Дворцово-парковый ансамбль михайловка: пригород спб - JEKATERINBURG.RU

Дворцово-парковый ансамбль михайловка: пригород спб

Дворцово-парковый ансамбль михайловка: пригород спб

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

УСАДЬБА МИХАЙЛОВКА

Текст — по книге С. Б. Горбатенко «Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель.»

Для просмотра фото в разрешении 1000х750 щелкните по картинке:

Михайловка. Ворота и план пансионата. Фото 5.10.2003 г.

За Стрельной лежит созданный в середине XIX века дворцово-парковый ансамбль в Михайловке — имении великого князя Михаила Николаевича, относящийся к уникальным образцам новаторского зодчества.

Михайловка. Центральная аллея. Фото 01.2002 г. и 5.10.2003 г.

В петровское время на территории Михайловки существовало несколько усадеб приближенных царя. Среди них усадьба Меншикова «Фаворит». Она сохранялась до 60-х годов XVIII в. Старые дубы — свидетели того времени.

Михайловка. Фото 5.10.2003 г.

В 30-х годах XIX в. три имения на этой территории стали владением императорской фамилии. Здесь, на площади в 106 га было и решено было создать дачу для младшего сына Николая I — Великого Князя Михаила. Название «Михайловская Дача» относится к 1834 году.
Ко времени образования «Михайловки» здесь уже был великолепный парковый массив, подчиненный рациональной и художественной планировке, находились господские и служебные жилые здания, а также хозяйственные постройки. В дальнейшем они были перестроены и определили место возведения каменных зданий такого же назначения.

От террасы Стрельнинского дворца сюда можно пройти по нижней дороге, проложенной по берегу моря. Парк Михайловки очень обширен и в верхней части красив благодаря прудам и вековым деревьям. В 1852 — 1855 годах по проектам А. И. Штакеншнейдера здесь были построены дом садовника и каменные оранжереи и распланирована прилегающая к ним часть парка.

Михайловка. Комплекс оранжерей. Центральная часть. Фото 5.10.2003 г.

С 1852 по 1862 год в усадьбе работали И. Шарлемань, Г. Боссе и А. Штакеншнейдер. По их проектам были построены кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Фасады Кухонного корпуса, Кавалерских домов, Оранжерей и зданий Конюшенного двора отличаются сдержанностью декоративного оформления, перекликаются с обликом дворца и вместе с тем полностью отвечают практическому назначению.

Михайловка. Гофмейстерский (кавалерский) корпус. Фото 5.10.2003 г. и 01.2002 г.

Михайловка. Конюшенный корпус. Фото 5.10.2003 г.

Михайловка. Кухонный корпус. Фото 5.10.2003 г. и 01.2002 г.

Сам дворец сложный по конфигурации, и, пока его не обойдёшь, трудно представить его размеры. Это — самое впечатляющее здание усадьбы. В 1856 году был объявлен конкурс на лучший проект дворца. Первое место занял И. Шарлемань, но строить дворец поручили Г. Боссе. Дворец был поставлен на краю верхней террасы и состоял из большого и малого корпусов. План дворца асимметричен. Зодчий словно нанизывает на диагональную ось множество объемов, максимально раскрывая их в окружающий пейзаж. Разновысокие объемы дворца объединены одноэтажной каменной галереей, что сохраняет функциональную автономность построек и усиливает их композиционную связь с окружением. Здание удачно сочеталось с ландшафтом. Разнообразные эркеры, террасы, чугунные балконы придавали ему живописный вид. Интересно были и решены террасы, лестницы с площадками, связывающие дворец с парком, особенно со стороны моря. В отделке фасадов и интерьеров были применены естественный камень, мрамор, чугунное литье, терракота, искусственный мрамор, лепка, мозаика. Внутри дворца интерес представляло «Бальное зало» с большими зеркалами на стенах, что давало бесконечные изображения присутствующих в этом помещении. Когда комиссия обсуждала проект Михайловского дворца, то было отмечено, что «фасады всех зданий представляют смешение стилей древнегреческого, италианского и новейшего английского».

Михайловка. Дворец вел. кн. Михаила Николаевича. Фото 5.10.2003 г.

Малоэтажная ступенчатая постройка сомасштабна человеку, соразмерна объемным формам ландшафта. Композиция дворцового комплекса, хорошо увязанная с окружающим рельефом за счет сложной системы декоративных сооружений — террас, трельяжей и пергол, буквально растворяется в окружающих рощах. Три прямоугольных внутренних двора с фонтанными бассейнами, гротами образуют с юга открытый, «воздушный театр» с примыкающей к нему цепью прудов. Сооружение в сочетании с водным, воздушным и растительными компонентами не имеет ничего общего ни с эстетикой позднего барокко, ни с триумфальной темой классицизма.

Михайловка. Дворец вел. кн. Михаила Николаевича. Фото 5.10.2003 г.

В это же время создавался и Михайловский парк, задуманный в пейзажном, английском, стиле. Рыли пруды, насыпали земляные горки, строили беседки, сажали деревья и кустарники. Все работы были закончены весной 1862 года. По проектам архитектора А. И. Резанова в парке сооружаются разнообразные по оформлению каменные мосты и плотина у озера.

Михайловка. Мостики в парке. Фото 01.2002 г. и 5.10.2003 г.

Парк в «Михайловке» — ценнейший памятник ландшафтной архитектуры. Он состоит из Нижнего парка, расположенного на прибрежной полосе, и Верхнего — на естественной возвышенности террасы. Объемно-пространственная композиция Верхнего парка оживлена цепью прудов, сообщающихся узкими каналами. Эти пруды, вырытые в форме «изогнутого канала», придавали парку особую живописность. С одного из искусственных возвышений, находящихся вблизи дворца, открывается панорама парка и моря.

Михайловка. Терраса с перголой. Фото 5.10.2003 г.

Позднее, в 1861 — 1864 годах, В Михайловке по проекту Давида Гримма была построена церковь во имя Святой Ольги. Автор одним из первых обратился здесь к наследию русской архитектуры XVI — XVII веков. Церковь представляет собой квадратную в плане постройку, основной четырехгранный объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которую снаружи поддерживали 18 колонн из серого песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с восточной стороны маленькими приделами по сторонам алтаря. Килевидные наличники и двойные каменные колонки, обрамляющие окна, рельефные орнаменты из кирпича, украшающие арки галереи, кувшинообразные колонны оживляют и разнообразят классическую симметрию композиции. На капителях шести колонн славянской вязью — церковные изречения, на остальных, геометрические орнаменты. С большим мастерством исполнены каменные колонки, испещренные затейливой узорной резьбой. Стены были прорезаны полукруглыми оконными проемами, обрамленными колоннами. Все сооружение завершал круглый барабан, увенчанный шлемовидным куполом из меди диаметром в два метра. Купол и бордюр были вызолочены. Главным украшением церкви стала роспись стен, выполненная известным художником того времени академиком А. Бейдеманом. Им же были выполнены и иконы для церковного иконостаса. Весной 1865 года садовый мастер Н. Фрост проложил к церкви дороги и благоустроил прилегающую местность. Храм был закрыт в годы Советской власти и в настоящее время внутренняя отделка церкви утрачена. Здание в 1968 году очень пострадало от пожара. Храм вновь передан церкви в полуразрушенном состоянии в марте 1993 года. В 2001 году началось его восстановление.
Удачно поставленная компактная по объему церковь в «Михайловке» — одно из сооружений в стиле русского романтизма, где творчески переосмыслялись художественные приемы древнерусского зодчества.

Михайловка. Церковь св. княгини Ольги. Фото 5.10.2003 г.

До 1917 года дача предназначалась исключительно для небольшой группы лиц царской семьи. После 1919 года здесь находилась детская трудовая колония «Красные зори». Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли дворец и разрушили многие здания.
В 1968 году началось восстановление «Михайловки» как базы отдыха Кировского завода по проекту М. И. Толстова и В. А. Постоенко. Восстановление столь сильно разрушенного и простоявшего в руинах более 20 лет ансамбля отличается большой сложностью, но уже восстановлены основные архитектурные сооружения, и парк «Михайловки» вновь обрел черты произведения садово-паркового искусства.

Читайте также  Петропавловский собор в санкт-петербурге: музей и усыпальница

Михайловка. Парк. Фото 5.10.2003 г.

В настоящее время в восстановленном дворце находится пансионат «Красные зори» Кировского завода. Хвойные и лиственные деревья, близость Финского залива создают здесь великолепный микроклимат, способствующий улучшению сердечно-сосудистой деятельности. До настоящего времени не все здания Михайловки восстановлены, а произведенную реконструкцию было бы лучше заменить реставрацией.

Усадьба Михайловка

За Стрельной лежит созданный в середине XIX века дворцово-парковый ансамбль в Михайловке — имении великого князя Михаила Николаевича, относящийся к уникальным образцам новаторского зодчества. В петровское время на территории Михайловки существовало несколько усадеб приближенных царя. Среди них усадьба Меншикова «Фаворит». Она сохранялась до 60-х годов XVIII века Старые дубы — свидетели того времени. В 30-х годах XIX века три имения на этой территории стали владением императорской фамилии. Здесь, на площади в 106 га было и решено было создать дачу для младшего сына Николая I — Великого Князя Михаила. Название «Михайловская Дача» относится к 1834 году. Ко времени образования «Михайловки» здесь уже был великолепный парковый массив, подчиненный рациональной и художественной планировке, находились господские и служебные жилые здания, а также хозяйственные постройки. В дальнейшем они были перестроены и определили место возведения каменных зданий такого же назначения.

От террасы Стрельнинского дворца сюда можно пройти по нижней дороге, проложенной по берегу моря. Парк Михайловки очень обширен и в верхней части красив благодаря прудам и вековым деревьям. В 1852 — 1855 годах по проектам А. И. Штакеншнейдера здесь были построены дом садовника и каменные оранжереи и распланирована прилегающая к ним часть парка. С 1852 по 1862 год в усадьбе работали И. Шарлемань, Г. Боссе и А. Штакеншнейдер. По их проектам были построены кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Фасады Кухонного корпуса, Кавалерских домов, Оранжерей и зданий Конюшенного двора отличаются сдержанностью декоративного оформления, перекликаются с обликом дворца и вместе с тем полностью отвечают практическому назначению.

Позднее, в 1861 — 1864 годах, В Михайловке по проекту Давида Гримма была построена церковь во имя Святой Ольги. Автор одним из первых обратился здесь к наследию русской архитектуры XVI — XVII веков. Церковь представляет собой квадратную в плане постройку, основной четырехгранный объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которую снаружи поддерживали 18 колонн из серого песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с восточной стороны маленькими приделами по сторонам алтаря. Килевидные наличники и двойные каменные колонки, обрамляющие окна, рельефные орнаменты из кирпича, украшающие арки галереи, кувшинообразные колонны оживляют и разнообразят классическую симметрию композиции. На капителях шести колонн славянской вязью — церковные изречения, на остальных, геометрические орнаменты. С большим мастерством исполнены каменные колонки, испещренные затейливой узорной резьбой. Стены были прорезаны полукруглыми оконными проемами, обрамленными колоннами. Все сооружение завершал круглый барабан, увенчанный шлемовидным куполом из меди диаметром в два метра. Купол и бордюр были вызолочены. Главным украшением церкви стала роспись стен, выполненная известным художником того времени академиком А. Бейдеманом. Им же были выполнены и иконы для церковного иконостаса. Весной 1865 года садовый мастер Н. Фрост проложил к церкви дороги и благоустроил прилегающую местность. Храм был закрыт в годы Советской власти и в настоящее время внутренняя отделка церкви утрачена. Здание в 1968 году очень пострадало от пожара. Храм вновь передан церкви в полуразрушенном состоянии в марте 1993 года. В 2001 году началось его восстановление. Удачно поставленная компактная по объему церковь в «Михайловке» — одно из сооружений в стиле русского романтизма, где творчески переосмыслялись художественные приемы древнерусского зодчества. До 1917 года дача предназначалась исключительно для небольшой группы лиц царской семьи. После 1919 года здесь находилась детская трудовая колония «Красные зори». Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли дворец и разрушили многие здания.
В 1968 году началось восстановление «Михайловки» как базы отдыха Кировского завода по проекту М. И. Толстова и В. А. Постоенко. Восстановление столь сильно разрушенного и простоявшего в руинах более 20 лет ансамбля отличается большой сложностью, но уже восстановлены основные архитектурные сооружения, и парк «Михайловки» вновь обрел черты произведения садово-паркового искусства.

В XVIII веке дачи окружал регулярный парк, позднее преобразованный в английский пейзажный по указаниям садового мастера Фроста с устройством новых дорожек, полян и куртин. K старым были добавлены новые пруды, соединённые извилистыми протоками с мостиками и плотинами. Парк был перепланирован по проекту А. И. Штакеншнейдера и А. И. Резанова, в 1859—1862 вновь перепланирован архитектором Боссе. Дубы, посаженные ещё при Меньшикове, при этом были сохранены. Общая площадь парка — 106 гектаров.

Дворцово-парковый ансамбль Михайловка является одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича

Территории, раскинувшиеся от знаменитой Петергофской дороги, образованной в 1710-м году и соединяющей Петербург с императорскими резиденциями в Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме — вплоть до живописного Балтийского берега, изначально были престижными. Приобрести здесь участок земли и построить дачу могли позволить себе лишь самые богатые и знаменитые люди России.

К таким счастливчикам относились личный врач и шеф — повар Петра I, его кораблестроитель, сенатор граф Иван Алексеевич Мусин — Пушкин, фельдмаршал Миних, стольник Стрешнев. Здесь же располагалась усадьба Александра Даниловича Меншикова со скромным таким названием «Фаворит».

В этом месте построил себе дачу и президент Академии наук, гетман Малороссии граф Кирилл Григорьевич Разумовский, а его усадьба называлась «Гетманская мыза».

В начале 19 века владелица горных заводов на Урале, княгиня Варвара Александровна Шаховская, урожденная баронесса Строганова также купила здесь себе участок и назвала его романтично «Монкальм» (мой покой).

Взошедший на трон император Николай I для своего младшего двухлетнего сына князя Михаила Николаевича решил обустроить имение, используя не только существующий уже красивейший парковый ансамбль на берегу Финского залива, но и оставшиеся после прежних жильцов господские и хозяйственные постройки. Таким образом весной 1834 года были приобретены имения «Монкальм» и «Гетманская мыза» и развернулись масштабные работы по созданию огромного дворцово-паркового архитектурного ансамбля, получившего название в честь своего будущего владельца «Михайловка».

Именно это таинственное имение и стояло в моем списке под вторым пунктом в замечательный, майский день, наступивший после продолжительных дождей, холодов и петербургской непогоды. Наступил тогда, когда я уже, казалось бы, совсем отчаялась захватить в свои отпускные дни хотя бы пару — тройку благодатных солнечных дней. Долгожданное тепло расползлось по земле с самого раннего утра, ненасытное и жадное, оно уже к полудню навалилось на все окружающее своей жаркой силой, быстро утомляя и заставляя искать тень.

Заскочив в автобус номер 200 или 201 на остановке у Свято Сергиевой Приморской пустыни, я предалась непонятным ощущениям: Сергиева пустынь еще не отпускала, а мысли рвались к моему любимому виду строений — загадочным и позабытым заброшкам. Тем более эта предвещала нечто особенное, место — то не особо раскрученное. Не успела я и оглянуться, а минут через 5- 7 на остановке «Дорога на Красные Зори» уже надо было и выходить. Оглянулась, увидела вдали за забором новые строения, ничего не понимая, сверила маршрут по карте — все верно и направилась мимо шлагбаума назад вдоль автострады по едва различимой тропинке в высокой траве. Вскоре тропинка юркнула в гущу огромных деревьев, вдали показалась проселочная дорога и я с огромным облегчением вышла на нее. Не успев прошагать и пары десятков шагов, как справа в просвете веток, еще не обремененных весенней листвой показалась оно, именно то строение, которое и поманило меня сюда.

Читайте также  Каменная голова в петергофе: экскурсия в парк сергиевка

Накатившимся эмоциям мгновенно пришлось забиться в самый дальний угол: прямо на меня шел мужчина, строгий весь в черном и лавиной посыпались вопросы:

— Вы кто, зачем сюда прошли, кто вам позволил, что собираетесь делать? В данном случае лучшей защитой было не нападение, а безоговорочная капитуляция:

— Если совершенно нельзя полюбоваться вот этим роскошным особняком, то я уйду! Кто это сказал, неужели я — сердце болезненно защемило и сжалось в ожидании приговора. А брутальный охранник, а это был именно он, с улыбкой разглядывая мою новую, недавно купленную взамен надоевшей тяжелой зеркалки маленькую и главное компактную цифровую камеру, висевшую на шее, буквально снисходительно промурлыкал:

— Аааа, у вас «мыльница», ну тогда идите, гуляйте. А то ходят здесь всякие с огромными фотоаппаратами, лазают везде, снимают все!

Я боялась дышать, боялась сделать неловкое движение, чтобы не дай бог не нарушить создавшееся между нами единение и понимание!

— Не обижайся на «мыльницу», шептала я своему Никону, мы ему еще покажем — как вдруг взгляд уперся в огромного лохматого пса, смотревшего на меня в упор из-за высоких кустов.

Я резко тормознула и беспомощно оглянулась на охранника:

— Да не бойся, он спокойный, сам всех боится — и они шагали прочь на обход вверенных им владений: охранник по дороге, а пес, прыгая по сухой траве по обочине.

— Только не бей окна, а то знаю я вас — донеслись до меня последние указания.

Дворцово-парковый ансамбль михайловка: пригород спб

Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга. Иллюстрированный путеводитель

Мы приглашаем вас на небольшое путешествие в пространстве и времени: на увлекательную прогулку по ближайшим пригородам Санкт-Петербурга. Царские забавы и дворцовые перевороты, победы русского оружия и подражания французской моде сплели вокруг северной столицы целый венок неповторимых архитектурных ансамблей: дворцы, парки, соборы, форты.

Начиная с Петра I, основателя города, российские императоры учились у просвещённой Европы устраивать загородные резиденции и очень быстро сравнялись со своими европейскими образцами в красоте и роскоши, а кое в чём даже превзошли их. Самотечная система фонтанов Петергофа, уникальная Янтарная комната Екатерининского дворца, Катальная горка для зимних забав в Ораниенбауме – вот только некоторые жемчужины русской инженерной и художественной мысли, украшающие это ожерелье.

Война не пощадила это великолепие. Понадобилось несколько десятков лет кропотливой реставрационной работы, чтобы оживить пострадавшие дворцы и парки; число восстановленных залов и павильонов с каждым годом возрастает, и если вы приедете в эти места ещё раз, то наверняка увидите что-то новое.

Парковые ансамбли наших пригородов – не застывшие музейные экспонаты, они живут своей жизнью, порождая причудливое смешение эпох. Вы можете побывать на празднике, посвящённом любимой левретке Её Императорского Величества, или на чествовании героев Гангутского сражения, или на фестивале Большого вальса в том месте, где когда-то выступал сам Иоганн Штраус.

В нашем путеводителе вы сможете найти маршруты транспорта из Санкт-Петербурга в основные пригороды.

Надеемся, что ваш отдых будет приятным и разнообразным, а наш путеводитель поможет вам в этом. Спасибо, что выбрали его в спутники!

Пушкин (Царское село)

С петровских времен вплоть до Октябрьской революции – летняя царская резиденция.

Екатерининский дворец (1) [20 Б2] – одно из самых великолепных и блистательных дворцовых сооружений в мире. Поражает воображение золотая анфилада дворцовых залов Б. Ф. Растрелли. А Большой зал, с обилием зеркал и золота, создаёт иллюзию сверкающего безграничного пространства. Наконец, изумляет знаменитая янтарная комната. Во время войны она была похищена оккупантами и бесследно исчезла. Сейчас комната восстановлена и предстаёт перед нами в тёплом сиянии солнечного янтаря. Для восстановления этого шедевра потребовалось 6 тонн янтаря и 20 лет кропотливой искусной работы реставраторов.

Перед дворцом раскинулся петляющими узорами регулярный Екатерининский сад. Одна из его аллей ведёт к Эрмитажу (2) [21 В3] (XVIII в., арх.

М. Г. Земцов, Б. Ф. Растрелли). Здесь были созданы подъёмные механизмы для смены сервированных столов. После обеденных церемоний столовая превращалась в бальную залу. На берегу Большого пруда архитектором Б. Ф. Растрелли поставлен лёгкий нарядный Грот (3) [20 Б3].

С регулярным садом соседствует первый в России пейзажный парк, насыщенный разнообразными строениями. К дворцу примыкает комплекс Камероновой галереи (4) [20 Б3]. Он включает в себя павильон «Холодная баня», где помещались парилка, массажные комнаты, бассейн. На втором этаже находятся Агатовые комнаты (в их отделке были использованы полудрагоценные камни). По расположенной здесь открытой галерее («аллее философов»), среди бюстов мыслителей древности и полководцев, любила гулять Екатерина II.

В парке немало памятников, воздвигнутых в честь победы в русско-турецкой войне: Морейская колонна (1771 г., А. Ринальди), Кагульский обелиск (1771 г., А. Ринальди), Башня-руина (1771 г., Ю. Фельтен). Посреди Большого пруда возвышается четырнадцатиметровая Чесменская (Ростральная) колонна (5) [20 Б3] (1778 г., А. Ринальди) – один из символов города Пушкина. Её венчает орёл, раздирающий турецкий полумесяц. Во время войны гитлеровцы пытались при помощи танка свалить колонну в воду, но стальной трос оборвался и памятник устоял. Расположенная неподалёку Турецкая баня (1852 г., И. Монигетти) в точности воспроизводит одну из константинопольских мечетей.

Виды парка очень разнообразны. В зеркальных водах озера живописно отражается строгий Палладиев (Мраморный) мост. Возле него находится фонтан «Девушка с кувшином», воспетый Пушкиным. Вода в этом фонтане питьевая.

На границе Екатерининского и Александровского парков видна Китайская (Скрипучая) беседка, получившая название из-за скрипучего флюгера в виде китайского знамени. Радостное настроение в пейзаж Александровского парка (6) [20 А2] вносят Большой и малый капризы (А. Неелов), Китайские мосты (Ч. Камерон). Эти экзотические сооружения выполнены в модном в XVIII столетии псевдокитайском стиле.

В 20-х годах XIX века был возведён Арсенал, похожий на готический английский замок (А. Менелас, А. Тон). Здесь был первый в России публичный музей оружия. Недалеко от него высится Башня Шапель (А. Менелас), строение в виде руин средневекового замка. Такие руины были важным элементом пейзажных парков XIX века.

В 1796 г. по проекту Д. Кваренги для Александра I строится Александровский дворец (7) [20 Б2]. Императорской резиденцией он стал при правлении Александра III. Дворец оказался роковым для последнего императора России: Николай II здесь родился, и отсюда же в 1917 году августейшая семья была отправлена под конвоем в Тобольск.

Недалеко от Александровского сада располагается Фёдоровский городок, выполненный в русском стиле в 1912 году к 300-летию дома Романовых (С. Кричинский).

Широкой аркой-переходом к Церковному корпусу Екатерининского дворца примыкает четырехэтажное здание Царскосельского Лицея (8) [20 Б2]. Первое в России закрытое учебное заведение для подготовки государственных служащих было торжественно открыто 19 октября 1811 г. За 32 года его существования Пушкин, безусловно, был самым известным выпускником, но по успеваемости из 26 учеников он пребывал лишь на 19 месте. Сегодня здесь работает мемориальный музей «Лицей». В 1900 году в Лицейском саду установлен памятник Пушкину-лицеисту. На улице Пушкинской в доме Китаевой Александр Сергеевич снимал дачу сразу после женитьбы.

Читайте также  Как организовать фотосессию на крыше в санкт-петербурге

В 1777 году по случаю рождения первенца, будущего Александра I, Екатерина II дарит его родителям – Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне – земли возле реки Славянки. Вскоре лесные массивы были превращены в один из самых живописных и больших парков в мире.

На огромной территории (около 600 гектаров) расположены очень разноликие пейзажи. Солнечные радостные просторы района Белой берёзы и Парадного поля соседствуют с таинственными тенистыми тропинками Старой и Новой Сильвии. Придворцовая часть парка носит парадный помпезный характер, а примыкающий с южной стороны к дворцу Собственный садик, напротив, очень уютный, интимный и яркий. Объясняется это тем, что над созданием дворцово-паркового ансамбля последовательно трудились разные мастера: Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси, П. Гонзаго. Но всем им удалось гармонично соединить столь разные районы парка в цельный ландшафт.

Список объектов дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга

Здесь приведен список знаменитых дворцово-парковых ансамблей, расположенных в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга, а также в бывших пригородах Ораниенбауме (Ломоносове), Петергофе (Петродворце), Стрельне, Павловске и Царском Селе (Пушкине). Многие из них состоят под охраной ЮНЕСКО в составе объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Гатчина

Большой Гатчинский дворец

Белое озеро в Дворцовом парке

Парки, дворцы и парковые сооружения

  • Дворцовый парк
  • Гатчинский дворец (музей)
  • Адмиралтейские ворота
  • Адмиралтейство (в руинах)
  • Амфитеатр
  • Берёзовые ворота
  • Берёзовый домик (музей) и портал «Маска»
  • Горбатый мост
  • Зверинские ворота
  • Карпин мост
  • Колонна Орла
  • Лесная оранжерея (в руинах)
  • Павильон Венеры (музей)
  • Павильон Орла
  • Памятник Павлу I
  • Сильвийские ворота
  • Терраса-пристань
  • Чесменский обелиск
  • Приоратский парк
  • Приоратский дворец (музей)
  • Сильвия

Дворцы и парки Гатчины входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина».

Ораниенбаум (г. Ломоносов)

Большой Меншиковский дворец

Павильон Катальной горки

Дворец Петра III

Парки, дворцы и парковые сооружения

  • Нижний сад
  • Большой Меншиковский дворец (музей)
  • Картинный дом
  • Верхний парк
  • Ворота крепости Петерштадт
  • Дворец Петра III (музей)
  • Кавалерский корпус
  • Каменное зало (музей)
  • Китайский дворец (музей)
  • Китайская кухня
  • Павильон Катальной горки (музей)
  • Петровский мост

Дворцы и парки Ораниенбаума входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Павловск

Долина р. Славянки. Храм Дружбы

Павильон трех граций

Парки, дворцы и парковые сооружения

  • Павловский парк
  • Колоннада Аполлона
  • Крепость Бип
  • Мавзолей супругу-благодетелю
  • Павильон Росси
  • Павильон трех граций
  • Павловский дворец (музей)
  • Пиль-башня
  • Розовый павильон (музей)
  • Холодная ванна (музей)
  • Храм Дружбы

Памятники

  • Колонна «Основание Павловска»

Дворцы и парки Павловска входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Павловск».

Петергоф

Большой дворец. Вид с Морского канала

Дворец Лейхтенбергских в парке Сергиевка

Парки, дворцы и парковые сооружения

  • Александрия
  • Дворцовый телеграф (музей)
  • Готическая капелла (Церковь святого Александра Невского)
  • Готическая караулка
  • Готический колодец
  • Коттедж (музей)
  • Нижняя дача (в руинах)
  • Новая ферма
  • Руинный мост
  • Фельдъегерский домик
  • Фермерский дворец (музей)
  • Александрийский парк
  • Английский парк
  • Английский дворец (утрачен)
  • Берёзовый домик (Петергоф) (утрачен)
  • Верхний сад
  • Фонтан «Дубовый»
  • Фонтаны Квадратных прудов
  • Фонтан «Межеумный»
  • Фонтан «Нептун»
  • Колонистский парк
  • Ольгин павильон (музей)
  • Царицын павильон (музей)
  • Луговой парк
  • Бельведер
  • Никольский сельский домик (утрачен)
  • Розовый павильон (павильон Озерки) (утрачен)
  • Церковь святой Александры
  • Нижний парк
  • Большой Петергофский дворец (музей)
  • Большая оранжерея
  • Вольеры
  • Воронихинские колоннады
  • Марли (музей)
  • Монплезир (музей)
  • Екатерининский корпус (музей)
  • Банный корпус (музей)
  • Павильон «Эрмитаж» (музей)
  • Памятник Петру I
  • Фонтаны
  • Большой каскад
  • Каскад «Золотая гора»
  • Каскад «Шахматная гора»
  • Львиный каскад
  • Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
  • Оранжерейный фонтан
  • Римские фонтаны
  • Фонтаны «Чаши» (Итальянский и Французский)
  • Террасные фонтаны
  • Аллея фонтанов
  • Фонтаны «Адам» и «Ева»
  • Фонтан «Данаида»
  • Фонтан «Нимфа»
  • Фонтаны-шутихи «Водяная дорога», «Дубок», «Ёлочки», «Зонтик», «Скамья»
  • Фонтан «Фаворитка»
  • Фонтан «Китовый»
  • Фонтан «Сноп»
  • Фонтаны «Колокола»
  • Фонтан «Раковина»
  • Фонтан «Солнце»
  • Фонтан «Пирамида»
  • Фонтан Восточного лабиринта
  • Менажерные фонтаны
  • Фонтаны «Тритон с колоколом»
  • Парк «Знаменка»
  • Дворец в. кн. Николая Николаевича
  • Павильон Ренелла (утрачен)
  • Церковь свв. Петра и Павла
  • Парк «Михайловка»
  • Дворец в. кн. Михаила Николаевича
  • Церковь святой Ольги
  • Сергиевка
  • Дворец Лейхтенбергских
  • Валун «Голова»
  • Собственная дача
  • Собственная дача Александра II
  • Церковь святой Троицы
  • Каскад «Золотая гора»

    Дворцы и парки Петергофа входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

    Стрельна

    Путевой дворец Петра I

    Парки и дворцы

    • Путевой дворец Петра I (музей)
    • Константиновский парк
    • Константиновский дворец (музей)
    • Орловский парк

    Другие достопримечательности

    • Львовский дворец
    • Музей «Морская Стрельна»
    • Почтовый двор

    Царское Село (г. Пушкин)

    Большой Екатерининский дворец

    Парки, дворцы и парковые сооружения

    • Александровский парк
    • Александровский дворец (музей)
    • Арсенал
    • Белая башня (Царское Село) (детский музейный центр)
    • Большой каприз
    • Большой китайский мост
    • Грот-родник
    • Детский домик
    • Драконов мост
    • Китайский театр (в руинах)
    • Китайская деревня
    • Крестовый мост
    • Ламский павильон (в руинах)
    • Малый каприз
    • Пенсионные конюшни
    • Шапель
    • Баболовский парк
    • Баболовский дворец (в руинах)
    • Екатерининский парк
    • Адмиралтейство
    • Большой Екатерининский дворец (музей)
    • Верхняя ванна
    • Вечерний зал
    • Готические ворота
    • Гранитная терраса
    • Грот
    • Зал на острову
    • Кагульский обелиск
    • Камеронова галерея
    • Концертный зал (Царское Село) (музей)
    • Кухня-руина
    • Морейская колонна
    • Мраморный мост
    • Нижняя ванна (музей)
    • Орловские ворота
    • Скрипучая беседка
    • Турецкая баня (музей)
    • Фонтан «Девушка с кувшином»
    • Холодная баня с Агатовыми комнатами (Царское Село) (музей)
    • Чесменская колонна
    • павильон «Эрмитаж» (музей)
    • Эрмитажная кухня
    • Лицейский сад
    • Памятник А. С. Пушкину-лицеисту
    • Знаменская церковь
    • Отдельный (Колонистский) парк
    • Фермский парк
    • Ферма
    • Ратная палата
    • Императорский павильон (в руинах)
    • Федоровский городок
    • Федоровский собор
    • Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя

    Дворцы и парки Царского Села входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: