Храм спас на крови в санкт-петербурге: история - JEKATERINBURG.RU

Храм спас на крови в санкт-петербурге: история

История храма Спаса на крови

История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого — двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец — композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Читайте также  Ресторан тройка спб: отзывы, фото, цены

Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: « Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего — бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.

Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».

« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.

Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.

В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику. все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, — более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!
Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.

Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.

«Заговоренный» храм

В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.
Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо. Как выяснилось впоследствии, один из них все же попал в главный купол, но пролежал там, не разорвавшись, до 1961, пока его не обнаружили и не обезвредили.
Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.

Есть в Питере и ещё одна достопримечательность — Аничков Мост.
История и тайны коней Петра Клодта впечатлит даже тех, кто хорошо знаком с северной столицей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Красивейший мемориал с непростой историей. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге овеян множеством городских легенд и загадок. Чего он только ни перенес на своем веку.

Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства. Мастера использовали богатую коллекцию самоцветов. Одно только покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью заняло площадь 1000 квадратных метров.

Девятикупольный храм построен в нехарактерном для Петербурга стиле русского зодчества. Не зря часто отмечают сходство между Спасом на Крови и Храмом Василия Блаженного: многие композиционные приемы и формы церквей созданы по примеру Москвы и Ярославля 17 века.

С момента трагической гибели Александра II и основания собора в память о его мученической смерти место прочно вошло в городской фольклор. А реставрацию с ее строительными лесами, занявшую целых 25 лет, отразили в творчестве Булат Окуджава и Александр Розенбаум.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Координаты: 59.940037, 30.328930

Режим работы: 10:30-18:00, ежедневно (выходной — среда)

История

Все произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского (сейчас — Грибоедова) канала. Террористы, члены организации «Народная воля», убили императора самодельными метательными снарядами. Они надеялись, что гибель царя приведет к социальным преобразованиям и разожжет революцию.

Место гибели царя-освободителя сразу же приобрело особое значение: участок оградили забором уже в тот же день вечером. Тогда же был выставлен часовой.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге возводили 14 лет. При его строительстве применили самые передовые технологии того времени: здание было полностью электрифицировано. Всего свет давали 1689 электроламп. Собор оснастили и молниезащитой. Громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей.

Интересные факты

  • Пропорции собора выбраны неслучайно. Высота одного из куполов — 81 метр, что символизирует год смерти царя. Другого — 63 метра, это возраст, в котором он погиб.
  • «Спас на картошке» — так неофициально прозвали храм. После снятия блокады тела захоронили, и до конца войны здание приспособили под картофелехранилище. До тех пор там находился морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов горожан.
  • После мемориал стал складом декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В какой-то момент хранилище загорелось, пожар почти уничтожил уникальный мозаичный узор. Позже при обследовании храма в центральном куполе обнаружили застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Во время артобстрела он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 килограммов, никем не замеченный целых 20 лет.
Читайте также  Питер виктора цоя: маршрут по значимым местам

Что посмотреть

Внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа есть небольшой каменный купол. Под ним — огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Там взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки канала.

Над внутреннем убранством храма работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Беляев и другие известные мастера.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Хотя изначально входившие в декор самоцветы уже утрачены, внутреннее убранство храма и сейчас представляет едва ли не главную ценность Спаса на Крови, а это более 7000 квадратных метров. Над эскизами работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Павел Беляев и другие мастера Академии художеств.

Существует легенда о том, что одна из икон предсказывает будущее России. Если смотреть на нее долго и внимательно, то можно обнаружить даты поворотных моментов в отечественной истории. Например, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, смерть Сталина. Но правда ли это — доказательств нет.

Храм Спаса на Крови в разное время года

Цены на билеты в зависимости от сезона в Спасе на Крови не меняются. Особый тариф есть для иностранцев. Количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов, впрочем, как по всему Санкт-Петербургу.

С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на Крови в белые ночи». Выходной день — среда.

Собор вмещает около 1600 человек, так что в любое время года места хватит для всех желающих.

Где сделать красивое фото

Особенно красив собор в ясную погоду, когда синева неба подчеркивает яркие цвета эмали куполов. Откуда открывается лучший вид на храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге:

  • Марсово поле
  • Мало-Конюшенный мост
  • Набережная канала Грибоедова
  • Итальянский мост
Билет для взрослых 350 руб.
Билет для детей До 7 лет — бесплатно
От 7 до 18 лет — 100 руб.
Билет для студентов России и Белоруссии 100 руб.
Билет для пенсионеров России и Белоруссии 100 руб.
Билет для иностранных студентов (необходимо предъявить карту ISIC) 200 руб.
Вечерняя экскурсия 400 руб.

Цены в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге указаны на 2021 год.

Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови

18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.

Почему он так называется

Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

Мостовая внутри храма

Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.

Мозаика вместо росписи

Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Морг и овощехранилище

В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

Читайте также  Тюрьма «кресты» в санкт-петербурге: история, фото, экскурсии

Фугас под куполом

В 1961 году, уже после пожара, при обследовании куполов храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе был обнаружен застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Видимо, во время артобстрелов Ленинграда он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг пролежал под куполом, никем не замеченный, целых 20 лет.

Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Среди них были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. 28 октября 1961 года они, рискуя жизнью, с максимальными предосторожностями извлекли снаряд с помощью лебедки из перекрытия, спустили на землю, вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

История храма Спаса на Крови

Как строился храм Спаса на Крови и как смог устоять, если возводился прямо на канале Грибоедова? Как закладывали взрывчатку в Храм? Как трупы хранили в священном месте во время войны?

Почему Храм называется Спас на Крови

Храм был спроектирован именно чтобы отдать дань императору, который был смертельно ранен именно на территории будущего строения.

В названии Храма фигурирует выражение «на крови», что символично выражает пролитую Александром II кровь на месте, где в последствии и был возведен данный мемориал.

Средства на постройку были по крупице собраны со всей России, но Собор не стал приходским: он не был воздвигнут ради массового посещения, в нем лишь осуществлялись службы, посвященные памяти Александра II и каждый день произносили проповеди, а вход был лишь по пропускам.

Был момент, когда сооружение предлагали к сносу и называли «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», из-за чего уже по прошествии лет родилась легенда о якобы «Нерушимости» стен постройки. Были даже просверлены отверстия, в которые действительно заложили заряды взрывчатки.

Конкурсы на строительство святилища

Молниеносно после убийства была собрана комиссия по увековечению Александра II в стенах какого-либо сооружения.

Одновременно объявляется конкурс на строительство Храма Спаса на Крови, в котором принимает участие большое количество небезызвестных архитекторов того времени.

В конкурсе участвовали:

  • Иероним Китнер;
  • Иван Богомолов;
  • Виктор Шретер;
  • Андрей Гун и другие.

Из 26 анонимных проектов Комиссия отобрала 8 лучших, а победителем избрала работу под именем «Отцу Отечества». Выбранные работы были представлены в скором времени Александру III, но к всеобщему недоумению ни один из предложенных вариантов принят не был. Вскоре прошел второй конкурс, где было отобрано уже 31 работ и руку приложило гораздо больше известных личностей:

  • Александр Бенуа;
  • Андрей Павлинов;
  • Роман Кузьмин;
  • Александр Обер;
  • Николай Султанов;
  • Александр Резанов;
  • Роберт Гёдике;

После отклонения всех заявок снова, император выбрал таки совместную работу Альфреда и настоятеля Игнатия, но с одним условием: понадобится доработка конструкции под наблюдением профессора Д. И. Гримма.

Начало строительства храма Спаса на Крови

6 октября 1883 года торжество было положено начало строительству: основу Храма Спаса на Крови заложили под тщательным наблюдением комиссии, куда были приглашены многие архитекторы для проведения консультаций и корректировали данный проект.

  • Д. И. Гримм;
  • Р. А. Гёдике;
  • Э. И. Жибер;
  • Р. Б. Бернгард;

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что первый камень положил сам император Александр III в честь признательности и выражения почтения. При строительстве были применены революционные методы постройки: по причине близости с водой, решено было создать бетонное основание по всей площади Храма.

Также Александр III принял меры, чтобы место, где ранили его предшественника было отделено от самого Храма в небольшое сооружение.

Прекращение финансирования

В 1917 году казенные средства перестали прибывать на поддержание Храма Спаса на Крови, после чего произошло много перемен и даже организован массовый приход прихожан для продолжения работы Священного места. Все-таки в 1938 году принимается решение о его разборке за неимением средств для финансового благосостояния постройки, однако среди воцарившейся суматохи из-за наступления Великой Отечественной войны решение откладывается на неопределенный срок.

В дальнейшем во время войны в здании располагают морг, который функционирует на протяжении всех военных действий, а также в здании начинают хранить продовольственные запасы продуктов, в числе которых есть и картошка. Этот факт в последствии породил фразу «Спас-на-картошке», которой пользовались жители Ленинграда.

С окончанием войны Храм не возобновил священную работу, напротив: в здании продолжительное время хранили декорации и вещи местного Оперного театра.

В последствии в 1961 году в основном куполе был обнаружен немецкий фугасный заряд, ввиду чего проводилась долгая и опасная операция по обезвреживанию и удалению данного заряда из Храма.

Что касается времени наших лет, то 19 августа 1997 года уже в роли музея-памятника Храм Спаса на крови вновь возобновили вход для людей, а в 2014 году 21 января официально объявлен приход Храма Воскресения Христова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: