Казанский собор в санкт-петербурге: фото иконостаса и храма - JEKATERINBURG.RU

Казанский собор в санкт-петербурге: фото иконостаса и храма

Храмы Петербурга. Казанский

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади. Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре. Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста. Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.

В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.

Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.

Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.

Наконец, отмечу шедевр религиозной живописи в Казанском соборе — запрестольный образ К.П.Брюллова «Взятие Богоматери на небо».
Карл Павлович Брюллов — величайший русский художник первой половины XIX в.
Богоматерь Казанского собора, написанная Брюлловым, это его Мадонна. Ее образ возник в его сознании задолго до 1836 г., когда ему было поручено написать Ее запрестольный образ. И хотя сам художник остался недоволен своей работой, однако в ней можно видеть то, что он сам сказал о Сикстинской Мадонне: «Грация соединена со строжайшим стилем…». Вознесение Богородицы тематически близко к православному Успению. Но какая огромная разница в манере художественного воплощения этого сюжета в старых русских иконах и в картине гениального русско-европейского художника!
Высоко над землею на легком облаке стоит брюлловская Богоматерь. Два Архангела в виде бесплотных духов поддерживают Ее. Херувимы несут на главах своих облако кверху. Вся живописная группа выражает стремительное движение в высь. Богоматерь благоговейно скрестила руки на груди и подняла глаза «горе». С радостью и смирением взирает Она на видимого Ее одной Всемогущего Творца. Навстречу Ей сверху стремятся новые Силы Небесные. Православный человек, взирая на этот шедевр Брюллова, так же как и на другие образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. В 1876 году перед собором прошла первая в России политическая демонстрация, на которой выступил Плеханов Г. В. Рабочий же Яков Потапов развернул красное знамя. Результат — несколько десятков лет каторги. В 1929 году собор, как культовое здание, был закрыт, а в 1932 году здесь разместили музей Истории религии. Во время ВОВ в соборе, у могилы Кутузова М. И. проводились торжественные воинские ритуалы – клятвы на верность Родине и Ленинграду. Тысяча шестьсот пробоин и следов от снарядов насчитали реставраторы на крыше, стенах и колоннах.

Читайте также  Ботанический сад в санкт-петербурге: фото, часы работы, цены

При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.

Сооружение храма приравнивалось к важнейшему делу государеву. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие такие мэтры как Камерон Чарльз, Кваренги Джакомо, Тома де Томон Жан и др. Победил молодой и неизвестный архитектор — Воронихин Андрей Никифорович. И это не случайно: Воронихин был питомцем графа Строгонова, президента Академии художеств, куратора стройки. Андрей Воронихин был крепостным графа. Заметив способности мальчика к живописи и архитектуре, граф направил его учиться в Москву; его учителями были архитекторы Казаков и Баженов. В 1785 году граф дал вольную Андрею, и отправил юношу продолжить обучение в Швейцарию и во Францию.

Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии

Фотографии

Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.

Происхождение образа

До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).

Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.

Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.

Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.

С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному . Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.

Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.

Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.

Реликвии храма

Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери .

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. Н а мраморной доске значится : «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау».

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

Чудесные явления образа

О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей.

С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.

Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.

Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона.

Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.

Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.

Советское прошлое

В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.

Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.

Празднование святыни

С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.

Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.

Послесловие

Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.

Читайте также  Сезон закрытия фонтанов в санкт-петербурге 2019

Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.

Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично!

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свой собственный Ватикан

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.

Музей истории религии и атеизма

Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.

«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.

Икона Казанской Богоматери

В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.

Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.

Загадки Санкт-Петербурга не заканчиваются. Мало кто знает ответ на вопрос,
как в северной столице появились дворы-колодцы .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

  • Крепость, не знавшая сражений
  • Тысячелетие России в бронзе
  • Адмиралтейство

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Читайте также  Открытый каток «ледовый рай» в спб: режим работы, цены, описание

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться: Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы: Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье — с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: