Елагин дворец в санкт-петербурге: история и современность - JEKATERINBURG.RU

Елагин дворец в санкт-петербурге: история и современность

Елагин дворец

Елагиноостровский дворец

Елагиноостровский дворец — расположен в Санкт-Петербурге на Елагином острове. Этот остров в XVIII в. принадлежал богатому вельможе Ивану Елагину, в честь которого был назван и впоследствии ни разу не переименован. В те годы там любила бывать императрица Екатерина II, для которой устраивались охоты и фейерверки. В 1780-х гг. для Елагина на острове был построен дворец.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

В начале XIX в. император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец. Так в Петербурге возник один из лучших дворцово-парковых ансамблей. Он включает в себя сам дворец, его Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный корпуса, павильон под флагом с гранитной пристанью и музыкальный павильон. Все это великолепие располагается на северо-восточной оконечности Елагина острова.

Двухэтажное здание дворца, увенчанное куполом, стоит на высокой каменной террасе. Один его фасад смотрит на реку, а с другой стороны в парк спускается широкая многоступенчатая лестница, которую стерегут чугунные львы. Перед дворцом находится Большой Масляный луг, откуда по Большой аллее при желании можно дойти до западной стрелки Елагина острова, где в XIX в. было модно гулять в белые ночи.

Интерьеры Елагиноостровского дворца отличаются изысканным убранством и оригинальной отделкой. В его украшении участвовали известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, художники Скотти, Виги, Медичи. В парадных помещениях первого этажа было более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных тонкой золоченой резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Вообще, на первом этаже — самые богато оформленные комнаты. В вестибюле, в нишах, стояли фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок был украшен росписью. Еще большей роскошью отличались столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и туалетная. Стены и колонны этих помещений были облицованы искусственным мрамором. В Овальном зале и кабинете этот мрамор был очень белый и блестящий, подобно лучшему фарфору, благодаря чему кабинет стал называться Фарфоровым. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли кабинет Александра I на втором этаже и Церковный зал на третьем.

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно снижает свой статус — сначала он становится запасной царской резиденцией, потом местом отдыха российских премьер-министров. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был отреставрирован и в 1987 г. открыт как музей.

Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.

  • Елагин остров, 4. М. «Старая Деревня», «Крестовский остров»
  • Тел. 430-11-31
  • Открыт ежедневно, кроме пн, с 10.00 до 18.00
  • Касса работает до 17.00. Санитарный день — последний вторник месяца. Осмотр — 40-60 мин. Вход — 150 р., льготный (пенсионеры и школьники) — 50 р., студенты — бесплатно
  • Посещение Музея художественного стекла оплачивается отдельно 150 р., льготный — 25 р., студенты — бесплатно

Музей занимает три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова — Дворец, Оранжерейный и Конюшенный корпуса. В его фондах — более 12 тысяч предметов искусства. Это живопись, скульптура, художественный фарфор, стекло, мебель, ткани, вышивка. Во дворце сохранились интерьеры, особенно хороши Овальный зал с полуколоннами и кариатидами, Голубая гостиная с камином из черного мрамора, Фарфоровый кабинет, Малиновая гостиная. Парадная анфилада залов находится на первом этаже.

На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства и старинных предметов интерьера, на третьем ведутся работы по воссозданию дворцовой церкви.

В Оранжерейном корпусе дворца в 2010 г. открылось новое музейное подразделение — Музей художественного стекла. В отреставрированном выставочном пространстве площадью 700 кв.м представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя — уникальная коллекция произведений закрытого в 1996 г. Ленинградского завода художественного стекла, которое в свое время было ведущим стекольным предприятием в СССР. Экспозиция занимает три зала, оснащенные самым современным музейным оборудованием: Центральный, Черный и Белый (в последнем проводятся временные выставки). В музее проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В Конюшенном корпусе находятся выставочные залы, в которых проходят выставки работ современных художников.

Елагин остров . Дворцово-парковый комплекс .
Елагин дворец (начало)

Архитекторы: Росси К. И.
Год постройки: 1818-1822
Стиль: Классицизм

Дом И. П. Елагина

1785 — Д. Кваренги (?) (перестроен)

Елагин дворец классицизм

1818-1822 — арх. К. И. Росси

Фасад Елагина дворца со стороны
реки. Чертеж К. Росси.
1818-1822 гг.

Гуляния на островах.
С литографии сер. XIX в.

Вид Елагина дворца.
Гуашь К. П. Беггрова. 1823 г.

Воробьёв М.Н. Вид с террасы
Елагина дворца, 1823, открытка
(добавил IVa )

В.С.Садовников.
Вид Елагина дворца со
стороны Средней Невки, 1847.

Н.Г. Чернецов (1804 — 1879).
Елагин дворец
(добавил IVa )

Гравюра XIX в.
(добавил Mary)

Журнал «Живописное обозрение»
(добавил Андрей Агафонов )

Фото из книги [95] C. 180
Добавил — Андрей Агафонов .

Елагинский дворец
Главный фасад
Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

из альбома
«Советская архитектура»

Вид на Елагин дворец. Фото 1960-е гг.
(Альбом ЛЕНИНГРАД. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964 г.)

В ЦПКиО им. Кирова.
Вдали б. Елагин дворец.
Ленинград. Нева. Комплект открыток.
Изд-во «Советский художник». 1966
(добавил peterburzhets)

Приложение к Топ-плану 2004
(добавил IVa )

Первое каменное здание было построено для обергофмейстера Екатерины II И. П. Елагина в 1785 г., возможно, по проекту Д. Кваренги.

В конце XVIII в Елагин решил благоустроить принадлежавшую ему усадьбу — были прорыты пруды, вокруг всего острова сделан земляной вал. В 1763 г. в восточной части острова был устроен регулярный сад. С 1785 г. начал формироваться пейзажный парк, в котором еще оставались дубы петровских времен.

Елагин остров неоднократно менял владельцев, а в 1818 г. был приобретен в казну. Александр I решил устроить здесь летнюю резиденцию для своей матери Марии Федоровны. Для этой цели был приглашен К. Росси.

Архитектор вместе с дворцом проектировал всю усадьбу, включая кухонный и конюшенный корпуса, оранжереи и парковые павильоны.

К парковым работам Росси привлек известного садовника Джозефа Буша.

Елагин дворец — центральное сооружение, входящее в архитектурно-парковый ансамбль Елагина острова. Дворец расположен в восточной части острова на берегу Средней Невки.

Это одна из первых работ Карла Росси в Петербурге. В 1818-1822 гг. арх. создал дворцовый усадебный дом, перестроив сущестовавшее еще в XVIII в. здание, почти полностью сохранив стены дома и расширив его боковыми портиками.

Торжественный внешний облик дома сочетается и с изысканостью интерьеров.

Основной объем здания, увенчанного плоским куполом, — двухэтажный, поставлен на высокий каменный цоколь, образующий широкую террасу, огражденную чугунной решеткой.

Главный фасад дворца обращен в сторону Масляного луга парка и украшен коринфским шестиколонным портиком, завершенным аттиком. Боковые ризалиты выполнены тоже в виде портиков с четырьмя колоннами.

К центральному парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница. По бокам лестницы установлены два чугунных льва с шарами.

Восточный фасад, выходящий на реку, оформлен полуротондой в центре. Полукруглая лестница украшена мраморными (?) декоративными вазами.

Фото — Тамара Николаевна, 2008
(добавил IVa )

К. Росси проектировал все внутреннее оформление дворца вплоть до мельчайших деталей убранства.

В оформлении интерьеров участвовали скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, декораторы-живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

Из парадных помещений первого этажа особенно эффектным был центральный Овальный зал, окруженный ионическими полуколоннами и кариатидами, поддерживающими купол с орнаментальной росписью.

По сторонам зала располагались Малиновая и Голубая гостиные, столовая, спальня и кабинет. Стены одних помещений были отделаны искусственным мрамором различных оттенков, других — затянуты специально вытканным драгоценным шелком.

Все интерьеры сохранились до ВОВ, когда они были уничножены пожаром.

Реставрация интерьеров дворца осуществлена в 1952-1961 гг. по проекту и под руководством М. М. Плотникова.

С 1962 г. здесь открыт Дворец художественных выставок.

Помещение церкви Николая
Чудотворца после реставрации,
Фото — K_Samarina, 16.04.2021.

Церковь св. Николая Чудотворца

Свое название остров получил по имени первого владельца — И. П. Елагина (1725-1794), статс-секретаря Екатерины II, писателя и переводчика, который во второй половине 1780-х выстроил на нем, по проекту Д. Кваренги, загородный дом. На его верхнем этаже около 1790 была освящена церковь св. Иоанна Дамаскина в честь небесного покровителя Елагина. Ее первым священником стал новгородский протоиерей Иоанн Котельский. Церковь просуществовала до смерти владельца, и была возобновлена в 1807 после перехода острова к гр. Г. В. Орлову (1778-1826) с новым освящением 29 мая 1808 во имя свт. Николая. Церковью пользовалась прежде всего жена графа — Анна Ивановна, урожд. Салтыкова, часто болевшая.
В 1817 остров был куплен для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, и через год К. И. Росси начал перестройку дома под ее летнюю резиденцию, перенеся церковь на третий этаж. 22 июля 1822 она была освящена архимандритом Товией в овальном зале, оформленном дорическими полуколоннами, сохранив, по желанию Александра I, свое прежнее название. Одноярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Федор Степанов, иконы написал акад. А. К. Виги, стюк сделал Я. Щенников.
На аналое лежал древний образ свт. Николая, в ризнице хранилась красивая дарохранительница из цветного мрамора. От Марии Феодоровны в храм перешла «Мадонна с Младенцем», вышитая ею по картине Рафаэля. Часть икон происходила из прежней церкви. По заказу Императрицы Александры Феодоровны была написана икона «Четыре Рождества», которая почиталась в царской семье.
С середины XIX в. службы в храме совершались лишь летом. В царствование Николая I, который любил жить во дворце, богослужением и парадом отмечался 5 сентября день св. Елизаветы — праздник Кавалергардского полка, стоявшего в Новой Деревне.
Перед революцией, когда дворец служил дачей для председателей Совета министров (Витте, Столыпина), впечатления от храма описал Д. С. Мережковский в „Старинных октавах“.
Закрыт дворец в 1917; пострадал при пожаре в начале 1942 и в 1952-1960 восстановлен по проекту М. М. Плотникова. Ныне занят хранилищем Елагинского дворца-музея. ([ 95 ]. 2010 г.и.С. 179-180; добавил: Наталия )

Читайте также  Биржевой мост в санкт-петербурге: история, фото, адрес

Где расположен Елагин дворец на карте Санкт-Петербурга

Елагин дворец является центральной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля на Елагинском острове Санкт-Петербурга. Созданный под руководством архитектора К. Росси.

Елагин дворец в Санкт-Петербурге является центральным зданием дворцово-паркового комплекса, о чем свидетельствует официальный сайт парка под аналогичным наименованием.

История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.

Исследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.

Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.

Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:

  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
  • Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.

Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.

1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».

1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.

1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.

Интересно. Кадры советского фильма «Небесный тихоход» запечатлели вид разрушенного после войны дворца (1945).

Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.

1961. Начинается функционирование базы отдыха:

  • этаж – выставочные залы,
  • этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
  • этаж – танцевальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.

На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.

Интересно. Современное кинопроизводство использовало дворцовые помещения в качестве декораций: имение Боринских (сериал «Курт Сеит и Александра», 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.

У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.

При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.

Парадные залы

Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.

Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения. Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет. Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.

Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.

Интересно. Изначально Опочивальня и Туалетная императрицы оборудовались мраморными каминами, над которыми находились большие зеркала.

Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.

Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.

Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.

Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.

Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.

Кухонный корпус дворца

Особенностью двухэтажного здания, расположенного по северному краю Масляного луга, является то, что солнечные лучи не проникали внутрь помещений, где готовилась пища. Внешняя сторона полукруглой формы, не имеющая окон, максимально декорирована лепниной, скульптурными элементами. Богатый декор скрывал истинное предназначение торжественного снаружи сооружения. На южном фасаде имеются 14 скульптур античных богов и героев.

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы располагаются в Конюшенном корпусе западной части Масляного луга. Два этажа подковообразного здания предназначались под жилые для императорской свиты, хозяйственные (стойла, каретные, хранение зерна, сена) помещения. Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение строения.

Оранжерейный корпус

Здесь содержится уникальное собрание экзотических растений. Интерьеры расписаны академиком Б. Медичи. Чугунные гермы отлиты мастерами Санкт-Петербургского завода по образцам Росси.

Кавалерийский, Фрейлинский корпуса

Кавалерийский корпус – место проведения мастер-классов проекта «Творческая дача». Во Фрейлинском на данный момент проводятся бальные мероприятия.

Как добраться до Елагинского дворца

Желающие посетить дворцово-парковый комплекс могут воспользоваться несколькими способами проезда:

  • автобусными маршрутами № 32,93;
  • трамвайными линиями № 2,21,48;
  • такси, следующими маршрутами 93, 133, 690;
  • метрополитеном до пунктов «Крестовский остров», «Старая деревня».

Выйдя из метро, необходимо пройти:

  • от «Крестовского острова» по ул. Рюхина до 2-ого моста, где располагается один из входов;
  • от «Старой деревни» по улице Липовой до 3-его моста рядом с Пр. Приморским.

Экскурсии, билеты и цены

Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.

Наименование Цена билетов
1 взрослый + сопровождение экскурсовода 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) 400 RUR 260 RUR 250 RUR
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) 200 RUR + 50 RUR 75 RUR + 25 RUR 100 RUR + 30 RUR
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) 250 RUR 120 RUR 130 RUR
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) 120 RUR + 60 RUR 50 RUR + 50 RUR 75 RUR + 55 RUR
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) 100 RUR 50 RUR 60 RUR
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) 70 RUR 50 RUR 40 RUR
Павильон под флагом 50 RUR 30 RUR 40 RUR

Костюмированные балы в Елагинском дворце

Бальные мероприятия с переодеванием в костюмы исторической эпохи на Елагинском острове проводятся согласно требованиям традиций 19 века.

Важно. С 01.08. 2016 Дворцовое здание недоступно для посещений вследствие проведения реставрационных работ. На время реставрации театрализованные балы проходят в корпусе Фрейлин.

Наименование Категория участников Цена билета Цена проката бального костюма
«В вихре бала» школьная группа (16 чел.)
группа лиц старше 18 лет (16 чел.)
4000 RUR (групповой)
7000 RUR (групповой)
350 RUR
«Елагинский котильон» до 14 лет
от 14 лет
850 RUR
1000 RUR
входит в стоимость билета
«Вечерний котильон» до 14 лет
от 14 лет
1200 RUR
1500 RUR
входит в стоимость билета
«Детский новогодний бал» школьники 1-4 классов 1500 RUR входит в стоимость билета

Современные молодожены имеют возможность провести церемонию свадьбы в Елагином дворце. Для торжества предоставляются Столовый и Овальный залы (70-100 человек), павильоны: Под флагом (30-50 чел.) и Музыкальный (100-150 гостей).

Императорские дворцы Санкт-Петербурга — Елагин дворец

Предыстория строительства Елагина дворца


На карте Санкт-Петербурга, изначально строившегося на островах, зеленым уголком обозначен Елагин остров с живописной природой и великолепным дворцом. В прошлом — летней резиденцией императорской фамилии Романовых, в настоящее время – Елагиноостровским дворцом-музеем декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.

Читайте также  Матчи чемпионата мира 2019 в спб: какие, когда и где?

Еще в 1709 году государь Петр I подарил этот самый северный из расположенных в дельте Невы островов видному в те годы государственному деятелю, барону Петру Павловичу Шафирову. Для вельможи был выстроен загородный особняк с хозяйственными постройками и домиками для прислуги.

В 1723 году П. Шафиров попал в немилость к государю, его имущество было конфисковано в казну, а уже в 1724 году остров со всеми зданиями перешел сподвижнику Петра Великого дипломату, графу Петру Ивановичу Ягужинскому, владевшему им чуть более полвека.

В 1771 году загородную резиденцию у наследников П. И. Ягужинского выкупил екатерининский вельможа Алексей Петрович Мельгунов, человек светский, любящий веселье и пышные приемы. Именно во дворце на Мельгуновом острове, как стали называть его по фамилии нового владельца, устраивал сановник балы для петербуржской аристократии. Частым гостем во дворце был известный поэт Гаврила Державин, даже посвятивший оду радушному хозяину и самой резиденции.

Спустя шесть лет А. П. Мельгунова назначили генерал-губернатором Ярославля, поэтому он продал остров Светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, который, в свою очередь, уступил его видному масону, историку Ивану Перфильевичу Елагину. И с 1777 года остров получил название «Елагин», несмотря на последующую неоднократную смену владельцев, сохранившееся до наших дней, хотя в официальных документах он числится как Центральный Парк культуры и отдыха имени Кирова.

Дворец при обер-гофмейстере двора И. П. Елагине

Екатерининский вельможа И. Елагин, не стесненный в средствах, решил выстроить на острове новый дворец, подчеркивающий его статус солидного и весьма богатого человека. К сожалению, ни точного описания дворца, ни имени зодчего, построившего для И. Елагина загородный особняк, в исторических документах не сохранилось, хотя многими исследователями авторство приписывается итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, только начинавшему в те годы карьеру при дворе императрицы Екатерины II. Известно только, что здание, возведенное в стиле раннего классицизма с использованием основ древнегреческой и римской храмовой архитектуры, находилось в восточной части острова, в самой высокой его точке.

К господскому дому примыкал Зимний сад, домовая Свято-Николаевская церковь, в богатейшем погребе хранились дорогие заморские вина. Вокруг острова, опоясанного высоким земляным валом с проложенной по нему дорогой и обсаженного деревьями, простирался большой регулярный сад с сетью тропинок, выводящих к небольшим рукотворным прудам. До настоящего времени еще с тех времен сохранились два дуба, называемые «елагинскими».

Также была устроена система шлюзов, сохранившаяся до наших дней, правда, укомплектованная более современным оборудованием, и каменная, обращенная в сторону Каменного острова, набережная с 12 медными пушками.

И. П. Елагин, как и предыдущий хозяин острова А. П. Мельгунов, очень любил гостей, поэтому в его загородном доме часто проводились всевозможные увеселительные мероприятия, которые посещала и государыня Екатерина Великая. А в летнее время по парку мог прогуляться любой желающий, отчего он считался публичным садом.

Елагин дворец при Романовых

После смерти И. П. Елагина в 1794 году остров еще несколько раз перепродавался. В 1807 году его купил граф Григорий Орлов — сын младшего из известных братьев Орловых – Владимира. У него в 1817 году и выкупил усадьбу за 350 тысяч рублей государь Александр I, решивший подарить этот тихий и уютный уголок Петербурга своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Для государыни, постоянно проживающей в Павловском дворце – подарке супруга, императора Павла I, посещение загородного Гатчинского дворца давалось с трудом. Вот для ее нужд и был куплен еще один дворец, ставший летней резиденцией Романовых.

Непростая задача — перестроить Елагин дворец для императорской фамилии — была возложена на российского зодчего с итальянскими корнями Карла Ивановича Росси. Эта работа стала для архитектора первым самостоятельным проектом, который он вместе с единомышленниками — скульпторами, живописцами, декораторами-лепщиками профессионально воплотил в жизнь.

Карл Росси сохранил стены елагинского господского дома, реконструировав его в великолепный трехэтажный, увенчанный куполом дворец, который соединил в себе и пышность императорской резиденции, и уют немецкого загородного дома. Помимо этого, в усадьбе появились служебные помещения (Кухонный и Конюшенный корпуса) и живописный пейзажный парк по английскому типу, созданный мастером-садоводом Джозефом Бушем. Были очищены пруды, разбиты новые дорожки, посажено огромное количество кустов сирени (вдовствующая императрица любила их аромат), а также благоустроены музыкальный павильон и павильон у пристани, оранжереи елагинских времен, в которых росли любимые цветы государыни Марии Федоровны — розы.

Все здания архитектурного ансамбля, живописно разбросанные по парку, визуально объединила между собой площадь Масляного луга – большое луговое пространство, на котором устраивались массовые гуляния на Масленицу.

В центре композиции расположился новый трехэтажный императорский дворец, увенчанный куполом, главный фасад которого украсили портики с колоннами, а парадный вход – пышная лестница с чугунными фигурами львов у самого ее начала и широкие пандусы для въезда конных экипажей. Противоположной части дворца, обращенной к саду, зодчий придал форму ротонды, также украсив ее портиками с колоннами и большими окнами, и расположив в ней великолепный Овальный зал. Третий этаж над ним заняла дворцовая Свято-Николаевская церковь. Из Овального зала открывался чудесный вид на Среднюю Невку и сад, к которому вела широкая двухмаршевая полукруглая лестница, украшенная декоративными мраморными вазами.

Интерьеры Елагина Дворца

Даже Конюшенный и Кухонный корпуса Карл Росси оформил в едином с главным зданием классическом стиле, отчего весь ансамбль приобрел завершенность и доскональность.

По желанию государя Александра I зодчий спроектировал не только новые интерьеры дворца, но и каждую их деталь, включая оформление стен, мебель, двери. Кстати, в первом этаже дворца более двадцати дверей, и каждая из них эксклюзивна. Изготовленные из разных ценных пород дерева, они богато украшены позолоченной резьбой, а дверь в кабинет императора еще и бронзой.

Люстры столовой также удивительны – каждая из них была оснащена небольшими бубенчиками, легко звеневшими во время парадных обедов от поднимающегося вверх тепла зажженных свечей.

Внутреннее убранство дворца гармонировало с его внешним видом. Каждая из гостиных, кабинетов и опочивален имела свой, неповторимый вид. Например, Овальный зал, Голубая и Малиновая гостиная были отделаны штофами, заключенными в позолоченные резные рамы, которые гармонировали со стенами, облицованными искусственным мрамором.

Овальный зал был украшен полуколоннами и статуями, купол выделялся затейливым орнаментом. Одна из комнат была полностью облицована мрамором белого цвета, сходство которого с фарфором было поразительным, за что и получила название Фарфорового кабинета. Другие комнаты также были обтянуты тончайшим шелком, богато украшены лепниной, скульптурами и росписями, гармонирующими с цветом мрамора и мебелью.

Над оформлением интерьеров дворца вместе с К. Росси работали известные мастера того времени: живописцы Джованни Скотти, Антонио Виги, скульпторы Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, а также резчики по дереву, мраморщики.

В 1821 году реконструкция дворца была завершена, и он так понравился августейшей матери, что в августе того же года Карл Росси был одарен Александром I алмазными подвесками к ордену святой Анны. Восхищение от рукотворной красоты дворца испытывали и многочисленные гости императрицы, а некоторые даже посвящали ему стихи. А перу пиита Серебряного века Николая Агнивцева принадлежит сравнение Елагина острова с «цветком в петлице Петербурга».

Государыня недолго радовалась уюту летней резиденции – в 1828 году она умерла. После ее кончины Елагин дворец постепенно превратился в один из запасных дворцов российских монархов, не часто ими посещаемых, но предоставлявших резиденцию на острове своим приближенным.

Так, летом 1907 года по приглашению императора Николая II во дворце жил премьер-министр и видный государственный деятель Петр Столыпин. Гостями во дворце в разное время были: министр финансов и путей сообщения Сергей Витте, председатель Совета министров империи Владимир Коковцов и министр внутренних дел Иван Горемыкин.

Судьба дворца в XX – XXI столетиях

До 1917 года Елагин дворец был собственностью фамилии Романовых, но после смены государственного строя и прихода к власти большевиков, его национализировали и открыли Музей истории и быта, действовавший до 1928 года. Сюда свозили ценные экспонаты из закрывшихся усадеб Крестового и Каменного островов.

Но после того, как в начале 30-х годов XX столетия были созданы организации «Госфонд» и «Антиквариат», музей был закрыт, а уникальная мебель, выполненная по эскизам К. Росси, и дворцовые художественные ценности постепенно были утеряны – часть передана в другие музеи, часть продана.

После этого некоторое время здания дворца были заняты филиалом Института растениеводства АН, а в 1932 году — однодневной базой отдыха (после открытия Центрального парка культуры и отдыха). Музыкальный павильон переоборудовали в молочный буфет, Кухонный корпус – в базу отдыха пионеров и школьников, Конюшенный корпус – в ресторан. Для отдыха трудящихся перепланировали парк: проложили новые дорожки, выстроили здание летнего театра, беседки и киоски.

В годы противостояний с фашистской Германией в начале 1942 года Елагин дворец был почти полностью разрушен. Снаряд, попавший в подвал здания через трубу дымохода, привел к сильному пожару, в результате которого обрушилась кровля и перекрытия между этажами, из-за огня были утеряны великолепные интерьеры.

Сразу по окончании Великой Отечественной войны талантливый ленинградский реставратор Василий Савков по крупицам собрал уцелевшие куски мрамора и фрагменты росписей и лепнины, сделав эскизы утраченных интерьеров. Именно эти эскизы стали той основой, по которой в 1952 – 1960 годах командой архитекторов-реставраторов, художников, паркетчиков, мастеров прикладного искусства под руководством Михаила Плотникова были проведены ремонтно-реставрационные работы, позволившие полностью восстановить в первоначальном виде парадные залы I этажа и, по отдельным архивным документам – интерьеры II и III этажей.

Читайте также  Сампсониевский собор в санкт-петербурге: фото и описание

В 1961 году Елагин дворец открыл свои двери для посетителей, вниманию которых были представлены выставочные залы с коллекциями фарфора, художественного стекла, вышивки, изделий из металла и дерева на первом этаже, бильярдные залы и комнаты отдыха на втором, и танцевальный зал, разместившийся в помещении бывшей дворцовой церкви — на третьем.

Елагиноостровский дворец-музей

С 1987 года бывшая императорская резиденция имеет статус Елагиноостровского дворца-музея декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий. В парадных залах I этажа проводятся всевозможные культурно-развлекательные мероприятия и костюмированные балы в стиле эпох император Петра I, государынь Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. А также демонстрируются коллекции скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства начала XIX столетия.

Второй этаж дворца занимают экспозиции вариантов оформления интерьеров домов русских вельмож и состоятельных горожан, увлеченных историческим стилем и стилем «модерн» во II половине XIX – начале XX столетий.

Елагинский парк – одно из любимых мест отдыха петербуржцев. В теплое время года там работают детские аттракционы, каждые выходные играет духовой оркестр, проводятся творческие и музыкальные вечера, для туристов организовываются фуршеты и пикники на свежем воздухе, летом дети и молодежь катаются на велосипедах и роликах, а зимой дорожки парка в распоряжении лыжников и конькобежцев.

Елагин дворец в Санкт-Петербурге: режим работы 2021 и стоимость билетов

Елагин дворец — это первый единый архитектурный ансамбль, созданный зодчим Карлом Росси.

Современники восторженно отзывались о постройке, так, в 1823 году журнал «Литературные листки» написал, что Елагин остров «в несколько лет, как будто волшебною силою, превращён в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить всё своё богатство. Старый дом превращён дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия».

При строительстве и оформлении залов мебель и все, даже мелкие детали, выполнялись по рисункам архитектора.

Часто этот дворец называют «дворцом дверей», поскольку дверей здесь немало, но нет двух одинаковых, причем для симметрии в некоторых комнатах были устроены фальш-двери.

На втором этаже находились помещения для дам, а также комната для императора. На третьем этаже располагалась церковь. В 1822 году по поручению Росси мастер Антон Фомин отлил на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры двух львов, копии с античных статуй, которые украсили лестницу Елагиноостровского дворца.

Архитектором Карлом Росси и Джозефом Бушем младшим были созданы уникальный парк в английском стиле и оранжереи, представляющие настоящее творение ландшафтного искусства, в чем-то похожее на парки Павловска.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818–1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

В 1920–1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952–1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Последняя реставрация Елагина дворца завершилась весной 2021 года. Полностью были отреставрированы второй и третий этаж, частично — первый. По эскизам великого архитектора Карла Росси на втором этаже было восстановлено архитектурное и декоративное убранство кабинета Александра I, воссозданы исторические интерьеры домовой церкви Николая Чудотворца. Теперь посетители могут осмотреть и женскую комнату, где дамы отдыхали или писали письма подружкам.

Восстановлена и входная группа дворца: вестибюли, Камер-юнгферская и Туалетная, Опочивальня и Малиновая гостиная.

Впервые здесь можно увидеть единственную в России работу датского скульптора Йенса Йерихау «Охотник за пантерами». Эта скульптура была найдена в ужасном состоянии на одной из дач Каменного острова.

Для посетителей открыты фонды музея. Здесь представлена уникальная коллекция фарфора, созданная как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

Как добраться до Елагина дворца в Санкт-Петербурге

От станции метро Крестовский остров пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: