущему. Также одним из основных мест съёмок является дом № 13 на канале Грибоедова, где по сюжету находится рекламное агентство «Георгин», где работала героиня фильма, и один из домов на набережной реки Мойки, где она жила.

«Сонька Золотая Ручка», 2007 год

Сериал о знаменитой талантливой аферистке, личность которой по сей день окружает ореол загадок и тайн, снимали также в Петербурге. После себя эта женщина оставила всего пару фотографий, воспоминания Чехова, когда он ездил на Сахалин, и множество мифов и легенд о том, как «работала» Сонька, обчищая карманы богачей и воруя драгоценности в ювелирных магазинах. Режиссёр Виктор Мережко снимал огромное множество эпизодов именно на улицах Петербурга: во-первых, это соответствует реальным событиям – Сонька часто жила в столице, а во-вторых, набережные, дома и интерьеры в них как нельзя лучше соответствуют атмосфере XIX столетия. Одна из сцен, где Сонька в исполнении Анастасии Микульчиной объясняется со своим мужем Михелем Блювштейном, снималась в Музее А.С. Пушкина на Фонтанке, один из залов которого оформили под ресторан. Продолжение сериала, который вышел на экраны в 2010 году, также снимали в городе на Неве, используя в качестве натуры улицы, парки и переулки.

«Распутин», 2014 год

99 лет назад в особняке Юсуповых на Мойке был убит «святой чёрт» Григорий Распутин. К этой дате режиссёр Андрей Малюков снял фильм, который охватывает период, когда Распутин впервые встречается с Анной Вырубовой, ближайшей подругой императрицы Александры Фёдоровны, и до самой его смерти в 1916 году.

Натурные съёмки проходили в Петербурге. Для них задействовали Елагин дворец, где снимали царские интерьеры, Царское село, дом-музей Державина, Летний сад, Тифлисский переулок, канал Грибоедова, набережная Фонтанки, Дом ученых и особняк Нейгарта. Для того, чтобы горожане не помешали съёмкам, оцепляли сразу несколько улиц. Впрочем, основные городские эпизоды снимали у Никольского собора – отсутствие железных дверей, кодовых замков, современных вывесок, дорожных и знаков и прочих примет XXI века сделало этот район наиболее удачным для реконструкции пейзажей того времени. Любопытно, что при съёмках момента, где убитого Распутина топят в проруби, Владимира Машкова заменял даже не каскадёр, а манекен, лицо которого сделали при помощи слепков с лица артиста.

Читайте также  Мероприятия к 1 сентября 2019: день знаний в санкт-петербурге

Семь самых трогательных фильмов снятых в Санкт-Петербурге

В преддверии крупнейшего кинопоказа под открытым небом «Питер, я люблю тебя», который состоится в Санкт-Петербурге 11 августа, вспоминаем семь самых трогательных фильмов снятых в городе на Неве.

Возможно, достаточно просто снять фильм, не важно о чем, в Питере, и он по-умолчанию преисполнится тоски и трогательности. Режиссерам картин из нашего списка этого показалось мало. Они добавили сногсшибательных актеров, по-настоящему цепляющих, близких каждому зрителю историй и… В итоге приложили свою руку к формированию того самого образа Санкт-Петербурга, который сегодня переполняет сердце каждого россиянина, даже ни разу здесь не бывавшего.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»

Главный герой — Иосиф Бродский. Картина представляет собой переплетение документальных, художественных и анимационных кадров, в которых прослеживается трогательная история самого поэта, а также жизнь творческой элиты Ленинграда.

Фильм 2009 года снял российский режиссер Андрей Хржановский по «литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского». Лейтмотив — фантазия о возвращении на родину, в любимый город поэта.

Российская мелодрама 2007 года — дебют Ярослава Чеважевского в большом кинематографе. Это трогательная история о том, как молодая женщина Лена из состоятельной московской семьи попадает в полосу неприятностей. Однажды она обнаруживает, что жизнь рушится, а поддержки родителей нет. Лена переезжает в Петербург в старую квартиру бабушки, чтобы начать новую жизнь, и устраивается на работу в районную социальную службу.

Одновременно другая героиня фильма — 6-летняя девочка Кука — проживает свою трагическую судьбу: она осталась без родителей и живёт в дворницкой заброшенного дома.

Однажды героини встречаются, но Кука видит в женщине угрозу и скрывается. После многих приключений обе героини наконец-таки находят друг друга. Действия фильма-сказки со счастливым концом, происходят на фоне осеннего и красивого Санкт-Петербурга.

Знаменитый фильм 1997 года повествует о лихих 90-х и атмосферно изображает Санкт-Петербург поздней осенью: постоянно хмурое небо, промозглые улицы и набережные, еще не отреставрированные и оттого еще более мрачные фасады.

Картина с жестокой историей снискала огромную популярность как в родной стране, так и за рубежом, получила множество премий и призов кинофестивалей, заняла 23 место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша». В 2000 году «Брат» замыкал список 50 самых продаваемых фильмов. На вершине находился «горячий», только что вышедший в прокат фильм «Брат 2».

«Осенний марафон»

Советская классика не стареет, тем более в исполнении Георгия Данелии. 46-летний Андрей Павлович Бузыкин, признанный переводчик, сотрудничающий с Ленинградским издательством, преподает в Ленинградском университете и все, вроде бы, более чем успешно, но в личной жизни — все наоборот. Андрей Павлович разрывается между женой и молодой любовницей. В общении с окружающими людьми он страдает от собственной слабохарактерности и отсутствия четкой позиции.

Сюжет трудно назвать свежим — таких людей пруд пруди, но фильм пришелся по вкусу советским зрителям и продолжает нравиться современным любителям отечественного кино. События происходят на фоне легендарных мест Ленинграда 1979 года. Чего стоят уникальные, смешные до слез диалоги и гениальнейшая игра великой плеяды актеров!

«Ты у меня одна»

Бывший боксер, простой инженер, Евгений Тимошин получает шанс изменить свою жизнь к лучшему. Его зовет с собой в Америку молодая, красивая, богатая женщина, влюблённая в него с детства. Но Тимошин любит свою жену, и никогда даже не думал об Америке. Треугольник, в который подмешивается сравнение нищенского существования простого ленинградского работяги и успешной американской дамы, в конце концов заканчивается песней молодости супружеской пары «Ты у меня одна».

«Вам и не снилось. »

Школьники Роман и Катя безоглядно тянутся друг к другу в порыве первой любви. Мама Кати счастлива во втором браке и хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. И даже ревность его супруги, строящей всё новые барьеры между детьми, не в силах остановить юношеских чувств. И символично, объединяет влюблённых именно Ленинград, который, по замыслу ревнивой мамы Романа, должен был бы разлучить.

«Зимнее утро»

Вольная экранизация повести Тамары Цинберг «7 симфония». Фильм, как и повесть, посвящены блокаде Ленинграда. Автор книги сама пережила страшный период, она была одним из бойцов сопротивления. Несмотря на страшный контекст, в котором происходят события картины, это очень добрая и трогательная история. Война. Ленинград находится в блокаде. Город бомбят, множество людей гибнет, и в хаосе юная Катя спасает маленького мальчика, которого называет Сережа. Вскоре судьба сводит их с офицером Ворониным, который уверен, что вся его семья погибла, но в Сереже, он признает своего сына Дмитрия. Воссоединившись с ребенком, он удочеряет и Катю.

Санкт-Петербург в кино: 16 фильмов, снятых в городе на Неве

Сегодня, 27 мая, культурная и туристическая столица России Санкт-Петербург отмечает свой 314-й день рождения. Город на Неве поражает величием и притягивает восторженные взгляды. Его атмосфера и архитектура настолько удивительны, что многие кинематографисты захотели снять в этих великолепных декорациях свои фильмы. Рассказываем о самых ярких картинах, снятых в Северной Венеции.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Совместная советско-итальянская картина Эльдара Рязанова и Франко Проспери стала одним из лидеров по количеству показанных в ней достопримечательностей Северной столицы – Невский проспект, набережная реки Мойки, Казанский собор, Дворцовая площадь, Биржевой мост, Усадьба Кушелева-Безбородко, Смольный собор, Государственная академическая капелла… Эти и многие другие не менее известные места так или иначе послужили местом действия для этой комедии.

В центре сюжета – группа итальянцев, которые отправились в Ленинград в поисках спрятанного наследства покойной бабушки одной из героинь, Ольги.

В картине сыграли не только именитые советские актеры – Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и другие, но и итальянские звезды – Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза и Джиджи Баллиста.

Фильм наполнен трюками, а также… львами. Как подметил один из персонажей: «В этом городе львов больше, чем жителей!». На самом деле большая часть скульптур, показанных в картине, являются декорациями, и в действительности их не существует. Так, например их нет и никогда не было возле капеллы, Смольного собора и Итальянского мостика через канал Грибоедова. Да и у усадьбы Кушелева-Безбородко их всего 29, а не 149, как насчитали герои картины.

Но, даже учитывая, что создатели фильма немного «приукрасили» Санкт-Петербург (тогда – Ленинград), лента «Невероятные приключения итальянцев в России» превосходно передает атмосферу города.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Самый новогодний фильм нашей страны, основные события которого разворачивались в Ленинграде, снимался, тем не менее, преимущественно в Москве. В качестве тех самых типовых домов, расположенных по одному адресу (3-я улица Строителей, дом 25), но в разных городах, режиссер Эльдар Рязанов снял два панельных дома в московском районе Тропарево-Никулино по улице Вернадского.

К слову, если в Москве 3-я улица Строителей существовала, хоть и была переименована в улицу Марии Ульяновой в 1963 году, то в Ленинграде такой улицы не было никогда. Зато с 1955 по 1962 годы было сразу две улицы Строителей, но обе в дальнейшем были переименованы.

Город на Неве появлялся в картине эпизодически – например, главный герой Женя Лукашин садился в такси в аэропорту Пулково. Также в одном из кадров был показан Исаакиевский собор. Когда Ипполит едет на автомобиле, также показывают улицы Ленинграда. Надя покупала билеты для Лукашина на Московском вокзале и гуляла по центральным улицам города в районе Петропавловской крепости.

Несмотря на столь небольшое количество питерских пейзажей, картина все равно ассоциируется у зрителей в первую очередь именно с Ленинградом, а потом уже с Москвой, а также остается главным символом Нового года уже не один десяток лет.

«Мелодии белой ночи» (1977)

Еще один результат совместного творчества советских и зарубежных кинематографистов – картина о любви японской пианистки и русского композитора. Главные роли в ней исполнили Игорь Соломин и Комаки Курихара.

Съемки фильма проходили в Северной столице, а также в Японии. Помимо городских видов Ленинграда в картине также запечатлены пейзажи дачи, находящейся на берегу Финского залива в поселке Лисий Нос. Режиссерам Сергею Соловьеву и Киеси Нисимуре было необходимо показать всю прелесть белых ночей города на Неве, ведь именно благодаря их магии сердца героев забились чаще.

«Осенний марафон» (1979)

Фильм Георгия Данелии о запутанной жизни переводчика Андрея Бузыкина. Он разрывается между женой и любовницей, а также абсолютно не умеет отказывать из-за своей «мягкотелости». В картине сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке и другие.

Место действия – город Ленинград. Главный герой живет на Васильевском острове в доме по улице Кораблестроителей. Его любовница Алла проживает в центре, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Также в картине появляются Эльфийский садик, двор на Миллионной улице, Краснофлотский пешеходный мост, Исаакиевский собор и другие известные места города.

Читайте также  Приоратский парк в гатчине: фото, режим работы, как добраться

«Вам и не снилось» (1980)

Картина повествует о любви подростков Кати и Романа, которую взрослые понять не могут. За исключением разве что Катиной мамы и отца Романа, которые когда-то также были влюблены друг в друга.

Многие сцены фильма снимались в Москве, в юго-западной ее части. А вот дом бабушки в Ленинграде – это знаменитый Толстовский дом № 17 по улице Рубинштейна. Также в картине можно увидеть набережную реки Фонтанки, Невский проспект, Малую Садовую улицу, Екатерининский сквер и мост Ломоносова.

«О бедном гусаре замолвите слово» (1981)

Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражило вступление гусарского полка. Тем временем туда прибывает граф Мерзляев, которому поручено проверить нескольких офицеров. Помогает ему актер Бубенцов, находящийся под арестом в местной тюрьме.

Этот фильм также принадлежит авторству Эльдара Рязанова, главные роли исполнили Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Станислав Садальский и другие.

В картине можно увидеть Петропавловскую крепость и Кронверкскую набережную с разных ракурсов, Тучков переулок, тюрьму Трубецкого бастиона. Также в качестве декораций использовались улица Боровая, Фурштатская улица, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и Преображенская площадь.

«Вокзал для двоих» (1983)

И вновь творение Эльдара Рязанова. В центре сюжета — случайная встреча пианиста Платона Рябинина из Москвы и вокзальной буфетчицы Веры, перевернувшая жизни обоих героев.

Основная часть съемок проходила на Рижском вокзале в Москве, однако некоторые сцены были сняты в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале, а также в пространстве вагонного депо за Московским вокзалом.

«Зимняя вишня» (1985)

Картина режиссера Игоря Масленникова о сильной женщине Ольге, воспитывающей сына и встречающейся с женатым мужчиной, в свое время вызвала собрала множество восторженных отзывов и даже получила приз «За исследование актуальных нравственных проблем» на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

Главные роли исполнили Елена Сафонова, Виталий Соломин, Александр Леньков, а также Лариса Удовиченко, Нина Русланова и другие знаменитые советские актеры.

В основном действие съемок происходило в Ленинграде, в Толстовском доме, о котором уже говорилось ранее. Это место кинематографисты любят использовать для съемок благодаря его колоритности. Целый квартал с вереницей дворов-колодцев невероятно точно передает атмосферу Северной столицы. Масленников уже использовал это место для съемок одной из сцен «Шерлока Холмса» и, видимо, режиссеру оно показалось наиболее живописным в городе на Неве.

«Лестница» (1989)

Фильм-притча Алексея Сахарова, который, несмотря на прекрасный актерский состав и претензию на «кафкинианский» сюрреализм, прошел почти незамеченным в России. Главный герой, застрявший в тупике вопросов о смысле и ценности жизни, решил покончить с собой, но в самый последний момент его останавливает случайно оказавшаяся рядом девушка. Она отводит его к себе домой. Однако когда герой приходит в себя и решает уйти, оказывается, что сделать он это не может – лестница в подъезде, по которой ему нужно спуститься, никак не заканчивается, не давая ему отыскать путь к выходу из заколдованного дома…

Съемки проходили в Ленинграде – коммунальную квартиру и парадную с «бесконечной» лестницей снимали на Пушкинской улице, также тут можно увидеть знаменитые ростральные колонны около здания Биржи, сам Биржевой мост, доходный дом на Провиантской улице и другие места.

«Интердевочка» (1989)

Одна из самых скандальных картин советского кинематографа режиссера Петра Тодоровского «Интердевочка» почти 30 лет назад вызвала невероятно бурную реакцию публики. Все потому, что главная героиня Таня Зайцева, медсестра из Ленинграда, по совместительству была «валютной проституткой», которая мечтала выйти замуж за иностранца и в корне изменить свою жизнь. Съемки проходили в Москве, Швеции и в Ленинграде.

Основной площадкой для съемок в городе на Неве стала гостиница «Прибалтийская», которая располагается на берегу Финского залива по сей день.

«Золотой глаз» (1995)

Этот фильм «бондианы» с Пирсом Броснаном в роли агента 007 рассказывает о том, как Джеймс Бонд в России – в Санкт-Петербурге главным образом – ставит на место русскую мафию и сражается с международной группой террористов, которая захватила сверхсекретное оружие и угрожает спокойствию Великобритании (все как всегда, в общем).

Несмотря на то, что Джеймс Бонд в «Золотом глазе» героически лихачит на танке по Санкт-Петербургу, круша памятники культуры на раз-два, эта погоня частично снималась в Лондоне, частично – на специально выстроенных декорациях. «Волга» действительно крутилась по улицам города, но танку по ним ездить не разрешили. Все из-за того, что, если бы съемочная группа и впрямь решила проехаться на шеститонной махине по выбранным улицам Питера, это обернулось бы не только изуродованным асфальтом, но и разрушением системы канализации города. Впоследствии режиссер Кемпбелл Мартин отдельно упоминал этот факт в пресс-релизах, уточняя, что в Санкт-Петербурге вообще пришлось снимать только отдельные здания и улицы с минимальным привлечением актеров, потому что «им бы пришлось нанимать телохранителей». Так или иначе, в фильме «Золотой глаз» можно мимолетом увидеть колонны Исаакиевского собора, набережную реки Мойки, дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, который в ленте почему-то стал штабом КГБ, и многое другое.

Петербург извне через кинокамеру: лучшие фильмы о городе

Каким город на Неве видится вовне? Редакция «Окна в мир» подобрала топ-7 самых любопытных картин с участием Северной столицы.

1. «Онегин» (1998 г., Великобритания / США)

Топ-5 о бизнесе: лучшие фильмы и сериалы последних лет с экономическим акцентом

Пожалуй, самая известная на сегодняшний день классическая экранизация романа Пушкина «Евгений Онегин». Лента была снята Мартой Файнс — её брат Рэйф Файнс исполнил роль самого Онегина. Образ Татьяны воплотила Лив Тайлер, будучи ещё на заре своей актёрской карьеры. Интересная деталь: Ольгу сыграла Лена Хиди — ныне известная всему миру звезда «Игры престолов», исполнительница роли королевы Серсеи.

Разумеется, фильм про Евгения Онегина не мог обойтись без кадров Санкт–Петербурга, ведь именно туда уезжает Татьяна, там затем выходит замуж, там же герои встречаются вновь, чувства Онегина в корне меняются, и затем происходит драматичная и всем известная развязка. Городские сцены, которых довольно много в последней четверти фильма, действительно в большинстве своём снимались в Петербурге. Сделанные в историческом центре города, они весьма тонко подчёркивают состояние героя и в целом сняты с большим уважением к российской культуре и истории города. А внимательные петербуржцы, безусловно, могут узнать некоторые из знакомых городских пейзажей.

2. «Демоны Санкт–Петербурга» (2008 г., Италия)

Итальянский фильм про Достоевского, где идея принадлежит Андрею Кончаловскому, а музыка написана великим Эннио Морриконе, — это уже что–то весьма необычное. Сюжет разворачивается вокруг написания (надиктовывания жене Анне) «Игрока», что делал Фёдор Михайлович днями, и поисков главы загадочной террористической организации, чем писатель занимался по ночам вперемешку с кошмарами и приступами эпилепсии… Якобы в психиатрической клинике Достоевский познакомился с одним из членов группировки и теперь хочет помешать им совершить очередной теракт против царской семьи.

Критики отмечают, что в целом Санкт–Петербург снят весьма выдержанно и достоверно. Разумеется, лента снималась именно в нашем городе, и множество ключевых туристически популярных и исторически известных мест сняты вполне реалистично. Кроме того, отмечают, что съёмки проводились в реальной квартире Достоевского — в первом доме по Малой Мещанской. Также видят зрители и реальную камеру Секретного дома, где держали Достоевского, когда подозревали в пособничестве террористам. Такой необычный набор локаций, безусловно, выделяет фильм и привлекает к нему внимание.

3. «Преступление и наказание» (2002 г., Великобритания)

Снятый BBC телесериал был весьма тепло принят теми российскими зрителями, которые хорошо (а не просто поверхностно) знакомы с текстом романа и в целом с творчеством Достоевского, а также знают основную тональность, присущую его произведениям.

И здесь нет ничего удивительного — BBC широко известен тем, что снимает великолепные экранизации и исторические телесериалы, и этот, как–то весьма тихо прошедший мимо широкой массовой российской аудитории, не стал исключением. Бережное обращение с классикой — и такое же бережное обращение с тем самым со школы знакомым образом Петербурга Достоевского — словом, дух города из романа на экране, безусловно, присутствует.

И, само собой разумеется, часть съёмок действительно проходила в Петербурге.

4. «Бункер» (2004 г., Германия — Австрия — Италия)

Нашумевшая лента про последние дни и часы жизни Адольфа Гитлера, снятая по мемуарам его личной секретарши, показывает образ уже почти сломленного фюрера, который при приближении советских войск к Берлину всё ещё верит в победу и скрывается в секретном бункере вместе со своим близким кругом соратников. Там, собственно, Гитлер и Ева Браун совершат самоубийство, а Марта Геббельс отравит шестерых своих детей, а затем и они с Геббельсом совершат взаимное убийство.

Читайте также  Александровская колонна в санкт-петербурге: памятник александру 1

Самое примечательное с исторической и одновременно художественной точки зрения — то, что период, который предшествовал штурму Берлина советскими войсками, снимался в Петербурге на всем известной и на момент съёмок самой разрушенной улице города — улице Шкапина. В массовке же были задействованы переодетые в одежду того времени обычные петербуржцы, изображавшие местных жителей. Поистине пути истории неисповедимы. А фильм, помимо его достойной художественной составляющей и весьма высокой исторической достоверности, стоит посмотреть хотя бы из–за этого дикого парадокса истории.

5. «Окно в Париж» (1993 г., Россия — Франция)

Фантастическая и метафоричная лента, снятая Юрием Маминым на заре 1990–х, для многих является одной из любимых комедий с налётом меланхолии и тоски. Сюжет вертится вокруг обычной петербургской коммуналки на окраине, где внезапно среди компании пьющих товарищей открывается дверь, ведущая прямо в Париж. Так наши соотечественники времён постперестройки попадают в столицу Франции, в свободный мир и совершенно чуждую им среду, а двое несчастных парижан оказываются в Петербурге, откуда жаждут поскорее вырваться домой. Фильм отличается очень достоверной картиной жизни людей и в целом Петербурга тех лет. Город, окутанный туманом, дождливый, с серой толпой на улицах, при этом словно отстранённый от своих жителей, — сегодня город на Неве совершенно другой. Однако и картинка 1993 года, снятая глазами Юрия Мамина, — тоже, безусловно, часть истории и души Петербурга.

6. «Механик» (2005 г., Германия — США)

Классический, казалось бы, боевик категории В отличается тем, что все действующие лица там — русские, пусть главный герой и оказался волею судеб в Лос–Анджелесе. Дольф Лундгрен, исполнитель главной роли, также выступает как режиссёр и автор сценария — однако его стиль мало чем выделяется. Примечательно, что в фильме актёр говорит по–русски без перевода. Он исполняет роль десантника–афганца Николая, который мстит своему заклятому врагу, пытаясь одновременно спасти похищенную злодеем девушку.

Весьма банальный сюжет разбавляют виды Петербурга, использованные как в эффектных сценах, так и в качестве просто красивого фона для мужественного профиля Лундгрена. И, хотя фильм выпущен уже в середине 2000–х, его создатели, кажется, пытались сделать всё, чтобы показать Россию, и в частности Петербург, именно времён 1990–х. С одной стороны, это кажется смешным, а с другой — вроде и не очень… Но своеобразное место действия определяет некоторое ностальгическое настроение у зрителей, живо помнящих Петербург примерно таким и в тот самый период.

7. «Анастасия» (1997 г., США)

Мультфильм, снятый в абсолютно диснеевском стиле студией «Двадцатый век Фокс», также показывает определённый образ Петербурга–Петрограда. Сюжет основан на легенде о том, что младшая дочь императора Николая II, принцесса Анастасия, смогла спастись во время революции (забудем сейчас всё про Ипатьевский дом в Екатеринбурге и представим, что царская семья была во время штурма Зимнего дворца буквально в ночных рубашках), выросла в детском доме, а потом по воле случая вернулась в послереволюционный Петроград, познакомилась с полуаферистами–полугероями, которые решили отвезти её в Париж, к вдовствующей бабушке «для опознания», желая получить обещанную награду. Разумеется, злым магом предстаёт Распутин, который чинит героям всяческие препятствия. Но любовь и прекрасный вальс, безусловно, восторжествуют.

Что же касается образа города, то он воссоздан в мультфильме весьма «презабавно» — сначала мы видим лишь мир прекрасных балов во дворцах, затем сама революция представляет собой одномоментный захват дворца толпой, а после в Петрограде рабочие в голод и холод распевают на площадях песни, собственно, про новую власть и этот самый голод и холод. Ничего общего с реальностью, разумеется, вся эта сказка и эти образы не имеют, однако стоит отметить одно: художники студии считали, что как до, так и после революции Петербург был и есть невероятно красив. С этим уж точно не поспоришь.

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

10 отечественных фильмов о Петербурге

Собрали десять фильмов, действие и герои которых ощущаются частью Петербурга, а сам город раскрывается с любопытных сторон, по-разному обыгрываются знакомые места, вспоминаются иные эпохи.

«Прогулка», 2003

— Я хочу узнать, верит ли наша милиция в любовь с первого взгляда.

Девушка знакомится на улице Петербурга с молодым человеком и его другом. Героев захватывает бурная мелодраматическая история с широким диапазоном чувств, разворачивающаяся по дороге от Исаакиевского собора до Дворцовой площади.

«Русский ковчег», 2002

— Вы же у себя на Родине.
— Да, но времена не мои.

Два путешественника во времени оказываются в Зимнем дворце: французский маркиз из первой половины XIX века и наш соотечественник и современник. Они ведут между собой захватывающую беседу, путешествуя сквозь три века впечатляющих событий российской истории. Фильм уникален тем, что, несмотря на костюмированность и огромное количество персонажей, он снят одним дублем, это получилось сделать только с третьей попытки после нескольких месяцев репетиций.

«Петербург. Только по любви», 2016

— Такая женщина должна быть окружена мужским полом.
— А я не такая женщина.

Альманах, состоящий из нескольких абсолютно разноплановых короткометражек, главные герои которых — женщины, как будто вступающие в отношения с самим городом.

«Окно в Париж», 1993

— По-моему, Петя, ты упал.
— Это не я упал, это моё тело.

Во время вечеринки жители коммуналки в Спасском переулке обнаруживают в одной из комнат окно в Париж. Персонажи, включая парижан, начинают ходить туда-сюда через это окно, попадая в забавные, нелепые и безумные ситуации. Положение осложняется тем, что срок функционирования окна ограничен.

«Васильевский остров» (мини-сериал), 2009

— Мы с тобой стоим на краю.
— На краю чего?
— Как? На краю нашего острова.

В коммунальной квартире на Васильевском острове разворачивается борьба за комнату, оставшуюся после смерти соседки. Картина демонстрирует эволюцию сложных отношений между совершенно разными людьми, связанными трагическими воспоминаниями и непростым настоящим.

«Осенний марафон», 1979

— Что, очень плохо?
— Почему?
— Ну ты же всё повычёркивал.
— Да нет… Так, мелочи кое-какие… Ну, например: «Коза кричала нечеловеческим голосом». Это я не мог оставить.
— Ну а каким?
— Да никаким. Просто кричала.

Один из известнейших фильмов Георгия Данелии. 46-летний мужчина мечется между женой и молодой любовницей, параллельно мучаясь своей слабохарактерностью и неспособностью выстроить личные границы со множеством других людей. Действие этой крайне реалистичной истории полностью происходит на фоне Ленинграда 1979 года.

«Счастливый неудачник», 1993

Картина по мотивам автобиографической прозы писателя Вадима Шефнера — о жизни мальчика в коммуналке на Васильевском острове в 1930-е годы. Что вытворяли мальчишки в те времена, какой была дворовая дружба, о поэзии, счастье и молодом задоре в непростую эпоху.

«Питер FM», 2006

— Скажите, пожалуйста, а вы не видели здесь случайно молодого человека в синей куртке? Он должен меня ждать.
— Видела. Вон их сколько, выбирай любого!

Машу и Максима случай сводит в суматохе Петербурга. Эта встреча заставляет их понять, что от того, что они прежде считали важным, есть ради чего отказаться. Наивная романтическая история о перевернувшем жизнь знакомстве в мегаполисе на фоне красочных будней знакомых улиц.

«Кука», 2007

Находясь в поиске своего пути в жизни, Лена решает начать всё заново и переехать из Москвы в Петербург. Здесь она устраивается на непрестижную работу в социальной службе и знакомится с шестилетней девочкой, которая, как выясняется, живёт совсем одна. Жизнеутверждающая почти сказочная история, происходящая на фоне осеннего города.

«Мелодии белой ночи» 1976

Ведь не сном же всё это было — нашей жизнью было, в которой и сегодня ни ты, ни я ничего не хотели бы переменить.

Советский композитор Илья и японская пианистка Юко случайно встретились в городе в период белых ночей. Они и представить себе не могут, что их ждёт вторая встреча при совсем иных обстоятельствах. Атмосферу повествованию задаёт созвучная времени белых ночей одновременно глубокая и невесомая музыка Исаака Шварца.

  • 28 июля 2017 4 084

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: