Церковь святой екатерины в санкт-петербурге - JEKATERINBURG.RU

Церковь святой екатерины в санкт-петербурге

Церковь святой екатерины в санкт-петербурге

Концерты духовной музыки

Санкт-Петербургская местная религиозная организация
Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины

К 80-летию Указа о депортации немцев

Памятный вечер в церкви Св. Екатерины

8 сентября в 19.00

Анонс музыкальных мероприятий на сентябрь 2021 года

Приглашаем всех насладиться прекрасной музыкой!

Сентябрь в школе Мая

Первый «День знаний» в возрожденной школе!

Очередной курс Теологической семинарии ЕЛЦЕР

23-30 ноября этого года на Невском 22-24

Сердечно приглашаем принять участие в братском общении на богословские темы!

Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины

Санкт-Петербургская община основана в 1728 году лютеранами, проживавшими на Васильевском острове, и просуществовала до 1935 года. В 1991 году общинные структуры были восстановлены и действуют по настоящее время.

Церковь Святой Екатерины открыта для богослужений, посещения, осмотра выставки «Мир органа», концертов классической музыки.

Мы приглашаем всех христиан, убежденных атеистов, представителей всех мнений и исповеданий к диалогу, дружеской беседе, совместному молчанию и размышлениям. Также мы открыты к сотрудничеству с музыкантами, которые стремятся поддержать культуру нашего города на должном уровне.

В церковь может войти женщина как юбке, так и в брюках и с непокрытой головой, мужчина без головного убора, все с выключенными телефонами и другими техническими средствами, которые могут помешать окружающим. Мы признательны всем за уважение и внимание к нашей церкви и посильную помощь для поддержания нашего служения. Пожертвования предназначаются для малоимущих, больных, бездомных. Также община содержит церковное здание — памятник архитектуры, жемчужину Васильевского острова, достраивает и настраивает церковные музыкальные инструменты. В первую очередь — главный орган, которые наши друзья и гости слышат чаще всего. Помогая церкви, люди помогают городу и его жителям.

Да благословит вас Господь! Добро пожаловать!

Церковный календарь на неделю

16 воскресенье после Троицы

Иоанн 11,1.(2).3.17-27.(41-45):
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

2 Тимофею 1,7-10:
7 Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

Плач 3,22-26:
22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.
25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.

«Мы — люди, протестующие против смерти!» — Так сформулировал Кристоф Блумхардт. Ни в одной другой истории Тот, Кто есть воскресение и жизнь, не противостоит смерти так жёстко, как в чтении из Евангелия на это воскресенье. Чтение из послания хорошо сочетается с этими пасхальными оттенками; не только потому, что оно провозглашает Христа, «разрушившего сметь и явившего жизнь и нетление», но и потому, что оно противостоит «духу боязни», источающему смерть и тление, если дать ему волю.
Скорее осторожными — и поэтому подходящими для погребальных речей — словами ветхозаветное чтение хвалит благость Бога, обновляющуюся каждый день и никого навечно не предающую смерти.

Церковь Святой великомученицы Екатерины

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Старинная легенда гласит: Санкт-Петербург будет процветать и благоденствовать до тех пор, пока три ангела оберегают его. Ангелы те – золотой, серебряный и бронзовый – стоят на высоких шпилях, закрывая своими крылами город от бед и невзгод. Золотой ангел венчает собою шпиль Петропавловского собора, бронзовый – Александровскую колонну, а серебряный расположился на куполе собора Святой Великомученицы Екатерины.

Ровесница Санкт-Петербурга

Место, на котором сегодня располагается церковь Святой Екатерины, освящено в стародавние времена. В далеких 40-х годах XVIII века Кабардинский конный полк, расквартированный неподалеку, установил здесь свою переносную церковь: “полотняный” храм был освящен во имя Живоначальной троицы. Гренадеры ушли, а на их место пришли астраханские драгуны. При них на освященном месте возвели деревянную церковь во имя Николая-угодника. После драгун на зимние квартиры прибыл Кексгольмский пехотный полк. В этот период церковь получает новое имя – Святой великомученицы Екатерины.

Несмотря на указ императрицы Екатерины II об обязательном прививании от оспы каждого, в XVIII веке страшная болезнь еще не была побеждена. Поэтому в 1775 году по указу Святого Синода Екатерининская церковь стала “оспенной”: в нее со своими бедами и заботами шли люди, больные оспой и корью. Священники храма, в свою очередь, могли ходить только в дома, где бушевали болезни.

Скорее всего, мы уже никогда не узнаем причины, по которой в 1809 году, согласно архивным данным, в светлый праздник Рождества Христова храм сгорел дотла. Из всей утвари чудом сохранился только храмовый образ святой Екатерины.

Церковь была любима народом, поэтому сразу после несчастья начался сбор средств на ее восстановление. Деньги жертвовали и генералы, и купцы, и крестьяне, и простые работники. Новый храм заложили в октябре 1811 года: автором проекта выступил профессор Импера-торской Академии Художеств архитектор Андрей Михайлов. Начало Отечественной войны 1812 года замедлило строительные работы. Постройку завершили только к 1823-му.

Здание нового храма являло собой купольное сооружение с крестом в основании. Церковь построили чуть в глубине, с небольшим отступлением от линии улицы. На куполе установили медный шар, на котором располагался ангел с позолоченным крестом в руках. Восьмиколонный портик с барельефом Святой Екатерины располагался у западного фасада храма.

В 1861-1863 годах церковь перестроили: на месте портика появилась колокольня. Также в этот период были обустроены трапезная, сторожка и каменная часовня, в которой разместили спасенный образ Великомученицы Екатерины. Все постройки объединили оградой.

Внутренние помещения храма были просторными, полными света. Боковые приделы освятили во имя Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Настенная роспись изображала сцены из Евангелия, а своды храмы соорудили в форме розеток. Многочисленные иконы принадлежали кисти Карла и Федора Брюлловых, Григория Угрюмова.

Организованное при храме в 1876 году Благотворительное общество помогало неимущим, а открытая в 1888 году богадельня давала приют безродным старицам.

Разграбление и забвение

Послереволюционная судьба Екатерининского храма сродни многочисленным судьбам других российских церквей: разграбление утвари, исчезновение святынь, изгнание и расстрел священнослужителей и окончательное закрытие… В 1933 году здание храма было передано Гидрологическому институту. В 1953 году, после внутренней перестройки, здание, признанное памятником архитектуры, отошло Всесоюзному геологоразведочному институту.

Возвращение храма

Возвращение храма верующим началось в 1996 году. В 2000-м на колокольне был установлен позолоченный крест, а в 2004-м прошел первый молебен в купольной части храма. Полным ходом идут ремонтно-восстановительные работы – как самого храма, так и скульптуры Ангела.

Церковь святой Екатерины

Традиционная для архитектуры Санкт-Петербурга церковь находится на половине пути от Среднего проспекта Васильевского острова к Тучкову мосту.

Долгое время она стояла в запустении, но недавно на нее одели леса и реставрационные работы начались полным ходом.

В 1755 году, Екатерининскую церковь на Кадетской линии (переименованая Съездовская линия) Васильевского острова, причислили к оспенным.

Это означало, что посещать ее могли только прихожане, больные оспой, либо корью. Зараженные могли общаться только со служителями оспенных церквей. Те, в свою очередь, не имели права входить в дома, где не было заболевших этими страшными болезнями.

В 1809 году, в Рождество, Екатерининская церковь сгорела дотла. Чудесным образом уцелела только икона Святой Великомученицы Екатерины. От всего остального осталось только несколько пудов железа, которое продали за 4 рубля 50 копеек.

Объявили сбор денег и начались работы по восстановлению. Проект нового здания был разработан Михайловым, одним из создателей Исаакиевского собора.

За дело взялись 14 мая 1811 года, но с началом отечественной войны 1812 года, очень сильно сократилось число пожертвований и работы пришлось прекратить. Вскоре строительство продолжили, но велось оно очень медленно и закончилось лишь в 1823 году. Тогда же, в конце ноября, новый храм был освящен во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Рядом устроили деревянную звонницу, состоящую из четырех столбов и перекладин, на которых размещались колокола. К 1863 году на ее месте возвели колокольню.

Само здание было выстроено из обожженного кирпича на гранитном фундаменте, и венчалось одним куполом, покрытом белым листовым железом. Наверху стоял деревянный, обитый свинцом, Ангел, который держал в руках медный золоченый крест.

Западный фасад украсили восемь кирпичных колонн.

Первоначально, предполагалось, что они будут гранитными. Но средств на них не хватило.

Позже, между колоннами устроили стеклянную галерею, из которой внутрь вели три входа.

В 1876 году при храме было открыто Приходское Благотворительное общество и устроена богадельня – приют на 19 человек.

В 1906 году на пожертвования Общество смогло приобрести участок земли и построить на нем дом. Один из этажей отдали под богадельню.

После революции храм был закрыт и разграблен, а его настоятель отправлен в лагерь.

Между различными организациями города началась борьба за здание бывшей церкви. Наконец, победил Гидрологический институт. Теперь сюда заехали лаборатории.

Ангела на куполе изуродовали, вырвав крест из его рук.

Позднее очередным квартирантом стал Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт. Для нужд лаборатории надстроили четвертый этаж.

Во время Великой Отечественной войны снарядом была разрушена часовня, но церковь осталась цела.

В 1996 году здание было возвращено Православной епархии. О том, что здесь когда-то была церковь, говорила только великолепная акустика, позволяющая услышать голос чтеца из любого уголка.

Уже к декабрю 1996 года, небольшая часть была отреставрирована, что позволило начать регулярные богослужения.

В 2000 году был поднят крест. Ангел был скреплен скобами и обвит тросами. В мае 2003 года начались масштабные работы по подготовке к реставрации.

Храм Святой Великомученицы Екатерины был признан объектом федерального значения и на его восстановление Правительством были выделены значительные средства. Очистка от мусора, разборка лабораторных конструкций и подготовка к реставрации проводилась силами самих прихожан с помощью рабочих и специалистов.

В настоящий момент церковь находится в начальной стадии реставрационных работ и мало интересна для туристов.

Вряд ли что-то изменится и со временем, хотя внешне она выглядит красиво, но внутренние помещения сильно пострадали и шансов восстановить их исторический облик нет никаких.

Адрес:

Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 27-а

Официальный сайт

Как добраться:

Из метро Василеостровкая по Среднему проспекту пойти направо, в сторону Стрелки В.О. В конце проспект упрется в Кадетскую линию, на которой повернуть налево.

Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге

Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге — один из старейших католических храмов в России, ценный архитектурный памятник XVIII столетия. Расположена она на Невском проспекте и является одной из главных достопримечательностей исторического центра Петербурга и посещаемым туристами и местными жителями храмом. Это единственное католическое религиозное заведение в России, которому был присвоен титул малой базилики. Это звание было присвоено храму самим Папой Римским в 2013 году.

Расписание богослужений

Базилика Святой Екатерины является действующим католическим храмом, ежедневно в ней проводятся мессы на разных языках — русском, английском, польском и испанском.

По будням:

в 08:30, 12:00 и 19:00 — на русском языке

По субботам:

  • в 08:30, 12:00 и 19:00 — на русском языке,
  • в 20:00 — на испанском языке

По воскресеньям:

в 09:30 — на английском языке, в 10:45, 12:00 и 19:00 — на русском языке, в 13:30 — на польском языке.

Для посещения храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.

История

Католический приход в Санкт-Петербурге был образован, спустя 13 лет после основания города, — в 1716 году. Но разрешение на строительство отдельной католической церкви было подписано только императрицей Анной Иоанновной в 1738 году, а строительство завершилось при Екатерине II, через 45 лет. Именно в ее честь был назван храм.

Долгое время католический приход ютился в деревянном здании, которое сгорело в результате пожара. После этого городские власти приняли решение возвести каменный храм. В 1738 году для будущей постройки было отведено место на Невском проспекте. Автором проекта стал итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини. По ряду разных причин стройка велась долго, сменялись застройщики. Трезини за это время успел спроектировать и даже построить несколько православных храмов и стать известным архитектором в городе.

В 1751 году, когда у власти уже успело побывать два других правителя, и на престол вошла императрица Елизавета Петровна, Трезини покинул Россию и уехал в Италию. Во время правления Петра III работы не велись. И только при Екатерине II строительство продолжилось.

Работы начались 9 июня 1763 года под руководством французского архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота. С 1779 года процесс строительства поручили возглавить итальянскому архитектору Антонио Ринальди. И 7 октября 1783 года новый храм был открыт и торжественно освящен. Свое название он получил именем Святой Екатерины Александрийской — мученицы, погибшей во время гонений на христиан в Риме, и покровительницы Екатерины II. Изначально новый храм хотели назвать именем Святого Петра — покровителя города на Неве.

Открытие храма стало знаменательным событием в жизни Санкт-Петербурга. Прихожанами его стали известные деятели культуры и искусства, приглашенные из Европы. К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 тысяч человек.

После Революции жизнь храма продолжалась: он долгое время оставался единственным в Петербурге оплотом католической веры. Но в 1938 году он был закрыт, внутреннее убранство его разграблено. Завершил уничтожение храма большой пожар 1947 года, который почти ничего не оставил от былого великолепия. Здание долгое время использовалось, как склад.

Восстановление храма началось в 1992 году. Были проведены масштабные реставрационные работы, восстановлены интерьеры здания, и церковь Святой Екатерины Александрийской вновь открыла свои двери для прихожан, спустя почти 15 лет после начала восстановительных работ.

В 2013 году Папой Римским храму был присвоен титул базилики, подчеркнув его древность и значимость. На сегодняшний день в России существует только одна базилика — Святой Екатерины Александрийской. Часто в здании проводятся органные концерты и камерные мероприятия, но по-прежнему это — действующий католический храм.

Архитектура

Базилика Святой Екатерины Александрийской является ярким образцом архитектуры XVIII столетия. Построена она в модном тогда стиле классицизма и привлекает посетителей не только внешним, но и внутренним убранством.

Внешнее убранство

Базилика Святой Екатерины Александрийской — результат работы нескольких архитекторов в течение 45 лет, поэтому каждый из них внес свой вклад во внешний и внутренний облик здания. Но одна черта осталась — это стиль постройки: классицизм, отсюда — внешняя скромность здания.

Храм в плане представляет собой большой католический крест — это типичная форма религиозных строений в Европе. Фасад здания украшен арками и колоннами, которые сверху венчают фигуры апостолов и ангелов, поддерживающих центральный крест. Эти статуи — старейшие в Санкт-Петербурге, находящиеся на открытом воздухе. Венчает храм большой купол с католическим крестом.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма не сохранились, но были частично восстановлены по чертежам и рисункам. Очевидцы описывают внутреннее убранство храма как одно из самых роскошных в городе.

Главной ценностью храма был алтарный престол из мрамора, привезенный в подарок от жителей итальянского города Ливорно. Здесь же рядом располагались живописные полотна, одно из которых Екатерина II презентовала храму лично. Настоящим украшением церкви был орган — традиционный инструмент для католических храмов. Он считался одним из лучших в Европе.

Сейчас интерьер базилики Святой Екатерины скромный, но выдержан в соответствующем стиле. Стены выкрашены в бело-желтые тона, что создает ощущение присутствия света.

Главной реликвией храма стал алтарный крест, который был спасен одной из прихожанок в 1938 году и возращен, спустя более полувека. Также здесь находится один из лучших органов Петербурга, послушать его приходят как местные жители, так и туристы: в здании базилики часто проходят мероприятия.

Как добраться до базилики Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Базилика Святой Екатерины расположена главной улице Санкт-Петербурга — Невском проспекте, поэтому добраться до нее можно различными способами — на общественном транспорте или автомобиле.

Самый быстрый способ добраться в центр Петербурга — это метро. Станция «Невский проспект» (синяя линия), «Гостиный двор» (зеленая линия) находятся в шаговой доступности от базилики Святой Екатерины: расстояние составит не более 100 м. Чуть дальше, в начале Невского проспекта, находится станция метро «Адмиралтейская» (фиолетовая линия): от нее придется прогуляться минут 10 пешком или проехать на автобусах 2 остановки.

Многие автобусы проходят мимо базилики. Это маршруты № 3, 7, 22, 24, 27, 191. Они курсируют по разным районам города, что дает возможность доехать до Невского проспекта из разных мест. Остановка их так и называется — «Метро «Невский проспект». Она расположена в двух шагах от храма.

Также до базилики Святой Екатерины можно добраться на троллейбусе: их остановки на Невском проспекте совмещены с автобусными, что удобно. Подойдут маршруты № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

На автомобиле доехать также не составит труда, но парковка на Невском проспекте запрещена, придется поискать место на соседних улицах. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.

Базилика Святой Екатерины в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

Видео-обзор базилики Святой Екатерины в Петербурге:

Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Лютеранский приход на Васильевском острове.

Васильевский остров занимал выгодное положение в Невской дельте, и, по замыслу Петра Первого, он должен был стать главным центром науки, искусства и торговли. Здесь издавна селились купцы, ученые и художники, среди которых было много немцев. Сначала они были приписаны к церкви святого Петра «на Адмиралтействе». Но так как переправа через Неву весной и осенью была связана с большими трудностями, то было решено основать лютеранский приход на Васильевском острове. С этой целью был нанят дом, находившийся в собственности православного священника Казанской церкви. На одной половине дома поселился пастор, на другой совершалось богослужение.

В 1732 году церковный совет принял решение увеличить зал для молящихся и устроить в нем кафедру. А 19 мая 1734 года состоялось освящение обновленной кирхи. Оно происходило в присутствии принца Антона Ульриха — жениха принцессы Анны Леопольдовны, будущей правительницы России. В 1736 году при обновленном храме была учреждена церковная школа.

Однако благоденствие продолжалось недолго. В 1745 году сильное наводнение повредило фундамент церкви. Снова предстояли строительные работы, требовавшие больших средств. О том, как они были изысканы, сообщалось в тогдашней печати. «Церковь на Васильевском острове до сего времени не пользовалась еще так называемыми корабельными деньгами, — отмечал один из авторов. — А большая часть иностранных кораблей останавливалась на Васильевском острове, и корабельщики посещали церковь на острове. Потому теперь поднят был вопрос, не имеет ли права пользоваться корабельными деньгами и церковь на острове? Церковный конвент того же 1745 года положил, чтобы деньгами с голландских и английских кораблей пользовалась церковь на острове; а в 1751 году ей позволено было пользоваться деньгами со всех кораблей, люди которых ходят в нее слушать богослужение».

В 1767 году церковный совет принял решение выстроить на Васильевском острове настоящую церковь — вместо прежнего молитвенного дома. Было объявлено о сборе средств на строительство кирхи. «Подписка на пожертвования» была открыта во всех зарубежных городах, имевших торговые связи с Петербургом, а также в самой столице и тех губерниях, где проживали лютеране. Из зарубежных городов было получено 12 тысяч рублей, из Петербурга — 8 тысяч. Императрица Екатерина Вторая пожертвовала приходу 2 тысячи рублей, великий князь Павел Петрович — 500 рублей.

Новый храм был заложен 22 июня 1768 года на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Церковь, вмещающая более одной тысячи человек, возводилась по проекту российского архитектора немецкого происхождения Георга Фридриха (Юрия Матвеевича) Фельтена. Он же сделал эскизы внутреннего убранства храма. 26 января 1771 года церковь была освящена и названа в честь святой великомученицы Екатерины. До этого времени она называлась просто «островской». При освящении присутствовали все члены лютеранского церковного конвента и многие российские государственные деятели.

В эти годы лютеранскую общину на Васильевском острове возглавлял пастор Грот, известный проповедник и автор книги по истории протестантства в России. Йоахим Христиан (Ефим Христианович) родился в голштинском городке Плён, где его отец был адвокатом. Университетский курс будущий пастор прослушал на богословском факультете Йенского университета. Грот был образованным пастором. В 1764 году перед ним открылась перспектива занять должность профессора в Кильском университете. Но в том же 1764 году скончался пастор лютеранской церкви на Васильевском острове, и его место было предложено Гроту. Bcтупив в должность пастора церкви святой Екатерины, Грот трудился на приходе до самой своей смерти, которая последовала в 1799 году.

Снаружи храм украшен дорическим портиком, а внутри коринфские колонны делят помещение на три нефа. Днём свет в храм проникал через два ряда окон, а вечером церковь освещалась тремя хрустальными люстрами. В алтаре висели копии картин Рубенса и Ванлоо — «Тайная Вечеря» и «Воскресение». Кроме того, стены храма украшали полотна Гриммеля «Искушение Адама» и «Распятие». Установленные в церкви две позолоченные статуи были аллегориями Веры и Любви. В середине 19 века храм приобрёл орган фирмы «Метцель». В 1883 году церковь украсила мраморная статуя Спасителя работы скульптора Бока. В конце 19 века в церкви были сделаны хоры.

Церковь святой Екатерины содержала приходскую и торговую школы, два детских дома, реальную гимназию, детский сад, вдовий приют и дешёвые квартиры. С 1883 года в первый день Пасхи причт этой церкви служил вселенскую панихиду на Смоленском лютеранском кладбище.

Васильевский остров был одним из основных районов расселения петербургских немцев. Среди них было много врачей, аптекарей, торговцев, ремесленников. Особенно славились немецкие булочники. В романе «Евгений Онегин» есть такие строки:

И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

(Кстати, сам Пушкин родился в Москве, в доме Скворцова на Немецкой улице.)

К середине 19 века лютеранский приход святой Екатерины насчитывал около 9 тысяч прихожан. В их числе был директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт, врач и академик Христиан Садомон, принимавший участие в лечении раненного Пушкина.

Положение лютеран, живших в России, стало ухудшаться с началом Первой мировой войны, поскольку среди них преобладали прихожане немецкого происхождения. После 1917 года лютеранская община церкви святой Екатерины вступила в полосу испытаний. В начале 1920-х годов храм перешёл к баптистам и стал их центром.

В 30-х годах прихожане церкви святой Екатерины разделили судьбу всех верующих в Советском Союзе. Ведь недаром тот отдел Наркомюста, который с 1918 года заведовал вопросами взаимоотношений государства и Церкви, открыто назывался «ликвидационным». В те годы обычно сначала «исчезал» пастор, затем наиболее активные прихожане, после чего община «самоликвидировалась». «Большой террор» не миновал и Большого проспекта. Согласно постановлению от 1 августа 1935 года, церковь святой Екатерины была закрыта и передана под кинотеатр.

Шли годы, и в бывшем храме, сменяя одна другую, размещались разные конторы. В последнее время здание находилось в ведении студии грамзаписи фирмы «Мелодия». К счастью, ее работники не только не истребили то, что осталось от внутреннего убранства храма, но и вложили средства в реставрацию его интерьера.

Процесс деидеологизации общества открыл перед верующими города на Неве немыслимые ранее возможности. Осень 1990 года была насыщена церковными событиями. Вот одно из них: в ноябре состоялось освящение собора святого Андрея Первозванного, одного из старейших храмов, дошедших до нашего времени, расположенного на углу Большого проспекта и 6-й линии Васильевского острова. И, как бы продолжая эстафету духовного возрождения, именно от этого места утром 23 декабря 1990 году начался крестный ход, участники которого направились к лютеранской церкви святой Екатерины. После того как крестный ход завершился в стенах храма, здесь состоялось торжественное богослужение в канун праздника Рождества Христова (25 декабря по западному календарю), и впервые за несколько десятилетий своды кирхи огласились рождественскими песнопениями. Богослужение возглавил пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии отец Йозеф Баронас, который был назначен сюда для духовного окормления членов местной общины.

К 11 часам дня храм был заполнен до отказа. Сюда пришли пожилые лютеране — некоторые из них еще успели застать здесь богослужения в довоенное время. За богослужением присутствовали генеральный консул Германии и представители консульств Швеции и США, гости из местной католической общины, а также представители Русской Православной Церкви. Отныне богослужения в храме святой Екатерины совершаются по воскресеньям — на немецком, латышском и русском языках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: