Каменноостровский дворец в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Каменноостровский дворец в санкт-петербурге

Каменноостровский дворец

Это одна из самых малоизвестных и даже таинственных императорских резиденций. И не только потому, что стрелку Каменного острова, где стоит дворец, закрывают вековые деревья, а от основной части дворцовая территория отгорожена стеной и высоким забором. Дело в том, что после того как в 1917 году дворец национализирован, он попал в ведение военных. И находился под властью людей в погонах до 2007 года. Поэтому доступ в этот самый красивый уголок Петербурга был строго-настрого закрыт. Среди горожан вся дворцовая территория получила неофициальное наименование Малая земля.

Каменный остров, на котором был воздвигнут Каменноостровский дворец, всегда называли «Жемчужиной Петербурга». На Каменном острове в летние месяцы жил со своей семьей А.С. Пушкин, и здесь им было написано знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Сюда стремился весь Петербург.

Название острова, возможно, восходит к XIV–XV векам, когда эти земли принадлежали Великому Новгороду, и после закрепилось за ним. Вдоль берега острова на лоцманских картах отмечали выступавшие из воды камни, в том числе и огромный валун, возвышавшийся из воды напротив южного берега, что могло послужить поводом для названия. В начале XVIII столетия остров иногда называли Каменным носом («нос» значит мыс).

Низменная, часто затопляемая территория требовала для её осушения и освоения устройства системы каналов. В 1777–1779 годах в центральной части острова прорыли с севера на юг Большой канал с тройной липовой аллеей и прямоугольным бассейном. От Большого канала к востоку отходил рукав, завершавшийся круглым прудом.

С конца XVIII века Каменный остров был модным местом летнего отдыха высшей петербургской знати. Все чаще и чаще при упоминании о нём можно было услышать восторженные слова.

Как и соседние острова, Каменный остров неоднократно переходил от одного владельца к другому.

Пётр I пожаловал остров своему троюродному дяде – канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину. По наследству остров перешёл к его старшему сыну Александру. Александр Гавриилович Головкин продал это имение супруге канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Сын канцлера Пётр уступил его казне. После этого Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну – цесаревичу Павлу Петровичу. По указу Павла Петровича на месте дома Бестужева-Рюмина и был построен новый дворец, комплекс дворцовых сооружений, существующие и поныне. Остров являлся собственностью императорской фамилии вплоть до 1912 года. К этому времени Каменный остров превратился в уникальный музей загородных особняков, где, как в выставочной экспозиции, тесно соседствовали и легко уживались классицизм и Возрождение, готика и русский стиль, средневековые замки и ультрасовременные декларации модерна. Это исключительно живописное архитектурное своеобразие Каменного острова сохраняется до сих пор. Кстати, на рубеже XX и XXI веков традиция возведения особняков на острове возродилась.

В 1912 году герцог Мекленбург-Стрелицкий и принцесса Саксен-Альтенбургская передали остров в ведение городского самоуправления.

Каменноостровский дворец начал возводиться по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена на восточной оконечности острова в 1776 году. Проект дворца был сделан в модном тогда стиле загородной усадьбы со служебными корпусами, хозяйственными постройками, конюшнями, оранжереями, обширным садом. В 1777 году из-за разрушительного наводнения в Петербурге строительные работы были прерваны. Позже работы возглавил уже архитектор Джакомо Кваренги. Он и выполнил окончательный проект внутренней планировки и отделки здания.

Каменностровский дворец. Современный вид

Двухэтажный дворец имеет в плане сильно растянутую П-образную форму. Его южный фасад обращен к Малой Невке, а северный – выходит к обширному парадному двору. Двор ограничен по сторонам боковыми крыльями здания. Центр северного фасада акцентирован шестиколонным портиком тосканского ордера, а южный украшен восьмиколонным портиком, завершенным аттиком.

Внешний облик Каменноостровского дворца отличается великолепной прорисовкой деталей и прекрасными пропорциями. Здание не зря признано выдающимся памятником классицизма.

В левом крыле дворца располагались столовая, гостиная, два кабинета с библиотекой, а в правом – театр.

На сцене этого театра в дальнейшем выступали императорские труппы. В то время как Павел в начале восьмидесятых годов XVIII века путешествовал по Европе, в самом дворце продолжались отделочные работы.

В 1784 году Павел Петрович пригласил для работы в Каменноостровском дворце архитектора Винченцо Бренну. Благодаря ему была создана значительная часть интерьеров дворца на Каменном острове. Рядом с дворцом был разбит обширный регулярный парк.

С Каменноостровским дворцом связано много историй и легенд. После вступления на престол Александра I дворец стал любимой резиденцией императора. В 1812 году именно сюда, по преданию, прискакал «Медный всадник», узнав, что император собирается вывезти монумент за пределы Петербурга, опасаясь приближения французов. Мол, тогда бронзовый Пётр сказал, что, пока он стоит на своём месте, с его любимым городом ничего не случится. Достоверно же известно, что здесь в 1812 году государь поручил командование русской армией Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову.

В период правления Александра во дворце по проекту архитектора Луиджи Руска была осуществлена перепланировка помещений западного крыла здания. Было изменено также и декоративное убранство залов. В это время по проекту архитектора Ж. Тома де Томона был перепланирован Каменноостровский сад – он получил пейзажную планировку.

После смерти Александра дворец перешёл в собственность великого князя Михаила Павловича, а затем его вдовы великой княгини Елены Павловны.

В комплекс Каменноостровского дворца входит церковь Иоанна Предтечи. Она построена в 1776–1778 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в память Чесменской победы русского флота. Небольшое крестообразное в плане сооружение решено в неоготическом стиле: со стрельчатыми окнами, высоким шатром колокольни, декоративным сочетанием краснокирпичных стен с белокаменными резными деталями. Церковь возводилась из красного кирпича, из-за которого в народе ее зовут Красная. Впрочем, более распространенное в народе название этой церкви – Предтеченская. Рядом с церковью находилось кладбище кавалеров Мальтийского ордена.

Сейчас Каменноостровский дворец – объект исторического и культурного наследия федерального значения – восстанавливают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Каменноостровский проспект

Каменноостровский проспект Его порой называют галереей модерна. В первую очередь из-за того, что на нём сосредоточено много замечательных образцов этого архитектурного направления. Все они были созданы выдающимися мастерами на рубеже XIX – ХХ веков.Каменноостровский

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Приоратский дворец

Приоратский дворец Этот дворец не имеет аналогов в России. Ни по своему внешнему облику, ни по технике возведения, ни по строительному материалу. Мало с чем его можно сравнить и в мире.Приоратский дворец в Гатчине – единственное землебитное сооружение на территории

Дворец для Баала

Дворец для Баала Теперь, когда Йамма был устранен, не осталось никаких препятствий для сооружения дворца. И Баал стал готовиться к строительству.Горные недра дали ему серебро и золото, по морю доставили драгоценные камни. Собрал он и людей, готовых пожертвовать всем,

1. Отношение Теодориха к римлянам. — Прибытие его в Рим в 500 г. — Его речь к народу. — Аббат Фульгентий. — Рескрипты, составленные Кассиодором. — Состояние памятников. — Заботы Теодориха о сохранении их. — Клоаки. — Водопроводы. — Театр Помпея. — Дворец Пинчиев. — Дворец цезарей. — Форум Траяна. —

1. Отношение Теодориха к римлянам. — Прибытие его в Рим в 500 г. — Его речь к народу. — Аббат Фульгентий. — Рескрипты, составленные Кассиодором. — Состояние памятников. — Заботы Теодориха о сохранении их. — Клоаки. — Водопроводы. — Театр Помпея. — Дворец Пинчиев. — Дворец

3. Императорский дворец в Риме. — Императорская гвардия. — Пфальцграф. — Императорский фиск. — Папский дворец и папская казна. — Уменьшение доходов Латерана. — Растрата церковного имущества. — Иммунитет епископов. — Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров

3. Императорский дворец в Риме. — Императорская гвардия. — Пфальцграф. — Императорский фиск. — Папский дворец и папская казна. — Уменьшение доходов Латерана. — Растрата церковного имущества. — Иммунитет епископов. — Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Дворец

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, — это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его «единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке».[131] Результаты раскопок

Каменноостровский мост

Каменноостровский мост Расположен на бывшей окраине Петербурга. Соединяет Стрелку (восточную оконечность) Каменного острова с Аптекарским островом. Ширина Малой Невки у моста 169 м. Длина моста 180,74 м, ширина — 27 м; масса металлических пролетных строений 1133 тонны; масса

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ — ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ — ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории — поиска

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Дворец

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом «дворцы». Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Дворец

Дворец Персепольский дворец стоял — а останки его стоят и поныне — на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат — Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Каменноостровский дворец в рамках проекта Открытый город

В рамках проекта Открытый город посетила 04.07.2017 Каменноостровский дворец. Чтобы туда попасть, предварительно нужно зарегистрироваться на сайте Открытый город.

Кроме того, по информации полученной от ведущего экскурсии Ивана (который также работает в Академии) каждую субботу Академия талантов готова знакомить жителей города с дворцом.

Читайте также  Серный мост (мост бетанкура) в спб: строительство

Боясь опоздать я пришла раньше на час, и была пропущена доблестной охраной на территорию дворца, что дало мне возможность погулять по парку раз, сделать фото без людей два и посидеть читая книгу на берегу Большой Невки три, в тишине и одновременно почти в центре города. Таков вид на дворец со стороны парка.

Пустынные аллеи, кругом фонари, поющие птички и отсутствие суеты, кстати парк носит условное название «Тихий отдых», действительно отдых там очень тихий, территория парка конечно не совсем большая, если сравнивать с другими парковыми зонами, но она с двух сторон ограждена водами рек, с третьей стороны домами, поэтому обычная городская суета остается далеко за пределами парка.

А вот и выход к реке, сидя на скамейке можно отдыхать душой и телом, созерцая воды реки и ощущая легкий ветерок

Таким фасадом дворец смотрит на город через Большую и Малые Невки, так как в этом месте они сливаются

Но время экскурсии подходит к началу и вперед во дворец,

Немного исторической справки о Каменноостровском дворце: Екатерина II подарила Каменный остров Павлу и в 1776 началось строительство дворца под руководством Ю.М. Фельтена, прерывались работы из-за наводнения, и затем к проекту подключился Д.Кваренги и в 1782 году дворец был полностью закончен. Менялись владельцы, ими были и Александр I, и Коммуна беспризорных имени Луначарского и санаторий Ленинградского военного округа.

И первый зал который нас встречает Аванзал, тогда он исполнял функции комнаты ожидания, единственный момент скульптуры должны были располагаться на улице, но данный мрамор очень чувствителен к питерской погоде и для их сохранения они занесены внутрь. Кстати выход из Аванзала возможен через стеклянные двери, включаем воображение и представляем как кареты приближались ко дворцу, высаживали людей и те по лестнице поднимались в зал.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем Станислава Понятовского и к отделке интерьеров привлекли архитектора В.Бренна благодаря чему в Аванзале появились фрески с видами Рима.

А мы двигаемся дальше в Парадный зал

В этом зале совсем недавно чествовали золотых медалистов города, ипока остались элементы в виде флагов и цветов, установок камер.

Интереса ради поискала старые фото помещений, сложность при реставрации, как отметил Иван, была следующая, очень много было разных слоев и трудность заключалась в том, что оставлять, что убирать. Кстати в подвале стояли печи которые отапливали помещение, и воздух теплый попадал из отверстий под зеркалами

Но в открытые двери мы видим ранее известную как Малиновуюгостинную, а сейчас центр игр, именно в этой гостинной любил бывать А.С.Пушкин, как отметил гид, но фото гостинной, как выглядела ранее, ненашла.

Скульптуры композиторов зато сохранились в подлиннике, как и камин, но вопрос работает или нет, гид затруднился ответить, но обращу внимание на интерактивные игры которые здесь теперь проходят, участники разбиваются на команды, и например начинаем играть в «Свою игру»

А перед нами на табло экран ведущего, что в нем полезного, вопервых ведущий всегда может посмотреть ответ, отслеживается время, вопросы можно установить для любого класса, есть стандартная программа, но вполне можно создать свою, все нажимы кнопок сопровождаютсямузыкальным оформлением как и в обычных программах, в настоящее времянастроены такие игры как «Своя игра», «Брейн ринг», «Умники и умницы»,«Что? Где? Когда?»

Ровно в четыре часа услышали мелодичный звон часов и на этом покинули бывшую Малиновую, Музыкальную гостинную

Очень завидуем детям у которых теперь есть такая возможность играть в телевизионные игры не покидая города и переходим в помещение, в котором были ранее театральные постановки, а сейчас сделан голографический театр

В театре была показана постановка о создании дворца и одной из легенд про Петра I.И мы проходим дальше, в зал заседаний

В этом зале, как впрочем и в других очень хочется отметить потолочные росписи, которые восстановлены практически с нуля, нашла фотографию по реставрации, судите сами какая кропотливая работа была проведена

Благодаря этим мастерам мы теперь можем увидеть ту красоту, что была во дворце изначально

Но переходим дальше, еще один зал в который мы сунули свой любопытный носик, это еще одна игровая комната, на примере мы видим табло, где написаны страны и флаги, все объекты двигаются и достаточно взять рукой табличку и повести ее по экрану и она будет перемещаться, и при верном совпадении флага и наименования страны они исчезают с экрана, очень актуальная игра для малышей особенно, а впрочем и не только для них.

Пора подняться выше

А выше мы попадаем в тайный кабинет Александра I, именно здесь он поручил командование в 1812 армией М.И. Ктутузову, здесь узнал и о заговоре декабристов. Во время ВОВ и в послевоенные годы госпиталь/санаторий и в этом помещении были лечебные ванны, которые нанесли фрескам очень сильный урон

После тайного кабинета пора посетить музей, в музее представленыразные наряды, которые можно потрогать руками, примерить шляпки, стоятэкраны которые при приветствии включаются и рассказывают разные истории

Мимоходом заглянем что еще предлагает Академия талантов детям, и студия кино, где ребята могут снимать свои передачи, фильмы

В голубом зале занимаются дети с конструированием, на фото около лестницы сконструирован кран который работает при подаче воздуха

В завершении хочу процитировать статью, которую нашла в интернет издании Дневник Петербурга:

Решение о создании «Академии талантов» в Каменоостровском дворце было принято летом 2014 года.

«Когда мы принимали решение о том, чтобы отдать дворец вам, у нас не было сомнения. Сейчас я вижу, что мы приняли верное решение. Были скептики, которые сомневались, стоит ли отдавать такой красивый дворец детям, но у нас есть пример Аничкова дворца, где сама атмосфера дисциплинирует. В нашем городе много талантливой молодежи, и я уверен, что Академию ждет счастливая судьба», — сказал Георгий Полтавченко на торжественной церемонии открытия.

Глава города выразил надежду, что здесь будут раскрываться талант юных петербуржцев, и многие сделают здесь сделают свой первый шаг в будущую жизнь.

По легенде, старинные часы в Каменоостровском дворце, пока он пустовал, остановились. Но когда Дворец оказался в руках нового поколения, часы снова пошли, ознаменовав тем самым начало нового периода в жизни дворца.

Георгий Полтавченко поблагодарил тех, кто принял участие в реставрации дворца: генеральным подрядчиком работ во дворце выступило ООО «РК „Интарсия“.

В классические дворцовые интерьеры органично вписана очень современная техника и программное обеспечение, созданное на наших петербургских предприятиях: „Полимедиа“ и „Кронштадт“.

Кроме проведения занятий, „Академия талантов“ станет штаб-квартирой Совета старшеклассников и Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга.

»Эта Академия позволит многим детям определить свои возможности, чтобы сделать выбор на дальнейшее будущее. Это важно в нашем современном мире, когда надо достаточно быстро учиться», — сказал Георгий Полтавченко.

От Аничкова дворца (Городского Дворца творчества юных) «Академия талантов» отличается, в первую очередь, нетрадиционным подходом: вместо постоянно действующих кружков, куда дети целенаправленно ходят несколько лет, «Академия талантов» поможет каждому сначала попробовать новые занятия и определиться, что ему интересно.

Проще всего попасть в «Академию Талантов» через свою школу, которая сможет направить заинтересованных учеников во Дворец. Но и родители, и дети самостоятельно тоже смогут получить информацию на сайте «Академии Талантов» или прийти лично.

По субботам в «Академии Талантов» проходят программа «Знакомьтесь, Дворец» — это интерактивная экскурсия для детей с родителями, в ходе которой можно познакомиться с техносферой дворца и узнать, чем и как тут можно заниматься. Абсолютно все занятия в «Академии талантов» совершенно бесплатны.»

И в завершении заглянем в музыкальный зал и пойдем прочь, радуясь тому, что есть теперь у детей. Я думаю любого родителя заинтересует обучение ребенка или возможность проведения разных мероприятий в Академии талантов.

По словам нашего гида Академия готова к сотрудничеству и разумнее заключать школе договор о партнерских отношениях, договор позволит более эффективно использовать возможности академии для своих нужд. Вне договора также возможны отношения, но они будут только в случае если необходимые залы будут свободны. На данный момент такие договора заключены с 56 школами, более 3500 ребят приняли участие в 2016 году в разных программах.

И напомню, что Академия начала работать с 14 декабря 2015 года, пока небольшой срок конечно, но зато сколько всего интересного таит теперь Каменноостровский дворец.

Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге: адрес, фото и история

Каменноостровский дворец – это, пожалуй, одна из самых таинственных и малоизвестных императорских резиденций. И даже не потому, что место, в котором он находится, надежно скрывают вековые деревья и территория дворца огорожена высокой стеной. Дело в том, что после национализации дворца в 1917 году он перешел в ведение военных и принадлежал военным ведомствам до 2007 года. Именно по этой причине доступ в этот красивейший уголок Петербурга был закрыт.

История дворца

Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну – Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.

Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.

Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.

С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского – польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.

Читайте также  Океанариум спб у метро звенигородская, стоимость от 450 рублей

В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.

В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.

После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.

Дворцовый парк

В 1824 году по проекту Тома де Томона, была произведена перепланировка парка, принадлежавшего А. П. Бестужеву-Рюмину, из пейзажного в регулярный. Эту работу выполнил известный садовый мастер Ф. Ф. Лимин. Около дворца были разбиты восьмигранные и овальные клумбы, была оформлена центральная аллея, более удаленные участки сада было решено сделать в пейзажном стиле.

Описание дворца

Каменноостровский дворец (СПб) – это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.

Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом – театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.

Новейшая история дворца

В советское время Каменноостровский дворец, адрес которого — Каменноостровский проспект, 77, был передан под санаторий, который принадлежал Ленинградскому военному округу. В начале 2008 года организация «Лапин энтерпрайз» начала исследовать состояние дворца. Затем специалисты составили отчет, техническое задание и подготовили проект реставрации. Планировалось, что уже к концу 2008 года удастся восстановить гидроизоляцию фундаментов и подвалов, а также будут приведены в порядок фасады.

В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.

Каменноостровский дворец: «Академия талантов»

Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.

Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.

  • организация площадки для самореализации одаренной творческой молодежи, позволяющей выявлять таланты и помогать ребятам выбрать будущую профессию;
  • органично вписать в классические дворцовые интерьеры современные технологии, не нанося ущерба архитектуре сооружения.

Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.

Студия занимательных наук

Этот центр реализует различные общеразвивающие программы. Лабораторные программы по химии, физике, географии, биологии, экологии позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования, используя лабораторные инструменты PASCO и делать свои первые открытия.

Концертно-театральный центр

«Академия талантов» – это прекрасная площадка для проведения творческих вечеров, отчетных концертов, театральных постановок.

  • комплекты звукоусиления Bose;
  • микшер для источников звука;
  • осветительное оборудование Robe;
  • набор радиомикрофонов.

Студия интеллектуальных игр

В этом центре ребята развивают техники творческого мышления, на время превращаясь в известных знатоков популярных телевизионных интеллектуальных игр, участвуют в городских конкурсах по брейн-фитнесу.

Центр проектной деятельности

Он предназначен для праздников, костюмированных балов, путешествий во времени, ролевых игр. Благодаря современной системе отображения информации, видео-конференц-связи и конференц-системе, центр стал востребованной площадкой для встреч и дискуссий ребят с актерами и учеными, спортсменами и музыкантами, политиками.

Коворкинг-пространство

Оно предназначено для коллективной креативной работы. Огромная интерактивная видеостена создана из четырех ЖК-панелей. С ее помощью можно открывать видео, изображения, документы в формате PDF, сохранять заметки.

Учебный класс

В Академии есть прекрасно оборудованный мультимедийный класс, который предназначен для проведения презентаций, интерактивных программ, трансляций видеоматериалов. В классе применяются интерактивные учебные материалы по астрономии, истории, военно-патриотическому воспитанию.

Высокоточное изображение, система объемного звука и электронные викторины превращают процесс в увлекательное путешествие.

Студия визуальных искусств

Этот медиацентр имеет виртуальную студию, комплект мощного осветительного оборудования и профессиональных видеокамер, современные графические станции для видеомонтажа. Операторское мастерство, тележурналистика, фотодело, режиссура монтажа, мультипликация – в каждой из этих областей могут попробовать свои силы ученики Академии.

Студия хранителей дворца

Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец – ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.

Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.

В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все – экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.

Живая картина – это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.

«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.

Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.

Как добраться?

Если вы собрались посетить Каменноостровский дворец, как добраться сюда, мы расскажем ниже.

Вам необходимо доехать на метро до станции «Черная речка», пересесть в троллейбус № 34, который довезет вас до остановки «Каменный остров». Перейдите на противоположную сторону улицы и пройдите около ста пятидесяти метров по набережной Малой Невки до входа во дворец. Не забудьте взять с собой своих детей-школьников – возможно, их заинтересует «Академия талантов».

Каменноостровский дворец

Каменноостро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры федерального значения.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77, 83

Содержание

История

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова . Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен [1] . Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом — дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал — в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

Читайте также  Чесменский дворец в санкт-петербурге: история

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.

В 1808-1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824-1828 годах архитектор З.Ф. Дильдин перестраивает театральный флигель.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Дворцовый сад

Появился на месте сада А.П. Бестужева-Рюмина одновременно со строительством Каменноостровского дворца. Перепланировкой занимался художник и архитектор Павла Петровича Ф. Виолье. Около дворца появились овальные и восьмигранные клумбы (по типу голландских садов), центральная аллея, удаленные участки сада выполнены в пейзажном стиле. С 1810 года благоустройством сада занимался архитектор Ж. Тома де Томон, развивший идеи Ф. Виолье.

В 1776-1778 годах у входа во дворец появились Парадные ворота, в конце главной аллеи — Церковные, со стороны набережной были установлены Мраморные ворота, перенесенные 1810 году к 1-му Каменноостровскому мосту, а в 1956 году — в Павловский парк.

Большой интерес представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь Рождества св. Иоанна Предтечи [2] , построенная в память Чесменской победы в 1776—1778 годах в конце центральной аллеи дворцового сада по проекту Фельтена Ю.М.

На территории дворцового комплекса располагались Инвалидный дом (арх. Иван Кребер, полностью перестроен в 1979 г. под спортивный объект), Кухонный корпус (1785 г.), Хозяйственный и Дровяной дворы, каменная конюшня, манеж, гауптвахта (арх. Л.И. Шарлемань), дом садового мастера. По проекту Л. Руска в 1809-1811 гг. велось строительство Больших каменных оранжерей, декоративная роспись которых была выполнена выдающимся декоратором П. Гонзаго в 1813 году.

Работы в начале XXI века

В начале 2008 года было сообщено о том, что организация «Лапин энтерпрайз» исследует состояние дворца. После этого специалисты компании составят техническое задание и подготовят проект реставрации. К концу 2008 года должна быть восстановлена гидроизоляция подвала и фундаментов и приведены в порядок фасады.

Эти работы проводятся в рамках госконтракта стоимостью 100 000 000 рублей. [3]

Тайны Каменноостровского дворца

Каменноостровский дворец, расположенный на стрелке одноимённого острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки, сейчас, благодаря проекту «Открытый город», доступен всем нам. Во время экскурсии у каждого есть возможность не только полюбоваться отреставрированным зданием, его фасадами и интерьерами, но окунуться в загадочное прошлое дворца и его обитателей.

Дворец изначально окружён ореолом тайны. Императрица Екатерина II задумала построить здесь резиденцию для своего сына, будущего императора Павла I, которого она не особенно жаловала, но хотела иметь под присмотром. Каменный остров неплохо подходил для этой цели: сын живёт отдельно, но от Зимнего дворца добраться недолго, так что все шаги своенравного наследника легко можно было держать под контролем. На месте предполагавшегося строительства находился загородный дом канцлера времён Елизаветы Петровны, А.П. Бестужева-Рюмина, но нужен был дворец, соответствующий тогдашним архитектурным веяниям – в духе набиравшего силу классицизма.

Какого архитектора выбрать для строительства? В 1765 году императрица пригласила для этой цели талантливого Василия Ивановича Баженова, недавно вернувшегося из Парижа, где он оттачивал своё мастерство. Вот что пишет в своих «Записках» Семён Андреевич Порошин, воспитатель цесаревича (запись помечена осенью 1765 года): «Смотрели чертежи нововыезжего из чужих краёв нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили», а чуть позже архитектор осматривал мыс и размышлял, «как бы там зачать строение». Однако сочинённая с размахом, по-баженовски, резиденция не соответствовала концепции Екатерины II в отношении наследника. Государыня не стремилась привлекать к нему особого внимания, поэтому тогда строительство так и не началось. Таинственно исчезли Большие чертежи, на которых Баженов представил свои проектные идеи. Однако исследователи высказывают надежду, что эти бумаги терпеливо ждут в какой-нибудь пыльной папке с неустановленными постройками в где-нибудь архиве или музее…

Следующее упоминание о предполагаемом строительстве дворца на Каменном острове оставил в своём письме, отправленном из российской столицы в начале 1776 года, французский дипломат барон Мари Даниель Буррэ де Корберон: «В двух верстах от Петербурга, на Неве, есть очень красивый остров, Каменноостровский. Великий князь, коему он принадлежит, собирается строиться на нём». Дворец строился неспешно, окончательно отделка интерьеров завершилась в 1784 году.

Долго не стихали споры об авторстве построенного здания, высказывалось мнение, что автором мог быть И.Е. Старов, строивший Таврический дворец… И вот осенью 2003 года в Государственный Эрмитаж из Италии прибыл П. Анджелини, который привёз несколько фотокопий с авторских чертежей Джакомо Кваренги, среди которых были два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме. Гость не знал, что это за сооружение, но специалисты Эрмитажа тут же разгадали ребус. Таким образом, понадобилось более двух веков, чтобы загадка авторства Каменноостровского дворца была разгадана, причём это произошло мистически случайным образом. Однако и сейчас высказываются сомнения относительно авторства этого строгого стройного здания.

После дворцового переворота, жертвой которого стал Павел I, Каменноостровский дворец становится одной из самых любимых резиденций сына убитого государя – императора Александра I. Молодой монарх был полон реформаторских планов, но обсуждать эти идеи публично было опасно – многие в высших кругах не желали никаких изменений. Поэтому государь обдумывал реформы в узком кругу друзей-единомышленников, составлявших так называемый Негласный комитет. Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований состояла из четырёх «молодых друзей» императора, близких ему по возрасту, духу, взглядам – Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыского и Виктора Кочубея. Возможно, для этих и подобных собраний в Каменноостровском дворце были проведены секретные строительные работы. Над вторым этажом западного жилого флигеля был надстроен третий этаж из четырёх комнат, расположенных вокруг светового дворика. В этих помещениях находился так называемый «верхний» кабинет Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера. К комнатам были устроены две новые лестницы – со стороны дворцового дворика и деревянная узенькая лестница, соединяющая главный официальный кабинет государя на втором этаже с секретным на третьем. После завершения строительных работ все документы были уничтожены… Есть сведения, что в «верхнем» кабинете работал М.М. Сперанский, готовивший преобразование Российской империи в парламентскую монархию.

С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время нашествия в 1812 году «корсиканского чудовища» Наполеона Бонапарта Александр I жил здесь, на острове, и подумывал о том, чтобы вывезти памятник Петру Великому из города, дабы он не достался французам. Ситуация была действительно серьёзной. В начале сентября «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в городе начаты приготовления «к вывозу нужных вещей… для заблаговременной предосторожности, предупреждая замерзание рек». Адъюнкт Педагогического института К.И. Арсеньев вспоминал: «С июня месяца исключительным предметом разговора было вторжение Наполеона в Россию. В каждый день можно было видеть огромные транспорты, отправляющиеся из Санкт-Петербурга сухопутно и водою в самые отдалённые части империи».

В те тревожные дни одному из петербуржцев, некоему майору Батурину приснился странный сон. Он увидел себя на Сенатской площади, стоящим в ночную пору перед статуей Петра I. Неожиданно лицо Медного всадника начинает обращаться к нему, царь съезжает с «Гром-камня» и тяжело скачет на Каменный остров, к дворцу, где живёт Александр I. Не веря своим глазам, император медленно выходит навстречу своему знаменитому предку. Основатель Петербурга вглядывается в лицо потомка медными очами, и глухо говорит ему, что пока кумир стоит на Сенатской площади, он будет охранять свой город, так что опасаться нечего. Встревоженный этим сном, Батурин добился приёма у князя А.Н. Голицына и рассказал ему всё. Голицын, сам бывший изрядным мистиком и сновидцем, поверил Батурину и передал его сон императору. Потому-то Медный всадник и остался на своём месте, несмотря на все волнения 1812 года… Литературоведы указывают на это предание как на один из возможных источников знаменитой сцены с Медным всадником в одноимённой стихотворной повести А.С. Пушкина.

Каменноостровский дворец таит и загадку последнего путешествия Александра I, из которого ему не суждено было вернуться живым. Здесь он провёл последнюю ночь перед отъездом. Что обдумывал тогда император? Эти тайны хранят стены Каменноостровского дворца… Последняя запись в камер-фурьерском журнале об Александре I относится к 1 сентября 1825 года: «В 6 часов утра государь император с Каменного острова один в коляске изволил прибыть в Царское Село. А оттуда в 15 минут 8-го часа его величество с генерал-адъютантом бароном Дибичем в коляске соблаговолил отсутствовать в предприявший путь в вояж по России и Таганрог». Вскоре к нему присоединилась жена, императрица Елизавета Алексеевна. Следом – дальнее путешествие, и возвращение монаршей четы в Петербург – но уже в гробах… Однако это совсем другая история.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: