Дом фаберже в санкт-петербурге на большой морской, 24 - JEKATERINBURG.RU

Дом фаберже в санкт-петербурге на большой морской, 24

Тайна сокровищ дома Фаберже

Что скрывает дом на Большой Морской и куда исчезли сокровища Фаберже после его отъезда из Петербурга.

История дома на Большой Морской

Первым владельцем участка дома №24 по Большой Морской улице был колокольный мастер Иван Ферстер. Служил он в Петропавловском соборе, был принят на службу в Россию по личному указанию Петра I. Дом Ферстера сгорел при пожаре в 1736 году.

В 1749 году здесь уже жил портной Мартыну Крыгеру, при котором здесь велась торговля картинами. Тогда же дом выставлялся на аукцион но продан не был. В 1755 году участок приобрёл обер-секретарь Сената Александр Иванович Глебов, который тогда же женился на владелице дома №20 по Большой Морской улице Марии Симоновне Чоглоковой. Спустя полтора месяца она умерла, в память о ней в доме №24 устроили домовую церковь равноапостольной Марии Магдалины.

В 1760 году участок принадлежал переводчику поручику Францу Вернезоберу. Затем — советнице Марье Ивановне Крузе, которая в 1764 году продала его фабриканту галантерейных вещей (ювелиру) Жану Пьеру Адору. В 1774 году здесь работала ювелирная фабрика. Её совладельцем, вероятно, был ювелир Луи-Давид Дюваль, проживавший, по всей видимости, здесь же.

В 1782-1884 годах участок принадлежал золотых дел мастеру Адору, вероятно сыну Жана Пьера. Его звали Иваном Ивановичем. Работы Адора и Дюваля ныне хранятся в Особой кладовой Эрмитажа.

К 1797 году дом №24 был трёхэтажным. В 1800-х годах им владела вдова Адора Анна Абрамовна. В 1822 годах — ювелир Дюваль, один из сыновей или внуков Луи Давида. В 1836 году зданием распоряжалась госпожа Адамс, при которой была увеличена высота третьего этажа.

В 1830-х годах здесь работала книжная лавка Луки Диксона, чрезвычайно популярная у петербуржцев. Ей пользовался А. С. Пушкин. В 1837 году в доме №24 жил родственник М. Ю. Лермонтова Александр Васильевич Хвостов, служивший в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел.

Некоторое время участком владел купец Фейгель. В 1840-х годах — купчиха Анна Ивановна Поцелуева, владелица многих петербургских домов. С 1850 по 1898 год участок принадлежал семье Золотовых. Сначала — надворному советнику Павлу Сергеевичу, затем ротмистру гвардии Владимиру Павловичу. Для П. С. Золотова дом перестраивал архитектор П. Жако.

Карл Фаберже

В 1898 году за 407 000 рублей участок приобрёл санкт-петербургский потомственный почётный гражданин, купец 2-й гильдии Карл Фаберже. В то время Карл Фаберже был оценщиком и поставщиком императорского двора. В 1899-1900 годах располагающееся здесь здание было полностью перестроено по проекту Карла Карловича Шмидта, двоюродного племянника Фаберже. Нижний этаж был предназначен для торгового зала. Отделку фасада осуществила фирма «Кос и Дюрр». Фасад отделан одной породой красного гангутского гранита. Камень обработан разными приёмами, что создаёт впечатление многообразия форм отделки.

Колонны сложной формы высечены из огромных блоков однородного по структуре гранита, но в некоторых местах в них видна свойственная гангутскому граниту полосчатость. Над колоннами помещены плиты особо темного красного цвета. Арки над окнами-витринами сложены из камней клинчатой формы, вытесанными из полосчатой (гнейсовидной) разновидности гранита. Полосчатый узор камня расходится по радиусам от центра арок. Верхние этажи облицованы плитами в мелкоточечной обработке, что придает граниту дымчатый светло-розовый цвет. Наличники окон и другие детали выполнены в фактуре «скалы»и имеют более темный розовый цвет.

На первом этаже нового дома разместился магазин золотых и бриллиантовых вещей, на остальных этажах и в дворовых корпусах устроили мастерские виднейших ювелиров, работавших на Фаберже — Михаила Перхина, Августа Хольмстрема, Августа Хольминга и Альфреда Тилемана — оборудованные по последнему слову техники.

На самом верхнем этаже находилась художественная студия, где трудились выпускники Училища технического рисования барона Штиглица во главе с ювелиром Францем Бирбаумом.

В апартаментах находилась двухэтажная библиотека, обшитые дубовыми панелями кабинет и рабочая комната, будуар супруги Карла, Августы Богдановны.

По словам Е. Фаберже:

«… особенно хороши были… рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотою в два этажа, изящным был будуар» жены Карла Фаберже Августы Богдановны

Для хранения ценностей использовали огромный блиндированный сейф-лифт, берлинской фирмы «Арнхайм», который на ночь поднимали на уровень второго этажа и держали под током.

Про жирафа

Судовладелец Э.Гюнтер, сахарозаводчик Л.И.Кёниг и ювелир Карл Фаберже дружили между собой и часто бывали друг у друга в гостях. Однажды друзья-миллионеры услышали от Кёнига новость — приятель на днях уезжал на лечение в Африку. Обращаясь к Карлу Фаберже, Кёниг спросил, что ему привезти из жарких стран, и услышал в ответ: «Жирафа».

Через несколько месяцев рано утром на второй этаж к Фаберже заявился растерянный дворник и, посмотрев на потолок, глубокомысленно заявил барину: «Так яму никак не пройтить в ворота !» Фаберже долго не мог понять, о ком и чём идёт речь, и, лишь подойдя к окну, с изумлением и испугом увидел огромную толпу около своего дома на Большой Морской и возвышающуюся над людьми пятнистую шею и голову самого настоящего жирафа, которому действительно было «никак не пройтить в ворота». Кёниг, человек слова и дела добросовестно выполнил просьбу Фаберже. Жирафа со всеми предосторожностями ювелир немедленно отправил в зоологический сад Гельсингфорса«.

Тайники

Фирме Фаберже дом №24 принадлежал до 1917 года. В 1918 году Фаберже уехал в Лозанну.

В 1918 году в доме Фаберже хранилось ценностей на 7,5 миллиона золотых рублей: из них 3 миллиона рублей – уставной фонд товарищества; в 4,5 миллиона оценивались вещи, принадлежащие семье и принятые магазином на хранение. У Фаберже был один из лучших в России сейфов – «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности.

После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности

В марте 1918 года, после принятия Совнаркомом декрета о защите собственности иностранцев, Карл Густавович сдает свой дом в аренду швейцарской миссии. В доме поселился и посол Швейцарии г-н Одье. Плату за аренду Фаберже не назначал, попросил только принять на хранение шесть чемоданов с вещами семьи и саквояж с драгоценностями.

В конце октября г-ну Одье стало известно о готовящемся на миссию налете, и посол приказал перенести 27 чемоданов (среди них шесть фабержовских) и саквояж с драгоценностями в норвежское посольство, где их оставили под охраной двух швейцарских студентов. Но на вторую ночь налетчики умыкнули из посольства и чемоданы, и саквояж. Нашелся свидетель, который видел, как они уезжали на московском поезде.

Поскольку публику, эмигрировавшую из России, на таможне обдирали как липку, то перед отъездом из страны Фаберже спрятали ценности как в своем доме, так и у доверенных лиц: родственников, друзей, мастеров, слуг.

«Где запрятаны наши вещи» — так был озаглавлен список, составленный Евгением Фаберже в 1927 году

«Где запрятаны наши вещи» — так был озаглавлен список, составленный Евгением Фаберже в 1927 году. В этом документе имена хранителей, местонахождение вещей, их наименование и количество закодированы. Например: «cabin libra, плат. М.К.» Означало, что в тайнике библиотеки находятся украшения (платина с бриллиантами), принадлежащие балерине Матильде Кшесинской.

«cab. — ЦВеты, фигуры — 35, 36, 37, 38». Вероятно, речь идет о втором тайнике в библиотеке, где были спрятаны цветы, выполненные из драгоценных и полудрагоценных камней, и камнерезные фигурки. Цифры — это номера пакетов, всего их было около восьмидесяти.

«soterna — 8 пакетов». Речь идет о подвале петроградского дома, где было замуровано 50 тысяч золотых рублей (22 килограмма).

«Серя — 46 а, б, s, два ключа от магазина». Серя — Сергей Вызов, друг Евгения Фаберже с гимназических времен, содиректор петроградского отделения. Возможно, у него хранились два ключа от потайного сейфа в библиотеке. Вызов умер в начале 20-х годов. Пакеты остались в известном только ему тайнике.

«Алстиф — 21» — александровская тифозная больница, где работал родственник Фаберже. Предположительно этот пакет был спрятан где-то на территории больницы.

«Арту — 34, ], 1, п» — эти пакеты хранились на квартире того же родственника. Фаберже от него ничего не получили. Судьба родственника и доверенных ему пакетов неизвестна.

«Легация -17, 18, 20-украдено». Речь идет о ценностях, спрятанных в швейцарской миссии.

«Казик — 2, 2-50-24, 2-04-00 — пропало». Казик — экономка фаберже. Пятизначными цифрами, вероятно, обозначались крупные или наиболее ценные вещи.

В 1920-е гг. здесь размещались Норвежское консульство и акционерное общество АРКОС, «РуссНорвегоЛес», Онежское русско-норвежское акц. общество (лесоустройство).

В настоящее время в доме №24 продолжает работать ювелирный магазин, который принадлежит совсем другим хозяевам. В торговом зале сохраняются старые дубовые прилавки.

В 1995 году на аукционе Сотбис был выставлен папиросник из двухцветного золота с сапфировой застежкой, имеющий инициалы Альберта Хольстрема (глава ювелирной мастерской, входившей в товарищество) и Фаберже, с инвентарным номером 26662. Когда Татьяна Федоровна Фаберже и Валентин Скурлов по документам семейного архива стали устанавливать его происхождение, то их изумлению не было предела. Папиросник за этим номером находился вместе с драгоценностями… в саквояже, похищенном из норвежского посольства в 1918 году.

Санкт-Петербург. Дом Фаберже. Улица Большая Морская, 24

Дом Фаберже
Адрес: Улица Большая Морская, 24
Архитектор: Карл Карлович Шмидт
Годы строительства: 1899-1900
Стиль: Модерн

Участок нынешнего дома 24 упомянут в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1733 год. В объявлении сообщалось, что «у колокольного мастера Ферстера находятся продажные два изрядные клавесина». В 1720 году Петр I указал принять «в службу свою музыканта Ферстера (Фестера) для играния в колокола на часах, что на шпице Петропавловском в городе». Христофор Ферстер обязался при этом «двух российских учеников на часах играть выучить так твердо, как сам умеет»; налаживал он также и куранты в Петергофе.
Дом Ферстера, конечно, сгорел в 1736 году. Находился он, как видно из допожарного объявления, «недалеко от каменных бань», то есть современного дома 18. Вероятно, участок Ферстера после пожара остался за ним, но он долго не мог построить новый дом. На рисунке из Стокгольмской коллекции дома нет, написано, что у Ферстера имеется только фундамент. Сведения за следующие годы получены из материалов по соседним домам. Дело в том, что поскольку при старой нумерации домов по номеру дома трудно судить, в какой части улицы строение находится, то принято было в купчих и закладных на дома указывать соседей (свё-таки хоть какая-то информация). Так, в 1743 году в купчей на соседний участок современного дома 22 упоминается в качестве соседа «умерший колокольной игры обер-мастер Иван Ферстер!. В 1745 году хозяин участка современного дома 26 в закладной на свой дом назвал соседом колокольного мастера Ферстера без имени, а в 1747 году при продаже дома на участке дома 22 соседкой упомянута «иноземца колокольной игры обер-мейстера Екова Феистова жена вдова Варвара». Скорее всего, это перековерканная фамилия сына Ферстера, унаследовавшего, как это часто происходило, профессию отца. Дом, конечно, уже построили. В 1749 году он принадлежал портному мастеру Мартыну Крыгеру, и там продавались «изрядные» картины. В этом же году дом выставлялся на аукцион, но, видно, не продан, так как в 1755 году «вольной портной мастер Матвей Иванов сын Крыгер» (скорее всего он же Мартын) продал его сенатскому обер-секретарю А.И.Глебову. Говорили что Александр Иванович был сыном священника сам он утверждал что из древнего дворянского рода. Сначала он находился на военной службе потом перешел в гражданское ведомство. Продвижению по службе способствовали покровительства П.И.Шувалова и женитьба в 1756 году на недавно овдовевшей Марии Симоновне Чоглоковой- двоюродной сестре императрицы Елизаветы Петровны. Возможно этот брак способствовал его назначению обер-прокурором Синода. Чоглокова болела чахоткой и через полтора месяца она умерла однако Глебов уже проник ко двору. При Петре III он стал генерал-прокурором. В память о Марии Симоновне для её малолетних детей от первого брака в доме устроили и освятили домовую церковь равноапостольной марии Магдалины.
В 1760 году домом владел «штату генерал-фельдцехмейстера графа Петра Ивоновича Шувалова переводчик поручик» Франц Вернезобер, а в 1764 году новая владелица советница Марья Ивановна Крузе продала дом фабриканту галантерейных вещей (так часто в ту пору называли ювелиров) Жану Пьеру Адору. В 1768 году дом принадлежит солодовнику (фабриканту солода) Адору. В 1774 году в доме размещалась ювелирная фабрика. Возможно, её совладельцем был ещё один ювелир Луи-Давид Дюваль (Дювелл), свояк Жана Пьера, вероятно, тоже живший в этом доме (в 1802 году проживал точно). Непонятно только, кто такой солодовник (фабрикант солода Адоф), который, судя по газетному объявлению, владеет домом в 1768 году. Может быть брат Жана Пьера? Остальные родственники и потомки Адора и Дюваля- золотых дел мастера.
В 1782-1784 годах домом владеет тоже золотых дел мастер Адор, видимо это сын Жана Пьера. Именовался он Иваном Ивановичем.
Работы Адоров и Дювалей хранятся в Особой кладовой Эрмитажа, следовательно, мастера они были первоклассные.
В рукописной «Росписи домов Санкт-Петербурга» самых последних годов 18 века указывается, что домом владеет Одор. На аксометрическом плане 1797 года видно, что дом уже трёхэтажный, справа от него ворота. Судя по табелям домов 1804, 1806 и1809 годов, дом принадлежит в эти годы вдове золотых дел мастера Адора- Анне Абрамовне.
В 1822 году, судя по табелю, домом владеет ювелир Дюваль, возможно, это кто-то из сыновей или внуков Луи-Давида. В 1836 году домом владела госпожа Адамс, при ней увеличили высоту третьего этажа.
В 1830-х годах здесь находилась лавка Луки Диксона, торговавшего иностранными книгами, на которые был большой спрос у читателей пушкинской поры, покупал у него книги и сам Александр Сергеевич.
В 1837 году в этом доме жил родственник М.Ю.Лермонтова Александр Васильевич Хвостов, служивший в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. Молодой дипломат прослужил уже несколько лет в посольских миссиях в Персии и Америке. Он был давним и стойким поклонником Екатерины Александровны Сушковой. История её отношения с Лермонтовым рассказана самой Сушковой в «Записках», а писатель положил её в основу неоконченного романа «Княгиня Лиговская» (кстати, героиня романа, княгиня Вера Лиговская, жила на Большой Морской улице). В 1838 году Сушкова ответила согласием на очередное предложение Хвостова и стала его женой. Вскоре Хвостов получил назначение на дипломатическую службу, и они уехали из Петербурга.
Некоторое время домом владел купец Фейгель, а по данным на 1844 и 1849 годы владелицей числится купчиха Анна Ивановна Поцелуева, видимо, богатая- у неё были ещё дома на Дворцовой набережной и Миллионной улице.
С 1850 по 1898 год дом принадлежал представителям одной семьи Золотовых, сначала надворному (потом коллежскому) советнику Павлу Сергеевичу, потом ротмистру (а позже полковнику, потом генерал-майору) гвардии Владимиру Павловичу. При П.С.Золотове в 1850-х годах дом перестраивал архитектор П.Жако. На архивном чертеже изображено трёхэтажное здание с балконом, аттиком и эркером в правой части- таким же, как в доме самого архитектора на Большой Морской.
Наибольшую известность дом 24 получил в связи со знаменитой ювелирной фирмой Фаберже. Предки этой семьи, гугеноты, бежали в 17 столетии из Пикардии в Германию и почти полностью онемечились там. В 1794 году столяр Петер Карл приехал в Пярну и женился на дочери кожевенника. В 1842 их сын, «Петер Густав Фаберг, Фаберже тож», учившийся в Петербурге, открыл собственную ювелирную мастерскую, где работали три мастера, а также магазин в доме Жако (дом № 11). В 1854 году бриллиантовых и золотых дел мастер Густав (уже Фаберже) числился напротив, в доме Руадзе.
В 1846 году у Густава Фаберже, женившегося на Шарлотте Юнштедт, дочери художника, родился сын Карл Петер- будущий наследник фирмы. Другой сын, Агафон, был художником и механиком. Карл Фаберже учился в Анненшуле, затем изучал ювелирное дело в Германии, Франции, Италии и Англии. В 1872 году он возглавил фирму, так как отец последние годы жизни провёл в Дрездене. Отделения фирмы открылись в Москве, Одессе, Лондоне. Помимо изделий из золота и драгоценных камней, мастерские фирмы выпускали столовые, туалетные, письиенные приборы и различные предметы из серебра, полудрагоценных камней, эмали. Особенно славились пасхальные яйца с сюрпризами, идей которых принадлежала Агафону. Эти изделия на художественных выставках получали высокие награды.
В 1898 году санкт-петербургский потомственный почетный гражданин, купец второй гильдии Карл Фаберже купил у генерал-майора Золотова за 407 тысяч рублей участок на Большой Морской улице, 24 (до него этим домом уже владели два золотых дел мастера). К этому времени он уже стал оценщиком и поставщиком императорского двора.
В 1899-1900 годах здание полностью перестроили по проекту крупного столичного архитектора Карла Карловича Шмидта, двоюродного племянника К.Фаберже. Отделку фасада производила фирма «Кос и Дюрр». Фасад решен в стиле модерн с использованием мотивов средневековой архитектуры. Сложные по форме колонны и большие витринные окна выделяли нижний этаж, предназначенный для торгового зала. Арочные проёмы, высокий готический щипец и гранитная облицовка придавали зданию парадность и своеобразие, соответствовавшие известности владельцев. Фасад отделан одной породой красного гангутского гранита, но разные приёмы обработки камня вызывают впечатления чрезвычайного многообразия форм.
Фирме Фаберже дом принадлежал вплоть до революции. На первом этаже размещался торговый зал, в верхнем этаже пятнадцатикомнатная квартира хозяев. По словам Е.Фабарже, «особенно хороши были рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотою в два этажа, изящным был будуар» жены Карла Фаберже Августы Богдановны. Парадно оформление главной лестницы со входом под аркой ворот, на ней сохранились кованные перила и прекрасные многоцветные витражи с растительными узорами. Помимо торгового зала в здании находились бухгалтерия, студия дизайнеров и скульпторов, в нескольких комнатах разместились собрания моделей, образцы эмалей, витражи с растительными узорами. В здании находились также основные мастерские, которыми руководили М.Е.Перхин, Г.И.Вигстрем, А.Тилеман, Я.А.Армфельд.
Уникальный сейф находился под током и на ночь поднимался на сторой этаж. Однако даже это не помешало «умельцам» ограбить его в 1918 году.
У Фаберже, ставшего придворным поставщиком не только русского, но почти всех иностранных дворов, даже короля Сиама, работали первокласснве мастера Ф.П.Бирнбаум, Ю.Раппопорт, Ахольстрем, Г.Эберг (последний жил в этом же доме). Общее число мастеров, работавших в фирме и её филиалах, превышало шестьсот человек. На должности художников- «учёных рисовальщиков»- он приглашал лучших выпускников Центрального училища технического рисования барона Штиглица, прошедших стажировку за границей.
Четыре сына К.Фаберже, способные художники, учились в Петербурге. Все они руководили отделениями фирмы: Евгений и Агафон- в Петербурге, Алекчандр- в Москве, а Николай- в Лондоне.
О ювелирах, гнавшихся за ценой изделия К.Фаберже говорил, сто они «торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если цена её только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов». Фирма славилась серебряными и каменными фигурками-статуэтками без драгоценных камней. Изделия Фаберже хранятся в Эрмитаже, Оружейной палате, в крупнейших музеях и частных коллекциях всего мира.
Около двухсот произведений фирмы Фаберже экспонировались на состоявшейся летом 1989 года выставке в Елагином дворце.
В 1910-х годах К.Фаберже избирался одним из старейшин Санкт-петербургского немецкого осбрания. В 1918 году он уехал за границу. С Александром Карловичем, жившем в Москве на Пречистенке (Кропоткинская улица, 13), по-видимому, водил знакомства М.А.Булгаков, и его квартира послужила прототипом квартиры ювелирши Фужере в романе «Мастер и Маргарита». Уехавшие несколько позже отца Александр и Евгений, в 1923 году организовали в Париже фирму «Фаберже и Ко». Магазин фирмы существует до сих пор, но теперь у него другие владельцы.
Агафон Карлович, крупный знаток камня, уже после революции вместе с академиком Ферсманом был членом комиссии, описывавшей Алмазный фонд СССР. В 1918 году он открыл в доме 16 на Большой Морской улице антикварный магазин, вскоре закрытый. В 1927 году он с семьёй ушел в Финляндию по льду Финского залива. Его сын Олег жил и недавно умер в Хельсинки, ювелирным делом не занимался. В 1918 году в этот дом переехала швейцарская миссия. В доме ещё хранилась тогда коллекция картин, скульптуры и других произведений искусства, собранная Евгением Фаберже. Она была реквизирована в марте 1920 года.
По традиции в первом этаже дома 24 находится ювелирный магазин, в нём до 1962 года сохранялись старые дубовые прилавки. На фасаде и сейчас можно прочитать надпись «Фаберже».

Читайте также  Русский музей в санкт-петербурге: дворцы и сады

Л.Бройтман, Е.Краснова: Большая Морская улица. Центрполиграф, 2005.

Дом Фаберже (Большая Морская, 24)

Адрес: СПб, ул. Большая Морская, д. 24.

Большая Морская улица — одна из самых красивых и «парадных» в Петербурге, а дом №24 — один из самых красивых на Большой Морской. Неудивительно — ведь это здание было выстроено по заказу Карла Фаберже, самого знаменитого ювелира России (а то и всего мира).

История компании Фаберже

Основатель знаменитой династии, Карл Фаберже, был потомственным ювелиром — у его отца Густава в Петербурге было свое дело, но весьма скромное. Первые работы мастерской Фаберже особенного интереса не представляли и почти не отличались от работ прочих ювелиров тех времен. «Неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застежками. они украшались камнями и эмалью. » — так описывают раннюю продукцию фирмы.

Но к середине 1880-х годов, когда к Карлу Фаберже присоединился его 20-летний брат Агафон, изделия Фаберже начали трансформироваться в самобытный стиль ювелирного дела. Именно в это время возникает большинство «тем и сюжетов», которые впоследствии прославят Фаберже: знаменитые пасхальные яйца, фигурки животных, цветы. В отличие от большинства ювелиров того времени, братья Фаберже не просто следовали модным тенденциям, но искали вдохновения в античности, в восточном искусстве, в своих многочисленных путешествиях по мировым культурным столицам. Постоянным источником вдохновения для братьев был и Эрмитаж: они тщательно изучили все представленные там эпохи, копировали старинные украшения и использовали их мотивы в своих новых композициях. Заграничные антиквары, узнав о способности братьев в точности копировать старинные ювелирные изделия, неоднократно предлагали им исполнить те или иные работы, но без наложения фирменных клейм Фаберже — но братья, разумеется, отказывались от таких сомнительных предложений.

Да им и не было нужды заниматься подобными вещами — в заказах и так не было отбоя. И какие это были заказы! Так, будущий император Николай II приобрел жемчужное с бриллиантами ожерелье Фаберже ценой 166500 рублей в качестве обручального подарка своей невесте, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской; Александр III купил для нее же у Фаберже другое колье, ценой 250000 рублей. Императорская семья заказывала у Фаберже сервизы, подарки для заграничных путешествий, несметное количество сувениров для коронации Николая II, а впоследствии и празднования 300-летия Дома Романовых. А после участия во Всемирной выставке в Париже 1900-го года фирма Фаберже стала знаменита и за рубежом.

В предреволюционные годы компания Фаберже достигла немыслимых высот. За 10 лет (с 1907 по 1917) в одном только лондонском филиале было продано более 10 тысяч предметов, а во всем мире — более 200 тысяч. Триста ювелиров работали на фирму в Петербурге и еще двести — в Москве. За изделиями Фаберже к берегам Невы приплывали даже из Америки.

Продукция

Ниша, которую заняла фирма Фаберже, касалась не столько ювелирных украшений, сколько «полезных» предметов роскоши — часов, звонков, ламп, рамок для фотографий, ручек для зонтиков и тростей, портсигаров, письменных приборов и прочих вещиц, полезных в быту, но при этом мгновенно узнаваемых и подчеркивающих статус их владельца. Иногда эти вещицы были сделаны из золота и серебра, иногда — просто из дерева и эмали, но в любом случае они были безупречно элегантны и ценны.

Еще одной отличительной особенностью фирмы Фаберже была новизна — представители Фаберже каждый год выпускали в свет новинки, а непроданные вещи, согласно легенде, в конце года отправляли в переплавку. “. Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей, — говорил Фаберже журналистам. — Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.”

Пасхальные яйца для императорской семьи

Что касается знаменитых пасхальных яиц Фаберже, то первое из них было изготовлено в 1885-м году по заказу императора Александра III. С тех пор Фаберже создавал пасхальные яйца для императорской семьи одно за другим: для Александра III, который каждый год дарил их своей жене Марии Федоровне, и для Николая II, который заказывал их в качестве подарков для матери и жены. В общей сложности по императорским заказам было создано 54 пасхальных яйца Фаберже (10 для Александра III и 44 для Николая II); до наших дней дошли 45 из них. Заказывая Фаберже новые пасхальные яйца, и Николай, и Александр полагались на фантазию ювелира; обязательных условий было лишь три — яйцеобразная форма, отсутствие повторов и «сюрприз». Последний, как правило, был связан с каким-нибудь событием в жизни императорской семьи: рождением, годовщиной, коронацией, совершеннолетием.

«Сюрпризами» становились миниатюрные модели из драгоценных металлов, ювелирные изделия, изображения людей, событий и мест, значимых для императорской семьи (портреты детей, рисунки резиденций, модели кораблей, на которых плавал Николай II). Некоторые «сюрпризы» можно было увидеть только после извлечения из яйца, некоторые просматривались сквозь прозрачную оболочку яйца. Одним из самых знаменитых «сюрпризов» стал, например, крошечный, но очень точный макет Гатчинского дворца и прилегающих территорий, с крошечными деревьями и фонарями; другим — макет Медного Всадника. Отдельного упоминания достойна коронационная карета из пасхального яйца «Коронационное»: в этом макете каждая крошечная деталь была действующей: ручки поворачивались, дверцы закрывались, ремешки амортизировали, корпус — покачивался на шасси. То же самое можно сказать и о действующей модели поезда из пасхального яйца «Великий Сибирский путь»: он был точной копией локомотива и вагонов транссибирского экспресса!

Над многими из яиц Фаберже работал больше года, но сюрприз при этом сохранялся до последнего момента даже от самого императора. В назначенный срок яйцо преподносилось царю либо лично Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением Карловичем — и встречалось всегда с восторгом.

Дом на Большой Морской

Место для постройки дома Фаберже было выбрано не случайно. Большая Морская улица в XIX веке была настоящей Меккой для ювелиров. Здесь находились магазины всех крупнейших конкурентов Фаберже: Болина, Бутца и других. Сам Карл Фаберже много лет жил в доме №16 по Большой Морской: здесь выросли его сыновья, здесь был открыт первый магазин. Поэтому, решив построить «главный офис» фирмы Фаберже, владелец купил участок именно на Большой Морской.

Автором проекта дома, призванного стать и магазином, и мастерской, стал архитектор К.К. Шмидт — сын двоюродной сестры Карла Фаберже. Главный фасад выполнен в стиле модерн с элементами англо-готического стиля: тяжелые полуколонны из полированного красного гранита первого этажа только подчеркивают легкость и устремленность вверх следующих этажей с зеркальными окнами.

Строительство удалось осуществить всего за два года — 1899-1900-й. На первом этаже открылся магазин золотых и бриллиантовых украшений, на остальных (а также в дворовых флигелях) разместились многочисленные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. На последнем же этаже работала собственная художественная студия, где талантливые молодые дизайнеры придумывали новые шедевры. Административные помещения и 15-комнатная квартира самого Карла Фаберже тоже нашли себе место на Большой Морской, 24.

Читайте также  Обзор 12 лучших музыкальных концертво в санкт-петербурге

Особое внимание при отделке внутренних помещений дома на Большой Морской уделили безопасности хранящихся в нем ювелирных изделий. Для них был специально сконструирован уникальный сейф-лифт, изготовленный в Берлине: он находился под током, а на ночь поднимался на второй этаж. Это, впрочем, не помешало его ограбить в 1918-м.

Сейчас на первом этаже Дома Фаберже по-прежнему работает ювелирный магазин. Никакого отношения к прежним владельцам он, конечно, не имеет. Но, зайдя внутрь, можно увидеть старинные дубовые прилавки — те самые, доставшиеся новым владельцам «в наследство» от Карла Фаберже.

Слон, жираф и другие животные

Существует легенда, что друг Карла Фаберже, сахарозаводчик Л.И. Кёниг, однажды отправился на лечение в Африку. Спросив у друга, что ему привезти из далекой страны, он услышал в ответ шуточное «Жирафа!».

Через несколько месяцев на второй этаж дома на Большой Морской, 24 заявился дворник и, оглядев потолок барской квартиры, задумчиво заявил: «Так яму никак не пройтить в ворота!» Подойдя к окну, изумленный ювелир увидел огромную толпу, а в ее центре. самого настоящего жирафа, который действительно никак не проходил в ворота. Похоже, Кёниг был человеком слова. Подарок пришлось отправить в зоологический сад.

А вот более достоверная история из мемуаров Олега Агафоновича Фаберже «Блестки»: «. В обязанности отца входило наносить визиты самым уважаемым клиентам. Последней его поездкой перед первой мировой войной стало путешествие на Цейлон – посещение магараджи, чье имя, к сожалению, в моей памяти не сохранилось. Пребывание на Цейлоне было достаточно длительным, несколько раз отцу довелось совершать проездки на слонах, и он прямо-таки влюбился в этих добрых и умных животных. Это не осталось незамеченным махараджей, и когда наступил момент прощания, отца пригласили во внутренний двор дворца. Там стоял большой и красивый слон – подарок хозяина отцу в знак благодарности за всю ту радость, которую наши художественные изделия доставляли царственной семье в течение многих лет! И вот на отца буквально свалился хорошо обученный слон, а он не ведал, с какой стороны к нему подступиться.

Наконец все единодушно пришли к мнению, что он заберет слона в Россию, как только подготовит все у себя в Левашове – построит подходящую «конюшню» и оборудует достаточных размеров загон. Эти работы шли полным ходом, и прервала их лишь разразившаяся в 1914 году мировая война. Так мой отец к своему большому огорчению лишился личного слона. Что же касается слона, то ему повезло: ему удалось избежать жизни в довольно-таки холодной и снежной стране. Он остался в своей естественной среде с ее теплым климатом, и к тому же слону не пришлось испытать на себе всех прелестей российской революции. «

Дом недели: Дом Фаберже (Большая Морская, 24)

Дом Фаберже
© Фото: citywalls.ru

Темы дня

  • «Невский маршрут» за август перевез более 2,5 тысяч петербуржцев и туристов на суднах
  • Губернатор Ленобласти Дрозденко решил проблему с вывозом мусора в Антропшино
  • В Петербурге в эксплуатацию ввели проблемный ЖК «Вариант»
  • В Петербурге на КАД около Вантового моста перекроют две полосы

На этот раз мы рассказываем о доме с богатой ювелирной историей, славу которому принес знаменитый Карл Фаберже.

Участок нынешнего дома № 24 по Большой Морской улице изначально принадлежал колокольному мастеру Христофору Ферстеру, которого принял на службу еще сам Петр I в 1720 году для игры в колокола на часах на Петропавловской крепости.

С середины XVIII века более 50-ти лет этот дом принадлежал семье Адор, глава которой был фабрикантом солода, а сын — золотых дел мастером. В особой кладовой Эрмитажа хранятся около 20 вещей работы И. Адора.

В начале 1830-х годов владельцем дома стал еще один ювелир — англичанин Дювелл. В 1836 году дом перестраивал архитектор П. Жако. В 1830-е годы здесь находилась лавка книготорговца Луки Диксона, у которого Пушкин покупал иностранные книги, часто в долг.

Наибольшую известность дом на Большой Мрской, 24 получил в связи со знаменитой ювелирной фирмой Фаберже. В 1898 году петербургский потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии Карл Фаберже купил его за 407 тыс. руб. у владельца — генерал-майора Золотова. Вскоре была произведена перестройка этого дома по проекту архитектора К.К. Шмидта, двоюродного племянника К. Фаберже. Фасад дома решен в стиле модерн с элементами англо-готического стиля: тяжелые полуколонны из полированного красного гранита первого этажа только подчеркивают легкость и устремленность вверх следующих этажей с зеркальными окнами.

Строительство удалось осуществить всего за два года: 1899-й-1900-й. Дом принадлежал фирме Фаберже вплоть до Октябрьского переворота. Здесь размещались и магазин, и мастерские, и 15-и комнатная квартира хозяев.

В 1918 году Фаберже уехал в Лозанну. Тогда же на первом этаже нового дома разместился магазин золотых и бриллиантовых вещей, на остальных этажах и в дворовых корпусах устроили мастерские видных ювелиров, работавших на Фаберже: Михаила Перхина, Августа Хольмстрема, Августа Хольминга и Альфреда Тилемана, оборудованные по последнему слову техники.

На самом верхнем этаже находилась художественная студия, где трудились выпускники Училища технического рисования барона Штиглица во главе с ювелиром Францем Бирбаумом.

В пятнадцатикомнатную квартиру Карла Фаберже перенесли администрацию фирмы. В апартаментах находилась двухэтажная библиотека, обшитые дубовыми панелями кабинет и рабочая комната, будуар супруги Карла, Августы Богдановны.

В 1920-е годы в доме №24 размещалось Норвежское консульство. В советское время на первом этаже располагался «Ювелирторг», а в 1990-е годы — ювелирный магазин «Яхонт». В настоящее время в доме Фаберже продолжает работать ювелирный магазин, в торговом зале которого сохраняются старые дубовые прилавки.

Сегодня это здание признано объектом культурного наследия регионального значения.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: билеты и режим работы в 2021 году

Музей Фаберже в Шуваловском дворце – один из самых интересных частных музеев Санкт-Петербурга. Имя ювелира Карла Густавовича Фаберже ассоциируется с роскошью и богатством из-за его творений – знаменитых яиц, созданных для членов императорской семьи и некоторых других частных покупателей. Экскурсия по музею Фаберже – возможность прикоснуться к тонкому ювелирному искусству, ведь здесь представлена крупнейшая в мире коллекция знаменитых работ.

Часы работы музея

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, музей закрыт до 10 января 2021 года включительно.

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге работает каждый день, без выходных, с 10:00 до 21:00. Кассы работают с 9:30 до 20:15. Обратите внимание, купить билет в кассе можно только на сеанс в день приобретения.

Вход в музей осуществляется по сеансам, каждые 5 минут. В одной группе может войти не более 5 человек, а продолжительность осмотра экспозиций – 1 час. Последний сеанс начинается в 19:40, в 20:45 выставочные залы закрываются для посетителей.

Также доступны билеты с экскурсионной программой. Они проводятся каждый час, с 10:00 до 19:00. Продолжительность экскурсии – 1 час, максимальный размер группы – 5 человек.

Читайте также  Музей-усадьба и. репина «пенаты» в санкт-петербурге

Цены на билеты

Перед посещением музея, узнайте, сколько стоят билеты в 2021 году:

  • стандартный – 500 рублей;
  • студенты, пенсионеры, школьники – 250 рублей;
  • билет, включающий экскурсионную программу – 1000 рублей.

Для приобретения билета по льготной цене потребуется предъявление документа, подтверждающего это право. Для самостоятельного осмотра экспозиций можно приобрести аудиогид на русском, английском, французском, испанском, немецком или итальянском языке. Его стоимость – 250 рублей, 1000 рублей – залог.

Бесплатно посетить музей могут:

  • дети до 7 лет;
  • дети-сироты;
  • члены многодетных семей;
  • сотрудники музеев России и члены Международного совета музеев;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • герои России и СССР;
  • ветераны Великой Отечественной войны.

Льготы не распространяются на билеты, включающие экскурсионное обслуживание.

Также Вы можете приобрести билеты онлайн, которые включают в себя экскурсионное обслуживание.

Не забудьте взять подтверждающий льготу документ, при покупке билета по сниженной цене. Внимательно выбирайте время – при опоздании услуга считается оказанной, и деньги не возвращаются.

Экскурсии и цены

Чтобы узнать о музее больше интересной информации, а посещение было насыщенным и запоминающимся, можно забронировать экскурсию. Индивидуальная программа позволит погрузиться в историю, ниже представлены самые лучшие экскурсии.

Музей Фаберже: сага о ювелире

На этой экскурсии вы не только увидите выдающиеся произведения ювелирного искусства, но и узнаете о жизни Карла Фаберже. Гид расскажет о любви, шпионаже, таланте и карьере знаменитого ювелира. Помимо этого вас ждут рассказы о самом музее.

Продолжительность: 1,5 часа.

Стоимость: 3800 рублей за группу от 1 до 5 человек.

Индивидуальная экскурсия по Музею Фаберже

Вместе с гидом вы побываете в выставочных залах музея, где вас ждет самая крупная коллекция шедевров фирмы Фаберже. Вы узнаете не только о знаменитых пасхальных яйцах, но и с ювелирным делом в России на рубеже XIX и XX века. Гид расскажет, как была устроена работа ювелиров, и как одному Карлу Фаберже удалось сделать из небольшой мастерской – компанию, которая делала подарки для императорской семьи.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 5000 рублей.

Что посмотреть в музее

Самая главная достопримечательность музея – 9 яиц Фаберже. Известно, что изготовлено было 71, 54 – изготовлены для императорской семьи, а остальные – для частных покупателей. Сейчас некоторые из них потеряны и их местоположение неизвестно, часть находится в частных коллекция, а остальные – выставлены в музеях по всему миру. В музее можно увидеть самое первое яйцо – «Курочка», она была подарком Марии Федоровне от Александра III.

Императорское пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Кроме них в музее находятся более 4 тысяч экспонатов – это ювелирные изделия, иконы, сувениры, столовые принадлежности и многое другое.

Императорское пасхальное яйцо «Курочка»

Многое из того, что представлено на выставках музея принадлежало членам императорской семьи. Кроме того, здесь можно увидеть работы и других известных русских ювелиров Овчинникова, Хлебникова и других.

Выставочные залы дворца Шувалова

Музей Фаберже располагается во дворце Нарышкиных-Шуваловых, строительство которого завершилось в 1780 году. Перед тем, как здесь открылись выставки в 2006 году, была проведена первая масштабная реконструкция.

Первое, что видят гости – парадная лестница, возведенная в первой половине XIX века.

Главные экспонаты расположены на 2 этаже – они занимают целых 10 залов.

Рыцарский зал. Здесь гости смогут увидеть кубки, посуду, шкатулки и другие произведения искусства, выполненные из серебра и фарфора, которые становились трофеями и наградами за военные заслуги. На стенах залах изображен рыцарский турнир.

Красная гостиная. В этом помещении демонстрируются лучшие экспонаты русского художественного серебра XVIII – начала XX веков, выполненные ювелирами фирмы Фаберже и прочих мастерских.

Синяя гостиная. Именно здесь выставлены жемчужины музея – драгоценные пасхальные яйца.

Золотая гостиная. Когда-то это комната была столовой, а в настоящее время здесь хранятся подарки императорской семьи. Главное внимание уделено сувенирам, изготовленных мастерами фирмы Фаберже, можно увидеть табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров, выполненных из золота.

Аванзал. В этом зале собраны ювелирные украшения и предметы быта. Изюминка экспонатов этой выставки – покрытие эмалью-гильоше с разнообразной цветовой палитрой. В настоящее время эта технология ювелиров Фаберже – утрачена.

Белая и Голубая гостиные. В гостиных выставляются эмалированные изделия, сделанные в ювелирной мастерской Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.

Выставочный зал. Когда-то в этом зале размещался домашний музей Шуваловых. В настоящее время в помещении гости могут увидеть резные изделия из камня, сделанные в XIX–XX веках. Кроме них зал украшают работы русских художников XIX века, например, здесь можно увидеть полотна Ивана Айвазовского и Василия Поленова.

Готический зал. В этом зале располагался кабинет бывшего владелец дворца – графа Шувалова. Сейчас в зале хранятся работы русских иконописцев. Гости могут увидеть иконы, написанные в XVI–XX веках, обрамленные в серебряные рамы самыми известными ювелирами Петербурга.

Верхняя буфетная. В этом зале демонстрируются полотна кисти русских и французских художников-импрессионистов, написанные в конце XIX – начале XX веков. Кроме того, на выставке представлены изделия из фарфора, как дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.

История музея

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге – один из самых молодых. Его коллекция начала формироваться в 2004 году, когда Виктор Вексельберг приобрел произведения Фаберже у наследников американского миллиардера Малькома Форбса. Он был ценителем работ знаменитого ювелира, и многие годы пополнял свою коллекцию. Планировалось, что все предмет будут продаваться на аукционе отдельными лотами, но Виктору удалось договориться о покупки всех экспонатов одним лотом. Таким образом удалось не только вернуть шедевры в Россию, но и спасти коллекцию от разделения на отдельные части.

На основе покупке было решено основать музей. В это время во дворце Нарышкиных-Шуваловых располагался Дом Дружбы, но фонду «Связь Времен» удалось договориться о 50-летней аренде. Затем, в течение 7 лет длилась реставрация дворца, на которую было потрачено 1,2 миллиарда рублей. Государственные инвестиции не привлекались в этот проект. Наконец, в 2013 году состоялось открытие музея.

Как добраться

Адрес музея Фаберже в Санкт-Петербурге: набережная реки Фонтанки, 21. Добраться можно на автобусах № 3, 7, 22, 24, 27, 191, а также на троллейбусах № 1, 7, 5 10, 11 и 22 до остановки «Метро Гостиный двор». Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», расстояние до музея – 700 метров, это около 8-10 минут пешей прогулки.

Телефон для справок: +7 (812) 333 26 55

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: